Актуальность развития психосоматической медицины в Крыму 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Актуальность развития психосоматической медицины в Крыму



 

 

 

Социально-экономический кризис 90-х годов обусловил ухудшение благосостояния народа, создал экстремальную ситуацию в здоровье населения.

Падение уровня жизни, социальные потрясения, ухудшение и ограничение общедоступной медицинской помощи, низкий уровень развития, а порой и полное отсутствие медицинской профилактики в организованных коллективах детей и молодежи обусловливают сегодня ухудшение здоровья молодого населения в Автономной Республике Крым.

На общем фоне роста соматической заболеваемости, отмечается рост заболеваемости молодежи.

Уже у 15 годам до 60 % населения этой возрастной категории уже имеют хронические заболевания. Эти данные подтверждаются статистическими показателями Комитета по делам семьи и молодежи в АР Крым, такая характеристика уровня здоровья молодежи характерны для населения Украины и многих стран постсоветского пространства.

Российские медики и педагоги обратили внимание на то, что значительная часть соматических заболеваний детей и молодежи являются функциональными расстройствами, обусловленными различными факторами социальной среды (в семье, в организованном коллективе). Ухудшение соматического здоровья сопровождается ухудшением психического здоровья, чаще это происходит в сочетании с ухудшением социального благополучия (жур-нал «Магистр» № 3 1999 г.).

В последнее время в литературе большое внимание уделяется роли психогенных факторов в развитии самых различных заболеваний, в том числе в гастроэнтерологии (И.З. Вельвовский – 1984 г., Ю.В. Белоусов – 1986 г., Г.С. Гамерова, В.Н. Быстров – 1987 г., Р.П. Вертоградова –1988 г. Ю.М. Губачев

– 1990 г., В.Е. Рожнов – 1990 г.), кардиологии (Е. Рихтер-Гейнрих – 1985 г., В.Е.Рожнов – 1990 г.), дерматологии (А.Е. Федоренко – 1988 г.), гинекологии (В.Е. Рожнов – 1990 г.), педиатрии (Д.Н. Исаев 1996 г.), пульмонологии (Д.Н. Хандожко – 1989 г., Н.Г. Яшвили – 1987 г., Г.Б.Федосеев – 1989 г.) и других областях клинической медицины.

Как отмечает Д.Н. Исаев (1996 г.), с 30–40 годов нашего столетия в США, а несколько позже в странах Европы была создана концепция психосоматической медицины, когда выяснилось, что природу любого заболевания следует рассматривать с учетом влияния биологических и психосоциальных факторов. «…Сегодня мы уже не можем проходить мимо того факта, что пример-но, 60–80 % всех заболеваний обусловлены психикой, или опосредованы ею» – указывает германский психотерапевт Н. Пезешкиан (1996 г.). Многофакторность природы заболеваний, ведущая роль психосоциальных компонентов в развитии многих из них признается сейчас и в большинстве стран СНГ. В учебном руководстве «Психиатрия» (1995 г.) российские авторы М.В. Коркина, В.В. Марилов приводят следующий список типичных психосоматических заболеваний: гипертония, тиреотоксикоз, нейродермит, бронхиальная астма, ревматоидный артрит, язвенный колит, гастрит, язвенная болезнь желудка, ИБС, инфаркт миокарда, большое число кожных и урогенитальных заболеваний. Авторы отмечают, что эффективное лечение больных с психосоматозами невозможно без учета психосоциальных факторов возникнове-ния заболеваний и привлечения методов психотерапии. Длительное малоэффективное лечение данной категории пациентов, помимо затрат сил и средств, наносит моральный ущерб «всей системе здравоохранения, дискредитируя в глазах больного и его семьи, его друзей и сотрудников по работе всю медицинскую теорию и практику» (В.Д. Тополянский, М.В.Струковская – 1987 г.). Также отмечается, что врачам общего профиля, терапевтами, гастроэнтерологам, кардиологам, хирургам, необходимо иметь хотя бы общее представление о психосоматозах (М.В.Коркина, В.В. Марилов – 1995 г.)

