Глава 1. Теоретические аспекты развития представлений о весе предметов и способах его измерения у детей дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретические аспекты развития представлений о весе предметов и способах его измерения у детей дошкольного возраста



Введение

Актуальность темы. Современная техника требует высокого уровня сенсорного развития человека, умения анализировать предметы и явления по разным их свойствам и признакам. Изучению механизмов умственного развития детей посвящено немало психологических исследований. Так как центральной особенностью мышления дошкольника является не понимание «принципа сохранения количества». Ребенок в силу своего возраста не понимает, что объем, вес, площадь, число предметов сохраняется, даже если изменяются внешние условия. В последние годы в связи с пересмотром и разработкой принципиально иных основ сенсорного воспитания интерес к этой проблеме усилился. Поэтому все дошкольные программы математического образования традиционно включают знакомство детей с величинами.

В математике под величиной понимают такие свойства предметов, которые поддаются качественной оценке. Количественная оценка величины называется измерением. Процесс измерения предполагает сравнение данной величины с некоторой мерой, принятую за единицу при измерении величин этого рода.

В данной работе мы будим рассматривать особенности представления у детей дошкольного возраста о весе предмета, а именно о массе. Так как ориентировка в предметах по массе входит составной частью в раздел «Величина» программы развития элементарных математических представлений.

Объект: процесс формирования у детей представлений о весе (массе) предмета и способах его измерения.

Предмет: формирование у детей представлений о весе (массе) предмета и способах его измерения.

Цель исследования: рассмотреть особенности восприятия детьми дошкольного возраста веса (массы) предметов и этапы освоения данной величины.

Задачи: проанализировать теоретические основы развития у детей умений определять вес (массу) предмета;

определить особенности формирования представлений о весе (массе);

рассмотреть систему методических приемов, способов развития представлений о весе (массе).

Метод исследования: для решения задач исследования на теоретическом уровне применялись методы сравнительного анализа психолого-педагогической литературы; на эмпирическом этапе - наблюдение и беседы, занятия с детьми.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут оказать практическую помощь в воспитании детей дошкольного возраста, прежде всего, родителям, воспитателям детских воспитательных учреждений.

Структура работы: работа состоит из введения, в котором мы ставим цель исследования, определяем задачи, актуальность, указываем метод исследования и определяем практическую значимость работы. В основной части содержится две главы. В первой главе проводится анализ литературы и дается определение понятий «вес» и «масса». Вторая глава посвящена развитию представлений о весе предметов и способах его измерения. В заключении, мы делаем выводы, определяем степень достижения цели и решения задач. В приложении предлагаются игры «Воздухоплаватели» и «Весы».


Глава 1. Теоретические аспекты развития представлений о весе предметов и способах его измерения у детей дошкольного возраста

Глава 2. Экспериментальная работа по развитию представления о массе предмета и способах её измерения

Констатирующий эксперимент.

Практическое исследование было проведено в ГУО «Ясли-сад №4 п.г.т. Глуска» в старшей группе. Для экспериментальной группы отобрано 14 детей.

Для практического исследования был запланирован и проведен ряд последовательных экспериментов. На первом этапе проведен констатирующий эксперимент. С целью выявления знаний об измерительной деятельности и уровня развития умений измерять массу были подобраны задания для детей. В индивидуальном порядке предлагали 3 задания. Ответы ребенка оценивались по 3-хбалльной системе.

3 балла - ребенок справился с заданием, отвечает на вопросы правильно.

2 балла - ребенок частично справился с заданием, отвечает с помощью наводящих вопросов воспитателя.

1 балл - ребенок не справился с заданием.

Задание 1

Цель: выявить умение сравнивать предметы по массе.

Воспитатель подбирает 2 внешне абсолютно одинаковых пустых непрозрачных пластмассовых кубика. В один кубик добавляется немного соли (дети этого не знают).

В: Посмотрите внимательно, у меня 2 кубика. Что можете сказать о них?

Д: Они одинаковые.

В: Молодцы! Совершенно верно. Я рада за вас. Вы точно определили, что кубики абсолютно одинаковы.

