Рационалистическая традиция в теории познания: априоризм, онтологизм, панлогизм 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рационалистическая традиция в теории познания: априоризм, онтологизм, панлогизм



Рационализм – источник познания в разуме, в логическом мышлении.

Априоризм или наивный рационализм – начальная форма рационализма, несёт в себе элементы эмпиризма. Априоризм - философское учение, согласно которому существует знание, полученное человеком до опыта и независимо от него, причем эта первичность по отношению к опыту и независимость от него представляет собой преимущество такого знания, обеспечивая его несомненную достоверность по сравнению со знанием, обусловленным опытом. Априоризм возникает из тенденции нашего разума сводить все разнообразие явлений, данных в опыте, к единству, в форме единого первовещества или единого формального принципа, получившего отражение в числовых отношениях. Представитель – Платон «Врожденные идеи». Существует трансцендентный мир идей, откуда душа попадает в тело и при этом забывает предыдущий опыт, цель – в припоминании, а для этого нужен чувственный толчок. Платон утверждал, что мысль, хотя и проявляет себя после ощущения, однако она не опирается на него. Ощущение не вызывает понятий, но только их вспоминает.

Онтологизм или религиозная философия. Подняться на дальнейшую ступень рационализма философию побудили: теологическое умозрение схоластики и математические исследования начала нового времени. Проблема схоластики того времени – понятие бога. Августин Аврелий «Блаженный», его основополагающая идея: Бог — совершенная Личность и абсолютное бытие. Из этой идеи следует его существование («онтологическое доказательство бытия Бога»). Бог — абсолютно простой, неизменный, вне времени, вне пространства Божественное триединство можно уразуметь, представляя душу как образ Бога:

1) душа есть — утверждается Бытие, отличаюшее Бога-Отца;

2) душа разумеет — утверждается Разум, Логос, отличающий Бога-Сына;

3) душа желает, утверждается Воля, отличающая Бога — Святого Духа.

В Божественном разуме заключен интеллигибельный мир, совершенные образцы, «экземпляры» всех вещей. «Экземпляризм» Августина — позиция крайнего реализма по проблеме универсалий. Бог сотворил мир, в котором бытие перемешано с небытием. Материя — почти ни что, но она есть благо как возможность и субстрат для принятия формы. Т.о:

· главными доказательствами существования Бога являются его присутствие во всем, всемогущество и совершенство;

· все — материя, душа, пространство и время — является творениями Бога;

· Бог не только сотворил мир, но и продолжает творить в настоящее время, будет творить в будущем;

· знания (чувства, мысли, ощущения, опыт) реальны и самодостаточны (самодостоверны), однако высшее, истинное, неопровержимое знание достигается только при познании Бога.

Под влиянием математического умозрения, онтологическое направление принимает своеобразный характер. Декарт. Исходной точкой своей философии он сделал не внешний, а внутренний опыт. Вследствие этого Декарт стал одним из столпов европейского рационализма, а не эмпиризма. Результаты чувственного опыта, согласно его философии, сомнительны. В этом убеждают многочисленные факты обманов чувств. Согласно Декарту, можно сомневаться вообще во всем, однако никак нельзя подвергнуть сомнению сам факт нашего мышления, с которым неразрывно связано убеждение в нашем существовании. Этот тезис выражает афоризм Декарта: «Я мыслю, следовательно, существую». При изучении проблемы познания особый акцент Декарт делает на научном методе. В качестве данного научного метода предлагается дедукция (но не в строго математическом смысле – от общего к частному, а в философском). Смысл философского гносеологического метода Декарта в том, что в процессе познания опираться только на абсолютно достоверные знания и с помощью разума, используя полностью достоверные логические приемы, получить дедукцию как метод, по мнению Декарта, разум может достичь достоверного знания во всех сферах познания.

Панлогизм - критическая философия. Кант. Он пытался примирить эмпиризм и рационализм, указывая каждому из них свое место: внешнему опыту мы обязаны материалом, данном в ощущении; нашей способности познания – чувственными формами пространства и времени, служащими для распределения в порядке этого материала, и общими понятиями. К тому же кантовская критика установила резкую границу между теоретическим и практическим разумом, между познанием и волей, поставила их в полную противоположность друг к другу, рассматривая, вместе с тем, волю, как непознаваемую никакими формами познания, следовательно, как мистическую силу.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.35.75 (0.004 с.)