Глава 1. Историческая характеристика афразийской макросемьи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Историческая характеристика афразийской макросемьи



СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….……3

ГЛАВА1. ИСТОРИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АФРАЗИЙСКОЙ

МАКРОСЕМЬИ…………………………………………………..………....5

1.1История исследования независимо семитских и хамитских языков…………………………………………………………………………….5

1.2 Сравнительно-исторические исследования афразийских языков………………………………………………………………………….....6

1.3 Историческая локализация афразийских языков……………………...9

ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ АФРАЗИЙСКИХ ЯЗЫКОВ.………….10

2.1 Разветвление афразийской макросемьи…………………………...…..10

2.2 Классификация по генетическому признаку………………………….14

2.3 Типология…………………………………………………………….....18

ГЛАВА3. АФРАЗИЙСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ........................................24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..……....26

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ………………………………….…27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..28


ВВЕДЕНИЕ

 

Одним из актуальных направлений современного языкознания является изучение живых процессов и некоторых общих закономерностей функционирования языков, структурных сдвигов в них, понимание языка как целостной системы, глубокое сравнительно-историческое исследование языков и их классификация. Введение понятий системы, её упорядоченности, структурно-функциональный подход при рассмотрении особенностей языков, изучение специфики языковой системы, её внутренней организации способствовали их систематизации. Языковая семья — это верхний базовый уровень, на котором основывается вся систематика, семьи могут объединяться в одну большую макросемью, но эти объединения обычно основываются лишь на теориях, и поэтому воспринимается многими лингвистами неоднозначно. Поэтому, говоря о какой-либо макросемье, следует помнить, что термин макросемья означает лишь возможную связь между входящими в неё группами языков. Эта проблема рассмотрена на примере афразийской языковой макросемьи. Среди филологов изучение данной макросемьи с годами становится все актуальней, но до сих пор не все языки достаточно изучены и адекватно описаны, так же сложно дать типологическую характеристику. Тем не менее по афразийским языкам регулярно проводятся международные конгрессы, издаются специальные журналы.

Афразийская макросемья языков распространена в северной части Африки от Атлантического побережья и Канарских о-вов до побережья Красного моря, а также в Западной Азии и на о. Мальта. Группы говорящих на афразийских языках (гл. обр. на различных диалектах арабского языка) имеются во многих странах за пределами основного ареала. Общее число говорящих около 300 млн. человек. К афразийским языкам относится и ряд мертвых языков, засвидетельствованных многочисленными письменными памятниками.

 

Объект: закономерности функционирования языков

Предмет: афразийская языковая макросемья.

Цель: посредством анализа литературы дать комплексную характеристику афразийской языковой макросемьм, исследовать принципы ее классификации.

Структура работы: Курсовая работа состоит из вступления, трех взаимосвязанных глав, выводов, дополнительных материалов и списка использованной литературы.

В главе 1 дана историческая характеристика афразийской макросемьи и ее составляющих языковых семей.

В главе 2 рассматривается классификация афразийских языков.

В главе 3 раскрывается тема афразийской письменности.


ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АФРАЗИЙСКОЙ МАКРОСЕМЬИ

ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ АФРАЗИЙСКИХ ЯЗЫКОВ

Типология

 

Общую типологическую характеристику афразийским языкам в известном нам состоянии дать затруднительно. Каждая из семей в течение тысячелетий прошла свой путь развития. Исходный общий генетический материал претерпевал изменения под влиянием субстратов и адстратов, с одной стороны, и в условиях отделения и изоляции от близких «родственников» – с другой стороны. Даже в пределах одной семьи можно обнаружить типологические расхождения между ее членами (например, в кушитских языках, в чадских и даже в более тесной группе семитских языков).

Типологические классификации языков отдельных семей существуют, однако они несопоставимы между собой, так как строятся на разных основаниях.

Так, типологическая классификация семитских языков строится на основании способов слово- и формообразования и способов синтаксического соединения слов. Структурно-типологическая классификация берберо-ливийских языков, предложенная А.Ю.Айхенвальд в 1987, строится на основании 39-ти морфологических и синтаксических изоглосс (наличие формы или категории, способ выражения и т.п.) и в основном совпадает с глоттохронологической классификацией берберо-ливийских языков, проведенной А.Ю.Милитаревым.