В: Закройте глаза.

Воспитатель кладёт кубики на весы и закрывает их колпачками разного цвета.

В: Откройте глаза и скажите, по какому признаку сравнивают предметы под колпачками?

Д: По массе.

В: Под каким колпачком лежит предмет с большей массой? Под красным или под зелёным?

Ответы детей, а воспитатель недоумевает.

В: Как же вы видите, что я положила на весы? Как вы определяете, где масса больше? Неужели? Вот это да? Как же вы это узнали? Куда вы смотрите?

Д: Раз чашка весов ниже, значит, там тяжелее груз, значит масса его больше.

В: Как вы думаете, а что там лежит? Что я могла положить на весы?

Д: Кубики и ещё что-то.

Воспитатель снимает колпачки, и дети на чашках весов видят кубики и удивляются.

В: Почему так получилось, ведь кубики совершенно одинаковые.

Д: В одном кубике что-то есть, поэтому он тяжелее.

В: Так по какому же признаку мы сегодня будем учиться сравнивать предметы?

Д: Мы сегодня будем сравнивать предметы по массе.

В: Совершенно верно. Масса (вывешивается табличка на доску). О ней нельзя судить, не положив предметы на весы. Только положение чашек весов, а не размеры и внешний вид, может дать ответ на вопрос, что тяжелее или легче.

Задание 2

Цель: определить сформированность у детей понятий о сохранении массы вещества.

Детям предлагались два варианта заданий.

Демонстрировались два одинаковых комочка из пластилина А и А1.

В: Что вы видите на дощечке? Какой комочек больше?

Д: Они одинаковые.

В: Верно.

Воспитатель меняет у комочка А1 форму (слегка вытянув на глазах у детей).

В: Как вы думаете, какой комочек сейчас больше? Где пластилина больше?

Д: Они одинаковые, потому что мы не убирали пластилин, его осталось столько же.

В: Это значит, что разные по форме предметы могут одинаково иметь одну и ту же массу.

Задание 3

Игра «Воздухоплаватели»

Цель: формирование представления о понятиях тяжелее-легче на основании непосредственного сравнения предметов по массе.

В: Построили как-то обезьянки воздушный шар, для того, чтобы облететь мир и посмотреть другие места. Решили испытать свой воздушный шар, полетали над лесом и сели на полянке. Вдруг на полянку к обезьянкам подошел слон, увидел воздушный шар и стал просить обезьянок взять его с собой в путешествие. Согласились обезьянки. Влез слоненок в корзинку, обрубил веревку, а шар не взлетает. Наверное, произошла поломка воздушного шара? Ребята как вы думаете почему? Почему шар не взлетает?

В результате обсуждения дети приходят к выводу. что дело не в поломках. Обезьянки, прежде чем полететь на воздушном шаре, испытали его и все было хорошо. Дело в том, что они легче слоненка, а слоненок тяжелее двух обезьян, поэтому шар не мог взлететь (в речи детей активизируется прилагательные тяжелее, легче).

В: Как помочь путешественникам?

Дети предлагают построить новый воздушный шар, специально для слоненка.

В: Какой воздушный шар должны построить обезьянки для слоненка? Что должны учесть обезьянки?

При расчетах нужно учесть массу слоненка, корзинка должна быть большой, что бы слоненок поместился в корзинку.

Результат констатирующего эксперимента зафиксирован в таблице1.

Таблица 1.

Ф. И. ребенка Задание 1 Задание 2 Задание 3 Всего баллов
М. Саша        
С. Даша        
Б. Аня        
Г. Алина        
В. Данил        
В. Петя        
В. Милана        
Л. Аня        
Ю. Рома        
Д. Саша        
Ю. Настя        
К. Лена        
Щ. Соня        
И. Костя        

Количественные показатели уровня развития навыков измерения массы у детей:

8-9 баллов – высокий уровень

5-7 баллов – средний уровень

3-4 балл – низкий уровень

Результаты констатирующего эксперимента показали, что дети имеют разный уровень развития умений измерять массу. Детей с высоким уровнем не выявлено. Со средним уровнем –3 детей (21%), смогли правильно ответить на вопросы, измерения делали с помощью воспитателя. 11 детей (79%) показали низкий уровень развития, не умеют сравнивать, делать измерения, не справились с заданием. Данные диагностики показали необходимость проведения 2 этапа - формирующего эксперимента.

