ТОП 10:

Портрет традиционного общества



Все разновидности традиционной цивилизации, возникавшие на основе аграрной революции, имеют некоторые общие черты. В них преобладают: хозяйствование на основе эмпирически найденных технологий и рутинных производственных навыков; использование ремесленных орудий труда, приводившихся в движение главным образом за счет физической силы и мастерства работников производства; земледелие и земледельческая община; незначительность накоплений и непроизводительное их расходование; государственная собственность при второстепенной роли частной; авторитарный, деспотический режим, раболепие низших слоев перед высшими; строгий моральный стандарт, религиозно-нравственные ценности, ориентировавшие общинников на соблюдение интересов общины и божественное спасение; общая застойность и социально-экономическая стабильность.

Социальной основой традиционной цивилизации была сельская община, которая дополнялась государственной организацией. Коллектив общинников традиционно владел землей. Община возглавлялась старейшинами. Над общиной находилось государство, которому она выплачивала традиционную ренту-налог. Между государством и общинами поддерживались патриархальные отношения.

Личность в таком обществе вычленена слабо, ее интересы четко не выявлены. Община, с одной стороны будет ограничивать человека, с другой – обеспечивать ему защиту и стабильность. Самым суровым наказанием в таком обществе зачастую считалось изгнание из общины. Общество имеет иерархическую структуру, чаще разделено на сословия по политико-правовому принципу.

В самом понимании традиционности как типа общества необходимо отметить ориентированность на воспроизведение в неизменном виде способов человеческой деятельности, взаимодействия, форм общения, организации быта, образцов культуры.

Особенностью традиционного общества является его закрытость для инноваций, крайне медленный характер перемен. Да и сами эти перемены не рассматриваются как ценность. Важнее – стабильность, устойчивость, следование заповедям предков. Всякое новшество рассматривается как угроза существующему миропорядку, и отношение к нему будет крайне настороженное. «Традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых». Януш Корчак подмечал присущий традиционному обществу догматический образ жизни. «Благоразумие вплоть до полной пассивности, до игнорирования всех прав и правил, не ставших традиционными, не освященных авторитетами, не укоренившихся повторением изо дня в день… Догмой может стать все – и земля, и костел, и отчизна, и добродетель, и грех; может стать наука, общественная и политическая деятельность, богатство, любое противостояние…». Традиционное общество старательно будет оберегать свои поведенческие нормы, стандарты своей культуры от влияний из вне, со стороны других обществ и культур. Значительную роль в истории традиционных обществ играет государство, религия.

Безусловно, по мере развития торговых, экономических, военных, политических, культурных и иных контактов между различными странами и народами, подобная «закрытость» будет нарушаться, зачастую весьма мучительным для данных стран путем. Традиционные общества под влиянием развития техники, технологий, обмена, средств общения будут вступать в период модернизации.

(Е.В. Попов)

 

С1

Автор указывает ряд общих черт традиционного общества. С опорой на авторский текст укажите любые шесть черт традиционного общества. Дополните авторский перечень одной из черт традиционного общества, не указанных в тексте.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) Приведены общие черты, например: · хозяйствование на основе эмпирически найденных технологий и рутинных производственных навыков; · использование ремесленных орудий труда, приводившихся в движение главным образом за счет физической силы и мастерства работников производства; · земледелие и земледельческая община, как основа производства и общественной организации; · государственная собственность при второстепенной роли частной; · деспотический режим, раболепие низших слоев перед высшими; · общая застойность и социально-экономическая стабильность. 2) Приведена дополнительная черта традиционного общества, допустим: · наличие наследуемого социального статуса, низкая социальная мобильность.   Могут даваться иные формулировки приведенных черт, приводиться иные дополнительные черты.  
Приведены шесть черт по тексту и одна дополнительная.
Приведены две-пять черт по тексту и одна дополнительная ИЛИ три-шесть черт по тексту, дополнительная черта не приведена ИЛИ правильно приведена одна дополнительная черта, черты по тексту не приведены.
Приведены одна – две черты без приведения дополнительной черты ИЛИ Ответ неправильный.
Максимальный балл 2