В последние годы в Украине, как и в большинстве цивилизованных стран, отмечается тенденция к развитию психосоматического направления в медицине. В ряде крупных городов на базе многопрофильных больниц создаются психосоматические отделения (Киев, Днепропетровск), либо присутствуют отдельные специалисты. Психосоматическое направление в медицине используется в практике ряда коммерческих медицинских учреждений Украины и Крыма.

Автор настоящей программы сотрудничает в области психосоматической медицины с Территориальным Центром Курортологии и Реабилитации Вооруженных Сил Украины «Крым» (п.г.т. Партенит), имеет публикации и авторские свидетельства в этой области.

В связи с отсутствием достаточного объёма квалифицированной помощи в диагностике и лечении психосоматозов, пациенты вынуждены обращаться к неквалифицированным специалистам, не имеющим зачастую, образования ни в медицине, ни в области психологии и народного целительства («бабки», «колдуны», «знахари» и пр.).

Учитывая все, сказанное выше, назрела острая необходимость в развитии психопрофилактики соматических заболеваний и развитии психосоматического направления медицины в Крыму. Для решения этой задачи необходима координация усилий медков, государственных властей, педагогов, общественности.

 

Цели и задачи программы

 

Целью настоящей программы является развитие психосоматической медицины в Крыму.

Основные задачи программы:

• Развитие методологии подготовки специалистов в области психосоматической медицины (средние медицинские работники, врачи общей практики, терапевты, педиатры, специалисты).

• Развитие системы просвещения населения в области психогигиены.

• Обеспечение доступности психосоматической помощи широким слоям населения.

• Научные исследования в области психосоматики.

 

Реализация программы «Развитие психосоматической медицины» подразумевает реализацию четырех самостоятельных разделов:

• научного,

• образовательного,

• просветительского,

• клинического.

 

Схема взаимодействия разделов программы:

 

 

I. Просветительский раздел представляет собой структуры, занятые информационно-просветительской работой в области психосоматической медицины, для населения и специалистов.

Просветительский раздел реализуется в создании «Школы здорового человека». Данное подразделение просветительского раздела подразумевает регулярно про-водимые, планируемые мероприятия демонстрационно-теоретического характера.

Основные задачи раздела:

• Ознакомление специалистов (медиков, психологов, педагогов, управленцев) с основными концепции психосоматической медицины.

• Привлечение медиков, педагогов, психологов, управленцев к образовательному и клиническому разделам программы «Развитие психосомати-ческой медицины».

• Просвещение и обучение населения навыкам экологичных социальных взаимодействий, с целью медико-психологической профилактики психосоматической патологии и непосредственной помощи в жизненных ситуациях,

• Организация «Школы здорового человека» на базе мед. учреждений, выездные заседания в других медицинских учреждениях Крыма, учебных заведениях, предприятиях и организациях всех форм собственности для массового распространения передовых психологических технологий.

• Формирование проектов просветительского раздела для инвестиций и конкурсов грантов.

• Планирование благотворительного раздела блока:

• безоплатного (для пациентов) времени специалистов, работающих в «школе».

• безоплатной (для пациентов и специалистов) аренды помещений и аппаратуры для проведения заседаний «школы».

• привлечение спонсоров и меценатов.

• поддержка административных властей.

Для привлечения населения в «школу» предполагается использовать все доступные каналы информации, в том числе и информационную поддержку СМИ.

Отдельным информационным каналом является взаимодействие с пациента-ми, уже находящимися на амбулаторно-стационарном лечении в мед. учреждениях.

 

II. Образовательный раздел – раздел подготовки специалистов, осуществляющих клиническую и просветительскую работу в области психосоматической медицины:

учебные группы для врачей, психологов.

• создание «Межрегиональной программы психосоматической подготовки врачей и психологов».

• настоящее время в Украине практически отсутствуют специалисты, способные использовать концепцию психосоматической медицины, то есть учитывать в развитии заболевания психосоциальные и биологические факторы.

