Спасение есть дело всей нашей земной жизни. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Спасение есть дело всей нашей земной жизни.



Духовная жизнь христианина начинается со времени его Святого Крещения. В человеке, уверовавшем во Христа, хотя и омытом в крещении от грехов (соделанных до крещения), остается наклонность ко злу, искушающая ко греху, которую он, живя в общении с Церковью Христовою, при помощи благодати Божией должен искоренить (ср. Еф. 4:22-24). В крещении он высказал только решимость ("обещание Богу" жить по "доброй совести" - 1 Пет. 3:21) оставить прежний путь греха и идти путем новым, Христовым, но это еще не окончательное нравственное перерождение, а только начало его. Последующая жизнь должна быть развитием и продолжением нравственного обновления. "Приявший баню пакибытия," - наставляет святой Григорий Нисский, - "подобен молодому воину, только что внесенному в воинские списки, но еще ничего не выказавшему воинственного или мужественного... Так и ты, получив благодать, не думай обитать вместе с праведными и быть причтенным к их лику, если не претерпишь многих бед за благочестие, не будешь вести борьбы с плотью и затем - с диаволом, и мужественно не противостанешь всем стреляниям лукавых духов."

Господь Иисус Христос учил: " Блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное " (Мт. 5:3-16). " Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный " (Мф.5:48). " Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд " (Лук. 6:36). Таков идеал нравственного совершенства, указанный Господом христианину. Если он пошел за Христом, то должен стремиться и приближаться к тому идеалу. Это дело не только всей его земной жизни, но и беспредельной вечности. Кто из христиан может сказать когда-либо о себе, что он " совершен и милосерд, как Отец Небесный? " - " Входите тесными вратами " (Мт. 7:13-14; Лук. 13:24). Теснота спасительного пути, по которому должен идти христианин, зависит не от внешних только лишений и скорбей, но главным образом от необходимости стеснять свои душевные стремления, сердечные пожелания, противные требованиям Евангелия, от необходимости непрестанной борьбы с греховными вожделениями (Рим 8:5, 8; Гал. 5:16-17; 19-21). Для этой борьбы требуются от самого человека усилия, труды, и труды не малые: " Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его " (Мт. 11:12). " Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя (отвергни все, к чему привязался) и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь (для земных наслаждений, во всем ей уступать, исполнять ее желания и прихоти), тот потеряет ее (для Царствия Небесного); а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия (будет подавлять ее прихоти), тот сбережет ее (для вечной радости в Царствии Небесном)" (Мр. 8:34-35; ср. Мт. 10:38-39; 16:24; Лук. 9:23; 14:27). О том же учили святые апостолы: " удалившись от господствующего в мире растления похотью... вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере добродетель... более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание " (2 Пет. 1:4-5:10). " Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире " (2 Пет. 3:14). " Всякий, имеющий сию (стих 2) надежду на Него, очищает себя, так как Он чист " (1 Ин. 3:3). " Итак, возлюбленные, имея такие обетования (богообщение - 2 Кор. 6:16, 18), очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню (επιτελουντες άγιωσύνην - достигая святости) в страхе Божием " (2 Кор. 7:1). " Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями " (Гал. 5:24; ср. 1 Кор. 9:27; Еф. 4:22-24; Кол. 3:5-10 и др.). " Со страхом и трепетом (пред опасностью погибели через грех) совершайте свое спасение " (Фил. 2:12). " Мы сделались причастниками Христу (не сказал апостол, что будем такими причастниками вечно, но) если только начатую жизнь твердо сохраним до конца " (Евр. 3:14; ср. Кол. 1:22-23). " Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха " (Евр. 12:4; ср. Стих 14).

Христиане, члены земной Церкви, подвизающиеся против греха, по слову апостола, не спасенные, а спасаемые: " Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви " (Деян. 2:47). " Слово о кресте... для нас, спасаемых, сила Божия " (1Кор 1:18). " Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих " (2 Кор. 2:15; ср. Деян. 15:11; Рим 8:24). " Спасенные народы будут ходить (в новом святом Городе Иерусалиме), когда явятся (стих 1-2) новое небо и новая земля " (От. 21:24).

 

Опровержение возражений.

Сектанты говорят:

1) " Человек оправдывается верою, независимо от дел закона " (Рим 3:28; ср. 4:3-8; Гал. 2:16), и Церковь не нужна.

