Обобщающие слова при однородных членах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обобщающие слова при однородных членах



Упражнение 232. Перепишите, ставя нужные знаки препина-

ния.

1.1. Гости говорили о многих приятных и полезных

вещах как-то о природе, о собаках, о пшенице, о чеп-

чиках и жеребцах (Г.). 2. На этом угольном столе помес-

тилось вынутое из чемодана платье а именно пантало-

ны под фрак панталоны новые панталоны серенькие

два бархатных жилета и два атласных сюртука и два фрака

(Г.). 3. Этим раскатистым заливчатым «ха-ха-ха» заверши-

лось все и сватовство и земное существование Белико-

ва (Ч.). 4. Самолеты врага всюду бросают бомбы с.под-

лейшей ненужностью ошалело на площадь на больни-

цы на пустые школы на улицы на деревянные домишки

предместий (Гладк.). 5. Наварин создал Нахимова-бойца

выковал его за четыре часа на всю остальную жизнь дал

ему законченную форму (Серг.-Ценск.). 6. Приметы свя-

заны со всем с цветом неба с росой и туманами с кри-

ком птиц и яркостью звездного неба (Пауст.). 7. Петя

бережно нес под мышкой свои драгоценности банку с

заспиртованными морскими иглами и коллекции бабо-

чек жуков ракушек и крабов (Кат.). 8. Лошади с заинде-

вевшими мордами и боками везли разный хозяйственный

груз сено термосы с горячей пищей дрова (Аж.).

П. 1. Ни столба ни стога ни забора ничего не видно

(Л.). 2. Но здравый смысл твердость и свобода горячее

участие в чужих бедах и радостях словом все ее досто-

инства точно родились с ней (Т.). 3. В степи за рекой по

дорогам везде было пусто (Л. Т.). 4. И старичок и я мы

оба веселились (Пауст.). 5. На крокетной площадке на

лужайке в беседке всюду та же неприязненная тишина

то же безлюдье (Кат.). 6. Из подвалов и погребов из ови-

нов и чуланов из печей и из-под шестков из подполья и

с чердаков выползли отовсюду перепуганные стрель-

бой крестьяне (Фурм.). 7. Вся наигранная веселость са-

мообладание сдержанность все покинуло Титка в этот

момент (Шол.). 8. И башенному стрелку Батурину и ме-

ханику-водителю Костюкову и радисту Орешко всему

экипажу нашлось дело (Горб.).,

III. 1. Владелец тщательно осведомляется о ценах на

разные большие произведения как-то муку пеньку мед

и прочее но покупает только небольшие безделушки (Г.).

2. Все это шум говор и толпа людей все это было как-то

.чудно Акакию Акакиевичу (/.)• 3.) Только нам троим

отцу мне и Евсеичу было не грустно и не скучно смот-

реть на серое небо (Акс.). 4. Все это цвета блески звуки и

запахи давило на глаза матери наполняло сердце

неподвижной пестрой мутью унылой боязни (М. Г.).

5. Все цирковые существа женщины и мужчины лошади

и собаки униформа и конюхи клоуны и музыканты точ-

но старались перещеголять один другого (Купр.). 6. Разве

все эти вещи карандаши в оправе записная книжка часы

фотографический аппарат не говорят больше всяких слов

об интересном госте? (Пришв.). 7. Все и этот голубой раз-

лив реки и это небо и дали и пароход казалось огром-

ным необъятным воздушным полным напряженного

движения (Гладк.). 8. А снаружи все и оконницы и конь-

ки и ворота оторочено кружевом грубоватой деревян-

ной резьбы (Полев.). 9. Много интересных произведений

рассказов очерков повестей опубликовано в последних

номерах ежемесячных журналов.

Д л я с п р а в о к.

1. После обобщающего слова перед перечислением однород-

ных членов предложения ставится двоеточие, например: В золо-

тистой глубине леса отражались и замирали звуки труда: скре-

жет камня, шорох песка, гудки машин, лязг, вскрики (Кетл.).

Если после обобщающего слова стоят слова как-то, а имен-

но, например и т. п., то перед ними ставится запятая, а после них

двоеточие, например: Добрые люди понимали ее [жизнь] не иначе,

как идеалом покоя и бездействия, нарушаемого по временам разны-

ми неприятными случайностями, как-то: болезнями, убытками,

ссорами и между прочим трудом (Гонч.).

Если перед однородными членами нет обобщающего слова,

то двоеточие ставится только в том случае, когда необходимо

предупредить читателя, что дальше следует какой-либо перечень,

например: Тут были Павел, чухонец, штабс-капитан Ярошевич,

фельдфебель Максименко, красная фуражка, дама с белыми зуба-

ми, доктор (Ч.). Обычно это встречается в деловой и научной

речи. Ср.: На заседании присутствовали: (дальше следует пере-

чень фамилий); Для получения смеси нужно взять: (дальше пере-

числяются составные части).

