ТОП 10:

ГОТОВИМСЯ К УСПЕШНОЙ СДАЧЕ ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ



КИШЕНКОВА

ОЛЬГА ВИКТОРОВНА

 

ГОТОВИМСЯ К УСПЕШНОЙ СДАЧЕ ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

 

 

 

Москва

Интеллект-Центр


Дорогие старшеклассники!

Различные формы тестовых испытаний давно вошли в школьную практику. Вам, наверное, уже приходилось писать и аттестационные тесты, и итоговые. С 2000 г. проводится в школах Российской Федерации Единый государственный экзамен за курс полной средней школы, также предполагающий использование тестовых заданий. Вводится в российских школах ГИА (Государственная итоговая аттестация за курс основной школы).

Настоящий сборник имеет своей задачей познакомить вас со структурой тестов по обществознанию, а также дать рекомендации по решению каждого из типов заданий.

Главная задача сборника – помочь вам подготовиться к Единому государственному экзамену за курс средней школы по курсу обществознание. Задания охватывают весь курс «Обществознание» средней школы и разработаны в соответствии с нормативными документами, определяющими предметное содержание.

Варианты работы с материалами курса могут быть различны. Вы можете как на уроке с учителем, так и дома, в ходе самостоятельной работы разбирать и решать приведенные в сборнике задания. Количество заданий по каждой теме позволяет использовать различные способы их применения.

Сборник включает в себя типы заданий, как уже использовавшихся в едином государственном экзамене по обществознанию, так и те, которые проходили экспериментальную проверку в отдельных школах, применялись для проведения текущего и итогового контроля в курсе основной школы в школьной практике, включались в комплекты заданий предметных школьных олимпиад.


 

Раздел «Общество»

 


ЧАСТЬ А

При выполнении заданий A1 – A20 обведите кружком номер

Правильного ответа.

А1

Какое из приведенных в списке понятий объединяет, обобщает по смыслу остальные?

1) политика
2) общество
3) экономика
4) культура

 

А2

Общество в наиболее широком смысле этого слова означает

1) объединение людей по сфере деятельности
2) исторический этап в развитии человечества
3) все человечество в целом на протяжении его истории
4) специфические свойства определенного этноса

 

А3

Влияние природных факторов на развитие общества может иллюстрировать пример:

1) строительство в древней Месопотамии ступенчатых башен - зиккуратов
2) развитие ирригационного земледелия и городских центров в долине Тигра и Евфрата
3) возникновение у шумеров древнейшей письменности в форме клинописи на глиняных табличках
4) составление вавилонским царем Хаммурапи древнейшего письменного свода законов, защищающего собственность и закрепляющего правовое неравенство жителей

 

А4

Примером конструктивного взаимодействия человеческого общества с природой является

1) нарушение экологического баланса степных районов, их опустынивание
2) исчезновение многих видов морской флоры и фауны, сокращение морских биоресурсов
3) законодательное ограничение использования генномодифицированных продуктов
4) выведение экологически «грязных» производств в страны «третьего» мира.

 

А5

В каком из приведенных предложений понятие «общество» употреблено в смысле «объединение людей, проживающих на определенной территории, население страны»?

1) Традиционное общество отличает сращивание власти и собственности на землю
2) Общество любителей миниатюрной книги провело свой ежегодный съезд
3) По мнению ученых, для российского общества характерны коллективистские начала и патриархальное отношение к власти.
4) Человеческое общество издревле почитает богов, верит в сверхъестественные силы.

 

А6

Общество как динамическую систему отличает признак:

1) наличие определенных социальных институтов и подсистем.
2) обособление от природной среды, утрачивание связи с ней.
3) возникновение новых социальных институтов и отмирание старых
4) вхождение природы и общества в единый материальный мир.

 

А7

В столичном центре прошла конференция по проблемам развития образования. Были озвучены данные о том, что средний возраст учительства в стране приближается к 50 годам и 85% учительского корпуса – женщины. Молодежь и мужчины не идут работать в школу из-за низких заработных плат. Данный пример может быть использован для иллюстрации взаимосвязи между такими сферами общества как

1) экономическая, политическая.
2) социальная, экономическая, духовная.
3) духовная, политическая, экономическая.
4) экономическая, социальная.

 

А8

Какой ряд понятий, терминов и социальных фактов связан с политической жизнью общества?

1) этнос, социальный конфликт, статус и престиж, малая группа.
2) духовность, научное сообщество, художественный образ.
3) власть, закон, элита и массы, демократические традиции.
4) рынок, страховые фонды, ценные бумаги, венчурные фирмы, издержки.

 

А9

Верны ли следующие суждения о социальных институтах?

