ТОП 10:

Б.П.Никитин. Развивающие игры.



Приглашаем маму и папу к творчеству

Очень много зависит здесь от пап и мам, в том числе от их творческого подхода и к самим играм. Как быть, например, если малыш будет справляться с самыми трудными и сложными заданиями игры? Каждая игра предоставляет возможность подумать над тем, как ее расширить, какие новые задания к ней добавить, как ее усовершенствовать. И этой возможностью надо широко пользоваться, привлекая к созданию новых заданий и новых вариантов игры и самих малышей. В некоторых играх такая вариативность заданий заранее предусмотрена, и переход к творческой работе над самими играми будет тем успешнее и приятнее, чем выше стал уровень творческих способностей ребенка. Интересные находки детей мы не только включали в число заданий, имеющихся в книге, но иногда даже сохраняли за ними имя "изобретателя" (см. задания к игре "Уникуб"), а задания к игре "Кубики для всех" почти полностью придуманы нашими детьми.

Мы надеемся, что, познакомившись с развивающими играми и поиграв в них со своими малышами, сами папы и мамы, в зависимости от своих склонностей или профессиональных знаний, дополнят имеющиеся задания новыми, придумают новые варианты игр, способствующих развитию других сторон, других способностей. Итак, приглашаем вас к творчеству!

* Как играть с детьми *

Все знают, что встречаются среди детей "заводилы" -- организаторы игр, походов и всяких проказ. Другие ребята идут у них на поводу, "слушаются" их, иногда подражают им. Встречаются такие люди и среди взрослых. Дети прямо "липнут" к ним. В семье, где есть такой папа или такая мама, как правило, легко решаются всякие проблемы и трудностей почти не бывает.

Главная особенность таких счастливых людей -- в их умении увлекать детей тем, что делают они сами. Чем бы они ни занялись -- ребята тут как тут и с увлечением заняты тем же. Нет цены таким людям, если они увлекаются полезным для ребят делом.

Но как быть тем, кто не обладает таким педагогическим даром? Прежде всего -- не отчаиваться. Опыт может приобрести каждый, если приложить к этому достаточно усилий.

Методические советы, которые здесь приведены, основаны как раз на таком опыте, собранном по крупицам в играх с самыми разными детьми. Некоторые советы (1 -- 6-й) звучат категорически -- этого требуют сами правила игры, без которых она превратится в обычное учебное занятие или в развлечение. Другие советы (7 -- 15-й), выполнение которых тоже желательно, но не столь обязательно, как первых, рассчитаны на их творческое применение в играх. С течением времени каждый, играя с детьми, может приобрести собственный интересный опыт, сделать свои педагогические открытия и, конечно, повысить при этом свое воспитательское мастерство. Значит, не будем отчаиваться, а будем учиться!

Чтобы эта учеба шла успешнее, сделайте по коробочке с кубиками или кирпичиками каждому ребенку, а еще лучше, если будет своя игра и у родителей. Тогда можно играть вместе (только вначале не спешите показывать, что вы быстрее малыша можете справиться с заданием) и даже устраивать соревнования со старшими. Когда игра будет идти на равных или малыши станут обгонять взрослых, интересно станет всем.

А теперь о некоторых правилах, которые надо стараться соблюдать, чтобы игры осваивались успешно.

С какой игры начинать?

Это тоже важный вопрос, но здесь никак не может быть однозначного ответа. Пожалуй, папе или маме сначала лучше всего посмотреть все игры подряд, попробовать поиграть самому, чтобы иметь представление о каждой из них и сопоставить с возможностями и уровнем развития своего ребенка. Нельзя брать для начала слишком трудные задания, они могут отпугнуть малыша, и тогда сразу может все усложниться. Лучше начать с заведомо более легких, которые ему явно под силу. И в первый раз даже закончить, не доходя до трудных и непосильных заданий. Тут, конечно, надо учитывать характер и темперамент ребенка.

И все-таки, если речь идет о малыше 1 -- 3 лет, пожалуй, лучше начать с игры "Сложи узор". Тут можно дать и такие простые (для нас, взрослых) задания, например: "Найди, где у кубика белая грань? Где синяя? Где желтая?"

Если вы рассчитываете, что малыш сможет открыть крышку коробки с кубиками, задайте вопрос: "А сумеет ли Ваня открыть крышку у новой коробки?" И если это ему удалось, то следом другой вопрос: "Как же достать кубик из коробки?", ведь все 16 кубиков лежат плотно и пальчик между ними не просунешь, это тоже задача для малыша. Если он видел, как это делали раньше старшие, он немедленно скопирует их способ, а если не видел? Тогда для него это настоящая проблема.

