Бюджет как инструмент финансовой политики государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бюджет как инструмент финансовой политики государства



Тема 3. Бюджетная политика

Бюджет как инструмент финансовой политики государства

 

Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. Ее содержание охватывает следующие мероприятия:

- разработка общей концепции финансовой политики, ее основных направлений, целей, главных задач (стратегических и тактических задач по использованию финансовых ресурсов);

- создание адекватного финансового механизма (к ее элементам относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов при определении доходов и расходов государства, организации бюджетной системы);

- управление финансовой деятельностью государства (при помощи финансового механизма); элементы управления: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование, контроль.

Задачи финансовой политики:

1) обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

2) установление рационального, с точки зрения государства, распределения и использования финансовых ресурсов;

3) организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

4) выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

5) создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

Развитие государства связано с изменениями финансовой политики. Выделяют следующие ее типы: 1) классическая; 2) регулирующая; 3) планово-директивная.

1. Классическая основана на трудах Смита и Рикардо. Ее направление – невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, а следовательно, ограничение государственных расходов, обеспечение условий для формирования и использования сбалансированного бюджета.

2. Регулирующая политика применяется с 20-х гг. XX века, основана на трудах Кейнса – вмешательство и регулирование государством развития экономики. Основным инструментом вмешательства в экономику стали государственные расходы. Проводится политика дефицитного финансирования (государство активно применяет долгосрочные и среднесрочные займы).

3. Планово-директивная политика применяется в странах с административно-командной системой управления экономикой. Максимальная концентрация финансовых ресурсов у государства, изъятие всех средств в пользу государства (у предприятий, населения, местных органов власти).

Бюджетная политика является ядром экономической политики государства и отражает все его взаимоотношения с общественными институтами и гражданами. При планировании бюджетной политики государство должно исходить из необходимости обеспечения финансовой и социальной стабильности.

 

Задачи бюджетной политики на современном этапе развития

 

Задачи бюджетной политики определяются ежегодно в Бюджетном послании Президента Федеральному Собранию РФ.

Бюджетное послание Президента РФ В.В. Путина от 28 июня 2012 г. «О бюджетной политике в 2013-2015 годах»

II. Основные цели бюджетной политики на 2013 год и среднесрочную перспективу

 

Сложность и масштабность задач в сфере социально-экономической политики государства, острота существующих проблем требуют кардинального повышения качества стратегического управления экономикой и общественными финансами.

Для решения этой задачи при формировании и реализации бюджетной политики на 2013 год и среднесрочную перспективу необходимо исходить из следующих основных целей.

Особое внимание должно быть уделено продуманности и обоснованности механизмов реализации и ресурсного обеспечения государственных программ, их корреляции с долгосрочными целями социально-экономической политики государства.

Для этого необходима разработка бюджетной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, определяющей основные черты бюджетной политики при различных вариантах развития российской и мировой экономики. При этом на период до 2020 года в бюджетной стратегии должны быть определены предельные размеры бюджетных ассигнований по государственным программам (ключевым направлениям расходов).

В рамках бюджетной стратегии необходимо конкретизировать долгосрочные базовые требования к формированию и исполнению финансовых обязательств государства, а также к налоговой системе, поэтапному совершенствованию межбюджетных отношений и повышению эффективности бюджетных расходов. Бюджетная стратегия должна обеспечить предсказуемость реакций бюджетной системы на вызовы и возможности, которые могут возникать в рамках различных вариантов развития мировой экономики, предусматривать превентивное применение адекватного набора мер при негативном воздействии внешних экономических факторов.

При формировании бюджетной стратегии необходимо учитывать как действующие расходные обязательства, так и те обязательства, возникновения которых можно ожидать на основе данных экономических и социальных прогнозов, оценки перспективного воздействия внутренних и внешних экономических, социальных и иных факторов.

В бюджетной стратегии необходимо определить механизмы обеспечения связи между долгосрочными целями государственных программ, конкретными индикаторами их выполнения и бюджетными проектировками на трехлетний период.

Правительству Российской Федерации следует до конца 2012 года подготовить долгосрочную бюджетную стратегию, сопряженную с долгосрочным прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации.

4. Необходимо повысить качество предоставляемых населению государственных и муниципальных услуг. Прежде всего это относится к столь значимым для общества сферам, как образование, здравоохранение и культура. От успешности действий в этих сферах непосредственно зависят условия жизни населения. Эффективность осуществления бюджетных расходов в этих сферах справедливо принимается в расчет и при оценке качества инвестиционного климата, поскольку эти расходы рассматриваются как инвестиции в человеческий капитал.

Нельзя идти по пути механического наращивания бюджетных расходов в этих сферах. Несмотря на увеличение бюджетных расходов в последние годы, достигнутые результаты не удовлетворяют граждан. Причина состоит в медленном реформировании отраслей социальной сферы и в неэффективной системе материального и морального стимулирования работников.

