Семинар № 10. Мир и Россия на рубеже XIX–XX в. (дневная форма обучения – 2 ч., заочная - - ч). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар № 10. Мир и Россия на рубеже XIX–XX в. (дневная форма обучения – 2 ч., заочная - - ч).



Цель проведения занятия – охарактеризовать особенности экономической политики С. Ю. Витте и аграрной реформы П. А. Столыпина, проанализировать причины революции, ее цели, этапы и основные движущие силы, выявить особенности формирования Версальско-Вашингтонской системы.

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Ведущие страны мира на рубеже XIX–XX в.:

а) модернизация и научно-технический прогресс ведущих стран мира;

б) эпицентры противоречий и военно-политические блоки. Первая мировая война (1914–1918);

в) формирование Версальско-Вашингтонской системы.

2. Экономическая политика С. Ю. Витте и аграрная реформа П. А. Столыпина:

а) экономическая политика С. Ю. Витте;

б) в) столыпинская аграрная реформа и ее итоги.

3. Общественно-политические силы на рубеже XIX–XX веков. Революция 1905–1907 гг.:

а) образование политических партий;

б) причины революции, ее цели, этапы и основные движущие силы. Итоги революции;

в) Государственная дума – первый опыт российского парламентаризма.

Основные термины и определения: экономическая политика С. Ю. Витте и аграрные реформы П. А. Столыпина, революция, образование политических партий в России, Государственная Дума, Первая мировая война, Версальско-Вашингтонская система.

Темы докладов и рефератов

1. Роль ХХ в. в мировой истории.

2. Экономическая политика С. Ю. Витте.

3. Столыпинская аграрная реформа: цели, ход осуществления, результаты.

4. Революция 1905–1907 гг.: предпосылки, причины, основные события.

5. Формирование российской многопартийности.

6. Становление российского парламентаризма.

Вопросы для дискуссии

1. Разделяете ли вы мнение о том, что Россия и СССР оказали беспрецендентное влияние на судьбы мира в ХХ в.? Ваши аргументы?

2. Большинство крестьян не поддержали реформу Столыпина? Чем это было вызвано?

3. Парламенты западных стран и Государственная дума России. Преобладали общие черты или особенности? Ваше мнение?

Контрольные тесты для блиц-опроса

1. Три характерные черты мира в ХХ в. это:

1) доступ к управлению государством исключительно дворянского сословия;

2) глобализация политических и социально-экономических процессов;

3) разрушение колониальной системы;

4) установление в большинстве стран абсолютной монархии;

5) столкновение тенденций национализма и интернационализма, интеграции и сепаратизма;

6) технический регресс в большинстве стран Европы и Америки.

2. Для России рубежа XIX-XX вв., было характерно...

1) начало промышленного переворота;

2) создание мануфактурного производства;

3) появление монополистических объединений;

4) господство натурального хозяйства.

3. Элементом реформы С. Ю. Витте является:

1) введение жесткого соотношения между серебряным рублём и ассигнацией;

2) введение золотой монеты как основы кредитной системы;

3) ужесточение финансовой политики по отношению к иностранному капиталу в России;

4) передача изготовления спирта и водки в частные руки.

4. Целью столыпинской аграрной реформы являлось:

1) создание сельскохозяйственных кооперативов, совместно владеющих землей и обрабатывающих ее;

2) разрешение аграрного вопроса с помощью передачи помещичьих земель крестьянам;

3) укрепление самодержавия с помощью восстановления «временнообязанного» состояния крестьян;

4) разрешение аграрного вопроса с помощью разрушения крестьянской общины и создания класса крестьян-собственников как опоры самодержавия.

Эти две партии образовались до революции 1905–1907 гг.

1) социалисты-революционеры (эсеры);

2) «Союз 17 октября» (октябристы);

3) РСДРП (социал-демократы);

4) народно-социалистическая партия (энесы).

Литература:

1. История России (Россия в мировой цивилизации): Курс лекций/Сост. и отв. редактор А.А.Радугин. – М.: Центр, 2009; 2011; 2012.