А какая трудная задача, например, отыскать красную грань у кубика, если все пять остальных граней окрашены иначе! Сколько раз придется перевернуть этот кубик в руках? А уложить кубики опять в коробку, особенно последние 2 -- 3? Как это трудно -- если бы вы, взрослые, знали! Вы берете, сами складываете кубики и совершенно не думаете о том, что для вас это "истина всем известная", а для малышей на определенном уровне развития это опять-таки целая творческая задача, на решение которой уходит иногда не один и не два дня!

После того как освоены первые задания игры "Сложи узор", через неделю-другую можно ввести в строй следующую игру -- "Рамки и вкладыши Монтессори", а затем постепенно вводить "Уникуб", "Кубики для всех", "Сложи квадрат", "Обезьянка", "Точечки", "Внимание", "Кирпичики", "КБСАМ" -- именно в этой последовательности и даны игры в книге. Этот порядок лишь ориентировочный, и его можно изменять применительно к возрасту, уровню развития ребенка.

По воле "волн"

Сколько же новых игр давать сразу? И как их вводить? Ведь игр много, надо их как-то сочетать одну с другой. Здесь опять нельзя дать жестких рекомендаций. К этим вопросам надо подходить творчески, имея в виду главную цель -- успешное развитие малыша, рост его способностей -- и помня, что игра должна приносить радость.

Конечно, неразумно давать ребенку сразу много новых игр. Избыток немедленно ведет к их обесцениванию. Лучше вводить их постепенно и в "нужный момент".

Дети переживают свои увлечения периодами, обычно исчисляемыми днями, неделями и реже месяцами. Особенно хорошо это видно в школе. Если у пятиклассников появились бумажные голуби, то эта "болезнь" захватит постепенно все пятые классы. Голубей делают на уроках, на переменах. Голубиная "болезнь" достигает наибольшей высоты, а потом начинает спадать, то ли потому, что "выдохлась", то ли потому, что ее стала вытеснять новая игра -- "морской бой".

Интерес к развивающим играм подчинен закону "волны". И игру "Сложи узор" малыши вспоминают сначала каждый день, а потом все реже и реже, пока наконец совсем не оставят, натолкнувшись на "непреодолимые" пока узоры. Не надо настаивать на продолжении игры. Ведь невозможно справиться со всеми заданиями игры за неделю или за месяц, рассчитанными на несколько лет. Поэтому "забывайте" иногда игру вместе с малышом. Пусть пройдет недели две или даже месяц. В это время может подняться "на волне" другая игра. Но когда малыш, забыв об игре, снова возвращается к ней, она приобретает прелесть почти новой. И теперь "непреодолимые" прежде узоры могут быть играючи преодолены, пока на пути не встретятся новые трудности, новые барьеры. Такое периодическое "остывание" детей к своему увлечению -- явление естественное, с ним надо считаться и использовать для введения одной из следующих игр.

А можно ли в один день играть подряд в две или даже в три развивающих игры? Конечно, можно, но только, чтобы минимум две из них были уже малышу хорошо известны и чтобы у него было настроение за них браться. Это условие надо соблюдать всегда. Не следует только ставить такую цель: "играть 10 минут" или "играть 5 минут". Такая установка может убить все живое. Игра превратится в 5 -- 10-минутную "отсидку". Пусть ребенок играет, сколько хочет, и пусть ему никто не делает замечаний, если он принес "Уникуб" через 5 минут, сложив только одно задание У-35, или просидит над сложной двусторонней шахматной доской У-46 целый час. Зато он закончит дело -- сложит то задание, которое давно собирался сделать.

Когда в ходу несколько игр (2 -- 3), то лучше, если они различны по своему характеру. В одной, например, малыш складывает кубики, а в другой рисует цветными карандашами. В результате смены деятельности дети не знают ни усталости, ни скуки.

Метод "ледокола", или шаг назад -- два шага вперед

Мы уже говорили, что начинать игру лучше всего с заданий, достаточно легких для ребенка, чтобы он чувствовал удовлетворение от успешной работы. Но вот он добрался до трудного задания и, несмотря на все усилия, сегодня его не одолел. Как же быть завтра? Начинать с этого трудного? Нет, лучше попробовать взять препятствие "с разгона", т. е. начать игру с более легких или с уже преодоленных заданий и только в конце подойти к трудному, пока неодолимому. Так ледокол пробивает себе дорогу во льдах, если лед очень толстый и крепкий: отойдет немного назад, а потом снова вперед и набирает скорость по уже пробитой дороге, пока на полном ходу не врежется в целый лед. И крошит его, пока не потеряет инерцию и не остановится. Тогда снова отходит немного назад и опять все сначала.

