Семинар № 12. Мир и Советское государство между двумя мировыми войнами (1918–1939) (дневная форма обучения – 2 ч., заочная - - ч).. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар № 12. Мир и Советское государство между двумя мировыми войнами (1918–1939) (дневная форма обучения – 2 ч., заочная - - ч)..



Цель проведения занятия – изучить тенденции развития всемирной истории в начале XX в, проанализировать особенности формирования советской политической системы, развитие НЭПа, коллективизации, индустриализации.

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Западная Европа, США и Восток в 1918–1939 гг.:

а) послевоенное развитие стран Западной Европы и США;

б) мировой экономический кризис и «Великая депрессия»;

в) Восток в 1918–1939 гг.

2. Формирование советской политической системы:

а) структура советского государства;

б) национальная политика. Образование СССР;

в) утверждение тоталитарного политического режима.

3. Социально-экономическая политика Советского государства:

а) переход от «военного коммунизма» к новой экономической политике (НЭП);

б) форсированная индустриализация, сплошная коллективизация сельского хозяйства;

в) достижения и противоречия советской культуры.

Основные термины и определения: " Великая депрессия", СССР, НЭП, индустрализация, коллективизация, тоталитаризм, Сталин.

Темы докладов и рефератов

1. Основные этапы формирования советской политической системы.

2. Рост роли партийного аппарата в советской политической системе.

3. Индустриализация, ее источники и результаты.

4. Коллективизация, ее экономические и социальные последствия.

5. Образование СССР.

6. Идеологические основы советского общества и культурное строительство в 20–30-х годах.

Вопросы для дискуссии

1. Почему некоторые исследователи называют советскую политическую систему, созданную в 20–30-х годах, «феодальным социализмом», «казарменным социализмом», «государственно-бюрократическим социализмом» и т. д.? Согласны ли вы с такой оценкой?

2. Коллективизация сельского хозяйства. Это объективная необходимость или насилие над крестьянами?

3. Можно ли назвать культурные преобразования в стране «культурной революцией»? Да или нет? Ваше мнение?

Контрольные тесты для блиц-опроса

1. В основу советской модели национально-государственного устройства был (о) положен (о)...

1) подчинение союзных республик руководству РСФСР;

2) принцип конфедеративного устройства;

3) право республик на свободный выход из состава СССР;

4) сталинский проект «автономизации».

2. Переход к новой экономической политике начался с...

1) национализации собственности; 2) введения продналога;

3) введения золотого рубля; 4) введения продразверстки.

3. Форсированная индустриализация завершилась…

1) полной либерализацией экономики;

2) преодолением технико-экономической отсталости;

3) сосуществованием нескольких экономических укладов;

4) переходом к новой экономической политике (НЭПу).

4. Одной из причин проведения коллективизации стала необходимость:

1) ликвидации эксплуатации частного труда;

2) увеличение объемов поставок промышленных товаров на село;

3) более интенсивного развития сельского хозяйства;

4) обеспечение городского населения продовольствием.

5. Двумя из четырех республик, образовавших 30 декабря 1922 года СССР, являлись:

1) РСФСР; 2) Белорусская ССР;

3) Армянская ССР; 4) Узбекская ССР.

Литература:

1. История России Потартуров В.А., Тугусова, Г.В.,Гурина М.Г. и др.-Екатеринбург. Деловая книга,2002,2003.

2. Отечественная история (до 1917 г.): учебное пособие/ под ред. И.Я. Фроянова М.: Гардарики, 2002.

3. Двориченко А.Ю., Кащенко С.Г., Флоринский М.Ф.Отечественная история (до 1917 г.);учеб. пособие М., Гардарики, 2002.

4.Аврех А.Я., П.А.Столыпин и судьбы реформ в России. -М., 1991.

5.Бердяев Н.Н., Истоки и смысл русского коммунизма. -М., 1990

6.Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции. -М., 1990.

7.История первой мировой войны 1914-1918. —М., 1975.

8.Революционеры и либералы в России. -М., 1990.

Интернет-ресурсы.

1. http://www.iri-ran.ru/ Институт российской истории Российской Академии наук

2.http://www.imemo.ru/ru/history/osv.php / Институт мировой экономики и международных отношений.

3.http://ei1918.ru/ Академия Российской истории.

www.–lants.tellur.ru, www. istorya.ru, www.alleng.ru, www.magister.msk.ru, www.rsl.ru, www.clarion.ru, www.rhistory.ucoz.ru, www.hrono.ru

Методические рекомендации по подготовке к семинару

При подготовке первого вопроса обратите внимание на образование новых государств на развалинах Австро-Венгерской, Российской, Османской империй. В 1923–1929 гг. Запад пережил стабилизацию в экономике, в социальной жизни, во внутренней и внешней политике. Но в 1929–1933 гг. разразился крупнейший за всю историю капитализма экономический кризис. Страны Западной Европы и США выработали различные способы выхода из экономического кризиса. Следует обратить внимание на причины постоянного обострения противоречий между ведущими странами Европы и мира, на процесс объединения агрессивных стран в военный блок. Инициаторами передела мира стали Германия и Япония. В 1930-е гг. складываются предпосылки для новой глобальной войны.

При рассмотрении второго вопроса семинара необходимо обратить внимание на то, что основные черты советской политической системы начали формироваться еще в период гражданской войны и иностранной интервенции. В советском государстве основополагающим элементом системы государственного управления стала партия большевиков. Вторым звеном политической системы стали Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов (с 1936 г. – Советы депутатов трудящихся). Большая роль отводилась общественным объединениям и организациям. Обратите внимание на существенную особенность политической системы в СССР – фактическое отсутствие разделения властей на независимые ветви (законодательную, исполнительную и судебную). Обратите внимание на основные принципы национальной политики большевиков, на значение образования СССР для правящей партии, граждан, мирового исторического процесса.

При подготовке к семинару необходимо дать общую характеристику положения страны в конце 1920 – начале 1921 г., проанализировать экономические, политические и социальные истоки кризиса 1921 г., цели, противоречия и результаты новой экономической политики. Обратите особое внимание на особенности развития СССР в годы форсированной модернизации: источники и результаты индустриализации, экономические и социальные последствия коллективизации сельского хозяйства,

Проанализируйте достижения страны в области культурного строительства, изменения, происшедшие в развитии образования, науки, культуры.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.30 (0.006 с.)