ТОП 10:

Таким образом, Украина пошла по пути более эффективного использования всего того, что есть в наличии, так как на создание новой и дорогостоящей системы средств нет.



Задачи ЕГСЧС, естественно, вытекают из задач ГЗ, но дополнительно к ним относятся задачи и общего характера: разработка правовой основы по вопросам предупреждения ЧС и защиты населения и территорий от их последствий, прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС, проведение гуманитарных акций и участие в международном сотрудничестве по гражданской защите населения.

Силы и средства ЕГСЧС складываются из всех сил и средств подсистем ГЗ, находящихся в повышенной готовности, а также добровольных спасательных формирований. Это –находящиеся в постоянной готовности военизированные и гражданские специальные и специализированные аварийно-спасательные формирования, а также специально подготовленные силы и средства Министерства обороны, МВД, пограничной службы и СБУ.

Основную часть работ по реагированию на ЧС и устранению её угрозы, выполняют аварийные формирования потенциально-опасных объектов.

Сейчас в Украине создаётся система противодействия ЧС, в виде синтеза двух имеющихся, взаимосвязанных и взаимодополняющих систем защиты населения, а именно:

- ГЗ, как системы двойного назначения, предназначенной для реагирования на все виды ЧС мирного и военного времени;

- ЕГСЧС, предназначенной для реагирования на ЧС техногенного и природного характера.

Основным документом, определяющим процесс преобразования двух систем в единую систему, является Закон Украины ²О правовых основах гражданской защиты².

По мере создания необходимых экономических условий и требуемой нормативно-правовой базы, ГЗ и ЕГСЧС будут реформированы в единую систему гражданской защиты (ЕСГЗ).

Благодаря созданию ЕСГЗ силы оперативного реагирования будут приближены непосредственно к местам возникновения ЧС, что позволит сократить время реагирования на них. Создание ЕСГЗ также имеет своей целью адаптировать ГЗ Украины к европейскому и мировому стандартам в сфере предотвращения и реагирования на ЧС.

При существующем экономическом положении Украины становление ЕСГЗ затянется на определённый период. Поэтому в условиях нарастания угрозы ЧС, очень важно ориентировать людей на самозащиту, на умение правильно действовать при возникновении ЧС и во время них, умение применять средства защиты и оказывать помощь пострадавшим. Но для этого необходимы специальные знания, поэтому нужно изучать ГЗ, особенно, будущему руководителю, который обязан по Закону во время ЧС отвечать за здоровье и жизнь подчинённых. ЧС - это тяжёлое испытание, требующее от людей огромного напряжения духовных и физических сил. Люди, обученные по ГЗ, будут более организованными в условиях ЧС и помогут не только себе, но и окружающим.

 

 

2 лекция: Роль и задачи ГЗ в государственной системе безопасности

населения и территорий в Украине.

Учебные вопросы:

1. Закон ²О Гражданской обороне Украины².

2. ГЗ Украины: задачи, руководство, организация и силы.

3. Комиссии по ТЭБ и ЧС. Ст. 8 Закона “О ГО Украины”.

4. Оповещение населения о возникновении и угрозе ЧС.

 

1. Дисциплина "Гражданская защита (ГЗ)" изучает вопросы защиты населения Украины от последствий чрезвычайных ситуаций.

Цель развития любого государства – это безопасность человека, его благополучие и достойное качество жизни. Но, прежде всего, – безопасность. За CC век в результате научно-технического прогресса мировое промышленное производство выросло более чем в 100 раз, а продолжительность жизни в 2 раза. Вместе с тем, научно-технический прогресс привёл не только к развитию экономики, увеличению производительности и улучшению условий труда, росту материального благосостояния и интеллектуального потенциала общества, но и привёл к росту количества, сложности и мощностей машин, а также их территориальной концентрации, что значительно повысило риск аварий различных технических систем.

Прогрессирующая урбанизация и увеличение плотности населения и, как следствие, активизация антропогенного воздействия на природу привели к катастрофическому ухудшению состояния окружающей среды, энергетическому, продовольственному кризисам, к росту количества природно-техногенных катастроф, а также к вооружённым конфликтам.

