Преподаватель: к.ф.н., ст.пр. Алиса Ильдаровна Гадельшина 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Преподаватель: к.ф.н., ст.пр. Алиса Ильдаровна Гадельшина



ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ»

для студентов 2 курса экономического факультета

«Бизнес-информатика»

1 полугодие 2012-2013 гг.

Преподаватель: к.ф.н., ст.пр. Алиса Ильдаровна Гадельшина

Общее количество часов – 28 (14 занятий)

Семинар № 1. Философия. Круг её проблем и место в системе культуры 2 часа

Цель изучения темы – ознакомление студентов с философией как наукой и учебной дисциплиной, её структурой, функциями и традициями философствования.

Задачи:

- раскрыть основные черты науки, научного познания и научного мышления;

- рассмотреть основные разделы философии, функции и проблемы, решаемые данной областью знаний;

- изучить основные термины по данной теме;

- выявить специфику классического, неклассического и постнеклассического типов философствования.

Основное содержание темы

Философия как наука. Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Функции философии. Философия и идеология. Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения. Философия в системе ценностей культуры. Основные разделы философии. Проблема философского наследия. Классическое философствование. Неклассическое философствование. Постнеклассическая философия.

 

Основные требования к освоению содержания темы

 

Студент, изучивший тему, должен:

знать: основные разделы философии, функции философии, предмет и объект философии как науки, основные типы мировоззрения, философские традиции, основные понятия;

уметь: различать объект и предмет науки, сопоставлять разделы философии с проблемами, которые они решают;

владеть навыками: работы с философским словарём и учебной литературой, поиска справочной и научной литературы, подготовки доклада по изучаемой теме.

План семинарского занятия (2 часа):

План подготовки

1. Духовный мир человека и мировоззрение. Исторические типы миро­воззрения: мифологическое, религиозное, философское.

2. Генезис философии. Круг её проблем и специфика философ­ского зна­ния. Функции философии.

3. Философия в системе ценностей культуры: отношение филосо­фии к науке, искусству, религии. Проблема человека в философии. Фи­лософия в системе гуманитарных знаний.

4. Проблема философского наследия. Философия и философство­вание. Традиции философствования.

5. Основные компоненты и отрасли философского знания: онтоло­гия, гносеология, логика, этика, эстетика, философская антропология, аксио­логия, социальная философия.

 

Список основной литературы

 

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 608 с. - (Гл.1, 2, 3, 4, 5; С. 4-88).

2. Гриненко З.В. История философии: Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 688 с. – (введение; С. 11-22).

3. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2007. – 736 с. - (вводное слово, § 1,2; С. 11-21).

 

Список дополнительной литературы

 

1. Автономова Н.С. Заметки о философском языке: традиции, проблемы, перспективы // Вопросы философии. – 1999. - № 11. – С. 13-28.

2. Ахиезер А.С. Об особенностях современного философствования: Взгляд из России // Вопросы философии. – 1999. - № 8. – С. 3-18.

3. Бессонов Б. Нужна ли нам философия? // Диалог. – 2000. - № 6. – С. 45-51.

4. Гобозов И.А. Социальная философия. – М.: Академический Проект, 2007. – 352 с.

5. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. - М., 1990.

6. Миголетьев А.А. Философия. Её роль в жизни общества // Социально-гуманитарные знания. – 2001. - № 1. – С. 52-63.

7. Ойзерман Т.И. Основные вопросы философии // Вопросы философии. – 2005. – № 11. – С. 37-48.

 

* Студенты могут использовать литературу, указанную в учебно-методическом обеспечении курса «Философия», а также в учебно-методических комплексах по философии, подготовленных д.ф.н., профессором Н.А. Шергенг, к.ф.н., доцентом Т.А. Башировым.

 

Список основной литературы

 

  1. Гриненко Г.В. История философии: Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 688 с.- (Гл. 1,2,7,8; С. 25-62, 155-169).

