Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие таможенного законодательства в советский период.
В советский период первым принятым кодексом был Таможенный кодекс СССР 1928 г. Далее его сменил Таможенный кодекс СССР 1964г. Следующий Таможенный кодекс СССР был принят в 1991г. Следующим шагом в истории таможенного права можно считать начало 90-х годов прошлого столетия. В эти годы были приняты: Таможенный кодекс РФ 1993г. и Закон РФ от 23.05.1993г. №5003-I «О таможенном тарифе». В 2003г. был принят ныне действующий Таможенный кодекс РФ. Учеными было отмечено, что с принятием этого кодекса «… представляется возможным говорить о смене эпох в области международных экономических отношений, о начале перехода от «таможни для правительства» к «таможне для участников внешней торговли». Ко времени Октябрьской революции таможенное дело в России регулировалось Уставом 1910 года. Руководил таможенным делом образованный в 1864 году в составе Министерства финансов Департамент таможенных сборов, который находился в довольно плачевном состоянии. Большинство таможен было закрыто, таможенная система в России практически была разрушена. В начале 1918 года возобновил работу Департамент таможенных сборов при Наркомате финансов.
29 мая 1918 года СНК издал Декрет «О разграничении прав Центральной и местных Советских властей по собиранию пошлин и о регулировании деятельности местных таможенных учреждений». Обложение таможенной пошлиной и другими сборами товаров, перевозимых через границу, передавалось в исключительное ведение центральной государственной власти.
Декретом СНК от 29 мая 1918 года Департамент таможенных сборов был переименован в Главное управление таможенного контроля, которое переходило в подчинение Наркомата торговли и промышленности (НКТиП); последний в соответствии с Декретом СНК от 11 июня 1920 года был преобразован в Народный комиссариат внешней торговли (НКВТ).
К НКВТ перешли все функции в области управления таможенным делом. 12 ноября 1920 года СНК РСФСР издал Декрет «О порядке приема, хранения и отпуска импортных и экспортных товаров», который послужил основой для Таможенного устава СССР 1924 года.
Декрет СНК от 31 марта 1922 года утвердил Временное положение о местных таможенных учреждениях. Руководимые ГТУ таможенные учреждения подразделялись на таможни первого, второго, третьего разрядов и таможенные посты.
В первые месяцы Советской власти, а затем и в период военного коммунизма (1918-1921 годы) таможенным пошлинам отводилась весьма скромная роль. Объяснялось это тем, что НКВТ в эти годы не продавал, а распределял товары.
Почти полное отсутствие стоимостного механизма обмена внутри страны, нерегулярность внешнеторгового оборота и его незначительность серьезно затрудняли использование таможенного тарифа как инструмента торговли Советской России с другими государствами.
С переходом к НЭПу, с расширением внешней торговли, предоставлением права самостоятельного выхода на мировой рынок хозяйственным и государственным организациям, возникла необходимость восстановить таможенно-тарифное дело. Возвращение в 1922 году к тарифным методам регулирования внешнеторговых операций повысило роль таможенной службы в государственном управлении.
9 марта 1922 года ВЦИК и СНК РСФСР утвердили первый таможенный тариф по европейской привозной торговле, а 13 июня 1922 года - первый Советский тариф по вывозной торговле.
Декретом СНК от 23 февраля 1922 года был утвержден Таможенно-тарифный комитет (ТТК). В его компетенцию входили: составление новых и изменение старых списков запрещенных товаров; решение вносимых Таможенным управлением вопросов по применению тарифа; разрешение жалоб на решения Таможенного управления по вопросам применения тарифа; дача заключений по всем проектам законов и другие.
Правовой статус ТТК уточнялся в Таможенном уставе 1924 года и Таможенном кодексе 1928 года. С переходом в начале 30-х годов к административным методам регулирования внешней торговли и с реорганизацией внешнеэкономических органов роль ТТК значительно снизилась. Этот орган прекратил свое существование в 1964 году.
12 декабря 1924 года Президиум ЦИК СССР утвердил Таможенный устав СССР, явившийся первым кодифицированным союзным актом по таможенному делу. Именно Устав, а также ряд подзаконных нормативных актов, принятых НКВТ, законодательно закрепили систему таможенного управления, сформировавшуюся в середине 20-х годов.
Согласно ст. 1 Устава, таможенным делом на всей территории Союза ССР управлял НКВТ, который осуществлял свои задачи, как в центре, так и на местах, через входящее в его состав Главное таможенное управление, состоящий при НКВТ Таможенно-тарифный комитет и через иные учреждения. Главное таможенное управление разрабатывало платы всех таможенных мероприятий общего характера, инструкции и разъяснения к ним, а также организовывало и руководило борьбой с контрабандой на территории СССР.
