Тема 1. Понятие о современном русском литературном языке. Слово как единица языковой системы. Лексическое значение слова, его типы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Понятие о современном русском литературном языке. Слово как единица языковой системы. Лексическое значение слова, его типы



ПЛАНЫ ЛЕКЦИЙ

 

Тема 1. Понятие о современном русском литературном языке. Слово как единица языковой системы. Лексическое значение слова, его типы

1. Язык как знаковая система.

2. Русский национальный язык среди других славянских языков.

3. Современный русский литературный язык и другие формы национального языка. Общее понятие о нормах современного русского литературного языка.

4. Слово как единица языковой системы.

5. Лексическое значение и типы.

Литература:

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов н/Д., 2002. – С. 5-46.

2. Калинин А.В. Лексика современного русского языка. – М., 1978. – С. 23-39.

3. Касаткин Л.Л., Крысин И.К. Русский язык./ Под ред. Л.Ю. Максимова. В 2-х ч. – Ч. 1. - М., 1989. – С. 55-58.

4. Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык. – М.,1997. – С. 5 – 75.

5. Современный русский литературный язык./ Под ред. П.А. Леканта. – М.,1982. – С. 13-15.

6. Современный русский язык. Лексика и фразеология. Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Словообразование. Морфология. Синтаксис. / Под ред. Д.Э. Розенталя. – М.,1984.

7. Современный русский язык: анализ языковых единиц./ Под ред. Е.И. Дибровой. В 3-х ч. – Ч.1. - М.,1995. – С.73-83.

8. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология: Уч. пос. для филол. спец. вузов – М.,1990. – С. 4, с. 9-10, с. 36-46.

9. Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский язык. В 3-х ч. – Ч.1. - М.,1987. - § 7.

10. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. – М., 1977. – С.68-130.

Тема 2. Парадигматические отношения в лексике

1. Типы лексических парадигм.

2. Понятие о синонимах и синонимическом ряде. Типы синонимов.

3. Понятие об антонимах. Типы антонимов.

4. Лексические омонимы и похожие на них языковые явления (омоформы, омографы, омофоны).

5. Понятие о паронимах.

6. Стилистическое использование ресурсов каждого объединения.

Литература:

1. Калинин А.В. Лексика современного русского языка. – М., 1978. – С. 39 - 61.

2. Касаткин Л.Л., Крысин И.К. Русский язык./ Под ред. Л.Ю. Максимова. В 2-х ч. – Ч. 1. - М., 1989. – С. 82-97.

3. Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык. – М.,1997. – С. 75 –115.

4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М., 1998. – С.29-53.

5. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. – М., 1977. – С.193-209.

 

Тема 6. Понятие об активном и пассивном словарном запасе

Русского языка. Новое и старое в лексике.

1. Активный и пассивный словарный запас языка.

2. Новое и старое в лексике: а) архаизмы, б) историзмы, в) неологизмы.

3. Причины устаревания слов. Типы архаизмов и историзмов. Стилистическое использование устаревших слов.

4. Пути и причины появления новых слов. Функции неологизмов. Понятие об окказионализмах.

Литература:

1. Калинин А.В. Лексика современного русского языка. – М., 1978. – С. 101-117.

2. Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык. – М.,1997. – С. 153 – 170.

3. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М., 1998. – С. 75-84.

4. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология: Уч. пос. для филол. спец. вузов – М.,1990. – С. 285-298.

 

Тема 7. Общее понятие о фразеологии. Признаки и возможные классификации

Фразеологических единиц

1. Общее понятие о фразеологии как разделе науки о языке.

2. Фразеологизмы, их признаки. Соотношение фразеологизма и слова, фразеологизма и свободного словосочетания.

3. Классификация фразеологизмов с точки зрения их структуры, устойчивости состава, происхождения, экспрессивно-стилистической окраски.

4. Типы фразеологизмов по степени слитности компонентов.

Литература:

1. Калинин А.В. Лексика современного русского языка. – М., 1978. – С. 182-200.

2. Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык. – М.,1997. – С. 240 - 268.

3. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М., 1998. – С. 110-125.

4. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология: Уч. пос. для филол. спец. вузов – М., 1990. – С. 304-309, 321-325, 350-361.

5. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. – М., 1977. – С.288-320.

 

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

№ 1. Полисемия. Типы переносных значений

ЛЕКСИКА КНИЖНЫХ СТИЛЕЙ.

