Под редакцией Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Под редакцией Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой



ТРЕНИНГ ПО СКАЗКОТЕРАПИИ

Под редакцией Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой

РЕЧЬ

Санкт-Петербург 2006


ББК 88.4 363

363 Тренинг по сказкотерапии / Под ред. Т. Д. Зинке-вич-Евстигнеевой. — СПб.: Речь, 2006. — 176 с. ISBN 5-9268-0406-Х

В этом сборнике представлены многофункциональные сказкотерапевтичес-кие программы. Используя эти программы, можно развить эмоционально-волевую сферу ребенка, скорректировать возникшие у него эмоциональные проблемы, развить его личность, сформировать созидательную систему ценностей. В сборнике приведены сценарии занятий и методические рекомендации по их проведению.

Книга будет полезна и специалистам — детским психологам, педагогам, воспитателям и заботливым родителям.

Ряд материалов, представленных в данной книге, ранее частично был опубликован в сборнике «Тренинг по сказкотерапии».

ISBN 5-9268-0406-Х © Т. Зинкевич-Евстигнеева и др.

© Издательство «Речь», 2006 © И. Могутова, рисунки, 2006 © П. Борозенец, обложка, 2006


Содержание

Предисловие.................................................................... 5

Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов. ВОЛШЕБНАЯ

СТРАНА ВНУТРИ НАС........................................................11

Программа эмоционально-волевого развития для детей и подростков......................................................................................11

Введение........................................................................11

Занятие первое и занятие самое последнее: диагностика

результативности.................................................................12

Занятие второе: знакомство со сказочной страной и ее королем 17 Занятие с третьего по девятое: знакомство со слугами-чувствами 20

Третье занятие: знакомство со слугой по имени радость...........22

Занятие четвертое: знакомство со слугой по имени грусть........26

Занятие пятое: знакомство со слугой по имени интерес............31

Занятие шестое: знакомство со слугой по имени злость............36

Занятие седьмое: знакомство со слугой по имени страх............38

Занятие восьмое и девятое: знакомство со слугами по имени обида,

вина и удовольствие.............................................................44

Занятие десятое: заговор обиды..............................................44

Занятие одиннадцатое: в поисках любви..................................47

Занятие двенадцатое: возвращение короля...............................47

Т. Зинкевич-Евстигнеева. СКАЗКИ ЗВЕЗДНОЙ СТРАНЫ

ЗОДИАКАЛИИ...........................................................50

Введение........................................................................50

СКАЗКА О СОЗВЕЗДИЯХ..........................................................58

Сказка о том, как в стране зодиакалии появился ее первый житель — ОВЕН........................................................................61

Сказка о том, как в зодиакалии появился второй житель —

ТЕЛЕЦ..................................................................................64

Сказка о том, как в зодиакалии появилось созвездие БЛИЗНЕЦОВ......................................................................................67

Сказка о том, как возникло созвездие РАКА.............................70


Сказка о том, как на небе появилось созвездие ЛЬВА................74

Сказка о шестом жителе зодиакалии — созвездие ДЕВЫ.........76

Сказка о том, как в зодиакалии появилось созвездие ВЕСОВ......79

Сказка о восьмом жителе зодиакалии — созвездии

СКОРПИОНА.......................................................................82

Сказка о созвездии СТРЕЛЬЦА...............................................86

Сказка о том, как появилось в зодиакалии созвездие КОЗЕРОГА 89

Сказка о созвездии ВОДОЛЕЯ.................................................93

Сказка о том, как в зодиакалии появился последний житель —

созвездие РЫБ.....................................................................96

Н. Соловьева. ЧУДЕСА НА ПЕСКЕ»......................................... 100

Введение................................................................................ 100

Оборудование и материалы...................................................... 106

Несколько слов из опыта работы по программе.......................... 107

СЦЕНАРИИ ЗАНЯТИЙ........................................................... 109

Занятие Ml.................................................................... 109

Занятие № 2........................................................................................................112

Занятие № 3........................................................................................................114

Занятие № 4.......................................................................................................116