Для большинства афразийских языков характерны:

– в области фонетико-фонологической системы – наличие трехкомпонентной системы оппозиции некоторых согласных «глухой – звонкий – глоттализованный (фарингализованный)»; структура слога «согласный + гласный» (CV), запрет на стечение согласных в начале слога;

– в области морфологии – устойчивый консонантный (состоящий из одних согласных) корень; сочетание способов как внешней аффиксации, так и внутренней флексии (апофония гласных, геминация корневых согласных и т.п); образование расширенных глагольных основ (т.н. «пород»), характеризующих степень, интенсивность, образ и направление действия; наличие категории грамматического рода (мужского и женского), числа (в древнесемитских и древнеегипетском – единственного, двойственного и множественного);

– в области синтаксиса – наличие двух типов синтаксических построений, резко расходящихся по порядку слов: семитско-берберо-ливийско-древнеегипетско-чадского типа, характеризуемого порядком членов простого глагольного предложения VSO (сказуемое-подлежащее-дополнение; иногда также SVO) и определительной конструкцией «определяемое + определение»; и кушитско-омотского типа, представляющего, соответственно, порядок SOV и определительную конструкцию «определение + определяемое».

Для многих афразийских языков, независимо от их генетической принадлежности, характерна тенденция к развитию аналитических конструкций как в синтаксисе, так и в морфологии (живые семитские, коптский, многие чадские языки).

На базе сравнительно-исторического метода И.М.Дьяконову удалось реконструировать основные структурные черты праафразийского языка. Структура корня представляла схему «согласный + гласный + согласный» (т.е. CVC); вместо гласного мог функционировать слогообразующий сонант (S), т.е. могли быть корни со структурой CSC или CVCS. На основе последней структуры начинал складываться и трехсогласный корень (при условии перехода сонанта в соответствующий согласный, т.е. сонант ; сонант и т.п.).

Грамматическая система праафразийского различала именные и глагольные части речи. Развитие внутренней флексии относится также к афразийскому периоду. В этих условиях начинает «стираться» исконный корневой гласный. Большинство известных афразийских языков уже характеризуется оппозицией устойчивого консонантного корня и его переменного вокалического состава. Одновременно со способом внутренней флексии предполагается и развитие внешней флексии (показатели именных классов; падежные окончания; глагольные показатели лица, рода, числа и т.п.).

Первичные глагольные категории представляли оппозицию «действие vs. состояние». Эта оппозиция характерна для многих архаичных языковых систем. Такая особенность древнего глагола определяла и древнейший строй предложения как эргативный. При этом строе формы (падежи) подлежащих различались в зависимости от категории глагола (действия или состояния).

В число реконструированных общеафразийских корней входят именные и глагольные, такие, как *cSVbV' «палец», *tSL «роса»; *pVr «бежать, убегать»; *bVk «плакать» (где S – сонант, а V – гласный звук).

 

В типологическом отношении живые афразийские языки сильно разошлись по причине значи­тель­ной хронологической глубины, отделяющей их от обще­афра­зий­ско­го языкового состо­я­ния, а также из-за отсут­ствия взаим­ных контактов в условиях разнообразного гетерогенного языкового окружения. Внутри отдельных ветвей более близки между собой семитские языки, особенно древние, и берберо-ливийские, хотя взаимная близость последних в традиционной берберологии сильно преувеличена. Чадские и кушитские (включая омотские) языки отличаются бо́льшим разнообразием с типо­ло­ги­че­ской точки зрения.

В плане сравнительно-исторических иссле­до­ва­ний афразийские языки дают обширный мате­ри­ал для реконструкции афразий­ских архетипов. Ведущаяся в СССР работа над сравнительно-историческим словарём афразий­ских языков показала, что возможно реконструировать порядка 1000 обще­афра­зий­ских корней.