1. Стилистическое расслоение лексики.

2. Межстилевая (стилистически нейтральная лексика) лексика.

3. Классификация лексики книжных стилей:

- умеренно и сугубо книжные слова,

- высокая лексика,

- официально-деловая лексика.

4. Признаки слов книжно-письменной речи:

связанные со структурой слов,

- происхождением,

- значением (семантикой).

Задания:

1. Подготовиться к терминологическому диктанту, повторить значения терминов:

полисемия, метафора, метонимия, синекдоха, омонимы, омоформы, омографы, синонимы, синонимический ряд, антитеза, оксюморон, антонимы.

2. Распределить слова каждого синонимического ряда по трем группам: общеупотребительные, книжные, разговорные.

Верх – верхушка – макушка, преграда – препятствие – помеха, трусить – опасаться – бояться, прогнать – выставить – изгнать, тревожиться – психовать – волноваться, вторгаться – влезать.

3. По материалам газет и журналов самостоятельно подобрать тексты, в которых преобладает а) нейтральная, межстилевая лексика, б) лексика научного стиля, в) официально-деловая лексика. Найденные статьи принести на занятие.

Литература:

  1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов н/Д., 2002. – С. 211-303, 303-399.
  2. Калинин А.В. Лексика современного русского языка. – М., 1978. – С. 153-157, с. 164-168, с. 170-172.
  3. Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык. – М.,1997. – С.115–153.
  4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М., 1998. – С.97-107.
  5. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М., 2003. – С. 82-87
  6. Русский язык и культура речи. /А.И. Дунев, М.Л. Дымарский и др. / Под ред. В.Д. Черняк. – М., 2002. – С. 375-467.
  7. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология: Уч. пос. для филол. спец. вузов – М.,1990. – С. 241-247, с.254-271.
  8. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. – М., 1977. – С.151- 181.

 

№4. ЛЕКСИКА РАЗГОВОРНОГО СТИЛЯ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЛОВ РАЗНЫХ

СТИЛИСТИЧЕСКИХ ПЛАСТОВ.

1. Характеристика разговорной лексики. Деление лексики разговорного стиля на эмоционально-окрашенную, экспрессивную и нейтральную.

2. Признаки слов разговорного стиля.

3. Использование лексики разговорного стиля.

4.Соотношение понятий «разговорная» и «просторечная» лексика.

5. Особые случаи использования лексики разных стилистических пластов.

6. Смешение стилей.

Творческое задание:

Самостоятельно выбрав одну общую тему, напишите четыре текста в разных стилях (публицистическом, научном, официально-деловом, разговорном). Задание оформите на отдельном листе, на занятии сдайте на проверку.

Литература:

1. Калинин А.В. Лексика современного русского языка. – М., 1978. – С. 157-163, с.172-180.

2. Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык. – М.,1997.- С.115-153.

3. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М., 1998. – С.97-107.

4. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М., 2003. – С. 87-88.

5. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология: Уч. пос. для филол. спец. вузов – М.,1990. – С. 241-254, с.264-271.

6. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. – М., 1977. – С.151- 181.

 

№ 5. РУССКАЯ ЛЕКСИКА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

ИЗ ОТДЕЛЬНЫХ ЯЗЫКОВ

1. Пути формирования русской лексики.

2. Понятие об исконно русской лексике. Исконно русская лексика с точки зрения времени ее возникновения.

3. Заимствованная лексика. Причины заимствования.

4. Освоение иноязычных слов:

· фонетическое,

· графическое,

· грамматическое,

· лексическое.

5. Заимствования из неславянских языков. Время заимствования, признаки заимствованных слов, тематические группы.

· древние заимствования из скандинавских и финских языков,

· тюркские заимствования,

· греческие и латинские заимствования,

· заимствования из новых европейских языков.

6. Интернационализмы, экзотизмы и варваризмы.

Задания:

1. Определите признаки заимствованных слов:

арфа, факел, алиби, кюре, боа, герцог, башлык, фарисей, хаос, экипаж, эссе, сарафан, пюре, гений, кентавр, кювет, сюрреализм, аут, мюзик-холл, пюпитр, ятаган.

2. Выделите среди экзотизмов разные семантические группы (названия одежды, помещений, денежных единиц и др.). Какие русские слова могут быть экзотизмами в языках других народов? Какими словами вы могли бы дополнить выделенные группы?

