Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Попытки имитации инфракрасной защиты

Поиск

Надо сказать, что и в более ранних выпусках долларов США краски также содержали элементы инфракрасной защиты. Так, краски, которыми печатались серийные номера на банкнотах номиналом 100 долларов и обозначения банка-эмитента, практически не различались по характеру поглощения в ИК-диапазоне (рис. 52а). В то же время, даже серьезные подделки, как например, класса «супер-96», по этой характеристике легко отличаются от подлинных банкнот (рис. 52б).


Рис. 52. ИК-поглощение зеленых красок на банкнотах
номиналом 100 долларов США:
а - подлинная; б - подделка «супер-96».

Естественно, воспроизведение (или имитация) инфракрасной защиты является достаточно сложной задачей для изготовителей поддельных документов. Однако, располагая соответствующими приборами и справочными пособиями, специалист может легко отличить подделку.

МАГНИТНАЯ ЗАЩИТА

Когда идет речь о магнитной защите, подразумевается наличие магнитных свойств материалов документа. Чаще всего это красящие вещества, но иногда в качестве защиты используются магнитные свойства защитных нитей.

Магнитная защита, связанная с красящими веществами, может быть двух типов. Первый тип предполагает наличие магнитных свойств у какого-либо отдельного реквизита документа - обычно это серийный номер. Защитой такого типа обладает большинство находящихся в обращении банкнот, некоторые из ценных бумаг и другие разновидности документов.

Магнитная защита второго типа предполагает локальное распределение магнитных свойств в пределах изображения. При этом внешних (визуальных) различий не наблюдается. Например, изображения черного цвета на лицевой стороне банкнот долларов США как раз и снабжены магнитной защитой такого рода. Если изучить такое изображение при помощи специального прибора (детектора или визуализатора), можно обнаружить, что одни участки рисунка обладают магнитными свойствами, а другие - нет.

Имитация магнитной защиты

Для имитации магнитной защиты используются различные приемы, которые рассчитаны на применение в основном простых приборов (детекторов). Детекторы первых поколений были рассчитаны только на определение наличия магнитных свойств, но не их локализации. Поэтому «обмануть» такие приборы было достаточно легко - для этого достаточно было изготовить документ при помощи электрофотографического аппарата («ксерокса») или лазерного принтера, в котором красящее вещество обладает магнитными свойствами. Или же на участках изображения, которым надлежит «быть магнитными», наносили содержащее ферромагнетик вещество (например, бесцветную краску с частицами железа либо никеля). Детектор в таком случае реагирует на наличие ферромагнитной компоненты в красящем веществе, но не может определить правильность его местоположения.

Более изощренными стали способы имитации магнитной защиты в квалифицированных подделках (класса «супер»). В данном случае, скорее всего, стоит говорить не об имитации, а о воспроизведении этого вида защиты. Так, среди известных подделок долларов США, относящихся к этой категории, на многих достаточно правильно воспроизводится распределение магнитных и немагнитных участков (так называемый «магнитный образ» банкнот). Тем не менее, практически во всех разновидностях «суперподделок» есть те или иные отклонения от подлинного «магнитного образа». Умышленно это сделано или нет - судить трудно, однако на практике использовать такие отличия можно и нужно.

Пример такого отличия показан на рис. 53. Здесь приведены фрагменты «магнитного образа» подлинной и поддельной (класса «супер») банкнот номиналом 100 долларов США выпуска 1996 года, зафиксированные при помощи магнитооптического визуализатора типа «МАГ», снабженного видеокамерой. Видно, что в подлинных банкнотах надпись «SERIES 1996» не имеет магнитных свойств, а в поддельных - наоборот.


Рис. 53. Фрагменты «магнитного образа» банкнот
номиналом 100 долларов США выпуска 1996 года:
а - подлинная; б - поддельная.

