Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение человеческого мира

Поиск

Содержание

Возникновение человеческого мира


О первоначальном состоянии человека


Первородный грех, его причины и последствия

Сущность и значение прародительского греха

Последствия первородного греха для прародителей

Наследственность первородного греха

Ошибочные учения о первородном грехе

Обзор и критика римокатолического и протестантского
учения о первородном грехе

Примечания

 


Возникновение человеческого мира

 

Трисолнечный Господь сотворил первого человека по образу Своему как родоначальника человеческого рода - сотворил его немного меньшим Ангелов, но намного большим твари. Тело его создал из земли - этим в человеке представлен материальный мир; вдохнул в него дух жизни - этим в нем представлен духовный мир. Принадлежа душой духовному миру, а телом - материальному, человек является малым миром в большом (микрокосмос) или большим миром в малом (макрокосмос). "Желая объявить богатство Своей благости, - говорит святой Григорий Богослов, - Бог решает произвести живое существо из обеих, т.е. из видимой и невидимой природы, и Он сотворяет человека, взяв из уже созданной материи тело, а от Себя вложив жизнь (что называет разумной душой и образом Божиим - греч. "икона Феу"), сотворяет как некий иной мир - малый в великом" [1].

А святой Дамаскин пишет: "Бог сотворил человека как некий иной мир, малый в великом" [2]. Сотворенный таковым, человек представляет собой таинственное единство материи и духа, видимого и невидимого, земного и небесного, временного и бессмертного, пространственного и бесконечного; представляет собой некую середину между великостью и малостью [3]. Способ сотворения человека отличается от способа сотворения материального мира. Святое Откровение свидетельствует, что материальный мир сотворен по слову Божию, а человек - по образу и подобию Божию. Сотворению человека предшествует совет в Троичном Божестве, после чего все три Божественных Лица непосредственно и лично сотворяют человека. "И рече Бог: "Сотворим человека по образу Нашему и по подобию... И сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их" (Быт.1:26-27; ср.: Быт.5:1; 9:6; Кол.3:10; Еф.4:24). Так, "первого человека сотворил не только Отец, но и Сын, но и Святой Дух" [4]. Отсюда "Святым Духом всяка душа живится, и чистотою возвышается, светлеется Троическим единством священнотайне" [5] Говоря в другой раз в книге Бытия о сотворении человека, боговидец Моисей дает некоторые подробности, которые во многом объясняют таинственное двойство человеческого существа. Здесь он показывает, что тело человеческое - из праха земного, а душа - из дыхания Божия. "И созда Бог человека, персть взем от земли, и вдуну в лице его дыхание жизни: и бысть человек в душу живу" (Быт.2:7). А о сотворении женщины говорится: "И наложи Бог изступление на Адама, и успе: и взя едино от ребр его. и исполни плотию вместо его. И созда Господь Бог ребро, еже взя от Адама, в жену, и приведе ю к Адаму" (Быт.2:21-22), Преимущество сотворения человека состоит в том, что Триипостасный Бог лично и непосредственно, так сказать. Своими собственными руками создал тело человеческое и дал ему Свое дыхание жизни, а не земля его, по заповеди Божией, сама произвела, как это было с прочими живыми существами на земле (Быт.1:24). "Из видимой и невидимой природы, - говорит святой Дамаскин, - Бог Своими собственными руками сотворил человека по образу Своему и по подобию; из земли создал тело, а душу разумную и мыслящую дал ему дыханием Своим" [6]. В человеке весьма таинственным образом сочеталась богообразная доброта и красота с черным прахом земным, и "человек сотворен Творцом, чтобы быть воплощенным образом трансцендентной Божественной силы" [7]. Человек не является ни только телом, ни одним духом; он - единство тела и духа, и причем - богозданное единство, в котором все неизреченно таинственно и загадочно. Ни душа без тела, ни тело без души не составляют человека, но одно с другим и одно в другом. Так, по словам святого Иринея. "душа может быть частью человека, но никак не человеком в целости; полный человек - в единстве, в союзе души с телом. Точно так же и телесный состав сам по себе не является полным человеком, но является телом человека и частью человека" [8]. "Что есть человек, - спрашивает святой Иустин, - если не разумное существо, составленное из тела и души? Является ли душа сама по себе человеком? Нет, она - душа человека. Назовем ли тело человеком? Нет, но телом человека. Ни душа, ни тело, взятые в отдельности, не являются человеком, но их единство называется человеком" [9].

