ТОП 10:

Тема 3. Основные методологические подходы к управлению. Эволюция социологических взглядов на управление.



МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (РГГУ)

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра социологии организаций и социальных технологий

СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ БАКАЛАВРИАТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 040100 - СОЦИОЛОГИЯ
 
 

 

 

Москва 2012

СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Учебно-методический комплекс

 

Составитель:

канд. социол. н., доцент В.В. Чернов

 

УТВЕРЖДЕНО Протокол заседания кафедры №_____от________________ УТВЕРЖДАЮ Руководитель ООП ВПО ___________________________ (название)   ___________________________ (подпись, фио)

© Российский государственный гуманитарный университет, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ.................................................................... 5

1.1 АННОТАЦИЯ........................................................................................................................ 5

1.2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА....................................................................................... 6

1.3 СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН)..................................... 9

1.4 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.................................................................................. 10

1.5 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ...................................................................... 13

1.6 СИСТЕМА ТЕКУЩЕГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ. 15

1.7. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 19

1.9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ............................................................................. 26

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ...................................................................................... 26

2. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ........................................................................... 27

2.1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ 27

2.2.ТЕМЫ СЕМИНРСКИХ ЗАНЯТИЙ............................................................................... 28

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТУ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.................................................................................................................................... 37

4. ИЗМЕНЕНИЯ В УМК......................................................................................................... 41

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

АННОТАЦИЯ

 

Дисциплина «Социология управления» является частью профессионального цикла дисциплин подготовки бакалавров по направлению 040100 – Социология. Дисциплина реализуется на социологическом факультете и факультете управления.

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с изучением процессов и механизмов управления в условиях, изменяющихся в обществе социальных отношений. Важнейший предмет изучения социологии управления – это вопросы управления социальной жизнью общества. В учебном курсе акцентируется внимание на основных функциях управления, концепциях социального управления, социальных технологиях в области управления, современном состоянии социологии управления.

Социология управления призвана помочь студентам понять сущность происходящих в стране социальных явлений, познать объективные зависимости между экономическими, социальными и духовными процессами в обществе, ознакомить студентов актуальными проблемами управления социальным развитием.

Аттестация и система контроля студентов проводится в соответствии с утвержденной в РГГУ системой текущего и промежуточного контроля знаний студентов. В ходе текущего контроля оценивается работа студентов на лекциях, семинарах, а также защита эссе. Промежуточный контроль проводится в форме зачета.

Учебный курс «Социология управления» читается в 3 семестре. Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов. Программой дисциплины предусмотрены лекционные занятия (24 часа), семинары (30 часов), самостоятельная работа студента (54 часа).

1.2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Цель курса – овладеть управленческими знаниями и практическими навыками социологического анализа в области социального управления на основе теоретических знаний и методов социологического анализа управленческой деятельности.

Задачи курса – освоить формы, методы и технологии социального управления, научить прогнозировать и проектировать развитие социальных объектов, процессов и явлений, и в соответствии с этим, принимать эффективные, социально ориентированные управленческие решения.

Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Дисциплина относится к профессиональному циклу (базовая часть), предназначена для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению 040100 Социология. Данный курс имеет междисциплинарный характер и органично связан с такими дисциплинами как «Философия», «Экономическая теория», «Социология организаций», «Основы социологии», «История и социология науки».

 

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующий результаты образования:

Знать:

- основные понятия, категории, теории и концепции социологии управления;

- основные теории лидерства;

- основы организационного развития и сущность процесса управления в организациях;

- основные формы, методы и технологии социального управления;

- закономерности управленческих процессов, основные подходы к их изучению;

- методологические основания социологического исследования, основные методы сбора и анализа социологических данных.

Уметь:

- прогнозировать и проектировать развитие социальных объектов, процессов и явлений;

- разрабатывать, принимать и реализовывать эффективные, социально- ориентированные управленческие решения;

- применять основные методы социологии управления для анализа управленческих ситуаций;

- производить, отбирать и анализировать данные о социальных процессах в сфере управления и организации;

- представлять результаты исследовательской и аналитической работы.

