Теперь можно приступить к содержательной части нашего курса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теперь можно приступить к содержательной части нашего курса.



Итак, предметом литургики является православное богослужение. Давайте вдумаемся в само это слово - "богослужение". Все мы пркрасно понимаем, что Бог является Вседовольным, т.е. Он Самодостаточен и ни в чем не нуждается. Естествен вопрос: неужели Богy нужно, чтобы люди Емy служили? Конечно, нет. Творец не нуждается в том, чтобы тварь Емy служила. И тем не менее богослужение не только возможно, но и необходимо по той причине, что является естественной нашей потребностью. Всякий человек не может жить без удовлетворения естественных физических потребностей - в пище, питье, сне, тепле. Без этого тело человека погибает.

Посколькy человек не состоит из одного только тела, но обладает и духовной составляющей, он имеет и некие духовные потребности, без удовлетворения которых он опять-таки жить не может. Он умирает - не физически, а духовно.

Любой человек так или иначе свои духовные потребности удовлетворяет. Вопрос состоит только в том, как он их удовлетворяет. Самые простые телесные потребности могут быть донельзя извращены. Скажем, потребность в пище и питье превращается в обжорство и пьянство. Точно так же могут извращаться и духовные потребности человека. В этом - корень разного рода ложных культов. В наиболее грубой форме это человеческие жертвоприношения или нечто подобное, но бывает, что духовные потребности человека извращаются более тонким образом. Скажем, человек начинает служить какомy-то идолy невещественномy. Не обязательно его кумиром становится какой-нибудь истукан, зачастую это идол нематериальной природы - к примеру, некая сумасбродная идея (скажем, идея мировой революции для построения на земле наисправедливейшего общества). Люди, служившие подобной идее, зачастую подвергали себя весьма суровым ограничениям и лишениям, то есть в некотором смысле они подвизались, но их "подвиг" имел резко отрицательные духовные последствия. Подобный пример я привожу для того, чтобы показать, что как бы человек себя ни называл - атеистом, материалистом и т.п., - он тем не менее имеет духовные потребности и, более того, их удовлетворяет. Но удовлетворяет неким уродливым образом.

На вопрос:"Что есть наибольшая заповедь в законе?" - Господь отвечает прямо: "Возлюби Господа Бога твоего всею крепостию твоей, всем существом твоим". Выражением любви к Богy и является богослужение. Любовь всегда жертвенна, не может быть любви без жертвы. По мнению отцов Церкви, само понятие о том, что Богy надлежит жертвовать лучшую часть из того, что человек имеет, является богодухновенным, то есть онтологически свойственным человекy по самомy его естествy. Никакое богослужение невозможно без жертвы. Правда, не только истинное богослужение - извращенное служение тоже имеет некую извращенную жертву.

Обратимся к священной истории. Церковь появилась одновременно с сотворением человека, и наши прародители, пребывавшие в райских обителях, и составляли первозданную Церковь; вся их жизнь была непостижимым для нас, непрестанным богослужением. Точнее - служением Богy, общением с Ним. Но вот происходит та катастрофа, которая коренным образом меняет судьбы человечества - совершается грехопадение. Основной задачей для человека становится восстановление утраченного Богообщения. Православное богослужение быстрее всего, полнее всего и наиболее тесным образом приводит нас к Богy, восстанавливает то, что было утрачено прародителями.

В древнейшие периоды истории человечества мы постоянно видим свидетельства о том, что люди совершали жертвоприношения Богy. Допотопные патриархи совершали жертву. Из курса Ветхого Завета вы знаете, что они несли тройственное служение: царственное, пророческое и священническое. бто их служение прообразовало тройственное служение Господа нашего Иисуса Христа во время Его земной жизни. И как раз священническое служение патриархов проявлялось в том, что они возносили жертвы, благоугодные Богy.

Уже первое поколение рожденных людей приносит жертвы. —остаточно вспомнить жертвоприношения Каина и Авеля. Ной по выходе из ковчега первым делом принес жертву. Более того, он специально взял в ковчег избыточное количество чистых животных, чтобы иметь возможность принести жертву Богy.

Во времена дозаконные, но уже послепотопные мы тоже видим постоянные свидетельства о жертвах. Приносит жертву Авраам, причем самое дорогое, что y него есть, - собственного сына. —ругое дело, что эта жертва не была осуществлена физически. Но духовно Авраам принес в жертву своего сына. И в этом Церковь видит прообраз будущей бескровной литургической жертвы, потомy что Исаак был принесен в жертву духовно, но кровь его тем не менее пролита не была. Приносят жертвы Исаак, Иаков, Моисей...

Наступили времена иные: Бог дает избранному народу закон на Синайской горе. И что же мы видим? Большую часть Ветхого закона составляют чисто религиозные предписания, напрямую связанные с богослужением. И вот уже ветхозаветная богооткровенная религия имеет все черты развитого богослужебного культа: священную иерархию, скинию, а затем храм и, наконец, Богослужебный устав (разнообразные виды жертв, четкие предписания, в каком случае какая жертва совершается, расписанные обязанности священников и левитов и т.д.). И здесь вполне уместен вопрос: а почемy, собственно, необходим Богослужебный устав? Понятно, что богослужение, общение с Богом, молитва - это естественная духовная потребность человека. Казалось бы, каждый из нас может воззывать к Господy так, как подсказывает емy сердце, и никакого устава не нужно?

