Классификации аварийной дорожной обстановки и видов дорожно-транспортных происшествий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификации аварийной дорожной обстановки и видов дорожно-транспортных происшествий



 

Карточка учета дорожно-транспортного происшествия среди причин называет показатели, характеризующие состояние транспортного средства, состояние дороги, наличие средств регулирования дорожного движения и другие условия, в которых протекало движение, а также перечень нарушений Правил дорожного движения. Всего действующая карточка учета ДТП включает 76 таких показателей[9]. Наиболее распространенные формализованные причины ДТП относятся к действиям водителя транспортных средств. Среди них: превышение скорости в опасных условиях; выезд на полосу встречного движения; несоблюдение дистанции; управление транспортом в состоянии опьянения и другие. Среди причин, связанных с поведением водителя, подлежат учету и такие, как физический недостаток водителя, сон за рулем, переутомление, недостаточная опытность водителя и другие. Всего в карточке перечисляются 25 подобных причин. Среди причин, относящихся к состоянию транспортных средств, - неисправные тормоза и рулевое управление, неисправные или не отрегулированные фары и иные световые приборы, измененный протектор шин. Эти причины проявляют себя в 3% ДТП. Что касается причин и факторов, связанных с дорогой (дорожные условия и оборудование дорог), то они, согласно статистике, оказывают влияние на 8% происшествий.

Самой главной субъективной причиной почти всех ДТП является нарушение Правил дорожного движения. Под дорожным движением понимают сложную социально-техническую систему, включающую в себя пешеходов, водителей, пассажиров и различные транспортные средства, движение которых подчиняется определенным правилам. Данное определение может иметь существенное значение и на практике. Например, водители, перевозящие опасные, взрывоопасные или негабаритные грузы, должны помимо ПДД соблюдать и другие соответствующие правила, инструкции, положения, устанавливающие дополнительные требования безопасности, исходя из особенностей их транспортировки, однако они не должны противоречить Правилам дорожного движения[10].

В соответствии с существующей классификацией ДТП подразделяются на 9 видов:

- столкновение – происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог. К этому виду относятся: столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или технической неисправности) и столкновение подвижного состава железных дорог с остановившемся (оставленным на путях) транспортным средством;

- опрокидывание – происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось. К этому виду не относятся опрокидывания, обусловленные другим происшествием;

- наезд на стоящее транспортное средство – происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп и полуприцеп (наезд на внезапно остановившееся транспортное средство относится к столкновению);

- наезд на препятствие – происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, масла, строительные материалы, ограждения);

- наезд на пешехода – происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство. К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, бревна, кирпичи);

- наезд на велосипедиста – происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам наткнулся на движущееся транспортное средство;

- наезд на гужевой транспорт – происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо сами упряжные животные или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущиеся транспортные средства;

- наезд на животных – происшествие, при котором транспортное средство наехало на птиц, диких или домашних животных (включая вьючных и верховых) либо сами эти животные ударились о движущееся транспортное средство, в результате чего пострадали люди или причинен материальный ущерб;

- прочие происшествия – происшествия, не относящиеся к вышеперечисленным видам. К этой разновидности происшествий относятся: сход трамвая с рельсов (не вызвавший столкновения или опрокидывания); падение перевозимого и отброшенного колесами транспортного средства предмета на человека, животного или другое транспортное средство; наезд на лиц, не являющихся участниками движения; наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо); падение пассажиров с движущегося транспортного средства или в салоне движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения[11].

Порядок учета и регистрации дорожно-транспортных происшествий определяется также Правилами учета[12]. В соответствии со ст. 144 УПК РФ дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении, в том числе о дорожно-транспортном преступлении, и в пределах установленной компетенции принять по нему соответствующее решение[13].

Вместе с тем, в УПК РФ отсутствует указание на обязательность регистрации сообщений о преступлениях и не определен ее порядок, что позволяет ученым-процессуалистам высказывать различные точки зрения относительно места регистрации в процессе рассмотрения сообщения о преступлении.

