Учет операций по созданию предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учет операций по созданию предприятия



 

Создать организацию имеют право учредители: государство – в лице соответствующих органов, физические и юридические лица. Каждая организация имеет уставный капитал, утвержденный учредителями. В уставе записывается размер уставного капитала. Сумма уставного капитала утверждается одновременно с утверждением устава организации и затем регистрируется при государственной регистрации самой организации в исполнительных государственных органах по месту ее нахождения.

Первая хозяйственная операция вновь созданной организации, регистрируемая в бухгалтерском учете, — отражение на счетах суммы уставного капитала и возникновение дебиторской задолженности уч­редителей по взносам в уставный капитал. Эта операция отражается сле­дующей корреспонденцией счетов:

Д-т сч. 75 «Расчеты с учредителями»

К-т сч. 80 «Уставный капитал»

Свою дебиторскую задолженность перед предприятием учредите­ли должны погасить теми видами средств, которые необходимы для нормальной деятельности предприятия. Прежде всего, это денежные средства, которые могут быть зачислены на расчетный или валютный счет предприятия или внесены наличными в кассу; основные средст­ва, сырье и материалы и т.д.:

Д-т сч. 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 10 «Материалы» и др.

К-т сч. 75 «Расчеты с учредителями»

При увеличении размера уставного капитала, например, за счет не­распределенной прибыли или средств резервного капитала составляется следующая корреспонденция:

Д-т сч. 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», 82 «Резервный капитал»

К-т сч. 80 «Уставный капитал».

 

Учет процесса снабжения

 

Иму­щество организаций постоянно находится на разных стади­ях движения и участвует в различных хозяйственных процессах: снабжения, производства, реализации.

 

Д Т П……. Т¢ (ГП) Д¢

 

где Д – деньги

Т – товар

П – производство

ГП – готовая продукция

 

Первой стадией такого кру­гооборота средств является приобретение (заготовление) их у предприятий-изготовителей или посредников. На данной стадии кругооборота происходит постоянное возобновление запасов иму­щества. На стадии снабжения денежная форма имущества заменяется товарной.

 

Схема процесса снабжения:

Д Т

 

В процессе снабжения заготавливается все необходимое для процесса производства: товарно-материальные ценности, включающие сырье, материалы, топливо, запасные части и др.

Процесс снабжения представляет собой совокупность операций, в результате которых организация обеспечивает себя материальными и нематериальными активами, необходимыми для производства.

Стоимость заготавливаемых материальных ценностей складывается из всех расходов по покупке и доставке их в места хранения, т.е. из стоимости, согласно счетам поставщиков и транспортно-заготовительных расходов.

Транспортно-заготовительные расходы включают следующие виды затрат по заготовке и доставке материальных ценностей:

- таможенные пошлины;

- расходы по транспортировке, разгрузке и доставке (в том числе и услуги сторонних организаций);

- расходы по командировкам, связанным непосредственно с заготовкой ценностей и доставкой их до места назначения;

- расходы по таре и упаковке;

- расходы по страхованию грузов и другие.

Таким образом, стоимость материальных ценностей, оплаченная поставщикам по договорным ценам и транспортно-заготовительные расходы составляют фактическую себестоимость их заготовления, по которой они отражаются в балансе и включаются в затраты процесса производства.

В зависимости от принятой организацией учетной политики учет поступления материальных ценностей может быть организован:

1. с использованием счета 10 «Материалы», где будут отражены и стоимость материалов, оплаченная поставщикам и сумма транспортно-заготовительных расходов

2. с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материалов», 16 «Отклонение в стоимости материалов» и 10 «Материалы».

В теории и практике учета известны следующие способы оценки, при которых транспортно-заготовительные расходы учитываются непосредственно на счете 10«Материалы»:

- по средневзвешенным ценам

- по методу «ФИФО»

- по методу «ЛИФО»

Применение того или иного метода значительно влияет на стоимость израсходованных материалов (а значит на затраты производства и прибыль организации в отчетном периоде). Применяемый метод должен быть заложен в учетной политике организации. Рассмотрим сущность этих методов на примерах.