Формирующий эксперимент.

Главной целью формирующего эксперимента является повышение уровня сформированности измерительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

При определении разных параметров дети старшего дошкольного возраста используют разные приемы непосредственного и опосредованного сравнения - измерения. Однако следует помнить, что прежде чем включать измерение как прием определения массы, необходимо научить детей измерять и считать количество мерок. Обучение измерению идет постепенно, последовательно усложняя задания.

Занятие 1

Цели: Формировать представления о массе. Познакомить с понятиями «тяжелее» - «легче» на основе непосредственного сравнения предметов по массе.

Оборудование и материалы: конверт, письмо, снежинки с заданиями; магнитная доска, маркер; металлические предметы, вата; бумажные снежинки по количеству детей; «Замок Снежной королевы»; цветные карандаши, бумага.

1.Организационный момент. (Приглашаю детей встать в круг)

Дети, сегодня к нам в группу пришло письмо от девочки Герды. Из какой она сказки? (Ответ детей (далее О.д.). Из сказки «Снежная Королева»).

Правильно. Откроем конверт и прочтём письмо.

«Здравствуйте, девочки и мальчики. Снежная Королева похитила моего друга Кая и обещала его вернуть, если я выполню задания. Помогите мне, пожалуйста, их выполнить».

Поможем Герде? (О.д. Да.)

Тогда в путь! Мы пойдем в ледяное царство Снежной Королевы. Прежде, чем выйти на улицу и отправиться в путь, надо одеться по погоде. Что это значит? (О.д. Надо надеть брюки, сапоги, куртку, шапку, шарф, варежки).

Для чего это нужно? (О.д. Чтобы не простудиться).

2. Основная часть. (Приглашаю детей подойти к столу)

Дети, подойдите к столу, возьмите карточки с цифрами и снова встаньте в круг.

Герда, просит вас помочь ей выполнить задания, указанные на снежинках.

Достанем первую снежинку. На ней задание: «Возьмите карточку с цифрой и найдите для неё пару так, чтобы в сумме они составляли число 10». Посмотрите на неё внимательно. Встаньте в круг, чтобы всем хорошо были видны карточки. (Дети выполняют задание)

Предлагаю сделать «гимнастику для ума» - для мозга также нужна тренировка, как и для других частей тела.

Выполните прямой счет до 10. Вспомните обратный счет от 10 до 1. -Какое число я задумала, если оно на один больше 8-ми и на один меньше 10-ти? Вы много работали, ваши глазки устали, пусть они немного отдохнут.

Физкультминутка.

(Дети выполняют движения в соответствии со словами педагога)

Снежинки в руки вы возьмите,

И на них вы посмотрите.

А теперь их поднимите,

Вверх, на них вы посмотрите.

Вниз снежки опустите,

И опять на них взгляните.

Снежинка вправо,

Снежинка влево.

"Нарисуйте" круг умело.

Снежинка близко, вот вдали,

Ты внимательно смотри.

Вот такой у нас снежок,

Улыбнись ему, дружок.

Закройте глаза, я положу вам на ладошки сюрприз. (Раскладываю на детские ладони вату и металлические предметы.)

Что лежит на левой руке, а на правой? (О.д. На левой ладошке лежит вата, а на правой - металлический предмет).

Что легче? Что тяжелее? (О.д. Вата легче, а металлический предмет тяжелее.)

Сделайте глубокий вдох и подуйте сначала на вату. Что произошло? (О.д. Вата улетела)

А теперь подуйте на металлические предметы. Легко ли с ними справиться? (О.д. Они не двигаются с места)

Почему? (О.д. Они тяжелые, металлические.)

Значит, металл тяжелее ваты, а вата легче металла.

