Пути распространения и восприятия культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пути распространения и восприятия культуры



 

Есть творцы культуры, и есть ее потребители. Есть центры порождения культуры, и есть та периферия, на которую она распространяется. Каждый человек является и потребителем, и созидателем культурных ценностей, но все же личный отпечаток на теле культуры отдельных людей рельефнее и весомее, чем у большинства.

Культура динамична. Ее инновации возникают и, преодолевая сопротивление косных консервативных элементов, распространяются, утверждаясь в жизни. Пути распространения культуры многолики. Выделяют такие аспекты движения культурных инноваций: тиражирование, сублимация (переключение духовной энергии из одного состояния в другое), проекция (перенесение ценностных ориентиров от одного субъекта культуры к другому), идентификация (уподобление образам, идолам, идеалам), которые указывают на социально-психологические механизмы переноса культуры, ее восприятия, усвоения, распространения.

Помимо этих социально-психологических моментов распространение культуры осуществляется с помощью социальных институтов и технических средств. Наука, образование, средства массовой информации, искусство как социальный институт, семья, разнообразные общественные объединения, государство и многое другое могут трактоваться как каналы распространения культуры. Празднества и торжества, ритуальные и традиционные акты (от венчания до поминок), рыночные механизмы и многое иное тоже выступают как средства и пути распространения и восприятия культурных ценностей.

 

 

 

Морфология культуры

Предварительные замечания

Любая культура многогранна и многолика, ее содержание облечено в разные формы. Морфология культуры — раздел культурологии, имеющий своим предметом изучение типичных форм культуры, характеризующий ее внутреннее строение как целостность.

В рамках деятельностной концепции культуры она может быть структурирована на основе главных, присущих всем культурам видов человеческой жизнедеятельности, иногда называемых сферами культурного творчества. С этой точки зрения формальная структура культуры может быть представлена единством духовной и материальной культур. В дидактических целях удобно отделять от собственно материальной — хозяйственной — физическую и социальную культуры; таким образом, морфологический «срез» культуры может быть представлен четырьмя элементами. Что включает в себя каждый из них?

 

Духовная культура

 

Начнем с духовной культуры как наиболее ярко воплощающей деятельные способности человека. Как правило, к ней относят идеологию, науку, мораль, духовное общение, художественное творчество (искусство) и религию. Духовная культура вырастает как идеальная сторона материальной деятельности. Однако при определенных условиях, будучи объективированной, закрепленной в механизмах социальной памяти, духовная культура как устойчивая матрица духовной жизни, стереотип восприятия и мышления, менталитет общества может играть на различных этапах развития общества ведущую роль. Если исходить из того, что деятельность имеет сложную структуру и включает в себя такие виды, как преобразовательная, познавательная, ценностно-ори-ентационная и коммуникативная, то в духовной культуре можно выделить четыре сферы.

 

Первая сфера порождается созидательной активностью Человеческого воображения. Это - проективный вид деятельности, имеющий величайшую культурную ценность. Он предшествует материальной практике, предлагая ей идеальные модели будущих конструкций. В истории культуры проективная деятельность, зародившись и развиваясь, постепенно превратилась в специализированную отрасль духовного творчества. Результаты этого вида деятельности — идеальные модели, проекты и чертежи технических сооружений, конструкций, машин, а также различные модели социальных преобразований, проекты новых форм политического устройства, новых социальных институтов и учреждений. Объектом такого проектирования оказывается и сам человек, когда он разрабатывает модели воспитания, изменения и совершенствования своей природы, своего будущего. В этой сфере духовной культуры реализуется вектор активности, направленности в будущее, формируется модель «должного», разрабатывается идеал будущего.