ИНЫЕ ВИДЫ ЗАЩИТ

Кроме перечисленных видов к физико-химической защите можно отнести так называемые специальные метки. Под этим термином обычно подразумевают применение красящих веществ с особыми свойствами, обнаружение которых возможно только при помощи специальных приборов (детекторов или визуализаторов). В справочной и методической литературе обычно используют термины «метки типа М», «метки типа И». Для выявления этих меток используются различные приборы: как портативные (носимые), так и стационарные (настольные).

Встречается защита такого рода, например, в акцизных и специальных марках на табачные изделия и алкогольную продукцию, а также в некоторых типах ценных бумаг и других документах. Часто (пример - специальные марки на алкогольную продукцию) в одном графическом элементе совмещены оба элемента защиты («М», «И»).

Довольно большую группу образуют средства защиты документов от копирования. Причем эти средства обеспечиваются как за счет специальных полиграфических технологий, так и путем применения материалов с особыми оптическими свойствами (красящих веществ, полимерных пленок и т.п.).

Пример применения защиты этого типа - использование металлизированных красок. Такими красками («под серебро») наносится обозначение номинала на банкнотах российских рублей выпуска 1997 года. Также специальной краской выполняется надпечатка номинала поверх основного изображения на банкнотах немецких марок (рис. 54).

На этих же иллюстрациях видно, что в этом участке банкноты расположен и еще один элемент защиты - рельефное бесцветное изображение (так называемый РЕАК-эффект).


Рис. 54. Средства защиты от копирования
на банкноте номиналом 200 марок Германии:
а - хорошо видно рельефное изображение надписи
200 DM, а надпечатка кажется бледно-серой;
б - надпечатка в виде полосы золотистого цвета.

ПОЛИГРАФИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА

КЛАССИЧЕСКАЯ ПОЛИГРАФИЯ: ОСОБЕННОСТИ ОСНОВНЫХ СПОСОБОВ ПЕЧАТИ
ВЫСОКАЯ ПЕЧАТЬ
ПЛОСКАЯ ПЕЧАТЬ
ГЛУБОКАЯ ПЕЧАТЬ
ТРАФАРЕТНАЯ ПЕЧАТЬ
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВИДЫ ПЕЧАТИ
МИКРОПЕЧАТЬ Попытки имитации микропечати
СОВМЕЩЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ Имитация совмещенных изображений
СКРЫТЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ Попытки имитации скрытых изображений
Имитации способов полиграфической защиты

Глава 3

Принято считать, что средства полиграфической защиты - это совокупность приемов и способов печати (полиграфических технологий), определяющих свойства видимого на документе изображения.

При использовании этих средств в документах образуются особенности двух типов:

· собственно признаки способов печати. Они определяются преимущественно визуально, в обычных условиях или при помощи простейших приборов, например, лупы;

· специальные эффекты, указывающие на использование конкретной технологии. Такие особенности обычно выявляются другими методами (в косопадающем освещении, на ощупь и т.п.).

Для того чтобы лучше понять, как эти особенности отображаются в документах, необходимо иметь общее представление о способах печати. Здесь уместно сразу сделать оговорку: детальное рассмотрение этого вопроса требует достаточно глубоких познаний в области полиграфии. Поэтому далее будут приведены сведения о «классических» способах печати в необходимом объеме, а затем более подробно рассмотрены их разновидности, нашедшие применение для изготовления документов.

КЛАССИЧЕСКАЯ ПОЛИГРАФИЯ: ОСОБЕННОСТИ ОСНОВНЫХ СПОСОБОВ ПЕЧАТИ

Различают способы печати, как правило, по геометрическому строению печатной формы - в зависимости от того, каким образом разделяются печатающие и пробельные (непечатающие) элементы на форме. При этом печатающими считаются участки формы, передающие краску на оттиск, а пробельными - остальные (не передающие краску).
Часто печатные формы называют общим термином «клише». Надо иметь в виду, что в полиграфии под этим термином обычно подразумевают иллюстрационные формы высокой печати. В прочей же литературе это понятие иногда распространяют и на формы для иных способов.