В I мировой войне погибло 9,5 млн. человек, а во время II - более 50. В последующие полстолетия в малых и средних войнах погибло 40 млн. человек, что сопоставимо с потерями в мировых войнах. При этом наблюдается устойчивая тенденция роста жертв среди гражданского населения во время боевых действий.

Поэтому объективная необходимость создания правовой основы защиты населения во время войн назревала достаточно давно, что и нашло отражение в таких документах международного гуманитарного права, как 1 Женевская конвенция о защите жертв войны, принятой 12 государствами в 1864 г., а также в последующих аналогичных конвенциях и дополнительных протоколах к ним.

Вскоре после I мировой войны в государственном устройстве европейских стран появились структуры, выполняющие функцию защиты граждан во время войн. Это и было прообразом современной ГЗ.

В настоящее время масштабные опасные события в жизни людей принято характеризовать как чрезвычайные ситуации(ЧС).

Согласно Закону ²О Гражданской обороне Украины², ЧС – это нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей на объекте или территории, вызванное аварией, катастрофой, стихийным бедствием, эпидемией или другими причинами, которые привели или могут привести к гибели людей и (или) значительным материальным потерям.

Под объектом ГЗпонимается любой субъект хозяйственной деятельности, т.е. предприятие, учреждение или организация, независимо от формы собственности и подчинения.

В зависимости от причины возникновения ЧС подразделяются на следующие виды:

- ЧС техногенного характера (последствия крупных аварий, катастроф, пожаров, взрывов, выбросов опасных веществ в окружающую среду и др.);

- ЧС природного характера (стихийные бедствия, эпидемии и массовые отравления людей, эпизоотии, эпифитотии);

- ЧС социально-политического характера (противоправные действия террористического и антиконституционного характера, захват опасных объектов, транспортных средств);

- ЧС военного характера (нападение агрессора и внутренние вооружённые конфликты с применением современного оружия).

Одним из главных направлений государственного строительства любой страны является создание и совершенствование системы национальной безопасности и защиты граждан.

За годы независимости в Украине по проблеме безопасности граждан от последствий ЧС принят целый ряд законов, постановлений и других нормативных документов, среди которых основополагающим является Закон ²О ГО Украины²,где в преамбуле провозглашается, что ²каждый имеет право на защиту своей жизни и здоровья от последствий ЧС и на требование гарантий обеспечения реализации этого права от правительства, органов исполнительной власти на всех уровнях, администрации объектов независимо от форм собственности и подчинения².

Государство, как гарант этого права, создаёт ГЗ, которая является государственной системой органов управления, сил и средств, которая создана для организации и обеспечения защиты населения от последствий ЧС.

 

2. В систему ГЗ Украины входит Министерство по вопросам ЧС (МЧС), органы исполнительной власти на всех уровнях, функциональные и территориальные подсистемы, силы и средства ГЗ, фонды ресурсов на случай ЧС.

Основными задачами ГЗУкраины являются:

- предупреждение возникновения ЧС техногенного и природного характера и снижение материальных потерь и жертв в любых ЧС;

- оповещение населения об угрозе и возникновении ЧС и постоянное его информирование об обстановке;

- защита населения от последствий ЧС;

- организация жизнеобеспечения населения во время ЧС;

- обучение населения умению применять средства защиты и действовать в ЧС.

Общее руководство ГЗ осуществляют Кабинет министров, органы исполнительной власти на всех уровнях, министерства и ведомства, руководители объектов независимо от формы собственности и подчинения.

Начальником ГЗ Украины является Премьер-министр.

Начальниками ГЗ на других уровнях исполнительной власти являются главы местных госадминистраций (области, города, района).

Начальниками ГЗ на объектах являются их руководители.

ГЗ организуется на всех объектах страны,независимо от формы собственности и подчинения, попроизводственно-территориальному принципу. Это означает, что структурно система ГЗ состоит из функциональных и территориальных подсистем. Функциональные подсистемы – это органы управления, силы и средства, создаваемые по производственной вертикали (министерство, ведомство, управление, объединение, объект). Территориальные подсистемы –этоорганы управления, силы и средства, которые создаются в границах соответствующих территорий (область, город, район).