2. История России: учеб./А.С.Орлов, В.А.Георгиев и др. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2012. – 668 с.

3. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2002; 2003; 2004; 2005; 2008,2011. – 642 с.

Интернет-ресурсы.

1. http://www.iri-ran.ru/ Институт российской истории Российской Академии наук

2.http://www.imemo.ru/ru/history/osv.php / Институт мировой экономики и международных отношений.

3.http://ei1918.ru/ Академия Российской истории.

Методические рекомендации по подготовке к семинару.

При подготовке к первому вопросу обратите внимание на основные процессы и явления, характеризующие мировое развитие на рубеже XIX–XX вв. Благодаря бурному прогрессу науки и техники качественно преображалась жизнь людей. Важную роль в этом сыграли фундаментальные открытия в науке, прежде всего в физике. Модернизация производства в ведущих странах мира радикально меняла отраслевую структуру и энергетическую базу производства. Но капитализм испытывал острые внутренние противоречия. Установите причинно-следственные связи первого в истории мирового конфликта: оформление Тройственного союза, Антанты, связь между Балканским кризисом и развязыванием Первой мировой войны. После войны Версальско-Вашингтонская система определила условия послевоенного мирного регулирования, но она подготовила почву только для временной стабилизации международных отношений.

Во втором вопросе необходимо показать реальные результаты промышленного роста России на рубеже XIX – начале XX в., в особенности в железнодорожном строительстве, основные экономические мероприятия С. Ю. Витте. В то же время вы должны увидеть основные противоречия поступательного движения России: отсталое земледелие, неравномерность промышленного производства. Проанализируйте цели, основные мероприятия и результаты аграрной реформы П. А. Столыпина.

Отвечая на вопрос о предпосылках, причинах, основных событиях первой российской революции, студенту необходимо обратить внимание на то, что революция явилась результатом глубоких социально-экономических противоречий и сохранением в политических и экономических структурах России архаических феодальных пережитков.

Определите роль Манифеста 17 октября в формировании системы органов государственного управления, в становлении российской многопартийности и парламентаризма.

Семинар № 11. Революции, гражданская война и интервенция
в России (1917–1920 гг.) (дневная форма обучения – 2 ч., заочная - - ч).

Цель проведения занятия – рассмотреть развитие России вусловиях мировой войны и общенационального кризиса, причины, ход и итоги Февральской революции, свержение самодержавия, проанализировать альтернативы развития событий от февраля до октября 1917 г, выявить причины победы большевиков, особенности установления советской власти, изучить. причины, основные этапы и последствия гражданской войны.

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Февральская революция 1917 года:

а) участие России в Первой мировой войне;

б) общенациональный кризис в стране;

в) февральская революция 1917 г. и свержение самодержавия.

2. Приход к власти большевиков. Установление Советской власти:

а) альтернативы развития событий от февраля до октября 1917 г.;

б) октябрьская революция и установление Советской власти.

3. Причины, основные этапы и последствия гражданской войны:

а) причины и основные этапы гражданской войны;

в) вооруженная интервенция в России;

г) последствия гражданской войны и интервенции.

Основные термины и определения: Февральская революция, Ленин, большевики, советская власть, гражданская война, интервенция.

Темы докладов и рефератов

1. Общенациональный кризис в России в годы Первой мировой войны.

2. Февральская революция 1917 г. и свержение самодержавия.

3. Социально-экономическая политика Временного правительства

4. Октябрьская революция и установление советской власти.

5. Гражданская война и интервенция: причины, этапы, участники.

6. Политика «военного коммунизма».

Вопросы для дискуссии

1. Монархия в России разрушилась в силу объективных закономерностей или бездарности самих монархов? Ваше мнение?

2. Почему Временное правительство и Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов по одним вопросам расходились, а по другим – действовали совместно? Кто из них, на Ваш взгляд, был прав?

3. Почему большевики пошли на открытие Учредительного собрания, хотя понимали, что оно не утвердит их декреты, принятые Вторым Всероссийским съездом советов? Это была авантюра или дальновидная политика?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.184.214 (0.01 с.)