Владеть:

- навыками анализа социологических данных, социальной информации, полученных, в том числе смежными науками, для подготовки аналитических предложений, экспертных заключений и рекомендаций, направленных на решение конкретных управленческих задач;

- основными методами и приемами консалтинговой деятельности, маркетинговых и социокультурных исследований;

- навыками участия в мероприятиях по разработке управленческих решений, согласованию интересов различных социальных субъектов, разработке предложений, рекомендаций по их реализации;

- навыками разработки социальных технологий с сфере социального управления.

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин №№ разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
1. Философия + - - -   + + - + -
2. История - - + -   - - - + -
3. Экономическая теория + - + - + - - - - +
4. История и социология науки - + + +   - + - + -
5. Основы социологии часть 1 - + + + + + + + - +
Социология организаций   + +   + + - + + + +

СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетный единицы, 54 часа.

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Семинары Самост. работа
Тема 1. Управление: природа, сущность и содержание       Устный ответ на семинаре.  
Тема 2. Социальное управление: сущность и содержание. Социология управления как отрасль социологической науки.   Экспресс-опрос на лекции. Устный ответ на семинаре.
Тема 3. Основные методологические подходы к социальному управлению. Эволюция социологических взглядов на управление.     Экспресс-опрос на лекции. Рецензирование или реферирование текста статьи или раздела монографии (4-5 стр.).  
Тема 4. Социальное прогнозирование проектирование и планирование в управлении.       Экспресс-опрос на лекции. Устный ответ на семинаре. Доклад на семинаре.  
Тема 5. Методы социологии управления.       Экспресс-опрос на лекции. Устный ответ на семинаре. Доклад на семинаре.  
Тема 6. Социологическая информация в управленческой деятельности.     Экспресс-опрос на лекции. Устный ответ на семинаре.  
Тема 7. Организационная культура в управленческой деятельности.       Экспресс-опрос на лекции. Устный ответ на семинаре. Доклад на семинаре.    
Тема 8. Управление в социальных организациях.       Экспресс-опрос на лекции. Устный ответ на семинаре.  
Тема 9. Феномен лидерства в социальном управлении.     Экспресс-опрос на лекции. Устный ответ на семинаре.  
Тема 10. Социальные технологии в управленческой деятельности.     Экспресс-опрос на лекции. Устный ответ на семинаре.  
Промежуточная аттестация Зачет 0,5 з.е. на подготовку и проведение зачета с оценкой Написание и защита эссе. Ответы на экзаменационные вопросы
  Итого:        

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Управление: природа, сущность и содержание.

Управление как потребность и необходимость. Основные подходы к понятию «управление». Кибернетика как общая теория управления. Понятие, сущность и содержание системы управления, их виды. Основные элементы системы управления, их особенности и различия. Факторы, опосредующие формирование систем управления. Функциональная характеристика элементов систем управления, их специализация, кооперирование, комбинирование, взаимосвязь и взаимодействие. Управление как особая функция (вид деятельности).

Тема 2. Социальное управление: сущность и содержание. Социология управления как отрасль социологической науки.

Понятие общества и социальной системы. Социальная природа и сущность управления. Основные подходы к понятию социального управления. Принципы и функции социального управления. Сферы и уровни социального управления. Специфика управления в общественных системах. Управленческий цикл. Классификация управленческих решений. Процесс разработки, принятия и реализации управленческого решения. Качество и эффективность управленческих решений. Цель и задачи социологии управления как учебного курса. Взаимосвязь социологии управления с общей теорией управления, с прикладными и специальными социологическими дисциплинами. Объект, предмет и основные категории социологии управления. Проблематика социологии управления. Структура социологии управления. Функции социологии управления.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Реализуемые в курсе образовательные технологии призваны сформировать профессиональную направленность обучения будущих бакалавров. При реализации учебной программы «Социология управления» на лекциях используется активный метод обучения с использованием неимитационных технологий: проблемная лекция, лекция дискуссия. На семинаре: семинар-дискуссия с «мозговым штурмом», написание рецензий и реферирование первоисточников, эссе, доклады с использованием аудио-визуальной презентации. 20% – интерактивных занятий от объема аудиторных занятий.

