Лексакова Андрея Владимировича 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лексакова Андрея Владимировича



Тренер–преподавателя РГУФКСиТ, кафедра гимнастики

Парахина Виктора Александровича

 

1. Цели:

а) Увеличение ловкости (координации, прыгучесть, равновесие).

б) Быстрота реакции.

в) Уменьшения травматизма.

г) Активный отдых.

д) Смелость в поединках (неадекватных ситуациях).

е) Зрелищность.

 

2. Работа специалиста по акробатической подготовке:

а) С вратарями.

б) С командой.

в) Индивидуально, или по группам.

г) С травмированными (реабилитация).

д) Персональный стретчинг (стр. 25).

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение………………………………………………………………. 4

2. Что такое акробатика?........................................................................... 6

3. Акробатика в подготовке футболистов……………………………… 7

4. Акробатическая подготовка…………………………………………..8

Примерный конспект учебно-тренировочного занятия

на футбольном поле……………………………………….9

в спортзале………………………………………………… 11

5. Упражнения, рекомендованные на разминки……….14

6. Акробатическая подготовка юных футболистов… 19

7. Подробнее о физ.качествах.

Координация………………………………………………. 21

Ловкость……………………………………………………. 22

Гибкость……………………………………………………. 23

5. Реабилитация футболистов……………………………. 27

7. Заключение………………………………………………… 28

8. Литература………………………………………………… 29

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Данное учебно-методическое пособие разработано с целью оказания методической помощи тренерам в проведении учебно-тренировочных занятий по совершенствованию координационных способностей футболистов. Авторы предлагаемого пособия преследуют лишь одну цель – систематизировать специальные упражнения в области акробатики, которые необходимы для подготовки высококвалифицированных футболистов.

Футбол, как и любая современная спортивная игра, характеризуется высокими требованиями к мастерству спортсменов, проявляемому в условиях постоянно меняющихся игровых ситуаций и игровых контактов с соперником. (Люкшинов И.М., Суворов В.В., 1996).

Техническая подготовленность спортсмена, его умение владеть различными приемами в футболе определяются во многом его способностями координировать свои движения и ориентироваться в пространстве. Поэтому футбол с полным основанием можно отнести к сложно-координационным видам спорта, в которых результат зависит от эффективности сочетания сложных действий и соизмерения их в пространстве и во времени (Рабинович 11.11 и соавтор, 1990; Волыпко В.В., Лебедев В.М., 1992; Пула Л., 1996; Starosta W., 1990; Wlalovvski Т., 1992).

Поскольку большинство игровых действий футболистов на поле выполняются на максимальных и околомаксимальных скоростях с постоянным противоборством соперника, что часто заканчивается падением спортсменов, как нападающих, так и защитников, повышается риск травматизма. Чаще всего футболисты травмируются из-за недостаточного уровня: координационной подготовленности и владения своим телом.

Специфика учебно-тренировочной и соревновательной деятельности у футболистов высокой квалификации требует высокого уровня развития координационных способностей и игровой ловкости, а также развития функции равновесия. При общем, достаточно высоком уровне развития физических качеств, технико-тактической и психологической подготовленности, любой дополнительный фактор может стать решающим для достижения общей победы.

В связи с этим, появилась необходимость изыскивать новые средства, используемые в тренировочном процессе, для повышения уровня развития координационных способностей и функции равновесия спортсменов. В настоящее время упражнения акробатического характера в футболе рассматриваются как средства, охватывающие все основные этапы многолетней подготовки высококвалифицированных футболистов. Акробатику иногда называют «изюминкой» высокого уровня развития координационных способностей и игровой ловкости, являющейся «базой» - своеобразным фундаментом, на котором можно совершенствовать технико-тактическую, физическую и психологическую подготовленность.

Главной задачей на данном этапе является определение исходного уровня развития координационных способностей у футболистов, разработка и внедрение в тренировочную практику команд комплексов специальных упражнений. Упражнения, отбирались нами с учетом специфики учебно-тренировочных занятий (нами проводились консультации со специалистами по спортивной гимнастике, акробатике, батуту, футболу).

Проводимые ранее исследования в этой области в России, за рубежом выявили взаимосвязь между эффективностью введения в тренировочный процесс футболистов акробатических упражнений, качеством их освоения и мастерством футболистов.