Занятие № 5........................................................................................................118

Занятие № 6........................................................................................................120

Занятие № 7........................................................................................................123

Занятие № 8........................................................................................................125

Занятие № 9........................................................................................................127

Занятие № 10.....................................................................................................129

О. Смирнова. КАК РАССКАЗАТЬ РЕБЕНКУ О ВРЕМЕНАХ ГОДА132

Введение......................................................................132

Ознакомительный модуль....................................................... 134

Коррекционно-развивающий модуль........................................ 146

Интеграционный модуль......................................................... 154

Логопедические задания.......................................................... 158

Открытое логопедическое занятие «Волшебная избушка»........... 164

Литература............................................................................. 170


ПРЕДИСЛОВИЕ

Дорогие друзья! Если вы выбрали нашу книгу — наверное, вашей душе свойственны состояния радостного трепета, предвосхищения чуда, удивления ежедневным чудесам. Разве не чудо, что солнце всходит и заходит, что меняются времена года, что...? Правда, мы привыкли к чудесам. И некоторые из нас хотят чего-то новенького, «остренького», неожиданного...

А ведь чудо — совсем рядом. Однако только человек с открытым сердцем может познать его прелесть. Открыть свое сердце навстречу добру учит нас сказка. И эта мысль стала лейтмотивом данного сборника программ, основанных на методе сказкотерапии.

Метод имеет многовековую историю, но свое название получил совсем недавно: всего около десяти лет назад. Наверное, нет такого психологического, психотерапевтического, педагогического направления, которое обошлось бы без использования сказки. Поэтому наши программы не будут противоречить мировоззрению психоаналитика, или «гештальтиста», или «энэлписта», или поклонника аддерианской индивидуальной терапии. Вы можете смело брать их за основу психопрофилактических, коррекци-онно-развивающих и психотерапевтических курсов.

Наши программы ограничены 5-12 занятиями вполне осознанно. Материал, основанный на метафорах, должен «уложиться» в душе и начать мягко изменять мировоззрение и поведение. Мы заканчиваем курс, когда нашим воспитанникам еще хочется путешествовать по сказке, используем эффект «незавершенного действия». Подобный прием позволяет оставить восприятие наших больших и маленьких клиентов активным, стимулирует их способность к размышлению.


Тренинг по сказкотерапии

Знакомясь с нашими программами, вы увидите, что основная психологическая (или философская, быть может?) работа происходит на ценностном уровне. Это — отличительная особенность сказкотерапевтической методологии. Сказки являются посредниками между вашим внутренним миром и душами воспитанников.

Нам будет приятно, если вы творчески подойдете к нашим программам: дополните их новыми играми, поворотами сюжета, идеями. И конечно, большим подарком для нас будет, если вы расскажете нам об этом.

Чтобы вам было удобнее творить в рамках наших программ, мы приводим три таблицы и схему, которые помогут вам в создании собственных игр и сказок (см. стр. 7-10).

Подробнее о методе сказкотерапии можно прочитать в книге Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой «Практикум по сказкотерапии».


Предисловие

Таблица 1 Структура коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия

Этап Назначение Содержание этапа
1. Ритуал «входа» в сказку 2. Повторение 3. Расширение 4. Закрепление 5. Интеграция 6. Резюмирование 7. Ритуал «выхода» из сказки Создать настрой на совместную работу Вспомнить то, что делали в прошлый раз, какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились Расширить представления ребенка о чем-либо Приобрести новый опыт, закрепить новые качества личности ребенка Связать новый опыт с реальной жизнью Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде Коллективное упражнение. Например, встав в круг и взявшись за руки, все смотрят на свечу, или передают друг другу мячик, или совершается иное «сплачивающее» действие Ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз; что они помнят; использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз Ведущий рассказывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они попробовать, помочь какому-либо персонажу из сказки Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт; совершаются символические путешествия и превращения Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, который приобрели сегодня Ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт Повторение ритуала «входа» в сказку с дополнением. Ведущий говорит: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились». Ребята протягивают руки в круг, совершают действие, как будто что-то берут из круга, и прикладывают руки к груди

