Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Готовимся к гиа 2013. Сочинение - рассуждение на основе прочитанного текста (с2). Часть 1

Поиск

Готовимся к ГИА 2013. Сочинение - рассуждение на основе прочитанного текста (С2). Часть 1

Работа учителя русского языка

и литературы Н. Г. Харлановой

Уч. год

Изменения КИМ ГИА для выпускников 9 кл.
2013 года в части С2

1. Изменено задание С2.

2. Исключено альтернативное задание (С2.2)

С2- задание высокого уровня сложности. Это задание ориентировано на очень сильных учеников.

Часть 3 (С2) – задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

Часть 3 ГИА звучит в этом году так:

С2. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами К.Г. Паустовского.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

В прошлом году цитата учёного-лингвиста была одна, нужно было подобрать из исходного текста соответствующие аргументы. В этом году иначе:

v В каждом варианте экзаменационной работы будет дана отдельная цитата, соответствующая определённым требованиям и специфике конкретного текста.

v Требований к цитате много. Главное - не вообще цитата о языке (о русском языке), а цитата, позволяющая высказаться на лингвистическую тему и привести конкретные примеры по данному тексту.

v Цитата ориентирована не на разделы грамматики, а на любое явление языка (речи), представленное в тексте.

v Цитата будет для каждого текста своя. Таким образом, темы сочинений будут разные.

Чтобы понять, как лучше справиться с этим заданием, нужно знать «Критерии оценивания С2».

 

Ответ на задание С2 оценивается по следующим критериям.

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (С2) Баллы
С 1 К1   Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос  
  Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет  
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса  
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено 2 и более фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, или тезис не доказан, или дано рассуждение вне контекста задания, или тезис доказан на бытовом уровне  
С 1 К2 Наличие примеров-аргументов  
  Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте.  
Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, но не указал их роль в тексте, или привёл 2 примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них, или привёл 1 пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте  
Экзаменуемый привёл 1 пример-аргумент из текста, не указав его роль в тексте.  
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис, или экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста  
С 1 К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения  
  Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста  
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста  
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста  
С 1 К4 Композиционная стройность работы  
  Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет  
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена 1 ошибка в построении текста  
В работе допущено 2 и более ошибок в построении текста  
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С 1 К1–С 1 К4  

 

Внимание!

Если сочинение представляет собой полностью переписанный или

пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 (нулём) баллов по всем

критериям проверки (С 1 К1–С 1 К4; ГК1–ГК4, ФК1).

Грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оцениваются отдельно.

 

Этапы работы над сочинением

1. Внимательно прочитайте цитату. О чём в ней говорится? О каких языковых явлениях идёт речь? Подчеркните в цитате ключевые слова.

2. Прочитайте текст и подумайте, какие языковые явления, иллюстрирующие тезис, в нём есть.

3. Определите роль этих языковых явлений в тексте…

4. Напишите сочинение-рассуждение,

в котором представьте своё понимание цитаты (тезиса), укажите роль выбранных вами языковых явлений и приведите примеры-аргументы из текста.

 

Работайте с черновиком, используя схему:

План работы Рабочие записи
I. Вступление   II. Основная часть.   III. Заключение I. Подчёркиваем в тексте, а затем выписываем ключевые слова из высказывания. Называем языковые явления, кажущиеся вам наиболее важными.   II. Читаем текст, отмечаем номера предложений, нужные нам для примеров-аргументов, выписываем их. Кратко записываем, какую роль играют они в тексте: 1 пример. Его роль. 2 пример. Его роль   III. Кратко записываем вывод

 

Как это работает? Рассмотрим на примере текста из сборника И. П. Цыбулько (5 вариант из 36)

(1)Когда ему было лет девять, он часто приходил в зоопарк, где знал, казалось, каж-дую дырку в деревянном заборе, каждый закоулок между клетками. (2)Здесь он позна-комился с Машей. (З)Она была то ли студенткой, то ли практиканткой и работала с медведями. (4)Маша позволяла Тимофею смотреть, как она кормит маленьких медвежат. (5)Однажды он принёс воды, когда медвежонок разлил полное ведро, и с тех пор она разрешала Тимофею помогать ей.

