Реагирование на чрезвычайные ситуации и ликвидация их последствий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реагирование на чрезвычайные ситуации и ликвидация их последствий



Методические указания

Для успешного усвоения данной темы необходимо детально рассмотреть перечень работ, обеспечивающих успешное реагирование на чрезвычайные ситуации и ликвидацию их последствий. Рекомендуется особое внимание при этом уделить жизнеобеспечению пострадавших и их социальной защите.

Для координации действий органов государственной власти и органов местного самоуправления, органов управления и сил гражданской защиты, а также организованного и планового выполнения комплекса мероприятий и работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций:

1) используются пункты управления и центры управления в чрезвычайных ситуациях;

2) создаются специальные комиссии по ликвидации последствий чрезвы-чайных ситуаций;

3) назначаются руководители работ по ликвидации последствий чрезвычай-ных ситуаций;

4) создаются штабы по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

5) определяется потребность в силах гражданской защиты;

6) привлекаются силы гражданской защиты для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.

 

3.3.1 Организация работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций включает в себя:

· создание пунктов управления;

· создание центров управления в чрезвычайных ситуациях;

· систему экстренной помощи населению по единому телефонному номеру 112.

Правовые и организационные основы функционирования системы экстренной помощи населению по единому телефонному номеру 112 определяются законодательством;

· руководство работами по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.

Руководитель работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации назначается для непосредственного управления аварийно-спасательными и другими неотложными роботами во время возникновения любой чрезвычайной ситуации;

· создание штаба по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.

Для непосредственной организации и координации аварийно-спасательных и других неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации создается штаб по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, который является рабочим органом руководителя работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.

Решение о создании и ликвидации штаба по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, его составе принимает руководитель работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации;

· привлечение сил гражданской защиты к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Привлечение сил гражданской защиты к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций осуществляется согласно планам реагирования на чрезвычайные ситуации, планами взаимодействия органов управления и сил гражданской защиты в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, а также планами локализации и ликвидации последствий аварии.

3.3.2 Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций осуществляется путем:

· проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ во время ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций осуществляется безвозмездно.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, тушение пожаров проводятся в максимально сжатые сроки, непрерывно до их полного завершения, с наиболее полным использованием возможностей сил и средств, неуклонным соблюдением требований установленных режимов работ и правил безопасности;

· тушения пожаров.

Тушение пожаров осуществляется безвозмездно.

Во время тушения пожара работник пожарно-спасательного подразделения имеет право на беспрепятственный доступ во все жилые, производственные и другие помещения, а также на применение любых мер, направленных на спасание населения, предотвращение распространения огня и ликвидацию пожара.

· жизнеобеспечения пострадавших.

Жизнеобеспечение пострадавших состоит в создании и поддержании условий, минимально необходимых для сохранности жизни и здоровья населения в зонах чрезвычайных ситуаций, на маршрутах эвакуации и в местах размещения эвакуированного населения, по установленным нормам и нормативам и включает обеспечение населения водой, продуктами питания, предметами первой необходимости, местом для временного проживания, изделиями медицинского назначения, лечебными средствами и коммунально-бытовыми услугами, а также транспортное и информационное обеспечения;

· проведения восстановительных работ;

· проведения целевой мобилизации.

С целью ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера государственного уровня и их последствий может проводиться целевая мобилизация в порядке, определенном Законом Украины "Про правовой режим чрезвычайного положения" и другими нормативно-правовыми актами;

· возмещения материального ущерба, оказания помощи пострадавшим вследствие чрезвычайной ситуации и социальной защиты пострадавших.

Пострадавший вследствие чрезвычайной ситуации – это лицо, которому причинен моральный, физический или материальный ущерб вследствие чрезвычайной ситуации или проведения работ по ликвидации ее последствий.

Мероприятия социальной защиты и возмещение материального ущерба пострадавшим вследствие чрезвычайной ситуации включают:

1) предоставление (выплату) материальной помощи (компенсации);

2) обеспечение жильем;

3) оказание медицинской и психологической помощи;

4) предоставление гуманитарной помощи.

Рекомендуемая литература: [2.2.1.2, 2.2.2.4].


Контрольные вопросы

1. В чем суть организации работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций?

2. Как осуществляется экстренная помощь населению в условиях ЧС?

3. Каковы пути ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций?

4. Кто является пострадавшим вследствие чрезвычайной ситуации?

5. В чем суть социальной защиты пострадавших?

6.

3.4 Прогнозирование радиационной обстановки и планирование мер защиты в зонах радиационного загрязнения

 

Под радиационной обстановкой понимают обстановку, которая сложилась или может сложиться на объекте субъекта хозяйственной деятельности или в населённом пункте в результате радиоактивного загрязнения местности и влияет на условия жизнедеятельности населения и устойчивость функционирования объектов хозяйствования.