Тренинг по сказкотерапии

Таблица 2

Движущие силы сказочных игр

Движу- Принцип Проявление
щая сила    
Идеи Постепенность В составлении сказочно-игровых программ мы восстанавливаем естественную динамику онтогенеза: постепенно переходим от ощущений к высшим психическим функциям, от невербальных форм взаимодействия к вербальным. При этом мы постепенно наращиваем словарный запас и связываем «низшие» психические функции с «высшими»
  Обмен Получая что-либо в игре от кого-либо, ребенок что-то отдает. Таким образом поддерживается гармоничное равновесие. Приобретая что-либо в сказочной или фантастической стране, ребенок тоже делает символический подарок
Средства Оживотворение Наделение абстрактных или неодушевленных объектов свойствами живых существ
  Визуализация Мысленное наделение оживотворенного существа некой персоналией из арсенала знакомых образов растительного, животного, человеческого, сказочного, фантастического, предметного или иного знакомого мира
  Ограничение Для создания фабулы, интриги игры вводится либо антагонистический образ, либо «правило-ограничитель»
Объекты Внутренние Я; ощущения (5 модальностей), движения, чувства, желания; черты характера, мотивы, идеи, мысли и прочие «продукты» внутренней психической активности
  Внешние Предметы и объекты окружающего мира: живая и неживая природа, люди, взаимоотношения между ними

Предисловие

Таблица 3

Игровая матрица

 

Алгоритм Адресность
СМР ЭВР ПР КР ТР кем ск
Постановка проблемы Выбор объекта Размышление Визуализация Придумывание действия Создание правил игры Продумывание тем обсуждения              

Условные обозначения и комментарий:

СМР — сенсомоторное развитие. Подразумевается сенсорно-перцептивное и психомоторное развитие. Развитие способности отслеживать свои ощущения (5 модальностей) и развитие представлений о многообразии движений.

ЭВР — эмоционально-волевое развитие. Подразумевается знакомство с чувствами, осознание их назначения и важность чувства меры. Разыгрывание ситуаций, когда чувства берут власть над Я, над центром личности.

ПР — познавательное развитие. Подразумевается развитие познавательных процессов: произвольного внимания, способности к запоминанию, установлению причинно-следственных связей, способности к рассмотрению одного явления с нескольких сторон, а также — исследование объектов окружающего мира, обучение.

КР — коммуникативное развитие. Подразумевается формирование позитивных коммуникативных моделей, переживание опыта коллективного решения проблем и преодоление трудностей, опыт совместного творчества.

ТР — творческое развитие. Подразумевается развитие творческих, созидающих возможностей личности с использованием творческих видов деятельности.

КСМ — конструктивное социальное моделирование. Подразумевается формирование творческого конструктивного подхода к действительности и ее изменению, формирование образа будущего, его разыгрывание. Разыгрывание проблемных ситуаций и их творческая коррекция (принцип психодрамы).

СК — ситуативная коррекция. Подразумевается отыгрывание проблемного поведения ребенка в актуальной ситуации, гибкое «игровое» реагирование на «незапланированные» реакцию и поведение.


Тренинг по сказ ко терапии

Схема


ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА ВНУТРИ НАС

ВВЕДЕНИЕ

Все чаще педагоги и психологи используют термины «эмоциональная неадекватность», «эмоциональные нарушения». За этим стоят страхи и тревоги, чрезмерная плаксивость и агрессивность, обидчивость, чувство подавленности и одиночества и многое другое. Не только детям, но и взрослым не просто разобраться в своих чувствах. Нередко чувства руководят поступками, и сожаление об этом приходит лишь «задним числом».

Ребенка приводят к психологу для избавления от страхов, тиков, плохой успеваемости, замкнутости, «заторможенности» и для решения других проблем. Однако это лишь симптомы, верхние части айсберга. Основные проблемы возникают от недостаточно сформированной Я-концепции, от бессознательного ощущения внутреннего хаоса, от слабости «Я».

