Множественность оснований бытия называется 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Множественность оснований бытия называется



а) плюрализм;

б) дуализм;

в) монизм;

г) материализм.

3. Центральной проблемой онтологии является:

а) смысл жизни человека;

б) познаваем ли окружающий нас мир;

в) соотношение бытия и сознания, материального и идеального;

г) изучение законов мышления

4. По Канту, нравственная ценность поступка тем выше, чем более он:

а) соответствует действующему закону;

б) доставляет личное удовлетворение;

в) подчинен абстрактному чувству долга;

г) связан с гуманными или дружескими чувствами.

5. Он был рожден в семье римского чиновника, учился риторике у скептиков, затем был приверженцем манихейст­ва, но, перейдя в христианство, стал виднейшим из отцов за­падной церкви:

а) Иероним Блаженный;

б) Амвросий Медиоланский;

в) Аврелий Августин;

г) Василий Кессарийский.

6. В основе средневековой гносеологии лежит идея:

а) творения;

б) предопределения;

в) откровения;

г) грехопадения

7. Этот философ впервые разделил власть на три вида (судебную, законодательную и исполнительную):

а) Спиноза;

б) Локк;

в) Декарт;

г) Бэкон;

8. Язык науки является важнейшим средством научного познания. На каком языке, по утверждению Г.Галилея, написана книга Природы:

а) математики

б) откровения

в) философии

г) физики

9. Закон диалектики, являющийся ее сутью, «ядром», раскрывающий источник и причину изменения и развития – это:

а) закон перехода количественных изменений в качественные,

б) закон единства и борьбы противоположностей,

в) закон двойного отрицания,

г) закон целевой обусловленности развития.

10. С точки зрения Ф.М. Достоевского, путь к мировой гармонии (обществу без зла) – это:

а) революционные преобразования;

б) нравственное самосовершенствование;

в) экономические реформы;

г) такой путь не возможен вообще.

 

Модуль

1. Определите, в концепциях каких античных философов главенствующую роль играют следующие категории:

Философ Основные категории

1. Платон; а) логос;

2. Гераклит; б) идея;

3. Аристотель; г) форма;

4. Демокрит; д) атом;

5. Эмпедокл; е) любовь;

ж) ненависть.

2. Установите соответствие философского трактата тому или иному философу:

1. «Критика чистого разума»; а) Гегель;

2. «О сущности христианства»; б) Кант;

3. «Наука логики»; в) Шеллинг;

4. «Система трансцендентального идеализма»; г) Фейербах

3. Установите соответствие трактовки общества тому или иному философу:

1) формационный подход; а) Шпенглер;

2) цивилизационный подход; б) Маркс;

в) Тойнби;

г) Конт.

4. Установите соответствие философского трактата тому или иному философу:

1. «О граде Божьем»; а) Дионисий Ареопагит;

2. «Сумма теологии»; б) Бл. Августин;

3. «О божественных именах»; в) Ориген;

4. «О началах»; г) Фома Аквинский.

5. Установите соответствие философа той или иной школе:

1. Парменид; а) атомисты;

2. Демокрит; б) Элейская школа;

3. Анаксимандр; в) Милетская школа;

4. Плотин; г) неоплатонизм;

5. Пиррон; д) скептики.

6. Установите соответствие философской категории и ее автора:

1) моральный императив; а) Демокрит;

2) атом; б) Аристотель;

3) этика; в) Кант;

4) бытие; г) Парменид.

 

5.7 Контроль самостоятельной работы студентов: темы эссе

 

1. Место и роль философии в культуре.

2. Мифология: ее прошлое и настоящее.

3. Влияние мировоззрения на исторические судьбы человека и общества.

4. «Философия – это нечто такое, что касается каждого». (М. Хайдеггер)

5. Виртуальная реальность как пример мифологизации.

6. «Слишком человеческий» мир и «несвоевременные» размышления

7. Ф. Ницше о морали, религии и культуре.

8. Проблемы обретения истины в истории человеческой культуры.

9. Существует ли язык животных?

 

5.8 Контроль самостоятельной работы студентов: темы докладов

1. Особенности мифологического мировоззрения.

2. Религиозное мировоззрение.

3. Становление древневосточной философии и ее особенности

4. Философские школы Индии

5. Формирование натурфилософии в Древней Греции.

6. Проблема космоцентризма в древнегреческой философии.

7. Бог и природа в концепции пантеизма.

8. Социальные утопии Т. Мюнцера, Т. Мора, Т. Кампанеллы.

9. Воплощение философских идей в творчестве титанов эпохи Возрождения.

10. Сущность агностицизма в философии И. Канта.

11. Проблема Абсолютной идеи в философии Г. Гегеля.

12. Философия Московского централизованного в XV-XVI вв.

13. Западничество и славянофильство.

14. Философия всеединства В. Соловьева.

15. Русский космизм.

16. Проблема бытия и ничто в философии М. Хайдеггера.

17. Основные исторические формы диалектики

 

5.9 Контроль самостоятельной работы студентов: кейс-задания

Задание 1

Прочтите фрагмент произведения Н.Я. Данилевского «Россия и Европа»:


«…с политической и так называемой культурной стороны результаты исторической жизни Европы громадны, народы Европы не только основали могущественные государства, распространившие власть свою на все части света, но и установили отвлеченно-правомерные отношения как граждан между собой, так и граждан к государству».