А. В процессе своего развития, общество генерирует определенные социальные институты.

Б. Каждый социальный институт связан с объективированием, осмыслением людьми определенных потребностей.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

 

А10

Какой ряд понятий, терминов связан с индустриальной стадией в развитии общества?

1) сельская община, сословное деление, натуральное хозяйство.
2) глобализация, микропроцессор, электронные сети.
3) цеховые уставы, наследуемые статусы, авторитарная власть.
4) фабричное производство, транспортная инфраструктура, рынок.

 

А11

Ученые-обществоведы полагают, что Индия – страна, в которой сохранились элементы традиционного общества. Какое утверждение может служить аргументом для подобного вывода?

1) В Индии сохранились пережитки кастового строя, каста человека во многом определяет его род занятий, выбор супруга или супруги.
2) Индия сегодня – перспективный рынок для капиталовложений в высокие технологии
3) Многие молодые индийцы предпочитают обучаться в престижных университетах в США и в Западной Европе
4) Ведущей политической силой в стране традиционно является партия Индийский национальный конгресс, лидерами которой в свое время были Махатма Ганди и Джавахарлал Неру.

 

А12

С помощью такого критерия как развитие научно-технического потенциала обществаможно проиллюстрировать прогрессивный характер

А13
1) введения уголовной ответственности за жестокое обращение с животными
2) смягчения уголовного законодательства, введение санкций, не связанных с лишением человека свободы
3) проведения археологических раскопок на Горном Алтае и в Туве, обнаружения поселений иранских племен
4) проверки гипотезы происхождения Вселенной в ходе экспериментов в Большом адронном коллайдере

 

В начале XIII в. в цветущие долины междуречья Амударьи и Сырдарьи вторглись кочевые тюрко-монгольские племена. Они разорили и разрушили города, пресеклись торговые пути, запустели поля и каналы. Какая форма общественных изменений может быть проиллюстрирована данным примером?

1) революция
2) эволюция
3) регресс
4) реформа

 

А14

Какое из приведенных суждений может быть приведено в обоснование противоречивости общественного прогресса?

1) В процессе развития общества пересматриваются меры юридической ответственности, исключаются наиболее жестокие наказания.
2) Человечество принимает на наднациональном уровне законы, запрещающие определенные способы ведения войны.
3) Ряд открытий ученых имели двойственные последствия, возникли новые виды оружия массового поражения.
4) Вводимые на производстве новые типы очистных сооружений позволяют сократить вредные выбросы в атмосферу.

 

А15

Верны ли следующие суждения о формах социальных изменений?

А.Разрушение прежних общественных отношений и возникновение качественно новых – характерный признак социальной революции.

Б. Разновидность социальных революций - революции научные и технические, приводящие к возникновению принципиально новых способов взаимодействия человека с природой.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

 

А16

Интегративные (объединительные) процессы современности нашли свое проявление в (во)

1) возникновении ряда конфликтов на межконфессиональной почве.
2) формировании единых наднациональных валют, создании наднациональных парламентов.
3) введении таможенных барьеров, защищающих национальные рынки.
4) сохранении в ряде стран традиционалистских и авторитарных режимов.

 

А17

В современном мире существует несколько типов глобальных проблем. К политическим глобальным проблемам относится

1) возникновение очагов локальных конфликтов, вооруженных столкновений противоборствующих сторон
2) создание произведений массовой культуры, антигуманных по своей сущности
3) развитие национальных систем образования и образовательных программ
4) ускорение передачи информации, создание единой глобальной информационной сети

 

А18

Глобальные экологические проблемы современности связаны с

1) возросшими техническими и технологическими возможностями людей по оказанию воздействия на природные процессы.
2) неспособностью человека в принципе конструктивно взаимодействовать с природой.
3) отсутствием внимания людей к здоровому образу жизни, гармонии с природой.
4) сохранением этнического и конфессионального многообразия мира.

 

А19

Рассмотрите диаграмму, содержащую информацию о распределении групп граждан страны А по уровню жизни и дохода.

Уровень жизни населения

Подберите среди приведенных характеристик страны А. ту, которая отражает информацию, отраженную в диаграмме.

1) Свыше половины населения страны составляет значительный по составу и влиятельный средний класс
2) Бедные и беднейшие слои населения составляют около половины населения страны
3) Около четверти населения обладает высоким уровнем достатка и благосостояния
4) Люди со сверхвысокими доходами составляют менее двадцатой части населения страны.

 

А20

Верны ли следующие суждения о глобализации?