а) Под "делами закона" апостол Павел разумеет дела закона Моисеева, имевшего временное значение, до пришествия Господа Иисуса Христа (Гал. 3:24-25; ср. 5:3-4; Евр. 10:1-4 и др.), а не дела любви и милосердия, свойственные вере и обязательные для христианина (Рим 2:13; 13:8-10; 1 Кор. 7:19; 2 Кор. 5:10; Еф. 2:10; 6:8; Тит. 2:11-14). Вера рассудочная, как признание истинности евангельского учения, но не проникающая во внутреннюю жизнь души, а потому не выражающаяся в делах любви, - эта вера для спасения человека не имеет никакого значения: имеющий такую веру - "ничто" (1 Кор. 13:1-3). Рассудочную веру апостол Иаков называет "бесовскою" (2:14-26). Апостол Павел свидетельствует, что во Христе Иисусе имеет силу не вера рассудочная, " но вера, действующая любовью " (Гал. 5:6), т.е. проявляющаяся в любви, творящая добрые дела (ср. 1 Фес. 5:8; 1 Тим. 1:14; 2:15; 2 Тим. 1:13 и др.); только такую веру, как всецелую преданность Христу своему Спасителю и Богу в мыслях, чувствованиях и делах, и признавал апостол необходимой для спасения, такую веру и подразумевал в указанных местах (Рим 3:28; Гал. 2:16).

При этом нужно помнить, что, по учению православной Церкви, вера и добрые дела - не заслуга человека перед Богом, обязывающая Его воздавать за них вечными наградами, а являются лишь причинами, производящими в душе человека то расположение, которое делает его способным быть причастником вечной жизни, даруемой исключительно по милости Божией. Душа спасается не от дел своих, а оттого, что внутреннее существо ее обновлено и что она всегда с Богом; дела добрые - выражения внутреннего обновления, душевной перемены (ср. Мт. 25:33-46).

б) Для нравственного обновления человека (Еф. 4:22-24; Кол. 3:5-10), для успешной борьбы с грехом и врагами спасения (диаволом, плотию и соблазнами мира) недостаточно ни собственных сил его, ни веры во Христа, а необходимы силы Святого Духа (Ин. 15:5; Мт. 19:26), подаваемые через Святые Таинства, необходимо пастырское руководство и научение (Еф. 4:11-14; 2 Тим. 4:2) истинному вероучению, которое и хранится только в единой Христовой Церкви (Еф. 4:5; 1 Тим. 3:15). Если же о Церкви в приведенных сектантами местах и не сказано апостолом, то потому, что это не требовалось ходом мыслей, зато в других местах тот же апостол достаточно ясно изображает необходимость для христианина жизни в живом союзе с Церковью (ср. 1 Кор. 5:5, 13; 12:13-31; Еф. 4:11-16; 5:23). Не сказал апостол (Рим 3:28; Гал. 2:16) и о покаянии, крещении, благодати Божией и др.; даже не указал предмета веры (Рим 3:28), но отсюда не следует, что нужно отвергать все, о чем умолчал, а только следует одно то, что для уразумения истины должно обращаться к другим местам Священного Писания, так как слово апостола " не было то да, то нет " (2 Кор. 1:18). Путем снесения и сравнения одних текстов с другими уясняется истинный смысл их.

в) В Посл. к Римлянам (4:3, 8) апостол упоминает об Аврааме и Давиде с целью выяснить новозаветное устроение спасения человека. "Когда апостолы начали принимать в Церковь Христову язычников," - замечает еп. Феофан, - "иудеи укоряли их: у вас только все вера, да вера и никаких дел закона; вы и язычников грешных стали принимать. Апостол, предотвращая это, внушает, что у нас все вера, да вера, в том мы берем пример с Авраама, которому вера вменена в правду; а что грешников принимаем в Церковь, правоту этого предуказал пророк Давид, ублажавший тех, коим прощены грехи. Мы принимаем грешников (кающихся), но наперед разрешив все их грехи, по благодати милующего Бога за веру в Оправдывающего."

2) Зачем нам подвиги, добрые дела, когда мы спасены и притом даром (Еф. 2:8; ср. 2 Тим. 1:9; Тит. 3:5).

Сектанты не хотят понять, что одно - дело устроение Богом необходимого для спасения человека и призвание его к нему (спасению), а иное дело - жизнь по призванию ко спасению, содевание человеком своего спасения. Все нужное для спасения Господь совершил "даром" (От. человека ничего не требовалось и ничего не могло быть представлено), по Своей бесконечной любви (Ин. 3:16; Еф. 2:4); Он призывает человека ко спасению тоже "даром," не за дела его какие-либо, а по одной Своей благости, благодати (Еф. 2:8; 2 Тим. 1:9; Тит. 3:5) и, возбудив в нем покаяние и веру (уже не даром), прилагает его через крещение к Церкви Христовой в число спасаемых. По призвании добрые дела, жизнь добродетельная (Еф. 2:10; 4:22-24; Рим 6:18, 22) обязательны для христианина (Ин. 14:15, 21; 15:14; 1 Ин. 3:23-24), борьба с грехом необходима, а отсюда труды и подвиги, постоянная забота и внимательность к своему нравственному состоянию. "Не легкое дело," учит преподобный Макарий Египетский, "приобрести чистое сердце; много нужно человеку борения и труда, чтобы чистыми иметь совесть и сердце и всецело искоренить в себе зло."

