Терминология бильярдного спорта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Терминология бильярдного спорта



4.1. Основные бильярдные термины и понятия

В спортивном бильярде существует довольно внушительное количество различных терминов и понятий. Их длинный список можно без особого труда найти во многих специальных источниках. Однако практически во всех случаях термины и понятия будут расположены в алфавитном порядке. Этот общепринятый принцип, к сожалению, не выделяет из общего большого списка наиболее значимые и важные вещи. При этом очень полезно, изучая эту тему, сконцентрировать внимание, в первую очередь, на фундаментальных, основных понятиях, позволяющих наиболее полноценно осмыслить процесс игры. Не умаляя степени значимости всех без исключения терминов, выделим те, с которыми следует ознакомиться в первую очередь, и разберём их несколько подробнее, чем это делается обычно.

1. Биток - шар, по которому в процессе игры выполняются удары кием. Биток является неотъемлемым участником всех технико- тактических действий (ударов) в бильярде. Во всех дисциплинах всех лузных видов бильярдного спорта (исключение - «свободная пирамида») игра, согласно правилам, ведётся только одним битком. Биток ярко выделяется на фоне других шаров во всех лузных видах бильярда: в пуле и снукере он белого цвета, в пирамиде биток тёмно­красного либо ярко-жёлтого цвета. В безлузном карамболе у каждого игрока есть свой биток: белый у одного, и жёлтый у другого.Биток никогда не имеет номера. В комплектах шаров, предназначенных для телевизионных трансляций, на биток могут быть нанесены красные точки. Согласно всем правилам, удар по битку разрешается только наклейкой кия и никакой другой частью кия или тела касаться битка нельзя.

2. Прицельный шар - шар, по которому наносится удар битком в процессе игры. В подавляющем большинстве источников сказано, что любой шар на столе, кроме битка, является прицельным. Это определение не совсем корректно, так как правила многих дисциплин разрешают удар битком далеко не по любому шару. Иногда используется понятие «легальный шар», но его можно заменить понятием «прицельный шар» без потери смысла, так как вряд ли кому- нибудь придёт в голову намеренно (разве что в случае намеренного тактического нарушения) целиться по «нелегальному» шару. В пирамиде, действительно, правилами всех игр разрешается удар битком по любому из шаров. Но в пуле и снукере, например, правилами чётко указывается, по какому или каким шарам разрешается удар битком, а по каким - нет. Так что мы будем считать, что прицельный шар - это шар, по которому разрешён удар битком согласно правилам конкретной дисциплины.

3. Дом (пирамида, пул) - игровая поверхность стола между передней линией и передним бортом. Передней частью стола считается та часть, откуда выполняется начальный удар. Короткий борт в этой части стола называется передним. Линия, проходящая параллельно переднему борту через переднюю часть длинных бортов в точках ровно между угловой и центральной лузой, называется «передней линией» или «линией дома». На передней линии обычно размечается передняя отметка (см. рисунок «Схема бильярдного стола и его разметка» из главы «Оборудование и инвентарь для бильярдного спорта»). Соответственно, «дом» - сектор, ограниченный передним бортом, передней линией и частями длинных бортов. В большинстве спортивных бильярдных дисциплин пирамиды и пула из дома производится начальный удар, а также возобновляется игра в случае вылета или падения битка в лузу.

4. Заказ - требование к игроку объявить до удара номер шара и лузу, в которую он будет сыгран. Заказ выполняется во многих бильярдных играх для того, чтобы иметь возможность определить, намеренно или случайно был сыгран в лузу тот или иной шар. Почти во всех дисциплинах пула, кроме «девятки», заказ каждого шара является обязательным, и если заказ не выполнен, удар не считается результативным. В снукере обязательно нужно называть цветной шар, по которому планируется удар. В пирамиде обычно заказ не требуется, но иногда это требование специально вводится организаторами соревнований, чтобы исключить элемент случайности.

5. Фол - нарушение правил игры. Действия, являющиеся фолами, четко прописываются в правилах, и могут отличаться в различных видах бильярда. При совершении фола на нарушителя налагается штраф, предусмотренный правилами конкретной дисциплины.

6. Игра с руки - удар по битку, предварительно установленному в любом месте игровой поверхности стола. Игрок, получивший право на такой удар, имеет право взять биток в руку, поставить его в любое место, какое посчитает нужным, и выполнить удар из этого места. В некоторых дисциплинах пула («8», «9», «10») игра соперником с руки предусмотрена как наказание за нарушение правил (фол). Частным случаем данной процедуры является «игра с руки из дома», предусмотренная правилами во многих дисциплинах пула и пирамиды (например: начальный удар).