Для фонологической системы афразийских языков характерно троичное противо­по­став­ле­ние соглас­ных: глухой — звонкий — «эмфатический». Для праафразий­ско­го «эмфатический» рекон­стру­и­ру­ет­ся как глухой глоттализованный, его фонетическая реализация по языкам может сильно варьиро­вать: глоттализованный, фаринга­ли­зо­ван­ный (часто с озвончением), веляри­зо­ван­ный, имплозивный (а имен­но — преглоттализованный инъективный, как правило, звонкий), церебральный и другие. Эта троичная оппозиция представлена в большинстве афразий­ских языков, причём «эмфатический» член триады может быть вторичного происхождения, как, например, во многих чадских языках, где, однако, широко представлены и рефлексы исконных «эмфатических». Для консонантизма афразий­ских языков характер­ны также богатая система сибилянтных аффрикат и сибилянтов, поствелярные согласные, в т. ч. фарингальные и ларингаль­ные спиранты, гортанная смычка, использование в функции согласных неслоговых i̯, u̯, ʔ. Три обще­афра­зий­ские гласные a, i, u, скорее всего, восходят к более ранней бинарной оппозиции a, ə (> i, u); вероятно, на более позднем этапе развивается противопоставление гласных по долготе/краткости. Кушитские (и омотские) и чадские языки имеют фонологические тоны.

Афразийский корень в знаменательных словах имел структуру CVC или CVCVC. Согласно концепции И. М. Дьяконова, в исконных трёхсогласных корнях второй или третий согласный был сонантом, т. е. мог выступать как в слогообразующей, так и в неслогообразующей функции. С утратой сонантами слогообразующей функции корни этого типа и образовали группу первичных трёхсогласных корней. Другие пути образования трёхсогласных корней — геминация второго корневого согласного или появление в качестве второго или третьего корневого «слабых» согласных i̯, u̯, ʔ; такому появлению «слабых» согласных, видимо, предшествовало удлинение гласного, который затем стал трактоваться как сочетание краткого гласного со «слабым» согласным. Ещё одним способом удлинения корня служило присоединение различных корнеобразующих элементов, в дальнейшем лексикализовавшихся. Этот процесс привёл к практически абсолютному преобладанию трёхсогласной модели корня в семитской и египетской ветвях. В берберо-ливийской, кушитской и чадской ветвях падение ларингалов и «слабых» согласных привело к образованию вторичных двухсогласных корней. Небольшое количество исконно двухсогласных корней сохранилось в семитских языках и в древнеегипетском языке. В какой степени современные двухсогласные корни остальных ветвей восходят к архаичным, т. е. в какой мере триконсонантизация затронула эти ветви и таким образом явилась обще­афра­зий­ским процессом, судить трудно. На более позднем этапе словосложение, лексикализация аффиксов изаимствования привели к возникновению в берберо-ливийских, кушитских и чадских языках большого числа вторичных корней с числом согласных более двух.

Для морфологии глагола характерно противопоставление перфектив (пунктив) — имперфектив (курсив, дуратив). Наиболее архаичный способ выражения этой оппозиции — противопоставление простой (неполногласной) перфектной основы производной (полногласной) основе имперфекта, образу­е­мой путём инфиксации ‑a‑. Эта модель сохранилась в аккадском, южноаравийских и эфиосемитских языках семитской ветви, а также в отдельных берберо-ливийских, кушитских и чадских языках.

Многие афразийские языки утратили это исконное противопоставление основ, оппозиция перфек­тив — имперфектив стала выражаться в них с помощью особых приглагольных субъектныхпоказателей, специальных частиц в рамках глагольного комплекса и т. д. На базе исходного противо­по­став­ле­ния перфектив — имперфектив в афразий­ских языках развивается сложная система спрягаемыхвидо-времен­ны́х форм. Характер­ная черта этого процес­са — вытеснение немаркированного перфектива (непроиз­вод­ная основа) маркированным. При этом формы старого перфектива используются в различных модальных значениях или постепенно выходят из употребления (например, сохраняясь только у вспомогательных глаголов или только в особых синтаксических конструкциях). Процесс замены перфективной формы мог в истории отдельных языков повторяться неоднократно (например, дважды в некоторых эфиосемитских языках).

В египетском языке сложилась оригинальная система видо-временны́х форм на основе атрибутив­ных и предложных именных конструкций. В чадских языках спряжение видо-времен­ны́х форм осуще­ствля­ет­ся присоеди­не­ни­ем к неизменяемой глагольной основе аналитических субъектных показателей, видимо, восходящих к сочетанию субъектного местоимения с основой вспомогательного глагола. В большин­стве кушитских глаголов аналогичные аналитические конструкции послужили основой для вторичного суффиксального спряжения. Но в некоторых языках (бедауйе, данакильские и другие) сохранилось архаичное префиксальное спряжение, соответ­ству­ю­щее семитскому и берберскому и восходящее к праафразий­ско­му.