Дети, Снежная Королева схватила Герду и спрятала её в чулане, а на дверь повесила замок. На третьей снежинке написано: «Помогите Герде выполнить следующее задание и открыть дверь ключом». Поможем Герде найти ключи.

Предлагаю игру «Сравни по массе»

(Показываю картинки предметов разных по весу, дети называют, что легче, а что тяжелее)

Молодцы, вы справились со всеми заданиями. Осталось последнее задание. Прочитаем, что написано: «Девочки и мальчики, вы выполнили правильно все задания, и Снежная Королева отпустила Кая. Мы вернулись домой, к бабушке. Ведь дружба делает настоящие чудеса! Спасибо за помощь!»

Наше путешествие заканчивается, я очень рада, что вы помогли Герде выполнить задания и вернуть Кая.

3.Итог.

Вам понравилось путешествие? (О.д.Да)

Что мы сделали, чтобы помочь Герде найти Кая? (О.д.)

Как мы ещё помогали? (О.д.)

Занятие 2

Цели: Формирование представлений об измерении массы предметов с помощью различных видов весов, о сложении и вычитании масс предметов.

Оборудование и материалы: фонограмма – музыка звезд, карта звездного неба, анимационная физкультминутка, набор слайдов-иллюстраций, звезды с примерами; сундучки, карандаши, тетради.

1. Организационный момент. Под видеофрагмент «Музыка звезд» дети заходят в учебный класс и располагаются на ковре.

Сегодня я хочу, предложить вам отправиться во Вселенную, к далеким звездам. Нет на земле человека, который мог бы равнодушно смотреть на величественное ночное небо. Тысячи сверкающих звезд, блуждающие среди них планеты, хвостатые кометы и лунные затмения – являются удивительной для нас загадкой. Небо издавна привлекало к себе внимание людей. Тысячи лет назад люди мысленно соединяли яркие звезды в разнообразные фигуры и называли их персонажами древних мифов и легенд, животных и предметов.

Итак, космический корабль стартует с Земли и направляется к созвездию Весов. Мы с Вами звездочки этого созвездия. Чтобы попасть на это созвездие нам надо поставить звездочки на свое место. (Дети получают звездочки с изображенными на них числами, надо построиться по порядку).

Если мы отправились на созвездие Весы, кто мне скажет, о чем мы будем говорить на занятии? (О.д. о измерении массы)

2. Основная часть. Прежде чем попасть на звезду вам предстоит научное исследование. Посмотрите, у меня есть 2 сундучка с каменьями с созвездия Весов. Давайте сравним эти сундучки. Цвет, форма, размер одинаковые. А чем они отличаются? (затруднение детей) Давайте возьмем сундучки в руки. Что можно теперь сказать о сундучках. (О.д. разные по массе) Оказывается, есть свойства предметов, которые мы не всегда можем увидеть. Чтобы обнаружить такие свойства надо взять предметы в руки. Когда мы говорим о предметах «легче» и «тяжелее», то имеем ввиду свойство предметов, которое называется масса. Мы попали на первую звезду. (на карте звездного неба загорается звезда созвездия Весы.) Нам помогли попасть на звезду научные исследования. Посадка разрешена всем.

Физкультминутка. Использование анимационной физкультминутки «Звездочки». Вы заработали 2 звезду.

Нас ждет 3 звезда, чтобы на неё попасть, надо рассмотреть рисунок. Давайте займем свои посадочные места. Скажите, какой инструмент помогает сравнить предметы по массе (О.д. Весы). Давайте посмотрим на весы, и подумаем для измерения чего они нам могут пригодиться. (Использование набора слайдов-иллюстраций) Вот и звезда загорелась на доске.

3. Итог. Нам пора возвращаться на Землю. Давайте закроем глаза и посчитаем в обратном порядке. Понравилось вам занятие. Какое задание понравилось больше всего.

Занятие 3

Цели: познакомить учащихся с понятием масса тела (вес), тяжесть и легкость.