Клерк, шериф, ковбой, магараджа, идальго, кули, рикша, матадор, эсквайр, консьержка, сакля, томагавк, яранга, юрта, ятаган, лассо, чадра, луидор, лира, сейм, пиастры, сольдо, хурал, бундестаг, пирога, дилижанс, бумеранг, чум, вигвам, каноэ, визирь, бай, самурай, мечеть, чайхана, кимоно, сари, чурек, гондола, хан, калиф, трубадур, линчевать, скальп, болеро, сегидилья, султан, инквизиция, харакири, медресе, гетман, баядера, йог, кастаньеты, мулла, гейша, сомбреро, галушки, гопак, мантилья, паранджа, джин, джинн, грог, пенс, рупия.

Литература:

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов н/Д., 2002. – С.5-46.

2. Калинин А.В. Лексика современного русского языка. – М., 1978. – С. 62-85.

3. Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык. – М.,1997. – С. 172-211.

4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М., 1998. – С.59-73.

5. Русский язык и культура речи. /А.И. Дунев, М.Л. Дымарский и др. / Под ред. В.Д. Черняк. – М., 2002. – С. 46-62.

6. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология: Уч. пос. для филол. спец. вузов – М.,1990. – С. 162-181.

7. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. – М., 1977. – С.253-272.

 

№ 6. Русская лексика с точки зрения

СФЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ.

Старое и новое в лексике

1. Понятие об активном и пассивном словарном запасе языка.

2. Типы устаревших слов: а) историзмы; б) архаизмы.

3. Классификация архаизмов:

- лексико-фонетические,

- лексико-словообразовательные,

- собственно-лексические,

- семантические,

- грамматические.

4. Функции устаревшей лексики в современных текстах.

5. Неологизмы.

6. Причины и пути появления новых слов.

7. Деление неологизмов на языковые и авторские.

Задания:

1. Один студент, встретив незнакомые ему слова лепрозорий и камикадзе, отнес их к архаизмам, а другой – к неологизмам. Что это за слова? Можно ли при определении активности/пассивности слова исходить из своего словарного запаса? Всегда ли редко употребляющиеся слова – архаизмы или неологизмы?

2. Какие из данных слов, вошедших в русский язык в советское время, можно считать неологизмами и в наши дни?

Космонавт, космодром, телевизор, телецентр, телевышка, телесериал, звездолет, астронавт, универсам, бестер, полигон, ретро, прилуниться, сафари, шорты, джинсы, лайнер, фломастер.

3. Выделите слова, которые 1) вам неизвестны; 2)известны, но вы их не употребляете (объясните почему). Какие слова отмечены вами: пассивные в вашей речи и в речи ваших сокурсников? Пассивные для всех носителей языка (архаизмы, неологизмы, экзотизмы)? Можно ли решить эти вопросы без словаря?

1. Горячо пахнуло воском и ладаном. За бархатным аналоем читал кривоплечий человек в черном подряснике и скуфье… 2. Она шарахается автомобильных гудков. Любит звоночки коночек. 3. В дряхлую спину хохочут и ржут канделябры. 4. Я люблю нейтрино! 5. Из-под руки смотрю туда, моргая. Это она опять фата-моргана.

4. Выделите историзмы и архаизмы в строках А.С. Пушкина, установите их типы.

1. Что ежели правитель в самом деле державными заботами наскучил и на престол безвластный не взойдет? 2. Весь город был свидетель злодеянья; все граждане согласно показали; и, возвратясь, я мог единым словом изобличить сокрытого злодея. 3. Да трудно нам тягаться с Годуновым; народ отвык в нас видеть древню отрасль воинственных властителей своих… Уже давно лишились мы уделов. 4. Собором положили в последний раз отведать силу просьбы над скорбною правителя душой. 5. Да ниспошлет господь любовь и мир его душе страдающей и бурной. А сын его Феодор? На престоле он воздыхал о мирном житие молчальника. Он царские чертоги преобратил в молитвенную келью. 6. – Уж эти мне грамотеи! Что еще выдумали! «Буду царем на Москве!» Ах он, сосуд диавольский!

Литература:

1. Калинин А.В. Лексика современного русского языка. – М., 1978. – С. 101-117.

2. Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык. – М.,1997. – С. 153 – 170.

3. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М., 1998. – С. 75-84.

4. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М., 2003. – С.74-78.

5. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология: Уч. пос. для филол. спец. вузов – М.,1990. – С. 285-298.