А. Глобализация – процесс, в котором могут быть заинтересованы только ведущие страны мира, для остальных стран, она – безусловное зло, никаких позитивных влияний на эти страны она не в состоянии оказать..
Б. Глобализация может сделать неконкурентноспособными ряд отраслей хозяйства в развивающихся и бедных странах.
1) верно только А  
2) верно только Б  
3) верны оба суждения  
4) оба суждения неверны  

Ответы на задания части А

Раздел 1

отв отв отв отв

ЧАСТЬ В

Задания с кратким ответом

ЧАСТЬ С

Раздел «Человек»

ЧАСТЬ А

Правильного ответа.

А1

Какое понятие обобщает, объединяет по смыслу остальные?

1) индивидуальность
2) личность
3) человек
4) индивид

 

А2

Социальным, формируемым в процессе взаимодействия с обществом, качеством человека является

1) способность укрываться от опасности
2) владение навыками трудовой деятельности
3) потребность в поддержании теплового баланса
4) инстинктивное ощущение опасности

 

А3

Преуспевающий банкир приобрел на известном аукционе коллекцию картин художников-импрессионистов. Его имя сразу же стало известно вреди коллекционеров. Какие потребности проявились в данном поступке банкира?

1) базовые
2) естественные
3) экзистенциальные
4) престижные

 

А4

Верны ли следующие суждения о человеческих качествах?

А. Врожденные качества человека социализируются в процессе взаимодействия с обществом.

Б. Помимо естественных потребностей, у людей формируются потребности социальные, связанные с жизнью в обществе.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

 

А5

Ученые определяют человека как биопсихосоциальное существо. Что относится к психическим качествам человека?

1) ценностные установки и жизненные принципы
2) направленность личности, сила эмоций
3) расовые признаки и цвет кожи
4) трудовые умения и приемы познания

 

 

А6

Человека как личность, прежде всего, характеризует

1) тип нервной системы
2) разрез и цвет глаз
3) умение общаться с людьми
4) наследуемые признаки

 

А7

Учитель проводит школьную конференцию по проблемам глобального экологического кризиса. Учитель предложил ученикам основные теоретические подходы к осмыслению проблемы, предложил темы для сообщений и докладов. Кто (что) является субъектом данной игровой деятельности?

1) разработанная учителем мультимедийная презентация
2) доклады, составленные учащимися по материалам научных журналов
3) подготовленные для конференции документы и раздаточные материалы
4) учитель, определяющий задание и выступающий в качестве ведущего.

 

А8

Римский философ Цицерон говорил:

«Телесные наслаждения не вполне достойны высокого положения человека и их следует презирать и отвергать, а если все-таки кто-то и станет отдавать дань удовольствию, в этом следует тщательно соблюдать меру. Поэтому заботу о пище и уходе за телом нужно отнести к области здоровья и поддержания сил, а не к области наслаждения».

О каком типе человеческих потребностей рассуждает философ?

1) социальных
2) духовных
3) естественных
4) эстетических

 

А9

Верны ли следующие суждения о социализации индивида?

А. Социализация индивида включает в себя освоение нравственных идеалов и ценностей, коммуникативных и интеллектуальных умений.

Б. Институтами социализации, в первую очередь, выступает семья, школа, малый социум.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

 


 

А10

В стране Ф. был проведен опрос социологической службой. Участвующим в опросе гражданам 20-25 лет и 40-50 лет было предложено выбрать продолжение фразы: «Успешным можно считать человека, который ….» Были получены следующие результаты (в %):

 

Вариант продолжения фразы: Выбор 20-25-ти летних Выбор 40-50-ти летних
делает добро другим людям
умеет зарабатывать много денег, должность второстепенна  
занимает престижную должность
имеет много друзей
находится всегда в веселом расположении духа, несмотря ни на что  

ЧАСТЬ В

Задания с кратким ответом

Ответ: ААББ

В6

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

 

«Жизнь и деятельность _______________(1) обусловлены единством и взаимодействием биологического и _______________(2) факторов. Поскольку сознание, внутренняя и внешняя речь. не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, то используют понятие "_______________(3)" как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидом мы рождаемся) и понятие "личность" как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и доведения, общественно-исторического _______________(4) (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).

Психология учитывает, что личность не только объект общественных отношений, не только испытывает _______________(5), но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный _______________(6), общения, сознания, самосознания… Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, утверждаем».