Оборудование и материалы: камень, перо; комнатные цветы различного веса; книги и тетради; цветные карандаши; весы настольные детские; игрушки; предметы; занимательный материал; игры; картинки; геометрический материал.

1. Организационный момент. На свете много разных предметов. Все они имеют вес. Мы тоже с вами разного веса. Как вы думаете: я тяжелая или легкая? Почему? А вы? (Прошу учащихся сравнить несколько предметов из класса, помогаю подобрать нужные слова).

2. Основная часть. Ребята, вес предметов можно определить несколькими способами. Например, на глаз, но точного ответа мы не сможем получить, мы сможем сказать только «тяжелый предмет» или «легкий». (Дети сравнивают камень и перо).

Мы можем взвесить некоторые предметы в руках и определить какие они. (По очереди предлагаю учащимся взвесить в руках: книгу и тетрадь; камень и перо; 2 цветка; определяем вес предметов, и учу оперировать детей новыми понятиями).

Физкультминутка.

Мы ногами топ-топ!

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг!

Мы плечами чик-чик!

Раз - сюда, два - туда,

Повернись вокруг себя.

Раз - присели,

Два - привстали.

Руки кверху все подняли.

Раз - два, раз - два,

Поиграем детвора?

Но самым точным определителем веса являются - весы. Они бывают разные: для тяжелых предметов и для легких (большие и маленькие). (Предлагаю 1-2 детям, взвесить предметы на детских весах; объясняю как определить тяжелый или легкий предмет.)

Но, ребята, еще бывают равные, одинаковые по тяжести предметы. (Использую весы и предметы, привожу разные примеры, картинки и закрепляем эти понятия).

3. Итог.

Вам понравилось занятие?

Кто назовет мне, как можно определить вес предметов? (На глаз, на руках, с помощью весов)

А какой способ самый точный? (С помощью весов)

Занятие 4

Цель: знакомство с понятием веса, с весами (рычажного типа).

Оборудование и материалы: Демонстрационный материал с изображением различных старинных весов; комплект лабораторного оборудования "Весовые измерения" немецкой фирмы Cornelsen Experimenta

1. Организационный момент. (Приветствую детей. Размещаю их на ковре в круг).

Ребята, вы, конечно, замечали, что предметы отличаются не только по форме и цвету, но и по весу. Какие-то предметы легче, а какие-то тяжелее.

2. Основная часть. Можно ли по виду определить, какой предмет легче, а какой тяжелее?

Предметы для сравнения:

2 деревянных кубика – один маленький, а другой большой (дети сначала выдвигают предположения, а затем сравнивают в руках предметы по весу, определяя, какой тяжелее, а какой легче);

2 шарика одинакового размера – один деревянный, а другой полый пластмассовый;

большой легкий предмет, например, воздушный шар, и маленький тяжелый, например, металлическая машинка.

(Дети делают вывод, что по виду нельзя определить, какой предмет тяжелее, а какой легче. Вес зависит от материала, из которого сделан предмет).

Как же определить точно вес? (О.д. Использовать весы).

Демонстрация элементарных весов – качелей. (Планка на подставке) Затем весы усложняются – на планку навешиваются чаши. Затем появляется подставка. Рычажные весы готовы.

Сравнение предметов по весу. Детям предлагается разбиться на пары и перейти за столы. Один из пары ставит на свой стол весы, второй – коробочку с предметами разного веса. Я предлагаю задания:

Положить на одну чашу весов любой предмет и посмотреть, какая чаша весов опустилась и куда показывает стрелка весов. Дети выясняют, что потяжелевшая чаша весов опустилась, а стрелка весов указывает туда, где ничего нет, туда, где легче.

Определить, что легче, а что тяжелее, положив предметы на разные чаши: резиновая палочка или прищепка; гвоздик или скрепка, квадрат металлический или картонный; стеклянный шарик или деревянный цилиндрик;

Определить, что тяжелее: картонный квадратик или белый камушек, белый камушек или резиновая палочка? Не взвешивая, определить, что тяжелее – картонный квадратик или резиновая палочка?

Уравновесить предметы путем добавления на другую чашу весов одного или нескольких предметов: резиновую палочку, прищепку, стеклянный шарик.