(6)Он видел всё в розовом свете рядом с этой Машей. (7)Он очень хотел сделать что-нибудь такое невиданное, огромное, чтобы она была не просто удивлена, а потрясена.

(8)На длинной рогатой палке она переводила медвежат на площадку молодняка, а Тимофей шёл рядом и нёс мешок с хлебом и морковкой и страшно гордился собой. (9)Все вокруг провожали их глазами и показывали пальцами, а Тимофей важно шагал так, как будто имел на это право, как будто он не хулиган и мелкий воришка, а с ними, с этой удивительной храброй девушкой и её медведями. (10)Он помогает их переводить, ему доверили важное и почти опасное дело, и ни одна контролёрша не посмеет подойти и спросить у него билет, потому что он – с Машей, которую в зоопарке все знали.

(11)Девушка как-то быстро поняла, что он всё время хочет есть. (12)И стала под-кармливать его бутербродами с колбасой. (13)У Тимофея была сумасшедшая гордость, но он ел потому, что голод совсем одолел, а колбаса казалась необыкновенным, боже-ственным наслаждением. (14)Никогда в жизни потом он не ел такой колбасы.

(15)0днажды она купила ему мороженое, чем оскорбила его ужасно. (16)Поесть не очень стыдно, когда от голода подводит худой грязный живот и в глазах темнеет. (17)Но мороженое! (18)Такого унижения Тимофей перенести не мог. (19)Если она хочет, он будет с ней дружить, а подачек ему не надо.

(20)Они быстро помирились, и как-то так вышло, что сразу же после этого съели это мороженое, разделив пополам.

(21)Потом она вышла замуж и уехала.

(22)«Я не могу взять тебя с собой, – сказала она. – (23)Ты понимаешь? (24)Я очень хотела бы, но не могу».

(25)При ней он не мог расплакаться. (26)Чёрный от внезапно свалившегося на него горя, он ушёл, решив больше не приходить никогда, но через три дня явился снова в надежде, что весь этот ужас про её отъезд – неправда.

(27)Чужая тётка в тёплом ватнике чистила клетки и покрикивала на медвежат. (28)Маша никогда ни на кого не кричала. (29)Выросшие за лето медвежата играли на камнях и даже не заметили Тимофея, прижавшегося к сетке.

(30)В зоопарке почти никого не было: холодно, осень, будний день. (31)Он обошёл все клетки, проверил всех зверей. (32)Всё было в порядке. (ЗЗ)Устав бродить, он лёг под одним из громадных деревьев.

(34)Сначала он просто лежал на куче листьев, потом стал тихонечко подвывать, засовывая между колен замёрзшие грязные руки.

(35)Всё кончилось. (З6)Больше в его жизни ничего не будет. (37)Он остался совсем один. (38)Маши больше не будет. (39)И лета больше не будет. (40)Будут осень, дождь, ранние сумерки, а к весне медвежата совсем вырастут и больше не узнают его.

(41)Маленький Тимофей долго жалел себя, лёжа на куче опавших листьев и глядя в далёкое равнодушное небо. (42)Потом встал и ушёл из зоопарка.

(43)Навсегда.

(По Т. Устиновой*)

* Устинова Татьяна Витальевна (род. в 1968 г.) – российская писательница, ра-ботающая в детективном жанре.