По указанному признаку принято различать четыре основных способа печати:

· высокая;

· глубокая;

· плоская;

· трафаретная.

Каждый из этих способов имеет ряд разновидностей, причем некоторые из них обычно применяются для печатания так называемой издательской продукции (книги, газеты, журналы), а другие - для изготовления денежных знаков, ценных бумаг, документов, удостоверяющих личность, а также печатания на изделиях, упаковках и т.п.
В основном эти разновидности отличаются друг от друга по следующим параметрам:

· способ переноса краски - прямой или непрямой (косвенный) - есть ли промежуточный носитель, или передаточное звено, либо он отсутствует;

· вязкость краски - густая (вязкая) или жидкая (маловязкая);

· способ изготовления печатной формы - механический или фотомеханический (другой термин - фото-химиграфический, то есть с использованием фотографических и химических процессов);

· назначение (вид продукции) - издательская сфера, упаковка, печать на изделиях и прочее.

Следует отметить, что изображения, полученные полиграфическими способами, можно условно разделить на два вида:

· штриховые, в которых есть только две градации тона - черный (цветной) и белый;

· полутоновые - имеющие промежуточные тона (плотности).

Способы изменения тона могут быть различны, их описание приводится в соответствующих разделах.

ВЫСОКАЯ ПЕЧАТЬ

В высокой печати (рис. 55) печатающие элементы печатной формы расположены выше пробельных. Поэтому при нанесении краски на такую форму она покрывает только печатающие элементы. Типичный пример формы высокой печати - резиновый штамп.

Краска, нанесенная на печатающие элементы формы, под давлением переносится на воспринимающую поверхность (в большинстве случаев это бумага), на которой в результате образуется изображение - оттиск. При этом некоторое количество краски за счет давления вытесняется за пределы печатающих элементов формы, образуя утолщенный слой вдоль краев штрихов на оттиске. Рис. 56 показывает схематичное изображение оттиска, выполненного способом высокой печати.


Рис. 55. Схема процесса высокой печати.


Рис. 56. Схематическое изображение
оттиска высокой печати.

Выдавливание краски на краях штрихов является особенностью, присущей всем разновидностям способа высокой печати.

Кроме того, в результате давления печатной формы происходит деформация воспринимающей поверхности (бумаги) - с лицевой стороны оттиска образуется углубленный, а с оборотной - выпуклый рельеф. Такая особенность характерна для оттисков, выполненных с твердых печатных форм прямым способом (без промежуточного носителя или, иначе, передающей поверхности). Эту технологию обычно и имеют в виду, когда говорят о «классической» высокой печати; ее иногда еще называют типографской печатью.

Характерные особенности оттиска высокой печати показаны на рис. 57.


Рис. 57. Особенности оттиска «классической» высокой печати:
а - выдавливание краски на краях штрихов с лицевой стороны;
б - выпуклый рельеф с оборотной стороны.

К способу высокой печати, кроме того, относятся: флексографская печать (флексография) и типоофсет (высокий офсет). Эти технологии обычно принято относить к специальным способам печати.

Флексография - это разновидность прямой высокой печати, в которой используются эластичные печатающие формы и маловязкие краски. Этот способ применяется преимущественно для печати на упаковке.

Типоофсет представляет собой косвенный способ, где печатная форма - это форма высокой печати, но краска с нее передается сначала на промежуточную поверхность (офсетный цилиндр), а затем уже на подложку (бумагу или иной материал). Типоофсет, точнее, его специальные модификации, находит применение при изготовлении документов (см. Специальные способы печати).

При изготовлении документов высокая печать применяется в основном для нанесения переменных реквизитов, например, серийных номеров.

В случаях, когда номер наносится непосредственно на подложку (бумагу), для оттиска характерны особенности «классической» высокой печати — выдавливание краски на краях штрихов с лицевой стороны (рис. 58) и выпуклый рельеф с оборотной стороны.


Рис. 58.

