Состояние орального праксиса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Состояние орального праксиса



Кинестетическая основа речи: способность выполнения от­дельных артикуляторных движений. У детей с функциональной дислалией кинестетические ощущения, как правило, сохранны, но у некоторых детей из-за недостаточности нейродинамических связей может обозначиться латентный период между предъ­явлением инструкции и ее выполнением: ребенок как бы вспо­минает необходимое артикуляторное движение. В силу этого движение выполняется с некоторыми отклонениями.

Ребенку предлагаются задания

~ для губ: вытянуть вперед — покой, оскал — покой, кру­говое движение губ хоботком, поднять вверх верхнюю губу, опустить вниз нижнюю губу;

~ для языка: показать широкий язык, узкий язык, лакательные движения языком, пощелкать языком, присасы­вая его к твердому небу так, чтобы натягивалась подъ­язычная связка;

~ для нижней челюсти: рот широко открыть — закрыть.

Кинетическая основа речи: способность выполнения се­рии артикуляционных движений.

Предлагаются следующие задания:

~ для губ: вытянуть губы вперед — улыбнуться — покой; поднять вверх верхнюю губу — опустить вниз нижнюю губу — опустить вниз верхнюю губу, поднять вверх ниж­нюю губу;

~ для языка: открыть рот — показать широкий язык — под­нять его на верхнюю губу — опустить на нижнюю губу — убрать в рот — закрыть рот; открыть рот — показать узкий язык — коснуться узким языком правого, левого углов рта — убрать язык в рот — закрыть рот; открыть рот — по­казать попеременно широкий — узкий язык; открыть рот — узким языком провести вкруговую по верхней и нижней губе по часовой стрелке, затем в обратном направ­лении — убрать язык в рот — закрыть рот

~ для нижней челюсти: осторожно подвигать нижней че­люстью вправо — влево;

~ для мягкого неба: открыть рот — положить язык на ниж­нюю губу — покашлять с открытым ртом и с языком на нижней губе. Визуально: мышцы мягкого неба сокраща­ются и приподнимают его.

По окончании выполнения заданий следует отметить: объем движений (полный — выполнены все движения; неполный — выполнена часть движений; объем движений нарушен — искажена серия движений или опущены дви­жения);

точность выполнения (сохранна — все движения выпол­нены в данной последовательности; нарушена — поиски ар­тикуляции или дополнительные движения);

тонус (сохранен — движения выполнены с необходимой силой и напряжением; нарушен — движения или часть дви­жений выполнены вяло, без достаточного напряжения ар­тикуляционных мышц);

темп движений (нормальный — одно движение выполня­ется за другим без пауз; замедленный — между отдельными движениями наблюдаются паузы в 3—5 секунд; ускорен­ный — движения выполняются настолько быстро, что предыдущее движение еще до конца не выполнено, а испы­туемый уже начинает выполнять последующее движение);

синкинезии (нет; есть — при выполнении упражнения появляются дополнительные движения как в артикуляторных, так и в мимических мышцах).

Состояние слуховой, дыхательной и голосовой функций

Выписать из медицинской карты данные о состоянии биологического слуха или направить ребенка на консуль­тацию к врачу-оториноларингологу.

Состояние восприятия речи проверить в процессе бесе­ды с ребенком и при выполнении поручений типа «Возьми куклу», «Положи куклу в кроватку», «Подойди к шкафу и возьми кубики», «Собери пирамидку».

При обследовании состояния дыхательной и голосовой функций следует отметить: тип дыхания (грудное, диафрагмальное, брюшное, смешанное); объем, продолжительность речевого выдоха: для детей 5 лет на 2—3 слова, для детей 6—7 лет на 3—5 слов на выдохе.

Дать характеристику голоса по следующим параметрам: сила голоса (нормальный, громкий, чрезмерно тихий), высота (низ­кий голос, высокий, смешанный, нормальный), тембр (моно­тонный голос, наличие или отсутствие носового оттенка).

Состояние фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.190.144 (0.004 с.)