7. Маска (снукер) - позиция шаров, в которой не представляется возможным попасть битком по прицельному шару напрямую. Как правило, это связано с наличием какого-то неприцельного шара (или шаров), перекрывающего прямолинейную траекторию движения битка к прицельному шару. Маска представляет собой определённую сложность для игрока, так как попасть битком по прицельному шару становится значительно труднее, а непопадание может привести к нарушению и объявлению фола. Для решения подобных игровых задач существует ряд специальных технических приёмов (абриколь, массе, перескок), применяемых в зависимости от конкретной ситуации.

8. Абриколь - удар, при котором биток попадает по прицельному шару, предварительно отразившись от борта. Абриколь является эффективным технико-тактическим действием, позволяющим игроку решать различные игровые задачи, связанные, в частности, с возникновением масок. Абриколь может быть выполнен как от одного борта, так и от нескольких. Чем большего количества бортов коснется биток перед попаданием в прицельный шар, тем сложнее рассчитать такой удар, и тем больший уровень квалификации потребуется от исполнителя.

9. Кластер - скопление двух или нескольких близкостоящих шаров. Кластеры, в зависимости от расположения шаров из которых они состоят, могут предлагать хорошую возможность сыгрывания шаров в лузы, но также они могут представлять и серьёзные сложности для проведения результативных действий. Во многих случаях без подбоя кластера и улучшения положения шаров бывает не обойтись. Решения игровых задач, связанных с кластерами, требуют от игроков, прежде всего, хорошей тактической подготовки и умения вести позиционную игру.

10. Карамболь - последовательное соударение битка с двумя или несколькими шарами. Именно этот процесс заложен в основе одноимённого безлузного бильярда, однако карамболь активно используется в абсолютно всех бильярдных видах и дисциплинах. С помощью этого технико-тактического действия может быть решена такая часто возникающая игровая задача как подбой неудобных для забивания шаров или кластеров. При этом игрок может провести результативное действие, забивая в лузу прицельный шар, по которому выполняется удар битком, и, улучшив положение неудобных шаров, сохранить инициативу в игре.

11. Дуплет - удар, при котором прицельный шар попадает в лузу, предварительно отразившись от борта. Дуплет является элементом повышенной сложности и требует от выполняющего высокого уровня квалификации. Существуют различные способы расчёта нужной точки на борту, в которую должен удариться прицельный шар, чтобы затем попасть в лузу. Однако угол отражения шара от борта зависит также от некоторых других факторов, таких как сила соударения шара с бортом, величина подкрутки битка или степень упругости бортовой резины. Зачастую, квалифицированные игроки выполняют дуплеты, руководствуясь своими ощущениями, выполняя удар «на чувстве». Чувство удара позволяет игроку правильно подобрать и использовать все переменные, необходимые для успешного действия, но появляется это чувство только благодаря долгим часам тренировок.

12. Серия - последовательность результативных ударов, выполненных в течение одного игрового подхода. Серия - это цель каждого игрока. Она позволяет сохранять инициативу в процессе игры. Пока один игрок находится на серии, другой игрок не может никак повлиять на происходящее на столе и оказать какое-либо сопротивление. Идеальная серия - это серия, проведённая до победного шара. Умение проводить длинные результативные серии является чертой игроков высокой квалификации. Мастера пула, например, после промаха соперника порой проводят серии в несколько партий подряд. Понимание основ построения серии необходимо для любого бильярдиста.

13. Выход - позиционирование битка путём варьирования силы (размера) удара и величины подкрутки, придаваемой битку. Говоря простым языком, в^1ход - это место, где остановится биток после завершения удара. С помощью хорошего выхода под очередной прицельный шар игрок может значительно облегчить себе последующий удар.

Игроки высокого уровня квалификации, владея различными приёмами управления битка и его контроля, выполняют выходы с высокой точностью практически в любую точку игровой поверхности. Выход является важнейшим условием построения результативной серии в бильярде.

14. Остановка- удар, при котором биток после лобового соударения с прицельным шаром останавливается на месте. Остановка, как частный случай плоского удара является элементом управления битком. Эффект остановки возникает при выполнении плоского удара, при котором центр битка попадает точно в центр прицельного шара. Плоский удар выполняется ударом наклейкой кия в нижнюю часть битка. Явление плоского удара подробно рассмотрено в главе «Теоретические основы бильярдного спорта».

