Особенности развития у дошкольников представления о весе (массе) предметов и способах его измерения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности развития у дошкольников представления о весе (массе) предметов и способах его измерения



Данилова В.В. считала, что развитие представления о массе предметов основывается на овладении ребенком «идеальным действием», которое включает 3 компонента:

· ориентировочное (взять в руки, положить на направленные в верх ладони);

· обследование-сопоставление (движение руками, имитирующие весы, - «взвешивание на ладони»);

· проверка веса, состоящая в смене рук или последовательном «взвешивании» каждого из предметов на одной из рук. [8, стр. 17]

Белоус Н.Г. выделяет основные особенности восприятия и оценки массы детьми: [1, стр. 51]

В детском саду осуществление развития представлений о массе происходит по двум направлениям:

· путем накопления представлений о массе в жизни и играх;

· в процессе специально организованной работы.

По этим основным направлениям организуют работу во всех возрастных группах. Перед воспитателем, работающим с детьми младшего возраста, стоят следующие задачи:

· формировать представления о массе как свойстве предметов;

· учить выделять ее среди других свойств предметов, пользуясь приемами обследования;

· сравнивать контрастные и одинаковые по массе предметы, устанавливая между ними определенные отношения;

· отражать результаты сравнения в речи, пользуясь прилагательными тяжелее - легче, тяжелый - легкий, одинаковые, равные.

На втором году жизни ребенок уже воспринимает массу предмета, но его восприятие имеет сугубо локальный и слабо дифференцированный характер: «тяжесть» связана с самим предметом и неотделима от него.

Малыш 2-х лет пытается поднять любой тяжелый предмет и убедившись, что такое ему будет не под силу, обращается за помощью к взрослым. К 3- 4 годам персептивные действия выделяются из практических и уже предшествуют им. Ребенок, представляя себе, в известной степени, тяжесть предмета, уже не пробует сам поднять его. В этот период все различия в массе предметов дети обозначают словами большой - маленький. В пассивной речи у них содержатся слова - тяжелый и легкий, но активно они ими не пользуются.

Из этого можно сделать вывод, что элементарная способность различать предметы по массе уже имеется, но эти различия в слове еще не закреплены. Ребенок различает контрастные по массе предметы, но только в разных зонах отношений масс, так называемых «зонах тяжелых предметов» и «зонах легких предметов». В данном возрасте дети различают тяжелые предметы лучше, чем легкие.

Так, в «зоне тяжелых предметов» дети 3-4 лет различают отношения масс 1:2,5, а в «зоне легких предметов» - 1:4. С возрастом восприятие различий становится все более точным во всех зонах. Старшие дошкольники начинают дифференцировать массы при соотношении 1:1,5 в «зоне тяжелых» и 1:1,75 в «зоне легких предметов». Это связано с совершенствованием тактильно-кинестетического анализатора, к 5-6 годам заканчивается дифференцировка нервных окончаний в мышцах рук. Однако развитие «барического чувства», способности точного определения массы предмета при помощи активного движения рук происходит не спонтанно, а зависит от упражнений, т.е. от условий обучений. [1, стр. 51-53]

В младшей группе дети не воспринимают образец как меру для сравнения, как эталон. Они ограничиваются тем, что перебирают один предмет за другим, перекладывая с одного места на другое. Не могут они еще выделять и устанавливать связи и отношения между предметами по их массе, строить сериационный ряд.

Поэтому перед воспитателем, работающим с детьми 5 года жизни, стоят следующие задачи:

· упражнять дошкольников в определении массы предметов «на руку»;

· учить понимать относительность оценки массы при сравнении, подводить к пониманию, что один и тот же предмет может быть тяжелее одного, но легче другого;

· учить воспринимать и понимать равенство и неравенство предметов по их массе;

· учить детей располагать 3 - 4 предмета разной массы в возрастающем или убывающем порядке;

· сопоставлять предметы по массе с помощью чашечных весов, определять по положению стрелки и чаше весов результаты сопоставления.

Работая с этой возрастной группой детей, можно использовать приемы, рекомендованные для второй младшей группы. Усложнение заключается в применении раздаточного материала для упражнения всей группы детей, в приемах обследования и подборе пар с менее контрастными по массе предметами. Детям этого возраста доступно восприятие различий в парах таких предметов, массы которых находятся в отношениях.

Дети средней группы уже принимают образец как мерку для сравнения. Отдельные из них выделяют отношения между предметами по массе, выбирают самый тяжелый или легкий предмет и ставят объекты друг за другом по данному признаку.

Изучив мнение Моро М.И., Житомирского В.Г., Шеврина Л.Н. и т.д., Метлина пришла к выводу о том, что у старших дошкольников появляется стремление словесно обозначить массу как «тяжелость», «вес». Однако и их словарь остается еще недостаточно точным. Постепенно развивается у детей умение сравнивать массы предметов по образцу, который служит эталоном. [11, стр. 75-76]

В старших группах чаще наблюдаются попытки построить ряд предметов на основе убывающей или возрастающей массы. Дети начинают осознавать принцип построения такого ряда, но многие из них еще не владеют рациональными приемами действия, основанными на барическом чувстве.

Большинство старших дошкольников располагает сведениями о взвешивании на весах как о способе определения массы. Это связано с теми впечатлениями, которые они получают при самостоятельной покупки продуктов или просто при посещении с родителями магазина. Дети 5-7 лет знают, что определить массу (сколько в мешке крупы, а в пакете сахара) можно на весах. [4, стр. 52]

Вывод: Восприятие массы осуществляется с помощью зрительного, тактильного и двигательного анализатора, между которыми устанавливаются связи в процессе практической деятельности ребенка с предметами. Происходит это уже в раннем возрасте.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.108.236 (0.007 с.)