Тема 1 .Биологические особенности растений сенокосов и пастбищ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1 .Биологические особенности растений сенокосов и пастбищ



Калининградский филиал

Кафедра Агрономии

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

И ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Кормопроизводство

Направление подготовки бакалавра 36.03.02 Зоотехния (код и наименование направления подготовки бакалавра) Профиль подготовки бакалавра

 

ПОЛЕССК

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ « Кормопроизводство » /сост.

Т.В. Рожкова – Полесск: Калининградский филиал ФГБОУ ВО СПбГАУ, 2015. 42с

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ предназначена для изучения дисциплины «Кормопроизводство»

Одобрено на заседании кафедры «Агрономии»

(протокол № 1от 15.09. 2015)

 

Утверждение методических указаний по выполнению контрольных и курсовых работ:

1. Рассмотрены на заседании кафедры (дата и № протокола);

2. Утверждены на заседании Методического совета КФ ФГБОУ ВО СПбГАУ (22.09. 2015 Протокол №7)

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Для дальнейшего развития животноводства и повышения его продуктивности необходимым условием является увели­чение производства кормов, улучшение их качества, сниже­ние себестоимости. Необходима сбалансированность кормов по всем питательным веществам и осообенно по белку, саха­ру, каротину. Белковый дефицит в кормах сдерживает даль­нейшее повышение продуктивности животноводства. Необхо­димо заготовить корма с содержанием переваримого протеи­на по 106—110 г на 1 кормовую единицу, что соответствует зоотехническим нормам в кормлении животных.

Основных путей для ликвидации белковой недостаточности кормов несколько. Это система агротехники, посев высоко­белковых культур, особенно бобовых, рапса и сурепицы, оро­шение, внесение удобрений, выращивание 'кукурузы на силос по зерновой технологии.

Важным источником увеличения производства высокока­чественных кормов являются естественные сенокосы и паст­бища, с которых мы получаем пока мало кормов, низка их урожайность.

У нас в стране сенокосы и пастбища занимают свыше 330 млн га (не считая оленьих). Площадь их в 1,5 раза больше пашни, но мы получаем лишь 30% кормов общих за­готовок.

В ряде регионов созданные культурные луга и орошаемые пастбища дают высокие урожаи высококачественного кор­ма и обеспечивают поголовье скота дешевыми зелеными кор­мами в летний период.

Для поднятия продуктивности естественных кормовых угодий требуется комплекс мероприятий по созданию высоко­урожайных сенокосов и пастбищ.

Луговое кормопроизводство — это производственная от­расль сельского хозяйства, и она должна в максимальном количестве обеспечить сельскохозяйственных животных необ­ходимым количеством сена, силоса, сенажа, зеленым паст­бищным кормом, витаминной высокобелковой травяной му­кой.

В решении этих задач важное место принадлежит агро­номам, зооинженерам, освоившим необходимые знания по луговодству.

Курс лугового кормопроизводства изучается на 2 курсе зооинженерного. Основными вопросами курса являются:

1. Типы луговых угодий и их значение для сельскохозяй­ственного производства.

2. Луговые травянистые растения, их биологические осо­бенности и хозяйственное использование.

3. Культуротехнические работы, направленные на улучше­ние и повышение продуктивности естественных и сеяных се­нокосов и пастбищ.

4. Создание орошаемых пастбищ и сенокосов, система ухода за ними.

5. Создание зеленого конвейера.

6. Система семеноводства луговых трав. Травосмеси для участков с различным использованием.

Для усвоения курса «Луговое кормопроизводство» необхо­димо иметь определенные знания таких смежных дисциплин, как ботаника, физиология растений, микробиология, агрохи­мия, земледелие, мелиорация, сельскохозяйственные машины, кормление сельскохозяйственных животных.

Порядок изучения курса

Вышеуказанные вопросы изучаются вначале самостоятель­но, затем выполняется контрольная (курсовая) работа. При вызове на экзаменационную сессию студент слушает лекции, как теоретическую часть, занимается самостоятельно. Все это сопровождается лабораторно-практическими занятиями. Курс «Луговое кормопроизводство» разделен на 10 тем:

1. Биологические особенности растений сенокосов и паст­бищ.