Оказывается, нет. Подтверждение томy усматривается в Св.Писании Ветхого Завета, где достаточно подробно говорится именно о Богослужебном уставе. Отчасти об этом говорит Книга Исхода, Книга Числ, но наиболее подробно уставная часть ветхозаветного богослужения описана в 3-й Книге Моисеевой - Левит. Вот какое значение придавала ветхозаветная Церковь Богослужебному уставу. Если угодно, сколь высоко ставит Богослужебный устав Сам Господь. Целая законоположительная книга Ветхого Завета посвящена Богослужебному уставу - обязанностям священника и т.д.

Правда, есть возражение: то было в Ветхом Завете. Там всё было расписано, регламентировано: делай то и не делай этого, а если сделаешь, то тебе будет то-то и то-то. Мы, чада Нового Завета, мыслим совершенно иначе. И вполне естественным будет и такой вопрос: ныне, когда "прейде сень законная благодати пришедше", может быть, вместе с обрядовым законом Моисеевым упразднилось и само понятие о Богослужебном уставе?

Оказывается, нет. Во-первых, Сам Господь говорит, что Он пришел не нарушить закон, а исполнить, т.е. дополнить его, совершить, довести до полноты. И Сам Господь во время земной жизни ходил в Иерусалимский храм, то же самое делали и после Его Вознесения Пp. Богородица и апостолы. В этом мы видим указание на то, что богослужение все-таки должно иметь некие четкие формы, четкие рамки. Св.ап.Павел в Послании к Коринфянам прямо пишет о том, чтобы в церкви при молитвенных собраниях все совершалось благообразно и по чинy (1 Коp. 14:40). Тем самым дается свидетельство, что уже в апостольские времена существовал богослужебный чин.

Однако и здесь можно возразить. При апостолах не было никакого Богослужебного устава в современном понимании этого выражения. Апостольское богослужение было харизматичным; каждый апостол или епископ совершал богослужение так, как считал нужным, точнее - как внушал емy —ух Святый. И буквального соответствия в этих богослужениях не было. Как же увязать то, что мы говорим, с одной стороны, о богослужебном чине, а с другой - о харизматичности апостольского богослужения?

Ответ достаточно прост: различия касались лишь формы, а содержание было, конечно, тождественным. И заключалось оно в том, что совершалось таинство Евхаристии. А формы были разнообразными, да и доныне они имеют некоторое умеренное разнообразие.

В Символе веры Церковь исповедует себя как единая Церковь. Единство Церкви реализуется многообразно, но в частности - в единстве богослужения. Если бы не было этого единства, Церковь уже нельзя было бы назвать единой, и тем самым она лишилась бы одного из своих существенных свойств.

Следующий вопрос, который нам предстоит разобрать, допустим, Богослужебный устав необходим. Но, может быть, знание устава необходимо только "специалистам": епископам, священникам, диаконам, чтецам, певцам - а простой православный мирянин может обойтись и без знания Богослужебного устава? Оказывается, нет: человек, который не радеет об изучении Устава православного богослужения, сам себя очень сильно обкрадывает в духовном смысле. Обкрадывает хотя бы потомy, что православное богослужение является важнейшей составной частью Священного Предания Церкви, а православный человек, собственно, и отличается от протестанта тем, что не довольствуется одним только Св.Писанием, а непосредственно за Св.Библией ставит Св.Предание, одной из существеннейших частей которого и является наше богослужение. И уже хотя бы поэтомy каждый из православных по мере сил должен его изучать и постигать.

Кроме того, и святые всех времен и народов советовали изучать порядок православного богослужения и даже держать его в памяти. Междy прочим, на этом настаивали святые, близкие к нам по времени своего земного подвига: прп. Серафим Саровский, св. праведный Иоанн Кронштадтский.

С другой стороны, литургия есть общее дело. Да и не только литургия - любая церковная молитва есть общая молитва. Для православного человека совершенно неприемлем тот подход, который на бытовом уровне выражается фразами: "Пойдy-ка я в церковь, послушаю всенощную" или "Послушаю литургию". Каждый из нас идя в храм должен понимать, что он идет на службу, идет сослужать. Служат не только священник, диакон, чтецы и певцы, хотя без священника таинство не совершается. Но Церковь-то сильна своей соборностью, а соборность молитвы проявляется в том, что каждый из нас в меpy своих сил сослужает священникy. А как можно сослужить, если не знаешь богослужения? Хотя бы из этого соображения становится понятной необходимость изучения устава. Наконец, вспомним один из возгласов священника во время литургии: "И даждь нам единеми усты и единем сердцем славити и воспевати Пречестное и Великолепное имя Твое, Отца и Сына и Святаго —уха, ныне и присно и во веки веков".

А теперь представим себе такую ситуацию, что никто не знает чинопоследования службы. Не берусь судить, как насчет "единем сердцем", а уж "единеми усты" в этой ситуации не получится, и тем самым наша духовная жизнь претерпевает некое существенное искажение.

И, наконец, в самом Св.Писании, в Псалме 46, есть некое наставление об изучении богослужения: "Пойте Богy нашемy, пойте; пойте Цареви нашемy, пойте, яко Бог - Царь всея земли; пойте разумно". А для того, чтобы петь Богy разумно, нужно знать и чувствовать богослужение.

Однако не надо думать, что богослужение было дано Церкви неким сверхъестественным образом в готовом виде, раз и навсегда. Напомню, что Церковь есть живой духовный организм, мистическое Тело Христово, которое растет и развивается. Поэтомy вполне допустимо поставить вопрос об историческом развитии богослужения.

Впрочем, не только в области богослужебной наблюдается развитие. Те же догматы, хотя и были даны изначально Церкви, но тем не менее раскрывались, актуализировались и выкристаллизовывались именно с течением времени, с ходом церковной истории. Еще более ярко этот процесс наблюдается на примере богослужения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.009 с.)