С2. Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина: «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цити-рование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами М.Е. Салтыкова-Щедрина. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

Работаем с черновиком, используя схему:

План работы  
I. Вступление   II. Основная часть.     III. Заключение Выписываем ключевые слова из высказывания. Называем языковые явления, кажущиеся вам наиболее важными. «Мысль формирует себя» через синтаксис, грамматику, и знаки препинания. Мысли оформляются словами, предложениями. Язык - средство общения, передачи информации Грамматика включает морфологию и синтаксис. Знаки препинания изучаются в пунктуации. II. Читаем текст, отмечаем номера предложений, нужные нам для примеров-аргументов, выписываем их. Кратко записываем, какую роль играют они в тексте: 1 пример. Его роль. В предл. 17. восклицательный знак подчёркивает возмущение мальчика. Это неполное предложение, что тоже помогает понять состояние героя. 2 пример. Его роль. Предл.30. Его синтаксический строй помогает нам увидеть сумрачную осень. Среди частей речи обращает на себя внимание отрицательное местоимение «никого» и глагол с отр. частицей «не» (не было) – морфология тоже помогает понять состояние мальчика. Знаки препинания, по выражению Паустовского, «как нотные знаки», определяют отношения между частями этого сложного предложения: двоеточие предупреждает нас о том, что дальше последует разъяснение, запятые между односоставными предложениями не просто рисуют картину природы, они помогают понять и то, что почувствовал герой, расставшись с близким человеком. III. Кратко записываем вывод: Т. о., мы доказали, что мысль легко находит для себя ясное выражение, «и синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются».

План сочинения

Пишем сочинение

Великий русский писатель Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин утверждает, что мысль формирует себя и находит ясное для себя выражение, а помогают ей в этом и синтаксис, и грамматика, и знаки препинания. Вспомним функции языка. Он служит прежде всего для того, чтобы в устной или письменной форме передать мысли, чувства, сообщения.

В тексте Т. В. Устиновой всё подчинено тому, чтобы передать то, что пережил маленький Тимофей. У него был близкий человек – Маша, но судьба развела их. Моё внимание привлекло предложение 17. Это неполное восклицательное предложение помогает передать и мысли, и чувства мальчика, передаёт его возмущение, когда Маша, вместо хлеба или колбасы, купила мороженое. Тимофей воспринимает это как унижение.

Интересно с точки зрения и морфологии, и синтаксиса, и пунктуации предложение 30. Это сложное бессоюзное предложение включает в себя четыре односоставных, оно чёткое, лаконичное. Его синтаксический строй помогает нам увидеть сумрачную осень, также холодно и тоскливо на душе маленького героя. Знаки препинания, по выражению Паустовского, - «нотные знаки», здесь они определяют отношения между частями сложного предложения: двоеточие предупреждает нас о том, что дальше последует разъяснение, запятые между односоставными предложениями разделяют простые, заставляют нас остановиться, подумать, что почувствовал герой, расставшись с близким человеком.

Среди частей речи обращает на себя внимание отрицательное местоимение «никого» и глагол с отрицательной частицей «не» (не было) – морфология тоже помогает понять состояние мальчика.

Таким образом, анализируя лишь несколько предложений текста Т. В. Устиновой, мы убедились в правильности мысли

М. Е. Салтыкова-Щедрина: чтобы полно и ярко выразить мысль, нам необходимо знание и грамматики, и синтаксиса, и пунктуации.

Тематические подгруппы

1. Первый раздел тем. Связь грамматики и лексики в русском языке. Лексика и фразеология

2. Второй раздел тем. Фонетика. Культура речи

3. Третий раздел тем. Состав слова. Словообразование. Культура речи

4. Четвертый раздел тем. Морфология

5. Пятый раздел тем. Синтаксис.

6. Шестой раздел тем. Пунктуация

7. Седьмой раздел тем. Функции языка

8. Восьмой раздел. О чтении, писателе и читателе. Культура речи

9. Девятый раздел тем. Культура речи

10. Десятый раздел. Богатство русского языка

11. Одиннадцатый раздел. Язык художественной литературы. Средства речевой выразительности

Первый раздел тем. А)Связь грамматики и лексики в русском языке. Грамматика

Возможные цитаты

1. Грамматика может показать, как люди пользуются языком для выражения всех богатств своего внутреннего мира...