Тренинг по сказкотерапии

есть президент (или король, королева), есть Дума, множество придворных и простых граждан. Если глава страны слаб, находится в заточении или изгнании, страной правят слуги. Однако они не обладают той мудростью, что дана королю, поэтому совершают ошибки.

Теперь становится понятной истинная причина эмоциональной и поведенческой неадекватности: всему виной слуги, неправильно занявшие свои места. И безусловно, король, забывший о своих обязанностях.

В этом случае задача психолога, педагога, воспитателя, мудрого родителя заключается в «усилении» короля и «расстановке» придворных по местам, соответствующим их назначению.

Этому и посвящены программы данной книги. Они могут проводиться индивидуально и в группе с использованием разнообразных форм сказкотерапии (песочницы, куклы, волшебные краски, костюмы и пр.). Программы адресованы детям от 5 до 13 лет (при нормальном интеллектуальном развитии) и могут быть адаптированы для детей и подростков с проблемами развития путем сокращения списка исследуемых чувств и упрощения заданий.

ЗАНЯТИЕ ПЕРВОЕ И ЗАНЯТИЕ САМОЕ ПОСЛЕДНЕЕ:

Волшебная страна внутри нас

мы сможем определить эффективность нашей работы. В контексте будущих занятий ребенку предлагается методика, названная нами «Волшебная страна чувств».

Цель этой методики — исследование психоэмоционального состояния.

Перед ребенком (или детьми) ведущий раскладывает восемь карандашей (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый и черный) и бланк методики (рис. 1).

Инструкция 1: «Далеко-далеко, а может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней чувства: Радость, Удовольствие, Страх, Вина, Обида, Грусть, Злость и Интерес. Живут они в маленьких цветных домиках. Причем каждое чувство живет в домике определенного цвета. Кто-то живет в красном домике, кто-то в синем, кто-то в черном, кто-то в зеленом... Каждый день, как только встает солнце, жители волшебной страны занимаются своими делами.

Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган. Порывы ветра были настолько сильными, что срывали крыши с домов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось.

И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и увидели свои домики разрушенными. Конечно, они были очень расстроены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты, жители вскоре восстановили свои домики. Но вот беда — всю краску унес ветер.

У тебя есть цветные карандаши. Пожалуйста, помоги жителям и раскрась домики».

Таким образом, детям предлагается поработать с первой колонкой, где изображены доми


Тренинг по сказкотерапии

Ф. И.____

Дата____

Волшебная страна чувств

Рис. 1. Волшебная страна чувств


Волшебная страна внутри нас

Инструкция 2: «Спасибо тебе от лица всех жителей. Ты восстановил страну. Настоящий волшебник! Но дело в том, что во время урагана жители были так напуганы, что совсем забыли, в домике какого цвета жил каждый из них. Пожалуйста, помоги каждому жителю найти свой домик. Закрась или подчеркни название чувства цветом, соответствующим цвету его домика».

Здесь ведущий предлагает ребятам поработать со второй колонкой, в которой перечислены названия чувств.

В результате мы узнаём, с каким цветом ассоциируется у ребенка определенное чувство.

Инструкция 3: «Спасибо! Ты не только восстановил страну, но и помог жителям найти свои домики. Теперь им хорошо, ведь очень важно знать, где твой дом. Но как же мы будем путешествовать по этой стране без карты? Ведь каждая страна имеет свою территорию и границы. Территория страны наносится на карту. Посмотри — вот карта страны чувств (ведущий показывает силуэт человека). Но она пуста. После восстановления страны карта еще не исправлена.

Только ты, как человек, восстановивший страну, можешь раскрасить карту. Для этого возьми, пожалуйста, свои волшебные карандаши. Они уже помогли тебе восстановить страну, теперь помогут и раскрасить карту».

Если, рассматривая карту страны, ребенок скажет, что это — человек, можно объяснить ему, что на карте очертание разных стран может быть похоже на что угодно. Например, очертание Италии похоже на сапог (при этом хорошо иметь под рукой атлас и подкрепить свои слова рассматриванием карт).