Близкую к этому внутреннюю структуру имеет вторая сфера духовной культуры, охватывающая способы познавательной деятельности человека. Она выступает в виде совокупности знаний о природе, обществе, человеке, его внутреннем мире. Знания являются важнейшим структурным элементом в этой области духовной культуры, которая наиболее адекватно может быть представлена научной деятельностью. В этой сфере духовной культуры интеллектуальные инициативы людей образуют некоторый упорядоченный континуум. Непрерывность интеллектуальных новаций уравновешивается непрекращающимся процессом критического отбора, проверки добытых знаний. Передаваемые от поколения к поколению знания, принимаемые как «догматическая банальность», не подвергаемая сомнению, с появлением новой интеллектуальной среды, с изменениемтипа рациональности (совокупности процедур, инструментов интеллектуальной деятельности, способности к мотивированному выбору и выявлению целесообразности) перестают довлеть над умами людей, приводят к резким скачкам в развитии всей культуры. Таким образом, в любом обществе складывается независимая от отдельного индивида социокультурная организация добывания, хранения, передачи информации и знаний. Эта система как бы генерирует информационное поле (сегодня можно констатировать наличие особого

 

 

образования — «инфосферы»), в котором живет и действует человек, программирует деятельность входящих в нее индивидов. Более того, в современном информационном обществе появляется даже особый слой людей, занимающихся сбором и переработкой знаний, — когнитариат.

В процессе образования как вида духовной деятельности происходит процесс передачи и усвоения новых для человека (но не человечества) знаний как творческое приобщение к научным достижениям общества.

Строение третьей сферы духовной культуры, связанной с ценностно-ориентациониой деятельностью, еще более своеобразно. В целом оно определяется все тем же различием предметов, на которые обращена данная деятельность. Знание-оценка выступает связующим звеном с названным выше структурным элементом духовной культуры. Знания выступают как бы оценочным фильтром, они неотделимы от оценочной деятельности. Диалектический характер отражения состоит в том, что оно выступает и как познание мира, и как выражение значимости последнего для целей общественной практики. Осмысленный характер познания, понимание мира предполагает не просто знание о нем, а понимание ценности самого человека как субъекта деятельности, ценности его знаний, творений, ценности самого мира культуры, в котором живет человек. Мир человека — это всегда мир ценностей, он наполнен для него смыслами и значениями.

Эта сфера в свою очередь может быть представлена тремя подсистемами. Первая, наиболее социально значимая, представлена так называемой моральной культурой, которая дает нормативно-ценностную ориентацию отношения индивидов и социальных групп ко всем сторонам жизнедеятельности, друг к другу. Моральную культуру можно определить и как достигнутый обществом и индивидами уровень человечности, гуманности в отношениях социальных субъектов, ориентации отношения к человеку как цели и самоценности. Эта культура, нетождественная рациональной стороне сознания, включает и моральные чувства — убеждения как сплав знания, оценки, веры в общечеловеческую значимость принятых человеком духовных моральных требований и рекомендаций. Моральная культура личности обнаруживается как культура поступка: мотива, соответствующего понятиям о добре и зле, справедливости, достоинстве человека и конкретизирующим эти понятия нормам; соответствия средства мо-

 

 

тиву, предвидения ценности результата, ответственности за последствия и т.п.

Вторая — ценностно-эмоциональная подсистема этой сферы духовной культуры ярко представляется в художественной культуре. Ее внутреннее строение исследовано пока не достаточно. Чаще всего художественную культуру сводят к коммуникативной схеме художник — искусство — публика. Это некая самоуправляемая система, где элементами являются художественное творчество — художественные ценности — художественное потребление. В художественной культуре человеческая деятельность представлена всеми своими видами, которые не только сливаются, отождествляются в самом искусстве, но, специфически преломленные, входят в художественную культуру, окружающую искусство своими институтами.

Следует отметить, что в. искусстве, как и других подсистемах духовной культуры, представлены все ее функции. Так, преобразовательная деятельность присутствует в художественной культуре в форме художественного творчества. Коммуникативна деятельность входит в нее в виде потребления произведений искусства, поскольку их восприятие есть своего рода общение публики с автором или его произведением. Ценностно-ориентационная деятельность, входя в состав художественной культуры, специализируется на оценках произведений искусства. Познавательная деятельность проявляется в виде специфического интереса к искусству, изучаемого в рамках искусствоведческих наук. Центральным звеном художественной культуры является искусство как совокупность деятельности в рамках художественного творчества субъекта и его результатов — художественных образов.