№ п/п Наименование темы Виды учебной работы Формируемые компетенции (указывается код компетенции) Образовательные технологии
1 2 3 4 5
1. Тема 1. Управление: природа, сущность и содержание   Лекция 1. Семинар 1. ОК-2, ОК-6, ОК-7, ПК-10. Устный ответ на семинаре.  
2. Тема 2. Социальное управление: сущность и содержание. Социология управления как отрасль социологической науки. Лекция 2. Семинар 2. ОК-2, ОК-6, ОК-7, ПК-1.   Экспресс-опрос на лекции. Устный ответ на семинаре. Доклад на семинаре.  
3. Тема 3. Основные методологические подходы к социальному управлению. Эволюция социологических взглядов на управление. Лекция 3. Семинар 3.   ОК-1, ОК-2, ОК-6, ПК-1.   Экспресс-опрос на лекции. Устный ответ на семинаре. Доклад на семинаре. Рецензирование или реферирование статьи или раздела монографии.  
4. Тема 4. Социальное прогнозирование проектирование и планирование в управлении.   Лекция 4. Семинар 4. ОК-6, ОК-7, ПК-4, ПК-8, ПК-9.   Экспресс-опрос на лекции. Устный ответ на семинаре. Доклад на семинаре.  
5 Тема 5. Методы социологии управления.   Лекция 5. Семинар 5. ОК-8, ОК-9, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-8.   Экспресс-опрос на лекции. Устный ответ на семинаре. Доклад на семинаре.  
6 Тема 6. Социологическая информация в управленческой деятельности. Лекция 6. Семинар 6. ОК-1, ОК-2, ПК-3, ПК-11. Экспресс-опрос на лекции. Устный ответ на семинаре. Доклад на семинаре.  
7 Тема 7. Организационная культура в управленческой деятельности.   Лекция 7. Семинар 7. ОК-3, ОК-4, ОК-6, ПК-1, Экспресс-опрос на лекции. Устный ответ на семинаре. Доклад на семинаре.    
8. Тема 8. Управление в социальных организациях. Лекция 8. Семинар 8. ОК-6, ПК-6. Экспресс-опрос на лекции. Устный ответ на семинаре. Доклад на семинаре.  
9 Тема 9. Феномен лидерства в социальном управлении. Лекция 9. Семинар 9. ОК-1, ОК-4, ОК-5, ПК-6. Экспресс-опрос на лекции. Устный ответ на семинаре. Доклад на семинаре.  
10 Тема 10. Социальные технологии в управленческой деятельности. Лекция 10. Семинар 10. ОК-7, ПК-6, ПК-11. Экспресс-опрос на лекции. Устный ответ на семинаре. Доклад на семинаре.  

Самостоятельная работа студентов подразумевает работу под руководством преподавателей (консультации и помощь в выполнении тематических заданий), а также, и индивидуальную работу студента в компьютерном классе или библиотеке. Самостоятельная работа студентов организуется с использованием свободного доступа к Интернет-ресурсам, в том числе с обращением к материалам (словарь, комментарии, тексты лекций и т.д.), размещенным на сайте социологического факультета РГГУ http://soc.rsuh.ru/

Студентам предоставляется возможность выступить по одной из тем курса на студенческой конференции социологического факультеа РГГУ в рамках ежегодных Гуманитарных чтений, а также разместить текст доклада на сайте социологического факультета РГГУ http://soc.rsuh.ru/

СИСТЕМА ТЕКУЩЕГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ.

В процессе изучения курса проводится рейтинговый контроль знаний студентов в соответствии с Положением РГГУ о его проведении. Он предполагает учет результатов написания рефератов и рецензий, устных ответов и выступления с докладами на семинарских занятиях, выполнения тестовых заданий, результатов самостоятельной работы по выполнению аналитических заданий, а также степени участия студентов в дискуссии на семинарских занятиях, написание итоговой письменной работы - эссе.