2. Экологические особенности растений сенокосов и паст­бищ.

3. Растения сенокосов и пастбищ.

4. Растительные сообщества.

5 Естественные кормовые угодья. Их классифика­ция и распределение по природным зонам.

6. Система поверхностного улучшения природных сеноко­сов и пастбищ.

7. Система коренного улучшения природных сенокосов и

пастбищ.

8. Организация и рациональное использование пастбищ.

9. Укосное использование многолетних травостоев. Заго­товка сена и других кормов.

10. Семеноводство многолетних кормовых трав. Изучение теоретического курса сопровождается лабора­торно-практическими занятиями по следующему примерному плану-

1. Изучение основных групп растений сенокосов и паст­бищ. Бобовые, злаковые, разнотравье (по гербарию и нату­ральным экспонатам). Их биологические особенности. Кормо­вая ценность, хозяйственное значение.

2. Знакомство и изучение особенностей вредных, ядовитых растений (по гербарию).

3. Изучение семян многолетних трав. Сыпучесть и другие технологические особенности отдельных видов.

4. Порядок составления травосмесей в зависимости от ти­па почв, хозяйственного назначения, условий увлажнения. Расчет норм высева.

5. Составление схем и мероприятий по коренному и поверх­ностному улучшению, рациональному использованию естест­венных кормовых угодий применительно к зонам, агротипам. Агротехника, уход, интенсивное использование.

6. Ботанический анализ сена и его оценка, учет.

7. Составление схем организации семеноводства трав (для агрономов).

8. Составление баланса зеленых кормов на летний период.

9. Расчеты потребности в пастбищах для различных групп скота. Определение числа загонов, их площади в зависимос­ти от урожая, климатических и почвенных условий. Состав­ление пастбищеоборота, уход за пастбищами, техника выпаса скота.

10. Составление проекта организации кормовой базы для

конкретного хозяйства, своей животноводческой фермы или

района.

Кроме изучения теоретического материала, студент-заоч­ник должен ознакомиться с основными типами сенокосов и пастбищ по месту работы (районе, облас­ти) и изучить:

а) основную растительность, хозяйственную ценность, культуротехническое состояние, условия увлажнения, почвы;

б) намеченные или осуществляемые мероприятия по по­верхностному коренному улучшению низкопродуктивных лу­гов и пастбищ;

в) использование естественных и сеяных сенокосов и паст­бищ.

Кроме того, необходимо ознакомиться с материалами поч­венного, геоботанического обследования, инвентаризацией лу­гов, агропочвенными планами и картами. Изучить и проана­лизировать передовой опыт колхозов и совхозов, а также ознакомиться с научно-исследовательскими работами и дос­тижениями местных научных учреждений по кормопроизвод­ству и улучшению сенокосов и пастбищ.

Студент-заочник должен собрать 20—30 видов наиболее распространенных луговых растений, в первую очередь, зла­ковых, бобовых, а затем разнотравья и осок. Составить из них гербарий, в котором указать вид растений, тип луга, от­куда взято растение (например: заливной луг, суходол, боло­то, низинный луг и т. д.) и как используется данный участок (пастбище или сенокос); необходимо также собрать образцы основных типов сена (не более 500 г). Гербарий и образцы сена студент по приезду на сессию должен сдать на кафедру кормления с-х животных и кормопроизводства. Без пред­ставления гербария и образцов сена экзамен и зачет по луго­водству не принимаются. По курсу «Луговое кормопроизвод­ство» согласно учебному плану выполняется одна контроль­ная работа.

В случае затруднений при выполнении контрольной ра­боты следует обратиться за письменной консультацией на ка­федру кормления с.-х. животных и кормопроизводства.

Методические указания разработаны в соответствии с про­граммой по кормопроизводству.

Библиографический список

Основной

1. Практическое руководство по технологиям улучшения и использо­вания сенокосов и пастбищ лесолуговой зоны/А. И. Громов и др. М.: Госагропром, 1987.

2. Андреев Н. Г. Луговое и полевое кормопроизводство. М... Агропромиздат, 1987.

3. Андреев Н. Г. Луговедение. М.: Агропромиздат, 1985.

4. Тюльдюков В. А. Практикум по луговому кормопроизводству. М.: Агропромиздат, 1986.