Из трудов Н. Ф. Бунакова

2. Изучение грамматического строя языка без учёта лексической его стороны... невозможно.

В. В. Виноградов

3. Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают.

Г. Степанов

4. Один словарный состав без грамматики еще не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение.

Л. В. Успенский

5. … лексика, словарный состав языка сам по себе не составляет языка, а является строительным материалом для языка.

А. А. Реформатский

6. Грамматика позволяет нам связать между собою любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете.

Л. В. Успенский

 

7. Все науки в грамматике нужду имеют. Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики.

М. В. Ломоносов

8....для навыков в правильной речи и правильном письме полезно знать грамматику…

Д. Н. Ушаков

9. Тот, кто не изучал грамматики и, не знает законов языка.

С. Я. Маршак

10. Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединяться с другими словами, включаться в предложение.

И. И. Постникова

11. Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни.

Н. Г. Чернышевский

12. Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит нас грамматика.

М. В. Исаковский

Б) Лексика.

1. В слове «проявляется исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои, дар говорить, сообщать разумно...» В слове «не менее жизни, как и в самом человеке...»

В. И. Даль

2. Каждое слово — это коробочка: аккуратно запакованная и тщательно перевязанная, она ждёт, пока кто-нибудь не произнесёт это слово вслух или про себя. Тогда развяжутся все узлы, спадут все обёртки и вырвутся наружу сотни значений.

Э. Э. Моррис, английский археолог

3. Да, есть слова, что жгут, как пламя,

4. Что светят вдаль и вглубь до дна.

А. Т. Твардовский

5. Каждое слово — особый микромир, изучать тайны которого не только поучительно, но и увлекательно.

Ф. И. Филин

6. Слова многозначные, омонимы, синонимы, антонимы – какое богатство взаимосвязей и взаимозависимостей единиц речи, используемых для выражения мыслей.

А. Э. Вартаньян

7. Если в арсенале языка имеется множество возможностей один и тот же предмет (вещь, явление) наименовать разными словами и одновременно выделить в этом предмете (вещи, явлении) какие-то стороны и грани – такой язык богат, гибок, красочен и точен.

А. Э. Вартаньян

8. Важнейшая стилистическая функция синонимов - быть средством наиболее точного выражения мысли. Окружающие явления и предметы, их свойства, качества, действия, состояния познаются нами со всеми их особенностями, понятие называется словом, наиболее подходящим для выражения нужного значения.

И. Б. Голуб

 

9. Человек культурной речи должен владеть искусством свободной игры синонимами.

Л. В. Успенский

10. Антонимы используются как яркое выразительное средство в художественной речи. Писатель видит жизнь в контрастах, и это свидетельствует не о противоречивости, а о цельности восприятия им действительности.

И. Б. Голуб

11. К антонимам прибегают, когда хотят обозначить противоположные, контрастные явления.

А. Э. Вартаньян

В) Фразеология

1. Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства.

Из учебника русского языка

2. Фразеологические обороты – важный строительный материал языка. Как и отдельные слова, они могут служить для обозначения предмета и явления, действия и состояния, свойств, качеств и признаков лица или предмета, признака действия.

Е. А. Быстрова. Учебный фразеологический словарь русского языка

3. Фразеологический состав русского языка очень богат и разнообразен.

Е. А. Быстрова. Учебный фразеологический словарь русского языка

 

4. Видное место в нашей речи занимают фразеологические обороты …Они легко воспроизводятся в виде готовых речевых формул, позволяют экономить время и усилия, облегчают процесс общения, придают речи образность и выразительность.

Д. Э. Розенталь

5. Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя.

А. С. Пушкин

Пятый раздел тем. Синтаксис

1. Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это Синтаксис.

А. А. Реформатский

2. Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части Синтаксиса.

Б. В. Шергин

 

3. Вся сила суждения содержится в Сказуемом. Без Сказуемого не может быть суждения.