 

 

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) уникальные признаки
Б) опыт человечества
В) социализация
Г) целостность
Д) социальный
Е) субъект деятельности
Ж) социальные воздействия
З) человек
И) индивид

 

           

Ответ: ЗДИБЖЕ

 

В4

Выберите среди предложенного социальные факты, содержащие проявление базовых социальных (экзистенциальных) потребностей личности:

1) «В трудовом коллективе, куда пришла выпускница экономического вуза, сначала ей было непросто, многие вопросы существенно различались с вузовскими знаниями, но более опытные, старшие коллеги своими советами помогли ей войти в курс дела»
2) «Для юноши чрезвычайно важен его круг общения, друзья и подруги, с ними можно обсудить, порой то, что не обсудишь ни с родителями, ни с учителями»
3) «Молодой человек преуспел в туристическом бизнесе, создав крупную компанию, специализирующуюся в области экстремального туризма, но теперь его больше волнует слава мецената, покровителя молодых дарований; недавно им была учреждена стипендия для молодых ученых»
4) «Каждую последнюю субботу месяца, профессор посвящает походу в консерваторию на концерты камерной музыки»
5) «Каждый человек нуждается в поддержании теплового баланса тела, поэтому зимой мы одеваем варежки, теплые сапоги и куртки»
6) «В семье каждый человек обретает защиту от неприятностей и невзгод большого мира, который его окружает, неслучайно говорится «мой дом, моя крепость».

Ответ: _________________

Ответ: 126


ЧАСТЬ С

Личность

«…каковы необходимые и достаточные критерии сформировавшейся личности?

По существу, существует два основных критерия. Первый критерий: человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле, а именно если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Они социальны по своему происхождению и смыслу, т. е. заданы обществом, воспитаны в человеке.

Второй необходимый критерий личности - способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредствованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже "стихийную нравственность": человек может не отдавать себе отчета в том, что именно заставило его поступить определенным образом, тем не менее продействовать вполне нравственно. Итак, хотя во втором признаке также имеется в виду опосредствованное поведение, подчеркивается именно сознательное опосредствование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности…

Формирование личности хотя и есть процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но процесс совершенно особый. Он отличается от усвоения знаний, умений, способов действий. Ведь здесь речь идет о таком освоении, в результате которого происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование, соподчинение и т. п. А достичь всего этого путем простого усвоения нельзя. Усвоенный мотив в лучшем случае мотив знаемый, но не реально действующий, т. е. мотив неистинный. Знать, что должно делать, к чему следует стремиться, - не значит хотеть это делать, действительно к этому стремиться. Новые потребности и мотивы, а также их соподчинения возникают в процессе не усвоения, а переживания, или проживания. Этот процесс всегда происходит только в реальной жизни человека. Он является всегда эмоционально насыщенным, часто субъективно творческим.

Рассмотрим этапы формирования личности. Остановимся на самых главных и очень крупных этапах. По образному выражению А. Н. Леонтьева, личность "рождается" дважды.

Первое ее рождение относится к дошкольному возрасту и знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам. Иными словами, здесь зарождается то, что отражено в первом критерии личности.

Второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Заметим, что эта способность к самоосознанию, саморуководству, самовоспитанию и отражена во втором признаке личности, разобранном выше.

Между прочим, ее обязательность зафиксирована в такой юридической категории, как уголовная ответственность за совершаемые действия. Эта ответственность, как известно, возлагается на каждого душевно здорового человека, достигшего совершеннолетия».

(Ю.Б.Гиппенрейтер)

 

С1

Автор высказывает свою точку зрения на то, какого человека можно считать личностью, выделяет критерии личности. Укажите два критерия с опорой на текст и охарактеризуйте каждый из них. Сформулируйте свой критерий личности человека, кого, на ваш взгляд, можно назвать личностью.

 

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) Приведены авторские критерии личности с опорой на текст, например: - «человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле, а именно если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого», если его поведение социально значимо; - человека можно считать личностью, если он способен «к сознательному руководству собственным поведением», человек руководствуется сознательными мотивами деятельности, обладает самосознание. 2) Сформулирован свой критерий личности, допустим: - личностью можно считать человека, обладающего знаниями, жизненным опытом, умением жить среди людей, обладающего нравственными принципами, в соответствии с которыми он действует. Могут быть приведены и иные критерии личности.  
Приведены два авторских критерия и один собственный.
Приведены один авторский критерий личности и один собственный ИЛИ два авторских критерия, собственный критерий не приведен ИЛИ авторские критерии не приведены, но приведен один собственный.
Приведен один авторский критерий ИЛИ ответ неправильный.
Максимальный балл 2

 

С2

Укажите с опорой на авторский текст отличия поведения человека, соответствующего первому и второму критериям. Приведите, опираясь на знание курса, личный социальный опыт и социальную практику, два примера проявления «стихийной нравственности» в поведении людей.