Сущность спасения не в подвигах и делах, а в нравственном перерождении, изменении направлений и стремлений души; для возращения и укрепления этих стремлений и важны подвиги, труды и дела. "Вот почему и может случиться," - пишет архиеп. Сергий, - "что две лепты, принесенные вдовицей, перетянут все множество приношений богачей, а грешник-мытарь окажется ближе к Богу, чем праведный фарисей; пришедшие в одиннадцатый час и ничего не сделав получат равное вознаграждение с трудившимися весь день и перенесшими зной дневной."

В Послании к Ефесянам (2:5-8) апостол говорит об устроении Богом спасения, в стих. 9 - о призвании Богом (через апостольскую проповедь) ефесян ко спасению или о Божеской стороне в спасении человека, а в стих. 10 - о жизни ефесян по призванию, о человеческой стороне в спасении. Из слов апостола: "благодатью вы спасены," - "оживотворил," - "воскресил" и "посадил" по снесении их с другими текстами (1 Кор. 6:9-10; 9:27; 10:6-10; 13:1-8; Евр. 12:14; От 21:27 и др.) вывод только тот, что Господь все совершил для нашего спасения, и оно будет даровано нам, если пребудем тверды и непоколебимы в вере и не отпадем от надежды благовествования (Кол. 1:23; ср. Евр. 3:14; Рим 8:24). Во 2-м Посл. к Тимофею (1:9), и в Посл. к Титу (3:5) говорится о Божеской стороне в спасении человека: об устроении спасения и о призвании ко спасению; о человеческой стороне сказано во многих местах (2 Тим. 1:13-14; 2:15-21; 3:17; Тит. 2:12; 3:8 и др.).

3) Мы пришли ко Христу и обрели покой (Мт. 11:28-30); добрые дела, милостыни, посты и пр. - излишние бремена.

Господь обещает успокоить "труждающихся (изнемогающих от суетного труда) и обремененных" (грехами и страстями), но наперед повелевает им взять "Его иго, Его бремя" (учение, повеления) на себя. Иго это благое, потому что возлагает всеблагой Бог для нашего же блага, а бремя Его легкое не потому, что Он требует малого (ср. Мт. 5:3-48; 10:37-38 и др.), и не по отсутствию трудностей в несении его (Мт. 11:12 и др.), как думают сектанты, но вследствие благодатных сил, подаваемых при несении его (1 Кор. 15:10). Господом заповеданы добрые дела (Мт. 5:16; 19:17; Лук. 17:10; Ин. 13:34; 14:21, 23 и др.), милостыня (Мт. 6:1-4), пост (Мт. 6:16-19; 9:15; 17:21; ср. Мт. 4:2). Преподобный Исаак Сириянин так учит о необходимости исполнения заповедей и значении их для христианина: "Заповеди даны Господом, как врачевства, чтобы очищать душу от страстей и грехопадений. Ты знаешь, что зло превзошло к нам от преступления заповедей. Итак, ясно, здравие возвращается снова их хранением. Α без делания заповедей, пока прежде всего не пойдешь оным путем, ведущим к душевной чистоте, не должно нам и желать и ожидать очищения души... Если любишь чистоту сердца... прилепись к владычным заповедям, как сказал Владыка (Мт. 19:17), из любви к Давшему их, а не из страха или воздаяния награды." Покой доброму и верному рабу Господнему предлежит в будущей жизни (ср. Лук. 17:7-8; От 7:16-17; 21:4). "Совершенные," - говорит преподобный Макарий Египетский, - "пока пребывают во плоти, не избавлены от забот по причине свободы и состоят под страхом, почему и попускаются на них искушения... Когда же душа войдет в оный град святых, тогда только возможет пребыть без скорбей и искушений; потому что нет там заботы или скорби или труда или старости или сатаны или брани, а есть там покой, радость, мир и спасение."

4) Мы веруем во Христа, слушаем слово Его и имеем жизнь вечную и не будем судимы (Ин. 3:16, 18; 5:24; 6:47; 1 Ин. 5:10-12 и др.)