Ф.И. Буслаев

4. Именно в речи, реализованной в предложениях, формируется и оформляется язык. Именно здесь начинается речевая деятельность.

Эмиль Бенвенист, французский языковед XX века

 

5. В художественной речи использование Однородных членов предложения является излюбленным средством усиления ее выразительности.

И. Б. Голуб

6. На фоне разнообразных синтаксических средств Обращения выделяются экспрессивной окраской

И. Б. Голуб

7. Обращение может иметь целью не только привлечь внимание собеседника, но и выразить отношение к нему лица говорящего.

Н.С. Валгина

8. Употребление определённо-личных односоставных предложений сообщает повествованию большую динамичность, делает его более лаконичным, помогает избежать излишнего повторения.

Н.С. Валгина

9. Широкое распространение неопределённо-личных предложений в разговорном стиле связано с необходимостью в ряде случаев акцентирования внимания на действии, а не на его производителе (хотя он или они вполне известны).

Н.С. Валгина

10. Безличные предложения широко распространены в художественной литературе, которая постоянно обогащается фактами разговорного языка.

Н.С. Валгина

11. Назывные «предложения позволяют представить отдельные детали описываемой обстановки в виде ярких штрихов, они сосредоточивают внимание на этих деталях»

Н.С. Валгина

12. обособленные члены предложения содержат элемент добавочного сообщения, благодаря чему они логически подчеркиваются и приобретают больший синтаксический вес и стилистическую выразительность в предложении.

Н.С. Валгина

13. В сложносочинённых предложениях чаще всего выражаются отношения соединительные, противительные и разделительные.

Н.С. Валгина

 

Литература. Интернет-ресурсы

А. Н. Тихонов. Школьный словообразовательный словарь русского языка http://www.twirpx.com/file/363081/

Г. Г. Гранник, С. М. Бондаренко. Знаки препинания http://ai-systems.ucoz.ru/load/books/kniga_g_g_granik_s_m_bondarenko_quot_znaki_prepinanija_quot/1-1-0-9

В. И. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. Занимательно о русском языке http://www.twirpx.com/file/749028/

Л. И. Скворцов. Большой толковый словарь правильной русской речи и выражений http://freecopi.ru/slovari/52-skvorcov-li-bolshoy-tolkovyy-slovar-pravilnoy-russkoy-rechi.html

Л. А. Введенская Культура речи. http://www.klex.ru/5ew

В. А. Сухомлинский. Слово в словах. https://plus.google.com/102851767877912089372/posts/3u1vpqXuvod

Вартаньян. Путешествие в слово. http://www.fb2book.com/?kniga=26499&strn=2&cht=1

Л.В. Успенский, Хорошо или правильно. http://bookmate.com/r#d=VZRFsLJ3

Н.С. Валгина. Современный русский язык. http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook107/01/index.html

И.Б. Голуб. Русский язык и культура речи. http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook083/01/index.html http://uchimcauchitca.blogspot.ru/2012/11/blog-post.html http://www.proshkolu.ru/user/alova57/file/3181742/

Н. А. Сенина. Методика работы над изложением и сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013). http://www.proshkolu.ru/user/lyudmila361/file/3574853/

 

 

Готовимся к ГИА 2013. Сочинение - рассуждение на основе прочитанного текста (С2). Часть 1

Работа учителя русского языка

и литературы Н. Г. Харлановой

Уч. год

Изменения КИМ ГИА для выпускников 9 кл.
2013 года в части С2

1. Изменено задание С2.

2. Исключено альтернативное задание (С2.2)

С2- задание высокого уровня сложности. Это задание ориентировано на очень сильных учеников.