Метод "ледокола" нужно использовать в развивающих играх, так как он вселяет в ребенка веру в собственные силы и учит самостоятельности. Ну а если и метод "ледокола" не помогает, если в лед вмерз целый "айсберг"? Как быть? Нужно "обойти" этот айсберг. Просто пропустить неподатливое задание и взять какое-нибудь из следующих, стоящих после, но не всегда обязательно более трудных.

И есть, наконец, еще выход из трудного положения -- оставить эту игру до нового увлечения.

Играя в другие игры, ребенок растет, набирается сил и, возвратившись через месяц-другой, может с первого захода одолеть когда-то непосильное для него задание.

Все эти методы разбивания льдов ребенок может не осознавать, но интуитивно чувствовать, как лучше поступить, какой путь выбрать. А на долю взрослого в таких трудных случаях падает обязанность: во-первых, похвалить ребенка за уже достигнутое, а во-вторых, поддержать бодрость духа на будущее и пояснить, что сразу ни у кого не получается и даже папа в его возрасте еще не мог решать такие трудные задачки.

С помощью сказки и без нее

Большинство развивающих игр по своему содержанию абстрактны, не несут образной и сюжетной нагрузки. А для детей, особенно самых маленьких, характерно именно образное мышление. Малышам нравится находить сходство между игрушками и реальными вещами. Причем детали этого сходства они, как правило, легко дорисовывают в своем воображении: этим маленьким фантазерам достаточно, например, поставить три стула подряд -- получится "автобус" или "самолет" и т. п. Эту особенность детского мышления и нужно использовать, чтобы привлечь внимание ребенка к развивающим играм, возбудить интерес к ним.

Одно впечатление будет у малыша, если вы выложите кубики на стол, покажете узор-задание СУА 1 ("дорожка") и скажете:

-- Сложи в ряд четыре кубика красной гранью вверх, как на этой картинке.

А можно все сделать иначе. Рассмотрите с сыном сначала кубики, а потом рисунки:

-- Посмотри-ка: правда, похоже на дорожку, посыпанную красным песком? -- говорит отец, показывая первый узор СУА 1. -- Сможешь сделать точно такую же из кубиков?

И если малыш умеет находить красные грани на кубиках, то "дорожка" у него получается легко. Можно даже "пройти" по дорожке двумя пальцами: "Топ-топ".

-- А когда придет осень и листья на деревьях пожелтеют, какого цвета станут красные дорожки? -- спрашивает отец, доставая узор с желтой дорожкой.

-- Желтыми! -- догадывается сынишка, а папа прикрывает красную дорожку желтой и, как только желтая дорожка готова, продолжает свой рассказ.

-- А зимой станет холодно, все дорожки покроются снегом.

-- Они станут беленькими! -- радуется сын и может, уже не глядя на белый узор, начать делать белую дорожку.

-- По такой снежной дорожке хорошо и пробежаться, и прокатиться на...

-- Санках, -- добавляет малыш, -- давай тогда сделаем ее подлиннее!

Вряд ли кто станет возражать, что во втором случае игра больше заинтересует ребенка.

В описаниях игр приводятся примеры подобного образного "оживления" разных игровых ситуаций. Здесь опять-таки простор для творчества и взрослых, и самих детей. Дети, например, по собственной инициативе многим узорам-заданиям дали "имена", и это, конечно, намного понятнее и приятнее для ребенка, чем номер задания, которым пользуются взрослые. И в описаниях игр, где задания даны в уменьшенном масштабе, многие названия приводятся. Играя с детьми, и мы говорим: "фонарик", "лодочка", "конфетка" и т. п., тогда узоры-задания "оживают" в воображении ребенка и могут быть включены в рассказ или сказку, придуманную тут же по ходу игры. Попробуйте не читать сразу эти названия, может быть, ваш ребенок придумает другие.

В дальнейшем, и это надо помнить, по мере освоения игры, происходит закономерный отход от сказки и выдумки, привлекающих детей к игре в самом начале. Постепенно ребенка увлекает цель самой игры: добиться чего-то, сделать правильно, преодолеть трудный барьер сложного задания. Ни с чем не сравнимое чувство радости и победы становится сильнее и действеннее всяких сопровождений, оживляющих игру, а потому надобность в них просто отпадает. И тогда одно только ваше замечание вроде: "Ну, и тру-удная задачка сейчас попалась!" -- сразу вызовет у ребенка желание побороться, поломать голову, но добиться победы над этой самой "трудной задачкой", а потом сказать папе с гордостью: "Ты говорил тру-у-дная, а я -- сделал!"