Дополнительный

1. Растениеводство/Под. ред. П. П. Вавилова. М.: Агропромиздат, 1986.

2. Смелов С. П. Теоретические основы луговодства. М.: Колос, 1966.

3. Тек А. Г. Кормопроизводство. М.: Колос,1982.

4. Справочник по кормопроизводству/М. А. Смурыгин, В. Г. Игловиков, В. А. Тащилин и др. М.: Агропромиздат, 1985.

5. Зональные учебные пособия.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Вопросы для самопроверки

1. Типы растений по характеру кущения.

2. Значение семенного и вегетативного возобновления в. жизни сенокосно-пастбищных растений.

3. Отавность.

4. Особенности нарастания массы и изменение питатель­ной ценности трав по фазам вегетации.

5. Большой и малый жизненные циклы.

6. Понятие о яровых и озимых формах многолетних трав.

ЛИТЕРАТУРА: 3, с.12—21; 4, с. 13—32.

Вопросы для сомопроверки

 

1. Типы растений по потребности в воде. Влияние затоп­ления и подтопления, засухоустойчивости и влагоустойчивость.

2. Отношение растений к почвам — запасу питательных веществ, кислотности, засоленности и отложению наилка на пойменных лугах.

3. Влияние экологических условий на видовой состав, уро­жайность и кормовую ценность трав.

ЛИТЕРАТУРА: 3, с. 21-31; 4, с. 32—46; 5, с. 31—44.

 

Из семейства бобовых

 

1. Клевер луговой (красный) — Trifolium pratense L

2. Клевер розовый (гибрид- -— Trifolium hybridum L ный)

3. Клевер ползучий (белый) — Trifolium repens L

4. Люцерна посевная (синяя) —Medicago sativa L

5. Люцерна серповидная (желтая) — Medicago falcata L

6. Эспарцет виколистный (посевной) — Onobrychis sativa Lam

7. Эспарцет песчаный — Onobrychis arenaria D.

8. Лядвенец рогатый — Lotus corniculatus L

9. Вика (мышиный горошек) — Yicia cracca L

10. Чина луговая — Lathyrus pratensis L

11. Донник белый —Melilotus albus Dess

12. Донник желтый —Melilotus officinalis (L) Lam

Вопросы, для самопроверки

1. Основные методы оценки при определении кормового достоинства луговых растений.

2. На какие хозяйственноботанические группы подразде­ляются луговые растения? Укажите наиболее распространенные растения из этих групп.

3. В чем заключаются основные кормовые достоинства растений из семейства злаковых, бобовых, сложноцветных и других?

4. Наиболее распространенные ядовитые, вредные и сор­ные растения на лугах и их вред для животноводства. Меры борьбы с ядовитыми, вредными и нежелательными растения­ми из группы разнотравья.

5. Какие происходят изменения кормовых качеств луговых растений в зависимости от фаз их развития?

ЛИТЕРАТУРА: 3, с. 45—109; 4, с. 46—124; 5, с. 46—103.

 

Вопросы для самопроверки

1. Чем объясняется необходимость классификации сеноко­сов и пастбищ по природным зонам?

2. Как изменяется лугопастбищная растительность под влиянием природных факторов, сенокошения и выпаса?

3. Что понимается под фитотопологическим и фитоценологическим направлениями в классификации природных кормо­вых угодий?

4. Каковы основные классы, подклассы и типы лугов лес­ной, степной и других зон РФ?

5. Каковы особенности пойменных лугов РФ?

6. В чем заключается инвентаризация и паспортизация естественных сенокосов и пастбищ?

ЛИТЕРАТУРА: 3, с. 110—152; 4, с. 124—164; 5, с. 110—152.

Вопросы для самопроверки

1. Системы улучшения сенокосов и пастбищ. При каких условиях применяется каждая из них?

2. Какие мероприятия проводятся при поверхностном улуч­шении?

3. Какие культуртехнические работы проводятся на лугах в лесолуговой зоне РФ?

4. Как улучшается и регулируется водный режим в зоне избыточного и недостаточного увлажнения, глубина залега­ния почвенно-грунтовых вод на сенокосах и пастбищах?