 

№ 10. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Задания для домашней подготовки

1. Повторите все вопросы занятий № 1-9.

2. Подберите и охарактеризуйте 1) синонимы к словам: ветхий, гляделки, лгать, шествовать, учить, гигантский; 2) антонимы к словам: веселый, вражда, вредный, тогда, горячий, радоваться, зима.

3. Отметьте признаки старославянизмов и неславянских слов:

Храбрый, времена, юноша, презрение, фиаско, презрение, инфекция, экспорт, аффект, изолировать, поливитамины, косинус, аморальный, агнец, диссертация, псалом, прежде.

4. Выпишите по 2 примера употребления в публицистике и художественной литературе старославянизмов, неславянских слов, терминов, профессионализмов, жаргонизмов.

Примечание: Задания № 2-4 выполните в тетради для контрольных работ.

Примерные задания для аудиторной работы:

1. Выписать из текста примеры слов, имеющих стилистическую закрепленность. Найти примеры нейтральной межстилевой лексики.

2. Выписать эмоционально-оценочные слова. Положительную или отрицательную оценку они выражают? Как передана оценка: 1) заключена в основном значении слова; 2) проявляется при переносном употреблении; 3) выражается суффиксами?

3. Выписать термины и терминологические сочетания, определить их тип и область применения.

4. Найти заимствованные слова, отметить приметы иноязычных слов.

5. Выписать, указав признаки, старославянизмы.

6. Привести синонимы к словам из текста: конфликт, исчезает, изнуряют. Охарактеризовать полученные ряды. Привести антонимы к словам из текста: потеря, говорит, снизить, больно. Охарактеризовать полученные антонимические пары. Найти в тексте слова, способные иметь омонимы, паронимы или вступать в смежные с омонимией отношения.

7. Определить стиль текста, отметив характерные стилевые и языковые черты.

Примечание: Работа выполняется по текстам из газет.

№11.Фразеология. Понятие о фразеологизмах.

1. Свободные и несвободные словосочетания.

2. Вопрос о границах понятия «фразеологизм». Классификация фразеологизмов по степени связанности компонентов и степени их семантической спаянности:

- фразеологические сращения,

- фразеологические единства,

- фразеологические сочетания,

- фразеологические выражения.

3. Характеристика фразеологизмов с точки зрения эмоционально-стилистических свойств, сферы возникновения и первичного употребления.

4. Характеристика фразеологизмов по происхождению.

Задания:

1. Охарактеризуйте фразеологизмы с точки зрения их семантической слитности:

Не видно ни зги, последняя спица в колеснице, растяжимое понятие, щекотливое положение, тертый калач, пуганая ворона, в ус не дуть, валить с больной головы на здоровую, со всеми потрохами, уйти в свою скорлупу, беспробудный сон, гвоздь сезона, днем с огнем, воду решетом носить, скрепя сердце, чесать зубы, наобум Лазаря, и стар и млад, человек долга, стыд и срам, метать бисер перед свиньями, храм науки, белены объелся, смотать удочки, лясы точить, темна вода во облацех, погибоша аки обре, от жилетки рукава, и нашим и вашим, высуня язык, внести свою лепту.

2. Найдите и исправьте речевые ошибки при употреблении фразеологизмов: неоправданное сужение или расширение их состава, замену компонентов, искажение грамматической формы компонентов в составе фразеологизмов, контаминацию их элементов и др.

1. Писатель идет в одну ногу со своим временем. 2. Он знал всю его подноготную жизнь. 3. Её душа обливалась гордостью за сына. 4. Это была последняя капля, которая переполнила бочку с порохом. 5. Я буду говорить сегодня совершенно откровенно, так как здесь собрался узкий круг ограниченных людей. 6. Он не из робкой десятки. 7. Воронцов теперь организовал театр на более широкую ногу. 8. Все у них было шито-крыто белыми нитками, так что комар носа не просунет. 9. Гребцы взялись за весла, и корабль понесся на всех парусах. 10. Нехорошо выносить мусор из избы.

Литература:

1. Калинин А.В. Лексика современного русского языка. – М., 1978. – С. 182-190.

2. Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык. – М.,1997. – С. 240 - 268.

3. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М., 1998. – С. 110-117.

4. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология: Уч. пос. для филол. спец. вузов – М.,1990. – С. 304-309, 321-325, 350-355.

6. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. – М., 1977. – С.288-320.