Так, Н.Е. Павлов относит регистрацию к одному из элементов приема информации о преступном деянии[14]. Г.П. Химичева не включает регистрацию в содержание приема и рассматривает ее в качестве самостоятельного этапа рассмотрения сообщения о преступлении[15].

Вторая точка зрения нам представляется наиболее обоснованной, поскольку прием информации о дорожно-транспортном преступлении, как и о любом другом, и ее последующая регистрация, хотя и взаимосвязаны, но это две самостоятельные процедуры. Как справедливо замечает В.В. Артемова, что каждая из процедур предполагает совершение определенных действий, преследующих разные цели и выполняемых зачастую разными должностными лицами»[16]: 1) регистрацию осуществляют сотрудники дежурных частей, а прием заявлений нередко оперуполномоченные полиции, участковые-уполномоченные полиции;2) регистрация заключается в присвоении каждому сообщению порядкового номера и закреплению определенных сведений о нем в учетной документации, тогда как прием сообщения складывается из получения правомочными органами и должностными лицами, заявления, сообщения о преступлении, в том числе его процессуального оформления и обеспечения достоверности получаемой информации.

В поддержку нашего мнения свидетельствует и ч. 1 ст. 12 ФЗ РФ «О полиции» предписывающая сначала принять, а после зарегистрировать заявление (сообщение) о преступлении[17].

Учитывая сказанное, с целью устранения пробелов в законодательном регулировании регистрации сообщений о преступлениях, считаем необходимым, дополнить УПК РФ нормой, регламентирующей единый порядок регистрации сообщений о преступлениях, которую целесообразно поместить в ст. 144 УПК РФ «Порядок рассмотрения сообщения о преступлении», поскольку передача любого сообщения о преступлении, в том числе о дорожно-транспортном преступлении, для проверки и исполнения без регистрации запрещается.

Следует оговориться, что законодатель предусмотрел исключение из общего правила обязательной регистрации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, касающееся анонимного заявления. Так, в соответствии с п. 20.3 Административного регламента МВД РФ о порядке предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах МВД РФ заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях[18] анонимные заявления, содержащие сведения о совершенных или готовящихся преступлениях без регистрации передаются в соответствующие подразделения органа внутренних дел для возможного использования в установленном порядке в оперативно-розыскной деятельности. Вместе с тем, уголовно-процессуальный закон не уточняет, что следует понимать под такими заявлениями. Проанализировав нормы различных федеральных законов, мы пришли к выводу, что анонимными следует признавать обращения, не содержащие фамилию, имя, отчество гражданина, почтовый адрес, личную подпись. Таким образом, предлагаем дополнить ст. 5 УПК РФ[19] п. 1.1 следующего содержания: «Анонимное заявление о преступлении – обращение, не содержащее фамилию, имя, отчество гражданина, почтовый адрес, личную подпись».

При регистрации сообщений о дорожно-транспортных преступлениях, поступивших в дежурную часть органа внутренних дел, на документах, зарегистрированных в книге учета сообщений о происшествиях, проставляется штамп о регистрации, в который вносятся номер регистрации, дата, наименование органа внутренних дел, инициалы и фамилия дежурного, его подпись.

Зарегистрировав сообщение о преступлении, оперативный дежурный должен выдать заявителю документ о принятии сообщения о преступлении (талон-уведомление) и только при его личном обращении с заявлением, так как талоны сброшюрованы в книжки и пронумерованы, хранятся они в дежурной части органа внутренних дел, что и указывает на это как ч. 4 ст. 144 УПК РФ, так и п. 68 Административного регламента МВД РФ о порядке предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах МВД РФ заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.