Силами ГЗ являются:

- оперативно-спасательная служба ГЗ;

- военизированные и специализированные аварийно-спасательные формирования;

- невоенизированные формирования особого периода и внештатные формирования объектов;

- специализированные службы ГЗ;

- добровольные спасательные и противопожарные формирования.

Главной силой ГЗ является оперативно-спасательная служба ГЗ быстрого реагирования, созданная на основе государственной пожарной службы и бывших войск ГО с включением в неё горно-спасательной службы и других аналогичных служб.

Формирования особого периода(военное время) и формирования объектов ГЗ – невоенизированные (внештатные), создаются повсеместно в областях, городах, районах и на объектах, независимо от форм собственности и подчинения. Это группы, команды, отряды из рабочих, служащих и учащихся, обученные для выполнения мероприятий ГЗ без освобождения от основной работы. По назначению НВФ могут быть общего назначения и служб ГЗ. Формирования общего назначения – это сводные отряды, команды, группы для поиска и спасания потерпевших в зонах ЧС. Формирования служб ГЗ создаются на основе служб или структурных подразделений объекта: энергетики, материального снабжения, коммунальной, противопожарной, торговли, питания и бытовых услуг и др. для обеспечения спасательных и других неотложных работ и оказания помощи населению.

 

3. Координирующими органами ГЗ являются постоянно действующие комиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности и ЧС(комиссии по ТЭБ и ЧС), которые создаются на всех уровнях исполнительной власти и на объектах для руководства ликвидацией ЧС, организации взаимодействия функциональных и территориальных подсистем, привлечения в помощь ГЗ дополнительных сил, средств, ресурсов, а также для профилактической работы по предупреждению ЧС. В состав комиссии входят представитель территориальной исполнительной власти, руководители ГЗ, органов здравоохранения, милиции, экологии и др. Решения комиссии обязательны для всех и принимаются открытым голосованием. Рабочим органом является штаб ГЗ.

При возникновении ЧС также создаётся специальная комиссия по ликвидации ЧСдля непосредственной организации и координации действий органов власти по защите населения и обеспечения его жизнедеятельности. Кроме того, для непосредственной организации аварийно спасательных и других неотложных работ создаётся штаб по ликвидации ЧС.

В ст.8 (часть 1) Закона “О ГО Украины” говорится, что руководство объектов, независимо от собственности и подчинения, обеспечивает своих работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, организует и проводит эвакуационные мероприятия, создаёт силы для ликвидации ЧС и обеспечивает их готовность к практическим действиям, выполняет другие мероприятия по ГО и несёт связанные с этим материальные и финансовые затраты.

В части 3 этой же статьи также сказано, что собственники потенциально опасных объектов отвечают за защиту населения, которое проживает в зонах возможного поражения от последствий аварий на этих объектах.

Гражданская защита Украины руководствуется Женевскими конвенциями и другими документами международного гуманитарного права. ГЗ имеется во всех развитых странах, но её структура, организация, порядок финансирования, силы и подчиненность различны. Как и Комитет Красного Креста, ГЗ имеет свою опознавательную эмблему – голубой треугольник на оранжевом фоне, стороны которого символизируют триединую задачу ГЗ: предупредить, спасти, оказать помощь.

4. Основным способом оповещения населения в ЧС мирного и военного времени, а также доведение до населения информации об обстановке и по его действиям во время ЧС, является передача речевой информации по сетям проводного, радио- и телевещания. В Донецкой области это осуществляется через 264 радиоузла, три радиостанции ФМ диапазона, 158 уличных громкоговорителей и по телеканалам УТ-1, ″ Интер ″,″ Украина″,″ Орион″, К-27.

Чтобы привлечь внимание населения к этой передаче, повсеместно включаются сирены (647 электросирен), производственные гудки и любые другие сигнальные средства. Это - предупредительный сигнал ГЗ ²Внимание всем²(сигнал тревоги), который звучит 165 с.

Каждый, кто услышал сигнал ²Внимание всем², обязан включить радиоточку, радио- или телеприёмник и прослушать экстренное сообщение о том, что случилось или может произойти, и как надо действовать в сложившейся обстановке. Текст сообщения передаётся в течение 5 минут. Услышанную информацию необходимо передать соседям и при этом помочь инвалидам, больным и лицам преклонного возраста выполнить данную информацию.

