Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профессиональные вредности производственной среды и классификация основных форм трудовой деятельностиСтр 1 из 5Следующая ⇒
РАЗДЕЛ VII ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМФОРТНЫХ УСЛОВИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И ЖИЛОЙ (БЫТОВОЙ) СРЕДЕ ТЕМА 7.1. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЕ 1. Физиолого-гигиенические основы труда и обеспечение комфортных условий жизнедеятельности 1.1. Профессиональные вредности производственной среды и классификация основных форм трудовой деятельности 1.2. Физиологические основы труда и профилактика утомления. Физиологические изменения в организме при работе. 1.3. Общие санитарно-технические требования к производственным помещениям и рабочим местам 1.4. Регулирование температуры, влажности и чистоты воздуха в помещениях 1.5. Оптимизация освещения помещений и рабочих мест Вредные факторы производственной среды и их влияние на организм человека 2.1. Влияние на организм неблагоприятного производственного микроклимата и меры профилактики 2.2. Производственная вибрация и ее воздействие на человека 2.3. Производственный шум и его воздействие на человека 2.4. Производственная пыль и ее влияние на организм человека 2.5. Вредные вещества и профилактика профессиональных отравлений 2.6. Влияние на организм человека электромагнитных полей и неионизирующих излучений 2.7. Ионизирующие излучения и обеспечение радиационной безопасности Лит-ра: - Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. проф. Э. А. Арустамова. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. с.14-98/ - Гриценко В.С. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. /Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. – М.: 2004. с. 66-112. - Сычев Ю.Н. БЖД: учебно-практическое пособие / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. — М., 2005. с. 84-96.
1. ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРУДА И ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМФОРТНЫХ УСЛОВИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗДЕЛ VII ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМФОРТНЫХ УСЛОВИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И ЖИЛОЙ (БЫТОВОЙ) СРЕДЕ ТЕМА 7.1. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЕ 1. Физиолого-гигиенические основы труда и обеспечение комфортных условий жизнедеятельности 1.1. Профессиональные вредности производственной среды и классификация основных форм трудовой деятельности
1.2. Физиологические основы труда и профилактика утомления. Физиологические изменения в организме при работе. 1.3. Общие санитарно-технические требования к производственным помещениям и рабочим местам 1.4. Регулирование температуры, влажности и чистоты воздуха в помещениях 1.5. Оптимизация освещения помещений и рабочих мест Вредные факторы производственной среды и их влияние на организм человека 2.1. Влияние на организм неблагоприятного производственного микроклимата и меры профилактики 2.2. Производственная вибрация и ее воздействие на человека 2.3. Производственный шум и его воздействие на человека 2.4. Производственная пыль и ее влияние на организм человека 2.5. Вредные вещества и профилактика профессиональных отравлений 2.6. Влияние на организм человека электромагнитных полей и неионизирующих излучений 2.7. Ионизирующие излучения и обеспечение радиационной безопасности Лит-ра: - Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. проф. Э. А. Арустамова. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. с.14-98/ - Гриценко В.С. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. /Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. – М.: 2004. с. 66-112. - Сычев Ю.Н. БЖД: учебно-практическое пособие / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. — М., 2005. с. 84-96.
1. ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРУДА И ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМФОРТНЫХ УСЛОВИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Профессиональные вредности производственной среды и классификация основных форм трудовой деятельности Большую часть времени активной жизнедеятельности человека занимает профессиональная работа, осуществляемая в условиях конкретной производственной среды, которая при несоблюдении принятых нормативных требований может неблагоприятно повлиять на его работоспособность и здоровье. Производственная среда — это часть окружающей человека среды, включающая природно-климатические факторы и факторы, связанные с профессиональной деятельностью (шум, вибрация, токсичные пары, газы, пыль, ионизирующие излучения и др.), называемые вредными и опасными факторами.
Опасными называются факторы, способные при определенных условиях вызывать острое нарушение здоровья и гибель организма; вредными — факторы, отрицательно влияющие на работоспособность или вызывающие профессиональные заболевания и другие неблагоприятные последствия. Условия труда зависят также от производственной обстановки и характера труда. Характер и организация труда, взаимоотношения в трудовых коллективах могут неблагоприятно влиять на работоспособность или здоровье человека. Они носят название "производственные (профессиональные) вредности", под которыми понимаются все факторы, способные вызывать снижение работоспособности, появление острых и хронических отравлений и заболеваний, влиять на рост заболеваемости с временной утратой трудоспособности или другие отрицательные последствия. Опасные и вредные факторы подразделяются на: 1) химические, возникающие от токсичных веществ, способных вызвать неблагоприятное воздействие на организм; 2) физические, причиной которых могут быть шум, вибрация и другие виды колебательных воздействий, неионизирующие и ионизирующие излучения, климатические параметры (температура, влажность и подвижность воздуха), атмосферное давление, уровень освещенности, а также фитогенные пыли; 3) биологические, вызванные патогенными микроорганизмами, микробными препаратами, биологическими пестицидами, сапрофитной спорообразующей микрофлорой (в животноводческих помещениях), микроорганизмами, являющимися продуцентами микробиологических препаратов. К вредным (или неблагоприятным) факторам также относятся: 1) физические (статические и динамические) перегрузки — подъем и перенос тяжестей, неудобное положение тела, длительное давление на кожу, суставы, мышцы и кости; 2) физиологические — недостаточная двигательная активность (гипокинезия); 3) нервно-психические перегрузки — умственное перенапряжение, эмоциональные перегрузки, перенапряжение анализаторов. Трудовая деятельность человека и производственная среда постоянно меняются в результате постоянного использования достижений и продукции научно-технического прогресса и осуществления широких социально-экономических преобразований. Вместе с тем труд остается первым, основным и непременным условием существования человека, экономического, социального и духовного развития общества, всестороннего совершенствования личности. В соответствии с принятой физиологической классификацией трудовой деятельности в настоящее время различают следующие формы труда. Формы труда, требующие значительной мышечной энергии. Этот вид трудовых операций применяется при отсутствии механизированных средств и требует повышенных энергетических затрат от 17 до 25 МДж (4000-6000 ккал) и выше в сутки. Механизированные формы труда. При этих формах труда энергетические затраты рабочих колеблются в пределах 12,5-17 МДж (3000-4000 ккал) в сутки. Механизированные формы труда изменяют характер мышечных нагрузок и усложняют программы действий. Профессии механизированного труда нередко требуют специальных знаний и навыков.
