Использования. Диалектная лексика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использования. Диалектная лексика



1. Деление лексики на общеупотребительную и лексику ограниченной сферы использования.

2. Типы необщенародной лексики.

3. Диалектные слова, их типы.

4. Использование диалектных средств в художественной литературе (функции, приемы введения в текст).

Задания:

1. Повторите признаки старославянизмов и слов, заимствованных из неславянских языков.

2. Определите тип диалектизмов. В скобках даны значения диалектных слов.

Махотка (глиняный горшок), баской (красивый), голицы (рукавицы), манарка (особый род верхней одежды), зубарь (спорщик), бодрый (нарядный), козюля (змея), шушпан (верхняя женская одежда из белой домотканой шерстяной материи), музга (болото), гай (лес), гуторить (говорить), сам (хозяин, муж), цай (чай), чепь (цепь), бамага (бумага), хвилин (филин), жисть (жизнь), черница (черника), откуль (откуда), дарма (даром), под столам (под столами), идеть (идёт), у мене (у меня).

3. Определите тип, значение, причину употребления в тексте найденных диалектизмов. Замените их литературными словами.

- Как не быть! Всяк случается, братец ты мой, - начал опять ярославец, - ты не серчай. …Вот, примерно, - прибавил он после молчка, - у нас по соседству, верстах эвтак в пяти, и того не станет, жил вольный мужик, и парень у него, сын, уж такой был знатный, смирный, работящий, что говорить, на всё и про всё парень!.. С достатком и люде-те были… Об лето хаживали, вишь, они по околотку… крыши да дома красили. Тем и пробавлялись; а в зимнее дело либо в осенину ходили по болотам, дичину всякую да зайцев стреляли: кругом их такие-то всё болота, и, и, и! страсти господни! Пешу не пройтить! Вот какие болота! Ну, хорошо; и говорю, мужички богатые были, не то, примерно, голыши какие… Старик-ат, куды, сказывают, горазд был знать места, где дичина водилась; куда, бывало, поедет, руками загребай…

Литература:

1. Калинин А.В. Лексика современного русского языка. – М., 1978. – С. 119-134.

2. Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык. – М.,1997. – С. 211 – 222.

3. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М., 1998. – С.87-90.

4. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М., 2003. – С. 81-82.

5. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология: Уч. пос. для филол. спец. вузов – М.,1990. – С. 210-230.

6. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. – М., 1977. – С.272-280.

 

№8. ЛЕКСИКА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

СФЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА. ЖАРГОНИЗМЫ

1. Понятие о специальной (профессионально-терминологической) лексике.

2. Классификация слов, относящихся к данному пласту: по области применения, по степени официальной принятости.

3. Жаргонная лексика, ее классификация.

4. Причины возникновения жаргонных слов и их системных объединений.

5. Источники формирования жаргонов.

6. Использование специальной лексики и жаргонизмов в художественной литературе и публицистике.

Задания:

1. С какими профессиями связаны приведенные слова? Проверьте по толковому словарю, какие из них стали общеупотребительными, а какие являются специальными. Какие вам известны специальные слова, употребляемые представителями этих профессий?

Опера, кларнет, артиллерия, грунтовать, снаряд, кросс, зарядка, соната, гармония, десант, бомбардировка, слалом, тайм, спринтер, вокал, взвод, автоматчик, прыгун, эскиз, пастель, дворники (стеклоочистители), камбуз, кубрик, такелаж, темпера.

2. Из газет и журналов выпишите по 3-4 примера профессиональных слов.

3. Запишите в контексте 5-6 слов студенческого или школьного жаргона, объясните их значение, назовите возможную причину появления.

Литература:

1. Калинин А.В. Лексика современного русского языка. – М., 1978. – С. 134-152.

2. Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык. – М.,1997. – С. 222 - 240.

3. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М., 1998. – С. 90-94.

4. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология: Уч. пос. для филол. спец. вузов – М.,1990. – С. 216-228.

5. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. – М., 1977. – С.272-280.

№ 9. Пути развития лексической системы.

Старое и новое в лексике

1. Понятие об активном и пассивном словарном запасе языка.

2. Типы устаревших слов: а) историзмы; б) архаизмы.

3. Классификация архаизмов:

- лексико-фонетические,

- лексико-словообразовательные,

- собственно-лексические,

- семантические,

- грамматические.

4. Функции устаревшей лексики в современных текстах.

5. Неологизмы.

6. Причины и пути появления новых слов.

7. Деление неологизмов на языковые и авторские.

Задания:

1. Один студент, встретив незнакомые ему слова лепрозорий и камикадзе, отнес их к архаизмам, а другой – к неологизмам. Что это за слова? Можно ли при определении активности/пассивности слова исходить из своего словарного запаса? Всегда ли редко употребляющиеся слова – архаизмы или неологизмы?