Непринужденная обстановка

Для любой игры необходима непринужденная, свободная обстановка, когда все внимание сосредоточено на самой игре, а не на том, чтобы "сесть как следует", "не болтать ногами", "не вскакивать с места" и "не шуметь".

В современных, особенно городских, условиях у ребенка мало возможностей двигаться. По улице его до 2 -- 3 лет чаще всего возят в коляске, нередко дальше манежа или уголка с игрушками не пускают, бегать негде ("да и опасно!"), полазить и вовсе нельзя. Где же тогда развиваться мышцам? Видимо, это естественная потребность детского организма -- после сидения подвигаться. Хотя бы чуть-чуть, просто встряхнуться. Это похоже на разрядку. Как будто скопился "дух движения", и надо его выпустить -- попрыгать от радости на месте, сделать кувырок на диване или перевернуться вперед и назад, ухватившись за папины пальцы на вытянутых руках. А потом опять за игру. И не обязательно за стол, а можно на полу и не только сидя, а и лежа на животе -- как удобнее.

Когда игры себя исчерпают?

С обычными игрушками этот вопрос решить проще. Ребенок потерял игрушку, сломал ее или просто забыл о ней и не берет больше в руки. Она стала ему неинтересна и, значит, исчерпала себя.

В развивающих играх есть и объективный критерий, по которому можно судить, когда ребенок вырос настолько, что игра уже ничего ему не даст. Это количество выполненных малышом заданий. Чем большее число заданий он выполнил самостоятельно, тем дальше он продвинулся в своем развитии. Но даже в том случае, когда он уже справляется со всеми заданиями, остаются еще по крайней мере две существенные ступени развития.

Первая -- сокращение времени, которое требуется ребенку на выполнение заданий. В большинстве случаев мало знать "ответ", т. е., уметь решить задачу, надо суметь решить ее быстро. Например, задание N 47 из игры "Уникуб" хорошо развитый 7-летний ребенок впервые может сложить за 30 -- 40 минут. Если же он хотя бы 2 -- 3 раза в год возвращается к нему или, увлекшись, может складывать его целую неделю подряд, улучшая методику своей работы и сокращая время на складывание, через месяц-два он сможет справиться с ним уже за 12 -- 15 минут, а к 10 -- 11-летнему возрасту -- за 5 -- 6 минут. Но и это время, оказывается, можно уменьшить еще почти вдвое и довести до 3 -- 4 минут, т. е. добиться сокращения времени в 10 раз. Не все задания позволяют добиться таких сдвигов, но, сравнив свои лучшие достижения с результатами малышей, уже можно получить представление, каких же результатов можно ожидать от ребенка.

Интересно с этой целью вести график. Ребенок будет следить, как растут его результаты, и стремиться достичь как можно более высоких.

Вторая ступень развития начинается с собственного творчества. Это значит, что занятие игрой стало для ребенка настолько привлекательным, что он сам берется за игру и начинает придумывать и складывать или, вернее, складывая, придумывать новые интересные модели. Красивые модели всем нравятся, многим хочется их тоже построить, значит, их надо зарисовать, сделать из них новые узоры-задания, рисунки-задания, чертежи-задания. Вот когда вы наблюдаете такую картину, тогда можете быть довольны: вы достигли наивысшего из возможных результатов -- ребенок сам начал творить. А теперь правила все вместе и коротко (вместо памятки).

Правила игры

1. Игра должна приносить радость и ребенку, и взрослому. Каждый успех малыша -- это обоюдное достижение, и ваше и его. Радуйтесь ему -- это окрыляет малыша, это залог его будущих успехов.

2. Заинтересовывайте ребенка игрой, но не заставляйте его играть, не доводите занятия играми до пресыщения. Не обижайте ребенка в игре.

3. Развивающие игры -- игры творческие. Все задания дети должны делать самостоятельно. Наберитесь терпения и не подсказывайте ни словом, ни вздохом, ни жестом, ни взглядом. Дайте возможность думать и делать все самому и отыскивать ошибки тоже. Поднимаясь постепенно и справляясь со все более и более трудными заданиями, ребенок развивает свои творческие способности.

4. Чтобы ощутить сравнительную трудность задач, прежде чем давать задания детям, обязательно попробуйте выполнить их сами. Записывайте время, за которое вам удалось сделать ту или иную задачу. Учитесь делать ее быстрее.