5. Дозы, сроки и способы внесения удобрений на сеноко­сы и пастбища и их влияние на урожай трав, изменение бо­танического, химического состава травостоя.

6. Уход за дерниной и травостоем естественных сеноко­сов и пастбищ.

ЛИТЕРАТУРА: 3, с. 153—196; 5, с. 153—194.

 

Вопросы для самопроверки

1. Комплекс мероприятий, проводимый при коренном улуч­шении лугов.

2. Первичная обработка почвы на осушенных болотах, ни­зинных закустаренных лугах, минеральных почвах и дозы удобрений при залужении.

3. Нормы, сроки и способы внесения органических, ми­неральных и других удобрений при залужении.

4. На основе каких показателей подбирается видовой сос­тав травосмеси?

5. Нормы высева и сроки посева травосмесей.

6 Способы посева трав. В чем заключается уход за по­севами в год посева?

7. Чем отличается агротехника травосеяния на склоновых землях, песках и солонцах?

8. Привести примеры передового опыта по устройству се­яных сенокосов и пастбищ.

ЛИТЕРАТУРА: 3, с. 165—194; 4, с. 165—212; 5, с. 199—243.

 

Вопросы для самопроверки

1. Какое значение имеют пастбища в обеспечении скота зелеными кормами и поднятии продуктивности?

2. Как определить сроки начала и окончания стравлива­ния пастбищных травостоев?

3. Системы выпаса скота, преимущества загонного спосо­ба пастьбы.

4. Сроки отрастания трав до периода пастбищной спелос­ти.

5. Пастбищеоборот. Схемы пастбищеоборотов для различ­ных природно-климатических зон страны.

6. В чем заключается текущий уход за пастбищами?

7. Как проводить расчет потребности в пастбищах?

8. Для чего нужен график выпаса скота по загонам и продолжительность прерывания скота в загоне?

9. Влияние удобрений на продуктивность и изменение ви­дового состава травостоя пастбищ.

10. Способы орошения пастбищ, поливная и оросительные нормы.

ЛИТЕРАТУРА: 3, с. 250—280; 4, с. 263—290; 5, с. 244—279.

 

Вопросы для самопроверки

1. Объемы производства сена по видам.

2. Биохимические процессы, протекающие при сушке трав.

3. За счет чего достигается сохранность сенажа?

4. Биохимические процессы, протекающие при сенажировании.

5. Биохимические процессы, протекающие при силосова­нии.

6. От каких факторов зависят сроки и высота скашива­ния?

7. Как влияет процесс сушки на качество получаемого

корма?

ЛИТЕРАТУРА: 3, с. 318—331; 4, с. 314—361; 5, с. 281—331.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольная работа выполняется студентом самостоятель­но после изучения курса. Она состоит из двух заданий и пя­ти контрольных вопросов.

В первом задании освещаются вопросы, связанные с перспектива - ми развития кормопроизводства и отдельных видов кормов в хозяйстве, где работает студент-заочник, а также общие тенденции развития кормопроизводства в стране.

Главное внимание при этом обращается на значение ес­тественных и сеяных сенокосов и пастбищ в увеличении про­изводства кормов. Особо следует обратить внимание на улуч­шение сенокосов и пастбищ и увеличение удельного веса кормов в кормовом балансе за счет этих угодий.

Во втором задании дается характеристика лугов лесолу­говой и степной зон (классы, подклассы, типы лугов этих зон), их урожайность, кормовая ценность и хозяйственное ис­пользование. Одновременно с этим составляется инвентариза­ция сенокосов и пастбищ колхоза или совхоза (отделения, бригады) по месту работы студента согласно таблице 2.

В целях наилучшего ознакомления с сенокосами и пастби­щами хозяйства необходимо осмотреть каждый участок луга, который будет занесен в инвентаризационную опись лугов.

В целях наилучшего ознакомления с сенокосами и паст­бищами хозяйства необходимо осмотреть каждый участок лу­га,.который будет занесен в инвентаризационную опись лугов.

Контрольные вопросы разбиты так, что они охватывают основные темы программы курса «Луговое кормопроизводст­во».

Для того чтобы дать исчерпывающий и правильный ответ на тот или иной вопрос, требуется привлечение материалов из разных тем. Поэтому прежде чем написать контрольную работу, студенту необходимо глубоко изучить и освоить про­граммный материал по всем разделам курса «Луговое кормо­производство».