Пример 1. По средневзвешенным ценам (цифры взяты условно в учебных целях)

 

Таблица 1 – Расчет фактической стоимости материалов, израсходованных на производство продукции в текущем месяце по средневзвешенным ценам

№ п/п Показатели Количество Цена, тыс.р. Сумма, тыс.р.
  Остаток материалов на начало месяца      
  Поступило материалов за месяц:      
2.1 первая партия      
2.2 вторая партия      
2.3 третья партия      
  Итого поступлений с остатком   12,93 (9050: 700)  
  Израсходовано за месяц   12,93 6464 (12,93*500)
  Остаток на конец месяца 200 (700 – 500) 12,93 2586 (9050 – 6464)

 

При использовании метода учета материалов по средневзвешенным ценам в текущем месяце на затраты производства будет отнесена стоимость материалов в сумме 6464тыс.р.

Это метод учета требует расчета средневзвешенной цены, которая может определяться или по окончании месяца или после каждой поступившей партии, что является достаточно трудоемким процессом в учете. Этот метод учета может быть использован в организациях, где поставки материалов производятся один-два раза в месяц.

Пример 2. По методу «ФИФО» (цифры взяты из примера 1).

 

Метод «ФИФО» (первый в запас – первый в производство) предполагает, что первой должна списываться в производство первая поступившая партия, потом вторая и т.д. Остаток оценивается по ценам последних партий, оставшихся неиспользованными.

По данным примера 1 на производство в течение отчетного месяца было израсходовано (использовано) на производство 500 единиц материалов. При этом спишется:

1. остаток 100 ед. по 10 тыс.р. на сумму 1000 тыс.р.

2. первая поступившая партия 150 ед. по 12 тыс.р. на сумму 1800 тыс.р.

3. вторая поступившая партия 250 ед. по 13 тыс.р. на сумму 3250 тыс.р.

Всего 500 ед. на сумму 6050 тыс.р.

В остатке останется 200 ед. по 15 тыс.р. на сумму 3000 тыс.р.

При учете материалов по методу «ФИФО» в текущем месяце на затраты производства будет отнесена стоимость материалов в сумме 6050тыс.р.

Это метод учета достаточно трудоемкий, так как требует обособленного учета каждой поступившей партии. Положительным является то, что стоимость остатков материалов оценивается по наиболее реальным ценам.

 

Пример 3. По методу «ЛИФО» (цифры взяты из примера 1).

 

Метод «ЛИФО» (последний в запас – первый в производство) предполагает, что первой должна списываться в производство последняя поступившая партия, потом предпоследняя и т.д. в обратном порядке поступления. Остаток оценивается по ценам партий, оставшихся неиспользованными.

По данным примера 1 на производство в течение отчетного месяца было израсходовано (использовано) на производство 500 единиц материалов. При этом спишется:

1. последняя поступившая партия 200 ед. по 15 тыс.р. на сумму 3000 тыс.р.

2. предпоследняя поступившая партия 250 ед. по 13 тыс.р. на сумму 3250 тыс.р.

3. из препредпоследней поступившей партии 50 ед. по 12 тыс.р. на сумму 600тыс.р.

Всего 500 ед. на сумму 6850 тыс.р.

В остатке останется 100 ед. по 12 тыс.р. на сумму 1200 тыс.р.

100 ед. по 10 тыс.р. на сумму 1000 тыс.р.

Всего остаток 200 ед. по 11 тыс.р. на сумму 2200 тыс.р.

 

При учете материалов по методу «ЛИФО» в текущем месяце на затраты производства будет отнесена стоимость материалов в сумме 6850тыс.р.

Это метод учета также достаточно трудоемкий, так как требует обособленного учета каждой поступившей партии. Данный метод оценки приближает к рыночной цене не остаток, а расход материалов, что позволяет в наибольшей степени восстанавливать израсходованные материалы. Данный метод учета эффективен при высоком уровне инфляции.