5. Обязательно начинайте с посильных задач или с более простых частей их. Успех в самом начале -- обязательное условие.

6. Если ребенок не справляется с заданием, -- значит, вы переоцениваете уровень его развития. Сделайте перерыв, а через несколько дней начните с более легких заданий. Еще лучше, если малыш сам начнет выбирать задания с учетом своих возможностей. Не торопите его!

7. В каком порядке давать игры? Автор бы начал с игры "Сложи узор" и "Рамки и вкладыши Монтессори". Здесь ребенку надо различать цвета и форму, а общее правило -- наблюдать за развитием ребенка, записывать в дневник его успехи и определить, когда и какую из игр "включать". Это творческая задача папе и маме.

8. Увлечения детей проходят "волнами", поэтому, когда у ребенка остывает интерес к игре, "забывайте" об игре на месяц-два и даже больше, а потом "случайно" пусть малыш вспомнит о ней.

9. Берегите игры, не ставьте их по доступности вровень с остальными игрушками. Ведь запретный плод сладок, и лучше, если ребенок просит их или сам предлагает поиграть. Пусть они стоят на видном, но не очень доступном месте.

10. Для самых маленьких (1,5 -- 3 года) оживляйте игру сказкой или рассказом, давайте "имена" (вдвоем с малышом, конечно) узорам, моделям, рисункам, фигурам, придумывайте, фантазируйте, пока ребенка не начнет увлекать сам процесс преодоления трудностей в решении задач,

11. Чем больше развито у малыша какое-то качество, тем сильнее жаждет оно проявления. "Не интересоваться" игрой ребенок может по двум главным причинам: у него слабо развиты те качества, которые нужны в игре, или... взрослые отбили у него охоту, насильно заставляя играть или доставив неприятность в самом начале. Поэтому больше хвалите за успехи и в случае неудачи подбодрите малыша.

12. Создавайте в игре непринужденную обстановку. Не сдерживайте двигательную активность ребенка.

13. Когда складывание узоров или моделей по готовым заданиям уже освоено, переходите к придумыванию новых. Заведите тетрадку, зарисовывайте туда (а лучше, если это будет делать сам малыш) новые задания, модели, узоры, фигуры.

14. Устраивайте соревнования на скорость решения задач и со взрослыми. Не бойтесь, что ваш авторитет при этом пострадает.

15, 16 и т. д. -- это те правила, которые вы... найдете сами, чтобы игра стала еще увлекательнее. Желаем вам успеха!

* "Сложи узор (СУ)" *

Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены различно, в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1, 2, 3- и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети выполняют три разных вида заданий.

Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, сделать рисунок узора, который они образуют. И наконец, третье -- придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т. е. выполнить уже творческую работу.

Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне.

В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию.

Как изготовить игру

Приготовьте 16 деревянных кубиков размером 30Х30Х30 мм (можно 35 и 40 мм). Если они оклеены бумагой, то удалите ее. Наиболее удобны наборы "Кубики-самоделки", специально предназначенные для склеивания или окраски. Цветной бумагой оклейте кубики так, как показано на рисунке (см. с. 30): передняя грань -- белая (на рисунке показана прозрачной), задняя грань -- желтая, правая грань -- синяя, левая грань -- красная, верхняя грань -- желто-синяя, нижняя грань -- красно-белая (линии раздела идут по диагонали и параллельны).

Кубики можно окрасить масляными красками или нитрокрасками. Такие кубики служат дальше, имеют приятный внешний вид, что для малышей тоже не безразлично, особенно если тона красок чистые и совпадают по оттенку с цветом узоров-заданий.

Если будете окрашивать кубики сами, то размер их может быть любой -- 35Х35Х35 мм и 40х40х40 мм.

Для кубиков надо подобрать или склеить из картона квадратную коробку размером 125Х125Х30 мм, с крышкой. Проследите, чтобы кубики входили в нее свободно. В такой коробке не только удобно хранить кубики, но и складывать узоры серии В до натуральной величины, чтобы кубиками можно было закрывать узор. Отдельные серии заданий можно разложить по пакетам из плотной бумаги с наклеенными или нарисованными большими буквами А, Б, В, Г, Д, обозначающими серию. Если вы хотите, чтобы порядок заданий не нарушался, то из каждой серии можно сделать книжку-гармошку.

Самые простые узоры-задания серии А складываются из 4 кубиков, их можно давать малышам начиная с 1 -- 1,5 года. Усложнение узоров идет постепенно, но эта постепенность, конечно, относительна, и переход от одноцветных граней к двухцветным (вы увидите это, играя с малышом) -- резкий скачок в уровне сложности. Его можно сглаживать, включая задания других серий, но с одноцветными гранями, узоры из которых складывать проще.

