Модуль 5. Чрезвычайные ситуации и методы защиты от них 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль 5. Чрезвычайные ситуации и методы защиты от них



 

1. Чрезвычайные ситуациитехногенного характера и их классификация.

2. Чрезвычайные ситуации, вызванные взрывами и пожарами.

3. Чрезвычайные ситуации, вызванные выбросом опасных химических веществ.

4. Чрезвычайные ситуации, вызванные радиационными авариями.

5. Чрезвычайные ситуации, вызванные геологическими опасными природными явлениями.

6. Чрезвычайные ситуации, вызванные метеорологическими опасными природными явлениями.

7. Чрезвычайные ситуации, вызванные гидрологическими опасными природными явлениями.

8. Чрезвычайные ситуации, вызванные природными пожарами.

9. Чрезвычайные ситуации, вызванные массовыми заболеваниями.

10. Чрезвычайные ситуацииприродного характера. Основные понятия и

11. Современный терроризм, его истоки и характерные черты. Меры по противодействию терроризму.

12. Средства коллективной защиты, их классификация и назначение.

13. Средства индивидуальной защиты органов дыхания, их классификация и назначение.

14. Оповещение и эвакуация населения в чрезвычайных ситуациях.

15. Организация проведения спасательных и других неотложных работ.

 

Модуль 6. Управление безопасностью жизнедеятельности

1. Система национальной безопасности Российской Федерации, её структура, задачи и функции.

2. Концепция национальной безопасности Российской Федерации.

3. Цели, задачи, структура и режимы функциони­рования РСЧС.

4. Цели, задачи, структура и органы управления гражданской обороны.

5. Основные направления и принципы государственной политики в области охраны труда.

6. Стратегия национальной безопасности до 2020 г.

7. Федеральный закон «О безопасности».

8. Федеральный закон «Об охране окружающей природной среды».

9. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природ­ного и техногенного характера».

10. Федеральный закон «О пожарной безопасности».

11. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения».

12. Федеральный закон «О гражданской обороне».

13. Федеральный закон «О противодействии террориз-
му».

14. Трудовой Кодекс Российской Федерации.

 

Зачет

 

При определении уровня достижений студентов на зачете необходимо обращать особое внимание на:

- знание программного материала и структуры дисциплины, а также основного содержания и его элементов в соответствии с прослушанным лекционным курсом и с учебной литературой;

- знания, необходимые для решения типовых задач, умение выполнять предусмотренные программой задания;

- знание важнейших работ из списка основной рекомендованной литературы и знакомство с дополнительно рекомендованной литературой;

- владение методологией дисциплины, умение применять теоретические знания при решении задач, обосновывать свои действия.

Критерии Показатели
Усвоение программного теоретического материала     -аргументированный, логически выстроенный, полный ответ по вопросу, демонстрирующий знание основного содержания дисциплины и его элементов в соответствии с прослушанным лекционным курсом и с учебной литературой; - знакомство с основной и дополнительной литературой и источниками по курсу, демонстрирующее полноту знания вопроса; -глубокое, всестороннее знание и понимание сущности рассматриваемых терминов, понятий, закономерностей, теорий, событий; - владение умением устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи между изученными событиями, объектами и явлениями  
Умение применять теоретические знания на практике - владение методологией дисциплины; - умение выполнять типовые задания и задач предусмотренные программой; - умение использоватьпримеры для подтверждения теоретических положений; - умение опиратьсяна результаты наблюдений и опытов при необходимости, в зависимости от условия учебной задачи; - владение сформированными навыками работы с приборами и другими средствами дисциплины; - умение преобразовывать тематическую информацию из одного вида в другой; - умение примененияполученных знаний в незнакомой учебной ситуации
Умение излагать программный материал доступным научным языком -обоснованно и безошибочно излагает тематический материал, соблюдая последовательность его изложения, используя четкие и однозначные формулировки; - строит логически связанный ответ, используя принятую научную терминологию; - делаетобоснованные выводы; - формулируетточные определения терминов и даетнаучноетолкование основных понятий, законов; -творчески перерабатывает текст, адаптируя его под конкретную учебную задачу; - излагает тематический материал литературным языком; - отвечает на дополнительные вопросы преподавателя; -самостоятельно, рационально и адекватно ситуации использует необходимые средства для достижения поставленных целей; - применяет в процессе ответа для демонстрации состояния объектов, протекания явлений общепринятую в науке знаково-символьную систему условных обозначений

Вопросы к зачету

1. Основные понятия и определения безопасности жизнедеятельности. Понятие о среде обитания, биосфере и техносфере.

2. Классификация угроз безопасности в зависимости от характера и степени опасности.

3. Классификация опасностей в зависимости от возможных негативных факторов.

4. Риск как мера опасности, понятие о риске и ущербе. Количественные показатели рисков.

5. Понятие об устойчивом развитии. Принципы устойчивого развития и их содержание.