Неэффективно с точки зрения использования бюджетных средств и несправедливо по отношению к гражданам, когда одинаково финансируются организации, предоставляющие как качественные, так и некачественные услуги, когда одинаково оплачивается труд как добросовестных, так и недобросовестных работников.

Нормативно-правовая база для отказа от сметного финансирования учреждений и введения новой системы оплаты труда уже создана. Теперь задача - повсеместно внедрить ее и обеспечить практическую реализацию уже предусмотренного законодательством нового механизма финансирования государственных и муниципальных учреждений, а в самих учреждениях - обеспечить переход к «эффективному контракту», который должен четко определять условия оплаты труда и «социальный пакет» работника в зависимости от качества и количества выполняемой им работы. Применение «эффективного контракта» также призвано повысить конкурентоспособность государства как работодателя на региональных рынках труда и сопоставимость стоимости труда в государственном, муниципальном и частном секторах экономики.

Этапы перехода к «эффективному контракту» должны быть увязаны с конкретными структурными и институциональными изменениями в отраслях социальной сферы, направленными на повышение эффективности образования, науки, культуры, здравоохранения.

Правительство Российской Федерации должно до конца 2012 года утвердить «дорожные карты» таких изменений на период до 2018 года, определяющие четкую последовательность действий, сроки, ответственных за исполнение, необходимое организационное и ресурсное обеспечение.

При предоставлении государственных и муниципальных услуг недопустимо ориентироваться исключительно на возможности государственных и муниципальных учреждений. Если необходимая услуга может быть предоставлена за те же деньги и более качественно частными организациями, то у них ее и следует заказывать. Граждане должны иметь возможность выбора организации, предоставляющей услуги за счет бюджетных средств.

Осуществление структурных изменений, наряду с финансированием из бюджетов всех уровней, должно привести к увеличению заработной платы врачей, педагогических работников, научных сотрудников, преподавателей образовательных учреждений, работников учреждений культуры, социальных работников в соответствии с параметрами, определенными Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

Необходимо определиться с параметрами дальнейшего развития пенсионной системы, которые должны обеспечить ее надежность и долгосрочную сбалансированность с учетом демографических изменений в структуре населения.

Это важно прежде всего для граждан, поскольку от обоснованности действий в этой сфере непосредственно зависят возможности и условия обеспечения их прав. Но это важно и для формирования благоприятного инвестиционного климата, поскольку от параметров пенсионной системы в значительной степени зависят стабильность и предсказуемость экономического и социального развития Российской Федерации, и прежде всего предсказуемость бюджетной политики. От определения параметров дальнейшего развития пенсионной системы зависят требуемый объем трансфертов из федерального бюджета и роль Фонда национального благосостояния в обеспечении устойчивости пенсионной системы.

Доверие инвесторов к политике макроэкономической стабильности повысится, если им будут понятны условия и источники финансирования пенсионной системы.

Правительство Российской Федерации должно представить предложения по параметрам развития пенсионной системы не позднее сентября 2012 г. И эти параметры должны быть учтены в проекте бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.

Налоговая система должна быть настроена на улучшение качества инвестиционного климата, повышение предпринимательской активности, совершенствование структуры экономики, повышение ее конкурентоспособности, прежде всего на рынках наукоемкой, высокотехнологичной продукции.

Правительством Российской Федерации одобрены Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, что позволяет обеспечить прозрачность и предсказуемость налоговой политики государства.

При практической реализации этого документа следует обратить внимание на повышение значимости не только фискальной, но и экономической функции налоговой политики.

Налоговая система Российской Федерации должна быть конкурентоспособна по сравнению с налоговыми системами государств, ведущих на мировом рынке борьбу за привлечение инвестиций в национальные экономики. Процедуры налогового администрирования должны стать максимально комфортными для добросовестных налогоплательщиков.

Развитие налоговой системы должно отвечать задачам диверсификации российской экономики. Поэтому налоговая нагрузка на несырьевые сектора экономики не будет повышаться по крайней мере до 2018 года. После принятия в 2012 году Федеральным Собранием Российской Федерации изменений в налоговое законодательство Российской Федерации, касающихся налоговых ставок, следует больше не корректировать ставки по основным налогам.

Необходимы последовательные действия по предотвращению попыток уклонения от уплаты налогов. Налоговая нагрузка воспринимается болезненней добросовестными налогоплательщиками, когда другие, работающие в тех же экономических условиях, уклоняются от уплаты налогов. Дело не только в недополучении бюджетом доходов, которые могли бы быть использованы в интересах общества, но и в неравенстве условий экономической деятельности.