а) какой культурно-исторический тип, по мнению Н.Я. Данилевского, характеризуется развитием политической культуры и культурной деятельности?

 

Задание 2

По теории Геи, предложенной английским химиком и мыслителем Джеймсом Лавлоком в его работе «Gaia: A New Look at Life on Earth», в современном представлении Земля должна рассматриваться как единый мир живых макро-организмов. Согласно этой концепции, эволюция биоты, то есть совокупности всех биологических организмов настолько тесно связана с эволюцией их физического окружения в масштабе планеты, что вместе они составляют Нечто, единую саморазвивающуюся систему, которая обладает саморегуляторными свойствами, напоминающими физиологические свойства живого организма. Это нечто и названо Геей по имени греческой богини Земли (Gaia). Гея как своего рода самоорганизующая система, суперорганизм (биологическая метафора) обладает саморегуляторными «геофизиологическими» свойствами, т.е. поддерживает целый ряд параметров внутренней среды в относительно стабильном, благоприятном для живых организмов уровне (гомеостаз в любом временном срезе). Собственно гипотеза Геи и состоит в утверждении, что в планетарном масштабе жизнь активно поддерживает относительно стабильные условия на Земле, комфортные для собственного существования. Иначе говоря, биота организует глобальные параметры среды, непрерывно подстраивая их «под себя», в процессе собственного эволюционного развития. «...Весь облик Земли, климат, состав горных пород, воздуха и океанских вод есть не только результат геологических процессов, но и является следствием присутствия жизни. Благодаря непрекращающейся активности живых организмов, условия на планете поддерживаются в благоприятном для жизни состоянии на протяжении последних 3,6 миллиардов лет. Любые виды, которые неблагоприятным образом влияют на окружающую среду, делают ее менее пригодной для потомства будут, в конце концов, изгнаны так же, как более слабые, эволюционно неприспособленные виды...»

Актуальна ли «концепция Геи»? Может ли она помочь в изменении мировоззрения человечества?

 

5.10 Промежуточный контроль знаний: вопросы к зачету

1. Предмет культурологии

2. Культурология, философия культуры, социальная антропология:

предмет и задачи

3. Основные подходы к понятию «культура»

4. Основные функции культуры

5. Культура и цивилизация

6. Современные направления в культурологии: функционализм

7. Современные направления в культурологии: семиотическая

концепция культуры

8. Современные направления в культурологии: психологическая

концепция культуры

9. Эволюционистская концепция культуры

10. Понятие культурного прогресса

11.Понятие идеального типа культуры по М. Веберу

12.Формационный и цивилизационный подход к типологии культуры

13.Понятие «социокультурного кода» и типология культуры

14.Восточные и западные культуры

15.Мужское и женское начало в культуре

16.«Апполоновское» и «дионисийское» начало в культуре

17.Источники и факторы социокультурной динамики

18.Концепция культурного взрыва (Ю.Лотман)

19.Язык как способ фиксации и трансляции социального опыта

20.Типология языков культуры

21.Понятия «знак» и «символ»

22.Трудовая концепция антропогенеза

23.Концепция антропогенеза Б.Ф. Поршнева

24.Культурно-семиотическая концепция В.М. Розина

25.Культурные универсалии и универсальная модель культуры

26.Массовая и элитарная культура XX века

27. Постмодернистский дискурс как мировоззрение XX века

28.контркультура и ее особенности

29.Россия и Запад: особенности духовности

30.Мыслители XIX-XX вв. о месте России в мировом культурном

процессе

31.Особенности русского менталитета и национального характера

5.11 Демонстрационный вариант вопросов к зачету

 

1. Предмет культурологии 2. Культурология, философия культуры, социальная антропология: предмет и задачи 3. Основные подходы к понятию «культура» 4. Основные функции культуры 5. Культура и цивилизация 6. Современные направления в культурологии: функционализм 7. Современные направления в культурологии: семиотическая концепция культуры 8. Современные направления в культурологии: психологическая концепция культуры 9. Эволюционистская концепция культуры 10. Понятие культурного прогресса 11.Понятие идеального типа культуры по М. Веберу 12.Формационный и цивилизационный подход к типологии культуры 13.Понятие «социокультурного кода» и типология культуры 14.Восточные и западные культуры 15.Мужское и женское начало в культуре 16.«Апполоновское» и «дионисийское» начало в культуре 17.Источники и факторы социокультурной динамики 18.Концепция культурного взрыва (Ю.Лотман) 19.Язык как способ фиксации и трансляции социального опыта 20.Типология языков культуры 21.Понятия «знак» и «символ» 22.Трудовая концепция антропогенеза 23.Концепция антропогенеза Б.Ф. Поршнева 24.Культурно-семиотическая концепция В.М. Розина 25.Культурные универсалии и универсальная модель культуры 26.Массовая и элитарная культура XX века 27. Постмодернистский дискурс как мировоззрение XX века 28.контркультура и ее особенности 29.Россия и Запад: особенности духовности 30.Мыслители XIX-XX вв. о месте России в мировом культурном процессе 31.Особенности русского менталитета и национального характера  

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.8 (0.028 с.)