Если номер нанесен поверх другого изображения, например, фоновой сетки или основного рисунка, характер лежания краски может быть различным. Так, номера, напечатанные поверх фоновых сеток, исполненных способами офсетной или высокой (орловской) печати, характеризуются практически такими же особенностями, как и «классическая» высокая печать (рис. 59).

Рис. 59. Рис. 60.

А если изображение выполнено, например, способом металлографии, то морфология штрихов номера существенно изменяется. На рис. 60 показан случай, когда серийный номер нанесен на основной рисунок банкноты (кроны Эстонии), исполненный способом металлографии. Поскольку металлографский оттиск обладает собственным выпуклым рельефом, краска в штрихах номера ложится неравномерно, в соответствии с этими неровностями.

Такое сочетание способов печати — высокая по металлографии — встречается и в знакомых всем банкнотах долларов США. На них печать Казначейства (зеленого цвета, в правой части) выполняется способом высокой печати, поверх обозначения номинала банкноты, которое печатается металлографским способом. Рельеф основного изображения достаточно велик и не позволяет зеленой краске проникнуть к бумаге. Поэтому в большинстве случаев на подлинных долларах для изображения печати Казначейства характерна неполная пропечатка участков, накладывающихся на изображение цифр или букв, обозначающих номинал (рис. 61).


Рис. 61.

ПЛОСКАЯ ПЕЧАТЬ

Характерной особенностью плоской печати является отсутствие пространственного разделения печатающих и пробельных элементов печатной формы.

В формах плоской печати печатающие и пробельные элементы различаются не высотой, а своими физико-химическими свойствами. В процессе изготовления форм производится специальная обработка, в результате которой печатающие элементы приобретают способность воспринимать краску, а пробельные — отталкивать ее.

В полиграфической литературе при описании процесса плоской печати обычно используются термины олеофилъностъ (гидрофобностъ) и олеофобностъ (гидрофилъностъ). Первые два термина и означают способность печатающих элементов воспринимать печатную краску и отталкивать воду, два других — способность пробельных элементов отталкивать краску и воспринимать воду. Для получения этих свойств в плоской печати перед нанесением краски поверхность печатной формы должна увлажняться.

В зависимости от материала печатной формы, ее физико-химической подготовки, а также по способу переноса изображения, в плоской печати принято различать офсетную, литографскую и фототипную печать.

Обычно, когда речь идет о плоской печати, прежде всего, подразумевают офсетную печать.

Собственно, полное название этой технологии — плоская офсетная печать. Здесь термин «плоская» указывает на геометрию печатной формы, а «офсетная» обозначает способ переноса краски с формы на воспринимающую поверхность и подразумевает наличие промежуточного (передаточного) звена. Обычно это цилиндр, обтянутый резиной. Он и называется офсетным (от английского to set off) — принимает краску с формы и передает ее на бумагу. В быту часто опускают название «плоская», называя этот способ просто офсетной печатью (офсетом).

Таким образом, офсетная печать — это косвенный способ плоской печати, схема которого показана на рис. 62.


Рис. 62. Схема процесса плоской офсетной печати.

Вследствие равномерного распределения давления по поверхности формы офсетные оттиски отличаются равномерным окрашиванием печатающих элементов и четкими контурами, а также отсутствием деформации бумаги от давления формы.

Эти особенности демонстрирует схема, приведенная на рис. 63.

В настоящее время офсетная печать — наиболее широко распространенный способ полиграфического воспроизведения.

Он применяется как для печатания издательской продукции (книг, газет, журналов), так и для изготовления самых различных типов документов.


Рис. 63. Схематическое изображение оттиска офсетной печати.

На рис. 64 показан фрагмент оттиска «классической» офсетной печати — это текст в книге.


Рис. 64.

Литографская печать (литография) исторически является самым ранним способом плоской печати. Она была разработана в конце XVIII века. В качестве печатных форм здесь использовались специальные камни, поверхность которых после химической обработки приобретала олеофильные и олеофобные свойства. Это прямой способ печати.

В настоящее время литография находит применение только для печати специальных (чаще всего авторских) художественных изданий.