2. Какие из данных слов, вошедших в русский язык в советское время, можно считать неологизмами и в наши дни?

Космонавт, космодром, телевизор, телецентр, телевышка, телесериал, звездолет, астронавт, универсам, бестер, полигон, ретро, прилуниться, сафари, шорты, джинсы, лайнер, фломастер.

3. Выделите слова, которые 1) вам неизвестны; 2)известны, но вы их не употребляете (объясните почему). Какие слова отмечены вами: пассивные в вашей речи и в речи ваших сокурсников? Пассивные для всех носителей языка (архаизмы, неологизмы, экзотизмы)? Можно ли решить эти вопросы без словаря?

1. Горячо пахнуло воском и ладаном. За бархатным аналоем читал кривоплечий человек в черном подряснике и скуфье… 2. Она шарахается автомобильных гудков. Любит звоночки коночек. 3. В дряхлую спину хохочут и ржут канделябры. 4. Я люблю нейтрино! 5. Из-под руки смотрю туда, моргая. Это она опять фата-моргана.

4. Выделите историзмы и архаизмы в строках А.С. Пушкина, установите их типы.

1. Что ежели правитель в самом деле державными заботами наскучил и на престол безвластный не взойдет? 2. Весь город был свидетель злодеянья; все граждане согласно показали; и, возвратясь, я мог единым словом изобличить сокрытого злодея. 3. Да трудно нам тягаться с Годуновым; народ отвык в нас видеть древню отрасль воинственных властителей своих… Уже давно лишились мы уделов. 4. Собором положили в последний раз отведать силу просьбы над скорбною правителя душой. 5. Да ниспошлет господь любовь и мир его душе страдающей и бурной. А сын его Феодор? На престоле он воздыхал о мирном житие молчальника. Он царские чертоги преобратил в молитвенную келью. 6. – Уж эти мне грамотеи! Что еще выдумали! «Буду царем на Москве!» Ах он, сосуд диавольский!

Литература:

1. Калинин А.В. Лексика современного русского языка. – М., 1978. – С. 101-117.

2. Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык. – М.,1997. – С. 153 – 170.

3. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М., 1998. – С. 75-84.

4. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М., 2003. – С.74-78.

5. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология: Уч. пос. для филол. спец. вузов – М.,1990. – С. 285-298.

 

№ 10. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Задания для домашней подготовки

1. Повторите все вопросы занятий № 1-9.

2. Подберите и охарактеризуйте 1) синонимы к словам: ветхий, гляделки, лгать, шествовать, учить, гигантский; 2) антонимы к словам: веселый, вражда, вредный, тогда, горячий, радоваться, зима.

3. Отметьте признаки старославянизмов и неславянских слов:

Храбрый, времена, юноша, презрение, фиаско, презрение, инфекция, экспорт, аффект, изолировать, поливитамины, косинус, аморальный, агнец, диссертация, псалом, прежде.

4. Выпишите по 2 примера употребления в публицистике и художественной литературе старославянизмов, неславянских слов, терминов, профессионализмов, жаргонизмов.

Примечание: Задания № 2-4 выполните в тетради для контрольных работ.

Примерные задания для аудиторной работы:

1. Выписать из текста примеры слов, имеющих стилистическую закрепленность. Найти примеры нейтральной межстилевой лексики.

2. Выписать эмоционально-оценочные слова. Положительную или отрицательную оценку они выражают? Как передана оценка: 1) заключена в основном значении слова; 2) проявляется при переносном употреблении; 3) выражается суффиксами?

3. Выписать термины и терминологические сочетания, определить их тип и область применения.

4. Найти заимствованные слова, отметить приметы иноязычных слов.

5. Выписать, указав признаки, старославянизмы.

6. Привести синонимы к словам из текста: конфликт, исчезает, изнуряют. Охарактеризовать полученные ряды. Привести антонимы к словам из текста: потеря, говорит, снизить, больно. Охарактеризовать полученные антонимические пары. Найти в тексте слова, способные иметь омонимы, паронимы или вступать в смежные с омонимией отношения.

7. Определить стиль текста, отметив характерные стилевые и языковые черты.

Примечание: Работа выполняется по текстам из газет.

№11.Фразеология. Понятие о фразеологизмах.

1. Свободные и несвободные словосочетания.

2. Вопрос о границах понятия «фразеологизм». Классификация фразеологизмов по степени связанности компонентов и степени их семантической спаянности:

- фразеологические сращения,

- фразеологические единства,

- фразеологические сочетания,

- фразеологические выражения.

3. Характеристика фразеологизмов с точки зрения эмоционально-стилистических свойств, сферы возникновения и первичного употребления.

4. Характеристика фразеологизмов по происхождению.

