Законопроект «О психотерапии» (версия ОППЛ)
Проект
Федеральный закон Российской Федерации «О психотерапии»
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предметы регулирования настоящего Федерального Закона
- Предметом регулирования настоящего Федерального Закона являются общественные отношения, возникающие в сфере психотерапевтической помощи в связи с реализацией прав граждан на здоровье и безопасность, обеспечением государственных гарантий и созданием условий для реализации прав и свобод человека в данной сфере, выделением психотерапии в самостоятельную медико-психологическую специальность.
- Настоящий Федеральный Закон устанавливает основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере развития профессиональной психотерапии, правовые, научно-методологические, организационные и экономические основы психотерапевтический помощи, общие правила ее оказания, правовые положения ее участников.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном Законе
Для целей настоящего Федерального Закона применяются следующие понятия:
- психотерапия — самостоятельная научно-практическая дисциплина, медико-психологическая специальность, разрабатывающая и реализующая специфические методы взаимодействия психотерапевта с пациентом или группой, направленного на: эффективное совладание с проблемной или кризисной ситуацией; мобилизацию ресурсов психики и всего организма на преодоление последствий влияния болезнетворных факторов; форсированное развитие высоких уровней психологического здоровья-устойчивости к агрессивному влиянию среды;
- психологическое здоровье — способность к эффективной самоорганизации, обеспечивающая адекватную адаптацию, устойчивость и безопасность человека в агрессивной среде;
- психотерапевтическая помощь — система специальных, профессионально организованных мероприятий, направленных на удовлетворение потребностей населения в психологическом здоровье, доступных и высококачественных услугах психотерапевтического профиля;
- качество психотерапевтической помощи — степень соответствия оказываемой профильной помощи ожиданиям и потребностям населения, а также научно-обоснованным требованиям в сфере достижения планируемых показателей психологической, клинической, социальной и экономической эффективности;
- расстройство адаптации — болезненные проявления в виде раздражительности, утомляемости, снижения работоспособности в ситуации, когда требования агрессивной среды превышают ресурсные возможности организма;
- технология (техника) профессиональной психотерапии — описание последовательности структурированных действий (поведения) психотерапевта с целью развития определенных изменений у пациентов в процессе психотерапевтической коммуникации;
- метод профессиональной психотерапии — теоретическое обоснование возможности каких-либо определенных изменений в психологическом состоянии пациента с подробным описанием технологии достижения планируемых изменений;
- профессиональный стандарт психотерапевтической помощи — утвержденный нормативный документ, в котором устанавливаются общие принципы, характеристики, правила и содержание определенных аспектов деятельности по оказанию психотерапевтической помощи, многократное использование которых закономерно приводит к планируемому результату;
- система профессиональных стандартов в сфере психотерапевтической помощи — нормативно заданная, согласованная профессиональная активность организаций и лиц, действующих в сфере профессиональной психотерапии, направленная на развитие и совершенствование психотерапевтической помощи;
- доказательная практика — стандарт планирования, организации, проведения исследования по определению эффективности какого-либо метода или технологии, оказывающей влияние на состояние здоровья человека, а также анализа и предоставления результатов, служащий гарантией достоверности и точности полученных данных и представленных результатов, а также обеспечивающий защиту прав, здоровья и конфиденциальности субъектов исследования;
- лицензирование — нормативно заданная процедура оформления и получения официального разрешения на реализацию какого-либо вида профессиональной деятельности, подлежащего лицензированию в соответствии с действующим законодательством;
- аккредитация — нормативно заданная процедура установления статуса какой-либо организации или юридического лица, подтверждающего полномочия по оказанию планируемой деятельности;
- аттестация — нормативно заданная процедура оценки степени профессиональной подготовленности специалиста;
- квалификация — характеристика уровня подготовки к выполнению определенного вида профессиональной деятельности;
- супервизорская оценка качества — процесс оценки качества профессиональной деятельности специалиста (супервизируемого) другим специалистом (супервизором), обычно более квалифицированным и опытным;
- нелегализованные методы и технологии профессиональной психотерапии — методы и технологии, не прошедшие нормативно заданную процедуру официального признания и включения в единый реестр официально признанных направлений, методов и технологий профессиональной психотерапии.
Статья 11. Планирование, организация и принципы оказания психотерапевтической помощи
- Планирование психотерапевтической помощи осуществляется на основании принципов государственной политики в сфере обеспечения здоровья, благополучия и безопасности граждан, развития профессиональной психотерапии и совершенствования психотерапевтической помощи; результатов многоуровневого мониторинга здоровья населения Российской Федерации и оценки потребности в психотерапевтической помощи; результатов научных исследований, проводимых в сфере профессиональной психотерапии; аргументированных предложений от профессиональных психотерапевтических организаций и объединений.