Таким образом, порядок регистрации сообщений о дорожно-транспортных преступлениях является неотъемлемой частью в расследовании преступлений, в том числе и дорожно-транспортных. Потому что он способствует снижению укрытия преступлений и положительным образом сказывается на соблюдении прав и надлежащей защите интересов лиц, пострадавших от преступлений. Документ о принятии сообщения о преступлении (талон-уведомление) позволит заявителю более эффективно защищать свои права и законные интересы, так как информирует его, что заявление зарегистрировано, по нему будет проведена проверка и принято соответствующее решение в установленном законом порядке.

В государственную статистическую отчетность, осуществляемую МВД РФ, включаются все дорожно-транспортные происшествия, при которых были зарегистрированы погибшие или раненные. Остальные регистрируются и анализируются на региональном уровне, а также отдельными министерствами и ведомствами.

Причины ДТП подразделяются на субъективные и объективные. Объективными причинами считают: недостатки в планировании улиц и автодорог, освещенности проезжей части в темное время суток, состояние дорожного покрытия, самых различных средств регулирования, в том числе: дорожных знаков, тормозных, маневренных и других частей автотранспортных средств.

Исследователи подтверждают тот факт, что ошибки в управлении автомобилем и нарушении правил дорожного движения являются главной причиной большинства ДТП. Но они часто связаны с недостатком дорог и неблагоприятными погодными условиями, которые в 50-80% случаев являются одной из активных и косвенных причин, а в 15-20% случаев – главной причиной ДТП. Во всех этих случаях дорожные и метеорологические факторы оказывают механическое воздействие на систему «автомобиль-водитель» или на психофизиологическое воздействие на водителя и на его восприятие условий движения[20].

Юридическая литература и практика к наиболее распространенным субъективным причинам ДТП относит:

- превышение установленной скорости движения;

- несоблюдение безопасной дистанции движения транспортных средств;

- нарушение правил обгона в зоне ограниченной, особенно на подъемах, спусках, в том числе на нерегулируемых перекрестках;

- въезд на полосу встречного движения;

- управление автотранспортным средством в нетрезвом состоянии;

- несоблюдение очередности проезда;

- нарушение правил перестроения, поворота или разворота;

- другие нестандартные причины: резкое торможение, неподача световых указателей маневра, игнорирование запрещающих знаков[21].

В учебной литературе подчеркивается, что расследуя дела данной категории необходимо учитывать, что дорожно-транспортные происшествия нередко происходят в результате взаимодействия нескольких причин (например, при столкновении двух транспортных средств, когда водитель превысил скорость и нарушил правила обгона, другой – правила маневрирования и перестроения из ряда в ряд). Поэтому важно исследовать все причины, повлекшие дорожно-транспортное преступление.

Задачей следователя является: дать правильную юридическую квалификацию самому факту ДТП, с учетом совокупности причин и условий, факторов, способствовавших наступлению вредных последствий, последовательности их возникновения, техническому состоянию транспортного средства, действиям водителя (водителей), потерпевшего.

Итак, ДТП подразделяются на 9 видов: - столкновение; - опрокидывание; - наезд на стоящее транспортное средство; - наезд на препятствие; - наезд на пешехода; - наезд на велосипедиста; - наезд на гужевой транспорт; - наезд на животных; - прочие происшествия.

Причины ДТП подразделяются на субъективные и объективные. Объективными причинами считают: недостатки в планировании улиц и автодорог, освещенности проезжей части в темное время суток, состояние дорожного покрытия, самых различных средств регулирования, в том числе: дорожных знаков, тормозных, маневренных и других частей автотранспортных средств.

К субъективным причинам ДТП относится:

- превышение установленной скорости движения;

- несоблюдение безопасной дистанции движения транспортных средств;

- нарушение правил обгона в зоне ограниченной, особенно на подъемах, спусках, в том числе на нерегулируемых перекрестках;

- въезд на полосу встречного движения;

- управление автотранспортным средством в нетрезвом состоянии;

- несоблюдение очередности проезда;

- нарушение правил перестроения, поворота или разворота;

- другие нестандартные причины: резкое торможение, неподача световых указателей маневра, игнорирование запрещающих знаков.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.234.141 (0.024 с.)