К способам плоской печати относят и фототипную печать (фототипию). Это прямой способ печати, в котором основой светочувствительного слоя является желатин.

Фототипия — единственный из «классических» видов печати, позволяющий передавать полутона без помощи растра. Технология изготовления фототипных печатных форм довольно сложна, а процесс печати нестабилен.

По некоторым оценкам считается, что этот способ практически идеален при воспроизведении полутоновых изображений. Однако фототипная печать в настоящее время используется крайне редко (репродукции картин, факсимильные оттиски) именно из-за нестабильности печатного процесса.

В документах — ценных бумагах, денежных знаках и других типах — офсетная печать применяется преимущественно для печатания фоновых изображений: защитных сеток, узоров, а также, в некоторых случаях, для нанесения текстовых и графических реквизитов.

На рис. 65 показан фрагмент фонового изображения на банкноте (киргизский сом).


Рис. 65.

ГЛУБОКАЯ ПЕЧАТЬ

В способе глубокой печати (рис. 66) используются печатные формы, на которых печатающие элементы находятся ниже, чем пробельные. Краска, наносимая на такую форму, покрывает всю ее поверхность. Поэтому перед началом переноса (печатания) краска с пробельных элементов счищается при помощи какого-либо приспособления — плоского ножа (ракеля) или валика.


Рис. 66. Схема процесса глубокой печати.

Следует отметить, что глубокая печать является практически единственным способом, где возможно получение красочного слоя различной толщины. На приведенном рисунке видно, что печатающие элементы формы имеют различную глубину.

Говоря о глубокой печати, надо иметь в виду, что ее наиболее распространенные разновидности имеют принципиальные различия.

Ракельная глубокая печать (обычно называемая просто глубокой печатью) является «классическим» способом печати и обычно применяется для производства печатной продукции большими тиражами (журналы, рекламная продукция, упаковка). Принято считать, что этот способ обеспечивает наилучшее качество печати полутоновых изображений.

В этом способе краска низкой вязкости переносится непосредственно из ячеек печатной формы на запечатываемый материал {прямой способ). При этом необходимо отметить, что технология изготовления печатной формы в данном случае подразумевает использование растра, то есть вся поверхность формы — будь то текст или иллюстрация — разбивается на растровые элементы (точки одинакового размера). Это находит отражение и в оттиске, схема которого показана на рис. 67.


Рис. 67. Схематическое изображение
оттиска глубокой печати.

Внешний вид оттиска, выполненного способом ракельной глубокой печати, показан на рис. 68. На иллюстрации видно, что тонкие штрихи оттиска разбиваются практически на отдельные точки, а в широких штрихах растровая структура лучше видна на краях в виде «зубцов» (иногда говорят о «пилообразной» структуре).

Кроме ракельной, к способу глубокой печати относят металлографию (металлографскую печать) и тампонную печать (тампопечать).

В металлографской печати высоковязкая печатная краска переносится с печатной формы, изготовленной методом гравирования или травления, непосредственно на запечатываемый материал {прямой способ).


Рис. 68. Особенности оттиска «классической» (ракельной) глубокой печати:
а — разбиение тонких штрихов, б — «зубцы» на краях широких штрихов.

Чаще всего оттиски, выполненные металлографским способом, представляют собой штриховые изображения (гравюры).

Металлография чаще всего применяется для производства денежных знаков, ценных бумаг, документов, удостоверяющих личность (см. Специальные способы печати).

Тампонная печать — это косвенный способ глубокой печати. При использовании этой технологии эластичный тампон (промежуточный носитель) передает краску с металлической(гравированной или вытравленной) или фотополимерной печатной формы на воспринимающую поверхность.

Тампонная печать используется преимущественно для печати на различных упаковочных материалах либо на изделиях с необычной геометрией (например, крышки для бутылок, кнопки клавиш, сувенирные изделия и прочее).