Когда карта будет раскрашена, ведущий благодарит ребят и говорит, что в следую-


Тренинг по сказкотерапии

щий раз они начнут ближе знакомиться с этой страной и узнают много интересных историй.

Итак, первое занятие окончено.

На последнем занятии ведущий вновь предлагает им это задание и сравнивает результаты.

Обработка результатов. При обработке результатов важно обращать внимание на следующее.

1. На то, все ли цвета были задействованы при раскрашивании домиков.

2. На адекватность подбора цвета при «заселении» чувств в домики. Например, неадекватным может считаться соответствие «радости» и «удовольствия» черному, коричневому или серому цветам. Однако несмотря на то, что данный выбор может считаться неадекватным, тем не менее он является диагностич-ным.

3. На распределение цветов, обозначающих чувства, внутри силуэта человека. Причем целесообразно символически разделить силуэт на 5 зон:

— голова и шея (символизируют ментальную деятельность);

— туловище до линии талии, исключая руки (символизируют эмоциональную деятельность);

— руки до плеч (символизируют коммуникативные функции);

— тазобедренная область (символизирует область сексуаль-

ных, а также творческих переживаний);

— ноги (символизируют чувство «опоры», уверенность, а также возможность «заземления» негативных переживаний).

Исследуя «карту», мы узнаём, какие чувства «живут» в разных частях тела. Например, чувства, «живущие в голове», окрашивают мысли. Если в голове «живет» страх,


Волшебная страна внутри нас

наверное, осуществлять мыслительную деятельность будет непросто. В руках «живут» чувства, испытываемые в контактах с окружающими. В ногах находятся чувства, которые дают человеку психологическую уверенность, или же (если в ногах поселились «негативные» чувства) человек имеет стремление «заземлить», избавиться от них.

Последующие занятия носят комбинированный характер (на занятии сочетаются различные виды деятельности и методы). Используются элементы песочной терапии, театрализованных игр с куклами (и без них), психодинамические медитации, релаксационный практикум, элементы арт и игротерапии, риторики и пр.

Тренинг по сказкотерапии

сажают цветы), есть топкие коварные болота (ребята создают болота). Посмотрите, как быстро у нас появилась Сказочная страна на месте пустыни! Мы создали ее своими руками, мы — творцы этой страны, ведь подобная страна есть в душе каждого из нас.

Правит этой страной король (ведущий достает фигурку короля и показывает ребятам, пуская ее по кругу). У него есть множество слуг и придворных. Король мудр и добр. Он умеет увидеть в каждом самое лучшее. Он дает слугам ту работу, которая у них получается лучше всего, и оценивает ее по достоинству.

Как вы думаете, где живет Король? Конечно же — во дворце!

Чтобы создать дворец, мы станем архитекторами. Господа архитекторы, возьмите картонные карточки (6x6 см), цветные карандаши, фломастеры и нарисуйте дворец короля.

— Какие у вас получились чудесные дворцы, и посмотрите, какие они разные! Как вы думаете, почему?

В жизни мы все очень разные, и каждый архитектор предлагает что-то свое, особенное. Но для сегодняшней истории вам предстоит создать Совет архитекторов и выбрать для короля один из дворцов.

В какой из дворцов вы поселите короля и почему? Итак, дворец для короля выбран. Пожалуйста, господин Дворцовый архитектор, возьмите ножницы и вырежьте его. А теперь Совету архитекторов предстоит выбрать месторасположение дворца короля. Где вы предлагаете поставить дворец и почему? Каждый член Совета имеет право высказаться и отстоять свою позицию. Однако вам нужно будет принять общее решение.


Волшебная страна внутри нас

А теперь введите короля во дворец, оказывая ему соответствующие почести.

