Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дополнительные статьи Соловецкого списка о наследовании дочерейСодержание книги
Поиск на нашем сайте
А СЕ ОТ ТОГО ЖЕ ПРАВИЛА. 1. ИЖЕ ЕСТЬ останутся сынове и дщери у коегождо человека, братии со сестрами равная часть от своего имения. 2. Иже или сестра девою блуд сътворить, а истый сведители обличають, таковая да не възметь у братии от имения отечьскаго части. 3. Или братия имения ради лжу составить на сестру, а будеть познано дело их лжа, таковый по закону камением да побиен будеть.
РАЗНОЧТЕНИЯ С Василии; С далее от земля Трапизоньскыя к белой Руси х граду; 517–518 С Сказание от греческого номоканона. Обретох; в осн. списке десятника, дается по С и другим спискам; С далее по сему смотрению; С Митрошку; 522–523 С нет; С далее им; 525–526 С нет; в осн. списке далее и; в осн. списке далее ся; С святых; С нет; С далее сих; С нет; С сего; С далее мои; С нет; 536–537 С 18; 538–539 С нет; С далее правило собора Никейскаго сия; 541–542 С доволен в животе; 543–544 С сия случаються человеком по грехом, еже есть их обдержить немощь, занеже суть прелюбодейнеи, а не богом благословени есть; С далее сия; С ведих пред собою и управих заповедми по преданию святых отець; С нет; С далее яже есть; С далее по указу; С далее статьи А се от того же правила... да побиен будеть; С сие в; С далее Свиток от правила еже есть суд и текст Пространной Правды.
КОММЕНТАРИЙ
Статья 1 Устав не имеет инвокации, отличаясь этим от Синодальной редакции Устава кн. Владимира. Статья воспроизводит текст этого Устава с изменением имени князя – его создателя. Князь великый Всеволод, нареченный в святем крещении ИГФШЬ,– с каким князем Всеволодом связан Устав своим названием, не ясно. В тексте нет отчества князя, вместо крестного его имени дается условный набор букв. Это затрудняет отождествление его с новгородским князем XII в. Всеволодом, Мстиславичем по отчеству и Гавриилом в крещении, хорошо известным в истории Новгорода и Пскова, а затем канонизированным церковью. В. Л. Янин предлагал видеть в нем Всеволода Мстиславича, княжившего в Новгороде в 1219–1221 гг., Я. Н. Щапов – новгородского князя Всеволода Юрьевича (1222 и 1223–1224), внука великого князя Всеволода III Большое Гнездо. Вместе с тем именование создателя Устава «великим князем» позволяет считать, что новгородские составители Устава конца XIII в. могли иметь здесь в виду самого Всеволода III Юрьевича, Великого князя Владимирского, получившего этот титул после 1174 г., который добивался реальной власти над Новгородом через своих сыновей и племянников.
Крещение от греческих царей и от Фотия патриарха цареградскаго.., митрополита Михаила – см. комментарий к Уставу кн. Владимира. От земли Трапизоньскыя – в Соловецком списке упоминается Трапезундская империя, пережившая Византийскую на несколько лет и завоеванная турками в 1461 г. Статья 2 Статья воспроизводит ст. 2 Устава кн. Владимира об учреждении Десятинной церкви и установлении десятины. Церковь св. Богородицу Десятинную, дашя ей десятину – см. там же. Упоминание церкви Софии в Киеве появилось в Уставе в результате осознания традиции, связывающей новгородский кафедральный храм с киевским. Архиепископом новгородскым – некоторые главы церкви в Новгороде имели титул архиепископа уже в XII в.: Иван (1110-е гг.), Нифонт (1148), Илья (1165), а по списку новгородских владык XV в. Ильей начинался непрерывный ряд архиепископов. Статья 3 Статья, в соответствии со ст. 4 Устава кн. Владимира, отказывает в праве вершить суд по церковным делам князю и боярам, добавляя в этот перечень наместника и десятинника. Наместник – в XIII в. великие князья осуществляли власть над Новгородом через своих наместников – сыновей, племянников. Десятинник – митрополичий чиновник, производивший сбор с местного духовенства доли его доходов в пользу высшей церковной власти (десятины в ее позднем значении). Слова ни десятинника не держати, содержащие запрет великого князя митрополиту посылать своих чиновников в Новгород, являются позднейшей вставкой XIV в. Возможно, что они связаны с историей отказа Новгорода от традиционного митрополичьего суда, приведшего к конфликту с митрополитом в 1389 г. Статьи 4 и 6 Статьи содержат новые установления, отсутствующие в Уставе кн. Владимира. В ст. 4 говорится о процедуре составления документа в результате достижения соглашения не только с княгиней, но и с представителями церковной, купеческой и ремесленной организаций города. Князь закрепляет за городом право использовать эталоны торговых мер и весов и передает им полномочия взимать некоторые другие пошлины. Сочские (сотские) – руководители городских сотенных организаций, объединявших свободные социальные низы Новгорода – ремесленников, мелких торговцев, земледельцев. О городских сотнях в Новгороде XIII в. см. Устав князя Ярослава о мостех. Староста иваньский – один из руководителей купеческого объединения при церкви Ивана на Опоках. Мерила торговые, иже на Торгу – официальные эталоны объема и веса, применявшиеся в торговле. Они хранились в городских соборных церквах. Доходы за их использование делили епископ, Иванское сто и представители сотенных организаций. Локоть еваньскый – эталон меры длины для измерения тканей, принадлежавший церкви Ивана на Опоках. В 1948 г. на Ярославовом дворище в Новгороде (на новгородском Торгу) найден обломок такого эталона с надписью Святого еваноск... Свой оброк кубец черницам – князь передает какую-то пошлину, называемую кубком, монахиням. Руская пись, десять конюхов соли – соляные пошлины, которые платили жители города Русы (Старой Русы), известного соляными месторождениями. В XV в. они были известны также под названием «сотной соли писчей»553 [Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV– начала XVI в. Т. III. M., 1964, с. 37]. Попу иваньскому... с борисоглебьскым напол – пошлина делится поровну между попами церкви Ивана на Опоках и церкви Бориса и Глеба. Церковь Бориса и Глеба исследователи связывают или с Новгородом (такой храм, заложенный в 1167 г., известен в Детинце), или с Русой (летописное указание о постройке там каменной церкви новгородскими купцами относится к 1403 г.).