- Организация психотерапевтической помощи осуществляется на основе настоящего Федерального закона, стандартов организации психотерапевтической помощи, других нормативных актов, утвержденных Правительством Российской Федерации, а также Министерством здравоохранения, Министерством образования и науки, Министерством чрезвычайных ситуаций Российской Федерации, в чью компетенцию входит организация первичной и специализированной психотерапевтической помощи.
- Основными принципами организации психотерапевтической помощи являются:
- соблюдение прав граждан в сфере психотерапевтической помощи;
- приоритет интересов пациентов при оказании психотерапевтической помощи;
- доступность и качество психотерапевтической помощи;
- принципа конфиденциальности при оказании психотерапевтической помощи;
- приоритет наиболее востребованных видов первичной психотерапевтической помощи, эффективно профилактирующих вовлечение детей, подростков и молодежи в химическую (алкоголизм, наркомании, токсикомании), деструктивную психологическую зависимость (тоталитарные секты, экстремистские организации, игроманию, компьютерную зависимость), формирование суицидального поведения в подростковой и молодежной среде.
Статья 14. Учреждения и лица, оказывающие психотерапевтическую помощь
- Первичную психотерапевтическую помощь оказывают учреждения среднего образования, подразделения Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации и другие организации, в штатное расписание которых включены специалисты-психологи, имеющие сертифицированный доступ к оказанию первичной психотерапевтической помощи.
- Специализированную психотерапевтическую помощь оказывают государственные и частные учреждения, центры и кабинеты, имеющие действующую лицензию на оказание специализированной психотерапевтической помощи, оформленную в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Первичную и специализированную психотерапевтическую помощь оказывают лица, имеющие доступ к деятельности в сфере профессиональной психотерапии, оформленный в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона.
Статья 30. Образовательные программы в сфере профессиональной психотерапии
К образовательным программам в сфере профессионально психотерапии относятся:
1.
- программы профессиональной переподготовки по профилю первичной психотерапевтической помощи;
- программы профессиональной переподготовки по психотерапии;
- программы клинической ординатуры по специальности «психотерапия»;
- программы подготовки научно-педагогических кадров (аспирантура, докторантура) по специальности «психотерапия»;
- программа повышения квалификации по первичной и специализированной психотерапевтической помощи, а также по профилям психологической и социальной работы, осуществляемой в рамках оказания специализированной психотерапевтической помощи.
- Общая структура, содержание и объем программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации, обозначенных в части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и включаются в стандарт образовательных программ в сфере подготовки специалистов психотерапевтического профиля.
- Выполнение требований соответствующего образовательного стандарта является обязательным при подготовке специалистов психотерапевтического профиля.
Статья 31. Организации и лица, осуществляющие образовательную деятельность в сфере профессиональной психотерапии
1. Право на реализацию образовательных программ в сфере профессиональной психотерапии имеют организации:
- обозначенные в части 3 пункте 2, части 4 пункте 4 статьи 23 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации от 1 января 2013г.;
- отвечающие лицензионным требованиям в части квалификации преподавателей, соответствия реализуемых образовательных программ утвержденному образовательному стандарту в сфере подготовки специалистов психотерапевтического профиля, соответствия условий реализации образовательного процесса установленным стандартным требованиям;
- имеющие действующую государственную лицензию и государственную аккредитацию на дополнительное образование в сфере профессиональной психотерапии.
2. Право на реализацию образовательных программ в сфере повышения квалификации по отдельным методам и технологиям профессиональной психотерапии, в соответствии с частью 2 статьи 21, статьей 33 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 1 января 2013г. может предоставляться индивидуальному предпринимателю без образования юридического лица:
- при соблюдении им требований законодательства Российской Федерации, предъявляемых к осуществлению данного вида образовательной деятельности;
- при соблюдении лицензионных требований в части профессиональной квалификации, соответствия реализуемых образовательных программ утвержденному образовательному стандарту в сфере подготовки специалистов психотерапевтического профиля, соответствия условий реализации образовательного процесса установленным стандартным требованиям;
- при наличии соответствующей государственной лицензии.
3. организации и лица, осуществляющие образовательную деятельность в сфере профессиональной психотерапии в соответствии с 1-й и 2-й частью статьи 31 настоящего Федерального закона, имеют право на выдачу дипломов и сертификатов установленного образца, учитываемых при процедуре аттестации и переаттестации на право занятия профессиональной деятельностью.
Статья 36. Вступление в силу Федерального закона
Настоящий федеральный закон вступает в силу со дня его подписания.
Статья 40. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации
Законопроект «О психотерапии» (версия ОППЛ)
Проект