На рисунках (с. 36 -- 40) вы можете выбрать эту последовательность, зная возможности своего ребенка по предыдущим играм. На этих рисунках узоры-задания приведены в уменьшенном масштабе. По этим рисункам можно установить, какой из узоров потерян, и приготовить новый. На них можно отмечать те задания, с которы ми малыш уже справляется, и видеть те, что еще "не покорились" ему. На этих же рисунках даны некоторые названия узоров: "цветок", "пила", "лодка", но не обязательно сразу сообщать их ребенку. С целью развития воображения ребенка можно показать узор-задание, сложить узор из кубиков и предложить малышу подумать, на что похож этот узор. Дети нередко предпочитают свои "имена".

Мы начинаем играть

Способ игры зависит от возраста ребенка и уровня его развития. У детей 1,5 -- 2 лет развита способность копировать, они любят делать так, как старшие. Если я забиваю молотком гвозди, то Люба, которой 1 год 3 месяца, тянет ручонки к молотку и говорит "дям... дям" (дай!) до тех пор, пока я не дам и ей маленький деревянный или пластмассовый молоточек. Тогда она начинает стучать этим молотком точь-в-точь, как я, и даже по той же доске, по которой стучу я. А гвоздя она еще не просит, мелкие вещи, мелкие рисунки ее еще не привлекают. Вот эту особенность малыша -- схватывать большое, главное, самое заметное -- и надо использовать.

Кроме того, надо помнить о первых впечатлениях от игры. Совсем не безразлично, как вы высыпали первый раз кубики на стол. Если вы на глазах малыша открыли крышку и -- бух! -- с грохотом выбросили на стол все кубики сразу так, что они разлетелись в стороны, а малыш даже вздрогнул от неожиданности, то не удивляйтесь потом, когда самым любимым занятием станет точно такое же "бух!" кубиков из коробки, а не складывание "поездов" или "башен" из них.

Поэтому мы стараемся не демонстрировать такие нежелательные способы обращения с кубиками. Я могу привести Любочку к уже лежащим в беспорядке кубикам и начинаю наводить порядок или достаю их из коробки аккуратно друг за другом и сразу строю из них "дорожку", или квадрат, или "поезд". Люба удивлена: хороший у папы складывается "синий поезд", а я, делая "Ту-ту-у!", двигаю его медленно к противоположному краю стола или коврика. И я не скрываю своей радости, если и у Любы получится "поезд" (пусть сначала и не совсем удачно) или Люба научится находить красную грань на кубиках (именно пока только одну красную, и никакую другую) и укладывать в коробку все кубики красной гранью вверх, не уставая повторять: "Кась-кась" (т. е. красная).

Но если малышу уже 2 -- 4 года, он знает цвета и может найти нужную грань и оценить красоту узора, то прежде, чем дать ему игру, выберите самый привлекательный, на ваш взгляд, узор-задание серии В или Д и сложите заранее по этому узору кубики в коробку. Открывая впервые коробку с кубиками, малыш вместе с вами полюбуется узором.

-- Как ты думаешь: мы научимся складывать такие же красивые узоры из кубиков?

-- Конечно, научимся, -- не сомневается он. Положите тогда узор "дорожка" (СУ А1) перед малышом и дайте ему задание сложить из кубиков точно такую же "дорожку". Большинство малышей обычно легко справляются с этим заданием.

Вторая и третья "дорожки" получаются еще быстрее, чем первая, и не страшно, если не совсем точно выдержана их длина. Допустим, ребенок вместо 4 кубиков взял только 3.

-- Не кажется ли тебе, что "дорожка" получилась короче, чем на картинке? Давай сравним!

И малыш сам исправит ошибку.

-- Вот теперь получилось точно, без ошибки, -- можете похвалить его. И так подбадривая малыша, переходите от узора к узору, внимательно замечая и быстроту работы, и точность укладки кубиков, и другие достоинства его действий. Зерна аккуратности и точности в работе, сосредоточенности и внимания могут дать ростки именно здесь, в игре.

Сколько узоров можно сложить за одну игру, сказать трудно. Может быть, 5, а может быть, и 10 -- все зависит от настроения ребенка и его возможностей. Если работа идет споро, доволен и малыш, довольны и вы, значит, все в порядке.