Старосты – руководители купеческих объединений; Бирич – судебный чиновник, служивший для оглашения решений и других целей; Скалвы вощаные – весы для взвешивания воска; Пуд медовый – весы для взвешивания меда или эталон веса; Гривенка рублевая – эталон веса серебра, равный половине веса гривны (фунта); Конюх – мера объема, вид ковша («ковш конюх красен»); Пятно – пошлина за клеймение скота. Статья 5 Статья запрещает получать эти пошлины и перечисляет потенциальных нарушителей данного запрета: потомки князя – издателя Устава, княжеские наместники и бояре. Статья 6 В управлении хозяйством кафедрального собора наряду с епископом предусматривается участие сотских, а церковь Ивана на Опоках должна управляться старостами и купцами с привлечением епископа или правящих в Новгороде князей. Эта статья закрепляет за представителями торгово-ремесленного населения города участие в функционировании двух важнейших новгородских церквей как хозяйственных и политических учреждений. Статья 7 Статья повторяет ст. 8 Устава кн. Владимира, упоминая в качестве возможных нарушителей судебного иммунитета церкви наряду с тиунами также наместников князя. Статья 8 Статья – новая в Уставе. В ней говорится о передаче князем духовенству Софийского собора синодика для ежедневного чтения и венцов, а также угрожает тем, кто нарушит право церковного суда, принадлежащее этому собору, проклятьем, вписанным в синодик. Вседенниксенаник – вседневный синодик, помянник, книга с перечнем имен (зд. – членов княжеской семьи), которые должны читаться в церкви в ответ на благодеяния. оказанные этом церкви князьями Венцы – употреблялись для свадебного венчания.
Събиром – широко, во всех церквах, входящих в соборную организацию. Статья 9 Статья содержит перечень дел, подлежащих ведению церкви, и воспроизводит ст. 9 Устава кн. Владимира. Кроме дел, появившихся уже в списках Синодальной и других редакций XIII в., здесь упоминаются споры о наследстве. Это свидетельствует о претензиях церковной власти в конце XIII – начале XIV вв. на включение указанных дел в свою юрисдикцию. О бездетном животе – о наследстве человека, не имеющего детей, – прямых законных наследников. Статьи 10–11 Статьи воспроизводят ст. ст. 10–11 и ст. 6 Устава кн. Владимира, подтверждая принадлежность перечисленных судебных дел церкви, запрещая нарушать ее юрисдикцию и указывая в качестве источника этих норм ранние установления византийских императоров и правила вселенских соборов. Статья 12 Статья содержит санкцию, также повторяющую ст. 12 Устава кн. Владимира с небольшим добавлением. Статья 13 Статья не имеет аналогии в Уставе кн. Владимира, и значение ее не совсем ясно. Можно понять, следуя переводу М. Шефтеля, что все, относящееся к переди писано, князь прежде поручал своим боярам, но они притесняли гостей – крупных купцов и оказывали предпочтение тем купцам, которые жили около них554 [Documents de droit public relatifs a la Russie medieVale par M. Szeftel. Bruxelles, 1963, p. 272]. Однако слово переди значит ранее и должно относиться к предшествующим статьям, а не к последующим, где речь идет о закреплении руководства городскими мерами и весами за епископом. Норовити – поступать в угоду кому-либо. Статья 14 Статья содержит пересказ от имени князя Всеволода ст. 2 Устава кн. Владимира, которая выдается за грамоту патриарха Фотия, упоминаемого в этой статье. Статьи 15–16 Статьи основаны на ст. 15 Устава кн. Владимира, но содержат существенные дополнения, отражающие изменения в принадлежности торговых мер в Новгороде конца XIII –начала XIV вв. По ст. 15 торговые весы и меры номинально продолжают принадлежать епископу, который несет за их правильное использование ответственность в день великого суда. Но в этой же статье установлена и реальная, земная кара тому, кто допустит их искажение, – наказание близко смерти и конфискация имущества, которое передается республиканским институтам: кафедральной церкви, купеческой организации и сотским. Таким образом, фактически ведомство мер и весов в Новгороде ушло из монопольного обладания епископа, утратившего две трети реальных доходов. Такое же ограничение прав владыки относительно службы мер и весов наблюдается и в других областях Руси, в том числе в Турово-Пинской земле в середине XIV в.555 [См.: Щапов Я. Н. К истории соотношения светской и церковной юрисдикции на Руси в XII-XV вв. – В кн.: Польша и Русь. М., 1974, с. 182]. Статья 15 предписывает ежегодный контроль за городскими мерами, сличение их с эталонами.
