Развитие «барического чувства» у детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие «барического чувства» у детей



А.М. Леушина считает, что сенсорное развитие детей многогранно. Важное значение имеет развитие «чувства веса», называемое барическим чувством, которое является необходимой основой для усвоения в дальнейшем понятия о весе тел и способах его измерения.

Уже маленькие дети различают все предметы по их массе, отражая свои восприятия в словах тяжело, легко. Малыш пытается поднять стул и, убедившись, что это ему не под силу, обращается за помощью к взрослым. Слово тяжело сравнительно рано появляется в речи детей. Различия в тяжелых и легких предметах дети воспринимают при участии мышечных групп и вначале лишь при резких контрастах в весе (стул детский и стул кукольный и т. д.). Но, как показывают некоторые исследования, восприятие различий в весе предметов может все более углубляться. [10, стр. 105]

Давление предмета на ладонь руки дает возможность определить его тяжесть относительно другого. Это явление получило название «взвешивание на ладонях». Оно является первичным в восприятии ребенком веса и массы, определении и выделении предмета, который легче, чем другой, тяжелого и легкого среди нескольких. По мнению Белоус Н.Г., в традиционных системах сенсорного и математического воспитания детей уделялось большое внимание развитию у них «барического чувства» (М. Монтессори, Л. В. Глаголева, Е. И. Тихеева, Ю. И. Фаусек и др.). Современная методика развития у детей представлений о массе предметов и овладения практическими умениями определять вес на основе «барического чувства» (а в старшем дошкольном возрасте и с использованием детских весов) конструируется в основном на основе результатов педагогического исследования Н. Г. Белоус. [1, стр. 69]

От возраста к возрасту увеличивается количество предметов, сравниваемых ребенком по массе: от двух (различение легкого и тяжелого предмета в паре) к сравнению трех и установлению зависимости между ними, а затем пяти, шести и более. Упражнения, осуществляемые ребенком в данных условиях, способствуют абстрагированию веса (массы) от других свойств — цвета, формы, размера, назначения предмета — и углубленному познанию всех свойств во взаимосвязи. Сравнение предметов, объема жидкости сыпучих веществ по массе гораздо сложнее, чем подлине, ширине, высоте, объему.

Венгер Л.А. считает, что включение в проблемные ситуации таких действий, как группировка, определение порядка следования предметов разной массы, измерение массы условными мерками, и других способов оценки массы активизирует мышление детей, способствует воспитанию активности и переносу освоенных действий в другие виды деятельности. [6, стр. 54]

Развитие барического чувства углубляет познавательную деятельность детей. Если вначале представление детей о тяжести всегда связывается с большим объемом предмета, то по мере развития барического чувства дети убеждаются, что предметы малого размера могут быть тяжелее крупных (большой воздушный шар легче, чем маленький резиновый мяч), одинакового размера шары различны по своему весу, в зависимости от материала, из которого они сделаны, и т. д. Постепенно дети начинают практически познавать, почему маленький металлический шарик тонет в воде, а большой мяч плавает; взвесив на своих ладонях оба объекта, ребенок убеждается в различии их по весу. Подобный практический опыт подводит детей к пониманию новых, иных связей между весом и объемом не только прямых, но и обратных.

Отсюда следует педагогический вывод о важности разработки методических приемов развития у детей барического чувства как сенсорной основы дальнейшего усвоения старшими детьми измерения веса. [9, стр. 106]

Вывод: развитие барического чувства углубляет познавательную деятельность детей. Если вначале представление детей о тяжести всегда связывается с большим объемом предмета, то по мере развития барического чувства дети убеждаются, что предметы малого размера могут быть тяжелее крупных (большой воздушный шар легче, чем маленький резиновый мяч), одинакового размера шары различны по своему весу, в зависимости от материала, из которого они сделаны, и т. д. Постепенно дети начинают практически познавать, почему маленький металлический шарик тонет в воде, а большой мяч плавает; взвесив на своих ладонях оба объекта, ребенок убеждается в различии их по весу. Подобный практический опыт подводит детей к пониманию новых, иных связей между весом и объемом не только прямых, но и обратных.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 816; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.143.181 (0.007 с.)