ТРАФАРЕТНАЯ ПЕЧАТЬ

Название этого способа говорит само за себя — печатная форма здесь представляет собой трафарет. Правда, в отличие от привычного всем трафарета в виде листа бумаги, картона, пленки с насквозь прорезанными в них буквами или рисунком, форма «классической» трафаретной печати представляет собой натянутую на раму сетку. На этой сетке тем или иным способом формируются печатающие и пробельные элементы — печатающие пропускают краску к бумаге, а пробельные — нет.

Таким образом, краска в трафаретной печати попадает на подложку за счет продавливания через сетку (рис. 69).


Рис. 69. Схема процесса трафаретной печати.

Такой способ нанесения краски определяет вид оттисков, полученных при помощи трафаретной печати — в них всегда тем или иным образом отображается структура сетки (рис. 70).

Этот способ также имеет несколько разновидностей, однако, из них промышленное применение находит только шелкотрафарет.


Рис. 70. Схематическое изображение
оттиска трафаретной печати.

Термин шелкотрафарет отражает историю данного способа — в прежние времена сетки изготавливались из шелковых тканей. В литературе также можно встретить названия этмография и сериграфия — все они означают один и тот же способ печати. Чаще всего, его и называют просто трафаретной печатью.

В отличие от других «классических» способов, в трафаретной печати возможно получение очень толстого слоя краски (до 100 мкм), что и определяет сферу его применения.

Толщина красочного слоя в значительной мере зависит от толщины нитей, а разрешающая способность процесса — от плотности сетки. На рис. 71 показан вид оттисков, полученных способом трафаретной печати с форм, изготовленных на сетках разной плотности.

Даже в тех случаях, когда в оттиске трафаретной печати не наблюдается разрывов в штрихах, в косопадающем свете, как правило, все равно отображается структура сетки в виде характерного систематического рельефа на поверхности красочного слоя (рис. 72).

Трафаретная печать является очень старым способом, однако, в наше время она применяется преимущественно для печатания малых тиражей в тех областях, гдетребуется большая толщина красочного слоя либо насыщенность (маркировка изделий, плакаты, производство обоев, а также сфера художественной графики).


Рис. 71. Фрагменты оттисков трафаретной печати:
а — с грубой сетки (с крупными ячейками);
б — с тонкой сетки (с мелкими ячейками).

Кроме того, к способу трафаретной печати относят и ротаторную печать, современной разновидностью которой является ризография. Эти технологии можно отнести к офисным способам размножения документации или, как говорили раньше, к оперативной полиграфии.


Рис. 71.

Для печатания подлинных документов трафаретная печать практически не применяется, однако этим способом довольно часто пользуются (учитывая возможность получения толстого красочного слоя) при имитации рельефа, характерного, например, для металлографии.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВИДЫ ПЕЧАТИ

Как видно из названия, к этой группе полиграфических технологий принято относить виды печати, имеющие особую область применения.

При этом в данную группу могут включаться те или иные способы, в зависимости от основы классификации: применяемые материалы, вид и назначение продукции, возможность получения необычных эффектов и прочее. Однако все специальные виды печати объединяет одно свойство — эти технологии не используются для печатания стандартной, или издательской продукции (книг, журналов, газет и т.п.). Хотя специальные виды и являются вариантами своих «старших братьев» — классических технологий, именно эта характеристика выделяет их в особую группу.

В данном случае речь пойдет только о тех специальных видах печати, которые используются при изготовлении документов — в контексте обсуждаемого предмета. Поэтому для нас будут представлять интерес следующие технологии:

· орловская печать;

· типоофсет;

· металлография (в том числе многоцветная);

· ирисовая печать.

Первые два вида печати относятся к косвенным способам высокой печати.

Орловская печать — это способ получения многокрасочных изображений с единой печатной формы.