 

 

№ 12. Фразеологическая система русского языка. Стилистическое использование

Фразеологических единиц

1. Отражение системных связей внутри фразеологического состава языка:

- многозначность ФЕ,

- синонимия ФЕ,

- антонимия ФЕ,

- омонимия ФЕ.

2. Языковые явления, напоминающие фразеологические сочетания.

3. Стилистическое расслоение фразеологизмов.

4. Использование ФЕ в текстах:

- функции,

- традиционное и нетрадиционное употребление,

- приемы авторской обработки ФЕ.

Задания:

1. На отдельном листе напишите небольшой текст (не более 1 страницы), употребив максимально возможное количество ФЕ.

2. Подберите к фразеологическим единицам слова с синонимическим значением:

поднимать нос, взять в долг, вешать нос на квинту, спустя рукава, с незапамятных времен, презренный металл, тугой на ухо, мухи не обидит, на одно лицо, с булавочную головку, как на подбор, молоко на губах не обсохло.

3. Выделите синонимические и антонимические ряды:

давать волю языку, держать себя в руках, входить в колею, козел отпущения, соцти в могилу, без сучка без задоринки, как в воду канул, вилять хвостом, мальчик для битья, протянуть ноги, выходить из себя, как по маслу, держать язык за зубами, выбиваться из колеи, уйти из жизни, держать язык на привязи, как сквозь землю провалиться.

Литература:

1. Калинин А.В. Лексика современного русского языка. – М., 1978. – С. 190 - 200.

2. Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык. – М.,1997. – С. 240 - 268.

3. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М., 1998. – С. 117 - 125.

4. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М., 2003. – С. 88-93.

5. Русский язык и культура речи. /А.И. Дунев, М.Л. Дымарский и др. / Под ред. В.Д. Черняк. – М., 2002. – С. 85-105.

6. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология: Уч. пос. для филол. спец. вузов – М.,1990. – С. 357 - 361.

7. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. – М., 1977. – С.288-320.

 

 

№ 13. Основные фонетические единицы

1. Фонетика как раздел науки о языке.

2. Классификация фонетических единиц (фраза, интонация, речевой такт, фонетическое слово, слог, ударение).

3. Соотношение звука и фонемы.

4. Классификация звуков русского языка.

Задания:

1. Определите, по каким признакам различаются согласные в каждой из пар. Назовите другие пары согласных, различие между которыми связано с этими же признаками:

с – з, т – с, п – т, с – ш, д – г, б – м, с, -с, л – р, т – ц, в – в,, п – к, м – н.

2. Определите количество букв и количество звуков в словах:

быть – быт, брат – брать, ест – есть, жест – жесть, нов – новь, стал- сталь, мел – мель; рожь, молодежь, ложь, багаж, пейзаж, карандаш, наотмашь, гуашь, помочь, дочь, стричь.

3. Определите смыслоразличительную функцию фонем в словах:

Там – том, бал – был – бел, сыр – сор, бук – бык – бурка – бурки, бак – бок, баба – бабка, бурав – бурак – буран, мочь – мог, везти – вести, мех – смех, бежать – сбежать – вбежать, нигде – негде, никто – некто, некого – нечего.

 

Литература:

1. Касаткин Л.П. и др. Краткий справочник по современному русскому языку. – М., 1996. – С.67 - 125.

2. Касаткин Л.П. и др. Русский язык. Ч.1. – М., 1989. – С.181 – 188, 199 - 202.

3. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М., 1998. – С. 139 – 149, 152 - 156.

4. Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский язык. Ч.1. – М.,1987. – С. 108 – 117.

 

№ 14. Орфоэпия. Основные орфоэпические нормы

1. Общее понятие об орфоэпии.

2. Стили произношения.

3. Произношение отдельных звуков: а) гласных, б) согласных.

4. Произношение некоторых звукосочетаний (чн, шн, дж и др.).

5. Произношение некоторых грамматических форм.

6. Особенности произношения имен и отчеств.

7. Произношение заимствованных слов.

8. Русское словесное ударение. Акцентологические нормы (нормы в области ударения). Активные процессы в области ударения.

 

Задания:

1. Объясните, какой особенностью русского произношения объясняется одинаковое произношение безударных гласных в словах:

трава – дрова, глаза – гроза, сады – собор, старик – сторож, перевалить – вода.

2. Анализируя рифмы приведенных строф, установите отступления от современных литературных норм под влиянием архаического произношения.

