Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диагностические параметры экспериментаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Основное правило любого социального действия - понимание специфики ситуации его развертывания. Бытие человека в социуме имеет свое социальное время и социальное пространство. Социальное время человека. - это развертывание личностно значимых событий, которые сцеплены друг с другом не последовательностью их совершения, а смысловой соотнесенностью и наполненностью. Так, события в прошлом, не завершившись, имеют влияние на будущее и т.д. В данном эксперименте каждый участник имеет свое, потенциально лучшее, будущее достаточно долгое игровое время и потеря возможных дивидендов "начинается" только за определенное время до конца игры. Однако многие теряют интерес к результатам своих действий, едва к ним приступив, если в ближайших после старта событиях терпят неудачу в попытках обрести доверие с партнерами. Чаще положительные показатели ситуации (акции или информация об их нахождении) находятся еще в пути, необходимо только отслеживать их продвижение, по крайней мере всегда есть те, кому партнерство с тем или иным участником выгодно. Социальное пространство человека - это зоны его влияния, отстраненные от его ситуативного месторасположения. Зоны влияния могут поддерживаться именем (в данном случае - на его акциях, "путешествующих" уже самостоятельно); предметами, о которых известно, что они принадлежат конкретному человеку; действиями других людей, которые исходят при этом из интересов этого человека, а так же ситуации, которые созданы этим человеком, влияют на других, даже если они не подозревают об источнике влияния. От участника данного эксперимента требуется умение систенемало видения и понимания своей "продолженности" в событиях и пространстве через других людей, которые могут либо ориентироваться на него, либо нет в ситуациях его личного отсутствия. Если действия человека приводят к тому, что окружающие забывают о нем буквально отворачиваясь от него, то он обречен на необходимость постоянного восстановления представленности своей личности в их сознании. В игре это проявляется в том, что все его попытки воздействовать через посредников на других партнеров оканчиваются неудачей, просьбы о передачи или получении информации могут приниматься, но реально не выполняются. Причины могут быть разными, но наиболее существенным является особенность коммуникативного воздействия других участников. Кто-то явно "обрывает" на себе всю корреспонденцию, идущую как справа, так и слева. Часто можно наблюдать тандемы "черных дыр", вбирающих в себя информацию и все передаваемые им акции, и не осуществляющих ожидаемый от них соседями-партнерами "трансфер". В данном случае от тех, кто оказывается рядом с подобными игроками, требуется проявление особых - регламентационных действий: информирование всех о нахождении и поведении "черных дыр", организация ответного "бойкота" и т.д. Особая зона отношений - непосредственный и единственно возможный в данной игре прямой диалог с партнерами-соседями. Типичная проблема - неумение устанавливать контакт, предполагающий тесное и взаимовыгодное сотрудничество, где обе стороны выходят на уровень отношений, снимающий опасения возможной "нечестной конкуренции". В каждом эксперименте можно даже рассчитывать "коэффициент интегративности" данной группы: отношение суммы набранных баллов всеми участниками и общего максимально возможного результата, который в приведенном выше примере составит 10*100=1000 баллов. Это может быть возможным только в том случае, если группе по кругу удастся договориться об осуществлении полного и прямого обмена акциями по принципу "каждый - со своим партнером напротив". Эта информация может предлагаться от ведущего участникам в целях социального научения. В первой рефлексионной паузе обращается внимание игроков на возможный анализ действий их партнеров, некоторые из которых явно игнорируют просьбы "соседей" и ориентируются только на свои интересы. Во второй остановке эксперимента предлагается информация о "посредническом взаимодоверии" как необходимом условии общего "социального" успеха группы. Однако именно результаты первой рефлексии приводят к тому, что опасения о возобновлении "нечестной игры" мешают участникам преодолеть возникшие взаимные барьеры. Ролевая игра "Съемки фильма" Ведущий объясняет, что следующая игра направлена на демонстрацию того, как важно уметь находить в людях их лучшие качества, уметь разбираться в человеческой психологии. Упражнение "Cлепой-поводырь" Упражнение проводится в парах. В каждой паре выбирается "слепой" и "поводырь". Инструкция "повыдырям": "Вы ведете своего партнера за собой. Глаза у него закрыты. Познакомьте его с окружающим миром". Участники в парах расходятся по комнате (возможен выход за пределы помещения). "Поводырь" ведет "слепого" за собой (или поддерживает его сзади), знакомит его с предметами окружающего мира, людьми, интерьером. Через десять минут участники меняются ролями. После завершения упражнения проводится обсуждение. Участники рассказывают, как они себя чувствовали в роли "поводыря" и "слепого", было ли им удобно в этой роли, доверяли ли они своему партнеру. Упражнение "А вот и Я" Упражнение в шутливой форме позволяет смоделировать некоторые элементы собеседования при приеме на работу и при поступлении в учебное заведение и, таким образом, повысить уровень готовности поступающих к подобным собеседованиям. Методика проводится в круге, но может использоваться и при работе с классом. Количество участников — от 6—8 до 15—20 человек. Время проведения—от 30 до 40—50 минут. Методика может быть проведена в разных вариантах. Игровая процедура по первому варианту предполагает следующие этапы: 1. Участникам игры объясняется ее общий смысл — проверить и, по возможности, хоть ненемало повысить свою готовность к прохождению собеседования при трудоустройстве. Само название игры как бы говорит, вот я пришел, посмотрите, подхожу ли я для вашего заведения... По условию игры предполагается, что итоги собеседования являются решающим фактором зачисления на работу или поступления на учебу. 2. Каждый участник на отдельном листочке выписывает 5—7 самых главных правил поведения для поступающего и 5—7 главных правил проведения беседы для члена приемной комиссии, которые позволили бы ему не ошибиться при выборе претендента. (Целесообразность включения в игру роли руководителя (члена Приемной комиссии) объясняется тем, что претендент на работу или поступающий в учебное заведение должны понимать позицию руководителей фирмы (заведения), а также лучше осознавать, чего от них ожидают при собеседовании. Все это повышает, шансы претендента произвести хорошее впечатление и быть зачисленным). На это отводится примерно 5—7 минут. 3. Все садятся в круг. Ведущий предлагает двум игрокам-добровольцам выполнить первое игровое задание: в течение 7—10 минут разыграть сценку собеседования. Сразу же уточняется, кто будет играть претендента на вакантное место, а кто руководителя заведения. 4. После этого обязательно следует уточнить, что это за заведение (конкретный вуз, фирма и т.п.), а также, какая именно вакансия предлагается для претендента, т.е. о чем пойдет речь. Желательно, чтобы заведение и вакантное место в нем был и достаточно престижным и, но в то же время реалистичными для трудоустройства. Уточнить это должен игрок, изображающий руководителя. 5. Другой игрок — претендент — сразу же уточняет, какими основными характеристиками и качествами обладает его герои, например, его возраст, образование, пол, жизненный опыт и т.п. 6. Во время проигрывания остальные участники внимательно наблюдают за действиями руководителя и претендента, отмечая для себя, насколько их действия соответствуют выписанным на их листочках правилам поведения для руководителя и претендента. 7. После первою проигрывания всем (включая главных игроков) дается задание: по 5-балльной шкале оценить успешность действий отдельно для претендента и для руководителя. 8. Первое слово предоставляется главным игрокам. Сначала они по очереди называют свои оценки (и самооценки), а потом кратко комментируют их, не забыв соотнести свои оценки с выписанными ранее правилами поведения для руководителя и для претендента. После этого могут кратко высказываться и остальные участники. Желательно завершить первое обсуждение за 5—7 минут. При наличии большего времени можно даже быстро подсчитать, сколько баллов наорали руководитель и претендент по оценкам остальных игроков. 9. Перед тем, как начать общую игру, ведущий может зачитать (для общего развития) основные правила для человека, желающего произнести хорошее впечатление и для руководителя, который не хочет ошибиться в своем выборе. К примеру, чтобы понравиться другим людям ям можно ориентироваться на следующие известные правила, выделенные Д.Карпеги: 1 — искренне интересуйтесь другими людьми; 2 — улыбайтесь; 3 — помните, что имя человека — это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке; 4 — будьте хорошим слушателем, поощряйте других говорить о самих себе; 5 — говорите о том, что интересует Вашего собеседника; 6 — внушайте Вашему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне. Для руководителей можно порекомендовать следующее 17: 1 — не поддаваться первому впечатлению от внешности претендента (важнее для работы все-таки деловые качества). 