Человек рассматривался как объект взаимодействия сил, находящихся вне его контроля:

генетических,

внешней и внутренней среды,

социальных факторов и т. д.

Концепция психосоматической медицины рассматривает человека с точки зрения его ответственности за свое здоровье, а организм в качестве единой взаимосвязанной системы, способной к саморегуляции. Психосоматическая медицина обращается к человеку, а не к болезни.

Традиционное разделение заболеваний психики и тела тормозит развитие отечественной медицины. 60–80 % заболеваний обусловлены расстройствами психики или опосредованы этими расстройствами – пишет германский психотерапевт Носсрат Пезешкиан.

Врачи, способные целостно воспринимать психические и биологические процессы в организме человека, имеют возможность более гибкого терапевтического воздействия. Они способны использовать психосоциальные методы лечения там, где это уместно, и биологические там, где психосоциальных средств оказывается недостаточно.

Поэтому психосоматическая подготовка врачей клинических специальностей способствует общему прогрессу в оздоровлении населения Украины и развитию малозатратных направлений в отечественной медицине, что особенно актуально в условиях кризисной социально-экономической ситуации в стране.

Отсутствие клинических специалистов, имеющих психосоматическую подготовку, в других регионах Украины дает перспективу развития программы за пределами Крыма, как «Межрегиональная программа подготовки врачей психосоматического профиля».

В образовательный раздел программы привлекаются клинические врачи, психиатры и психотерапевты, желающие овладеть технологиями психосоматической диагностики и лечения.

По окончании курса выдается сертификат участника образовательной программы в области пхосоматической медицины.

Подготовленные специалисты могут привлекаться в клинические и просветительские разделы программы.

 

III. Клинический раздел программы – логический результат реализации образовательного и просветительского разделов.

К деятельности в клиническом разделе привлекаются специалисты, под-готовленные в образовательном разделе.

Пациенты, получившие предварительную информацию о возможностях психосоматической медицины, благодаря деятельности просветительского раз-дела, получают квалифицированную помощь в клиническом разделе.

Планируется более высокая обращаемость пациентов, принявших участие в просветительском разделе программы, по сравнению с неинформированым населением. Малая затратность метода, групповая технология, выделение врачами благотворительного времени, вариации тарифов и методов организации работы позволят обеспечить доступность населению услуг клинического раздела.

Повышение заинтересованности в таких услугах, появление врачей, владеющих этой технологией, позволит развернуть клинический раздел программы:

• консультирование, курирование отдельных пациентов;

• создание психосоматических групп;

• создание психосоматического дневного стационара;

• создание психосоматических палат в соматических отделениях.

 

IV. Научный раздел – средство разработки и научного обоснования конкретных практических лечебно-диагностических, просветительских и образовательных технологий в развитии психосоматической медицины и ее профилактического аспекта в Автономной Республике Крым, а также средство интеграции всех ее разделов.

Исследовательская работа в программе позволит:

• улучшить качество работы практических врачей и врачей-психотерапевтов;

• развить научно-обоснованные технологии диагностики и лечения психосоматозов;

• интегрировать эти технологии в лечении и курировании пациентов у специалистов различного уровня медицинского образования, в медицинских учреждениях всех уровней аккредитации;

• совершенствовать технологии просвещения населения в области психо-гигиены;

• совершенствовать методологию подготовки специалистов в области психосоматики;

• выявить клиницистов, заинтересованных в научно-практической деятельности.

 

Этапы работы.

1. Формирование финансовой и управленческой системы программы по разделам.

2. Формирование просветительских групп населения в организованных коллективах (предприятиях и учреждениях, семейные группы) и медицинских учреждениях.

3. Формирование обучающих групп медицинских специалистов и психологов.

4. Формирование клинических групп пациентов в медицинских учреждениях и организованных коллективах.

5. Формирование планов научно-исследовательской работы.

 

 

Интернет-публикации

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.254.94 (0.021 с.)