2. После перечисления однородных членов перед обобщаю-

щим словом ставится тире, например: Гимнастерка, ремень пор-

тупеи, орден Красной Звезды, даже гвардейский значок — все это

очень шло к ней (Полев.).

Если после однородных членов перед обобщающим словом

стоит вводное слово (словом, одним словом, короче говоря и т. п.),.

то перед последним ставится тире, а после него — запятая, на-

пример: Среди птиц, насекомых, в сухой траве — словом, всюду,

даже в воздухе, чувствовалось приближение осени (Аре.).

3. Если однородные члены, стоящие после обобщающего

слова, не заканчивают собой предложения, то перед ними ста-

вится двоеточие, а после них — тире, например: Везде: над годо-

вой, под ногами и рядом с тобой — живет, грохочет, торжествуя

свои победы, железо (М. Г.).

Вместо двоеточия ставится тире (таким образом, однород-

ные члены оказываются выделенными с обеих сторон при по-

мощи тире), если группа однородных членов имеет характер

пояснения или уточняющего замечания, а логически выделяет-

ся предшествующее обобщающее слово, после которого преду-

предительная пауза отсутствует, например: Миллионы людей —

французов, чехов, югославов, русских, украинцев, белорусов, узбе-

ков, азербайджанцев — вдоль и поперек прошагали Европу и увиде-

ли фашизм во всей его наготе (Павл.).

Если после однородных.членов с предшествующим обобща-

ющим словом по условиям контекста требуется постановка за-

пятой, то тире после перечисления часто опускается, напри-

мер: Многие стихийные бедствия испытали на себе люди: пожары,

наводнения, засуху, но это не сломило волю человека к борьбе с

природой.

Двоеточие перед однородными членами и тире после них

сохраняются и в тех случаях, когда обобщающее слово, в целях

усиления его смысловой роли, употребляется дважды — перёд

перечислением и после него, например: Мне было охота почи-

тать про все: и про травы, и про моря, и про солнце и звезды, и про

великих людей, и про революцию — про все то, что люди хорошо

знают, а я еще не знаю (Пауст.).

 

Упражнение 233 (повторительное). Перепишите, ставя нуж-

ные знаки препинания. Объясните их постановку.

1.1. Там стены воздух все приятно (/>.)• 2. Меж ними

все рождало споры и к размышлению влекло племен

минувших договоры плоды наук добро и зло и предрас-

судки вековые и гроба тайны роковые (П.) 3. На другой

день ни свет ни заря Лиза уже проснулась (Я.). 4. С грус-

тью разлуки сливались во мне и неясные но сладостные

надежды и нетерпеливое ожидание опасностей и чув-

ство благородного самолюбия (П.). 5. Ничего не заметно

было оживляющего картину ни отворяющихся дверей

ни выходивших откуда-нибудь людей никаких живых

хлопот и забот дома (Г.). 6. Я имею поручение как от

судьи так равно и от всех наших знакомых примирить

вас с приятелем вашим (Г.). 7. У всякого была своя по-

суда для ягод у кого ведро у кого лукошко у кого бурак

у кого кузов (Акс.). 8. Хороша развесистая белоснежная

светло-зеленая веселая береза (Акс.). 9. Внизу передо

мною пестреет чистенький новенький городок шумят

целебные ключи шумит разноязычная толпа (Л.). 10. Вдруг

две большие белые лохматые собаки со злобным лаем

бросились на меня (Т.). 11. Мне снилось: я шел по ши-

рокой голой степи, усеянной крупными угловатыми кам-

нями, под черным низким небом (Т.). 12. Вот уездный

городок с деревянными кривыми домишками бесконеч-

ными заборами купеческими необитаемыми каменны-

ми строениями (Т.). 13. Странный резкий болезненный

крик раздался вдруг два раза кряду над рекой и, спустя

несколько мгновений, повторился уже далее<Г.)-14. Под

Лукашкой не то споткнулась не то зацепилась за траву,

лошадь (Л. Т.). 15. На большей части их лиц выражалась

если не боязнь то беспокойство (Л. Т.). 16. И глаза и

лица и голоса и движения и одежда и воздух и солнце

все праздничное (Л. Т.). 17. Был я очень веселый бойкий

малый да еще и богатый (Л. 71). 18. Этот лес опасность

старик со своим таинственным шепотом Марьянка со

своим мужественным стройным станом и горы все это

казалось сном Оленину (Л. Т.). 19. В груди у Веры камнем

повернулось тяжелое злое чувство (Ч.). 20. Слезы ни к

селу ни к городу опять полились из ее глаз (Ч.).