Мы рекомендуем обыграть это действие следующим образом. Одному из участников группы достается почетная роль короля. Признак исполняемой роли — фигурка короля, которую он держит в руках. Участники группы, включая ведущего, выстраиваются в две шеренги перпендикулярно песочнице, образуя символический «королевский путь». По нему величественно, держа на вытянутой руке фигурку, шествует исполняющий роль короля. Все участники группы с поклоном отдают ему почести, сопровождая их приветственными словами. Способы приветствия короля могут быть подсказаны ведущим или придуманы самими участниками группы. Исполняющий роль Короля помещает фигурку в песочницу, и вся группа размещается вокруг.

Комментарий. Кто может играть роль короля:

а) участник, вытянувший соответствующий жребий;

б) участник, коллегиально выбранный группой;

в) участник, назначенный ведущим. В этом случае Королем может быть выбран альтернативный лидер, изгой группы или не включающийся в работу группы участник.

— Итак, создана Сказочная страна, мы познакомились с ее Королем, Совет архитекторов выбрал для него дворец, Король был торжественно введен во дворец. Мы же с вами получили бесценный опыт радости от совместной работы, принятия важных решений, поддержки другого. Все это нам пригодится в нашей жизни. Давайте возьмем с собой этот опыт из нашей Сказочной страны. Для этого протяните руки над страной. Почувствуйте тепло, которое идет к нам из Сказочной страны. Возьмите это тепло в


Тренинг по сказ ко терапии

свои ладошки (кисти рук описывают полукруг, как будто в ладонях появился шар). В ваших руках золотистый шар, в котором находится ваш бесценный опыт. Поднесите шар к своему сердцу. Так он останется с нами (все действия производятся детьми совместно с ведущим).

А теперь пришло время возвращаться назад. Выполняется ритуал «выхода» из Сказочной страны. После занятия ребята могут сами разобрать песочную страну, поставить использованные фигурки на место.

Информация для ведущего

С третьего занятия мы начинаем цикл «Знакомство со слугами-чувствами». Нам важно донести до своих воспитанников, что чувства являются именно СЛУГАМИ короля, который символизирует наше «Я». Алгоритм знакомства со слугой-чувством может быть следующим:

1. Имя (например, знакомимся со слугой по имени Радость).

2. Выбор фигурки или рисование образа слуги-чувства (как же выглядит этот слуга?).

3. Обсуждение фигурок или рисунков. Акцент делается на том, что все образы — разные и мы все — разные, в этом наша исключительность и непохожесть друг на друга. Именно поэтому людям, которые сознают свою непохожесть и принимают исключительность другого, никогда не бывает скучно вместе.


Волшебная страна внутри нас

4. Знакомство со слугой-чувством с опорой на все модальности. Зрительный образ слуги чувства мы уже имеем (в виде фигурки или рисунка). Поэтому мы подключаем к знакомству остальные модальности:

• слуховой анализатор (какие звуки сопровождают появление этого слуги, когда он приходит; какая музыка звучит, когда появляется этот слуга; как он говорит, какой у него голос: высокий? низкий? тихий? громкий?);

• обонятельный анализатор (чем пахнет слуга: приятный запах или нет, что это за запах);

• вкусовой анализатор (какой вкус приносит с собой слуга: горечь, сладость, кислоту, соленость, модификации вкусов);

• тактильно-кинестетический анализатор (каково прикосновение этого слуги, какие он совершает движения, какие танцы он танцует).

5. Выбираем место для строительства дома (поляна, долина, берег реки, болото и пр.). Обосновываем выбор места (почему именно здесь поселился этот слуга короля).

6. Создаем архитектурный проект дома слути-чувства. Выбираем лучший на конкурсной основе.

7. Строим дом для слуги-чувства.

8. Проговариваем и проигрываем приход слуги-чувства к королю. Собираем все вербальные, невербальные, поведенческие проявления короля при посещении его слугой-чувством.

9. Вводим понятия Меры (что будет с королем и королевством, если слуга-чувство забудет о своем

доме и слишком надолго задержится во дворце). Потеря Меры — потеря эмоционального баланса. Проговариваем, как нам служит слуга-чувство, в каких ситуациях оно приносит пользу, в каких — вред.

10. Проговариваем, как распознать слугу-чувство у себя и у другого.