Правительство Российской Федерации должно принять конкретные меры противодействия уклонению от уплаты налогов, исходя из того, что при увеличении в результате осуществления этих налоговых мер налоговых доходов могут быть приняты решения о снижении существующей налоговой нагрузки.

В целях сокращения неоправданных административных издержек налогоплательщиков следует обеспечить упрощение налогового учета и возможность использования документов бухгалтерского учета при подготовке и представлении налоговой отчетности.

Важными задачами Правительства Российской Федерации являются обеспечение постоянного доступа России на долговые рынки на приемлемых условиях, снижение стоимости заимствований и расходов по долговым обязательствам, получение дополнительных доходов от управления средствами, накопленными в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния.

Возросшая волатильность рынков диктует необходимость перехода к методам активного управления государственным долгом и постоянного профессионального присутствия на финансовом рынке, к более разнообразным стратегиям инвестирования средств суверенных фондов.

Считаю, что решить эту задачу позволит учреждение Российского финансового агентства - принципиально новой для нашей страны структуры, призванной реализовывать на финансовых рынках политику государства в сфере управления суверенными фондами и долговыми обязательствами.

В этой связи Правительству Российской Федерации необходимо создать все условия для того, чтобы уже в начале 2013 года Российское финансовое агентство смогло приступить к своей практической деятельности.

Бюджетное право

 

Важная роль бюджета предопределяет детальную правовую регламентацию отношений, возникающих в процессе образования, распределения и использования бюджетного фонда денежных средств. Круг этих отношений разнообразен. Это отношения, возникающие в процессе:

– установления структуры бюджетной системы;

– установления доходов и расходов бюджета, их распределения между уровнями бюджетной системы;

– определение суммы доходов и расходов бюджета;

– составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов;

– составление и утверждение отчетов об их исполнении.

Перечисленные отношения регламентируются юридическими нормами, которые в своей совокупности образуют бюджетное право. Термин «бюджетное право» носит несколько условный характер, т.к. не является самостоятельной отраслью права, а является составной частью финансового права.

Т.о. бюджетное право включает финансово-правовые нормы, устанавливающие структуру бюджетной системы, объем бюджетов, перечень доходов и расходов и порядок их распределения, а также нормы устанавливающие бюджетный процесс.

По характеру регулирующих отношений нормы бюджетного права бывают:

– материальные;

– процессуальные.

Первые устанавливают материальное содержание бюджета, т.е. структуру бюджетной системы, источники и суммы доходов, размеры и направления расходов, суммы резервных фондов и т.д.

Вторые определяют порядок функционирования бюджетной системы, т.е. регулируют бюджетный процесс.

Основополагающим законодательным актом бюджетного права является Конституция РФ (1993). В ней определены основы бюджетных прав федеральных, региональных и местных органов власти.

В развитие положений Конституции приняты специальные законодательные акты, важнейшими из которых являются Бюджетный и Налоговый кодексы, где определены бюджетные права представительных и исполнительных органов власти всех уровней бюджетной системы.

 

План семинарских занятий

Тема 3 Бюджетная политика

Цель: Уяснить роль и значение государственного бюджета в проведении экономической и социальной политики государства.

Вопросы для самоконтроля.

1 В чем проявляется содержание финансовой политики государства?

2 Каковы задачи финансово-бюджетной политики?

3 Какие типы финансовой политики Вам известны?

4 Дайте характеристику современной бюджетной политики.

Практическое задание:

Раскройте содержание бюджетной политики РФ на современном этапе, используя таблицу 2.

Таблица 2 – Характеристика бюджетной политики РФ

Основные функциональные характеристики бюджетной политики РФ Краткое сущностное содержание бюджетной политики РФ
1 Цель  
2 Задачи  
3 Тип бюджетной политики  
4 Стратегия бюджетной политики  
5 Тактика бюджетной политики  
6 Ожидаемые результаты  

 

Примерная тематика докладов.

1 Бюджетная политика на современном этапе развития.

2 Эволюция взглядов экономистов на бюджетную политику.

3 Основные направления совершенствования бюджетной политики России.

4 Исследование особенностей организации бюджетной политики.

5 Особенности бюджетной политики Республики Мордовия.

6 Законодательные основы бюджетной политики.

 

 

Системы РФ

Цель: Изучить основы организации бюджетной системы. Познать принципы ее построения в России.

Вопросы для самоконтроля.

1 Какие типы бюджетных систем Вам известны? Дайте их характеристику.

2 Сколько уровней в бюджетной системе федеративных государств?

3 Назовите звенья бюджетной системы РФ.

4 Охарактеризуйте структуру консолидированного бюджета РФ.

5 Охарактеризуйте структуру консолидированного бюджета субъекта РФ.

6 Определите основные принципы построения бюджетной системы РФ.

7 В чем заключается единство бюджетной системы РФ?

8 Как реализуется на практике принцип самостоятельности бюджета каждого уровня?