II. 1. Надя теща длинный нос судебного пристава

подсудимый Глаша все это прыгает, вертится и уходит

далеко (Ч.). 2. Я стал посещать музеи и галереи и читать

книги (Ч.). 3. На огромном расстоянии разлегся город и

тихо пламенел и сверкал синими белыми желтыми ог-

нями (Кор.). 4. Перед глазами ходил океан и колыхался и

гремел и сверкал и угасал и светился и уходил куда-то

в бесконечность (Кор.). 5. Я стою перед ней [бабушкой] и

глажу ее теплые мягкие мокрые руки (М. Г.). 6. Все это

звуки и запах тучи и люди было странно красиво и гру-

стно казалось началом чудной сказки (М. Г.). 7. Не люб-

ви прошу жалости (М. Г.). 8. Были это веселые сильные

и смелые люди (М. Г.). 9. Серые землистые лица покры-

лись пятнами румянца раздражения и злобы (Сераф.),

10. Мы ели чисто мексиканские вещи сухие лепешки

рубленое скатанное мясо с массой муки и целым пожа-

ром перца до обеда кокосовый орех после манго (Маяк.).

11. Брали слово и старшие и помоложе и бригадиры и

просто колонисты (Маяк.). 12. Людей всегда мучают раз-

нообразные сожаления — большие и малые серьезные

и смешные (Пауст.). 13. Мальчик очутился в горячих ду-

шистых нежных объятиях тети (Кат.). 14. От детства ни-

чего не осталось в памяти ни спектаклей ни цирка ни

елки ни кинокартин ни даже вкуса чего-нибудь сладко-

го (Павл.). 15. Ни справа ни слева ни на воде ни на бере-

гу никого не было (Гайд.). 16. Пашня заросла сильными

живучими неприхотливыми травами (Шол.). 17. Немец

ответил хриплым придушенным голосом (Сим.). 18. На

белой тщательно отглаженной скатерти появилось мед-

вежье мясо вяленая сохатина рыба голубица (Аж.).

419. Они не могли скрыть своего любопытства и спокой-

ная Женя и смущенный Гудкин и другой техник из груп-

пы Кобзева и еще четверо незнакомых ему работников

(Аж.). 20. И все это и река и прутья верболоза и этот

мальчишка напомнило мне далекие дни детства (Пере.).

 

Упражнение 234 (повторительное). Перепишите, ставя нуж-

ные знаки препинания.

I. 1. Татьяна верила преданьям простонародной ста-

рины и снам и карточным гаданьям, и предсказаниям

луны (П.). 2. Смотритель пошел домой ни жив ни мертв

(П.). 3. Шум брань мычанье блеяние рев все сливается в

один нестройный говор (Г.). 4. В них [пословицах] есть

все издевка насмешка попрек словом все шевелящее и

задирающее за живое (Г,). 5. За перегородкой появится

босой длинноволосый трехлетний ребенок в одной ру-

башонке молча пристально поглядит на вошедшего и

робко спрячется опять (Гот.). 6. Вообще так называе-

мую природу леса горы озера и прочее он терпеть не

мог (Гот.). 7. Вой волка восходил вверх печальными по-

лутонами и задерживался долго на высокой напряженной

пронзительной ноте (Акс.). 8. Напрасно упрашивал его

Азамат согласиться плакал и льстил ему и клялся (Л.).

9. И вместе с леденящей струей выносится из глубины

здания медлительный глухой голос (Т.). 10. Вид огром-

ного весь небосклон обнимающего бора напоминает вид

моря (Т.). 11. Он протягивал мне красную опухшую гряз-

ную руку (Т.). 12. На красноватой траве на былинках на

соломинках всюду блестели и волновались бесчисленные

нити весенних паутин (Т.). 13. Он подвергался самым

разнообразным приключениям ночевал в болотах на

деревьях крышах под мостами сиживал не раз взаперти

на чердаках погребах и сараях лишался ружья собаки

самых необходимых одеяний бывал бит сильно и долго

но через несколько времени возвращался домой оде-

тый с ружьем и собакой (Т.). 14. Колесо чугунное вер-

тится и гудит и ветром обдает (Н). 15. По широкой боль-

шой бесшоссейной дороге шибкою рысью ехала высо-

кая голубая венская коляска цугом (Л. Т.). 16. Народ

выходил из станицы, кто на работу кто на реку кто на

кордоны (Л. Т.). 17. События последнего года пожар

Москвы и бегство из нее, смерть князя Андрея и отчая-

ние Наташи смерть Пети горе графини все это, как удар

за ударом, падало на голову старого графа (Л. Т.). 18. И

дорога и вдали видневшаяся черта Терека и станицы и

народ все это Оленину казалось теперь не шуткой (Л. Т.).