3 лекция:Чрезвычайные ситуации с выбросом радиоактивных веществ в окружающую среду.

Учебные вопросы:

1. Общие понятия о радиации и радиоактивных веществах.

2.Характеристики радиоактивного заражения окружающей среды и поражающего действия

радиации.

3.Способы защиты от радиации и правила поведения людей при радиоактивном заражении.

 

1.26 апреля 1986 г. – день Чернобыльской катастрофы – трагическая и значимая дата в истории человечества, обозначившая границу двух эпох: мирного и опасного атома.

Один из главных уроков Чернобыля состоит в том, что последствия этой трагедии могли быть существенно меньшими, если бы люди, оказавшиеся в зоне бедствия, знали что такое радиация, в чём её опасные свойства и как нужно вести себя и действовать в условиях радиоактивного заражения окружающей среды, как противостоять этой опасности. Особенно негативно на последствиях катастрофы сказалась недостаточная компетентность руководящих кадров, как во властных структурах, так и на уровне служб, ответственных за радиационную безопасность населения.

Мы встречаемся в жизни со многими излучениями: световым, тепловым, ультрафиолетовым, электромагнитным (радиоволны) и др., без которых наше существование просто немыслимо. Энергия этих излучений невелика и они безвредны для здоровья. Вместе с тем существуют излучения, представляющие серьезную опасность для здоровья и жизни, так как они обладают высокой энергией, позволяющей им проникать в вещество и ионизировать его, т.е. расщеплять атомы и молекулы вещества на отрицательные и положительные ионы. Такие излучения называют ионизирующими излучениями, проникающей радиацией или просто радиацией.

Радиация– это излучения с двумя выраженными свойствами: проникающей и ионизирующей способностью.

Именно ионизирующее действие радиации определяет её опасность для живого организма, так как ионизация может изменять физические и химические свойства любых веществ, а в биологической ткани - повреждать клетки.

Источниками радиации являются РВ (радиоактивные вещества или радионуклиды), космос и рентгеновские установки.

РВ – это нестабильные химические элементы, ядра атомов которых самопроизвольно и непрерывно превращаются в ядра других элементов..

Этот процесс называется радиоактивным распадом (радиоактивностью) и сопровождается испусканием радиации.

Радиоактивный распад – это цепочка ядерных превращений в РВ, которые со временем заканчиваются появлением стабильного элемента. Благодаря распаду РВ опасное радиоактивное заражение окружающей среды после аварии на АЭС или применения ядерного оружия постепенно снижается и со временем практически исчезает.

Радиоактивный распад нельзя остановить, это неподвластно человеку, и нейтрализовать РВ каким-либо образом невозможно.

Скорость радиоактивного распада для каждого РВ есть величина постоянная, и характеризуется периодом полураспада,т.е. временем, в течение которого распадается

половина ядер атомов данного РВ. Период полураспада Т1/2 колеблется в широких пределах: от долей секунды до млрд. лет (131I – 8 суток, 90Sr – 28 лет, 137Cs – 30 лет , 14C – 5600 лет , 235U – 704 млн. лет, торий-232 - 14 млрд.лет).

Количество РВ оценивается не только его массой, но и активностью,которая определяет интенсивность излучения радиации. Активность РВ определяется числом ядерных превращений в единицу времени. Единица измерения активности Бк(Беккерель) = 1 распад/с. На практике используется также внесистемная единица активности Ки (Кюри) = 3,7 1010 Бк. Через активность принято характеризовать степень загрязнённости радионуклидами продуктов питания, воды и любых других материалов в единицах удельной активности Бк/кг (или Ки/кг) или объёмной активности Бк/л (или Ки/л).

Радиация неоднородна и состоит из элементарных частиц (альфа- и бета-) и электромагнитного гамма-излучения.

Альфа-частицы обладают очень высокой ионизирующей, но малой проникающей способностью. Они задерживаются верхним слоем кожи или листом бумаги.

У бета-частиц ионизирующая способность ниже, чем у альфа-частиц, но проникающая выше. В живую ткань они проникают до 10 мм и могут вызвать лучевые ожоги кожи.