 

 

С2

Опираясь на авторский текст, приведите три проявления патриархальности традиционных обществ

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
В правильном ответе должны быть приведены элементы: Приведены три проявления патриархальности традиционных обществ, например: 1) власть в сельской общине, составляющей основу общества, принадлежит и осуществляется старейшинами; 2) общины связаны с государством и воспринимают правителей как отцов отечества; 3) взаимоотношения людей, общин и власти не носят формализованного характера, опираясь на традиции и неписанные обычаи. Могут быть названы другие проявления  
Указаны три проявления.
Указаны два проявления.
Указано одно проявление ИЛИ ответ неправильный.
Максимальный балл 2

 

 

С3

Автор подчеркивает, что «Личность в таком обществе вычленена слабо, ее интересы четко не выявлены. Община, с одной стороны будет ограничивать человека, с другой – обеспечивать ему защиту и стабильность». Опираясь на текст, знания, полученные при изучении материала курса, приведите по два конкретных примера ограничения общиной жизни личности и оказания личности социальной поддержки.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
В правильном ответе должны быть приведены элементы: Приведены примеры: 1) ограничения общиной жизни людей, например: - личность, семья, не могут самостоятельно распоряжаться наделом земли, угодьями, собственником является община; - без согласия, без разрешения общины человек не мог выделиться из нее; - община ограничивала все возможности проявления хозяйственной инициативы и самостоятельности; - община влияла на обустройство личной жизни своих членов, подбирала семейные пары, могла не дать согласия на брак и т.д. 2) поддержки и защиты, предоставляемой общиной своим членам, например: - в случае потери кормильца или иного несчастья, община погашала перед государством податные обязательства за своих членов; - община, мир, могла заступиться за своего члена перед государством и осуществить мирское правосудие вместо правосудия государственного; - община оказывала своим членам поддержку и защищала их против внешних сил, чужаков; - община могла отомстить обидчикам за оскорбление, нанесенное своим членам и т.д. Могут быть приведены другие примеры.  
Приведены четыре примера.
Приведены два-три примера.
Приведен один пример.
Ответ неправильный.
Максимальный балл 3
С4

В тексте со ссылкой на чешского педагога Я.Корчака приводится суждение: «Традиционное общество старательно будет оберегать свои поведенческие нормы, стандарты своей культуры от влияний из вне, со стороны других обществ и культур». Опираясь на материал курса обществознание, изученные курсы по отечественной и всемирной истории, приведите три пояснения приведенного суждения.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
В правильном ответе могут быть указаны следующие элементы: Приведены три пояснения,допустим: 1) в эпоху индустриальной революции многие страны Востока, Китай и Япония тщательно оберегали себя от контактов с западными странами, после «опиумных войн» середины XIX века, китайское традиционное общество начало разрушаться; 2) после того, как английские колониальные власти запретили в Индии кастовый строй, ввели запрет на обычай самосожжения вдов при похоронах мужей, вспыхнуло восстание сипаев, оно стало попыткой сохранить традиции индийского общества, не допустить его модернизации; 3) в современную нам эпоху восточные исламские страны болезненно реагируют на глобализацию и вестернизацию, стараясь сохранить свои обычаи, например в семейной жизни, ограждая себя от проникновения западной культуры. Могут быть приведены другие пояснения.  
Приведены три пояснения.
Приведены два пояснения.
Приведено одно пояснение.
Ответ неправильный.
Максимальный балл 3

 


 

С5 – С8 – задания на операции с понятиями, приведение примеров, решение задач с обществоведческим содержанием, составление плана освещения темы по социальным наукам.