Здесь необходимо пояснить, что в классической полиграфии (независимо от способа печати) используется принцип синтеза многокрасочного изображения. В соответствии с этим принципом, все требуемые цвета могут быть получены при помощи ограниченного числа красок — в большинстве случаев четырех, так называемых основных — голубой, пурпурной, желтой и черной. Промежуточные цвета в этом случае образуются за счет различных сочетаний основных. В этом случае, для получения многокрасочного оттиска требуется как минимум четыре печатных формы (обычно их называют цветоделенными). При этом нанесение красок на подложку (бумагу) происходит последовательно, то есть каждая печатная форма наносит краску одного цвета.

В орловской же печати все краски сначала наносятся на одну печатную форму, а потом все они переносятся на бумагу одновременно.

Технически это очень сложный процесс, такая печать возможна только при наличии специального — уникального и труднодоступного оборудования. Поскольку нашей задачей не является изучение технических тонкостей этого процесса, важно лишь отметить характеризующие его особенности, которые обнаруживаются при исследовании документов.

Коль скоро печатная форма едина, в оттисках орловской печати никогда не наблюдается смещений участков с разной окраской относительно друг друга. В то же время в местах перехода от одного цвета к другому при увеличении можно видеть, что краски как бы смешиваются, образуя небольшой участок «переходной» окраски. Кроме того, являясь все же разновидностью высокой печати, орловская печать несет в себе особенности, присущие данному способу, а именно следы выдавливания краски на краях печатающих элементов.

Все эти особенности достаточно хорошо видны на рис. 73.

Надо сказать, что в современном производстве документов используются и другие технологии, позволяющие получать многокрасочное изображение с единой печатной формы. Однако в них оттиски наносятся не с форм высокой печати, а с других — например, глубокой. В таких случаях иногда говорят об «эффекте орловской печати». Некоторые из подобных технологий будут рассмотрены ниже.


Рис. 73. Так выглядит при увеличении оттиск,
выполненный способом орловской печати
(фоновая сетка на страницах паспорта гражданина СССР).

Типоофсет, как видно из названия, сочетает в себе две технологии: печатная форма является формой высокой (типографской) печати, а на бумагу изображение переносится через промежуточный носитель — принцип офсета.

Это сочетание и определяет особенности, выявляемые в документах, изготовленных этим способом. С одной стороны, использование формы высокой печати обусловливает выдавливание краски на краях печатающих элементов. С другой, наличие промежуточного носителя — офсетного цилиндра — означает, что отсутствует деформация бумаги от давления (натиска) печатной формы.

На рис. 74 проиллюстрированы указанные особенности оттиска, выполненного типоофсетным способом.


Рис. 74. Характерный вид типоофсетного оттиска
(фрагмент изображения на банкнотах рублей России).

Иногда в литературе типоофсет называют высоким офсетом, имея в виду форму высокой печати. Встречается также название сухой офсет, то есть, не требующий увлажнения, в отличие от плоской офсетной печати. Последний термин, однако, не совсем корректен, так как им обычно обозначают другую технологию.

Металлография — это разновидность прямой глубокой печати, которая является признанным и одним из наиболее мощных средств полиграфической защиты документов.

Печатная форма в металлографии обычно представляет собой штриховую гравюру, выполненную на металле (чаще всего, меди или стали).

Эту технику называют еще резцовой гравюрой. Однако в промышленности обычно используются не оригинальные гравюры (выполненные гравером от руки), а их гальванопластические копии. Применение гальванопластики позволяет получать практически идентичные копии оригинальных гравюр, что и позволяет использовать металлографию для печатания больших тиражей документов — денежных знаков, ценных бумаг и другой подобной продукции.

При этом характер передачи полутонов в изображении принципиально отличается от используемого в «классической» ракельной глубокой печати. В металлографии изображения обычно штриховые, а не растровые. Полутона здесь передаются, во-первых, за счет изменения ширины штрихов, а во-вторых, за счет различной глубины элементов печатной формы и, соответственно, толщины красочного слоя на оттиске.

Кроме того, в металлографской печати для нормальной передачи вязкой краски из глубоких печатающих элементов формы на бумагу требуется очень высокое давление.

