Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений, как элемент предмета доказывания по делу 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений, как элемент предмета доказывания по делу



 

В соответствии с Правилами дорожного движения дорожно-транспортное происшествие – это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения[3].

В отличие от дорожно-транспортного происшествия, понятие дорожно-транспортное преступления не получило четкого определения в теории российского уголовного права. Так, Н.В. Якубенко предложил ввести в научный оборот понятие дорожно-транспортные преступления, то есть правонарушения, которые выражаются в виновном нарушении тех или иных правил, относящихся к обеспечению безопасности движения, и влекут за собой реальную возможность наступления уголовной ответственности[4].

Преступления, посягающие на безопасное функционирование транспортных средств, выделены в российском законодательстве в самостоятельную главу Уголовном кодексе, вступившем в силу с 13 июня 1996 года. Это объясняется тем, что на современном этапе развития общества, то есть с ростом количества транспортных средств, значительно увеличивается распространенность и опасность преступлений, посягающих на безопасное для людей и общества функционирование транспорта.

Глава 27, объединяющая данные преступления расположена в IX разделе УК РФ и именуется, как «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта»[5].

В 27 главе УК РФ предусмотрены такие преступления против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, как[6]:

- нарушение правил безопасности движения и эксплуатации

железнодорожного, воздушного или водного транспорта (ст. 263);

- нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264);

- оставление места дорожно-транспортного происшествия (ст. 265);

- недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 266);

- приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267);

- нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268);

- нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст. 269);

- неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270);

- нарушение правил международных полетов (ст. 271).

Объединение этих преступлений в самостоятельную главу обусловлено их посягательством на единый родовой объект, каковым являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, водного, автомобильного, воздушного, трубопроводного транспорта. Наряду с Правилами дорожного движения безопасность движения и эксплуатации транспортных средств регулируется и другими многочисленными нормативными актами, значение которых необходимо для формирования обвинений ст. 264 УК РФ и для отграничения этого преступления от смежных правонарушений.

По объективной стороне преступления, против безопасности движения и эксплуатации транспорта, представляют собой действия или бездействия, содержанием которых является заведомое нарушение установленных на транспорте правил безопасности.

Для характеристики объективной стороны транспортных преступлений важно также, что, как правило, имеет место материальное описание составов. Условием уголовной ответственности в этих случаях является наступление указанных в законе общественно-опасных последствий в виде причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека (ст. 263 - 269 УК РФ) или крупного ущерба (ст. 263, 266, 267, 269 УК РФ). Причинение при нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспорта легкого вреда здоровью человека, а также ущерба[7] влечет не уголовную, а административную ответственность.

При совершении некоторых преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта предусмотрена повышенная ответственность за причинение таких последствий, как смерть человека или гибель двух и более лиц (ст. 263, 264 УК РФ). Усиление ответственности, за подобного рода деяния, обусловлено тяжестью последствий и их распространенностью.

Субъективная сторона транспортных преступлений – всегда преступная неосторожность в форме самонадеянности или небрежности по отношению к последствиям, о чем свидетельствует содержащееся указание в самом законе. Констатация же умышленного причинения вреда жизни, здоровью, имуществу с использованием транспортного средства должна влечь квалификацию деяния по соответствующим статьям об ответственности за преступления против личности или собственности[8].

Субъект рассматриваемых деяний в большинстве случаев специальный, а именно лица, управляющие транспортным средством или иным лицом, профессионально обязанным соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации транспорта, в том числе, обеспечивать его безопасную эксплуатацию (ст. 263-266, 269-271 УК РФ). Возраст уголовной ответственности за транспортные преступления – 16 лет. Хотя несовершеннолетние в возрасте 16-17 лет могут быть учеником машинистов, водителей автотранспорта, слесарей- ремонтников либо обучаться профессии соответствующего профиля в учебных заведениях, либо управлять мотоциклом, но в подавляющем большинстве случаев лица, виновные в транспортных преступлениях, по крайней мере, из числа лиц, управляющих транспортом или его обслуживающих, уже достигли совершеннолетия.

Таким образом, дорожно-транспортные преступления есть преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта, которые представляют собой предусмотренные уголовным законом общественно-опасные деяния, посягающие на общественные отношения по поводу обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, сохранности материальных ценностей в процессе движения и эксплуатации морского, речного, воздушного, железнодорожного, автомобильного и трубопроводного транспорта. То есть правонарушения, которые выражаются в виновном нарушении тех или иных правил, относящихся к обеспечению безопасности движения, и влекут за собой реальную возможность наступления уголовной ответственности.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.227.76 (0.006 с.)