2 — не переоценивать “красноречие” претендента, которое далеко не всегда свидетельствует об организаторских способностях; 3 — не переоценивать различные дипломы "с отличием” (они достаточно могли быть “купленными” или полученными без особого труда); 4 — при первой встрече следует поменьше говорить самому руководителю (рассказывать об организации) и побольше слушать претендента; .5 — даже если претендент поначалу и не произвел впечатления, не следует ему отказывать сразу; можно вежливо предложить ему позвонить через несколько дней секретарю; 6 — руководитель должен хорошо сам понимать, какой же работник ему нужен (хотя бы примерно представлять, какими качествами и характеристиками он должен обладать, чтобы выполнять конкретную работу или обучаться по конкретном специальности). 10 После этого ведущий предлагает выйти следующему добровольцу на более сложную и интересную роль — претендента, беседующего с целой Приемной комиссией. 11. Доброволец сам определяет, в какое заведение и на какую вакансию (специальность) он собирается оформиться, а также кратко называет основные характеристики своего “героя”. 12 Роль руководителей, а точнее— членов Приемной комиссии будут играть все остальные участники, при этом, для большей остроты игры нее делятся на две команды, т.е. беседовать с претендентом будет не одна, а сразу две Приемные комиссии на конкурсной основе... Каждая комиссия располагается за отдельным столом. 13. Смысл дальнейшего задания заключается в том, что члены комиссий будут по очереди задавать претенденту различные вопросы, а он должен сразу же на них отвечать. Примерно через 5—7 минут таких вопросов-ответов члены комиссий должны будут на листочках по 5-балльной шкале оценить, насколько готов претендент к зачислению в их организацию. После этого в каждой команде (в каждой комиссии) проводится небольшое обсуждение и быстро подсчитывается средний балл готовности претендента (по баллам, проставленным в листочках). 14. Наконец, проводится итоговое обсуждение. Если у Приемных комиссий разные мнения, то организуется небольшая дискуссия, как между командами-комиссиями, так и между отдельными игроками. Общим итогом игры могут стать совместно разработанные и уточненные правила поведения для претендента и для руководителя (члена Приемной комиссии). Возможны и другие варианты проведения данного игрового упражнения. К примеру, после разыгрывания ситуации собеседования в паре, всем предлагается также разделиться на пары и воспроизвести эту ситуацию (или же самим определить, в какое заведение, на какую вакансию и какой по своим качествам человек собирается поступать). В других случаях можно заранее выбрать из числа играющих (а может даже, и из числа приглашенных специалистов) специальное жюри, которое и будет проставлять основные баллы и говорить свое решающее слово. Можно также после первого проигрывания в паре всем разделиться на команды, выбрать в каждой команде своего добровольца-претендента и разыграть его беседу с членами Приемных комиссий (в каждой из команд) и т.д. и т.п. Главное для упражнений такого типа — постараться меньше фантазировать и быть ближе к реальности. Для этого требуется и самому ведущему лучше представлять, какие сложности ожидают претендентов при поступлении в те или иные учебные заведения, а также при оформлении в государственные организации и частные фирмы. Упражнение "Вексель-рейтинг" Все участники тренинга получают определенное равное число карточек, которые они подписывают как свои векселя. В ходе выполнения упражнения они должны раздать свои векселя в соответствии с тем как они видят рейтинг группы (включая себя) - т.е. наибольшее число векселей получает стоящий на первой позиции, следующий получает меньше, и так далее. 1 Этап: Тренер предлагает определить общегрупповой критерий рейтинга, например, - умение держаться, манеры уверенного в себе человека. Далее этот критерий применяется. Результаты рейтинга фиксируются в сводном протоколе. 2 Этап: Группе предлагается провести такую же процедуру, но при этом оценивать всех нужно по своему персональному критерию, который обязательно формулируется, но держится в тайне от остальных. Результаты рейтинга (по количеству полученных векселей) также фиксируются. 3 этап: Результаты рейтингов двух предыдущих этапов сравниваются между собой, выявляются закономерности, открываются персональные критерии, группируются, анализируются с точки зрения влияния на общую картину расстановки участников в группе.