Данное учебно-методическое пособие может быть использовано в своей работе и специалистами других видов спорта (и не только игровых, но и индивидуальных видов спорта).

 

ЧТО ТАКОЕ АКРОБАТИКА?

 

Физические упражнения, которые в дальнейшем стали называться акробатическими, возникли в глубокой древности. Название «акробат» произошло от греческого слова «акробатес», что в переводе означает “подымающийся вверх”, “подымающийся ввысь”. В наше время слова “ акробатика “, “ акробат ” зачастую употребляют в общем смысле, чтобы подчеркнуть высокую степень проявления ловкости и смелости. Не случайно в словаре слово “ акробат ” означает не только, как человек, занимающийся акробатикой, но и просто как ловкий, быстрый человек.

Акробатика – это скоростно-силовой и сложно-координационный вид спорта. По сути акробатика является фундаментальной базой для многих видов спорта. Нет такого вида спорта, где бы акробатическая подготовка не присутствовала в той или иной степени. Акробатика помогает спортсменам достичь высокого уровня технического и физического мастерства, а процесс освоения техникой идет более успешней.

Использование средств акробатики в подготовке высококвалифицированных спортсменов различных специализаций приобретает всё более широкий размах. Это объясняется тем, что установлена взаимосвязь между акробатической подготовкой спортсменов и повышением спортивного мастерства в тех видах спорта, которые предъявляют повышенные требования к ловкости, смелости и решительности, ориентировке в пространстве, вестибулярной устойчивости и навыкам самостраховки. Быстрое развитие акробатики и широкое её использование представителями других видов спорта объясняются следующим: акробатические упражнения являются эффективным средством воспитания и совершенствования физических и морально-волевых качеств, необходимых в быту, спорте и трудовой деятельности; акробатические упражнения необычны и зрелищны. Спортсмены акробаты характеризуются высокой координированностью, смелостью, красотой движений; диапазон сложности и разнообразия акробатических упражнений чрезвычайно велик: простейшие из них доступны лицам различного возраста и подготовленности, а для освоения сложнейших не хватает, подчас, всего периода спортивной деятельности человека.

Новизна и разнообразие упражнений гарантируют высокую заинтересованность занимающихся; навыки, приобретённые на занятиях акробатикой, отличаются большой пластичностью и могут быть использованы в самых неожиданных спортивных и жизненных ситуациях.

 

 

АКРОБАТИКА В ПОДГОТОВКЕ ФУТБОЛИСТОВ.

Такие виды спорта как: спортивная гимнастика, акробатика, прыжки в воду, прыжки на батуте непосредственно связаны с проявлением координационных способностей. Методически правильно построенные занятия формируют навыки владения своим телом, работы на высоте; обеспечивают высокий уровень функционирования двигательного и зрительного анализаторов, вестибулярного аппарата; развивают способность дозировать различные усилия по силе и амплитуде движений, силу, силовую и специальную выносливость, силу мышц туловища и брюшного пресса, реакцию слежения, ловкость и координацию движений, гибкость, вестибулярную устойчивость, чувство равновесия, ориентировку в пространстве, переключение и распределение внимания, самообладание, решительность, смелость.

В результате занятий акробатикой повышается разнообразие двигательных действий спортсмена. Укрепляются связки мышцы и суставной аппарат, выявляются и устраняются физические (и психологические) недостатки пропорционального развития спортсмена.

Также акробатические упражнения применяются для воспитания ловкости и проявления координационных способностей, выполнение которых связано с известным риском и требует преодоления чувства страха. Такие упражнения позволяют спортсменам стать более решительными, проявлять меньше боязни и колебаний в незнакомых игровых ситуациях. Эти упражнения оказывают влияние на психологическую подготовку в экстремальных ситуациях.В целом это поможет разнообразить многочисленные технические приемы и освоить «обманные уловки».