"Жизнь вечная" есть блаженное состояние человека, освобожденного от греха и следствий его (осуждения, богоотчуждения, бедствий) и пребывающего в общении с Богом - Источником жизни (Ин. 5:26; 14:6; 1 Ин. 5:20). Этот переход от смерти (духовной) к жизни (духовной) начинается со времени крещения, в котором человек умирает для греха, воскресает для обновленной (святой) жизни (Рим 6 гл.) и делается причастником вечной жизни, имеющей открыться в веке грядущем во всей полноте. Уверовавший и омытый от грехов в крещении исключается из числа подлежавших вечной погибели и вносится в число спасаемых. Сектанты думают, что навсегда; но это не так: только до тех пор, пока вновь не согрешит. Грех снова делает согрешившего сыном погибели, и еще более повинным, чем прежде (Лук. 12:47; Евр. 10:26-29). Не "слушающий" и "верующий" имеет жизнь вечную, но "исполняющий Его волю" (Мт. 7:21; Лук. 6:48-49; Ин. 8:51; Иак. 1:22-23 и др.). "Человек не тотчас, как услышит Божие слово," - учит преподобный Макарий Египетский, - "делается уже достойным благой части... Если бы слышанием только, без труда достигал кто благой части, то и лицедеи, и блудники вошли бы в царство и в жизнь. Но никто не даст им жизни без труда и подвига, потому что узок и тесен путь (Мт. 7:14). Сим то негладким путем и надобно шествовать и терпеть, и скорбеть, и таким образом войти в жизнь" "Неужели скажешь," - пишет святой Иоанн Златоуст, - "достаточно веровать в Сына, чтобы иметь живот вечный. Послушай, как Сам Христос объясняет это, говоря: "не всякий говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в Царство Небесное" (Мт. 7:21). Хотя бы кто право веровал и в Отца, и в Сына, и в Духа Святого, но если не живет, как должно, вера не принесет ему никакой пользы ко спасению... Необходима еще добрая жизнь и благо поведение." "На суд (κρίσιν - осуждение) не приходит" (Ин. 5:24), "верующий в Него не судится" (Ин. 3:18, ου κρίνεται, слав. "не будет осужден"), т.е. верующий не подвергнется осуждению, обвинению (за неверие), так как уверовал, а суду (решению своей участи) подлежит. На суд (всеобщий) явятся все: "творившие добро и делавшие зло" (Ин. 5:28-29; 1 Пет. 4:17-18; Евр. 9:27; Мт. 25:32-46; Рим 14:10-12; 2 Кор. 5:10). "Что значит - верующий в Сына не судится? Неужели не судится, если жизнь его нечиста? Весьма судится," - замечает блаженный Феофилакт. - "Ибо таких и Павел не называет искренно верующими (Тит. 1:16). Не судится по тому самому, что уверовал: хотя в злых делах отдаст самый строгий отчет, но за неверие не наказывается, потому что уверовал. " А неверующий уже осужден " (Ин. 3:18). Как? Во-первых, потому, что и самое неверие есть осуждение. Ибо быть вне света - одно только это - величайшее наказание. Потом, хотя здесь не отдается еще в геенну, но здесь соединил все, что доводит до будущего наказания; подобно тому, как и убийца, хотя бы не был приговорен к наказанию приговором судьи, осужден сущностью дела."

5) Мы под благодатью и от греха освободились (Рим 6:14-18; ср. 1 Пет. 2:24).

В Послании к Римлянам (6:14-18) апостол призывает христиан, возродившихся в таинстве крещения, к тому, чтобы грех не владел более их волею (" да не царствует " стих 12). Он хочет верующих отклонить от греха, чтобы они представили себя " в рабы праведности... на дела святые " (стих 19), достигали, побеждая греховные влечения, святости и конца ее - жизни вечной (стих 22). Апостол здесь не говорит, будто христиане совсем избавлены благодатью крещения от склонности ко греху и возможности греха. Такая мысль противоречит слову Божию (Мт. 6:12; Мр. 10:18; 1 Ин. 1:8-10; Рим 3:4; Иак. 3:2; 3 Цар 8:46; Еккл. 7:20 и др.). Напрасны были бы и нравственные увещания апостольские в посланиях, если бы человек по своем обращении ко Христу не грешил. Так может говорить только надменный сектант, "невежда, неутвержденный" в истинах веры, вопреки очевидному свидетельству из собственной жизни (отлучение порочных членов из сектантских общин). " Вы не под законом," который только усиливал сознание грехов и ответственность за них и, предписывая заповеди, не подавал никакой помощи и сил к исполнению их, " но под благодатью," которая дает силы побеждать греховные влечения и исполнять волю Божию (Рим.6:14). Апостол Петр (1 Пет. 2:24) говорит, что Иисус Христос претерпел крестные страдания, " дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды," но христиане по своей свободной воле, склонной ко злу, " обольщаясь собственною похотью " (Иак. 1:14), грешат. "Человек может ли пасть, имея благодатное дарование? Если вознерадит," - наставляет преподобный Макарий Египетский, - "то падает; потому что враги никогда не остаются в бездействии и ведут брань, не предаваясь лености. Кольми паче не должен ты прекращать искания своего пред Богом. Ибо много бывает тебе вреда, если предаешься нерадению, хотя бы, по-видимому, испытан ты был в самом таинстве благодати."