1. В глуши, в деревне все вам скучно,

А мы, ничем мы не блестим,

Хоть вам и рады простодушно. (Пушкин)

2. По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит.

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит. (Пушкин)

3. …Эх, сердечный,

Что же значит твой стон бесконечный? (Некрасов)

4. Но в одну из кают

Чемодана не несут –

Там поедет вот что:

Почтальон и почта. (Маршак)

5. Скорее, путник одинокий,

Закройся буркою широкой. (Лермонтов).

3. По каким орфоэпическим правилам произносятся слова:

съезжать, позже, дребезжа, изжить, разжать, можжевельник, изжарить, сжимать, сжег, брызжет, жжет.

4. Понаблюдайте за речью студентов, знакомых и др., отметьте обнаруженные отступления от орфоэпических норм.

5. Поставьте ударения в словах:

агент, каучук, планер, баржа, древко, коклюш, лосось, лыжня, щавель, община, петля, русло, творог, сажень, диалог, каталог, некролог, километр, сироты, эксперт, цемент, компас, индустрия, симметрия, договор, приговор, заговор, острота, заголовок, недоимка, нефтепровод, искус, изобретение, мышление, обеспечение, квартал, упрочение, баловство, волшебство, ханжество, хаос, искра, приданое, присказка, чистильщик, откупорить, усугубить, баловать, ржаветь, искриться, индеветь, доллар, аристократия, анапест, антипатия, атлас.

 

Литература:

1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – М., 1984. – С.10 – 19, 193 - 236

2. Горбачевич К.С. нормы современного русского литературного языка. – М., 1978. – С. 26 – 40, 85 – 161.

3. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М., 1998. – С. 152 - 156.

 

№ 15. Контрольная работа № 2.

Задания для домашней подготовки:

1. Выпишите в тетрадь для контрольных работ разделы русской орфографии и принципы каждого раздела. Приведите примеры реализации каждого принципа.

2. Найдите и запишите примеры употребления в контексте фразеологизмов, укажите типы фразеологизмов.

3. Повторите вопросы занятий № 11-16.

Примерные задания для аудиторной работы:

1. Найдите в тексте фразеологизмы или их модификации, охарактеризуйте их и по степени связанности компонентов, происхождению и с точки зрения эмоционально – стилистических свойств:

Он принимал за чистую монету все изъявления восторга при встрече с его особой. (М. Зощенко) и т. д.

2. В каких словарях можно найти сведения о следующих словах и выражениях. Объясните свою точку зрения. Дайте краткую характеристику 1-2 словарям:

вакансия, класс1 – класс2, бить баклуши, клёво и т.д.

3. Покажите на примере подчеркнутых букв соотношение буква – звук – фонема. Сделайте фонетическую запись подчеркнутого слова, объясните, как отражаются в приведенных словах нормы и варианты произношения гласных, согласных, сочетаний звуков.

1. Свод о м кам е нным каже тся неб о. 2. Ожидание все тяго ст нее. И т.д.

4. Укажите принципы написания слов и соответствующие разделы русской орфографии: Филипп, по-новому, паровоз, молоко и т.д.

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ЛЕКСИКОЛОГИИ,

ФРАЗЕОЛОГИИ, ФОНЕТИКЕ,

ЛИТЕРАТУРА

  1. Калинин А.В. Лексика современного русского языка. – М., 1978.
  2. Касаткин Л.Л., Крысин И.К. Русский язык./ Под ред. Л.Ю. Максимова. В 2-х ч. – М., 1989.
  3. Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык. – М.,1997.
  4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М.,1998.
  5. Современный русский литературный язык./ Под ред. П.А. Леканта. – М.,1982.
  6. Современный русский язык. Лексика и фразеология. Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Словообразование. Морфология. Синтаксис. / Под ред. Д.Э. Розенталя. – М.,1984.
  7. Современный русский язык: анализ языковых единиц./ Под ред. Е.И. Дибровой. В 3-х ч. – М.,1995.
  8. Фомина М.И. Лексика современного русского языка./ Под ред. Н.М. Шанского. – М.,1973.
  9. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология: Уч. пос. для филол. спец. вузов – М.,1990.
  10. Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский язык. В 3-х ч. – М.,1987.
  11. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. – М., 1977.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – М.,1972.
  2. Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии. – М., 1976.
  3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов н/Д., 2002.
  4. Виноградов В.В. Русский язык. – М., 1986.
  5. Горбачевич К.С. Вариативность слова и языковая норма. – Л.,1978.
  6. Горбачевич К.С. Изменение норм русского литературного языка. – Л., 1971.
  7. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1989.
  8. Зарва М.В. Произношение в радио- и телевизионной речи. – М.,1976.
  9. Иванова В.Ф. Современная русская орфография. – М., 1991.
  10. Кайдалова А.И., Калинина И.К, Современная русская орфография: Уч. пос. для вузов. – М, 1983.
  11. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. – СПб., 1999.
  12. Культура парламентской речи./Отв. ред. Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев. – М.,1994.
  13. Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник. – М.,1994.
  14. Немченко В.Н. Современный русский язык. Морфемика и словообразование. – Н. Новгород, 1994.
  15. Розенталь Д.Э. А как сказать правильно? – М., 1988.
  16. Русский язык и культура речи. /А.И. Дунев, М.Л. Дымарский и др. / Под ред. В.Д. Черняк. – М., 2002.
  17. Русский язык конца XX столетия. – М.,2000.