Критерии оценки качества компетенций студентов. Основой для оценки студента служит уровень усвоения материала, предусмотренного государственным образовательным стандартом и учебным планом дисциплины.

Критерии оценки текущего контроля:

«Отлично»: проблема освещена полностью с включением элементов творческого подхода (возможны незначительные недостатки).

«Хорошо»: проблема освещена полностью с недостатками.

«Удовлетворительно»: проблема освещена в целом.

«Неудовлетворительно»: неприемлемый уровень освоения материала, требуется дополнительная работа.

Критерии оценки итоговой аттестации (зачета)

Оценка «зачтено» ставится студенту, который показал всестороннее, глубокое или полное знание материала, предусмотренного программой, ознакомился с основной и дополнительной литературой, рекомендованной программой дисциплины, при условии исчерпывающего ответа на вопрос билета и на дополнительные вопросы.

Оценка «не зачтено» ставится студенту, который не усвоил основной предусмотренный программой материал и допустил принципиальные ошибки при ответе на зачете. Оценка «незачтено»выставляется также, если студент отказался сдавать зачет после его начала или нарушил установленные правила сдачи зачета (списывал, пользовался сведениями из электронных средств связи и т.д.).

Итоговая контрольная работа проводится в форме защиты подготовленного эссе.

Критерии, используемые при проведении рейтингового контроля для студентов, изучающих дисциплину «Социология управления»:

Раздел курса Недели семестра Мин. /Макс. кол. баллов Формы текущего контроля и промежуточной аттестации Проверяемый компонент компетенции
Тема 1. Управление: природа, сущность и содержание         3/5 Устный ответ на семинаре.   Выработать способность «безбоязненного» обсуждения социально-управленческих проблем, осмысления социально-управленческих категорий в рамках социально-гуманитарного знания.
Тема 2. Социальное управление сущность и содержание.   2-3   5/10 Доклад на семинаре. Устный ответ на семинаре. Групповая дискуссия.   Знать содержание процесса социального управления. Владеть навыками разработки управленческих решений
Тема 3. Основные методологические подходы к социальному управлению   3/5 Устный ответ на семинаре. Групповая дискуссия.   Знать основные управленческие концепции, теории, подходы к управлению.  
Тема 4. Социология управления как отрасль социологической науки.       3/5 Доклад на семинаре. Рецензирование и реферирование текста статьи или раздела монографии (4-5 стр.). Групповая дискуссия.   Знать методологические подходы к определению сущности и содержания социологии управления. Уметь принимать эффективные, социально ориентированные управленческие решения.  
Тема 5. Социальное прогнозирование проектирование и планирование в управлении.     3/5 Доклад на семинаре. Устный ответ на семинаре Групповая дискуссия. Знать сущность, содержание и алгоритм социального прогнозирования, проектирования и планирования.  
Тема 6. Методы социологии управления.   5/10 Доклад на семинаре. Устный ответ на семинаре Групповая дискуссия. Знать закономерности управленческих процессов. Уметь применять основные методы социологии управления для разработки управленческого решения и анализа управленческих ситуаций.
Тема 7. Социологическая информация в управленческой деятельности.     5/10 Доклад на семинаре. Устный ответ на семинаре. Групповая дискуссия. Уметь производить, отбирать и анализировать данные о социальных процессах в сфере управления. Уметь представлять результаты исследовательской и аналитической работы. Владеть навыками анализа социологических данных, социальной информации.
Тема 8. Организационная культура в управленческой деятельности.     Доклад на семинаре. Устный ответ на семинаре. Групповая дискуссия. Знать основные типы организационной культуры. Основные компоненты и уровни организационной культуры. Уметь поддерживать организационную культуру в группе, организации. Владеть социально-культурными качествами управленца.
Тема 9. Управление в социальных организациях.   .       Доклад на семинаре. Устный ответ на семинаре. Групповая дискуссия. Знать основные типы и структуры социальной организации. Содержания организационного поведения. Уметь определять социальные факторы, влияющие на работу персонала организации. Владеть навыками построения процесса управления
Тема 10. Феномен лидерства в управленческих отношениях.     Доклад на семинаре. Устный ответ на семинаре. Групповая дискуссия. Знать основных теорий и моделей лидерства Уметь определять основные стили руководства, и психологический тип личности менеджера, Владеть навыками использования эффективных, в конкретной ситуации, стилей управления
Тема 11. Социальные технологии управления и управленческой деятельности.       Доклад на семинаре. Устный ответ на семинаре. Групповая дискуссия. Знать сущность и природу социальных технологий в управленческой деятельности. Формы и виды социальных технологий. Этапы реализации Владеть навыками алгоритмизации социальных процессов, технологической культуры.
Промежуточная аттестация   Написание и защита эссе. Ответы на экзаменационные вопросы Знания по всему содержанию курса. Навыки устной и Power-point презентации Умение позиционного и стратегического использования имеющихся знаний в режиме учебного, научного выступления, в решении прикладных задач. Применение теоретических положений по проблематике курса в собственных исследовательских проектах
Всего   72/100 Зачет  