6) Мы, овцы Христовы, не погибнем, и никто не похитит нас из рук Божиих (Ин. 10:27-29).

Не погибнут вовек те, которые " слушаются голоса Моего " и " идут за Мною " (Иоан.10:27 ср. Мт. 10:38; Мр. 8:34), " никто не похитит их," (Иоан.10:28) пока идут за Христом, а согрешат (т.е. не пойдут за Ним, оставят Его), Господь уже не будет в общении с ними (грешниками - ср. Ин. 8:34-35; 2 Кор. 6:14-15). Христианин, будучи свободным, не только может впадать в грех, но даже в состоянии и от Христа отпасть и, если не покается, то погибнет (Мт. 18:15, 17; 24:4-11; 2 Пет. 2:20-21 и др.) "Но спросит иной: как Господь сказал, что никто не похитит их из руки Отца Моего, тогда как мы видим, что многие погибают? На это можно ответить, что похитить из руки Отца никто не может, а обольстить могут многие. Ибо насильно и самовластно никто не может отвлечь их от Отца, Бога; а по обольщению мы каждый день запинаемся. Как же говорит: овцы Мои пойдут за Мною, и они не погибнут? - между тем мы видим, что погиб Иуда. Но он погиб потому, что не последовал за Иисусом и не пребыл до конца овцою... Если кто-нибудь отстанет от стада овец и перестанет следовать за пастырем, тот вскоре погибнет" (блаженный Феофилакт).

7) Заповеди Господни для нас не тяжки (1 Ин. 5:3).

Апостол этим выражением хочет обозначить не легкость заповедей самих в себе, но легкость их в отношении к силам, которыми обладает христианин, освободившийся от власти боговраждебного мира (1 Ин. 5:4), где господствует " похоть плоти, похоть очей и гордость житейская " (2:16). Христианину подаются в таинствах силы Святого Духа, укрепляющие и помогающие нести бремя заповедей Божиих, сродных существу его возрожденной души. Но это не значит, что без труда и терпения можно исполнять заповеди; нет, и при благодатной помощи от христианина (имеющего свободное произволение) требуется усиленный труд, настойчивость и терпение (Мт. 11:12), почему "немногие находят их" (тесные врата и узкий путь - Мт. 7:14).

8) " Мы дети Божии... и будем подобны Ему " (1 Ин. 3:1-2), больше нам ничего не нужно.

Именование детьми Божиими христиане получают в самом начале христианской жизни, подлежащей развитию, и их задача достигнуть осуществления того, что выражает высокое имя путем собственных усилий в борьбе со грехом: " всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя, так как Он чист " (стих 3). Сектанты, присвоив себе имя детей Божиих, на этом и успокаиваются, не имея ввиду свое нравственное обновление. Слова апостола " очищает себя " означают, что во всякий момент жизни христианин нуждается в очищении от грехов и должен постоянно бодрствовать над сохранением себя от всякой греховной скверны. Следовательно, если христианин не будет очищать себя от греха, то хотя и было даровано ему имя чада Божьего, он лишится будущего блаженного состояния (От. 21:27). Христиане по смирению должны называть себя "рабами Божиими" (ср. Лук. 1:38, 48; 17:10; Иак. 1:1; 1 Пет. 2:16; Рим 1:1; 6:22 и др.).

9) Если бы мы и согрешили, то Кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха (1 Ин. 1:8).

Кровь Иисуса Христа очищает от грехов только того, кто "испытав себя" (1 Кор 11:27), по заповеди Господа (Мт. 26:27; ср. Ин. 6:53, 56), причащается ее не духовно, как умствуют сектанты, а действительно из "чаши благословения" (1 Кор. 10:16), "чаши Господней" (11:27). Для очищения от грехов не достаточно, чтобы Кровь, пролившаяся на Голгофе, содержалась в человеческом естестве Искупителя, но необходимо, как учил Господь и апостолы, что бы она уделялась каждому в отдельности христианину.

У сектантов нет и не может быть таинства святого причащения, нет у них поэтому и очищения от грехов Кровью Господа; тяжкому подлежат они наказанию за то, что не почитают за святыню Кровь Христову (Евр. 10:29), подаваемую в "чаше Господней," попирая тем самым Сына Божия, повелевшего пить Ее.

10) Можно спастись и без Церкви и без веры за одни добрые дела (Деян. 10:34-35).