15. Накат- удар, при котором биток после соударения с прицельным шаром сохраняет верхнее вращение. Накат является элементом управления битком. Накат выполняется ударом наклейкой кия в верхнюю часть битка. Явление наката подробно рассмотрено в главе «Теоретические основы бильярдного спорта».

16. Оттяжка - удар, при котором биток после соударения с прицельным шаром сохраняет нижнее вращение. Оттяжка является элементом управления битком. Оттяжка, как и остановка, выполняется ударом наклейкой кия в нижнюю часть битка. Явление оттяжки подробно рассмотрено в главе «Теоретические основы бильярдного спорта».

17. Боковик - удар, наносимый правее или левее центра битка. В результате биток получает боковое вращение. Боковик является важным элементом управления битком. Явление боковика более подробно рассмотрено в главе «Теоретические основы бильярдного спорта».

18. Комбинационный удар - удар, при котором происходит соударение двух или нескольких прицельных шаров. Подразумевается, что один из шаров после такого удара будет сыгран в лузу. Комбинационный удар, в зависимости от положения шаров, может представлять серьёзную сложность или быть достаточно простым. Опытные игроки могут решать различные игровые задачи, правильно анализируя позицию и используя удары через один или даже несколько шаров. Довольно часто результативный комбинационный удар может скрываться в кластерах, нужно лишь увидеть нужный вариант решения.

19. Отыгрыш - нерезультативный удар без нарушения, после которого происходит переход хода с сохранением сложившейся позиции. В контексте тактики бильярдного спорта отыгрыш - это приём (удар), применяемый с целью максимально затруднить сопернику выполнение последующего удара. Отыгрыш является важной составляющей позиционной игры в спортивном бильярде. С его помощью можно заставить соперника совершить промах или даже фол. Умелое сочетание наступательной и оборонительной тактики, элементом которой является отыгрыш, значительно повышает шансы на победу в любой бильярдной игре.

4.2. Остальные термины

Бампер - деталь кия, защищающая от повреждений нижний конец турника (см. схему устройства кия). Обычно изготавливается из резины. Бриллианты - отметки нанесенные через равные расстояния на поручни борта. Используются для облегчения прицеливания и в качестве системы координат стола (для более или менее точного описания положения шара).

Винт - вращение битка вокруг какой либо всей оси.

Внешний винт - боковое вращение битка в сторону противоположную той, в которую срезается прицельный шар.

Внутренний винт - боковое вращение битка в ту же сторону, куда срезается прицельный шар.

Выскочивший шар - шар, который оказался в результате удара за пределами игровой поверхности стола и не упал в лузу.

Выставление шаров - процедура возврата на игровую поверхность стола выскочивших или забитых с нарушением шаров. Описывается в правилах каждой конкретной игры.

Губа - скошенная часть упругого борта, расположенная в створе лузы.

Естественное качение - Движение битка по сукну без пробуксовки. Т.е. вращение битка вызвано не верхней подкруткой, а только трением о сукно.

Задний борт - короткий борт, на котором нет клейма производителя (как правило, металлическая пластинка). Часто на заднем борте устанавливают счетчики (см. разметку стола).

Задняя отметка - точка на продольной линии, находящаяся посредине между центральной отметкой и задним бортом (см. разметку стола).

Заказная луза - обозначенная при заказе луза, в которую игрок собирается забить прицельный шар.

Заказной шар - обозначенный при заказе шар, который игрок собирается забить.

Закрытый упор - Один из видов кистевого упора. Указательный палец охватывает шафт сверху.

Игра с руки из дома - выполнение удара по битку, предварительно установленному в любом месте зоны дома после нарушения соперником правил игры.

Стойка - положение корпуса, ног и рук игрока во время удара.

Игровой подход - серия ударов игрока до первого промаха.

Кий - бильярдная принадлежность, используемая для нанесения удара по битку (см. схему устройства кия).

Кистевой упор - манера держать руку направляющую шафт кия во время удара.

Кладка - способность игрока забивать шары в лузу.

Ключевой шар - прицельный шар, сыграв который можно легко выйти под следующий шар. Выбор ключевого шара имеет особенно важное значение в таких играх как «Стрейт пул» и «Восьмерка».

