Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конституирование культурологии как науки
В XX в, культурология конституируется как самостоятельная наука, стоящая вне рамок философии, но все же связанная с ней через философию культуры. Связь эта имеет характер сложного взаимодействия и взаимовлияния. Сама проблематика теории культуры сформировалась как часть философского знания, а в отдельных культурологических дисциплинах — под сильнейшим воздействием философии. В то же время методы конкретно культурологических исследований подчас воспринимаются философией и используются при решении чисто философских вопросов, что наблюдается в структуралистских и постструктуралистских течениях последних десятилетий, активно обращающихся к материалам антропологии, литературоведения, лингвистики. Немаловажно, что философия и теория культуры весьма часто соприсутствуют и тесно переплетаются в творчестве многих ученых. Философствование с конца XIX в. осуществляется все чаще в форме философии культуры (в свою очередь генерирующей идеи), из которой возникает теория культуры (культурология). Суть этих изменений — в переходе от рефлексии к описанию, от символики культуры к ее систематике, от критики оснований культуры и размышлений о ее кризисе к проблемам функционирования культуры, к моделированию культурного процесса, его прогнозированию и проектированию. В отличие от существовав-
ших ранее и продолжавших свое развитие философских теорий культуры появляются конкретные исследования культуры, опирающиеся на этнографический материал и данные так называемой полевой антропологии. Начало такого рода исследованиям, как отмечено выше, было положено работой Тайлора «Первобытная культуре». Однако и философия дала ряд блестящих подходов к осмыслению культуры. Остановимся на некоторых из них. Освальду Шпенглеру(1880-1936), автору известной работы «Закат Европы», принадлежит идея культурно-исторического круговорота. Каждый культурный организм проходит естественный круг: рождается, достигает своего расцвета, истощается, приходя к своему естественному концу в форме цивилизации. Цивилизация, развившаяся до таких высот в Европе, свидетельствует об истощении жизненного порыва, закате Европы. Развивая учение о множестве равноценных по достигнутой зрелости культур, Шпенглер опирался на обширный этнографический материал (о котором мы говорили, характеризуя культурную антропологию). Таких культур, по Шпенглеру, восемь: египетская, индийская, вавилонская, китайская, античная (греко-римская, «аполлоновская» — в терминологии Шпенглера), «магическая» (византийско-араб-ская), западноевропейская («фаустовская», которая в отличие от цельной и гармоничной «аполлоновской» культуры проникнута скепсисом и рефлексией), южноамериканская культура майя.
Серьезный удар по идее универсального для всех народов пути исторического развития, основу которого составляют европоцентристские представления об историческом развитии, нанес английский историк и социолог Арнолд Дж. Тойнби (1889-1975). Он пытается выяснить смысл исторического процесса на основе обширного фактического материала и приходит к выводу о многообразии форм организации человечества. Исторический процесс во многом определяется географическими условиями, что и придает неповторимый облик каждой цивилизации (так называемые региональные цивилизации). Но не всем цивилизациям суждено пройти все фазы исторического существования (возникновение, рост, надлом, упадок, разложение): одни погибают, не успев расцвести, другие останавливаются в своем развитии на одной из фаз на очень длительный исторический период. Символические свойства культуры выявлены в работах немецкого философа Эрнста Кассирера (1874-1945). Именно симво-
лическое значение окружающих человека вещей и символика индивидуальных действий репрезентируют мир культуры, т.е. единичный предмет передает символику всего класса явлений, выступает его представителем, тем самым определяя отношение человека к миру. Для современного понимания культуры весьма важной представляется игровая теория культуры нидерландского историка и философа ЙоханаХейзинги (1872-1945), который считает игру основой и источником культуры. Он отмечает, что игра старше культуры, ведь основные черты игры уже присутствуют в мире животных. И все же игра перешагивает биологические рамки, присутствует во всех формах рациональной деятельности человека: искусстве, философии, праве и т.п.
Наконец, надо остановиться на теории архетипов культуры, швейцарского психолога и философа Карла Густава Юнга (1875—1961). Архетипы культуры заложены в психике человека, в ее наиболее глубоких слоях — коллективном бессознательном. Архетипы, проецируясь на внешний мир, определяют своеобразие культуры. Важнейшей является идея Юнга о сакрализации как действенном способе формирования реальной культуры: ценности и установки того или иного типа культуры освящаются в коллективном сознании, переносятся в него из бессознательного и воспринимаются как священные ценности, не подлежащие критике. Для нашего соотечественника Николая Данилевского (1822—1885) проблема исторического разнообразия культур и различия их внутреннего содержания выступает уже в качестве достоверного исходного положения. История как таковая, по его мнению, есть историческое бытие этнических общностей, обособленных, лбкальных «культурно-исторических типов» (цивилизаций), которые находятся в постоянной борьбе с природой и друг с другом. Питирим Сорокин (1889—1968) является одним из крупнейших социологов и культурологов XX в. Он создатель теории социальной стратификации (социальной расслоенности общества) и социальной мобильности. Исторический процесс есть циклические колебания культур, каждая из которых — самостоятельная целостность и имеет в своей основе несколько главных посылок, определяющих ее тип. Сорокин выделяет три типа культур: чувст-
венный (преобладает непосредственное чувственное восприятие действительности); идеациональный (преобладает рациональное мышление); идеалистический (преобладает интуитивное познание). Следует отметить, что приведенная характеристика отдельных школ и концепций весьма кратка и условна. Условность связана и с «размытостью» границ между подходами, и с тем, что многие основные содержательные моменты и идеи одних концепций используются или включены в теоретические построения других, и т.д. В русской философии исследования культуры развивались под влиянием как русской исторической школы (В.О. Ключевский, С.М. Соловьев, С.Т. Аксаков, А.С. Хомяков, Я.В. Киреевский), так и оригинальных русских философов (Вл. Соловьев, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев, Н.Я. Данилевский, СЛ. Франк, В.В. Розанов, А.Ф. Лосев и др.).
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Какова этимология терминов «натура» и «культура»? 2. Как связаны между собой культура и гуманизм? 3. В чем состоит главная задача культурологии как учебной дисциплины? 4. Что является предметом культурологии как научной дисциплины? 5. Какими были представления о культуре античности? 6. Чем понимание культуры в Средневековье отличалось от понимания культуры в Новое время? 7. Что характеризует классическую философию культуры и каковы причины ее разрушения? 8. Как понимал Культуру Ф. Ницше? 9. Каков вклад классического позитивизма в становление культурологии как науки? 10. Какова роль культурантропологии в становлении культурологии как науки? 11. Как осуществился переход от философии культуры к культурологии?
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Барт Р. Основы семиологии // Структурализм: «за» и «против». М., 1975. 2. Введение в культурологию /Отв. ред. E.B. Попов. М, 1995. 3. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1995. 4. Каган А.С. Философия культуры. СПб., 1996. 5. Коган Л. Н. Теория культуры. Екатеринбург, 1993. 6. Культура: теории и проблемы /Т.Ф. Кузнецова и др. Мм 1995. 7. Соколов А А Средневековая философия. М., 1979. 8. Философия культуры. Становление, развитие. СПб., 1995.
ГЛАВА 2. ОНТОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.234.62 (0.011 с.) |