При освещении отдельных вопросов контрольного задания студент может пользоваться основными учебниками, а также рекомендованными дополнительными учебными пособиями и литературными источниками.

Текст излагается своими словами, при этом недопустимо повторение общих фраз и переписывание с учебника или дру­гих источников.

Студент при изложении контрольной работы должен по­казать не только свои знания по отдельным вопросам куль­туры луговодства, но и иллюстрировать их своими наблюде­ниями, опытом своего хозяйства, передовых хозяйств и опыт­ных сельскохозяйственных учреждений.

Контрольную работу следует писать четким разборчивым почерком; страницы рукописи необходимо нумеровать, обяза­тельно оставляя поля на страницах. В конце работы перечис­ляется использованная литература.

Номера вопросов контрольного задания устанавливаются по двум последним цифрам шифра согласно таблице, которая дается в таблице 2.

Например, для студента с учебным шифром 4427 номера вопросов контрольного задания находятся в таблице на пере­сечении строки 2 по горизонтали и со строкой 7 по вертика­ли. Содержание этих вопросов помещено в прилагаемом спис­ке. Для шифра 4427 они будут находиться под номерами: 28, 36, 76, 81, 104.

Проверенную преподавателем контрольную работу студент должен представить на экзамене с тем, чтобы по неудовлет­ворительно освещенным разделам дать дополнительные разъ­яснения.

При защите контрольной работы устно у студента долж­ны быть при себе конспекты изученного материала.

ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ

Калининградский филиал

Кафедра Агрономии

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

И ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Кормопроизводство

Направление подготовки бакалавра 36.03.02 Зоотехния (код и наименование направления подготовки бакалавра) Профиль подготовки бакалавра

 

ПОЛЕССК

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ « Кормопроизводство » /сост.

Т.В. Рожкова – Полесск: Калининградский филиал ФГБОУ ВО СПбГАУ, 2015. 42с

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ предназначена для изучения дисциплины «Кормопроизводство»

Одобрено на заседании кафедры «Агрономии»

(протокол № 1от 15.09. 2015)

 

Утверждение методических указаний по выполнению контрольных и курсовых работ:

1. Рассмотрены на заседании кафедры (дата и № протокола);

2. Утверждены на заседании Методического совета КФ ФГБОУ ВО СПбГАУ (22.09. 2015 Протокол №7)

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Для дальнейшего развития животноводства и повышения его продуктивности необходимым условием является увели­чение производства кормов, улучшение их качества, сниже­ние себестоимости. Необходима сбалансированность кормов по всем питательным веществам и осообенно по белку, саха­ру, каротину. Белковый дефицит в кормах сдерживает даль­нейшее повышение продуктивности животноводства. Необхо­димо заготовить корма с содержанием переваримого протеи­на по 106—110 г на 1 кормовую единицу, что соответствует зоотехническим нормам в кормлении животных.

Основных путей для ликвидации белковой недостаточности кормов несколько. Это система агротехники, посев высоко­белковых культур, особенно бобовых, рапса и сурепицы, оро­шение, внесение удобрений, выращивание 'кукурузы на силос по зерновой технологии.

Важным источником увеличения производства высокока­чественных кормов являются естественные сенокосы и паст­бища, с которых мы получаем пока мало кормов, низка их урожайность.

У нас в стране сенокосы и пастбища занимают свыше 330 млн га (не считая оленьих). Площадь их в 1,5 раза больше пашни, но мы получаем лишь 30% кормов общих за­готовок.

В ряде регионов созданные культурные луга и орошаемые пастбища дают высокие урожаи высококачественного кор­ма и обеспечивают поголовье скота дешевыми зелеными кор­мами в летний период.

Для поднятия продуктивности естественных кормовых угодий требуется комплекс мероприятий по созданию высоко­урожайных сенокосов и пастбищ.

Луговое кормопроизводство — это производственная от­расль сельского хозяйства, и она должна в максимальном количестве обеспечить сельскохозяйственных животных необ­ходимым количеством сена, силоса, сенажа, зеленым паст­бищным кормом, витаминной высокобелковой травяной му­кой.