-- Хорошо у тебя получается! Я не ожидал. Ну, на сегодня хватит! Завтра еще поиграем, -- мягко предложите вы закончить, но... это пробный камень. Главное -- как отнесется к предложению малыш. Если он расстроен и готов заплакать потому, что ему "хочется еще поиграть", уступите, покажите ребенку еще 1 -- 2 узора. Если вы свое слово обычно держите и малыш верит вам, то он согласится с тем, что "завтра еще поиграем". Это наиболее удачный итог первой игры.

Неплохо, когда малыш сразу соглашается закончить игру, но при этом интересуется:

-- А завтра мы еще поиграем?

Обязательно найдите возможность поиграть и "завтра вечером", и послезавтра, и через 2 -- 3 дня... Такая "волна" интереса к игре, когда малыш играет в кубики несколько дней подряд, например 5 -- 7, наиболее удачное начало. Во-первых, за это время и вы, и малыш сможете втянуться в игру, почувствовать какой-то интерес в ней. Во-вторых, малыш успеет пройти через все уже посильные для него задания, и вы узнаете его "потолок" возможностей в данное время. В-третьих, наблюдая за игрой ребенка, вы научитесь чувствовать его возможности. А это умение -- очень важное для руководства развитием в любой области. Оно позволит вам правильно определить дозу игры, решить, что можно на время "забыть" игру.

А теперь узоры нарисуем

Еще до того как малыш переключится на выполнение серии узоров Б и В, он может срисовывать узоры с кубиков. Это более сложный вид работы с кубиками, развивающий графические способности. Малышу надо научиться проводить карандашом прямые линии, рисовать квадраты цветными карандашами. Удобно рисовать узоры в тетради в клетку. Но здесь тоже есть свои "первые открытия": увидеть линейки, маленькие квадратики (клетки), на которые малыши сначала просто не обращают внимания -- линии слишком тонки, клетки мелки и потому мало заметны.

Правила игры здесь остаются прежними: от посильного, поддающегося выполнению задания к предельно сложному, требующему максимального напряжения. Не огорчайтесь, если сразу не получается идеально точно. У малышей процесс развития идет постепенно. И лучше, если не просто чертить, а и фантазировать при этом: надо, например, провести карандашом линию по линейке в тетради -- предложите малышам считать линейку мостиком, и тот, кто умеет удерживать карандаш вблизи линейки все время, -- тот "не падает в реку" и проходит по мостику.

Рисование узора, да еще цветными карандашами, требует намного больше времени, чем складывание его из кубиков, поэтому заданий на срисовывание давайте ребенку в 2 -- 3 раза меньше. Но и тут тоже надо тонко чувствовать, когда надо взяться за срисовывание, где надо похвалить ребенка, когда предложить закончить игру,

Узоры можно рисовать в разном масштабе -- 1:1, 1:2, 1:4 и даже 1:6 (одна клетка равна грани кубика), и начинать надо с того, какой будет малышу по силам. Для рисования узоров дайте ребенку тетрадку в клетку, на обложке которой малыш может написать печатными буквами свое имя, если вы дадите ему образец.

Прежде чем зарисовывать узоры, хорошо, если ребенок выполнит подготовительные упражнения (см. с. 41).

1. Кто умеет ставить точки в клетках (в центре клеток)? Поставьте по 2 точки, по 3 точки, по 4 и т.д. Малыш при этом не только учится рисовать точки, но и учится считать.

2. Кто умеет ставить точки "на перекрестке", т. е. на пересечении линеек? Задавать можно разное число точек -- от 2 до 10, а в качестве контрольного упражнения -- весь треугольник из точек, как на рисунке.

3. Кто сумеет провести прямую горизонтальную линию заданной длины точно по линейке: длиною в 1 клетку, в 2 клетки, в 3 клетки, в 4 клетки и т. д.?

4. Кто сумеет провести прямую вертикальную линию в тетради точно по линейке: линию длиною в 1 клетку, в 2 клетки, в 3 клетки, в 4 клетки и т. д.?

5. Кто сумеет нарисовать маленькие кружочки диаметром в 1 клетку? Кто нарисует 1 кружок, 2 кружка, 3 кружка и т. д.?

6. То же, но кружки расположить иначе (в "колонку").

7. Кто нарисует маленький квадратик величиной в 1 клетку? Кто нарисует квадрат со стороной в 2 клетки, 3 клетки, 4 клетки и т. д.?

8. Кто нарисует квадрат со стороной в 4 клетки и закрасит его цветным карандашом так, чтобы не выходить за контур?

9. Кто сумеет разделить квадрат со стороной в 4 клетки по диагонали и закрасить разными цветными карандашами?