Тренинг по сказкотерапии

Волшебная страна внутри нас

его персонаж; участники группы становятся в круг и повторяют его движения (модификация игры «Зеркало», см. ниже). Игра продолжается до тех пор, пока все участники группы не расскажут о выбранных персонажах и не продемонстрируют их любимые танцы.

— Мы с вами познакомились со всеми претендентами на роль слуги короля по имени Радость. Все оказались достойными, но выбрать нужно одного, кого же?

Комментарий. Фигурку слуги по имени Радость можно выбирать следующим образом:

а) создать Совет мудрейших, которые коллегиально, аргументируя свою позицию, сделают выбор;

б) фигурка выбирается ребенком, исполнявшим на прошлом занятии роль короля;

в) Совет Мудрейших делает выбор путем тайного голосования. Условие — нельзя голосовать (писать на бумажке) за свою фигурку;

г) в самом крайнем случае (если ребята не могут договориться и проявляют признаки деструктивной коммуникации) ведущий назначает фигурку сам или предлагает свою фигурку.

— А теперь Совет архитекторов приступает к своим обязанностям и предлагает проект дома для слуги по имени Радость.

Для «строительства» коллективных домов можно каждому ребенку выдать конверт с вырезанными частями дома (варианты крыши, стен, фундамента, окон, дверей и пр.) и картонную карточку (6x6 см), на которой ребята, совещаясь, создадут дом для слуги по имени Радость.

— Где же мы поставим дом слуги короля по имени Радость?


Тренинг по сказкотерапии

Когда дом будет поставлен, ведущий спрашивает ребят:

— Как вы думаете, что происходит с королем, когда к нему приходит слуга по имени Радость?

Конечно, он радуется, — но как он это делает? Танцует, хлопает в ладоши, улыбается, устраивает праздники?..

(Важно, чтобы ребята перечислили как можно больше признаков вербального, невербального, поведенческого проявления радости.)

— Мы с вами знаем, что король есть у каждого из нас в душе. Представьте, что к нам пришел слуга по имени Радость.

Здесь можно предложить ребятам начать психодинамические игры:

• танцевать;

• петь;

• подойти к зеркалу и разглядывать свою мимику.

— Ребята, а какие звуки приносит с собой Радость? Какие запахи приносит с собой слуга по имени Радость? Что подают к столу, когда в гостях Радость? А через какое прикосновение можно подарить Радость близкому человеку?

Часто ли слуга по имени Радость приходит к вам в гости? Когда и как это происходит?

Наверное, слуга по имени Радость всегда желанный гость в любом доме. Но, скажите пожалуйста, что будет с королем, если слуга по имени Радость слишком долго задержится в гостях у повелителя?

Конечно, вы правы, король просто устанет! Да и дела в королевстве разладятся, если все время только смеяться, петь и веселиться. Но как же узнать слуге по имени Радость, когда пора идти домой?


Волшебная страна внутри нас

Секрет королевских слуг в том, что они обладают очень важным качеством — МЕРОЙ. Они во всем знают Меру. Поэтому слуга по имени Радость знает, когда пора уходить. В этот момент важно показать ребятам фигурку, символизирующую Меру. В дальнейшем мы часто будем к ней обращаться. Фигурка также может быть использована для восстановления дисциплины. В этом случае, показывая фигурку, ведущий может спросить у ребят: «Мне кажется, мы забыли о чем-то очень важном. Как вы думаете, о чем?»

— Как вы думаете, ребята, знание Меры пригодится нам в жизни? А в каких случаях? Бывало ли с вами такое, что вы забывали Меру? Вариант задания для детей, умеющих писать и читать. Воспоем Меру в «синквейне» (синквейн — это четверостишие, в котором первая строчка состоит из двух прилагательных, характеризующих понятие; вторая строчка состоит из трех глаголов, описывающих то, что позволяет делать или дает исследуемое понятие; третья строчка рисует некоторое действие, четвертая строчка резюмирует значение исследуемого понятия для создателя синквейна):

МЕРА

Мудрая, ответственная, Решает, позволяет, управляет, Вовремя домой слуг отправляет, Мне помогает.

