Простой (элементарный) фонематический анализ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Простой (элементарный) фонематический анализ



При обследовании состояния указанных функций логопед учитывает условия выделения звука (по Н. X. Швачкину): ударные гласные выделяются легче, чем безударные в начале слова; щелевые согласные выделяются легче из начала слова; взрывные согласные легче выделяются из конца слова; твер­дые согласные выделяются легче, чем мягкие; звук [Р] как бо­лее длительный выделяется легче в начале слова.

Наиболее трудно детям определить наличие гласного и выде­лить его из конца слова, так как гласный звук воспринимается ребенком не как самостоятельный звук, а как оттенок соглас­ного звука (В. К. Орфинская).

Выделение звука на фоне слова. Инструкция: «Слышишь ли ты звук [М] в слове ДОМ? Слышишь ли ты звук [К] в слове МАК?» И т.д.

Выделение начального ударного гласного звука из слова. Инструкция: «Какой звук ты слышишь в слове АНЯ? ОЛЯ? УТРО? ИРА? ЭХО? Какой звук ты слышишь в слове МАК? РОТ? Какой звук ты слышишь в слове САД? ЗАЙКА? ШУ­БА? ЖУК? ЩУКА? ОТЕЦ? МЯЧ? ЛАПА? РАК? Звук, необ­ходимый для выделения, логопед произносит интонирован­ное, т.е. выделяя его голосом.

Дифференциация звуков по противопоставлениям

Веня – Феня сайка - зайца

Мышка – мишка Укол - угол

Рожки – ложки Маска - Машка

Точка – дочка Шаль - жаль

Уточка – удочка Миска - мишка

Уши – ужи Лук - люк

Кол – гол

Шайка – чайка

Сок – цок

Сложный фонематический анализ

Определение места звука в слове (сначала глобально: в на­чале, в конце, в середине). Инструкция: «Где находится звук [С] в слове САД?, в слове ФОКУС?, в слове ЛИСА?» Затем более точно: «На каком месте стоит звук [С] в слове САНИ?, в слове ОСА?, в слове НОС?» Ответы ребенка: «В слове СА­НИ звук [С] на первом месте; в слове ОСА на втором; в слове НОС на третьем месте». Звук [С] логопед произносит интонированно в изолированном положении и в составе слов.

Определение последовательности звуков в слове. Инструк­ция: «Какой звук ты слышишь в начале слова СССАНИ? Ответ ребенка: «Звук [С]». «Правильно. Какой звук ты слы­шишь после звука [С]? САААНИ». Ответ ребенка «Звук [А]». «Какой звук ты слышишь после звука [А]? САНННИ». Ответ ребенка: «Звук [Н]». «Какой звук ты слышишь после звука [HI? САНИИИ». Ответ ребенка: «Звук [И]». Таким образом логопед интонированно произносит тот звук, который ребе­нок должен определить. Звуки другого предложенного ребен­ку слова логопед может произнести несколько менее интони­рованно, если ребенок правильно определил последователь­ность звуков в первом слове.

Определение количества звуков в слове. Инструкция: «Сколько звуков в слове МАК? в слове МУКА? в слове КО­МОК?»

Эти слова состоят из звуков, сохранных в произношении детей. Они формируются в раннем онтогенезе на основе без­условно рефлекторных реакций сосания, глотания, жевания. Затем ребенку предлагается определить количество звуков в словах, которые ребенок произносит неправильно, например в словах: СОК, КОСА, НОСОК; ШУМ, МЫШИ, ШАПКА; РАК, КОРА, РЫНОК и т. д. Принцип отбора слов, предлага­емых для количественного фонематического анализа, заклю­чается в том, что если в слове имеется звук, сложный по арти­куляционным и акустическим признакам, например, [С], [Ш], [Р] и др., то остальные звуки слова должны быть просты­ми в этом отношении.

Фонематический синтез

Логопед предлагает ребенку составить слова из звуков, данных в нормальной последовательности: [С], [А], [Д]; [Д], [О], [М]; [Р], [У], [К], [А]; [П], [О], [Ч], [К], [А].

Далее логопед предлагает ребенку составить слова из зву­ков, данных в нарушенной последовательности: [М], [О], [С]; [О], [Л], [Б]; [У], [Ш], [А], [Б]; [А], [М], [Р], [К], [А].

Фонематические представления

Ребенку предлагается подобрать слово на заданный звук. Инструкция: «Назови слово со звуком [С], [3], [Ц], [Ш], [Ж], [Ч], [Щ], [Л], [Р]».

Из предложенных логопедом разных картинок ребенку предлагается отобрать те, в названии которых имеется дан­ный звук. Например, на звук [С]: самолет, стакан, сыр, сум­ка, сосна.

 

Особенности словарного запаса



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 467; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.108.54 (0.004 с.)