Огромную роль в духовной жизни человека играет религиоз -ная культура (третья подсистема). Она основана на религиозной деятельности как восхождении человека к Богу, воплощается культовыми и вероисповедными действиями, смысл которых определен соответствующей системой ценностей, главной из них является Бог как духовно-нравственный Абсолют. В религиозной культуре можно выделить идеологический и психологический уровни; в целом она воплощает особое отношение человека к миру (наряду с практическим, познавательным, художественным).

Четвертой сферой духовной культуры является духовное общение людей во всех конкретных формах его проявления.

 

 

Формы эти определяются особенностями предмета коммуникации. Непосредственным партнером человека в общении может быть другой человек. Душевный контакт партнеров, в ходе которого происходит обмен информацией, — высокая культурная ценность. Общение возможно в группе (семья, круг друзей, коллектив). В процессе общения индивидов происходит совместное восприятие ими внешнего объекта или ситуации, восприятие собственных действий, состояний, движений. Все это является необходимым условием формирования инвариантных в некоторых отношениях феноменов сознания у каждого члена группы. Единство предметной ситуации, языковой среды, совместной деятельности, определенная общность эталонов поведения, общность культурной картины мира, полей значений, ценностей, целей и интересов членов группы способствуют возникновению у них такого рода синхронных психических состояний, которые соответствуют данной ситуации и сходны у всех членов группы общения. Результат коммуникации — это и возможное изменение установок или поведения членов группы под воздействием внешних стимулов, это и достижение определенной степени сопереживания, взаимопонимания, согласия между участниками общения.

Духовное общение может происходить не только на межличностном уровне. Есть еще одна весьма специфическая форма общения. Наиболее ценные моменты духовной жизни общества входят в фонд культуры, своеобразную память общества. Объективированные в речи, книгах, произведениях искусства результаты духовной деятельности постоянно «потребляются», распредмечиваются, становятся достоянием сознания людей. Таким образом, осуществляется как бы опосредованное общение между людьми различных поколений, эпох, культур через объективированные результаты духовной деятельности.

Итак, духовная культура выступает как деятельность, направленная на духовное развитие человека и общества, на создание идей, знаний, духовных ценностей — образов общественного сознания. Предметными формами духовной культуры являются результаты духовной деятельности и отношения между людьми, развитие и реализация способностей человека.

Следует отметить, что духовная культура не тождественна духовному производству, духовным процессам как таковым, она фиксирует в этом производстве творческую ее сторону, новации, до-

 

 

стажения, продуктивную, но не репродуктивную сторону. Духовная культура выражает развитие субъектов духовного производства, уровень не просто освоения духовных богатств человечества, а их приращения.

 

Материальная культура

 

Вторым структурным элементом морфологии культуры является материальная культура. Традиционно культурологи выделяют в качестве ее объектов орудия труда, средства производства, одежду, быт, жилище, средства сообщения — все то, что получило название искусственной среды обитания человечества и является процессом и результатом материальной деятельности человека.

Анализируя внутреннюю структуру материальной культуры, в рамках материальной деятельности следует прежде всего выделить хозяйственную (экономическую) деятельность. Она имеет по характеру объекта двоякую направленность — ее объектами выступают и природа, и другие люди. Исходя из этого и выделяют две области, образованные плодами практически-преобразовательной и практически-коммуникативной деятельности людей, поскольку данные виды деятельности реализуются материально-практически. Каждая из них в свою очередь дифференцирована.

К первой области хозяйственно-материальной культуры относят вещественные результаты материального производства, предназначенные для человеческого потребления, а также технические сооружения, оснащающие материальное производство: орудия труда, оружие, постройки, бытовой инвентарь, одежду, плоды сельскохозяйственного, ремесленного, промышленного производства. Но самое главное — исторически сформировавшиеся, динамичные, постоянно обновляющиеся способы (технологии) производительной деятельности общественного человека. Это то, что называют собственно культурой производства. В абстрактном виде она представляет собой своего рода технологическую карту. Возможности и потребности производства, заданные исторической преемственностью, творческий потенциал работников, возможность вбирания в себя опыта деятельности и теоретических

 

достижений науки - все это также характеризует производственно-технологическую культуру.