 

Таблица. Шкала оценки освоения курса

 

Вид контроля Сроки проведения Критерии оценки Количество баллов
1. Участие в обсуждении теоретических вопросов на семинарских занятиях и в решении практических заданий В течение семестра до 5 баллов
2. Написание рефератов и рецензий 3 неделя   до 10 баллов
3. Выполнение тестовых задании 12 неделя 1 тестовое задание-1 балл
4. Итоговая контрольная работа   Последнее занятие Защита итоговой письменной работы - эссе

Таблица. Распределения баллов

Форма контроля Максим. балл Отлично Хорошо Удовл. Неудовл.
Устный ответ 2-0
Собеседование, семинар в диалоговом режиме (СДР) 2-0
Реферирование статьи (4-5 с.) 2-0
Рецензия на статью или раздел монографии (2-3 с.) 10-9 8-7 6-5 4-0
Доклад 2-0
Групповая дискуссия (ГД), участие в круглом столе 2-0
Участие в ролевой игре (РДИ) 2-0
Реферат/эссе (15-20 с.) 15-13 12-10 9-7 6-0
Зачет 40-35 32-25 24-15 14-0

Таблица. Критерии промежуточного контроля для дифференцированного зачета

100-балльная шкала Традиционная шкала Шкала ECTS
91 – 100 отлично зачтено   A
83 – 90 B
75 – 82 хорошо зачтено C
61 – 74 удовлетворительно   D
51 – 60 E
31 – 50 неудовлетворительно не зачтено FX
0 – 30 F

Студент сам выбирает формы текущего контроля из предложенного списка с учетом того, что по каждому разделу курса необходимо набрать не менее минимальной суммы баллов. Максимальное сумма баллов по всем формам текущего контроля - 60.

Студент допускается до сдачи зачета при условии, что им выполнено минимум заданий предусмотренного программой по текущему контролю. Минимальная сумма баллов по всем формам текущего контроля составляет не менее - 32.

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Примерная тематика рефератов и эссе

1. Теоретические и социальные предпосылки возникновения социологии управления

2. Содержательная структура социологии управления. Развитие управленческих концепций.

3. Социальные системы. Основные понятия и свойства систем.

4. Стратегия социокультурной модернизации России.

5. Теория и практика становления и развития социального пла­нирования в СССР.

6. Социальное планирование в зарубежных странах (опыт стран Европы, Азии, Америки).

7. Особенности разработки и внедрения социальных технологий в современной России.

8. Социальное измерение модернизации в России.

9. Формирование технологической культуры будущего менеджера: опыт, достижения, проблемы.

10. Основные прогнозы развития социальных процессов в России.

11. Актуальные проблемы управления современным российским обществом: их характеристика, возможные направления решения.

12. Государство и его функции в социальном управлении.

13. Возможна ли в современной России модернизация.

14. Социологическое обеспечение подготовки, выработки и реализации управлен­ческого решения.