Афразийские языки отличаются богатой системой производных глагольных основ — пород. К обще­афра­зий­ско­му состоянию можно возвести породы, образуемые путём редупликации, а также присоеди­не­ни­ем аффиксов t-, n- или m-, s- (в праафразий­ском языке, видимо, š-), a-.

Имя в афразийских языках обладает категориями числа, рода (утрачена многими чадскими и кушит­ски­ми языками), падежа (сохра­ня­ет­ся лишь в древних семитских и древнеегипетском языке, но отдель­ные пережитки наличествуют в некоторых других языках); имеется система состояний (статусов) имени, широко распро­стра­не­ны атрибутивные конструкции. Местоименные системы афразий­ских языков сходны между собой, особенно суффигированные притяжательные местоимения и во многом совпадающие с ними суффигированные объектные показатели.

Афразийские языки на протяжении своей истории испытывали субстратное и контактное влияние, как взаимное, так и гетерогенное (например, шумерский субстрат для аккадского языка или западно­афри­кан­ский для чадских языков). Эти интерференционные процессы происходили как в местах современного размещения афразий­ских языков, так и на путях миграций и их носителей.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основании проведенных исследований научных работ по лексическим сопоставлениям афразийских языков было установлено немало надежных соответствий, показаны области схождения языков этой семьи в областях морфологии местоимения, имени и глагола. Выявлены соотношения между целыми ветвями особенно между семитскими и египетским, отчасти между египетским и берберскими языками. Были выяснены принципы классификации языков в афразийской макросемье по грамматическим аспектам и принципам. Методически эти исследования, проведенные в работах, однако, были малоудачными, так как сравнение велось между древними языками, с одной стороны, и отдельно взятыми живыми языками — с другой, без попытки выяснить закономерные рефлексы на праязыковом уровне (для отдельных ветвей и групп). Изложение показывает, на сколько до сих пор приблизительны данные о характере языкового родства между отдельными ветвями афразийской макросемьи. Необходима строгая разработка вопроса о фонетических соответвствиях и выявления общего афразийского корнеслова, а также выработка убедительной теории глагольных конструкций, особенно для берберских и чадских языков. Все это позволит яснее реконструировать историю соответствующих языков и всей семьи в целом.

Каждая из языковых семей, входящих в афразийскую макросемью, имеет свое внутреннее подразделение — классификацию языков по генетическому признаку. Классификации разработаны с разной степенью детализации, так как далеко не все афразийские языки достаточно изучены и адекватно описаны.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Семиты и хамиты в библейской традиции:
название семитов и хамитов восходит к легендарным персонажам Ветхого Завета — сыновьям Нояпережившим Великий потоп. Старший из них Сим, согласно преданиям является прародителем семитов —эламитов/сынов Елама, ассирийцев/сынов Ассура, халдеев/сынов Арфаксада, лидийцев /сынов Луда,арамеев/сынов Арама (Быт. 10:22). Называемый иногда старшим, иногда младшим сыном Хам, считается прародителем хамитов — кушитов/сынов Хуша, египтян/сынов Мицраима, некоторых ливийцев/сынов Фута и ханаанеев/сынов Ханаана (Быт. 10:6).

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Джаббарова М.Т., научная статья - Изучение взаимовлияния языков как важнейшая задача современной лингвистики.

2. Дьяконов И. М., Афразийские языки, 1988.

3. Дьяконов И.М., Белова А.Г., Милитарев А.Ю., Порхомовский В.Я., Столбова О.В., Четверухин А.С., Сравнительно-исторический словарь афразийских языков. – Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока, вып. 1. М., 1981; вып. 2. М., 1982; вып. 3. М., 1986

4. Дьяконов И. М., Лингвистические данные к история древнейших носителей афразийских языков, в кн.: Africana. Африканский этнографический сборник, 1975.