В последнее время в качестве ипостаси материальной выделя-юттак называемую экономическую культуру. Сейчас это понятие еще не имеет зрелого теоретического обоснования. Тем не менее, опираясь на избранную нами трактовку культуры, экономическую культуру в широком смысле можно понимать как характер экономической деятельности человека в обществе, воплощаемый конкретными особенностями производства, распространения (передачи) и обновления доминирующей в обществе в данное время системы ценностей экономической деятельности. В более узком смысле экономическая культура воплощает специфический для данного общества социально-транслируемый уровень развития способностей человека как субъекта экономической деятельности, воплощаемый ее результатами — предметами, отношениями, ценностями. Наконец, под экономической культурой можно понимать сферу культуры как целостность, специа- • лизирующуюся на воспроизводстве условий материальной жизни человека в обществе.

Сущность экономической культуры проясняет рассмотрение ее экономических предпосылок и структурных элементов. К первым можно отнести: формы собственности на средства производства, их соотношение и взаимодействие; доминирование определенного типа хозяйственного механизма (рыночный — плановый); отраслевую структуру экономики (аграрная — индустриальная); соотношение ручного и механизированного труда; способ соединения работника с технологическим субстратом (механизация — автоматизация — информатизация); характер разделения труда; степень реализации экономических целей, завершенности экономической деятельности; уровень развития производительных сил (орудия труда, технологии); характер развития субъекта экономической деятельности.

К идеальным элементам экономической культуры относятся: экономические потребности, интересы различных социальных групп; мотивы экономической деятельности, коренящиеся в условиях образа жизни, системе ее стимулов; ориентации, установки, стереотипы, ценности экономического поведения людей, получающие одобрение общества или осуждаемые им; модели экономического поведения, воспроизводящиеся спонтанно или пропагандируемые государством; трудовая ментальность - осо-

 

 

бенности психического склада людей, занимающихся экономической деятельностью, выступающие в виде иерархии идей, оценок, воззрений на эту деятельность как относительно целостную и устойчивую совокупность мыслей, верований, навыков духа, ценностных ориентации, которые создают образ хозяйственной деятельности и скрепляют общество трудящихся; трудовая этика — отношение к труду, богатству и бедности, собственности, другие ценностные ориентиры труда; трудовые обычаи, традиции, ритуалы, архетипы, нормы, идеалы; характер взаимодействия традиций и новаций в экономической жизни, способы трансляции позитивного экономического поведения и противодействия негативному; экономическая идеология; ориентация и содержание экономических знаний; экономическое мышление, его принципы, методы осмысления экономических проблем.

Итак, хозяйственная культура — это деятельность, направленная на создание материальных условий жизни человека как творца «второй природы». В нее входит прежде всего экономическая деятельность — средства производства, способы практической деятельности по их созданию (производственные отношения), а также творческие моменты повседневной хозяйственной деятельности человека.

Хозяйственную культуру не следует сводить к материальному производству, она характеризует его с точки зрения влияния на человека, создания условий для его жизни и развития способностей, их реализации в экономической жизни общества. Эта культура воплощается не просто в производстве, технике, а в реализации творческого начала материальной деятельности человека.

Выделение материальной культуры обусловлено строением самого фундамента общественной жизни. Однако производство и воспроизводство материальной жизни требуют в свою очередь двоякого материального обеспечения. Во-первых, это оптимальные физические качества человека, необходимые для воспроизводства человека и осуществления трудовой деятельности. Во-вторых, это социально-организационное обеспечение, поскольку вся материальная практика человека имеет социальный характер. Так выделяются еще две составляющие материальной культуры — физическая и социальная.

В физической культуре принято выделять четыре сферы. Первая— культура воспроизводства человеческого рода, способы поведения человека в сфере интимных отношений. Сфера естествен-

 

 

но-родового отношения мужчины и женщины в известной мере характеризует ступень общей культуры человека. Несмотря на то что

отношения по поводу «делопроизводства» окрашены множеством общественных, групповых, индивидуальных, психологических и духовных оттенков, их нельзя исключить из сферы материальных отношений. И сам исходный момент «детопроизводства», и тем более становление подрастающего поколения — все это опосредовано физической культурой во всех своих проявлениях, от интимных до наглядно демонстрируемых.