В решении этих задач важное место принадлежит агро­номам, зооинженерам, освоившим необходимые знания по луговодству.

Курс лугового кормопроизводства изучается на 2 курсе зооинженерного. Основными вопросами курса являются:

1. Типы луговых угодий и их значение для сельскохозяй­ственного производства.

2. Луговые травянистые растения, их биологические осо­бенности и хозяйственное использование.

3. Культуротехнические работы, направленные на улучше­ние и повышение продуктивности естественных и сеяных се­нокосов и пастбищ.

4. Создание орошаемых пастбищ и сенокосов, система ухода за ними.

5. Создание зеленого конвейера.

6. Система семеноводства луговых трав. Травосмеси для участков с различным использованием.

Для усвоения курса «Луговое кормопроизводство» необхо­димо иметь определенные знания таких смежных дисциплин, как ботаника, физиология растений, микробиология, агрохи­мия, земледелие, мелиорация, сельскохозяйственные машины, кормление сельскохозяйственных животных.

Порядок изучения курса

Вышеуказанные вопросы изучаются вначале самостоятель­но, затем выполняется контрольная (курсовая) работа. При вызове на экзаменационную сессию студент слушает лекции, как теоретическую часть, занимается самостоятельно. Все это сопровождается лабораторно-практическими занятиями. Курс «Луговое кормопроизводство» разделен на 10 тем:

1. Биологические особенности растений сенокосов и паст­бищ.

2. Экологические особенности растений сенокосов и паст­бищ.

3. Растения сенокосов и пастбищ.

4. Растительные сообщества.

5 Естественные кормовые угодья. Их классифика­ция и распределение по природным зонам.

6. Система поверхностного улучшения природных сеноко­сов и пастбищ.

7. Система коренного улучшения природных сенокосов и

пастбищ.

8. Организация и рациональное использование пастбищ.

9. Укосное использование многолетних травостоев. Заго­товка сена и других кормов.

10. Семеноводство многолетних кормовых трав. Изучение теоретического курса сопровождается лабора­торно-практическими занятиями по следующему примерному плану-

1. Изучение основных групп растений сенокосов и паст­бищ. Бобовые, злаковые, разнотравье (по гербарию и нату­ральным экспонатам). Их биологические особенности. Кормо­вая ценность, хозяйственное значение.

2. Знакомство и изучение особенностей вредных, ядовитых растений (по гербарию).

3. Изучение семян многолетних трав. Сыпучесть и другие технологические особенности отдельных видов.

4. Порядок составления травосмесей в зависимости от ти­па почв, хозяйственного назначения, условий увлажнения. Расчет норм высева.

5. Составление схем и мероприятий по коренному и поверх­ностному улучшению, рациональному использованию естест­венных кормовых угодий применительно к зонам, агротипам. Агротехника, уход, интенсивное использование.

6. Ботанический анализ сена и его оценка, учет.

7. Составление схем организации семеноводства трав (для агрономов).

8. Составление баланса зеленых кормов на летний период.

9. Расчеты потребности в пастбищах для различных групп скота. Определение числа загонов, их площади в зависимос­ти от урожая, климатических и почвенных условий. Состав­ление пастбищеоборота, уход за пастбищами, техника выпаса скота.

10. Составление проекта организации кормовой базы для

конкретного хозяйства, своей животноводческой фермы или

района.

Кроме изучения теоретического материала, студент-заоч­ник должен ознакомиться с основными типами сенокосов и пастбищ по месту работы (районе, облас­ти) и изучить:

а) основную растительность, хозяйственную ценность, культуротехническое состояние, условия увлажнения, почвы;

б) намеченные или осуществляемые мероприятия по по­верхностному коренному улучшению низкопродуктивных лу­гов и пастбищ;

в) использование естественных и сеяных сенокосов и паст­бищ.

Кроме того, необходимо ознакомиться с материалами поч­венного, геоботанического обследования, инвентаризацией лу­гов, агропочвенными планами и картами. Изучить и проана­лизировать передовой опыт колхозов и совхозов, а также ознакомиться с научно-исследовательскими работами и дос­тижениями местных научных учреждений по кормопроизвод­ству и улучшению сенокосов и пастбищ.

