ТОП 10:

Тема 8. Современный мир в зеркале философии.



Идея единства мировой истории. Исто­рические типы цивилизаций и отношения между ними. Неравномерность ис­торического прогресса, его противоречивость.

Мультикультурный характер современного общества. Обострение противоречий между странами с традиционной, модерной и постмодерной культурами.

Глобальные проблемы, их причины и формы проявления. «Римский клуб» и его исследование пределов роста.

Методология классификации глобальных проблем. Комплексный характер глобальных проблем. Социально-биосферные глобальные проблемы, их содержание и пути решения. Техно-социальные глобальные проблемы как следствие противоречия в системе «человек-машина». Социально-политические глобальные проблемы и перспективы их преодоления.

Условия возможности разрешения глобальных проблем. Критика концепции «устойчивого развития». Изменение парадигмы цивилизационного развития как предпосылка разре­шения глобальных проблем.

Расширение мирового сотруд­ничества в решении глобальных проблем, установлении мира, разоружении. Совершенствование деятель­ности надгосударственных структур мирового сообщества: ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ, ВБРР и др.

 


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Основная литература

 

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. 4-е изд. – М.: ТК Велби, изд-во «Проспект», 2008. – 592 с.

2. Кузнецов В.Г., Кузнецов И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2008. – 519 с.

 

Дополнительная литература

 

1. Современный философский словарь. Под общей редакцией В.Е.Кемерова. – М.: Академический проект, 2004. – 864 с.

2. Лебедев С.А. Философия науки: краткая энциклопедия. – М.: Академический проект, 2008. – 692 с.

3. Философский словарь. Под ред. А.Г.Ярещенко. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2004. – 560 с.

Рекомендуемые информационные ресурсы:

1. http://www.philosophy.ru

2. http://philosophiya.ru

3. http://www.gumer.info


 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Для допуска к экзамену студент заочной формы обучения должен представить контрольную работу по одной из тем, список которых представлен ниже. Варианта работы списка определяется двумя последними цифрами номера зачетной книжки по таблице:

 

  Последняя цифра номера
Предпоследняя цифра номера

 

Требования к содержанию и оформлению контрольной работы

 

Контрольная работа может быть представлена в виде распечатанного или написанного от руки текста, или же в виде презентации, выполненной с помощью компьютерной программе. В этом случае она записывается на оптическом диске, маркируется и представляется на проверку.

Объем контрольной работы – 1 п.л. (40 тыс. знаков, с учетом пробелов и сносок). Этот примерно 15-20 страниц текста, написанного от руки на бумаге формата А 4. Работа должна включать следующие обязательные части: план; введение; основная часть; заключение; список использованной литературы.

Во введении обосновывается практическая и теоретическая актуальность рассматриваемой темы, степень её разработки в литературе, имеющиеся на сегодняшний день проблемы. Здесь же формулируется цель работы. Как правило – это обзор существующих точек зрения, их обобщение и выработка резюмирующей авторской позиции. Объем введения – 1-2 страницы.

Основная часть раскрывает тему работы. Она может состоять из двух – трех разделов. Изложение существа вопроса должно сопровождать аргументации и подкрепляться ссылками на классику и современных авторитетов в этой области. Цитируемые источники обозначаются через сноски внизу страницы, в которых указываются выходные данные работы и страницы, на которой находится цитируемый текст. В конце каждого раздела делается обобщающий вывод.

Заключение подводит итоги работы в соответствии с поставленными во введении целью и задачами. Объем – 1 - 2 страницы.

Образец оформления титульного листа можно взять в учебной части.. За титульным листом помещается лист с оглавлением (содержанием), где указывается страницы с началом соответствующих разделов работы. Титульный лист не нумеруется.

Контрольная работа регистрируется у методиста и передается для проверки преподавателю. За неделю до экзамена студент должен поинтересоваться в учебной части, зачтена ли его работа или нет.

 

Темы контрольных работ

1. Специфика философии как типа мировоззрения.

2. Материалистическая традиция в философии.

3. Идеалистическая традиция в философии.

4. Ортодоксальные школы в древнеиндийской философии.