Ионизирующий способность гамма-излучения значительно ниже, чем у частиц, но проникающая самая высокая. Однако, проходя через преграду, гамма-излучение ослабляется в зависимости от её материала и толщины. На гамма-лучи похоже рентгеновское излучение.

Радиация влияет на свойства любых веществ, но особенно губительно действует на живые организмы, поражая ткани органов и радиочувствительные системы с активно делящимися клетками (гонады, красный костный мозг) и подавляя иммунную систему. Также действует радиация и на растительный мир.

Поражающее действие радиации проявляется через внешнее и внутреннее облучение организма.

При внешнем облучении имеет значение проникающая способность, поэтому главным поражающим фактором является гамма-излучение, но его действие на организм можно значительно ослабить, укрывшись в зданиях или защитных сооружениях, а также принимая специальные препараты. От альфа-частиц защищает кожный покров, а бета-частицы не достают до радиочувствительных органов.

Внутреннееоблучение обусловлено РВ, которые с воздухом, водой и пищей (молоко, мясо) попадают внутрь организма, откладываются в нём на длительный срок, облучая клетки внутренних органов. Внутреннее облучение более опасно, так как на клетки действуют совместно и гамма-излучение, и частицы, у которых высокая ионизирующая способность.

Если РВ уже отложились в организме, устранить внутреннее облучение очень сложно, поэтому его легче предупредить, используя СИЗ органов дыхания, йодную профилактику, рациональное питание и чистые продукты и воду.

Степень поражающего действия радиации на организм определяется дозой облучения (синонимы: доза излучения, доза радиации) и на практике используются три её разновидности:

- поглощённаядоза, характеризующая поражающее действие радиации и равная величине энергии радиации, поглощённой в единице массы облучаемого вещества (Дж/кг). Единицы измерения: Гр (Грей) или рад = 0,01 Гр.

-эквивалентнаядоза, учитывающая различное биологическое действие разных видов радиоактивных излучений (нейтронов, альфа-частиц и др.) по сравнению с гамма-излучением. Эквивалентная доза облучения равна величине поглощённой дозы гамма-излучения, умноженной на коэффициент качества излучения, который составляет для нейтронов К=10, для альфа-частиц К= 20. Единицы измерения: Зв (Зиверт) или бэр = 0,01 Зв;

- экспозиционнаядоза, характеризующая способность источников гамма- и рентгеновского излучения ионизировать воздух. На практике пока используется внесистемная единица измерения – Р (Рентген).

Если на живую ткань действует только гамма-излучение (наиболее общий случай облучения организма), то можно принять: рад = бэр =Р.

По происхождению РВ бывают природными и искусственными.

Природные РВ (уран, торий, актиний, радон и др. и продукты их распада) и космическое излучение составляют безвредный для людей естественный радиационный фон.

 

2. Как вредный, опасный и поражающий фактор, радиация появляется в среде обитания только во время ЧС с выбросом искусственных РВ, которые являются продуктами ядерных реакций в энергоблоках АЭС и ядерных боеприпасах. При выбросах эти РВ представляют собой многочисленную смесь радионуклидов в виде пыли с размером частиц от 1 до 100 мкм, которая образует радиоактивный аэрозоль (радиоактивное облако, способное переноситься по ветру на очень большие расстояния). При этом главными загрязнителями среды обитания, являются радионуклиды йод-131, цезий-137 и стронций-90.

Серьёзное облучение человек может также получить при рентгеновском обследовании.

Во время ЧС с выбросом искусственных РВ на земной поверхности образуется зона радиоактивного заражения, включающая район выброса и след радиоактивного аэрозольного облака в результате выпадения РВ при его движении под действием ветра.

Степень радиоактивного заражения местности при выбросах РВ принято характеризовать мощностью экспозиционной дозы гамма-излучения на высоте 1 м.

Вследствие распада РВ радиоактивное заражение местности непрерывно уменьшается по определённому закону.

В течение всей жизни на людей действует радиационный фон, состоящий из природной (на 75%) и искусственной (на 25%) составляющих.