1. Хотя тело является необходимым компонентом человеческого существа, его вещественной основой, оно все-таки - орудие, орган, а душа - жизнь и животворящее начало в человеке. Душа может жить без тела, но тело не может жить без души: "Дух есть, иже оживляет, плоть не пользует ничтоже" (Ин.6:63), ибо "тело без духа мертво есть" (Иак.2:26). Богообразная душа - существо простое, бестелесное, разумное, свободное, животворное. Как простое существо, она неделима, как бестелесное - невидима, как животворное - бессмертна. А тело - прах земной, глиняный сосуд души, земной дом души (Ср.: 2Кор.5:1; 5:10; Кор.6:20; 7:34; 5:3-5), в котором душа живет временно. На это указывают слова премудрого Соломона: "И возвратится персть в землю, якоже бе, и дух возвратится к Богу. Иже ладе его" (Еккл.12:7). Всю свою ценность тело получает от богообразной души, пребывающей в нем; без нее оно распадается, умирает и губит свою ценность. Об этом красноречиво говорит Спаситель, когда спрашивает: "Кая бо польза человеку, аще приобрящет мир весь, и отщетит душу свою? Или что даст человек измену на души своей? " (Мк.8:36-37; ср.: Мф.6:25-26; 10:28).

Этой животворящей истиной Священного Писания о душе и теле живет Священное Предание и говорит нам о ней благодатно и священно. Святой Дамаскин пишет: "Душа - сущность живая, простая, бестелесная, по своей природе невидимая для телесных очей, бессмертная, мыслящая и разумная, безобразная, - пользуется органическим телом и дает ему жизнь, и возрастание, и чувство, и силу рождения; ум (разум) принадлежит душе не как нечто чуждое ей, но как самая чистая часть ее, ибо что око в теле, то разум в душе. Душа, далее, свободна, имеет способность хотения и деятельности; она изменчива в отношении воли, ибо она сотворена. Все это душа по природе получила от благодати Сотворителя (Творца), от благодати Которого получила и бытие, и особый вид природы" [10]. "Бог - Творец души и тела; душа - прекрасное создание Божие, богообразное. свободное, бессмертное, нетленное - по благодати Божией; тело - орудие души, некий вид одеяния и покрывала души" [11]. "Тело не сильнее души, - говорит святой Ириней, - так как душа вдохновляет, и оживляет, и возвращает, и устрояет тело; душа обладает телом и властвует им. Тело подобно инструменту, а душа занимает место художников... Дая жизнь телу, сама душа не перестает жить"[12]. "Тело подобно арфе, - говорит свт. Афанасий Великий,. - на которой душа, разумная и бестелесная, играет, подобно музыканту. Душа движет тело и саму себя движет, ибо движение души - это не что иное, как жизнь души. О теле мы говорим, что оно живет, когда движется и умирает, когда перестает двигаться, т.е. когда душа его оставит" [13]. "Душа - это жизнь тела, а жизнь души - Дух Божий" [14]. В принципе, в онтологической глубине жизнь души происходит от Святого Духа: "Святым Духом всяка душа живится" [15]. Погруженный в богообразную красоту души, святой Макарий Великий говорит: "Поистине душа есть дело великое, Божественное и чудесное. При сотворении души Бог ее сотворил по образу добродетели Духа; вложил в нее законы добродетели - рассуждение, знание, разумность, веру, любовь - и прочие добродетели по Образу Духа" [16]. Вознесенный над тайной чудесного существа, именуемого человеком, святой Григорий Богослов заключает: "Человек - это самое сложное и самое разнообразное существо: душа у него от Бога, Божественная и имеет небесное благородство, а тело - из праха земного; что Бог для души, то душа для тела, соединяя его и управляя им" [17].