Слово Божие говорит иное: "нет другого имени (кроме имени Иисуса Христа - ср. Деян. 4:10-11) под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись" (стих 12). "Заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам" (1Ин 3:23). "Без веры угодить Богу невозможно" (Евр. 11:6). Хотя Корнилий был благочестив, боялся Бога (Деян. 10:2), но не имел веры во Христа, не принадлежал к Его Церкви; поэтому Господь послал к нему (стих, 20; ср. 1 Тим. 2:4) апостола Петра, наставившего его в истинах веры и через крещение приложившего к Церкви Христовой. Следовательно, Сам Господь обращением Корнилия удостоверил, что спасение человека и благочестивого возможно только в единой Церкви Его, а не вне ее. "Но во всяком народе (а не в одном только иудейском) боящийся Его и поступающий по правде (справедливо, согласно с требованиями естественного закона) приятен Ему" (к такому человеку Бог благоволит, почему и приводит его в Церковь Христову, подобно Корнилию). "Апостол не сказал: "во всяком народе боящийся Его" спасается, но: "приятен Ему," т.е. достоин того, чтобы быть принятым" (блаженный Феофилакт).

11) Господь посылает нам благодать и без таинств (Деян. 17:28).

Слова апостола: "мы Им живем, и движемся, и существуем," - показывают, что он говорит о промышлении Божием, о благодати промыслительной, сохраняющей жизнь тварей мира и управляющей ими (ср. Мт. 5:45; 6:26-30; 10:29-30; Деян. 14:17; Пс 103:27-29 и др.), а не о благодати Христовой, спасающей человека (Тит. 2:11; 1 Кор. 15:10). "Благодать спасительная," дарующая прощение человеку грехов, очищающая от них и освящающая его, подается только в Церкви Христовой через Святые Таинства (ср. Деян. 2:38; 8:12, 15; 1 Кор. 6:11 и др.). Кто находится в живом союзе и единении с Церковью, тот и удостаивается от Господа Его благодати, через таинства, а отступник от Церкви лишен ее.

12) Господь подает нам свою благодать по молитве (Мт. 7:7; Ин. 14:13-14; 16:23), без таинств.

Господь, давший образец молитвы (Мт. 6:9-13), учредил в Своей Церкви и Святые Таинства, видимые средства, через которые (а не через Молитву) подает Духом Святым верующему благодать для его спасения. Апостолы, по заповеди Господней (Мт. 28:19; Лук. 22:19; 1 Кор. 11:23-24 и др.), совершали таинства для освящения верующих (а не ограничивались одной только молитвой - ср.: "помолились о них," потом "возложили руки на них" - Деян. 8:15, 17 и др.), и такой богоустановленный порядок соблюдается православною Церковью. Сектанты нарушают Господни установления, действуют вопреки Его воле (Мт. 12:30; 18:17) и тем подвергают себя суду Божию (Ин. 15:6). "Неужели, собираясь, они (еретики) думают," - говорит святой Киприан Карфагенский, - "что и Христос находится с ними, когда они собираются вне Церкви Христовой? Не будет принадлежать Христу, кто вероломным несогласием нарушил любовь Христову: не имеющий любви и Бога не имеет... Да он и христианином называет себя так же ложно, как и диавол часто называет себя ложно Христом (Мр. 13:6). Как диавол не есть Христос... так и христианином не может почитаться тот, кто не пребывает в истине Его Евангелия и веры."

13) Через грех Адама люди сделались "совершенно неспособными и неохотными ко всему доброму, но способными и склонными ко всему злому" (Рим 3:10-18; 8:7; Быт. 8:21; Иер. 17:9).

В указанных местах Священного Писания говорится о повреждении первородным грехом природы человека, которая не в конец извратилась (Рим 7:18). Совесть осуждает падшего человека за нарушение закона (Рим 2:15), разум его, хотя потерпел глубокое помрачение, но еще способен к богопознанию (ср. Рим 1:20; Деян. 10:2) и к усвоению истин Откровения. Свобода человека, хотя сделалась более удобопреклонною ко злу, чем к добру, но не уничтожилась, так что и падший человек в известной степени "по природе может избирать и делать добро, убегать и отвращаться зла" (Послание патриар. правосл.-кафол. Церкви. Чл. 14; ср. Рим 2:14; Иов. 1:22; 3 Цар 14:8; Деян. 10:1-2:35 и др.). Падшему человеку в слове Божием даются заповеди (Исх. 20:21-22; Втор. 4:9, 23; 6:5-6; 8:1 и др.), советы, обетования, угрозы, которые не имели бы никакого значения, если бы в человеке не предполагалось остатка свободы. Апостол словами "все под грехом... нет праведного ни одного" (Рим 3:9-10) выражает ту мысль, что люди через свои грехи и преступления повинны пред Богом и оправдаться своими силами не могут, а не ту, будто бы свобода человека (падшего) извратилась до неспособности избирать и делать добро.