Задания:

1. Охарактеризуйте фразеологизмы с точки зрения их семантической слитности:

Не видно ни зги, последняя спица в колеснице, растяжимое понятие, щекотливое положение, тертый калач, пуганая ворона, в ус не дуть, валить с больной головы на здоровую, со всеми потрохами, уйти в свою скорлупу, беспробудный сон, гвоздь сезона, днем с огнем, воду решетом носить, скрепя сердце, чесать зубы, наобум Лазаря, и стар и млад, человек долга, стыд и срам, метать бисер перед свиньями, храм науки, белены объелся, смотать удочки, лясы точить, темна вода во облацех, погибоша аки обре, от жилетки рукава, и нашим и вашим, высуня язык, внести свою лепту.

2. Найдите и исправьте речевые ошибки при употреблении фразеологизмов: неоправданное сужение или расширение их состава, замену компонентов, искажение грамматической формы компонентов в составе фразеологизмов, контаминацию их элементов и др.

1. Писатель идет в одну ногу со своим временем. 2. Он знал всю его подноготную жизнь. 3. Её душа обливалась гордостью за сына. 4. Это была последняя капля, которая переполнила бочку с порохом. 5. Я буду говорить сегодня совершенно откровенно, так как здесь собрался узкий круг ограниченных людей. 6. Он не из робкой десятки. 7. Воронцов теперь организовал театр на более широкую ногу. 8. Все у них было шито-крыто белыми нитками, так что комар носа не просунет. 9. Гребцы взялись за весла, и корабль понесся на всех парусах. 10. Нехорошо выносить мусор из избы.

Литература:

1. Калинин А.В. Лексика современного русского языка. – М., 1978. – С. 182-190.

2. Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык. – М.,1997. – С. 240 - 268.

3. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М., 1998. – С. 110-117.

4. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология: Уч. пос. для филол. спец. вузов – М.,1990. – С. 304-309, 321-325, 350-355.

6. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. – М., 1977. – С.288-320.

 

 

№ 12. Фразеологическая система русского языка. Стилистическое использование

Фразеологических единиц

1. Отражение системных связей внутри фразеологического состава языка:

- многозначность ФЕ,

- синонимия ФЕ,

- антонимия ФЕ,

- омонимия ФЕ.

2. Языковые явления, напоминающие фразеологические сочетания.

3. Стилистическое расслоение фразеологизмов.

4. Использование ФЕ в текстах:

- функции,

- традиционное и нетрадиционное употребление,

- приемы авторской обработки ФЕ.

Задания:

1. На отдельном листе напишите небольшой текст (не более 1 страницы), употребив максимально возможное количество ФЕ.

2. Подберите к фразеологическим единицам слова с синонимическим значением:

поднимать нос, взять в долг, вешать нос на квинту, спустя рукава, с незапамятных времен, презренный металл, тугой на ухо, мухи не обидит, на одно лицо, с булавочную головку, как на подбор, молоко на губах не обсохло.

3. Выделите синонимические и антонимические ряды:

давать волю языку, держать себя в руках, входить в колею, козел отпущения, соцти в могилу, без сучка без задоринки, как в воду канул, вилять хвостом, мальчик для битья, протянуть ноги, выходить из себя, как по маслу, держать язык за зубами, выбиваться из колеи, уйти из жизни, держать язык на привязи, как сквозь землю провалиться.

Литература:

1. Калинин А.В. Лексика современного русского языка. – М., 1978. – С. 190 - 200.

2. Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык. – М.,1997. – С. 240 - 268.

3. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М., 1998. – С. 117 - 125.

4. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М., 2003. – С. 88-93.

5. Русский язык и культура речи. /А.И. Дунев, М.Л. Дымарский и др. / Под ред. В.Д. Черняк. – М., 2002. – С. 85-105.

6. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология: Уч. пос. для филол. спец. вузов – М.,1990. – С. 357 - 361.

7. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. – М., 1977. – С.288-320.

 

 

№ 13. Основные фонетические единицы

1. Фонетика как раздел науки о языке.

2. Классификация фонетических единиц (фраза, интонация, речевой такт, фонетическое слово, слог, ударение).

3. Соотношение звука и фонемы.

4. Классификация звуков русского языка.

Задания:

1. Определите, по каким признакам различаются согласные в каждой из пар. Назовите другие пары согласных, различие между которыми связано с этими же признаками:

с – з, т – с, п – т, с – ш, д – г, б – м, с, -с, л – р, т – ц, в – в,, п – к, м – н.

2. Определите количество букв и количество звуков в словах:

быть – быт, брат – брать, ест – есть, жест – жесть, нов – новь, стал- сталь, мел – мель; рожь, молодежь, ложь, багаж, пейзаж, карандаш, наотмашь, гуашь, помочь, дочь, стричь.