Часть 3 (С2) – задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

Часть 3 ГИА звучит в этом году так:

С2. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами К.Г. Паустовского.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

В прошлом году цитата учёного-лингвиста была одна, нужно было подобрать из исходного текста соответствующие аргументы. В этом году иначе:

v В каждом варианте экзаменационной работы будет дана отдельная цитата, соответствующая определённым требованиям и специфике конкретного текста.

v Требований к цитате много. Главное - не вообще цитата о языке (о русском языке), а цитата, позволяющая высказаться на лингвистическую тему и привести конкретные примеры по данному тексту.

v Цитата ориентирована не на разделы грамматики, а на любое явление языка (речи), представленное в тексте.

v Цитата будет для каждого текста своя. Таким образом, темы сочинений будут разные.

Чтобы понять, как лучше справиться с этим заданием, нужно знать «Критерии оценивания С2».

 

Ответ на задание С2 оценивается по следующим критериям.

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (С2) Баллы
С 1 К1   Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос  
  Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет  
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса  
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено 2 и более фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, или тезис не доказан, или дано рассуждение вне контекста задания, или тезис доказан на бытовом уровне  
С 1 К2 Наличие примеров-аргументов  
  Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте.  
Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, но не указал их роль в тексте, или привёл 2 примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них, или привёл 1 пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте  
Экзаменуемый привёл 1 пример-аргумент из текста, не указав его роль в тексте.  
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис, или экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста  
С 1 К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения  
  Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста  
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста  
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста  
С 1 К4 Композиционная стройность работы  
  Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет  
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена 1 ошибка в построении текста  
В работе допущено 2 и более ошибок в построении текста  
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С 1 К1–С 1 К4  

 

Внимание!

Если сочинение представляет собой полностью переписанный или

пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 (нулём) баллов по всем

критериям проверки (С 1 К1–С 1 К4; ГК1–ГК4, ФК1).

Грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оцениваются отдельно.

 

Этапы работы над сочинением

1. Внимательно прочитайте цитату. О чём в ней говорится? О каких языковых явлениях идёт речь? Подчеркните в цитате ключевые слова.

2. Прочитайте текст и подумайте, какие языковые явления, иллюстрирующие тезис, в нём есть.

3. Определите роль этих языковых явлений в тексте…

4. Напишите сочинение-рассуждение,

в котором представьте своё понимание цитаты (тезиса), укажите роль выбранных вами языковых явлений и приведите примеры-аргументы из текста.

 

Работайте с черновиком, используя схему:

План работы Рабочие записи
I. Вступление   II. Основная часть.   III. Заключение I. Подчёркиваем в тексте, а затем выписываем ключевые слова из высказывания. Называем языковые явления, кажущиеся вам наиболее важными.   II. Читаем текст, отмечаем номера предложений, нужные нам для примеров-аргументов, выписываем их. Кратко записываем, какую роль играют они в тексте: 1 пример. Его роль. 2 пример. Его роль   III. Кратко записываем вывод

 

Как это работает? Рассмотрим на примере текста из сборника И. П. Цыбулько (5 вариант из 36)

(1)Когда ему было лет девять, он часто приходил в зоопарк, где знал, казалось, каж-дую дырку в деревянном заборе, каждый закоулок между клетками. (2)Здесь он позна-комился с Машей. (З)Она была то ли студенткой, то ли практиканткой и работала с медведями. (4)Маша позволяла Тимофею смотреть, как она кормит маленьких медвежат. (5)Однажды он принёс воды, когда медвежонок разлил полное ведро, и с тех пор она разрешала Тимофею помогать ей.

(6)Он видел всё в розовом свете рядом с этой Машей. (7)Он очень хотел сделать что-нибудь такое невиданное, огромное, чтобы она была не просто удивлена, а потрясена.

(8)На длинной рогатой палке она переводила медвежат на площадку молодняка, а Тимофей шёл рядом и нёс мешок с хлебом и морковкой и страшно гордился собой. (9)Все вокруг провожали их глазами и показывали пальцами, а Тимофей важно шагал так, как будто имел на это право, как будто он не хулиган и мелкий воришка, а с ними, с этой удивительной храброй девушкой и её медведями. (10)Он помогает их переводить, ему доверили важное и почти опасное дело, и ни одна контролёрша не посмеет подойти и спросить у него билет, потому что он – с Машей, которую в зоопарке все знали.