Вторая сфера — физкультура и спорт. В понятие физической культуры объединяется развитие физических возможностей человека, гармонизация его телесных проявлений, физических качеств, двигательных навыков и умений. Ее алгоритмы также многообразны, включают в себя народные виды спорта, гимнастику, массовую физическую культуру, профессиональный спорт.

Третья сфера — здоровый образ жизни. Он воплощается в культуре питания, распорядке дня, организации труда и досуга, отсутствии вредных привычек, постоянной заботе о здоровье человека и его близких и др.

Четвертая сфера связана с деятельностью в области медицины, которая дает возможность сохранять, восстанавливать и воспроизводить телесно-духовные потенции человеческого организма. С этих позиций медицина предстает как элемент материальной культуры, и ее врачевательные коды есть результат и проявление предметно-преобразующей деятельности. Культура врачевания и профилактики прямо зависит от уровня знаний и уровня всей материальной культуры, от состояния материального производства. Все показатели здравоохранения как вида социальной деятельности убедительно подтверждают эту зависимость.

Производство, развитие и совершенствование общественных условий жизни человека образуют третий элемент материальной культуры — так называемую социальную культуру. Она характеризует деятельность государства, других социальных институтов, гражданского общества, охватывает все многообразие учреждений и практических действий, которые составляют реальное «тело» общественного бытия, то, что обычно называют социальной материей. Общественная практика, сокрушающая устаревшие институты, организаторская деятельность, устанавливающая новые порядки, принадлежат именно к этой области культуры.

 

 

Поэтому культурным феноменом следует считать не только фабрику, технологию ноу-хау, но и, например, парламент. Социальная культура раскрывается в социальных отношениях, она показывает процессы, происходящие в обществе, его социальную структуру, организацию политической власти, существующие правовые нормы, типы управления и стили лидерства.

В частности, политическая культура представляет собой совокупность элементов и феноменов сознания, политического поведения, формирования и функционирования государства и политических институтов, обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества, политического процесса. Политическая культура как способ политической деятельности включает в себя в качестве компонента практическое функционирование политических институтов. Идеальный компонент — базовые убеждения, установки, ориентации, символы, обращенные на политическую систему, а также ориентации правительственных структур (оценка субъектом основных государственных институтов, его символов, руководителей и «норм» и его «ответ» на них); в отношении других политических систем (сопричастность субъектов к «политическим единицам» — нации, государству, городу, району и лицам, к которым индивид испытывает чувство привязанности, доверия, лояльности и т.д.); в отношении собственной политической деятельности (участие субъекта в политической жизни, использование всех средств такого участия).

В последнее время говорято правовой культуре. Ее также можно рассматривать как сферу социальной. Эта культура воплощена в деятельности правовой системы общества, правовом развитии человека, важнейшим показателем которого является его отношение к закону как к культурной ценности.

Подводя итоги, подчеркнем, что феномен культуры обязан своим происхождением, бытием и функционированием деятельности субъекта (человечества, народов, социальных групп, индивидов). При всем многообразии конкретных форм проявления культура выступает как некое целое, система.

Естественно, что в условиях сложного исторического процесса разделения труда и его последующей все более узкой специализации, происходящей и в наше время, области функционирования собственно материальной или духовной культуры имеют

 

 

тенденцию обособления, отделения одной от другой, противопоставления друг другу. Тем не менее особенность процессов функционирования культуры состоит в том, что любой факт культуры является единством материального и идеального, так как материальная культура всегда воплощает определенную духовную культуру, но и духовная культура может существовать, только будучи овеществленной, опредмеченной, получившей то или иное материальное воплощение. Таким образом, материальная и духовная культуры диалектически взаимосвязаны, они воздействуют друг на друга, не могут существовать в отрыве одна от другой.

 

Статика и динамика культуры

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 389; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.12.242 (0.05 с.)