Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рационалистическая традиция в теории познания: априоризм, онтологизм, панлогизмСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Рационализм – источник познания в разуме, в логическом мышлении. Априоризм или наивный рационализм – начальная форма рационализма, несёт в себе элементы эмпиризма. Априоризм - философское учение, согласно которому существует знание, полученное человеком до опыта и независимо от него, причем эта первичность по отношению к опыту и независимость от него представляет собой преимущество такого знания, обеспечивая его несомненную достоверность по сравнению со знанием, обусловленным опытом. Априоризм возникает из тенденции нашего разума сводить все разнообразие явлений, данных в опыте, к единству, в форме единого первовещества или единого формального принципа, получившего отражение в числовых отношениях. Представитель – Платон «Врожденные идеи». Существует трансцендентный мир идей, откуда душа попадает в тело и при этом забывает предыдущий опыт, цель – в припоминании, а для этого нужен чувственный толчок. Платон утверждал, что мысль, хотя и проявляет себя после ощущения, однако она не опирается на него. Ощущение не вызывает понятий, но только их вспоминает. Онтологизм или религиозная философия. Подняться на дальнейшую ступень рационализма философию побудили: теологическое умозрение схоластики и математические исследования начала нового времени. Проблема схоластики того времени – понятие бога. Августин Аврелий «Блаженный», его основополагающая идея: Бог — совершенная Личность и абсолютное бытие. Из этой идеи следует его существование («онтологическое доказательство бытия Бога»). Бог — абсолютно простой, неизменный, вне времени, вне пространства Божественное триединство можно уразуметь, представляя душу как образ Бога: 1) душа есть — утверждается Бытие, отличаюшее Бога-Отца; 2) душа разумеет — утверждается Разум, Логос, отличающий Бога-Сына; 3) душа желает, утверждается Воля, отличающая Бога — Святого Духа. В Божественном разуме заключен интеллигибельный мир, совершенные образцы, «экземпляры» всех вещей. «Экземпляризм» Августина — позиция крайнего реализма по проблеме универсалий. Бог сотворил мир, в котором бытие перемешано с небытием. Материя — почти ни что, но она есть благо как возможность и субстрат для принятия формы. Т.о: · главными доказательствами существования Бога являются его присутствие во всем, всемогущество и совершенство; · все — материя, душа, пространство и время — является творениями Бога; · Бог не только сотворил мир, но и продолжает творить в настоящее время, будет творить в будущем; · знания (чувства, мысли, ощущения, опыт) реальны и самодостаточны (самодостоверны), однако высшее, истинное, неопровержимое знание достигается только при познании Бога. Под влиянием математического умозрения, онтологическое направление принимает своеобразный характер. Декарт. Исходной точкой своей философии он сделал не внешний, а внутренний опыт. Вследствие этого Декарт стал одним из столпов европейского рационализма, а не эмпиризма. Результаты чувственного опыта, согласно его философии, сомнительны. В этом убеждают многочисленные факты обманов чувств. Согласно Декарту, можно сомневаться вообще во всем, однако никак нельзя подвергнуть сомнению сам факт нашего мышления, с которым неразрывно связано убеждение в нашем существовании. Этот тезис выражает афоризм Декарта: «Я мыслю, следовательно, существую». При изучении проблемы познания особый акцент Декарт делает на научном методе. В качестве данного научного метода предлагается дедукция (но не в строго математическом смысле – от общего к частному, а в философском). Смысл философского гносеологического метода Декарта в том, что в процессе познания опираться только на абсолютно достоверные знания и с помощью разума, используя полностью достоверные логические приемы, получить дедукцию как метод, по мнению Декарта, разум может достичь достоверного знания во всех сферах познания. Панлогизм - критическая философия. Кант. Он пытался примирить эмпиризм и рационализм, указывая каждому из них свое место: внешнему опыту мы обязаны материалом, данном в ощущении; нашей способности познания – чувственными формами пространства и времени, служащими для распределения в порядке этого материала, и общими понятиями. К тому же кантовская критика установила резкую границу между теоретическим и практическим разумом, между познанием и волей, поставила их в полную противоположность друг к другу, рассматривая, вместе с тем, волю, как непознаваемую никакими формами познания, следовательно, как мистическую силу.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.217 (0.01 с.) |