6. Подсистема «биосфера – техносфера». Направления взаимодействия техносферы и биосферы.

7. Подсистема «человек – техносфера», её составляющие и их характеристика.

8. Подсистема «человек – социальная среда», её составляющие и их характеристика.

9. Основные анализаторы человека и их характери­стика.

10. Источники основных негативных факторов среды обитания человека.

11. Химические негативные факторы (вредные вещества), их классификация, характеристика воздействия на человека и предельно-допустимые уровни. Способы и средства защиты.

12. Биологические негативные факторы, их классификация и характеристика воздействия на человека. Способы и средства защиты.

13. Механические колебания и вибрации, их классификация и характеристика воздействия на человека. Способы и средства защиты.

14. Акустические колебания (шум, ультразвук, инфразвук), их классификация и характеристика воздействия на человека. Способы и средства защиты.

15. Электромагнитные излучения, их классификация и характеристика воздействия на человека. Способы и средства защиты.

16. Электрические и магнитные поля, их классификация и характеристика воздействия на человека. Способы и средства защиты.

17. Лазерное излучение, классификация и характеристика воздействия на человека. Способы и средства защиты.

18. Ионизирующее излучение, его классификация и характеристика воздействия на человека. Способы и средства защиты.

19. Электрический ток и его воздействие на организм человека. Способы и средства предотвращения электротравм.

20. Сущность процесса горения, опасные факторы воздействия огня.

21. Классифика­ция веществ и материалов по группам возгораемости. По­нятие о пределе огнестойкости.

22. Понятие о возгорании, са­мовозгорании, воспламенении и самовоспламенении веществ и материалов.

23. Пожаровзрывоопасные производства и их классификация.

24. Взрыв и его характеристики. Понятие о воздушной ударной волне и механизм ее образова­ния.

25. Зоны действия взрыва. Действие взрыва на человека, здания, сооружения и обору­дование. Понятие о комфортных условиях и оптимальных условиях труда.

26. Показатели, характеризующие микроклимат. Мероприятия по обеспечению комфортных климатических условий.

27. Классификация работ по своей тяжести, характеризуемой энергозатратами организма.

28. Требования к системам отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха для образовательных организаций.

29. Понятие об естественном, искусственном и совмещенном освещении. Основные требования к производственному освещению для образовательных организаций.

30. Влияние человеческого фактора на безопасность труда и деятельности.

31. Психические явления, регулирующие деятельность человека и его адаптированность к изменяющимся условиям жизнедеятельности.

32. Основные психологические причины ошибок и создания опасных ситуаций.

33. Виды и условия трудовой деятельности, их характеристика.

34. Эргономические основы безопасности. Организация рабочего места, выбор положения работающего, пространственная компоновка и размерные характеристики рабочего места.

35. Требования к организации рабочего места пользователя компьютерной техники.

36. Чрезвычайные ситуациитехногенного характера, их классификация, причины возникновения, поражающие факторы, организация защиты населения от их последствий.

37. Чрезвычайные ситуацииприродного характера, их классификация, причины возникновения, поражающие факторы, организация защиты населения от их последствий.

38. Чрезвычайные ситуации, вызванные террористическими актами.Особенности терроризма в России, меры по противодействию терроризму.

39. Чрезвычайные ситуациивоенного характера, их классификация, причины возникновения, поражающие факторы, организация защиты населения от их последствий.

40. Средства коллективной защиты в чрезвычайных ситуациях, классификация, назначение, правила пользования.

41. Средства индивидуальной защиты в чрезвычайных ситуациях, классификация, назначение, правила пользования.

42. Оповещение и эвакуация населения в чрезвычайных ситуациях.

43. Организация проведения спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях.

44. Устойчивость функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях.

45. Система национальной безопасности Российской Федерации, её струк-тура, задачи и функции, принципы построения.

46. Система жизненно важных интересов личности, общества и государства.

47. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Цели, задачи, структура и режимы функциони­рования, силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.

48. Гражданская оборона (ГО), как система мероприятий по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий.

49. Государственное управление охраной труда. Государственный надзор и общественный контроль за соблюдением законодательства по охране труда.

50. Концепция национальной безопасности Российской Федерации, назначение, структура, основные положения.

51. Стратегия национальной безопасности до 2020 г., назначение, структура, основные положения.

52. Федеральный закон: «О безопасности», назначение, структура, основные положения.

53. Федеральный закон: «Об охране окружающей природной среды», назначение, структура, основные положения.

54. Федеральный закон: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природ­ного и техногенного характера», назначение, структура, основные положения.

55. Федеральный закон: «О пожарной безопасности», назначение, структура, основные положения.

56. Федеральный закон: «О безопасности дорожного движения», назначение, структура, основные положения.

57. Федеральный закон: «О гражданской обороне», назначение, структура, основные положения.

58. Федеральный закон: «О противодействии террориз-
му», назначение, структура, основные положения.

