Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Субъективный идеализм дж. Беркли.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Джордж Беркли (1685 – 1753). Его исходный тезис: «существовать – значит быть воспринимаемым». С этой точки зрения он критикует существование понятия материи как вещественной основы тел и учение Локка о двух классахкачеств (первичные качества тоже субъективны ). Признавал существование только духовного бытия, которое делил на «идеи» (воспринимаемые нами субъективные качества – пассивны, непроизвольны, не зависят от нас) и «души» (деятельны, активны, могут быть причиной). Чтобы избежать солипсизма (крайняя форма субъективного идеализма –при котором несомненной реальностью объявляется только свой познающий субъект, а всё остальное существующим лишь в его сознании) вносил в учение ряд оговорок. Хотя вещи (то есть суммы «идей») существуют лишь как предметы восприятия, воспринимаемый субъект в мире не один. Бог – это такой субъект, который не может исчезнуть, а потому не может исчезнуть и сотворенный им мир вещей. Здесь Беркли подходит к объективному идеализму. Постигаем Бога эмпирически: наши ощущения – не восприятия каких-то мифических вещей, а восприятия (через внешний мир) самого бога. Бог Беркли открывается человеку, присутствуя в каждой вещи, точнее в каждой комбинации ощущений. Агностицизм Юма Давид Юм (1711-1776) сформулировал основные принципы агностицизма(отрицает возможность объективного познания окружающей действительности посредством собственного опыта.), считается предшественником позитивизма. Называет свою философию скептицизмом, потому что отрицал не только любую материальную субстанцию, но и духовную субстанцию, и индивидуальную душу. На место предметов поставил впечатления восприятия: внешнего опыта – перцепции; внутреннего – аффекты, желания, страсти), а идеи (понятия), которые возникают на основе прошлого опыта, трактовал как отражения впечатлений. Юм считал, что наши чувства не дают нам познавать истину. Чувства – ненадежный источник знаний. У нас нет того критерия, по которому мы смогли бы твердо познать мир. Учение о причинности Юма является основным в его теории познания. «Нет ни сущности, ни субстанции, ни материи, ни причины». Объективное существование причинности не доказуемо. Категория причинности имеет смысл в границах психологии познания. Человеческий разум на основе ассоциаций, по смежности и сходству сам устанавливает причинные связи между явлениями.
Критическая философия Канта Иммануил Кант (1724 –1804). «Критика чистого разума»- философский труд. Под критикой Кант понимал исследование границ, до которых простирается способность разума и исследование других форм познания, которые обусловливают возможность достоверной науки.. Основная задача – обосновать возможность научного знания. Всякое знание начинается с опыта, но опыт ограничен, поэтому истинные суждения мы не можем образовать на одной эмпирической (эмпиризм- знания из опыта) основе. Ведь эмпирическое знание единично, а значит случайно. Критерием истины является ее всеобщий и необходимый характер. Источником всеобщности и необходимости достоверного знания являются независимые от опыта и предшествующие опыту априорные формы сознания (содержание знания поступает из опыта). Философия Канта называется «трансцендентальный идеализм», потому что ее предметом являются априорные формы познания (знания полученные до опыта и независимо от него), конструирование нашей познавательной способностью условий опыта. Предпосылкой философии Канта является деление мира на мир явлений (феноменов), познаваемый с помощью априорных форм и непознаваемый мир «вещи в себе» (ноуменов), оказывается чем-то сверхчувственным, трансцендентным, непознаваемым. (Трансцендентное лежит за пределами познания и не зависит от познающего субъекта) Философия Иоганна Фихтэ.
В своих работах Фихтэ развивал идеи о том, что мир разумен и целесообразен, и что человек в этом мире существует для того, чтобы осуществить свое нравственное предназначение - разумно действовать. Согласно Фихтэ, в основе всего лежит абсолютный разум, сверхиндивидуальный субъект. Его сущность заключается в свободной творческой деятельности. Но реализоваться она может только через человека, чем разум входит в мир. В этой связи определяется сущность и назначение человека как свободного, деятельного существа, призванного реализовать в мире нравственный идеал, внести в него порядок и гармонию. «Существует лишь намек между практическим и теоретическим разумом». Он говорит, что еще одной предпосылкой является то, что все обнаружения человеческого духа представляют собой свободные его акты. А дух — это новое положительное понятие. Существует простая, целостная система понятий, и в ее рамках нужно излагать все аспекты саморазвития духа. Бог — нравственный мировой порядок. Всем движет нравственная воля субъекта. Происходит формирование по логике «тезис-антитезис-синтез». Основное содержание построений может отличаться.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.179.239 (0.01 с.) |