Природная составляющая фона определяется космическим излучением и РВ, находящимися в земле, воде, воздухе и абсолютно во всех материалах и предметах, окружающих человека, а также в его организме.

Как следствие технического прогресса, к природному фону добавляется искусственная (техногенная, антропогенная, технологическая) составляющая, которая, главным образом, обусловлена облучением от рентгеновской аппаратуры и, кроме того, очень малыми добавками от промышленных выбросов, телевидения, породных отвалов, космического излучения при полётах на большой высоте, сжигания органического топлива и утечек с радиационных объектов.

Разделить эти составляющие фона невозможно и поэтому суммарный радиационный фон в нормальных условиях жизни считают природным (или естественным) и оценивают его мощностью гамма-излучения (гамма-фона).

Величина гамма-фона по земному шару отличается в десятки раз, но для конкретных координат она вполне определённая, и любое её превышение свидетельствует об аварийном выбросе искусственных РВ. Поэтому величина природного фона контролируется службами мониторинга среды обитания. Величину природного гамма-фона измеряют в мкР/ч.

В Украине, согласно нормам радиационной безопасности 1997 г. (НРБУ-97), мощность природного гамма-фона до 25 мкР/ч считается нормальной, от 25 до 60 мкР/ч – допустимой, свыше 60 мкР/ч – повышенной.В Донецке природный гамма-фон по многолетним наблюдениям находится в пределах 13-22 мкР/ч и, таким образом, является нормальным.

Органами чувств человека радиация не определяется, и облучение и поражение организма происходит незаметно.

Тяжесть поражения организма определяется величиной дозы облучения, временем и видом облучения (внешнее или внутреннее), площадью облучённой поверхности тела и состоянием иммунитета. При сильном облучении тяжесть поражения, главным образом, определяется дозой облучения.

Облучение считается опасным, если величина дозы облучения, полученная за определённое время, превысит нормативное значение, называемое предельно-допустимой дозой (ПДД). При этом облучение природным фоном не учитывается.

Величина ПДД облучения устанавливается законодательно для различных категорий населения и в Украине для населения она составляет 1 мЗв в год (для персонала, работающего с источниками ионизирующего излучения - 20 мЗв в год).

В нормальных условиях жизнедеятельности наш организм может облучаться от рентгеновской аппаратуры (главным образом), при полетах на самолётах и от телеэкранов.

При этом люди могут получить следующие величины доз облучения:

1. Просмотр телевидения: кинофильм 0,01 мкЗв

за год по 3 ч в день 6 мкЗв

2. За 1 ч полёта на высоте 10 тыс. м 7 мкЗв

3.Флюорография 65 мкЗв

4. Рентгенскопия: зуб 20 мкЗв

грудная клетка 4 мЗв

желудок 0,1-0,25 Зв

5. Радоновая ванна (одна процедура) 1 мЗв

Радиационные поражения организма могут проявиться в виде 1) лучевой болезни (острой или хронической), 2) отдалённых последствий, 3) лучевых ожогов кожи (от действия бета-частиц).

Риск ОЛБ возникает при внешнем облучении однократной дозой более 1 Зв (100 бэр) и в зависимости от дозы она имеет 4 степени:

1. Лёгкая (100-200 бэр): выздоровление без лечения через 1-1,5 месяца.

2. Средняя (200-400 бэр): выздоровление при лечении через 2 месяца.

3. Тяжёлая (400-600 бэр): выздоровление неполное через 3-5 месяцев при условии специализированного лечения и 50% летальных исходов.

4. Крайне тяжёлая – при дозе более 600 бэр: 100% летальных исходов.

В клинике ОЛБ различают 4 периода:

1. Первичная реакция на облучение. В зависимости от дозы начинается сразу или спустя (до 10 часов) и продолжается от 2-3 суток до нескольких часов соответственно. Симптомы: возбуждение, сухость в горле, головная боль, слабость, тошнота или рвота, субфебрильная температура, повышение лейкоцитов, раздражительность, угнетённое состояние.

2. Скрытый период (после исчезновения первичной реакции) в зависимости от дозы 2-4 недели. Самочувствие улучшается, но могут быть слабость, плохой аппетит и сон.