2. CD Электронная библиотека. История философии. Версия 2.0.

 

Список основной литературы

 

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 608 с. – (Гл. 6, С. 89-109).
  2. Гриненко Г.В. История философии: Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 688 с. – (Гл. 3,4,5; С. 63-122).

3. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2007. – 736 с. – (Гл. 1, С. 22-79).

 

Список основной литературы

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 608 с. – (Гл.7; С. 110-122).
  2. Гриненко Г.В. История философии: Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 688 с. – (Гл.6, 12; С. 123-153, 203-244).
  3. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2007. – 736 с. – (Гл.2; С. 80-100).

Список основной литературы

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 608 с. – (Гл. 8; С. 123-132).
  2. Гриненко Г.В. История философии: Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 688 с. – (Гл. 13, 14, 15; С. 246-281, 292-331, 338-364).
  3. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2007. – 736 с. – (Гл. 4, 5; С. 101-133).

 

Список основной литературы

 

  1. Гриненко Г.В. История философии: Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 688 с. – (Гл. 16; С. 366-411).
  2. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2007. – 736 с. – (Гл. 6; С. 135-156).
  3. Шергенг Н.А. Классическое философствование (между Кантом и Гегелем). – Уфа: Издательство Башкирского университета, 1997. – 146 с. - (введение).

 

Список основной литературы

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 608 с. – (Гл. 12; С. 166-201).
  2. Гриненко Г.В. История философии: Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 688 с. – (Гл. 17, 18, 19, 20, 21; С. 418-422, 423-444, 445-497, 498-562, 563-580).
  3. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2007. – 736 с. – (Гл. 7; С. 157-200).

 

Список основной литературы

 

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 608 с. – (Гл. 10, 11; С. 141-165).
  2. Гриненко Г.В. История философии: Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 688 с. – (Гл. 22, 23, 24, 25; С. 590-665).
  3. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2007. – 736 с. – (Гл. 8; С. 201-222).

 

Список основной литературы

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 608 с. – (Гл. 20, 21, 22; С. 420-450).
  2. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2007. – 736 с. – (Гл. 9; С. 223-265).
  3. Философия: Учебник для вузов / Под общей редакцией В.В. Миронова. – М.: Норма, 2005. – 928 с. – (Раздел 4, гл. 1, 2; С. 435-481, 505-520).

Список основной литературы

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 608 с. – (гл. 23, 24, 25; С. 451-584).
  2. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2007. – 736 с. – (С. 264-307).
  3. Философия: Учебник для вузов / Под общей редакцией В.В. Миронова. – М.: Норма, 2005. – 928 с. – (С. 481-505).

Список основной литературы

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 608 с. – (Гл. 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19; С. 202-418).
  2. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2007. – 736 с. – (Гл. 11, 12, 18; С. 350-474, 637-694).
  3. Философия: Учебник для вузов / Под общей редакцией В.В. Миронова. – М.: Норма, 2005. – 928 с. – (С. 521-632).

Список основной литературы

 

  1. Гобозов И.А. Социальная философия. – М.: Академический Проект, 2007. – 352 с. – (С. 7-32, 44-47, 53-62, 79-104, 117-142, 264-278).
  2. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2007. – 736 с. – (Гл. 13, 15, 16, 17; С. 475-479, 513-524, 557-563, 619-626).

 

Часа

Цель изучения темы – рассмотреть основные проблемы философской антропологии и аксиологии.

Задачи:

- выделить основные проблемы, задачи и функции философской антропологии;

- проанализировать важнейшие вопросы аксиологии, её функции, задачи.

Основное содержание темы

Философская антропология как раздел философии. Основные проблемы философской антропологии. Человек как биосоциальное существо. Человек и природа. Человек, общество и культура. Человек и исторический процесс. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Нравственные ценности. Эстетические ценности. Религиозные ценности. Духовное производство. Образование и воспитание.