10. Кто сумеет разделить квадрат со стороной в 4 клетки на 4 равных квадрата и закрасить разными цветными карандашами?

Придумываем узоры сами

Еще один вид работы с кубиками, наиболее насыщенный творческими элементами, составление новых узоров, таких, которых нет ни в одной из серий. В нашей семье мы переходим к этому виду заданий, когда ребенок научится складывать почти все узоры серии В.

Новый узор сложить нетрудно. Но важно, чтобы это был красивый, симметричный, напоминающий своим видом какой-либо предмет. Только такие узоры и надо считать достойными внимания. Малыши гордятся, когда удается им сложить именно такой. А чтобы не забыть новый узор, надо его немедленно зарисовать в тетрадку, иначе рассыпал кубики -- и узора больше нет. Так появился у нас "Зоопарк" -- серия СУд , где почти все узоры придумали дети.

Из придуманных ребенком узоров можно сделать целую серию и назвать ее именем малыша. Ничего, если в ней только 5 или 10 узоров, их тоже можно нарисовать на отдельных бумажных квадратах или прямоугольниках, а можно наклеить, вырезав узор из цветной гуммированной бумаги.

Такую серию новых узоров в пакете, украшенном собственным орнаментом, малыш может, например, подарить маме в день ее или своего рождения.

Так сложилось у нас в семье: каждый в день своего рождения дарит маме что-нибудь, сделанное своими руками. Ведь несправедливо, когда в этот день все вспоминают только о новорожденном: поздравляют -- его, подарки -- ему, праздник -- ради него, а о маме как-то забывают. В такой день для мамы самым дорогим подарком будет то, где все свое -- и идея узора, и исполнение его; "Смотри, мама, -- я расту, я уже многое умею!"

* "Рамки и вкладыши Монтессори (М)" *

Идея этой игры взята из трудов известного итальянского педагога Марии Монтессори (1870 -- 1952). Ей удавалось с помощью ряда своеобразных заданий и умелого применения принципа саморазвития, когда малыш занимается сам, так успешно влиять на развитие умственно отсталых детей, с которыми она занималась, что к моменту поступления в школу они по своему развитию даже превосходили нормальных детей.

Игра "Рамки и вкладыши Монтессори" развивает детей в нескольких направлениях:

1) вырабатывает умение узнавать и различать форму плоских фигур и их положение на плоскости (зрительно и на ощупь);

2) готовит детей к овладению письмом и рисованием -- вырабатывает умение владеть карандашом, как говорят художники, дает "твердость руки", умение проводить линии по линейке, по угольнику, по лекалу и на глаз, различать границы фигур и видеть линии-контуры;

3) знакомит с геометрической терминологией -- названиями фигур.

В эту игру можно играть даже с полуторагодовалыми и двухлетними малышами, если их развитие не слишком задержано недостатком свободы в познании мира. В возрасте 8 -- 9 месяцев до 2 лет нехватка свободы (детям не разрешают ползать по полу) особенно сильно сказывается на развитии.

Игра представляет собою набор квадратных рамок -- пластинок размером 100Х100 мм, толщиною 1,5 -- 2 мм. В центре каждой из них вырезано отверстие, закрывающееся крышкой -- вкладышем такой же формы и размера, но другого цвета (см. с. 42, 48).

Набор состоит из следующих фигур:

1. Круг (диаметр -- 50 мм).

2. Квадрат (сторона -- 40 мм).

3. Треугольник равносторонний (сторона -- 50 мм).

4. Эллипс (диаметры -- 70 и 40 мм).

5. Прямоугольник (стороны -- 60 и 40 мм).

6. Ромб (сторона -- 40 мм и острый угол -- 60 градусов).

7. Трапеция (основания -- 60 и 40 мм, высота -- 40 мм).

8. Четырехугольник неправильный (стороны -- 65 и 35 мм, один прямой угол).

9. Параллелограмм (стороны -- 50 и 42 мм, острый угол -- 75 градусов).

10. Треугольник равнобедренный (стороны -- 65, 40 мм).

11. Шестиугольник правильный (сторона -- 30 мм).

12. Звезда пятиконечная (диаметр описанной окружности -- 65 мм).

13. Треугольник прямоугольный равнобедренный (катеты -- 60 мм).

14. Пятиугольник правильный (диаметр описанной окружности -- 60 мм).

15. Шестиугольник неправильной формы (стороны -- 30 мм, два противоположных угла -- 90 градусов).

16. Треугольник разносторонний (стороны -- 40, 60, 80 мм).

Задания к игре







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.182.81 (0.026 с.)