3. Период разгара, когда появляются все первичные признаки ОЛБ в более выраженной степени: головная боль, бессонница, неукротимая рвота, нарастающая общая слабость, желудочно-кишечные расстройства с сильными болями в животе, повышение температуры до 38-410 . Истощение организма и потеря веса от поноса. На коже и слизистых – точечные кровоизлияния и кровотечение из всех внутренних органов (носовое, лёгочное, почечное, желудочно-кишечное). Сильные изменения в составе крови. При 3-й степени – выпадение волос, иногда зубов. Осложнения в виде присоединившихся инфекций: бронхита, ангины, пневмонии, абсцесса лёгких, цистита и сепсиса. Исхудание. Далее поражение центральной нервной системы, потеря сознания, сердечная недостаточность.

4. Исход болезни. Исходом ОЛБ могут быть: а) выздоровление полное или неполное иногда с отдельными последствиями (нарушение детородной функции, импотенция), катаракта, отставание детей в развитии; б) смерть от кровотечений, присоединившихся инфекций и сепсиса; в) переход в хроническую форму.

Хроническая форма ЛБ – общее заболевание организма в результате недостаточного или неправильного лечения ОЛБ, повторного облучения или продолжительного облучения малыми дозами радиации, а также при внутреннем облучении. Симптомы: повышенная утомляемость, снижение работоспособности, раздражительность, ухудшение памяти, головная боль, боли в костях и животе, нарушение сна и пищеварения, снижение артериального давления, кровотечение дёсен (из носа), снижение сопротивляемости к инфекциям.

Под отдаленными последствиями облучения понимаются: онкологические заболевания (рак крови через 4-6 лет и щитовидной железы, злокачественные опухоли), генетические нарушения, неврозы (головные боли, хронический стресс, глубокая депрессия, навязчивые идеи, психоз), ранний склероз и старение, сокращение продолжительности жизни.

Таким образом, лучевая болезнь, сама по себе, как острая, так и хроническая не заразна и человек, пострадавший от радиации, не представляет никакой опасности для окружающих.

Радиационные поражения возможны и при внутреннем облучении от РВ, отложившихся в организме или за время их прохождения по желудочно-кишечному тракту. Попадая в организм с воздухом (10%), водой и пищей (90%), растворимые РВ всасываются через лёгкие и пищеварительный тракт и разносятся по организму в зависимости от своих химических свойств, аналогично распределению однотипных с ними жизненно необходимых естественных микро- и макроэлементов(Nа,Са,К,Р,S,Mg,Cl). Например, изотопы стронция (стронций-90), урана, радия, плутония, америция, близкие по свойствам к кальцию, концентрируются в костях. Изотопы цезия (цезий-137), церия, лантана, близкие по свойствам к калию, распределяются по организму более равномерно. Изотопы йода (йод-131) откладываются в щитовидной железе. Нерастворимые РВ покидают организм, облучая при этом желудочно-кишечный тракт.

Отложившиеся РВ постепенно выводятся из организма естественным путём (с потом, мочой, калом). Скорость выведения неодинакова и характеризуется периодом полувыведения, который для йода-131 составляет 120 суток, для цезия-137 – 110 суток, для стронция-90 –17,5 лет. Однако это время сокращается в 10 и более раз, благодаря препаратам и сорбентам.

Возможное отложение РВ в организме можно существенно уменьшить, употребляя до начала их воздействия и во время него специальные препараты и продукты питания, содержащие аналоги-заместители РВ, т.е. макро- и микроэлементы, подобные РВ по химическим свойствам. Избыток в организме аналогов-заместителей будет препятствовать накоплению в нём соответствующих РВ и вытеснять их.

Например, аналогом-заместителем стронция-90 является макроэлемент Са, поэтому при опасности внутреннего облучения необходим препарат Са или пища, богатая Са, т.е. молокопродукты, хлеб, капуста, зелень, ягоды и фрукты. Аналогом-заместителем цезия-137 является макроэлемент К, поэтому нужно употреблять урюк, изюм, бобовые, овощи, рыбу.

Аналогом-заместителем йода-131 является микроэлемент йод или препарат йодид калия, а процедура его применения с целью насыщения йодом щитовидной железы называется йодной профилактикой.