СЛОВАРИ И СПРАВОЧНИКИ

1. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений для работников радио и телевидения. – М., 1985.

2. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. – М., 1993.

3. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка – М., 1989.

4. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966.

5. Ахманова О.С.. Словарь омонимов русского языка – М., 1986.

6. Большой толковый словарь. Санкт-Петербург, 2000.

7. Жуков В.П. и др. Словарь фразеологических синонимов русского языка. – М., 1987.

8. Иванова Т.Ф., Черкасова Т.А. Русская речь в эфире. Комплексный справочник. – М., 2000.

9. Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Лекант П.А. Краткий справочник по современному русскому языку. – М.,1995.

10. Культура русской речи. Энциклопедический словарь-справочник. – Красноярск, 1990.

11. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка – М.,1988.

12. Ожегов С.И. Словарь русского языка – М., 1991.

13. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М., 1992.

14. Орфографический словарь русского языка. – М., 1991.

15. Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы. – М., 1987.

16. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М., 2003.

17. Розенталь Д.Э., Джанжакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. – М.,1994.

18. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка – М.,1981.

19. Словарь иностранных слов в русском языке./ Под ред. И.В. Лехина и Ф.Н. Петрова. – М., 1995.

20. Словарь современного русского литературного языка. т.1-17. М.-Л., 1950 - 1965.

21. Словарь современного русского литературного языка. т.1-20. М., 1991.

22. Словарь языка Пушкина. т.1-4. М., 1956-1961.

23. Современный словарь иностранных слов – М., 1992.

24. Толковый словарь русского языка. Под редакцией Ушакова Д. Н. т.1-4, М., 1935-1940.

25. Фразеологический словарь русского языка. – М., 1986.

26. Шанский Н. М., Боброва Т. А. Этимологический словарь русского языка. М., 1994.

ПЛАНЫ ЛЕКЦИЙ

 

Тема 1. Понятие о современном русском литературном языке. Слово как единица языковой системы. Лексическое значение слова, его типы

1. Язык как знаковая система.

2. Русский национальный язык среди других славянских языков.

3. Современный русский литературный язык и другие формы национального языка. Общее понятие о нормах современного русского литературного языка.

4. Слово как единица языковой системы.

5. Лексическое значение и типы.

Литература:

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов н/Д., 2002. – С. 5-46.

2. Калинин А.В. Лексика современного русского языка. – М., 1978. – С. 23-39.

3. Касаткин Л.Л., Крысин И.К. Русский язык./ Под ред. Л.Ю. Максимова. В 2-х ч. – Ч. 1. - М., 1989. – С. 55-58.

4. Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык. – М.,1997. – С. 5 – 75.

5. Современный русский литературный язык./ Под ред. П.А. Леканта. – М.,1982. – С. 13-15.

6. Современный русский язык. Лексика и фразеология. Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Словообразование. Морфология. Синтаксис. / Под ред. Д.Э. Розенталя. – М.,1984.

7. Современный русский язык: анализ языковых единиц./ Под ред. Е.И. Дибровой. В 3-х ч. – Ч.1. - М.,1995. – С.73-83.

8. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология: Уч. пос. для филол. спец. вузов – М.,1990. – С. 4, с. 9-10, с. 36-46.

9. Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский язык. В 3-х ч. – Ч.1. - М.,1987. - § 7.

10. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. – М., 1977. – С.68-130.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.169 (0.174 с.)