Таможенный устав предусматривал возможность создания отделений ГТУ в союзных республиках. В 1925 году в соответствии с планом реорганизации таможенного аппарата на местах на территории СССР было создано 11 районных таможенных инспекторских управлений.
Оформление экспортно-импортных грузов, а также контроль за перемещаемым через границу имуществом осуществляли таможни первого и второго разрядов. Таможни третьего разряда имели право на указанные действия, если это не требовало специальной технической экспертизы. Таможенные посты занимались только пропуском пассажиров, багажа и ручной клади, а также пересылкой международных почтовых отправлений.
Таможенный устав 1924 года устанавливал сложную четырехзвенную систему управления таможенным делом (НКВТ - ГТУ - уполномоченные НКВТ, отделения ГТУ - районные таможенные инспекторские управления - таможни и таможенные поты).
Принятый в 1928 году Таможенный кодекс СССР не внес значительных изменений в организацию таможенного управления, но более подробно, чем Устав, определял компетенцию ГТУ. В развитии таможенного дела в СССР в это время видна тенденция к постепенному упрощению системы таможенных органов. В частности, Таможенный кодекс 1928 года не предусматривал на территории СССР районных таможенных инспекторских управлений.
В период с 1929 по 1932 год все более отчетливой становится тенденция к отказу от экономической модели управления и доминированию административно-командных методов регулирования общественных отношений. Этот процесс затронул и внешнеэкономическую деятельность, в том числе и организацию таможенного дела. Значительно сократился оборот международного пассажирского сообщения, резко уменьшился состав участников внешнеторговых связей. Таможенное дело в целом и таможенный контроль в частности перестали играть важную роль в регулировании экспортно-импортных операций. В 1932-1934 годах был упорядочен ускоренный пропуск через границу грузов общественного сектора и централизованный расчет по таможенным пошлинам за эти грузы.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1964 года был утвержден новый Таможенный кодекс. Управление таможенным делом на территории СССР было отнесено к ведению Министерства внешней торговли и осуществлялось через входящее в его состав Главное таможенное управление.
Среди функций таможенных учреждений выделялись контроль за соблюдением государственной монополии внешней торговли, совершение таможенных операций и борьба с контрабандой.
Устанавливалась двухзвенная система управления таможенным делом: местные таможенные учреждения (таможни и таможенные посты) подчинялись непосредственно ГТУ.
Наиболее радикальный этап реформирования системы таможенных органов приходится на начало 1986 года, когда ГТУ МВТ было преобразовано в Главное управление государственного таможенного контроля пари Совете Министров СССР (ГУГТК при СМ СССР) - самостоятельный орган государственного управления со статусом союзного ведомства. Именно с этого момента началась перестройка системы управления таможенным делом, так как впервые за всю историю Советского государства таможенная служба выделялась организационно.
Развитие таможенного дела вплоть до принятия в 1991 году нового Таможенного кодекса и Закона СССР о таможенном тарифе определялось подзаконным нормотворчеством - постановлением Совета Министров СССР и ведомственными актами. Общее руководство таможенными вопросами осуществлял высший исполнительно-распорядительный орган - Совет Министров, который определял также основные направления дальнейшего развития таможенной системы.
В ходе реформы внешнеэкономической деятельности многим предприятиям и организациям было предоставлено право самостоятельно проводить экспортно-импортные операции.
Проведение досмотра и таможенного оформления грузов осуществлялось непосредственно в месте расположения участника внешнеэкономических связей досмотровой комиссией. Эти комиссии создавались на смешанной основе из представителей таможенных учреждений и администрации предприятий.
Однако практика организации досмотровых комиссий не получила распространения. Таможенный кодекс 1991 года уже не предусматривал возможности их создания.
Таможенный кодекс СССР и Закон СССР о таможенном тарифе, принятые в 1991 году, внесли существенные изменения в организацию таможенного управления.
Предусматривалось создание двух координационных органов - Таможенно-тарифного совета и Координационного совета по борьбе и международным незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Новый кодекс узаконил фактически уже сложившуюся трехзвенную систему таможенных органов: центральный таможенный орган - региональные таможенные управления - таможни.
Центральным таможенным органом, который заменил ГУГТК, стал Таможенный комитет. Существенно изменились его функции, ориентированные в значительной мере на экономическую модель регулирования внешнеэкономических связей. Однако в целом и Таможенный кодекс, и Закон о таможенном тарифе 1991 года, несмотря на определенную прогрессивность, были пронизаны духом всесилия административно-командных методов управления экономикой, внешнеэкономической деятельностью и таможенным делом.
Крайне ограниченный набор средств таможенного регулирования стал серьезным препятствием при формировании новых внешнеэкономических отношений и связей с зарубежными контрагентами. Реальная жизнь показывала неизбежность перехода к более современным, гибким и динамичным методам внешнеэкономического сотрудничества и таможенного регулирования.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.179.119 (0.01 с.) |