Прогнозирование радиационной обстановки на объекте субъекта хозяйственной деятельности осуществляется с целью её заблаговременной оценки, разработки и осуществления мероприятий по защите персонала и создания условий для устойчивого функционирования жизненно важных объектов в условиях радиоактивного загрязнения местности.

3.4.1 Прогнозирование радиационной обстановки производится в следующей последовательности:

· определяются все объекты, на которых возможны радиационные аварии с радиоактивным загрязнением местности в месте расположения объекта анализа, а также объекты, по которым может быть нанесён ядерный удар;

· оцениваются типы и мощность источников радиационной опасности, наиболее вероятный калибр ядерного боеприпаса, который может быть применён в ходе вооружённого конфликта;

· оценивается расстояние до этих объектов и характер местности;

· оценивается обеспеченность объекта защитными сооружениями для персонала и их защитные свойства;

· определяются и оцениваются места, пригодные для временной эвакуации или рассредоточения людей в загородной зоне, пути эвакуации и транспортные средства;

· оцениваются климатические, метеорологические условия, время года и суток;

· оцениваются возможности объекта по дезактивации территории, зданий и сооружений, одежды, проведению санитарной обработки персонала;

· оценивается производственный цикл, возможность его остановки или изменения в условиях радиоактивного загрязнения.

 

3.4.2. Планирование мер защиты в зонах радиационного загрязнения предусматривает мероприятия:

· по недопущению облучения персонала и населения сверх допустимых норм;

· по обеспечению устойчивого функционирования объектов жизнеобеспечения населённых пунктов, других важных объектов в условиях радиоактивного загрязнения;

· по подготовке необходимых защитных сооружений и средств индивидуальной защиты, порядку их использования;

· по подготовке необходимых специализированных формирований ГЗ.

 

3.4.3 Прогнозирование радиационной обстановки при аварии на АЭС предусматривает следующие этапы:

1. Прогнозирование зон радиоактивного загрязнения территории по следу радиоактивного облака.

2. Прогнозирование времени начала выпадения радиоактивных осадков на определенном расстоянии от АЭС.

3. Прогнозирование возможных доз облучения персонала субъекта хозяйствования, продолжающих выполнять задания в зонах радиоактивного загрязнения.

4. Формирование исходных данных:

· тип ядерного реактора (РБМК или ВВЭР); электрическая мощность реактора, МВт;

· время начала аварии, дата, час, мин.;

· часть выброшенных из реактора радиоактивных веществ, от их общего количества, %;

· скорость ветра на высоте 10м, м/с;

· направление ветра (в сторону объекта субъекта хозяйственной деятельности (ОХД)), град.;

· облачность – отсутствует (1 – 4 балла), средняя (5 – 7 баллов), сплошная (8 – 10 баллов);

· расстояние от аварийной АЭС до объекта субъекта хозяйственной деятельности, LОХД, км;

· время, прошедшее после аварии, до момента начала облучения людей в зоне загрязнения, суток, часов;

· длительность облучения в зоне загрязнения, суток, часов.

 

3.4.4 Прогнозирование радиационной обстановки выполняется в следующей последовательности:

· по табл. А.1 (приложение А) определяется категория вертикальной устойчивости атмосферы, отвечающей метеорологическим условиям и времени суток на момент аварии (конвекция, изотермия, инверсия);

· по табл. А.2 определяется средняя скорость переноса радиоактивного облака, м/с;

· для заданного типа реактора и части выброшенных из него радиоактивных веществ по одной из табл. А.3-А.7, которая соответствует категории вертикальной устойчивости атмосферы и скорости переноса радиоактивного облака, определяются индексы зон загрязнения (М, А, Б, В, Г) и их размеры (длина и ширина, км);

· наносятся на карту (условную схему местности):

- местоположение аварийного реактора условным обозначением
(рис. Б.1, приложение Б);

- ось прогнозируемого следа радиоактивного облака О – О¢ в соответствии с направлением ветра (рис. Б.3, приложение Б);

- прогнозируемые зоны радиоактивного загрязнения в виде правильных эллипсов, каждый определенного цвета (зона М – красная, зона А – синяя, зона Б – зеленая, зона В – коричневая, зона Г – черная), с учетом масштаба, начиная с места аварии и ориентируя большую ось эллипсов в направлении ветра
(рис. Б.3, приложение Б);

- характеристика аварийного реактора и время аварии рядом с условным обозначением реактора (рис. Б.1, приложение Б);

- метеорологические данные на время аварии в прямоугольной рамке в верхней угловой части карты (схемы) (рис. Б.2, приложение Б).

