Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конфликты, движущие действиеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В пьесе обнаруживаются как минимум два основных конфликта: внешний (явный) и внутренний (глубинный). Внешний – между Катериной и Кабанихой, Катериной и окружающей жизнью, которую Кулигин охарактеризовал как «жестокие нравы», а критик Н.А.Добролюбов - как «тёмное царство». Внутренний – в душе Катерины между традиционно понимаемым героиней супружеским долгом, её религиозными представлениями о грехе и наказании, с одной стороны, и желанием воли и свободного чувства – с другой.
Завязка действия Если говорить о внешнем конфликте, то завязку можно увидеть в сцене прощания с Тихоном (3-е явление 2-го действия), когда Катерина впервые всерьёз сталкивается в противоборстве с моралью «тёмного царства». Внутренний же конфликт, более важный, значимый, обнаруживается уже в 7-м явлении 1-го действия, когда Катерина исповедуется перед Варварой, а та, в свою очередь, предлагает простой и доступный способ разрешения проблемы.
Развитие конфликта Центральные узлы 2-го действия: · Второй диалог Катерины и Варвары (2-е явление); · Прощание Катерины с Тихоном (4-е явление); · Внутренний монолог Катерины с ключом от калитки в руках в конце действия.
Катерина и Варвара Два разных воспитания, две разные философии жизни. Ключевые фразы Катерины в диалоге с Варварой: · «Такая уж я зародилась горячая!» (в рассказе о том, как в детстве ушла из дома); · «Нет, как не любить! Мне жалко его очень!» (о Тихоне); · «Обманывать-то я не умею, скрывать-то ничего не могу»; · «Я и думать-то не хотела, а ты меня смущаешь» (о возможной встрече с Борисом); · «И хочу себя переломить, да не могу никак» (о крепнущем чувстве); · «Уж я лучше буду терпеть, пока терпится»; · «Я уйду, да и была такова»; · «Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь!». Нетрудно убедиться, что на протяжении одной сцены настроение и намерения героини меняются несколько раз, что говорит об усиливающейся внутренней борьбе. Но особенно важно зафиксировать следующее: · Несмотря на душевное смятение и сомнения, побеждает в Катерине решительность и бесстрашие; · Тихона Катерина жалеет, и хотя в народе говорят «жалеет – значит любит», - это не любовь женщины к мужчине, а скорее любовь сестры к брату; · чувство к Борису в Катерине растёт; · Катерина – цельная натура, ей претит всякое лицемерие.
Две ключевые фразы Варвары: · «…ты вспомни, где ты живёшь! У нас весь дом на том держится» (на умении обманывать); · «А по-моему: делай что хочешь, только бы шито да крыто было» (жизненная позиция среды). Отдадим должное точности оценок и проницательности Варвары, в отличие от Катерины, которая, находясь во власти противоречивых чувств, не в силах адекватно оценивать людей и ситуацию. Катерина принимает покорное поведение Тихона за чистую монету, так как вообще не понимает притворства («и на воле-то он словно связанный»); а Варвара верно оценивает умышленное притворство брата: «Да, как же, связанный!.. Он теперь слушает, а сам думает, как бы ему вырваться-то поскорей».
Сцена прощания с Тихоном Тихон просит прощения у Катерины за унизительную сцену, когда попугаем повторял всё, что требовала маменька. Этим прощением он словно возвращает Катерине надежду. Именно в надежде увидеть Тихона в другой обстановке, вдали от маменьки, и если не полюбить, то хотя бы зауважать мужа, Катерина столь настойчиво уговаривает Тихона взять её с собой. Но к концу сцены Катерина окончательно убеждается, что Тихон сосредоточен лишь на себе и любить, даже уважать его не за что.
Сцена с ключом от калитки Внутренний монолог героини – свидетельство душевной борьбы. Вначале Катерина решает отвлечься шитьём и смиренно ждать Тихона, заглушив свои чувства. Но ключ от калитки (символическая деталь!), предложенный Варварой, способен превратиться в ключ от клетки, в которой бьётся вольная птица. Не случайно мотив воли и неволи становится основным во внутреннем монологе. Желание воли в конечном итоге становится важнее терпения неволи. В некоторых мыслях Катерины сказывается влияние Варвары: «Да, может, такого и случая-то ещё во всю жизнь не выдет. Тогда и плачься на себя: был случай, да не умела воспользоваться». Эти слова отдают практицизмом. Но побеждает в Катерине, конечно, не этот мотив. «Да что я говорю-то, что я себя обманываю?» Побеждает стремление свободного человека не изменять своей душе, следовать своей натуре.
Е действие Развитие конфликта словно на время замедляется. Сцены свиданий Катерины с Борисом и Варвары с Кудряшом, рисуемые по контрасту поэзии и обыденности, предваряют рассуждения странницы Феклуши о «последних временах» и монолог Кулигина о «невидимых и неслышимых запорах». Всё это усиливает мотив неволи. Интересен разговор Бориса с Кудряшом перед свиданием. При всей простоте натуры Кудряша чувствуется его нравственное превосходство над Борисом: он просит приятеля подумать о Катерине, но тот озабочен только своей радостью. Обратим внимание на небезупречность Катерины в первой части сцены свидания с Борисом (сцена 2, явление 3). Находясь в плену своих страхов, она не замечает, как начинает упрекать своего возлюбленного, перенося только на него ответственность за случившееся. Но готов ли Борис к какой-либо ответственности? Он вначале без труда перекладывает её обратно, на её плечи, совсем не по-мужски («вы сами велели мне прийти… Ваша воля была на то…»), а затем в нём побеждает самодовольство и всё та же философия «шита-крыта» («Зачем умирать, коли нам жить так хорошо?.. Благо, нам теперь-то хорошо… Надолго ль муж-то уехал?»)
Рекомендация. Речевая характеристика персонажа. 1. Общая характеристика героя. 2. Объём речи героя (много или мало говорит и в каких ситуациях и почему). 3. Преимущественный строй речи (логично выстроенный, сбивчивый, напевный, экспрессивный, грубый и т.п.). 4. Лексические особенности. 5. Синтаксические построения, пунктуация, оформляющая речь героя. 6. Проявление в речи характера и поступков героя.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.35.116 (0.009 с.) |