Комментарий: вне зависимости от продолжительности контакта мы несем в пространство общения некие сигналы, которые работают на создание ощущения общности или рассогласования в партнером. При этом мы не всегда осознаем, каковы же эти сигналы, какими нас видят, по каким критериям нас оценивают как «своих». Это упражнение дает возможность сравнить собственные ожидания и информацию «со стороны». Упражнение "Вертушка первого впечатления" В ситуации тренинга у участников есть возможность использовать уникальную возможность получить информацию о том впечатлении, которое они производят на людей при первичном контакте. Получение о себе обратной информации организуется таким образом, что каждый участник встречается с каждым в молчаливом минутном взаимодействии. При встрече в парах участники обмениваются блокнотами. В блокноте партнера участники пишут свое впечатление о нем. После того, как блокноты вернулись к своим хозяевам, происходит переход участников к новым партнерам, где алгоритм повторяется. Руководитель организует переход участников от партнера к партнеру и контролирует четкое выполнение задания. Команды, которые подает руководитель, могут звучать так: – Обменяйтесь тетрадями и начинайте писать… – Получите назад свои тетради – Переход, раунд № ___ Инструкция. В предстоящем взаимодействии каждый из Вас встретится с каждым в парном взаимодействии. При встрече по моей команде Вы будете выполнять следующие действия: 1. обменяться рабочими тетрадями. 2. в тетради партнера в таблице написать (кратко, одно-два слова) Ваше впечатление о нем по следующим позициям: 1) «ресурс» - что, на Ваш взгляд, есть его сильный ресурс как человека и делового партнера; 2) «точка» - за счет каких его качеств Вы могли бы управлять им в переговорном процессе («точка давления», «кнопка управления»). 3. снова обменяться рабочими тетрадями. 4. совершить переход для встречи со следующим партнером. Таким образом в Вашей тетради Вы соберете копилку мнений о себе в ситуации первого контакта. Упражнение выполняется молча. Не нужно писать немало (это не очерк и не характеристика). Не стоит также долго задумываться над словами. Во-первых, Ваши впечатления анонимны. А во-вторых – и это более важно – первое впечатление о человеке формируется в первые 10 секунд. И нам важно именно оно. Сделайте друг другу такой подарок. Он для многих может быть неожиданным, но от этого еще более ценным. Мы увидим, что разные люди видят нас по разному. И это нужно всегда учитывать. И это – основной итог нашей работы в этом упражнении. Есть два правила, которые я прошу выполнять: 1. воздержитесь, пожалуйста, от просмотра записей в своих тетрадях до конца упражнения (чтобы не переключать внимание) 2. выполняйте передачу тетрадей и переходы только по командам тренера (чтобы упражнение проходило четко и быстро). Упражнение "Взаимные презентации" Цель: сплочение группы, формальное открытие тренинга, самопрезентации участников, получение участниками обратной связи. Инструкция: «Сейчас мы разобьемся на пары. Мы с вами будем действовать по алгоритму. Первый этап работы заключается в том, что каждый самостоятельно рисует образ, отвечая на вопрос «Я и моя профессия». На выполнение первого этапа у вас 5 минут. Второй этап: вы рассказываете своему партнеру о себе и своем рисунке, расскажите друг другу о себе как можно подробнее. Третьим этапом работы будет представление группе своего партнера. Поэтому постарайтесь получить как можно больше разносторонней информации о своем партнере. Хотелось бы, чтобы вы отразили в самопрезентации следующие самые важные вопросы: · Как я вижу свою профессию; · Что я ценю в самом себе; · Предмет моей гордости; · Что я умею делать лучше всего. На выполнение второго этапа у вас 5 минут»
После этого организуется работа в парах. Комментарий 1: Тренер может сам разбить группу на пары, например разбиение «через одного»,(человек, сидящий слева от тренера образует пару с человеком находящимся через одного от него и т.д.) или люди сидящие друг на против друга образуют пару. Тренер может позволить группе самостоятельно разбиться на пары «молчаливый выбор» (все встают со своих мест, молча ходят по комнате и выбирают себе партнера.) Можно так же использовать недавно выполненную работу «человечков» (по степени похожести выбранных цветовых гамм; распределению цветовых зон; использованию одного, двух, трех цветов).
Спустя десять минут ведущий дает дополнительную инструкцию.
«Презентации будут происходить следующим образом: один из членов пары сидит на стуле, второй встает за его спиной, положив первому руки на плечи. Стоящий будет говорить от лица сидящего, называя себя именем своего партнера. Его задача - попытаться войти в роль своего партнера на время презентации, стать им, думать, рассуждать, чувствовать, переживать так, как кажется стоящему, вел и отвечал бы его партнер. В течение одной минуты – строго одной минуты, не больше и не меньше! – стоящий говорит, играя роль сидящего. Сидящий же, все это время молчит и как все остальные слушает. Ровно через минуту я прерву монолог; если кто-то закончит раньше, мы будем молчать, пока не истечет отведенная на выступление минута. Таким образом наша задача – построить свою презентацию так, чтобы она длилась ровно шестьдесят секунд. После этого любой член группы – и я в том числе – имеет право задать выступающему любые вопросы, на которые тот должен отвечать также от лица сидящего. Понятно, что вы можете и не знать истинного ответа на заданный вопрос, поэтому вам нужно понять, почувствовать, как ответил бы ваш партнер. Кстати, тот, кого презентуют, не может вмешиваться, и вынужден будет молчать» Комментарий 2. Вопросы, которые задают участники группы и ведущий выступающему, начинаются с обращения к нему по игровому имени человека, которого он презентует, и могут касаться самых разных тем, например: · Какие качества ты наиболее ценишь в людях? · Что ты считаешь самым отвратительным? · Есть ли человек, который оказал сильное влияние на твою жизнь? Кто он? · Чего бы тебе хотелось добиться в жизни? И т.п. Упражнение завершается обсуждением чувств и мыслей участников. При этом важно уделить внимание трем аспектам – способности учитывать время при презентации, способности верно и сжато передать полученную информацию от партнера и способность «вчувствоваться» в другого человека настолько, чтобы домыслить недостающую информацию.