5. Неортодоксальные школы в древнеиндийской философии.

6. Социально-философское учение Конфуция.

7. Философия древнегреческих софистов.

8. Сократ: его жизнь и философия.

9. Учение Платона об идеях.

10. Метод философии Платона.

11. Учение Платона о государстве.

12. Метафизика Аристотеля.

13. Этика Аристотеля.

14. Учение Аристотеля о государстве.

15. Античный стоицизм.

16. Античный скептицизм.

17. Философская патристика в раннем средневековье.

18. Проблема универсалий в средневековой схоластике.

19. Философия Фомы Аквинского.

20. Антропоцентризм и гуманизм философии Возрождения.

21. Пантеизм в философии Возрождения.

22. Политико-правовые учения в философии позднего Возрождения.

23. Философия Нового времени, её сущность и типология.

24. Эмпиризм в философии Нового времени.

25. Рационалистические учения в философии Нового времени.

26. Философия европейского Просвещения.

27. Учение И.Канта об автономии человеческой воли.

28. Философия истории Гегеля.

29. Материалистическое понимание истории как философия истории марксизма.

30. «Русская идея» как предмет русской философии.

31. Философия свободы Н.А.Бердяева.

32. Философия «русского зарубежья».

33. Философский экзистенциализм о сущности и существовании человека.

34. Время как атрибут бытия.

35. Философия о сущности сознания.

36. Смысл жизни человека как философская проблема.

37. Истина как предмет философского исследования.

38. Гипотеза как форма научного знания.

39. Глобализация как феномен современности: философский анализ.

40. Глобальные проблемы современного мира, их природа, структура и пути решения.

 

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе.

2. Основной вопрос философии и две его стороны.

3. Идеализм, его характеристики и исторические формы.

4. Материализм как философское направление, его черты и формы.

5. Философско-религиозные системы древней Индии: ведизм, брахманизм, джайнизм, индуизм.

6. Философия и религия в древнем Китае: конфуцианство и даосизм.

7. Античная философия: ее сущность, значение, периодизация.

8. Милетская школа в античной философии: сущность и основные представители.

9. Элейская школа в античной философии: сущность и основные представители.

10. Философия Сократа.

11. Философия Платона.

12. Философия Аристотеля.

13. Средневековая философия: сущность, главные направления и основные представители.

14. Философия Возрождения: сущность, главные направления и основные представители.

15. Философия Нового времени: сущность, главные представители и значение в истории философии.

16. Политико-правовые идеи в философии Нового времени.

17. Философские идеи И.Канта.

18. Философия права Гегеля.

19. Основные идеи философии марксизма.

20. Русская философия: своеобразие предмета и метода.

21. Славянофильская традиция в русской философии.

22. Западническая традиция в русской философии.

23. Западная философия в ХХ столетии: идейные истоки, сущность, основные этапы эволюции.

24. Понятие бытия в философии.

25. Виды бытия, их характеристика.

26. Пространство как атрибут бытия.

27. Время как атрибут бытия.

28. Развитие как способ существования бытия в мире.

29. Прогрессивное и регрессивное развитие.

30. Общество как вид бытия.

31. Особенности детерминации социальных явлений.

32. Философия об источниках и движущих силах развития общества.

33. Философия о сущности человека.

34. Смысл жизни человека как философская проблема.

35. Смысл смерти человека как философская проблема.

36. Философия о сущности сознания.

37. Структура сознания.

38. Общественное сознание и его структура.

39. Политическое сознаниекак форма общественного сознания.

40. Правовое сознание как форма общественного сознания.

41. Религиозное сознание какформа общественного сознания.

42. Мораль как форма общественного сознания.

43. Познание как способ отношения человека к миру.

44. Структура познавательной деятельности.

45. Чувственное познание и его особенности.

46. Рациональное познание и его особенности.

47. Истина как цель познания.

48. Научное познание и его специфика.

49. Формы организации научного знания.

50. Методы научного познания.

51. Сущность глобальных проблем современности.

52. Национальные (Российские) аспекты глобальных проблем со­временности.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.55.168 (0.011 с.)