· по расстоянию от АЭС (LОХД, рис. Б.3, приложение Б) определяется зона загрязнения, в которую попадает объект субъекта хозяйственной деятельности;

· по одной из табл. А.9-А.13, соответствующей зоне, в которую попадает ОХД, определяется табличная доза облучения, Dтаб, для середины зоны на пересечении строки и колонки, которые соответствуют времени, прошедшему после аварии (суток или часов) и длительности пребывания рабочих (персонала) в зоне радиоактивного загрязнения (суток или часов) соответственно.

· определяется расстояние от АЭС до середины зоны загрязнения, в которую попадает ОХД, по оси следа по следующим формулам:

или

где – расстояние от АЭС до внешней границы зоны по оси следа;

– расстояние от АЭС до внутренней границы зоны по оси следа;

· определяется коэффициент пересчета табличной дозы облучения в середине зоны на реальное местонахождение рабочих (персонала), КЗ (коэффициент зоны), по одной из следующих формул:

если LОХД < Lсер;

, если LОХД > Lсер,

где с = Lсер – LОХД,

d = Lз – Lсер;

· определяется доза облучения рабочих (персонала), DОБЛ, по формуле

бэр,

где КОСЛ – коэффициент ослабления уровня радиации защитным сооружением, на открытой местности КОСЛ = 1;

· сравнивается доза облучения DОБЛ с предельно допустимыми годовой и среднемесячной дозами облучения персонала и делается вывод.

Пример нанесения на карту прогноза радиационной обстановки при аварии на АЭС приведен на рис. Б.4 приложения Б.

Согласно НРБУ-97, допустимой дозой облучения человека является эффективная доза облучения 50 мЗв в год. Такая доза соответствует поглощённой дозе 5 рад внешнего гамма-облучения в год. В тоже время, для населения установлен лимит эффективной дозы 1 мЗв (0,1 рад), а для персонала категории А лимит эффективной дозы 20 мЗв (2 рада). В условиях радиационной аварии, население, привлечённое к ликвидации последствий аварии либо к работам в условиях радиационного облучения, приравнивается к персоналу категории А. В особых случаях, по специальному разрешению и с ведома облучаемых лиц, допускается увеличение годовой дозы облучения персонала категории А до 100 мЗв (10 рад) с компенсацией её в последующие годы дозами, меньшими 2 рад.

Рекомендуемая литература: [2.2.2.1, 2.2.2.4].

3.5 Прогнозирование химической обстановки и планирования мер защиты в зонах химического загрязнения

Зона возможного химического загрязнения – это территория, в пределах которой под воздействием изменения направления ветра может распространяться облако с опасной для человека концентрацией ОХВ. Людей, которые находятся в этой зоне, необходимо срочно оповестить об аварии и проинформировать о порядке необходимых действий.

Зона прогнозируемого загрязнения – это территория, над которой распространяется облако с опасной для человека концентрацией ОХВ. Площадь этой зоны позволяет оценить масштаб чрезвычайной ситуации, а также рассчитать необходимые силы и средства для ее локализации и ликвидации.

 


3.5.1 Прогнозирование химической обстановки в зонах химического загрязнения предусматривает:

1. Прогнозирование масштаба загрязнения опасными химическими веществами (ОХВ) при авариях на химически опасных объектах и транспорте.

2. Прогнозирование времени начала загрязнения и длительности поражающего действия на определенном расстоянии от места аварии.

3. Прогнозирование возможных потерь персонала и населения в зоне загрязнения.

4. Формирование исходных данных:

· дата и время аварии;

· название и общее количество ОХВ, которое попало в окружающую среду , тонн;

· скорость и направление ветра в приземном слое воздуха, м/с, град. соответственно;

· облачность, баллов;

· температура воздуха, Тв ;

· характеристика вертикальной устойчивости атмосферы (конвекция, изотермия, инверсия);

· расстояние до субъекта хозяйственной деятельности от места аварии, Х, км;

· количество работников на субъекте хозяйственной деятельности, В, людей;

· ОХВ сохранялось в жидком виде, разлив химического вещества свободный.

 

3.5.2 Прогнозирование химической обстановки выполняется в следующей последовательности:

· определяется категория вертикальной устойчивости атмосферы в приземном слое по табл. 3.5;

· определяются характеристики ОХВ и вспомогательные коэффициенты:

- d – плотность жидкого ОХВ, т/м3, по табл. А.14;

- К1, К2, К3, К7(1), К7(2) – вспомогательные коэффициенты по таблице А.14;

- К4 – по таблице А.15;

- К5 равняется: при конвекции – 0,08; при изотермии – 0, 23; при инверсии – 1,0.