— Итак, мы познакомились со слугой короля по имени Радость. Оказывается, у нас внутри тоже есть Король и у него тоже есть слуга по имени Радость. Именно поэтому, когда мы рисовали этого слугу, у нас они получились очень разные. Потому что


Тренинг по сказкотерапии

мы с вами — разные. Мы с вами поняли, что хоть и приятно, когда приходит слуга по имени Радость, но если он забудет о своем доме, королевство от этого потеряет. Поэтому все слуги короля обладают важным качеством — Мерой. Наши внутренние слуги также обладают этим качеством. Будем об этом помнить.

Волшебная страна внутри нас

имени Грусть. (Врывается в широко распахнутые двери или тихонько проскальзывает в щелочку, влетает в распахнувшееся окно или выползает из угла...) В образе какого животного или явления природы является королю Грусть. (Трепетный мотылек или раненая ласточка, маленький сверчок или огромная серая слониха?..) Как она движется? (Легко, крылато, невесомо или тяжело ступая по паркетному полу?..) Какие звуки произносит слуга по имени Грусть? (Охает, ахает, стонет, плачет, смеется, кричит и ругается, вообще молчит и лишь шмыгает носом...) Что говорит? Какие запахи приносит с собой? (Запахи нагретого солнцем пляжа или болотной воды и холодного осеннего дождя?..) Слушайте музыку и проживите несколько минут в королевском дворце вместе с королем и слугой по имени Грусть.

А теперь сделайте глубокий вдох и плавный, медленный выдох. Откройте глаза и расскажите о том, что вы видели.

Какие вы молодцы! Ребята, а заметили ли вы, что же было общего в ваших рассказах, а чем они отличались друг от друга? Как вы думаете, почему?

Верно! Мы все — разные и слугу короля по имени Грусть видим тоже разной.

Но именно в этом наша неповторимость и уникальность. И благодаря этому нам так интересно друг с другом!

— Но вернемся во дворец. В это время слуга по имени Грусть разворачивает свою котомку и выкладывает на стол короля приготовленные им угощения.

Что же это за блюда? Какие они на вкус?


Тренинг по сказкотерапии

Вооружитесь бумагой и цветными карандашами. Составьте рецепт приготовления одного грустного блюда. Нарисуйте его.

Расскажите об этом блюде. Как вы думаете, понравится ли Королю такое угощение, попросит ли он добавки?

И, как это часто бывает, за столом плавно и неторопливо течет беседа. О чем же беседует Король со своим слугой по имени Грусть? Послушаем? Садитесь поудобнее.

Закройте глаза. Глубоко вдохните, медленно выдохните. Рассмотрите, что происходит за королевским столом. Слушайте, о чем говорят герои. Заканчивается трапеза, и беседа угасает. И вы глубоко вдохните, медленно выдохните и откройте глаза.

Что вам удалось услышать? Что рассказывал королю слуга по имени Грусть?

Что ей отвечал король?

О чем король поведал Грусти?

Как много вам удалось услышать! Какие вы молодцы! Что же было общего в ваших рассказах, а чем они отличались? Почему?

Пора нам возвращаться во дворец. Интересно, что делают сейчас король и его слуга Грусть? А они... Играют!

В какие игры, как вы думаете? Затрудняетесь с ответом? Да, Грустных игр не так и много на свете... Тогда я расскажу вам, в какую игру играет король со слугой по имени Грусть.

Они обложились множеством разных журналов и вырезают из них всевозможные картинки, на которых изображены грустные люди, грустные животные, грустные пейзажи. Вырезанные картинки наклеива-


Волшебная страна внутри нас

ют в альбомы и подписывают их грустными словами. А король даже сочиняет грустные стихи. Послушайте их.

Осень — грустная пора. Дождик часто льет с утра. Слякоть, лужи тут и там, Ветер свищет по садам. Холодно, тоскливо, голо — Плакать хочется мне снова!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 425; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.211.66 (0.149 с.)