Комментарий 3. Вопросы: Оцени успешность твоей презентации своего партнера. Что ты чувствовал, когда твой партнер не сумел уложиться в отведенное время (замолчал раньше, чем закончилась минута?) Удалось ли партнеру верно изложить сведения о тебе? Получилось ли у твоего партнера стать твоим двойником? Правильно ли он угадал ответы, которые давал от твоего имени? Тяжело ли было говорить от имени другого?
Упражнение "Вопросы песней" Следующая игра. Предлагаю разделиться на две команды. Сейчас команда справа от ведущего, посовещавшись, должна хором спеть отрывок из любой известной песни, в котором заключен какой-либо вопрос (например: «Я спросил у осени: Где моя любимая?») Вторая команда должна за одну минуту вспомнить и пропеть хором отрывок из любой другой известной песни, в котором заключен ответ на заданный вопрос (например, в данном случае можно ответить: «Где-то на белом свете, там где всегда мороз...»). Если первая команда принимает ответ, то вторая команда в свою очередь задает свой вопрос, заключенный в отрывке какой-нибудь песни. Если ответ не принимается, то команде дается дополнительно еще 30 секунд на поиски корректного ответа. Игра продолжается до тех пор, пока одна из команд не иссякнет, т.е. не может придумать песенного ответа или песенного вопроса. Итак, сейчас команда справа от ведущего придумает и споет хором свой вопрос — отрывок из любой песни, после чего вторая команда должна будет придумать и спеть свой песенный ответ. Затем вторая команда в свою очередь задаст свой вопрос и так далее до победы одной из команд. На размышление дается несколько секунд. Начали! Спасибо, игра окончена. Поздравляем победителей этой игры! Упражнение "Говорю, что вижу" Цель упражнения: проигрывание ситуации безоценочных высказываний. Упражнение "Да" Цель упражнения: - совершенствование навыков эмпатии и рефлексии. Упражнение "Дай яблоко" Демонстрация Соревнуются двое участников: один просит другого дать ему яблоко, другой же находит повод ему отказать, ссылаясь на недостаток информации. -Дай мне, пожалуйста, яблоко. - Я с удовольствием выполнил бы Вашу просьбу, но не могу, - я не знаю какое. - Дай мне, пожалуйста красное яблоко. - Я с удовольствием выполнил бы Вашу просьбу, но не могу, - я не знаю какое из красных яблок. -... Игра хронометрируеся и идет до тех пор, пока формулировка просьбы не оставит «лазейки», чтобы ее не выполнить.
Упражнение Участники разбиваются по парам. Номера первые просят вторых выполнить какое-либо действие по отношению к одному из стульев в данной аудитории. Затем номера вторые просят номеров первых выполнить какое-либо действии по отношению к одному из столов в данной аудитории. (объекты просьб могут быть любые, главное, чтобы их в аудитории было не единственное число).
Комментарий: в передаче распоряжений участвуют две стороны – формулирующая и принимающая, и качество исполнения задания зависит от точности формулировки одним и ясности понимания его другим участником контакта. Это – одно из непременных условий эффективной деловой коммуникации.
Ограничение: в игре не должны применяться некорректные ходы и манипуляции: ”Дай немедленно”, ”не дам и всё”, “почему я должен...” и т.д. задача – остаться «в коридоре» деловой этики отношений.
Анализ Принципы корректной формулировки просьб и распоряжений: - сведение объекта к единичному, - введение 7-мерного информационного пространства: · субъект, · объект, · цель, · средство, · метод, · пространство, · время Упражнение "Дар убеждения" Цель упражнения: оказание помощи участникам в понимании того, что такое убедительная речь, развитие навыков убедительной речи, Упражнение "Дигикон" Порядок действий: Упражнение "Доверчивый столб" Цель упражнения: разминка, повышение доверия друг к другу.
Упражнение "Доверяющее падение" Цель упражнения: - формирование навыков психомоторного взаимодействия; - сокращение коммуникативной дистанции между членами группы. Упражнение "Его сильная сторона" Цель упражнения: разминка, выработка умения говорить и выслушивать комплименты.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.77.119 (0.015 с.) |