59. Трудовой Кодекс Российской Федерации, назначение, структура, основные положения.

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

а) основная литература

1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая, и др.; Под общей редакцией С.В. Белова. – 8-е издание, стереотипное — М.: Высшая школа, 2009. – 616 с.: ил.

б) дополнительная литература

2. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений/С.В.Белов, В.А.Девисилов, А.Ф. Козьяков и др. Под общ. ред. С.В.Белова. – 6-е издание, стереотипное - М.: Высшая школа, 2008. – 423 с.

3. Девисилов В.А. Охрана труда: учебник / В.А. Девисилов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ФОРУМ, 2009. -496 с.: ил. – (Профессиональное образование).

4. В.А. Акимов. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: Учебное пособие / В.А. Акимов, Ю.Л. Воробьев, М.И. Фалеев и др. Издание 2-е, переработанное — М.: Высшая школа, 2007. — 592 с: ил.

5. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов (под ред. Арустамова Э.А.) Изд.12-е, перераб., доп. – М.: Дашков и К, 2007.- 420 с.

6. Человеческий фактор в обеспечении безопасности и охраны труда: Учебное пособие / П.П. Кукин, Н.Л. Пономарев, В.М. Попов, Н.И. Сердюк.— М.: Высшая школа, 2008.— 317 с.: ил.

7. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств. Охрана труда: Учебное пособие для вузов / П.П.Кукин, В.Л.Лапин, Н.Л. Пономарев. - Изд. 4-е, перераб. – М.: Высшая школа, 2007. – 335 с.: ил.

8. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Занько Н.Г, Малаян К.Р., Русак О. Н. - 12 издание, пер. и доп. – СПб.: Лань, 2008. – 672 с.: ил.

9. Б.С. Мастрюков Опасные ситуации техногенного характера и защита от них. Учебник для вузов / Б.С. Мастрюков.- М.: Академия, 2009. – 320 с.: ил.

10. Б.С. Мастрюков Безопасность в чрезвычайных ситуациях. – Изд. 5-е, перераб.- М.: Академия, 2008.- 334 с.: ил.

в) программное и коммуникационное обеспечение

Операционные системы Windows, стандартные офисные программы, законодательно-правовая электронно-поисковая база по безопасности жизнедеятельности, электронные версии учебников, пособий, методических разработок, указаний и рекомендаций по всем видам учебной работы, предусмотренных вузовской рабочей программой, находящиеся в свободном доступе для студентов, обучающихся в вузе.

 

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Понятие о среде обитания и негативных факторах.

2. Риск и устойчивое развитие общества.

3. Человек и техносфера. Взаимодействие человека с компонентами среды обитания.

4. Классификация негативных факторов среды обитания.

5. Источники основных негативных факторов среды обитания человека. Химические негативные факторы (вредные вещества), способы и средства защиты от них.

6. Биологические негативные факторы, способы и средства защиты от них.

7. Механические колебания и вибрации, способы и средства защиты от них.

8. Акустические колебания, способы и средства защиты от них.

9. Электромагнитные излучения и поля, способы и средства защиты от них.

10. Ионизирующее излучение, способы и средства защиты.

11. Электрический ток и его воздействие на организм человека, пособы и средства предотвращения электротравм.

12. Пожаро- взрывоопасные свойства веществ и материалов.

13. Понятие о комфортных условиях и оптимальных условиях труда.

14. Требования к системам отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха для образовательных организаций.

15. Требования к производственному освещению для образовательных организаций.

16. Психические явления, регулирующие деятельность человека и его адаптированность к изменяющимся условиям жизнедеятельности.

17. Основные психологические причины ошибок и создания опасных ситуаций.

18. Виды и условия трудовой деятельности, их характеристика.

19. Чрезвычайные ситуациитехногенного характера и защита от них.

20. Чрезвычайные ситуацииприродного характера и защита от них.

21. Чрезвычайные ситуации, вызванные террористическими актами, меры по противодействию терроризму.

22. Чрезвычайные ситуациивоенного характера и защита от них.

23. Средства и способы защиты населения в чрезвычайных ситуациях. Устойчивость функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях.

24. Система национальной безопасности Российской Федерации.

25. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

26. Гражданская оборона (ГО), как система мероприятий по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий.

27. Государственное управление охраной труда.

28. Законодательные и нормативно-правовые основы управления безопас-ностью жизнедеятельности.

Реферат

Требования к структуре реферата:

1) титульный лист;

2) план работы с указанием страниц каждого пункта;

3) введение;

4) текстовое изложение материала с необходимыми ссылками на источники, использованные автором;

5) заключение;

6) список использованной литературы;

7) приложения, которые состоят из таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем (необязательная часть реферата).

Реферат оценивается преподавателем исходя из установленных кафедрой показателей и критериев оценки реферата.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.78.41 (0.063 с.)