На занятиях акробатикой большое внимание уделяют правильному приземлению при прыжках с высоты, что позволяет овладеть умениями и навыками самостраховки, при этомвоспитываются такие качества как быстрота, ловкость. Например: человек оказался в неожиданной, неадекватной ситуации, полет вниз головой, если он владеет определенными навыками акробатики, то он сможет быстро перевернуться на ноги, или приземлиться на руки со смягчающим кувырком. В качестве примера также можно привести то, что человек владеющий большим и разнообразным количеством акробатических элементов, чаще всего при падении подобно кошкам, либо придет на ноги, либо сгруппируется и смягчит падение. Эти навыки не раз помогали спортсменам избежать травм. Это и есть проявление самостраховки.

Занятия акробатикой имеют эффект активного отдыха, что играет не маловажную роль при интенсивном графике тренировочного и соревновательного процесса (В.А.Перепекин), а также эффективны в системе реабилитации футболистов с патологией опорно-двигательного аппарата (Пропреоцептивная тренировка, к.м.н., засл. врач России З.Г.Орджоникидзе, М.И.Гершбург).

АКРОБАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

 

В спортзале занятия акробатикой рекомендуется проводить в утренней тренировки. А на футбольном поле, основную часть акробатической подготовки, лучше применять в начале тренировки, в ходе общей или специальной частей разминки. а не после нагрузки, так как усталость может негативно повлиять на выполнение упражнений.

Общая часть разминки включает общеразвивающие упражнения, на гибкость, равновесие, координацию, а также подводящие: для акробатических элементов, для правильного падения, для ударов через себя и т.д.

В специальную часть разминки включаются упражнения в движении – беговые, куда входит прыжковые и маховые движения с вращениями, кувырками их модификациями, акробатические упражнения, а также имитационные упражнения, которые по структуре движений соответствуют техническим приемам, применяемым в футболе (финты, обводки). Эти упражнения помогут быстро овладеть приемами правильного и безопасного падения, ударам по мячу через себя, ударам по мячу с лета, быстрому и рациональному выходу из неудобных ситуаций. Более сложные упражнения помогут развить у спортсменов не только координационные способности, прыгучесть, маневренность, нотакже влияют на психологический фактор (решительность, уверенность, инициативность, адаптация перед неадекватной ситуацией) и, естественно, повлиять на фактор зрелищности.

 

Для вратарей акробатическая подготовка имеет огромное значение и работа должна быть проводиться в обязательном порядке. Также рекомендуется применять прыжки на батуте. (Прыжки: в высоту, с вращениями, в мгновенную остановку, с кувырками, в сед и т.д.)

Также для вратарей значительное влияние окажет и персональный стретчинг со специалистом. (стр. 24)

 

Но прежде чем приступить к изучению акробатических элементов, хотелось бы обратить внимание на два момента. Первое – на страховку. Принцип – «обучая других, обучаешься сам» - срабатывает на двести процентов. Меняясь ролями пусть каждый занимающийся будет тренером и учеником. Второе – это качество и критерий оценки освоения и выполнения акробатических элементов. Следует помнить, что эффективность освоения акробатических элементов и качество их выполнения будут различны в зависимости от индивидуальных возможностей и физической подготовленности спортсмена. Не освоив предыдущее или подводящее упражнение, нельзя переходить к последующему. Нельзя форсировать процесс обучения.

 

Занятия акробатикой может проводятся:

А) На футбольном поле.

Б) В спортзале.

А) Примерный конспект учебно-тренировочного занятия по акробатической подготовке на футбольном поле:

1. Примерный план занятий со всей командой или по группам (2-6 раз в месяц, 25-30 мин. Подробнее, примерный план занятий см.ниже.).

2. Занятие с вратарями; в группе, или индивидуально. Персональный стретчинг со специалистом (стр.24).

3. С травмированными и футболистами, работающими по индивидуальной программе (ЛФК). Персональный стретчинг. Персональный стретчинг со специалистом (стр.24).

4. В конце тренировки, по требованию; проводится персональный стретчинг со специалистом (стр.24), также разучивание акробатических элементов индивидуально или по группам.

5. В конце тренировки, для всей команды, стретчинг и упражнения на релаксацию.

 

 

Примерный план учебно-тренировочных занятий со всей командой или по группам на футбольном поле .

Время занятий: 25-30 мин., в начале тренировки: разминка и беговые.

Количество занимающихся: вся команда или по группам.

Количество занятий: 2 - 6 раз в месяц.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.170.17 (0.018 с.)