При учете материалов по выше рассмотренным методам схема учета будет следующей:

 

60 «Расчеты с поставщиками 10 «Материалы» 20 «Основное производство»

Д-т и подрядчиками» К-т Д-т К-т Д-т К-т

1 3

       
 
   
 

 


Д-т 76 (71, 70,69 и др.) К-т

2

 


Рис. 1. Схема учета процесса снабжения с отражением транспортно-заготовительных расходов на счете 10 Материалы» (методы по средневзвешенным ценам, «ФИФО», «ЛИФО»

Первая хозяйственная операция – поступили материалы от поставщиков:

Дебет счета 10 «Материалы»

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Вторая хозяйственная операция – учтены транспортно заготовительные расходы:

Дебет счета 10 «Материалы»

Кредит счетов 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 71 «Расчеты с подотчетными лицами»,

Третья хозяйственная операция – отпущены материалы на основное производство по фактической себестоимости:

Дебет счета 20 «Основное производство»

Кредит счета 10 «Материалы»

 

При большой номенклатуре используемых материалов их факти­ческую себестоимость можно рассчитать только по окончании меся­ца, когда бухгалтерия имеет все составляющие себестоимости, то есть все оправдательные документы, подтверждающие расходы, связан­ные с заготовлением материалов.

Движение же материалов происходит на предприятиях ежедневно. Кроме того, рас­считывать среднюю цену при каждом новом поступлении материалов трудоемко.

 

Поэтому в бухгалтерском учете чаще всего применяются в течение месяца твердые неизменные, так называемые учетные цены, которые разраба­тываются на предприятии и устанавливаются на длительный срок.

 

При данном методе учета фактическая себестоимость материалов учитывается на двух счетахна счете 10 «Материалы», где материалы учитываются по твердым учетным ценам и на счете 16 «Отклонения в стоимости материалов», где учитываются отклонения от учетных цен.

Пример 4. По учетным ценам с обособленным учетом отклонений от учетных цен (цифры взяты условно в учебных целях)

 

Таблица 2 – Расчет фактической стоимости материалов, израсходованных на производство продукции в текущем месяце при использовании метода учета материалов по учетным ценам с обособленным учетом отклонений от учетных цен

№ п/п Показатели По учетным ценам (счет 10 «Материалы») Отклонения от учетных цен (16 «Отклонения в стоимости материалов») Фактическая стоимость материалов (гр. 3 + гр. 4)
         
  Остаток на начало месяца      
  Поступило за месяц:      
  Итого поступлений с остатком      
  Процент отклонений в стоимости материалов по учетным ценам 20% (4000: 20000)
  Израсходовано за месяц   3000 (15000 *20:100) 18000(15000 + 3000)
  Остаток на конец месяца   1000 (4000 – 3000) 6000 (24000 – 18000)
  Итого расход с остатком      

Данный метод учета материалов предполагает использование следующих счетов: 15 «Заготовление и приобретение материалов», 16 «Отклонение в стоимости материалов» и 10 «Материалы». При учете материалов по данному методу схема учета будет следующей:

60 «Расчеты с поставщиками 15 «Заготовление и 10 «Материалы» 20 «Основное

и подрядчиками» приобретение материалов» производство»

Д-т К-т Д-т К-т Д-т К-т Д-т К-т

               
       
 
 
 


1 3 5

 

16 «Отклонения в

стоимости материалов»

Д-т 76 (71, 70,69 и др.) К-т Д-т К-т

2 4 6

 


 

Рис. 2. Схема учета процесса снабжения с обособленным отражением транспортно- заготовительных расходов и использования счетов 15 «Заготовление и приобретение материалов», 16 «Отклонение в стоимости материалов» и 10 «Материалы»

Первая хозяйственная операция – поступили материалы от поставщиков:

Дебет счета 15 «Заготовление и приобретение материалов»

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Вторая хозяйственная операция – учтены транспортно заготовительные расходы:

Дебет счета 15 «Заготовление и приобретение материалов» Кредит счетов 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»

Третья хозяйственная операция – приходуются материалы, поступившие от поставщиков по учетным ценам на протяжении месяца:

Дебет счета 10 «Материалы»

Кредит счета 15 «Заготовление и приобретение материалов»

Четвертая хозяйственная операция – списываются по окончании месяца отклонения в стоимости материалов:

Дебет счета 16 «Отклонения в стоимости материалов»

Кредит счета 15 «Заготовление и приобретение материалов»

Пятая хозяйственная операция – списываются отпущенные материалы на основное производство по учетным ценам на протяжении месяца:

Дебет счета 20 «Основное производство» Кредит счета 10 «Материалы»

Шестая хозяйственная операция – списываются отклонения в стоимости материалов на основное производство по окончании месяца (на основании расчета по таблице 2):

Дебет счета 20 «Основное производство»

Кредит счета 16 «Отклонения в стоимости материалов»

Таким образом, при данном методе учета фактическая себестоимость материалов списывается с двух счетов: 10 «Материалы» и 16 «Отклонения в стоимости материалов».

 

Учет процесса производства

Процесс производства – это совокупность операций по изготовлению продукции. При производстве продукции предприятия несут затраты: расходуют сырье, материалы, топливо, электроэнергию, оплачивают труд рабочих и служащих, амортизация основных средств и нематериальных активов.

Т П……. Т¢ (ГП)

Где:

Т – товар, П – процесс производства, ГП – готовая продукция

Все затраты на основное производство собираются по дебету счета 20 «Основное производство». Схема учета производства выглядит следующим образом:

10 «Материалы» 20 «Основное производство» 43 «Готовая продукция»

Д-т К-т Д-т К-т Д-т К-т

1

8

 

70 «Расчеты с персоналом

по оплате труда»

Д-т К-т

2

 

 

Д-т 69, 76 К-т

3

 

 

23 «Вспомогательные

производства»

Д-т К-т

4

 

97 «Расходы будущих периодов»

Д-т К-т

5


02 «Амортизация

основных средств»

Д-т К-т

6

 

 


25 «Общепроизводственные

Д-т затраты» К-т

7

 
 

 


И другие

Рис. 3. Схема учета процесса производства

Первая хозяйственная операция – израсходованы материалы на основное производство:

Дебет счета 20 «Основное производство»

Кредит счета 10 «Материалы»

Вторая хозяйственная операция – начислена заработная плата работникам основного производства:

Дебет счета 20 «Основное производство»

Кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Третья хозяйственная операция – произведены обязательные отчисления на суммы заработной платы в Фонд социальной защиты населения и по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний:

Дебет счета 20 «Основное производство»

Кредит счетов 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Четвертая хозяйственная операция – оказаны услуги вспомогательными производствами основному производству:

Дебет счета 20 «Основное производство»

Кредит счета 23 «Вспомогательные производства»

Пятая хозяйственная операция – отнесена на затраты текущего месяца часть расходов будущих периодов:

Дебет счета 20 «Основное производство»

Кредит счета 97 «Расходы будущих периодов»

Шестая хозяйственная операция – начислена амортизация по основным средствам основного производства:

Дебет счета 20 «Основное производство»

Кредит счета 02 «Амортизация основных средств»

Седьмая хозяйственная операция – Отнесена на основное производство часть общепроизводственных затрат:

Дебет счета 20 «Основное производство»

Кредит счета 25 «Общепроизводственные затраты»

Таким образом по дебету счета 20 «Основное производство» собираются все затраты на производство продукции. А общая сумма всех затрат и составляет фактическую производственную себестоимость произведенной основным производством продукции.

Полностью готовая продукция приходуется на склад готовой продукции. Оценивается готовая продукция в конечном итоге по фактической себестоимости, то есть по сумме всех произведенных затрат.

Восьмая хозяйственная операция – оприходована готовая продукция с основного производства:

Дебет счета 43 «Готовая продукция»

Кредит счета 20 «Основное производство»

Остаток (сальдо) на начало месяца по счету 20 «Основное производство» показывает стоимость незавершенного производства, которое будет завершено в следующем отчетном периоде.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.142.115 (0.131 с.)