5. Дьяконов И.М., Милитарев А.Ю., Порхомовский В.Я., Столбова О.В., Общеафразийская фонологическая система. – В кн.: Африканское историческое языкознание. М., 1987

6. Дьяконов И.М., Порхомовский В.Я., О принципах афразийской реконструкции. – В кн.: Balcanica. Лингвистические исследования. М., 1979

7. Дьяконов И.М., Семито-хамитские языки. Опыт классификации, 1965.

8. Завадовский Ю.Н., Берберский язык. М., 1967.

9. Милитарев А.Ю., Шнирельман В.А., К проблеме локализации древнейших афразийцев. – В кн.: Лингвистическая реконструкция и древнейшая история Востока, ч. 2., 1984.

10. Порхомовский В. Я., Афразийские языки, в кн.: Лингвистический энциклопедический словарь, 1990.

11. Порхомовский В. Я., Афразийские языки, в кн.: Сравнительно-историческое изучение языков разных семей. Задачи и перспективы, 1982.

12. Порхомовский В. Я., Проблемы генетической классификации языков Африки, в кн.: Теоретические основы классификации языков мира. Проблемы родства, 1982.

13. Порхомовский В.Я., Чадские языки. – В кн.: Сравнительно-историческое изучение языков разных семей., 1982.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….……3

ГЛАВА1. ИСТОРИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АФРАЗИЙСКОЙ

МАКРОСЕМЬИ…………………………………………………..………....5

1.1История исследования независимо семитских и хамитских языков…………………………………………………………………………….5

1.2 Сравнительно-исторические исследования афразийских языков………………………………………………………………………….....6

1.3 Историческая локализация афразийских языков……………………...9

ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ АФРАЗИЙСКИХ ЯЗЫКОВ.………….10

2.1 Разветвление афразийской макросемьи…………………………...…..10

2.2 Классификация по генетическому признаку………………………….14

2.3 Типология…………………………………………………………….....18

ГЛАВА3. АФРАЗИЙСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ........................................24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..……....26

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ………………………………….…27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..28


ВВЕДЕНИЕ

 

Одним из актуальных направлений современного языкознания является изучение живых процессов и некоторых общих закономерностей функционирования языков, структурных сдвигов в них, понимание языка как целостной системы, глубокое сравнительно-историческое исследование языков и их классификация. Введение понятий системы, её упорядоченности, структурно-функциональный подход при рассмотрении особенностей языков, изучение специфики языковой системы, её внутренней организации способствовали их систематизации. Языковая семья — это верхний базовый уровень, на котором основывается вся систематика, семьи могут объединяться в одну большую макросемью, но эти объединения обычно основываются лишь на теориях, и поэтому воспринимается многими лингвистами неоднозначно. Поэтому, говоря о какой-либо макросемье, следует помнить, что термин макросемья означает лишь возможную связь между входящими в неё группами языков. Эта проблема рассмотрена на примере афразийской языковой макросемьи. Среди филологов изучение данной макросемьи с годами становится все актуальней, но до сих пор не все языки достаточно изучены и адекватно описаны, так же сложно дать типологическую характеристику. Тем не менее по афразийским языкам регулярно проводятся международные конгрессы, издаются специальные журналы.

Афразийская макросемья языков распространена в северной части Африки от Атлантического побережья и Канарских о-вов до побережья Красного моря, а также в Западной Азии и на о. Мальта. Группы говорящих на афразийских языках (гл. обр. на различных диалектах арабского языка) имеются во многих странах за пределами основного ареала. Общее число говорящих около 300 млн. человек. К афразийским языкам относится и ряд мертвых языков, засвидетельствованных многочисленными письменными памятниками.

 

Объект: закономерности функционирования языков

Предмет: афразийская языковая макросемья.

Цель: посредством анализа литературы дать комплексную характеристику афразийской языковой макросемьм, исследовать принципы ее классификации.

Структура работы: Курсовая работа состоит из вступления, трех взаимосвязанных глав, выводов, дополнительных материалов и списка использованной литературы.

В главе 1 дана историческая характеристика афразийской макросемьи и ее составляющих языковых семей.

В главе 2 рассматривается классификация афразийских языков.

В главе 3 раскрывается тема афразийской письменности.


ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АФРАЗИЙСКОЙ МАКРОСЕМЬИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 444; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.153.110 (0.058 с.)