3. Итог. Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие? (О.д. да) Когда придете домой, расскажете, что научились использовать весы. А напомните, для чего они нужны? (О.д. чтобы узнавать вес, что легче, а что тяжелее) А как определить по весам, где более тяжелый предмет, а где легкий? (О.д. чаша с тяжелым предметом опускается ниже, а стрелочка указывает в сторону легкого предмета) А если стрелочка весов показывает ровно в центр? (О.д. значит, весы уравновешены, вес предметов одинаковый). Отлично, теперь я уверена, что вы дома расскажете все точно.

Занятие 5

Цель: обучение взвешиванию, знакомство с мерами веса.

Оборудование и материалы: Комплект лабораторного оборудования "Весовые измерения" немецкой фирмы Cornelsen Experimenta; наборы по числу пар для игры в магазин: фасоль, горох, мелкие фигурные макароны, семечки и др. Маленькие сумочки или коробочки для покупателей.

1. Организационный момент. Дети, для того, чтобы узнать точный вес предмета, договорились использовать одинаковые меры веса. «Меры» - от слова «мерить», «измерять». Для маленьких предметов – граммы, для больших – килограммы. Для измерения точного веса, нужно на одну чашу весов положить предмет, а на другую чашу весов добавлять гири, пока чаши весов не уравновесятся. (Показываю гири по 1 грамму, по 10 грамм и по 1/10 грамма)

Предлагаю разбиться на пары и перейти за столы, где стоят весы. А теперь узнайте вес следующих предметов: прищепки, гвоздика, скрепки, резиновой палочки. Сколько весит прищепка? Сколько весит деревянный цилиндрик? Что тяжелее? Сколько весит стеклянный шарик? Сколько весит резиновая палочка? Сколько весит картонный квадрат? Что легче всего? А что тяжелее всего? Сколько весит прищепка? А сколько будут весить 2 прищепки?

Игра «Магазин». Воспитатель предлагает детям поиграть в магазин. Для этого вспоминает вместе с детьми, что обычно говорят продавцу, если нужно какое-то количество товара. (Примерный о.д. дайте, пожалуйста 2 килограмма яблок.) Как же продавцу отмерить именно 2 килограмма? (О.д. Сначала поставить на весы гирю в 2 килограмма, а потом класть яблоки, пока чаши весов не уравновесятся) У нас будет маленький магазин и взвешивать мы будем в граммах. (Дети берут на свой стол наборы для игры в магазин, и договариваются, кто сначала будет продавцом, а кто – покупателем.) Покупатель просит взвесить нужное количество товара. Продавец взвешивает и складывает товар покупателю. (Игра проводится несколько раз)

3. Итог. Ребята, что мы сегодня научились делать? (О.д. Взвешивать предметы на весах) Какие меры веса мы использовали? (О.д. Граммы) Какие еще бывают меры веса? (О.д. Килограммы) Это для более тяжелых, или для более легких предметов? (О.д. Для более тяжелых). Вам понравилась игра в магазин? Кем вам понравилось быть: продавцом или покупателем? Понравилось работать с весами? Отлично. В следующий раз мы узнаем, какие еще бывают весы.

Занятие 6

Цель: знакомство с различными видами весов.

Оборудование и материалы: Демонстрационный материал с изображением различных видов весов; комплект лабораторного оборудования "Весовые измерения" немецкой фирмы Cornelsen Experimenta; весы: бытовые хозяйственные, безмен, напольные; различные предметы для взвешивания: книги, игрушки и пр. Игрушка «Домовенок Кузя»

1. Организационный момент. Здравствуйте ребята. У нас сегодня в гостях Домовенок Кузя. Он принес нам сундучок с сюрпризом, но, вот беда, потерял ключи от него. Чтобы открыть сундук, начинаем поиск ключей. Домовитый Кузя приглашает всех в кладовку, где хранятся различные, в том числе, старинные, весы. (Показываю ребятам картинки с весами: старинными и современными – почтовыми, аптекарскими, хозяйственными и др. Последней попадается картинка с кармашком. В ней ключ). А вот и первый ключик!