Контртуш - повторное соударение битка с прицельным шаром.

Линия возврата шаров - часть продольной линии стола, начинающаяся от заднего борта. На линию возврата выставляют забитые с нарушением или выскочившие прицельные шары(см. разметку стола).

Линия дома - то же, что и передняя линия.

Массе - удар по битку сильно наклоненным или вертикально ориентированным кием. Для ударов подобного рода характерно сильное вращение битка при относительно небольшом поступательном движении.

Машинка - приспособление, применяемое в качестве опоры для кия при выполнении удара по удаленному битку.

Наигрыш - удар, в результате которого один или несколько прицельных шаров перемещаются в более выгодное для играющего положение. Наигрыш может быть совмещен как с результативным ударом, так и с отыгрышем.

Начальный удар - первый удар в партии, специально оговоренный в правилах каждой конкретной игры.

Отброс - эффект отклонения траектории прицельного шара от воображаемой линии соединяющей центры битка и прицельного шара засчет небольшого трения между ними.

Открытое разбитие - начальный удар (разбитие пирамиды), в результате выполнения которого до борта (бортов) было доведено как минимум четыре прицельных шара или забит в лузу один прицельный шар.

Открытый упор - базовый способ постановки кистевого упора.

Патовая позиция - позиция, когда нанесение любого удара каждым из соперников приводит к поражению в партии.

Передний борт - короткий борт, на который нанесено клеймо производителя (обычно металлическая пластинка).

Передняя линия - линия, проходящая параллельно короткому борту через переднюю отметку (см. разметку стола).

Передняя отметка - точка на продольной линии стола, равноудаленная от центральной отметки и переднего борта (см. разметку стола).

Пирамида - начальная расстановка прицельных шаров в форме равностороннего треугольника с вершиной на задней отметке.

Плоский удар - удар, при котором биток в момент контакта с прицельным шаром не имеет никакого вращения. Остановка является частным случаем плоского удара.

Подбивка - удар битком по кластеру шаров, произведенный таким образом чтобы подбиваемые шары заняли более выгодные для продолжения серии позиции. Особенно в «Стрейт пуле» подбивка играет ключевую роль. Подбивка может сочетаться как с забиванием прицельного шара, так и с ударом по отыгрышу.

Ползунок - удар с использованием тормозящего эффекта обратного вращения битка. Ползунок применяется для снижения скорости битка в момент столкновения с прицельным шаром.

Последовательные нарушения - нарушения правил, совершенные игроком при выполнении первого удара в последовательных игровых подходах. Например, в «Девятке» три последовательных нарушения приводят к проигрышу в партии.

Пропих - запрещенный удар, при выполнении которого затягивается время контакта наклейки кия и битка.

Размер удара - сила, с которой наносится удар по битку.

Раскат - способность бильярдного стола сохранять приданное шару поступательное движение.

Резка - смещение точки прицеливания в горизонтальной плоскости относительно центра прицельного шара.

Результативный удар - удар, выполненный в рамках правил, сопровождающийся падением прицельного шара в лузу или набором очков.

Розыгрыш (раскат) - процедура определения игрока, который будет начинать партию.

Сопровождение - Поступательное движение кия вперед уже после контакта наклейки кия с битка.

Страховочный шар - прицельный шар обычно стоящий недалеко от лузы, которым можно продолжить серию в случае неудачного подбития кластера. Оставлять страховочный шар перед подбитием кластера наиболее важно при игре в «Стрейт пул». Хотя, конечно, трактовка термина может быть более широкой. Скажем, в других играх со свободным выбором прицельного шара, страховочным является шар, который может быть сыгран в случае неудачного выхода.

Тангенсная линия - линия перпендикулярная оси соединяющей центры битка и прицельного шара в момент соударения.

Триплет - Удар, при котором прицельный шар прежде чем упасть в лузу отражается от бортов дважды. При этом следует учитывать, что не учитывается касание прицельного шара борта (перед падением в лузу) в непосредственной близости от лузы.

Удар по отыгрышу - тактический прием, который заключает в себе сыгрывание прицельного шара в лузу с одновременной постановкой битка в неудобное для противника положение. При этом удар переходит противнику. Перед таким ударом обязательно объявляется отыгрыш.

Фукс - Случайность во время удара (неожиданное столкновение шаров, отражение от губы), в результате которой был сыгран шар, набрано очко, поставлена маска и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 706; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.97.157 (0.029 с.)