Студент-заочник должен собрать 20—30 видов наиболее распространенных луговых растений, в первую очередь, зла­ковых, бобовых, а затем разнотравья и осок. Составить из них гербарий, в котором указать вид растений, тип луга, от­куда взято растение (например: заливной луг, суходол, боло­то, низинный луг и т. д.) и как используется данный участок (пастбище или сенокос); необходимо также собрать образцы основных типов сена (не более 500 г). Гербарий и образцы сена студент по приезду на сессию должен сдать на кафедру кормления с-х животных и кормопроизводства. Без пред­ставления гербария и образцов сена экзамен и зачет по луго­водству не принимаются. По курсу «Луговое кормопроизвод­ство» согласно учебному плану выполняется одна контроль­ная работа.

В случае затруднений при выполнении контрольной ра­боты следует обратиться за письменной консультацией на ка­федру кормления с.-х. животных и кормопроизводства.

Методические указания разработаны в соответствии с про­граммой по кормопроизводству.

Библиографический список

Основной

1. Практическое руководство по технологиям улучшения и использо­вания сенокосов и пастбищ лесолуговой зоны/А. И. Громов и др. М.: Госагропром, 1987.

2. Андреев Н. Г. Луговое и полевое кормопроизводство. М... Агропромиздат, 1987.

3. Андреев Н. Г. Луговедение. М.: Агропромиздат, 1985.

4. Тюльдюков В. А. Практикум по луговому кормопроизводству. М.: Агропромиздат, 1986.

Дополнительный

1. Растениеводство/Под. ред. П. П. Вавилова. М.: Агропромиздат, 1986.

2. Смелов С. П. Теоретические основы луговодства. М.: Колос, 1966.

3. Тек А. Г. Кормопроизводство. М.: Колос,1982.

4. Справочник по кормопроизводству/М. А. Смурыгин, В. Г. Игловиков, В. А. Тащилин и др. М.: Агропромиздат, 1985.

5. Зональные учебные пособия.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1.Биологические особенности растений сенокосов и пастбищ

К биологическим свойствам луговых растений следует от­нести длительность жизни, способы размножения, приспособ­ление к перезимовыванию, типы питания, ритм сезонного раз­вития, способность отрастать после дефолиации.

При изучении растительности лугов следует обратить вни­мание на то, что травостои естественных сенокосов и пастбищ состоят, главным образом, из многолетних травянистых рас­тений.

Типы растений по продолжительности жизни, скороспелос­ти.

Особенности формирования побегов луговых растений. Ку­щение и ветвление сенокосно-пастбищных растений. Перио­дичность кущения многолетних злаков. Летний и зимний пе­риоды покоя, приспособления к перезимовке.

Луговые травы делятся на четыре хозяйственные группы: злаковые, бобовые, разнотравье и осоки. Злаковые по типам кущения делятся на корневищные, корневище-рыхлокустовые, рыхлокустовые и плотнокустовые, а по характеру располо­жения листьев — на верховые, низовые и полуверховые.

По типам кущения преобладающих в травостое злаков характеризуется состояние дернины и почвы и определяется возрастная стадия луга (корневищная, рыхлокустовые, плотнокустовые).

По высоте луговые травы можно разделить на большое количество групп. Но наиболее часто встречающееся в специ­альной литературе деление состоит в следующем. Все расте­ния делят на 3 группы:

а) верховые — высота свыше 100 см, в кусте преоблада­ют генеративныеудлиненные вегетативные побеги (тимофе­евка луговая, кострец безостый);

б) полуверховые — высота их достигает 100 см, в кусте имеется большое количество удлиненных вегетативных побе­гов;

в) низовые — высота их не превышает 40 см, в кусте пре­обладают укороченные вегетативные, а также имеется неко­торое количество генеративных побегов.

Вопросы для самопроверки

1. Типы растений по характеру кущения.

2. Значение семенного и вегетативного возобновления в. жизни сенокосно-пастбищных растений.

3. Отавность.

4. Особенности нарастания массы и изменение питатель­ной ценности трав по фазам вегетации.

5. Большой и малый жизненные циклы.

6. Понятие о яровых и озимых формах многолетних трав.

ЛИТЕРАТУРА: 3, с.12—21; 4, с. 13—32.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 520; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.63.87 (0.132 с.)