(11)Девушка как-то быстро поняла, что он всё время хочет есть. (12)И стала под-кармливать его бутербродами с колбасой. (13)У Тимофея была сумасшедшая гордость, но он ел потому, что голод совсем одолел, а колбаса казалась необыкновенным, боже-ственным наслаждением. (14)Никогда в жизни потом он не ел такой колбасы.

(15)0днажды она купила ему мороженое, чем оскорбила его ужасно. (16)Поесть не очень стыдно, когда от голода подводит худой грязный живот и в глазах темнеет. (17)Но мороженое! (18)Такого унижения Тимофей перенести не мог. (19)Если она хочет, он будет с ней дружить, а подачек ему не надо.

(20)Они быстро помирились, и как-то так вышло, что сразу же после этого съели это мороженое, разделив пополам.

(21)Потом она вышла замуж и уехала.

(22)«Я не могу взять тебя с собой, – сказала она. – (23)Ты понимаешь? (24)Я очень хотела бы, но не могу».

(25)При ней он не мог расплакаться. (26)Чёрный от внезапно свалившегося на него горя, он ушёл, решив больше не приходить никогда, но через три дня явился снова в надежде, что весь этот ужас про её отъезд – неправда.

(27)Чужая тётка в тёплом ватнике чистила клетки и покрикивала на медвежат. (28)Маша никогда ни на кого не кричала. (29)Выросшие за лето медвежата играли на камнях и даже не заметили Тимофея, прижавшегося к сетке.

(30)В зоопарке почти никого не было: холодно, осень, будний день. (31)Он обошёл все клетки, проверил всех зверей. (32)Всё было в порядке. (ЗЗ)Устав бродить, он лёг под одним из громадных деревьев.

(34)Сначала он просто лежал на куче листьев, потом стал тихонечко подвывать, засовывая между колен замёрзшие грязные руки.

(35)Всё кончилось. (З6)Больше в его жизни ничего не будет. (37)Он остался совсем один. (38)Маши больше не будет. (39)И лета больше не будет. (40)Будут осень, дождь, ранние сумерки, а к весне медвежата совсем вырастут и больше не узнают его.

(41)Маленький Тимофей долго жалел себя, лёжа на куче опавших листьев и глядя в далёкое равнодушное небо. (42)Потом встал и ушёл из зоопарка.

(43)Навсегда.

(По Т. Устиновой*)

* Устинова Татьяна Витальевна (род. в 1968 г.) – российская писательница, ра-ботающая в детективном жанре.

С2. Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина: «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цити-рование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами М.Е. Салтыкова-Щедрина. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

Работаем с черновиком, используя схему:

План работы  
I. Вступление   II. Основная часть.     III. Заключение Выписываем ключевые слова из высказывания. Называем языковые явления, кажущиеся вам наиболее важными. «Мысль формирует себя» через синтаксис, грамматику, и знаки препинания. Мысли оформляются словами, предложениями. Язык - средство общения, передачи информации Грамматика включает морфологию и синтаксис. Знаки препинания изучаются в пунктуации. II. Читаем текст, отмечаем номера предложений, нужные нам для примеров-аргументов, выписываем их. Кратко записываем, какую роль играют они в тексте: 1 пример. Его роль. В предл. 17. восклицательный знак подчёркивает возмущение мальчика. Это неполное предложение, что тоже помогает понять состояние героя. 2 пример. Его роль. Предл.30. Его синтаксический строй помогает нам увидеть сумрачную осень. Среди частей речи обращает на себя внимание отрицательное местоимение «никого» и глагол с отр. частицей «не» (не было) – морфология тоже помогает понять состояние мальчика. Знаки препинания, по выражению Паустовского, «как нотные знаки», определяют отношения между частями этого сложног


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.54.210 (0.013 с.)