Домовенок Кузя заявляет, что весов у него в кладовочке много, а взвешивать он не умеет. Просит показать, что и как можно взвешивать. (Показываю детям хозяйственные весы с чашей) Давайте взвесим следующие предметы: пакет кефира, совочек для стола и пр. Ребята, а вы знаете свой вес? Для этого используем напольные весы. (Затем демонстрирую безмен и взвешиваем им предметы). Последним предметом «случайно» оказывается ключ. Дети замечают его и отдают Кузе. Кузя доволен – и научился взвешивать на весах и ключик нашел.

Кузя достает корзинку с небольшими предметами: карандашами, открытками, мелкими игрушками и просит детей взвесить их. Предлагаю ребятам разбиться на пары перейти за столы. Затем дети подходят к корзинке и выбирают предметы для взвешивания. Дети самостоятельно взвешивают предметы, а я с домовенком Кузькой хожу от стола к столу и задаю детям вопросы типа:

что тяжелее – открытка или карандаш;

сколько весит маленький кубик? А 2 маленьких кубика?

Сколько весит зайчик? Сколько весит лисичка? Кто легче? Что сделать, чтобы уравновесить чаши весов с лисичкой и зайчиком?

Сколько весит карандаш? Сколько весит открытка? А сколько весит карандаш и открытка вместе?

3. Итог. Когда Кузя обошел все столы, он сообщает детям, что теперь он знает, сколько весят его любимые предметы, осталось взвесить еще один – вот он на дне корзинки – это оказывается ключ. Кузя взвешивает ключ с одной из пар детей. И с радостью сообщает детям, что все ключи собраны и можно открыть сундучок с сюрпризом. Сундучок открывается – в нем сладкие гостинцы и раскраски с различными видами весов и героями мультфильмов.

Закрепление полученных знаний проходило в сюжетно – ролевых играх: «Наводим порядок», «Аптека», «Больница», «Семья» и др., в процессе игр создавались проблемные ситуации типа: «Хватит ли чая всем гостям?», «Сколько крупы поместиться в кастрюлю?» и т.д.

В процессе выполнения заданий необходимо исправлять, а еще лучше предупреждать ошибки, которые дети часто допускают при измерении. К исправлению ошибок привлекала детей вопросами:

- Кто заметил ошибку в измерении?

- Как ее исправить?

- Как правильно измерять?

- Правильно ли выбрана мерка?

- Правильно ли велся подсчет?

Вначале итог измерительной деятельности подводила сама, в конкретной форме суммируя все высказывания детей. Затем побуждала детей самостоятельно подводить итоги, давая точные, правильные, развернутые суждения. Указывая направление изменения одной величины, дети отмечали направление изменения другой, связанной с первой, определяли, при каких условиях возможна такая связь между ними. Дети постепенно начинали обобщать.

Овладев навыками измерительной деятельности, учила детей составлять и решать арифметические задачи, в содержании которых находят отражение разнообразные практические действия людей, в том числе и измерение величин разного рода.

Контрольный эксперимент.

На 3 этапе был проведен контрольный эксперимент с целью выявления результата практической работы по формированию представлений о массе у детей экспериментальной группы.

Предлагались те же задания, что были использованы в констатирующем эксперименте.

Результаты контрольного эксперимента занесены в таблицу 2.

Таблица 2.

Ф. И. ребенка Задание 1 Задание 2 Задание 3 Всего баллов
М. Саша        
С. Даша        
Б. Аня        
Г. Алина        
В. Данил        
В. Петя        
В. Милана        
Л. Аня        
Ю. Рома        
Д. Саша        
Ю. Настя        
К. Лена        
Щ. Соня        
И. Костя        

Количественные показатели уровня развития навыков измерения массы у детей:

8-9 баллов – высокий уровень

5-7 баллов – средний уровень

3-4 балл – низкий уровень

В процессе проведения контрольного эксперимента была отмечена динамика роста умений и навыков измерения массы у детей старшего дошкольного возраста, чему способствовали выбранные методы и приемы. С высоким уровнем - 9 детей (65%), со среднем уровнем – 5 ребенка (35%), с низким - нет.


