Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Семинар № 12. Мир и Советское государство между двумя мировыми войнами (1918–1939) (дневная форма обучения – 2 ч., заочная - - ч).. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Цель проведения занятия – изучить тенденции развития всемирной истории в начале XX в, проанализировать особенности формирования советской политической системы, развитие НЭПа, коллективизации, индустриализации. Вопросы к семинарскому занятию: 1. Западная Европа, США и Восток в 1918–1939 гг.: а) послевоенное развитие стран Западной Европы и США; б) мировой экономический кризис и «Великая депрессия»; в) Восток в 1918–1939 гг. 2. Формирование советской политической системы: а) структура советского государства; б) национальная политика. Образование СССР; в) утверждение тоталитарного политического режима. 3. Социально-экономическая политика Советского государства: а) переход от «военного коммунизма» к новой экономической политике (НЭП); б) форсированная индустриализация, сплошная коллективизация сельского хозяйства; в) достижения и противоречия советской культуры. Основные термины и определения: " Великая депрессия", СССР, НЭП, индустрализация, коллективизация, тоталитаризм, Сталин. Темы докладов и рефератов 1. Основные этапы формирования советской политической системы. 2. Рост роли партийного аппарата в советской политической системе. 3. Индустриализация, ее источники и результаты. 4. Коллективизация, ее экономические и социальные последствия. 5. Образование СССР. 6. Идеологические основы советского общества и культурное строительство в 20–30-х годах. Вопросы для дискуссии 1. Почему некоторые исследователи называют советскую политическую систему, созданную в 20–30-х годах, «феодальным социализмом», «казарменным социализмом», «государственно-бюрократическим социализмом» и т. д.? Согласны ли вы с такой оценкой? 2. Коллективизация сельского хозяйства. Это объективная необходимость или насилие над крестьянами? 3. Можно ли назвать культурные преобразования в стране «культурной революцией»? Да или нет? Ваше мнение? Контрольные тесты для блиц-опроса 1. В основу советской модели национально-государственного устройства был (о) положен (о)... 1) подчинение союзных республик руководству РСФСР; 2) принцип конфедеративного устройства; 3) право республик на свободный выход из состава СССР; 4) сталинский проект «автономизации». 2. Переход к новой экономической политике начался с...
1) национализации собственности; 2) введения продналога; 3) введения золотого рубля; 4) введения продразверстки. 3. Форсированная индустриализация завершилась… 1) полной либерализацией экономики; 2) преодолением технико-экономической отсталости; 3) сосуществованием нескольких экономических укладов; 4) переходом к новой экономической политике (НЭПу). 4. Одной из причин проведения коллективизации стала необходимость: 1) ликвидации эксплуатации частного труда; 2) увеличение объемов поставок промышленных товаров на село; 3) более интенсивного развития сельского хозяйства; 4) обеспечение городского населения продовольствием. 5. Двумя из четырех республик, образовавших 30 декабря 1922 года СССР, являлись: 1) РСФСР; 2) Белорусская ССР; 3) Армянская ССР; 4) Узбекская ССР. Литература: 1. История России Потартуров В.А., Тугусова, Г.В.,Гурина М.Г. и др.-Екатеринбург. Деловая книга,2002,2003. 2. Отечественная история (до 1917 г.): учебное пособие/ под ред. И.Я. Фроянова М.: Гардарики, 2002. 3. Двориченко А.Ю., Кащенко С.Г., Флоринский М.Ф.Отечественная история (до 1917 г.);учеб. пособие М., Гардарики, 2002. 4.Аврех А.Я., П.А.Столыпин и судьбы реформ в России. -М., 1991. 5.Бердяев Н.Н., Истоки и смысл русского коммунизма. -М., 1990 6.Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции. -М., 1990. 7.История первой мировой войны 1914-1918. —М., 1975. 8.Революционеры и либералы в России. -М., 1990. Интернет-ресурсы. 1. http://www.iri-ran.ru/ Институт российской истории Российской Академии наук 2.http://www.imemo.ru/ru/history/osv.php / Институт мировой экономики и международных отношений. 3.http://ei1918.ru/ Академия Российской истории. www.–lants.tellur.ru, www. istorya.ru, www.alleng.ru, www.magister.msk.ru, www.rsl.ru, www.clarion.ru, www.rhistory.ucoz.ru, www.hrono.ru Методические рекомендации по подготовке к семинару При подготовке первого вопроса обратите внимание на образование новых государств на развалинах Австро-Венгерской, Российской, Османской империй. В 1923–1929 гг. Запад пережил стабилизацию в экономике, в социальной жизни, во внутренней и внешней политике. Но в 1929–1933 гг. разразился крупнейший за всю историю капитализма экономический кризис. Страны Западной Европы и США выработали различные способы выхода из экономического кризиса. Следует обратить внимание на причины постоянного обострения противоречий между ведущими странами Европы и мира, на процесс объединения агрессивных стран в военный блок. Инициаторами передела мира стали Германия и Япония. В 1930-е гг. складываются предпосылки для новой глобальной войны.
При рассмотрении второго вопроса семинара необходимо обратить внимание на то, что основные черты советской политической системы начали формироваться еще в период гражданской войны и иностранной интервенции. В советском государстве основополагающим элементом системы государственного управления стала партия большевиков. Вторым звеном политической системы стали Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов (с 1936 г. – Советы депутатов трудящихся). Большая роль отводилась общественным объединениям и организациям. Обратите внимание на существенную особенность политической системы в СССР – фактическое отсутствие разделения властей на независимые ветви (законодательную, исполнительную и судебную). Обратите внимание на основные принципы национальной политики большевиков, на значение образования СССР для правящей партии, граждан, мирового исторического процесса. При подготовке к семинару необходимо дать общую характеристику положения страны в конце 1920 – начале 1921 г., проанализировать экономические, политические и социальные истоки кризиса 1921 г., цели, противоречия и результаты новой экономической политики. Обратите особое внимание на особенности развития СССР в годы форсированной модернизации: источники и результаты индустриализации, экономические и социальные последствия коллективизации сельского хозяйства, Проанализируйте достижения страны в области культурного строительства, изменения, происшедшие в развитии образования, науки, культуры.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.30 (0.006 с.) |