3. Определите смыслоразличительную функцию фонем в словах:

Там – том, бал – был – бел, сыр – сор, бук – бык – бурка – бурки, бак – бок, баба – бабка, бурав – бурак – буран, мочь – мог, везти – вести, мех – смех, бежать – сбежать – вбежать, нигде – негде, никто – некто, некого – нечего.

 

Литература:

1. Касаткин Л.П. и др. Краткий справочник по современному русскому языку. – М., 1996. – С.67 - 125.

2. Касаткин Л.П. и др. Русский язык. Ч.1. – М., 1989. – С.181 – 188, 199 - 202.

3. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М., 1998. – С. 139 – 149, 152 - 156.

4. Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский язык. Ч.1. – М.,1987. – С. 108 – 117.

 

№ 14. Орфоэпия. Основные орфоэпические нормы

1. Общее понятие об орфоэпии.

2. Стили произношения.

3. Произношение отдельных звуков: а) гласных, б) согласных.

4. Произношение некоторых звукосочетаний (чн, шн, дж и др.).

5. Произношение некоторых грамматических форм.

6. Особенности произношения имен и отчеств.

7. Произношение заимствованных слов.

8. Русское словесное ударение. Акцентологические нормы (нормы в области ударения). Активные процессы в области ударения.

 

Задания:

1. Объясните, какой особенностью русского произношения объясняется одинаковое произношение безударных гласных в словах:

трава – дрова, глаза – гроза, сады – собор, старик – сторож, перевалить – вода.

2. Анализируя рифмы приведенных строф, установите отступления от современных литературных норм под влиянием архаического произношения.

1. В глуши, в деревне все вам скучно,

А мы, ничем мы не блестим,

Хоть вам и рады простодушно. (Пушкин)

2. По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит.

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит. (Пушкин)

3. …Эх, сердечный,

Что же значит твой стон бесконечный? (Некрасов)

4. Но в одну из кают

Чемодана не несут –

Там поедет вот что:

Почтальон и почта. (Маршак)

5. Скорее, путник одинокий,

Закройся буркою широкой. (Лермонтов).

3. По каким орфоэпическим правилам произносятся слова:

съезжать, позже, дребезжа, изжить, разжать, можжевельник, изжарить, сжимать, сжег, брызжет, жжет.

4. Понаблюдайте за речью студентов, знакомых и др., отметьте обнаруженные отступления от орфоэпических норм.

5. Поставьте ударения в словах:

агент, каучук, планер, баржа, древко, коклюш, лосось, лыжня, щавель, община, петля, русло, творог, сажень, диалог, каталог, некролог, километр, сироты, эксперт, цемент, компас, индустрия, симметрия, договор, приговор, заговор, острота, заголовок, недоимка, нефтепровод, искус, изобретение, мышление, обеспечение, квартал, упрочение, баловство, волшебство, ханжество, хаос, искра, приданое, присказка, чистильщик, откупорить, усугубить, баловать, ржаветь, искриться, индеветь, доллар, аристократия, анапест, антипатия, атлас.

 

Литература:

1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – М., 1984. – С.10 – 19, 193 - 236

2. Горбачевич К.С. нормы современного русского литературного языка. – М., 1978. – С. 26 – 40, 85 – 161.

3. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М., 1998. – С. 152 - 156.

 

№ 15. Контрольная работа № 2.

Задания для домашней подготовки:

1. Выпишите в тетрадь для контрольных работ разделы русской орфографии и принципы каждого раздела. Приведите примеры реализации каждого принципа.

2. Найдите и запишите примеры употребления в контексте фразеологизмов, укажите типы фразеологизмов.

3. Повторите вопросы занятий № 11-16.

Примерные задания для аудиторной работы:

1. Найдите в тексте фразеологизмы или их модификации, охарактеризуйте их и по степени связанности компонентов, происхождению и с точки зрения эмоционально – стилистических свойств:

Он принимал за чистую монету все изъявления восторга при встрече с его особой. (М. Зощенко) и т. д.

2. В каких словарях можно найти сведения о следующих словах и выражениях. Объясните свою точку зрения. Дайте краткую характеристику 1-2 словарям:

вакансия, класс1 – класс2, бить баклуши, клёво и т.д.

3. Покажите на примере подчеркнутых букв соотношение буква – звук – фонема. Сделайте фонетическую запись подчеркнутого слова, объясните, как отражаются в приведенных словах нормы и варианты произношения гласных, согласных, сочетаний звуков.

1. Свод о м кам е нным каже тся неб о. 2. Ожидание все тяго ст нее. И т.д.

4. Укажите принципы написания слов и соответствующие разделы русской орфографии: Филипп, по-новому, паровоз, молоко и т.д.

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ЛЕКСИКОЛОГИИ,

ФРАЗЕОЛОГИИ, ФОНЕТИКЕ,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.100.34 (0.072 с.)