14) Если бы через таинства подавалась благодать Божия, то жизнь православных делалась бы лучше, а мы этого не видим.

Из притчи о сеятеле (Мт. 13:3-8; 18-24; Лук. 8:5-15) видно, что различное возрастание и плодоношение семени зависят от различных качеств земли (сердца человека), а не семени. Так не все, принимающие таинства, обладают в одинаковой степени духовно-нравственной природой, почему одно и то же таинство сопровождается не одинаковыми последствиями для духовной их жизни. Господь каждому подает одинаково дар благодати ("по одной мине" - Лук. 19:12-27), и от получивших зависит возрастить его. Спасительное влияние таинств не всегда доступно внешнему наблюдению (1 Кор. 2:11) и затем может обнаруживаться не тотчас по принятии, а иногда спустя более или менее продолжительное время.

15) "Не прихорашивайся и не старайся представиться другим, чем ты есть на самом деле; приди таков, как есть... приди к твоему Небесному Отцу во всех своих грехах и недостатках."

Такие мысли - выдумка сектантов и потому противоречат свидетельствам Священного Писания, из которых ясно видно, что Господь милует и принимает только кающихся грешников (переставших быть таковыми): Иер. 3:12-13; Иез. 33:11, 14; Исаии 1:16-18; Мт. 3:2; 4:17; Мр. 1:15; Лук. 15:7; 10:17-20; Деян. 2:38; 3:19; 26:20 и др. Каяться значит говорить в своем сердце: согрешил, не буду так поступать, - значит возненавидеть грех, отказаться от своей греховной жизни. Следовательно, кающийся грешник уже перестал через свое покаяние быть таким, каким был до покаяния, и Господь поэтому не отвергает его. Грешник, остающийся таким, как есть, показывает, что он не хочет оставить свои грехи и свою порочную жизнь, не сознает своей вины пред Богом и своего гибельного состояния, показывает, что он идет не к Богу, а удаляется от Него. Как может идти он к Господу, когда в сердце не любит Его? В его силах только устами приближаться к Богу, но за это он не будет принят и помилован Им, а услышит от Него: "Я никогда не знал тебя; отойди от Меня делающий (а не сделавший) беззаконие" (Мт. 7:23; ср. Мт. 15:7-8). " Какое," - говорит апостол, - " общение праведности с беззаконием? что общего у света со тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? " (2 Кор. 6:14-15).

16) Мы знаем, что будем в раю, поскольку " имеем от Бога жилище на небесах " (2 Кор. 5:1).

Апостол здесь говорит о том, что наше земное тело, являющееся для души домом, хижиной, разрушится (умрет); вместо него мы имеем "жилище" (οίκοδομήν - от οικοδομή - постройка, строение, здание, жилище; слав. "создание"), от Бога устроенное, почему и вечное ("нетленное" тело - 1 Кор. 15:22, 35-54). "Дом нерукотворенный... - так назвал апостол," - замечает святой Иоанн Златоуст, - "наше будущее тело не для противоположения, но для того, чтобы более возвысить его, достоинство и усугубить его славу." Зная превосходство тела небесного (нетленного) над земным мы желаем в него облечься, т.е. одеться (стих 2). "Только бы нам и одетым (в нетленное тело) не оказаться нагими" [γυμνοί - γυμνός - голый, нагой, обнаженный, лишенный - стих 3], т.е. лишенными славы и вечного блаженства. "Ибо," - говорит блаженный Феодорит, - "хотя всякий человек облечется в одежду нетления (1 Кор. 15:52-53), однако же не все станут причастниками божественной славы. Посему нагими апостол называет лишенных божественной славы, к которым и себя сопричисляет, и коринфян, и всех людей, научая этим скромности." "Воскресение будет для всех," - объясняет святой Иоанн Златоуст, - "но слава - не для всех. Одни воскреснут в чести, а другие - в бесчестии; одни для царствия, а другие - для мучения." Сектанты искажают Священное Писание, когда понимают под "жилищем небесным" - рай, райские обители.

17) Мы очищены через слово Божие (Ин. 15:3), и поэтому таинства нам не нужны.

Хотя апостолы и очищены были словом Господа Иисуса Христа от иудейских понятий о Нем, как земном царе, от неверия в Него, но должны были исполниться Духа Святого, сошедшего на них в день Пятидесятницы (Деян. 2:4); следовательно, очищение через слово было недостаточно для их духовной жизни. Слушатели апостольской проповеди в Иерусалиме очищены были ею от неверия во Христа, "умилились" (Деян. 2:37), однако апостол Петр не признал возможным ограничиться этим действием слова Божия на них, а повелел им покаяться и креститься для прощения грехов и после выполнения ими этих условий обещал им и дар Святого Духа (Деян. 2:38; ср. 8:12-17; 26-39 и др.). Вполне очевидно, что очищение через слово Божие не устраняет Святых Таинств.