 

3. Защита людей от опасного действия радиации осуществляется по следующим направлениям:

- защита от загрязнения радиоактивной пылью (аэрозолем) органов дыхания, кожных покровов, одежды, продуктов питания, воды, помещений, оборудования и т.д.;

- защита от внешнего облучения гамма-фоном местности;

- предотвращение внутреннего облучения и минимизация его последствий;

- укрепление иммунитета.

Таким образом, радиационная безопасность предусматривает для защиты людей от радиации следующие способы: эвакуацию (отселение) из зоны заражения, йодную профилактику, герметизацию помещений, использование убежищ и противорадиационных укрытий, употребление чистых продуктов и воды, рациональное питание, санитарную обработку людей и дезактивацию местности, применение радиопротекторов (препаратов, снижающих чувствительность организма к радиации и ускоряющих выведение РВ из него).

Правила поведения людей при оповещении об угрозе радиоактивного заражения:

- укрыться в помещении и максимально его загерметизировать, т.е. защитить его от проникновения РВ. Для этого: плотно закрыть окна, двери и вентиляцию (дымоходы), заклеить щели в окнах, уплотнить дверные проёмы плотной тканью или резиной. Проветривать помещения только в тихую погоду, а лучше после дождя. Ковры и дорожки свернуть, мягкую мебель накрыть чехлами, а столы – плёнкой или клеёнкой;

- входя в помещение с улицы сменять обувь или обтирать её мокрой тряпкой, для чего поставить перед дверью ёмкость с водой и расстелить влажный коврик (тряпку). Верхнюю одежду вытрясать, чистить влажной щёткой и оставлять у входа;

- сделать запас воды в закрытых ёмкостях и перекрыть краны (на стояках);

- провести как можно раньше йодную профилактику, т.е. принимать препарат йодид калия 1 раз в день после еды в течение недели. Если его нет, то принимать водно-спиртовой раствор йода

3 раза в день после еды в течение недели: детям до 2-х лет 1-2 капли на полстакана молока (сока), остальным 3-5 капель на стакан воды;

- готовиться к возможной эвакуации (отселению): собрать всё необходимое, консервы, упакованные в пакеты продукты и воду;

- соблюдать правила личной гигиены. В жилых помещениях - влажная уборка ежедневно;

- по возможности не покидать помещения, а при выходе на открытую местность использовать

средства защиты органов дыхания (респиратор, или увлажнённая ватно-марлевая повязка), кожи и волос (накидка, перчатки, головной убор). Обувь – сапоги (резиновые или обычные);

- использовать в пищу только консервированные продукты или хранившиеся в закрытых помещениях и таре. Не употреблять овощи и фрукты, собранные после заражения. Не собирать ягоды, цветы, не пить воду из открытых источников. Не ходить в лесную зону, не купаться.

4 лекция: Основы защиты населения от опасных последствий ЧС.

Учебные вопросы:

1. Основные принципы и способы защиты населения в ЧС.

2. Эвакуационные мероприятия. Эвакуационные органы и порядок

проведения эвакуации.

3. Защитные сооружения – основной способ защиты населения

в военное время.

4. Использование населением средств индивидуальной защиты.

 

1. Одна из основных обязанностей государства – защищать своих граждан. Обеспечение защиты населения Украины рассматривается как неотъемлемая часть государственной политики в сфере национальной безопасности и государственного строительства.

Угрозы жизненно важным интересам граждан, государства, общества делятся на внешние и внутренние и могут возникнуть в том числе и от негативных последствий ЧС техногенного, природного и военного характера.

Внешние угрозы могут возникнуть в случае агрессии против Украины и возникновения за её пределами глобальных техногенных и экологических катастроф (на земле или околоземном пространстве), которые могут негативно повлиять на территорию и население.

Внутренние угрозы связаны с возникновением ЧС техногенного и природного характера, социально-политической нестабильностью внутри страны или могут быть спровоцированы терроризмом.

Защита населения осуществляется на следующихпринципах,вытекающих из положений международного гуманитарного права:

- гарантий со стороны государства гражданам конституционного права на защиту жизни, здоровья и имущества;

- добровольности при привлечении людей к мероприятиям гражда







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.233.78 (0.039 с.)