С5

 

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный институт»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальном институте.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:   1) смысл понятия, например: «Социальные институты– это относительно устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается стабильность связей и отношений в рамках общества»; Может быть дано другое, близкое по значению определение. 2) два предложения с информацией о социальном институте, опирающейся на знания курса, например: – «К примеру, потребность общества в воспроизводстве, развитии, сохранении и преумножении выполняют такие социальные институты как семья и школа». - «Социальным институтом, который осуществляет функцию обеспечения безопасности, защиты общества, выступает армия».   Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию о социальном институте.  
Раскрыт смысл понятия и составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующем социальном объекте.
Раскрыт смысл понятия и составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте, ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен в двух составленных предложениях, свидетельствующих о том, что выпускник знает обществоведческое содержание данного понятия.
Раскрыт смысл понятия, предложения не составлены, ИЛИ предложения составлены без привлечения обществоведческих знаний, ИЛИ обществоведческие знания в составленных предложениях привлечены не в контексте рассматриваемого понятия, ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте, ИЛИ ответ неправильный.
Максимальный балл 2

 

 

С6

Информационная революция последней трети XX века привела к масштабным качественным изменениям всех сфер жизни общества. Укажите любые три направления изменений, каждое из которых проиллюстрировав примером.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
В ответе должны присутствовать элементы: Приведены направления и иллюстрирующие их примеры, допустим: 1) изменение характера отношений между людьми в обществе (например, вместо вертикальных связей, долженствования и исполнительства, приходят связи горизонтальные, основанные на партнерском взаимодействии); 2) изменение характера экономики, экономических основ общества (например, появляется новый фактор производства – информация, ее производство, переработка, трансляция, возрастает значение человеческого фактора производства – интеллектуальной рабочей силы); 3) изменение отношений между государствами (например, посредством электронных сетей стираются границы между государствами, нациями, людьми, возникают наднациональные центры принятия решений).   Могут быть приведены другие направления и примеры.  
Приведены три направления и иллюстрирующие их примеры.
Приведены два направления и иллюстрирующие их примеры ИЛИ три направления, но среди приведенных трех примеров один некорректный.
Приведено одно направление и иллюстрирующий его пример ИЛИ два направления, но среди двух приведенных примеров один некорректный ИЛИ приведено одно направление, но верно приведены два примера.
Приведено одно направление без примера, ИЛИ направление приведено неявно, но приведен один пример ИЛИ Ответ неправильный.
Максимальный балл 3

 

С7

 

Русский писатель М. М. Пришвин писал: «Природа может обойтись и без культуры... Но культура без природы быстро выдохнется». Сформулируйте свое понимание приведенного высказывания. Приведите три аргумента в обоснование тезиса о необходимости неразрывной связи культуры и природы.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) сформулировано понимание слов автора, например: – Природа – естественная среда, существовала и до человека и без человека, объективно, а культура – продукт человеческой деятельности, но, поскольку сам человек – часть природы, все что им создается должно быть природосообразно, создаваться с учетом сохранение природной среды. 2) приведены аргументы, например: – творения культуры, созданные с учетом условий природной среды, наиболее долговечны, например, древние храмы, построенные с учетом естественного рельефа; - возникновение авиации, создание воздушных судов связано с исследованием полета птиц, таким образом, наука и техника доказала свою связь с природными явлениями; - природа всегда вдохновляла своей красотой и гармонией многих художников на создание произведений искусства, это и стихи, и живописные пейзажи, и музыкальные произведения, включающие в себя звуки живой природы.   Могут быть приведены и иные верные аргументы.  
Правильно сформулировано понимание слов автора, приведены три аргумента.
Правильно сформулировано понимание слов автора, приведены два аргумента ИЛИ понимание слов автора сформулировано неявно, но приведены три аргумента
Правильно сформулировано понимание слов автора, приведен один аргумент ИЛИ понимание слов автора сформулировано неявно, но приведены два аргумента
Правильно сформулировано понимание слов автора ИЛИ приведен один аргумент ИЛИ Ответ неверный.
Максимальный балл 3

 

 

С8

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Общество как система». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
При анализе ответа учитываются: – корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; – соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.  
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Понятие об обществе. 2) Признаки общества как системы: а) сложная система; б) открытая система; в) динамичная система. 3) Системное строение общества. а) подсистемы и институты; б) социальные нормы; в) социальные коммуникации. 4) Взаимосвязь и взаимодействие общества с природой. 5) Специфика развития современного общества.   Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.  
Формулировки пунктов плана корректны и отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.
Отдельные пункты плана не отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. ИЛИ Формулировки пунктов плана отражают содержание темы. Структура ответа не полностью соответствует плану сложного типа (отсутствует конкретизация отдельных пунктов).
План по содержанию и структуре не раскрывает предложенной темы
Максимальный балл 2

 

 


Выполняя задание С9, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из представленных ниже высказываний

С9

 

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте свое отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение.

