Тема 4. Организационно-правовые основы построения бюджетной системы Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Организационно-правовые основы построения бюджетной системы Российской Федерации



4.1 Понятие бюджетной системы РФ: содержание и основы функционирования

 

В современном мире, в том числе в странах с развитой рыночной экономикой, различают три типа бюджетных систем:

– унитарная;

– федеративная;

– конфедеративная.

Унитарное (единое) государство – это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действует единая конституция, общие для всех права и единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве. В унитарных государствах бюджетная система включает в себя два звена: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты.

Федеративное (объединенное) государство – это форма государственного устройства, при которой государственные или административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенций. В федеративных государствах бюджетная система состоит из: федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов. Большую роль выполняет также консолидированный бюджет как сумма бюджетов всех уровней.

Конфедеративное (союзное) государство – это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. У государств – членов конфедерации – действуют свои бюджетные и налоговые системы. В конфедеративной бюджетной системе отсутствует центральный бюджет либо его функции незначительны, бюджет его формируется за счет долевых взносов членов конфедерации на договорных началах.

Согласно Бюджетному кодексу РФ под бюджетной системой понимается основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Таким образом, бюджетную систему Российской Федерации образуют бюджеты трех уровней:

1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

2) бюджеты субъектов Российской Федерации и территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) местные бюджеты.

Причем, местные бюджеты состоят из двух уровней:

– бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

– бюджеты городских и сельских поселений.

 

Бюджетное право

 

Важная роль бюджета предопределяет детальную правовую регламентацию отношений, возникающих в процессе образования, распределения и использования бюджетного фонда денежных средств. Круг этих отношений разнообразен. Это отношения, возникающие в процессе:

– установления структуры бюджетной системы;

– установления доходов и расходов бюджета, их распределения между уровнями бюджетной системы;

– определение суммы доходов и расходов бюджета;

– составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов;

– составление и утверждение отчетов об их исполнении.

Перечисленные отношения регламентируются юридическими нормами, которые в своей совокупности образуют бюджетное право. Термин «бюджетное право» носит несколько условный характер, т.к. не является самостоятельной отраслью права, а является составной частью финансового права.

Т.о. бюджетное право включает финансово-правовые нормы, устанавливающие структуру бюджетной системы, объем бюджетов, перечень доходов и расходов и порядок их распределения, а также нормы устанавливающие бюджетный процесс.

По характеру регулирующих отношений нормы бюджетного права бывают:

– материальные;

– процессуальные.

Первые устанавливают материальное содержание бюджета, т.е. структуру бюджетной системы, источники и суммы доходов, размеры и направления расходов, суммы резервных фондов и т.д.

Вторые определяют порядок функционирования бюджетной системы, т.е. регулируют бюджетный процесс.

Основополагающим законодательным актом бюджетного права является Конституция РФ (1993). В ней определены основы бюджетных прав федеральных, региональных и местных органов власти.

В развитие положений Конституции приняты специальные законодательные акты, важнейшими из которых являются Бюджетный и Налоговый кодексы, где определены бюджетные права представительных и исполнительных органов власти всех уровней бюджетной системы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.004 с.)