 

Заключение

От возраста к возрасту увеличивается количество предметов сравниваемых ребенком по массе: от двух (различение легкого и тяжелого предмета в паре) к сравнению трех и установлению зависимости между ними, а затем пяти, шести и более. Упражнения, осуществляемые ребенком в данных условиях, способствуют абстрагирования массы от других свойств - цвета, формы, размера, назначения предмета и углубленному познанию всех свойств во взаимосвязи.

Включение в проблемные ситуации таких действий, как группировка определения порядка следования предметов разной массы, измерение массы условными мерками, и других способов оценки массы активизирует мышление детей, способствует воспитанию активности и переносу освоенных действий в другие виды деятельности.

В ходе исследования были выявлены особенности отношения детей к свойствам, умений определять (узнавать), что тяжелее что легче, и применять полученные знания в соответствующих ситуациях.

Проведенная работа, анализ методической литературы, дошкольной практики позволяют констатировать, что эффективность формирования представлений о массе и способах его измерения находится в прямой зависимости от уровня активности дошкольников. При этом необходимо не забывать, что знакомство с данной величиной следует строить поэтапно, то есть следует начинать с формирования представлений о массе путем развития «барического чувства» к ознакомлению с массой как измеряемой величиной.


Введение

Актуальность темы. Современная техника требует высокого уровня сенсорного развития человека, умения анализировать предметы и явления по разным их свойствам и признакам. Изучению механизмов умственного развития детей посвящено немало психологических исследований. Так как центральной особенностью мышления дошкольника является не понимание «принципа сохранения количества». Ребенок в силу своего возраста не понимает, что объем, вес, площадь, число предметов сохраняется, даже если изменяются внешние условия. В последние годы в связи с пересмотром и разработкой принципиально иных основ сенсорного воспитания интерес к этой проблеме усилился. Поэтому все дошкольные программы математического образования традиционно включают знакомство детей с величинами.

В математике под величиной понимают такие свойства предметов, которые поддаются качественной оценке. Количественная оценка величины называется измерением. Процесс измерения предполагает сравнение данной величины с некоторой мерой, принятую за единицу при измерении величин этого рода.

В данной работе мы будим рассматривать особенности представления у детей дошкольного возраста о весе предмета, а именно о массе. Так как ориентировка в предметах по массе входит составной частью в раздел «Величина» программы развития элементарных математических представлений.

Объект: процесс формирования у детей представлений о весе (массе) предмета и способах его измерения.

Предмет: формирование у детей представлений о весе (массе) предмета и способах его измерения.

Цель исследования: рассмотреть особенности восприятия детьми дошкольного возраста веса (массы) предметов и этапы освоения данной величины.

Задачи: проанализировать теоретические основы развития у детей умений определять вес (массу) предмета;

определить особенности формирования представлений о весе (массе);

рассмотреть систему методических приемов, способов развития представлений о весе (массе).

Метод исследования: для решения задач исследования на теоретическом уровне применялись методы сравнительного анализа психолого-педагогической литературы; на эмпирическом этапе - наблюдение и беседы, занятия с детьми.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут оказать практическую помощь в воспитании детей дошкольного возраста, прежде всего, родителям, воспитателям детских воспитательных учреждений.

Структура работы: работа состоит из введения, в котором мы ставим цель исследования, определяем задачи, актуальность, указываем метод исследования и определяем практическую значимость работы. В основной части содержится две главы. В первой главе проводится анализ литературы и дается определение понятий «вес» и «масса». Вторая глава посвящена развитию представлений о весе предметов и способах его измерения. В заключении, мы делаем выводы, определяем степень достижения цели и решения задач. В приложении предлагаются игры «Воздухоплаватели» и «Весы».


Глава 1. Теоретические аспекты развития представлений о весе предметов и способах его измерения у детей дошкольного возраста



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 829; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.211.66 (0.111 с.)