По этим причинам в оттисках, полученных способом металлографии, образуются штрихи, отличающиеся значительным рельефом. С одной стороны, рельеф обусловлен высоким давлением (поверхность штриха становится выпуклой даже без краски), а с другой - на эту выпуклую поверхность наносится довольно толстый слой вязкой краски.


Рис. 75. Оттиски, выполненные способом металлографии:
а — выпуклый рельеф на лицевой стороне;
б — вогнутый на оборотной.

Кроме того, на оборотной стороне оттиска образуется вогнутый рельеф за счет вдавливания бумаги в углубленные элементы печатной формы. Рис. 75 как раз и показывает эти особенности металлографских оттисков.

Есть еще ряд особенностей, присущих металлографии. Для удержания краски в печатающих элементах формы, имеющих большую площадь, их разбивают на более мелкие участки. При этом в оттисках обычно отображается структура в виде сеток различной плотности — «частые» или «редкие». Таковы, например, структуры штрихов в крупных надписях на долларах США (рис. 76а) или в рисунке талонов на проезд в московском городском транспорте (рис. 76б).


Рис. 76. Структура штрихов в оттисках, выполненных способом металлографии:
а — в надписях на долларах США;
б — в рисунке проездных талонов.

Для изготовления документов применяется также многоцветная металлография. В этом случае, подобно орловской печати, все краски на оттиск наносятся с единой печатной формы. Поэтому в оттисках можно наблюдать, во-первых, особенности, характерные для металлографии (рельеф с лица и оборота), а во-вторых, «эффект орловской печати», то есть отсутствие смещений и разрывов на границах участков различной окраски. Только в случае многоцветной металлографии зоны, где краски смешиваются, могут быть как очень узкими (рис. 77а), так и довольно широкими (рис. 77б).


Рис. 77. Изменение цвета в штрихах оттисков, выполненных многоцветной металлографией:
а — резкий переход (надписи на марках Германии);
б — плавный (специальные марки «Крепкие алкогольные напитки»).

Ирисовая печать, собственно, не является способом печати, а представляет собой особую технологию нанесения нескольких красок на одну печатную форму (независимо от ее вида — высокая или плоская). При этом все краски также наносятся на бумагу одновременно, однако их распределение по поверхности формы осуществляется красочным аппаратом печатной машины. В результате краски смешиваются между собой, образуя размытые разноцветные полосы. На оттисках в этом случае можно наблюдать плавное изменение цвета штрихов (ирисовый раскат). Возможны одинарные переходы (рис. 78а); могут быть и обратные переходы, называемые иногда встречным раскатом (рис. 78б).


Рис. 78. Плавное изменение цвета (ирисовая печать, или ирисовый раскат):
а — одинарный переход (фоновая сетка на специальных марках);
б — двойной переход, или встречный раскат (фоновая сетка на российских рублях).

ПРОЧИЕ СПОСОБЫ ПОЛИГРАФИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ

Помимо особенностей, обусловленных самим способом печати, к полиграфической защите относятся также особенности так называемой графической защиты, которые образуются при использовании специальных технологических приемов и сложных графических элементов. Некоторые из них рассматриваются в следующих разделах.

МИКРОПЕЧАТЬ

В качестве одного из наиболее распространенных средств графической защиты в документах используются микротексты — тексты, в которых размер знаков составляет менее 0,4 мм (обычно 0,2-0,4 мм). Этот элемент выполняется преимущественно способами металлографии и офсетной печати (или типоофсетом).

В содержание микротекста обычно включается название страны, документа и (или) эмитента, номинал (буквами или цифрами) и некоторые другие обозначения.
Ассортимент микротекстов весьма обширен. Чаще всего встречаются позитивные микротексты, то есть выполненные темными знаками на светлом фоне. Пример — доллары США, где микротексты такого вида используются в различных видах: строки текста в овальной рамке (рис. 79а), внутри цифр номинала (рис. 796, в, г), а также в гильоширных рамках (рис. 79д). Все эти микротексты выполнены способом металлографской печати.

<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 1103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.37.219 (0.016 с.)