· определяется эквивалентное количество ОХВ в первичном облаке по формуле

т;

· определяется длительность испарения и поражающего действия ОХВ по формуле

ч,

где h – толщина слоя разлива ОХВ, м, в случае свободного разлива h = 0,05м; длительность поражающего действия равняется длительности испарения Тпор = Тисп, часов;

· определяется вспомогательный коэффициент К6 по формуле

 
 
  если Тисп ≤ 4 ч; если Тисп ≥ 4 ч.


· определяется эквивалентное количество ОХВ во вторичном облаке по формуле

т;

· по табл. А.16 для заданной скорости ветра и эквивалентных количеств ОХВ определяется возможная глубина зон загрязнения первичным R1 и вторичным R2 облаками, км;

· определяется возможная полная глубина зоны загрязнения по формуле

Rп = R' + 0,5R", км,

где R' – максимальное значение из R1 и R2;

R" – минимальное значение из R1 и R2;

· определяется максимальная глубина распространения облака с ОХВ по формуле

Rmax = V Tрасч, км,

где V – скорость переноса облака км/ч, по табл. А.17;

Tрасч – расчетное время, которое прошло после аварии, ч;

Расчётное время выбирается в интервале от 1 до 4 часов и должно удовлетворять двойному неравенству

, ч;

· за расчетную глубину зоны загрязнения принимается минимальное значение из Rп и Rmax;

· по табл А.18 определяется угловой размер зоны возможного загрязнения, φ0, градусов;

· определяется площадь зоны возможного загрязнения по формуле

;

· определяется площадь зоны прогнозируемого загрязнения по формуле

 

 

где К8 =

 

 

·
при инверсии; при изотермии; при конвекции;
зона прогнозируемого загрязнения имеет форму эллипса, большая ось которого равняется Rрасч, а малая, a, может быть определена по формуле

, км,

· наносится зона возможного загрязнения на карту или схему местности:

- при скорости ветра меньше 0,5 м/с зона загрязнения имеет вид круга с центром в месте аварии и радиусом, равным Rрасч;

- при скорости ветра от 0,5 до 1,0 м/с зона загрязнения имеет вид полукруга радиусом Rрасч, а биссектриса полукруга совпадает с осью зоны загрязнения и ориентирована по направлению ветра;

- при скорости ветра от 1,0 до 2,0 м/с, а также более 2,0 м/с зоны загряз-нения имеют вид секторов радиусом Rрасч, с углами 900 и 450 соответственно, биссектриса секторов совпадает с осью зоны загрязнения и ориентирована по направлению ветра;

· в зоне возможного загрязнения пунктиром наносится зона прогнози-руемого загрязнения, в виде эллипса, начиная с места аварии с ориентацией большой оси по направлению ветра;

· место аварии на карте (схеме) отмечается точкой с условным обозначением химически опасного объекта, делается пояснительная надпись с названием и количеством ОХВ, временем и датой аварии;

· характеристика метеорологических условий на время аварии (направление ветра в градусах, скорость ветра, м/с, облачность в баллах, температура воздуха и почвы, 0С, категория устойчивости атмосферы) приводится в прямоугольной рамке в верхней угловой части карты (схемы). Рамка выполняется пунктиром для погодных условий, которые прогнозируются на время аварии, сплошной линией – для реальных метеорологических условий;

· определяется время подхода облака с ОХВ к объекту субъекта хозяйственной деятельности (ОХД) по формуле

, ч,

где Х – расстояние от места аварии до ОХД, км;

V – скорость распространения облака с ОХВ, км/ч, по табл. А.17;

· по таблице А.19 определяются возможные потери и их структура среди работников (персонала) в зависимости от условий их размещения (на открытой местности, в помещениях или простейших укрытиях) и обеспечения средствами индивидуальной защиты;

· пример обозначения зон возможного и прогнозируемого загрязнения приведен на рис. Б.5 приложения Б, пример нанесения на карту прогноза зоны возможного химического загрязнения приведен на рис. Б.6 приложения Б;

· анализируются полученные данные (тип и свойства ОХВ, время суток, время подхода облака к субъекту хозяйственной деятельности, длительность поражающего действия ОХВ, возможные потери людей), делаются выводы.

Табл. 3.1 – Определение категории вертикальной устойчивости атмосферы
Скорость ветра, м/с День Ночь
Ясно1-4 балла Облачно5-7 балл. Пасмурно8-10 балл Ясно1-4 балла Облачно5-7 балл Пасмурно8-10 балл
0,5 конвек-ция конвек-ция изотер-мия инвер-сия инверсия изотер-мия
0,6 – 2,0 конвек-ция конвек-ция изотер-мия инвер-сия инверсия изотер-мия
2,1 – 4,0 конвек-ция изотер-мия изотер-мия инвер-сия изотермия изотер-мия
>4,0 И з о т е р м и я

 

Рекомендуемая литература: [2.2.2.1, 2.2.2.4].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.239.110 (0.065 с.)