При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания,полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт:

 

 

Философия «Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще сильнее» (Ф. де Ларошфуко)

 

Философия «Общество всегда находится в заговоре против человека. Конформизм считается добродетелью; уверенность в себе - грехом. Общество любит не человека и жизнь, а имена и обычаи» (Р.Эмерсон).

 

Философия ««Цивилизация шла, шла и зашла в тупик. Дальше некуда. Все обещали, что наука и цивилизация выведут нас, но теперь уже видно, что никуда не выведут: надо начинать новое»» (Л.Толстой).

 

Философия «Общество виновато во всем том, что совершается в его пределах; всякая дрянная личность самим фактом своего существования указывает на какой-нибудь недостаток в общественной организации.» (Д.Писарев).

 

Философия «Общество всегда находится в заговоре против человека. Конформизм считается добродетелью; уверенность в себе - грехом. Общество любит не человека и жизнь, а имена и обычаи» (Р.Эмерсон).

 

Философия «Люди, хвалившиеся тем, что сделали революцию, всегда убеждались на другой день, что они не знали, что делали, - что сделанная революция совсем не похожа на ту, которую они хотели сделать» (Ф. Энгельс).

 

Философия «Если мы хотим идти вперед, то одна нога должна оставаться на месте, в то время как другая делает следующий шаг. Это - первый закон всякого прогресса, одинаково применимый как к целым народам, так и к отдельным людям» (И. Этвеш).

 

Философия «Не таков ли обычный ход прогресса, что делаются изобретения и материальные усовершенствования, которые разрушают нравственный порядок жизни. Когда же этот беспорядок становится очень тяжелым, поднимаются нравственные вопросы» (Л.Н. Толстой).

 

Философия «Прогресс – стремление к возведению человека в человеческий сан» (Н.Г. Чернышевский).

 

Философия «Промышленный прогресс совсем не параллелен в истории с прогрессом искусства и истинной цивилизации» (Ж. Ренан).

 

 

Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания С9, критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания, то есть не обозначил пославленную автором проблему (выдвинутую тему), и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, К3) в протокол проверки заданий с развернутым ответом выставляется 0 баллов.
Критерии оценивания ответа на задание С9 Баллы
К1 Раскрытие смысла высказывания
Смысл высказывания в раскрыт, ИЛИ содержание ответа дает представление о его понимании.
Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает представления о его понимании.
К2 Представление и пояснение собственной позиции выпускника
Представлена и пояснена собственная позиция выпускника
Представлена без пояснения собственная позиция выпускника (простое согласие или несогласие с суждением автора высказывания) ИЛИ собственная позиция выпускника не представлена.
К3 Характер и уровень приводимых суждений и аргументов
Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал. В ходе рассуждений раскрываются несколько аспектов проблемы.
При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на теоретические положения и выводы, но без использования фактического материала ИЛИ Раскрыт один аспект проблемы (темы) и приведена аргументация с опорой на теоретические положения и фактический материал ИЛИ При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал, но без теоретических положений, выводов. ИЛИ Раскрыты несколько аспектов проблемы при недостатке фактической или теоретической аргументации
Перечислены несколько аспектов проблемы (темы) без аргументации ИЛИ Затронут лишь один аспект проблемы (темы), приведена только фактическая или только теоретическая аргументация.
Затронут лишь один аспект проблемы (темы) без аргументации. ИЛИ Аргументы и суждения не соответствуют обосновываемому тезису.
  Максимальный балл 5

 


Раздел «Человек»

ЧАСТЬ А







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.45.196 (0.01 с.)