9 Охарактеризуйте остальные принципы бюджетной системы Российской Федерации.

10 Какими документами регламентируются организационно-правовые основы построения бюджетной системы РФ?

11 Что представляет собой бюджетное право?

Практическое задание:

Раскрыть содержание видов бюджетных систем, используя таблицу 3.

Таблица 3 – Характеристика типов бюджетных систем.

Тип бюджетной системы Характерные особенности
1 Унитарная (страны…)  
2 Федеративная (страны…)  
3 Конфедеративная (страны…)  

 

Примерная тематика докладов.

1 Становление и развитие бюджетной системы в России.

2 Характеристика принципов построения бюджетной системы РФ.

 

 

Задания для самостоятельной работы студентов

 

9 Охарактеризуйте бюджетную политику РФ на основе Бюджетного послания Президента и бюджетной стратегии РФ.

10 Поясните тезис «Бюджетная политика является ядром экономической политики государства».

11 Расположите по мере расширения следующие виды политики: финансовая политика, фискальная политика, бюджетная политика, налоговая политика, социально-экономическая политика.

12 Составьте аналитическое эссе на тему «Бюджетная политика Республики Мордовия на современном этапе».

13 Определите размер расходов федерального бюджета в прогнозируемом году при следующих условиях:

1) в текущем году ВВП составит 55 трлн. рублей, а в прогнозируемом году увеличится на 0,8 %;

2) доходы федерального бюджета в прогнозируемом году составят 19% от ВВП;

3) дефицит федерального бюджета в прогнозируемом году – 1% от объема его доходов.

14 Определите в процентах изменение расходов бюджета субъекта РФ в прогнозируемом году по сравнению с текущим годом при следующих условиях:

1) в прогнозируемом году профицит бюджета составит 2% от объема его доходов;

2) расходы бюджета субъекта РФ в текущем году составят 40 млрд. рублей;

3) доходы бюджета субъекта РФ в прогнозируемом году составят 35 млрд. рублей.

15 Определите размер доходов федерального бюджета в прогнозируемом году при следующих условиях:

а) ВВП увеличится по сравнению с текущим годом на 0,7 % и составит 50 трлн. рублей;

б) расходы федерального бюджета в текущем году составят 17% от ВВП;

в) расходы федерального бюджета в прогнозируемом году увеличатся по сравнению с текущим годом на 9 %;

г) профицит федерального бюджета в прогнозируемом году 1% от объема его доходов.

 

 

16 Конкретизируйте схемы бюджетного устройства и бюджетной системы РФ, определив ее основные уровни и элементы, формы перераспределения бюджетных средств на основе следующих схем.

 
 

 


17 Составьте схемы консолидированных бюджетов РФ, Республики Мордовия, муниципального района, бюджета расширенного Правительства.

 

 

               
   
Консолидированный бюджет
 
   
Понятие:
 
   
   

 

 


18 Дополните и доработайте представленную схему бюджетного законодательства РФ.

 

       
 
 
   
 
   
 
 

 

 

Тема 3. Бюджетная политика

Бюджет как инструмент финансовой политики государства

 

Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. Ее содержание охватывает следующие мероприятия:

- разработка общей концепции финансовой политики, ее основных направлений, целей, главных задач (стратегических и тактических задач по использованию финансовых ресурсов);

- создание адекватного финансового механизма (к ее элементам относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов при определении доходов и расходов государства, организации бюджетной системы);

- управление финансовой деятельностью государства (при помощи финансового механизма); элементы управления: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование, контроль.

Задачи финансовой политики:

1) обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

2) установление рационального, с точки зрения государства, распределения и использования финансовых ресурсов;

3) организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

4) выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

5) создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

Развитие государства связано с изменениями финансовой политики. Выделяют следующие ее типы: 1) классическая; 2) регулирующая; 3) планово-директивная.

1. Классическая основана на трудах Смита и Рикардо. Ее направление – невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, а следовательно, ограничение государственных расходов, обеспечение условий для формирования и использования сбалансированного бюджета.

2. Регулирующая политика применяется с 20-х гг. XX века, основана на трудах Кейнса – вмешательство и регулирование государством развития экономики. Основным инструментом вмешательства в экономику стали государственные расходы. Проводится политика дефицитного финансирования (государство активно применяет долгосрочные и среднесрочные займы).

3. Планово-директивная политика применяется в странах с административно-командной системой управления экономикой. Максимальная концентрация финансовых ресурсов у государства, изъятие всех средств в пользу государства (у предприятий, населения, местных органов власти).

Бюджетная политика является ядром экономической политики государства и отражает все его взаимоотношения с общественными институтами и гражданами. При планировании бюджетной политики государство должно исходить из необходимости обеспечения финансовой и социальной стабильности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 497; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.171.12 (0.081 с.)