18) Спасены ли вы?

Да, спасены, т.е. все необходимое для спасения человека Господь уже совершил "единократным принесением (Своего) Тела" (Евр. 10:10-14), и человек должен, как мы видели выше, всю свою земную жизнь посвятить на усвоение плодов искупительной жертвы Христовой, для достижения личного своего спасения (Филип. 2:12 и др.).

 

 

Предопределение.

П равославная Церковь так учит о предопределении Божием: "Веруем, что всеблагой Бог предопределил к славе тех, кого избрал от вечности; а которых отвергнул, тех предал осуждению; не потому, впрочем, что Он восхотел таким образом одних оправдать, а других оставить и осудить без причины, ибо это не свойственно Богу, общему для всех и нелицеприятному Отцу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2:4). Но поелику Он предвидел, что одни хорошо будут пользоваться своею свободною волею, а другие худо, то посему одних предопределил к славе, а других осудил... Но то, что говорят богохульные еретики, будто Бог определяет или осуждает, нисколько не взирая на дела предопределяемых или осуждаемых, - это мы почитаем безумием и нечестием... Не безумно ли после сего без всякого основания утверждать, что Божественное хотение есть вина несчастия осужденных! Не значит ли это произносить ужасную несправедливость и хулу на небо? Но никогда, никогда не называли и не назовем виновником вечного наказания и мучений и человеконенавистным Бога, Который Сам изрек, что радость бывает на небе о едином грешнике кающемся. Верить таким образом или мыслить мы не дерзнем никогда, доколе имеем сознание, и тех, кто так говорит и думает, мы предаем вечной анафеме и признаем худшими всех неверных" (Послание патриар. Правосл-кафол. Церкви. Член. З).

 

Учение Церкви.

а) Бог - Отец всех людей (злых и добрых - Мт. 5:45). Он хочет, чтобы все люди (а не избранные только) спаслись (1 Тим. 2:4; 2 Пет. 3:9; Мт. 22:9-10; Иез. 33:11).

б) Господь пострадал для искупления не избранных лишь, а всех людей (Ин. 3:16; 4:42; 1 Ин. 2:2; 1 Тим. 2:6; 2 Κορ. 5:14; Евр. 2:9).

в) Господь повелел апостолам и их преемникам учить и крестить всех людей, а не одних избранных (Мт. 28:19; Мр. 16:15-16; Лук. 24:27; ср. Кол 1:28).

г) Царство Небесное - удел только тех, кто уверует во Христа (Ин. 3:36; 6:47); они сделаются причастниками Его благодати в таинствах (Ин. 3:5; 6:54) и при помощи ее будут исполнять волю Божию (Мт. 7:21; ср. Рим 2:6-8; 2 Кор. 5:10 и др.). Кто не имеет веры в Сына, осужден будет (Мр. 16:16); кто не возродится водою и Духом и не сотворит воли Отца, не войдет в Царствие Небесное (Ин. 3:5; Мт. 7:21). Следовательно, если Бог предопределил одних к вечному блаженству, других к погибели, то не по безусловной воле Своей, а под условием их собственных дел, добрых или злых, которые Он, Всеведущий, от вечности предвидел (ср. Мт. 25:34-36; 41-43).

 

Опровержение возражений.

Сектанты говорят: "мы, как избранные Отцом из погибшего рода человеческого, неизменно определены к вечной жизни, и имена наши написаны на небесах, и не можем быть вырваны из рук Христовых" (Рим 8:28-39; 11:4-5; Деян. 13:48; Еф. 1:4; Мт. 25:34; 1 Кор. 1:26-28; 2 Фес. 2:13).

Лжеучение сектантов о безусловном Божием предопределении, независимом от нравственного состояния предопределяемых и их личной свободы, не имеет оснований в Священном Писании. Для уразумения истинного смысла, как указанных мест Священного Писания, так и других, к данному вопросу относящихся, нужно помнить, что выражения "избрал," - "призвал," - "уготованный" (уготовал), "предопределил" употребляются не в одинаковом значении. Иногда ими обозначается избрание к славе, предопределение в собственном смысле, основанное на предведении нравственного достоинства предопределяемых (Мт. 25:34, 41; Рим 8:28-29; Деян. 13:48), иногда - избрание или призвание в царство благодати, Церковь Христову, ко спасению во Христе (Рим 9:24; 11:4-5; 1 Кор. 1:26-28; Еф. 1:4-5; 2 Фес. 2:13; 2 Тим. 1:9; Ин. 15:16 и др.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.170.183 (0.063 с.)