Формы, связанные с частично автоматизированным производством. Полуавтоматическое производство исключает человека из процесса непосредственной обработки предмета труда, который целиком выполняют механизмы. Задача человека ограничивается обслуживанием автоматизированных линий и управлением электронной техникой. Характерные черты этого вида работ — монотонность, повышенный темп и ритм работы, нервная напряженность. Групповые формы труда — конвейер. Особенность этой формы заключается в разделении общего процесса на конкретные операции, строгой последовательности их выполнения, автоматической подаче деталей к каждому рабочему месту с помощью движущейся ленты конвейера. Конвейерная форма труда требует синхронной работы, участников в соответствии с заданным ритмом и темпом. При этом чем меньше времени тратит работник на операцию, тем монотоннее работа и проще ее содержание. Монотония— одно из отрицательных последствий конвейерного труда, которое выражается в преждевременной усталости и нервном истощении. В основе этого явления лежит преобладание процесса торможения в корковой деятельности, развивающееся при действии однообразных повторных раздражителей, что снижает возбудимость анализаторов, рассеивает внимание, уменьшает скорость реакции, и, как следствие, быстро наступает утомление. Формы труда, связанные с управлением производственными процессами и механизмами. Человеквключен в систему управления как необходимое оперативное звено, чем менее автоматизирован процесс управления, тем больше участие человека. Формы интеллектуального (умственного) труда. Этот труд представлен как профессиями, относящимися к сфере материального производства, например конструкторы, инженеры, техники, диспетчеры, операторы и др., так и вне его — ученые, врачи, учителя, писатели, артисты, художники и др. Интеллектуальный труд заключается в переработке и анализе большого объема разнообразной информации и, как следствие этого, — мобилизация памяти и внимания, частота стрессовых ситуации. Однако мышечные нагрузки, как правило, незначительны, суточные энергозатраты составляют 10-11,7 МДж (2000 - 2400 ккал) в сутки. Для интеллектуального труда характерна гипокинезия значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения Гипокинезия является неблагоприятным производственным фактором, одной из причин сердечно-сосудистой патологии у лиц умственного труда.
В условиях научно-технического прогресса возрастает роль творческого элемента во всех сферах профессиональной, деятельности. В наступивший компьютерный век во многих профессиях, преимущественно физического труда, увеличивается доля умственного компонента, когда даже функции управления и контроля возлагаются на электронную технику. Умственный труд связан с приемом и переработкой информации, требует напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активации процессов мышления, эмоциональной сферы. Формы умственного труда подразделяются на: − операторский, − управленческий, − творческий труд, − труд медицинских работников, − труд преподавателей, учащихся и студентов. Отличаются они по организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения. Операторский труд. В условиях современного много- факторного производства на первый план выдвигаются функции управления и контроля за работой технологических линий, процессами товародвижения и обслуживания покупателей. Например, труд диспетчера оптовой базы или главного администратора супермаркета связан с переработкой большого объема информации за короткое время и повышенной нервно-эмоциональной напряженностью. Управленческий труд — труд руководителей учреждений, предприятий, характеризуется чрезмерным ростом объема информации, быстрым принятием решения, повышенной личной ответственностью, периодическим возникновением конфликтных ситуаций. Творческий труд — наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения внимания, что повышает нервно-эмоциональное напряжение. Это труд педагогов, программистов, дизайнеров, научных работников, писателей, композиторов, артистов, художников, архитекторов, конструкторов. Труд преподавателей, торговых и медицинских работников, работников всех сфер услуг отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обусловливает высокую степень нервно-эмоционального напряжения. Труд учащихся и студентов — это напряжение основных психических функций, таких как память, внимание, восприятие; наличие стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты). Успешное осуществление различных форм трудовой деятельности человека возможно при обязательном учете физиологических основ умственного и физического труда, проведении необходимых мер по повышению работоспособности организма, созданию комфортных условий для трудовых коллективов и отдельных работников.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.72.232 (0.021 с.) |