Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теория социалистического гражданского общества А. ГрамшиВпротивоположность Т. Парсонсу итальянский мыслитель Антонио Грамши (1891—1937) создает концепцию социалистического гражданского общества. Будучи последователем К. Маркса, он, однако, пытается пересмотреть исходный тезис исторического материализма о первичности базиса по отношению к надстройке. А. Грамши исходил из тезиса об автономии надстройки, ее самостоятельности и несводимости культурных процессов к принуждению. Воспроизводство существующей социальной системы осуществляется через комбинацию двух принципов организации жизнедеятельности — гегемонии и господства, согласия и принуждения. Принцип господства реализуется в деятельности правового, бюрократического, правоохранительного и военного аппарата государства, а принцип гегемонии — в деятельности социально-политических и культурных институтов гражданского общества. Следовательно, оппозиция государства и гражданского общества, по А. Грамши, на деле является противопоставлением двух различных принципов — гегемонии и господства. Учение о социалистическом гражданском обществе основано, с одной стороны, на автономии его от экономики, а с другой — на независимости от государства. А. Грамши считал, что конкретное содержание гражданского общества и его форма станут результатом классовой борьбы. С этой точки зрения результат зависит от того, какая социальная группа играла или будет играть роль гегемона. Там, где роль гегемона принадлежит буржуазии, гражданское общество является обществом буржуазным, а его конституционные гарантии (права) и политическое выражение (парламентское представительство) есть лишь ширма для буржуазного правления. Движущими силами социальных движений, придающих динамизм гражданскому обществу, являются ассоциации (клубы, группы по интересам, политические партии) и культурные институты (права человека, представительная демократия), в отношении которых рабочий класс находится в оппозиции. После того, как гражданское общество станет социалистическим, исчезнет причина классовой борьбы. Взаимоотношения государства и гражданского общества проходят пять этапов: 1) средневековый корпоративизм и дуализм; 2) абсолютистский дуализм государства и деполитизированных сословий; 3) разложение прежних корпоративных форм в результате буржуазных революций; 4) дуализм государства современной эпохи и новых форм ассоциаций; 5) тоталитарное приобщение к господствующей идеологии современных ассоциаций. Восстановление современных ассоциаций после упадка гражданского общества в результате воздействия на него тоталитарных диктатур возможно, по мнению А. Грамши, путем установления культурной гегемонии социалистической партии в гражданском обществе в процессе освобождения рабочего класса и низвержения буржуазной системы господства. В социалистическом гражданском обществе организация согласия, консенсуса между различными ассоциациями будет осуществляться посредством культурных средств и ценностей, а не методами государственного принуждения. Однако, по мнению А. Грамши, гражданское общество создается сверху — государством. При этом государство будет играть позитивную роль как фактор создания новой цивилизации, нового типа человека и гражданина и должно выступать политической формой существования и высокоорганизованнного гражданского общества, где «индивид смог бы управлять собой, не вступая в конфликт с политическим обществом». Путь к социализму А. Грамши видел в создании нового типа самоуправляющегося гражданского общества, которое поглотит государство и политическое общество. Оно по- степенно вытеснит всякий государственный контроль над общественной жизнью и положит начало отмиранию как государства, так и политического общества. Регулируемое общество, т.е. общество без государства, требует: 1) равенства и 2) замены закона нравственностью. Представляется, что проект саморегулируемого гражданского общества А. Грамши, в котором жизнь свободных и равных индивидов будет организована без принуждения и социальных институтов, также утопична, как и идея К. Маркса о коммунистическом обществе.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.137.218 (0.003 с.) |