 

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы: 1) Приведены отличия в поведении людей, допустим: – «…от первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов…»; – «просто опосредствованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов…»» - «…во втором признаке имеется в виду опосредствованное поведение», сознательное опосредствование действий людей». 2) Приведены два примерапроявления «стихийной нравственности», допустим: - оказать помощь пожилому человеку при переходе улицы; - остановить машину и помочь на дороге человеку, просящему о помощи; - помочь соседу по даче в ремонтных работах или работе по саду и прочее. Могут быть приведены иные адекватные примеры.  
Приведены три отличия и два примера
Приведены два отличия и два примера ИЛИ три отличия и один пример ИЛИ одно отличие и один пример ИЛИ два-три отличия без примеров ИЛИ отличия не указаны, но приведен один пример.
Приведено одно отличие, ИЛИ Ответ неправильный.
Максимальный балл 2

 

 

С3

Автор, ссылаясь на психолога А.Н. Леонтьева, указывает основные этапы формирования личности. Приведите указанные в тексте этапы, и, опираясь на знание курса, личный социальный опыт и практику, проиллюстрируйте каждый из этапов характерным для него конкретным «приобретением» для личностного становления.

 

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
В правильном ответе должны быть приведены элементы: Приведены указанные в тексте этапы формирования личности(два ее рождения) и иллюстрирующие их «приобретения», допустим: 1) первый этап (первое рождение) - дошкольный возраст, который «знаменуется установлением первых иерархических отношений, мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам»; - «приобретения»: - ребенок-дошкольник осознает, что не все свои потребности он может удовлетворить, если они противоречат интересам близких, например, не может добиться покупки игрушки, если у родителей нет необходимой суммы денег, пойти гулять на улицу к друзьям, если больна бабушка и не может проводить его во двор и т.д.; - ребенок-дошкольник уже осваивает необходимость согласования своих интересов с близкими, друзьями; - ребенок- дошкольник осваивает нормы этикета, поведения в общественных местах, экологического поведения в природной среде и др. 2) второй этап (второе рождение) – «начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению». - «приобретения»: - подросток осознает свои способности, определяет, какую профессию он хотел бы получить в будущем, в соответствии с этим он делает ответственный и осознанный выбор профиля образования; - подросток начинает осваивать новые социальные роли (труженика, собственника), принимать решения по обслуживанию сой собственности, например, мопеда, скутера и т.д. - подросток, к примеру, приняв решение идти в профильный математический класс, в свободное время будет заниматься математикой, а прежние его привязанности, например, дворовый футбол, прогулки с друзьями, могут отойти на второй план и т.д. . Могут быть приведены иные адекватные «приобретения», характерные для каждого этапа.  
Приведены два этапа и иллюстрирующие их «приобретения».
Приведены два этапа и одно «приобретение ИЛИ один этап и одно приобретение ИЛИ этапы не указаны, но приведены два «приобретения».
Приведены два этапа без «приобретения» ИЛИ этапы не указаны, но приведено одно «приобретение».
Приведен один этап без «приобретения» ИЛИ Ответ неправильный.
Максимальный балл 3

 

С4

Автор отмечает: «…Новые потребности и мотивы, а также их соподчинения возникают в процессе не усвоения, а переживания, или проживания…». Поясните авторскую мысль. Опираясь на знание курса, собственный жизненный опыт и социальную практику, приведите два проявления возникновения новых потребностей и мотивов личности.

 

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
В правильном ответе могут быть указаны следующие элементы: 1) пояснение, например: Автор подчеркивает, что человек может обрести новые мотивы и потребности только через обретение нравственного опыта, эмоционального сопереживания, прочувствования и проживания каждой жизненной ситуации. Одного накопления знаний, представления о действии недостаточно. Знать недостаточно, важно эмоционально сопереживать, сочувствовать. 2) приведены два проявления, допустим: – только пережив личную жизненную драму, потерю близких, конфликты с друзьями, измену друзей, человек способен по-настоящему понять и сопереживать беде другого; – человек может иметь умозрительные представления о добре и зле, но важно самому оказаться в ситуации выбора, когда самому человеку предстоит приять решение: идти ли на компромисс с совестью или не идти, совершать постыдный поступок или нет; именно этот момент и будет определяющим для формирования нравственного опыта личности. Может быть приведено иное пояснение, указаны иные проявления.  
Приведено пояснение, приведены два проявления.
Приведено пояснение, приведено одно проявление ИЛИ пояснение приведено неявно, но приведены два проявления.
Приведено пояснение ИЛИ одно проявление.
Ответ неправильный.
Максимальный балл 3

 

 

С5

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «человеческая деятельность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о человеческой деятельности.







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.55.168 (0.02 с.)