19. Артем уже сделался лакеем а потом ни с того ни с

сего управляющим (Станюк.). 20. Мастеровые в новых

зипунах и армяках старики с палками бабы в пестрых

платках босоногие ребятишки все слилось в одну массу

(М.-Сиб.).

II. 1. Покажите всем, что эта неподвижная серая греш-

ная жизнь надоела вам (У.). Квартира Александра хотя и

просторна но не изящна и сумрачна (Ч.). 3. Река роща

оба берега деревья и поле все'было залито ярким утрен-

ним светом (Ч.). 4. Райские сумерки нежная молодая зе-

лень с тенями запах сирени гуденье жуков тишина теп-

ло как все это ново и как необыкновенно, хотя весна

повторяется каждый год! (Ч.). 5. Защитник не получил

ответа на свой вопрос да и не чувствовал надобности

(..). 6- И тихая скромная речка огласилась фырканьем

плеском и криком (Ч.). 7. Мать слушала его слабый вздра-

гивающий и ломкий голос (М. Г.). 8. Из-под пола в эту

сырую гнилую мокрую дыру несло холодом (М. Г.).

9. Лицо Николая и голос тепло и свет в комнате успо-

каивали Власову (М. Г.). 10. Никита Иваныч смотрит на

него ласковыми добрыми и благодарными глазами (Се-

раф.). 11. Ясная светлая задумчивая улыбка улыбка тихо-

го созерцания лежит на облаках на белых отражениях

гор на синеве неба на серебряно-светлой лениво-лас-

ковой реке (Сераф.). 12. Мне захотелось застать медведя

за едой где-нибудь на полянке или за рыбной ловлей на

берегу реки или на отдыхе (Пришв.). 13. Бегут говорли-

вые дороги ни шатко ни валко, как встарь (Ее.). 14. По-

литический отдел бригады время от времени организо-

вывал митинги как для красноармейцев так и смешан-

ные (Фурм.). 15. Собрались танки вражьи у одного села

не то на краткий отдых не то на новый сбор не то о

планах новых затеяв разговор (Тих.). 16. Полуразрушен-

ные дворовые постройки повисшая на одной петле став-

ня прогнившие ступеньки крыльца все говорило о том,

что в доме нет мужских рук. (Шол.). 17. Но я как будто

вижу перед собой эту картину тихие берега расширяю-

щуюся лунную дорогу прямо от меня к баржам понтон-

ного моста и на мосту длинные тени бегущих людей

(Кае.). 18. Был серенький промозглый ветреный день

(Полев.). 19. Темнота раннего зимнего утра скрывала и

площадку на берегу и полотняный поселок из палаток

и самих людей (Аж.). 20. И сноп ржи и колун и кнут и

верша и сама река все это были наши игрушки (Сол.).

 

Упражнение 235 (повторительное). Напишите текст под дик-

товку, потом сверьте написанное с напечатанным.

Язык народа — лучший, никогда не увядающий и

вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной

жизни. В языке одухотворяется весь народ и вся его ро-

дина. В нем претворяется творческой силой народного

духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, ее воз-

дух, ее физические явления, ее климат, ее поля, горы

и долины, ее леса и реки, ее бури и грозы — весь тот

глубокий, полный мысли и чувства голос родной при-

роды, который говорит так громко о любви человека к

его иногда суровой родине, который высказывается так

ясно в родной песне, в родных напевах, в устах народ-

ных поэтов.

Но в светлых глубинах народного языка отражается

не одна природа родной страны, но и вся история ду-

ховной жизни народа, В сокровищницу родного слова скла-

дывает одно поколение за другим плоды глубоких сер-

дечных движений, плоды исторических событий, веро-

вания, воззрения, следы прожитого горя и прожитой

радости — словом, весь след своей духовной жизни.

Не условным звукам только учится ребенок, изучая

родной язык, но пьет духовную жизнь из родимой гру-

ди родного слова. Оно объясняет ему родную природу,

как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспыта-

тель. Оно знакомит с характером окружающих его лю-

дей, с обществом, среди которого он живет, с его исто-

рией и его стремлениями, как не мог бы познакомить

ни один историк. Оно вводит его в народные верова-

ния, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один

эстетик. Оно, наконец, дает такие логические понятия

и философские воззрения, которых, конечно, не мог

бы сообщить ребенку ни один философ.

(По К. Д. У ш и н с к о м у)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.226.226.30 (0.158 с.)