 

Основные требования к освоению содержания темы

 

Студент, изучивший тему, должен:

знать: основные понятия, проблемы философской антропологии, виды ценностей, иерархию потребностей человека, задачу и роль философии в формировании здоровой личности;

уметь: различать потребности человека и соотносить их со схемой А. Маслоу, правильно излагать свои мысли и делать выводы;

владеть навыками: подготовки научных докладов и тезисов, работы со словарём, реферирования материала.

 

План семинарского занятия (2 часа):

  1. Человек как биосоциальное существо. Индивид, индивидуальность, личность.
  2. Человек и природа. Человек, общество, культура.
  3. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс. Личность и массы. Свобода и необходимость.
  4. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность.
  5. Нравственные ценности. Мораль, справедливость, право.
  6. Эстетические ценности.
  7. Религиозные ценности и свобода совести.
  8. Духовное производство. Духовные потребности человека.
  9. Образование и воспитание как необходимые условия освоения духовных ценностей и творческой деятельности человека.

 

Список основной литературы

 

  1. Гобозов И.А. Социальная философия. – М.: Академический Проект, 2007. – 352 с. – (С. 206-227, 296-303).
  2. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2007. – 736 с. – (308-337, 654-701, 707-718).
  3. Философия: Учебник для вузов / Под общей редакцией В.В. Миронова. – М.: Норма, 2005. – 928 с. – (С. 634-677, 717-721, 845-889).

 

Философия и культура 2 часа

 

Цель изучения темы – получение представлений о философии культуры, проблеме культуры в современном обществе.

Задачи:

- рассмотреть культуру как предмет философского анализа;

- проанализировать соотношение понятий культура и цивилизация;

- выявить глобальные проблемы человечества;

- выделить возможные сценарии будущего и стратегию поведения человечества.

 

Основное содержание темы

 

Философия и культура. Культура как предмет философского анализа. Культура поведения и общения. Образованность и интеллигентность. Проблема овладения культуры человеком в современном обществе. НТП и культура. Функции культуры. Единство и многообразие культур. Культура и цивилизация. Черты современной цивилизации. «Сумма технологии» С. Лемма. Глобальные проблемы современности. Будущее человечества. Сценарии будущего.

Основные требования к освоению содержания темы

 

Студент, изучивший тему, должен:

знать: основные понятия и термины, философские подходы к изучению культуры и цивилизации, глобальные проблемы современности и пути их решения, альтернативные сценарии развития человечества;

уметь: экстраполировать реалии на предполагаемое будущее, выявлять заведомо ложные прогнозы и сценарии будущего, предлагать пути решения глобальных и локальных проблем;

владеть навыками: грамотной речи, логического мышления, умения участвовать в дискуссии, реферирования материала, работы с научной, учебной и справочной литературой, оппонирования выступлений однокурсников, подготовки научных докладов и тезисов.

План семинарского занятия (2 часа):

  1. Культура как предмет философского анализа.
  2. Культура поведения и общения. Образованность и интеллигентность.
  3. Проблема овладения культуры человеком.
  4. НТП и культура. Функции культуры.
  5. Единство и многообразие культур. Общечеловеческое, национально-эстетическое и социально-групповое в культуре.
  6. Культура и цивилизация. Современная цивилизация и её основные проблемы. Глобальные проблемы современности.
  7. Будущее человечества. Сценарии будущего.

 

Список основной литературы

 

  1. Гобозов И.А. Социальная философия. – М.: Академический Проект, 2007. – 352 с. – (142-174, 278-296).
  2. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2007. – 736 с. – (694-701, 718-730).
  3. Философия: Учебник для вузов / Под общей редакцией В.В. Миронова. – М.: Норма, 2005. – 928 с. – (С. 730-788).

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ»

для студентов 2 курса экономического факультета

«Бизнес-информатика»

1 полугодие 2012-2013 гг.

Преподаватель: к.ф.н., ст.пр. Алиса Ильдаровна Гадельшина



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.147 (0.035 с.)