15. Особенности социального управления в современной России.

16. Основные модернизационные теории и стратегии. Модернизация социального управления в России.

17. Социология управления и социальный порядок.

18. Управленческий цикл. Классификация управленческих решений.

19. Процесс разработки, принятия и реализации управленческого решения.

20. Классификация методов управления. Особенности и содержание методов управления.

21. Алгоритм информационного обеспечения процесса управления.

22. Генезис развития и формирования организационной культуры.

23. Социальная организация как социальная система. Социальная структура организации.

24. Содержание организационного поведения.

25. Социальные аспекты и источники власти. Формы власти и влияния.

26. Управленческие технологии: сущность, специфика и особенности проектирования.

27. Понятие, сущность и значение информации для социального управления.

28. Сущность и типология стиля руководства.

29. Алгоритм социального проектирования. Методы социального проектирования.

30. Алгоритм социального планирования. Методы социального планирования.

31. Социальные технологии и логика их проектирования.

32. Групповая динамика в организации.

33. Сущность и содержание процесса управления в организациях.

34. Поддержание организационной культуры в социальных системах.

35. Содержание и структура организационной культуры.

Контрольные вопросы по курсу

1. Дайте характеристику методологическим подходам в исследовании общества в теории управления.

2. Какова связь социологии управления с другими науками (социология, менеджмент, экономика)?

3. Назовите и дайте характеристику основным методам социального управления.

4. В чем заключается механизм целевого управленческого воздействия?

5. Охарактеризуйте классический этап развития социологии управления

6. Каковы особенности развития социологии управления в России?

7. В чем заключаются цели, потребности и интересы в сфере управлении?

8. Дайте характеристику факторам, определяющим эффективность использования информации в социальном управлении.

9. Назовите виды и типы управленческой информации.

10. Продемонстрируйте алгоритм социального прогнозирования.

11. Характеристика показателей социального планирования.

12. Дайте определение понятию «социальные технологии».

13. Каковы формы и виды социальных технологий?

14. Каковы особенности технологической культуры современных руководителей в России.

15. Дайте характеристику методам исследования систем управления.

16. Раскройте содержание компонентов и структуры организационной культуры.

17. Дайте характеристику основным стилям и методам руководства и управления.

18. Назовите основные типы социальных организаций.

19. Дайте характеристику основным теориям лидерства.

Примерные вопросы к зачету

1. Объект и предмет социологии управления.

2. Функции, принципы и методы социологии управления, их характеристика.

3. Содержание и структура социологии управления.

4. Основные школы и концепции социального управления, их характеристика.

5. Методы мотивирования персонала.

6. Школа научного управления: Ф. Тейлор, Г. Форд, Г. Эмерсон.

7. «Административная» школа управления: А. Файоль, Л. Урвик, Д. Муни.

8. Алгоритм социального прогнозирования.

9. Алгоритм социального проектирования.

10. Принципы и методы социального проектирования.

11. Социальные проекты и их классификация.

12. Сущность социального программирования.

13. Алгоритм социального программирования

14. Понятие и сущность социального планирования.

15. Методы социального планирования.

16. Типология организационной культуры.

17. Алгоритм социального планирования

18. Методы прогнозирования.

19. Сущность и содержание стиля руководства в организации.

20. Структура социальной информации.

21. Методы сбора социологической информации.

22. Формы социальных технологий

23. Типы социальных организаций.

24. Содержание социологического обеспечения управления.

25. Социальные технологии: сущность, особенности, основные функции, и принципы построения.

26. Основные виды социальных технологий, их характеристика.

27. Виды социальной информации, их природа и свойства.

28. Использование социальной информации в деятельности органов управления.

29. Взаимосвязь социологии управления с общей теорией управления и управленческими дисциплинами.

30. Социология управления, административное управление и менеджмент, их сходство и различие.

31. Методы социального управления, их характеристика.

32. Методика организации социально-управленческого мониторинга в деятельности органов государственного и муниципального управления.

33. Развитие теории управления в России.