Извесь – весы и гири. Статья 17 Статья содержит перечень церковных людей, восходящий к Уставу кн. Владимира. Он отличается некоторыми изменениями, из которых наиболее существенны упоминания пущен-ника и изгоев. В статье дается уникальное указание на различные значения слова изгои в XIII–XIV вв. Изгои здесь не социально-экономический термин. Этим словом обозначено более широкое социально-бытовое понятие – лица, порвавшие со своей средой, но не вступившие еще в другие социально-юридические группы. Наследственное социальное положение и связанное с ним профессиональное занятие в средневековье было естественным явлением не только в среде крестьян и феодалов, но и у духовенства, и неграмотность поповича выталкивала его из своей среды, не превращая, естественно, ни в феодала, ни в купца. Церковь настаивает на том, что он должен и дальше принадлежать этой среде. Холоп, выкупившийся из холопства, превращался в крестьянина или горожанина, который в условиях феодального строя неизбежно оказывался зависимым от феодальных отношений, и церковь претендовала на юрисдикцию над ним, которая была выражением такой зависимости. Купец-банкрот, пользовавшийся кредитом и утративший взятые в долг деньги и товары, по ст. 54 Пространной Правды не продавался в холопы, сохраняя определенные льготы. Потеряв ряд своих сословных преимуществ, о которых говорит ст. 55 Пространной Правды, он в соответствии с Уставом кн. Всеволода также оказывался изгоем, церковь и здесь не упускала возможности превратить такого человека в своего слугу. Не исключено, что она могла оказать ему финансовую помощь с расчетом на соответствующее возмещение. В этой статье наряду с Уставом кн. Владимира использован дополнительный источник, устанавливающий три способа перехода в изгои. Составитель Устава кн. Всеволода, по его собственным словам, добавил к ним и осиротевшего князя. Князь осиротеет – лишится не только близких родственников, но, вероятно, и княжества. Однако трудно думать, что автор этого добавления претендовал на включение князей в церковную юрисдикцию; на службе у церковных сюзеренов в качестве вассалов были известны только бояре. Пущеник - отпущенный холоп. Статья 18 Статья воспроизводит текст ст. 17 Устава кн. Владимира, незначительно его изменяя, дополняя его указанием на то, что церковный суд могут осуществлять не только митрополит и епископ, но и те, кому прикажут, т. е. их чиновники. Это отражает развитие аппарата церковного управления в XIII в. Статья 19 Статья о совместном участии светской и церковной властей в решении конфликтов между лицами, входящими в сферы их юрисдикции, воспроизводит текст ст. 18 Устава кн. Владимира. Статья 20 Статья повторяет ст. 13 Устава кн. Владимира, изменяя общие указания «святой церкви» применительно к конкретному новгородскому кафедральному собору.
Статья 21 Статья содержит духовную санкцию, заимствованную из ст. 14 Устава кн. Владимира, и новую ссылку на традиционные источники права – правила святых отцов, установления первых византийских императоров и древнерусских князей (Устав кн. Владимира), входившие в конце XIII–начале XIV в. в состав русских кормчих книг. Статья 22 Статья также содержит духовную санкцию и перечисляет потенциальных нарушителей церковной юрисдикции. Статья воспроизводит ст. 19 Устава кн. Владимира. Статья 23 Статья, завершавшая первоначально Устав кн. Всеволода, до дополнений XIV в., не имеет аналогии в Уставе кн. Владимира. Она закрепляет суд по церковным делам за кафедральной церковью и 10 сотскими и вновь угрожает нарушителям духовной санкцией. Приказах святей Софии... моим мужам – дал распоряжение своим мужам о передаче этих дел церкви. Слово приказах, появившееся впервые в ст. 13 Синодальной редакции Устава кн. Владимира и неизвестное ранним памятникам, указывает, что ст. 23 появилась после создания этой редакции.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.68.112 (0.013 с.) |