34. Феномен лидерства: сущность и содержание.

35. Технологическая культура управленца (менеджера): сущность и содержание.

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Литература

Обязательная

Учебная

Основы социального управления: учебное пособие / В.А. Горбухов. - М.: Форум, 2009. - 224 с.

Теория управления: Учебное пособие / Л.А. Бурганова. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ Инфра-М, 2012. - 160 с.

Зборовский Г.Е., Костина Н.Б. Социология управления: Учебное пособие для вузов. Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного ун-та, 2003. – 230 с. С. 68-95.

Коробко В.И. Теория управления. / Учебное пособие - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 384 с. С. 4-27.

Маршев В.И. История управленческой мысли: Учебник. - М.: Инфра-М, 2005. - 731с.

Социология управления: Учебное пособие / А.А. Николаев; Финансовая Академия при Правительстве РФ. - М.: Альфа-М, 2011. - 272 с.

Оганян, К. М. Социальные технологии [Электронный ресурс] : учебное пособие / К. М. Оганян. - СПб. : СПбГИЭУ, 2007. - 368 с. - Режим доступа: http://znanium.com/

Организация, управление и администрирование в социальной работе: Учебник / А.И. Войтенко, Е.И. Комаров. - М.: ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2010. - 255 с.

Организационное поведение : Учебник / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова. - М.: Магистр: НИЦ Инфра-М, 2013. - 464 с

Пищулин Н.П., Пищулин С.Н., Бетуганов А.А. Социальное управление: теория и практика: Учебное пособие: В 2 т. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2003. – Т. 1. – 549 с., Т. 2 . – 451 с. Гл. 2-5.

Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 304 с. С. 40-78, 116-146, 206-246.

Социология управления: Учебник / Под общ. ред. В.Э. Бойкова. – М.: Изд-во РАГС, 2006. – 336 с. – С. 13-83.

Социология управления // Социология: Учеб. пособие для студентов вузов / А. Н. Елсуков Е.М. Бабосов А.Н. Данилов и др.; Под общ. ред. проф. А.Н. Елсукова. – 3-е изд., стереот. – Мн.: «ТетраСистемс», 2001. – Гл. 3.

Тавокин, Е. П. Управление - социальное управление - социология управления [Электронный ресурс] : учебное пособие / Е. П. Тавокин. - М.: Либроком, 2010. - 256 с.

Тавокин, Е. П. Социологическая информация в социальном управлении [Электроный ресурс] : Лекция / Е. П. Тавокин. - М.: Изд-во РАГС, 2008. - 34 с. - Режим доступа: http://www.znanium.com/

Тощенко Ж.Т. Социология управления. Учебник, - М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2011. – 300 с. С. 16-26.

Управление проектом. Основы проектного управления: учебник / кол. Авт.; под ред. Проф. М.Л. Разу. – М.: КНОРУС, 2006. – 768 с. Гл. 1-2, 5-10.

Удальцова М.В. Социология управления: Учебное пособие. - М.: ИНФРА - М, Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. – 144 с. С. 61-97.

Фененко, Ю. В. Социология управления [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов, обучающихся по социально-гуманитарным специальностям / Ю. В. Фененко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 215 с.

Фролов С. С. Социология организаций: Учебник. — М.: Гардарики, 2001. — 384 с.: ил. Гл. 6.

 

Научная

Гринберг, А. С. Информационный менеджмент [Электронный ресурс] : Учеб. пособие для вузов / А. С.Гринберг, И. А. Король. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 415 с.

Бородкин, Ф. М. Социальные индикаторы [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Статистика» и другим экономическим специальностям / Ф. М. Бородкин, С. А. Айвазян. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 607 с. [ЭБС, znanium.com]

Гвишиани Д. М. Организация и управление. – Изд. 3-е, перераб. – 
М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998. – 332 c.

Зинченко Г.П. Социология государственной и муниципальной службы: программа-концепция // Социс. 1996. № 6. с. 102-109.

Иванов В.Н., Патрушев В.И. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЗАО И







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.146.112 (0.055 с.)