2. Вся непреходящая значимость, незаменимость и драгоценность Души исходит от ее богообразия. т.е. оттого, что человек создан по образу Триипостасного Бога. "Душа драгоценнее всего сотворенного, - говорит святой Макарий Великий, - ибо только человек сотворен по образу и подобию Божию" [18]. Богоподобие души состоит в отражении Первообраза Божия в богообразной душе человеческой: Бог - всесовершенная Духовность, первообраз духовности, душа - отражение этой духовности: Бог - всесовершенный Разум, разум человеческий - отражение этого разума; Бог - всесовершенная Свобода, свобода человеческая - отражение этой Свободы; Бог - абсолютная Вечность, первообраз Вечности, бессмертная душа является отражением этой Вечности; Бог - всесовершенная Святость и Благость (Доброта), способность души человеческой к святости и доброте - это отражение этой Святости и этой Благости (Доброты). Бог - Верховный Властитель и Управитель всего; способность человека властвовать над природой является отражением этого. Вообще все характерные черты Божества, по учению святого Григория Нисского, содержатся известным образом в богообразной душе человеческой [19]. Сотворенный по образу Троичного Божества, человек является отражением этого Божества в самой существенной сути своего существа [20]. Божественная Праведность и святость истины составляют сущность богообразия души (Еф.4:24). Поэтому человек в прооснове своей - существо богообразное (греч. "феоидес") и богоподобное (греч. "феоикелон") [21]. "Сотворенное по образу Божию. - говорит святой Григорий Нисский. - во всем подобно первообразу: разум подобен Разуму, бестелесность Бестелесности, но по природе оно - нечто другое и отличается от Первообраза, ибо оно не было бы по "образу", если бы во всем было одно и то же с Первообразом. Черты, которыми в несозданном естестве отличается Первообраз, показываются нам в образе сотворенной природы, ибо как в малом осколке стекла, когда на него падет солнечный луч, виден весь солнечный шар, показываясь нам не в своей натуральной величине, а в объеме данного осколка, так и в малости нашего естества сияют образы несказанных свойств Божиих" [22]. "Как художники с помощью красок переносят человеческие образы на свои полотна, так наш Творец написал образ Свой в существе человеческом, украсив его чистотою, бесстрастием, блаженством, добротою" [23]. "Слова Библии "по образу Божию сотворил Бог человека", - означают, что Бог сотворил человеческое естество, чтобы оно участвовало во всяком добре, ибо если Божество - полнота добра, а человек - Его образ, то образ находит свое подобие в Первообразе, ибо Он исполнен всяким добром" [24]. "Отсюда образ Божий свойствен лучшим частям наших свойств, а все низкое и жалкое в нашей жизни далеко от того, чтобы быть подобным Божиему" [25]. "Но при всем сходстве, существующем между Богом и сотворенным по Образу Божию (человеком. - Ред.), существует в то же время и большое различие между ними, ибо насколько Бог несотворен, неизменен и всегда Тот же, настолько сотворенное естество не может существовать без изменения" [26].

Ставится вопрос: где и в какой части человеческого существа находится богообразие? Отвечая на этот вопрос, святой Епифаний говорит, что Церковь верует и исповедует, что человек вообще сотворен по образу Божию, но не определяет, в какой части человеческого существа находится это богообразие [27]. Другие отцы и учители Церкви дают различные ответы на этот вопрос, но эти различия в ответах не доходят до противоречия одного ответа другому или основному Богооткровенному учению. Так, некоторые из них утверждают бестслесного Бога [28].

Другие же, считая, что Бог как дух имеет и существенные свойства духа - разум, свободу и бессмертие, - мыслят, что образ Божий находится или в разуме человеческом [29], или в свободной воле [30], или в бессмертии его души. А тот факт, что душа человеческая одна по существу, а троична по свойствам, которые можно назвать волей, разумом, чувством или волей, разумом, памятью, - побуждает некоторых отцов видеть в этом ее богообразие. "Бог Отец, - пишет святой Амвросий, - Бог Сын. Бог Дух Святой, но не три Бога, а один Бог, имеющий три Лица; подобно этому и душа - ум, душа - воля, душа - память, но не три души в одном теле, а одна душа, имеющая три силы, и в этих трех силах наш внутренний человек по естеству своему чудесно отражает образ Божий" [31]. Но и помимо всего подобия, существует все-таки существенное и огромное различие между троичностью в Боге и троичностью в душе человеческой, ибо троичность в Боге означает три отдельных, самостоятельных, совершенных и вечных Лица, а троичность в человеке - три несамостоятельных, безличных силы и свойства.

Поскольку тело - близнец богообразной души, а душа только совместно с телом составляет человека, то она, живя в теле, которое также Бог сотворил, отражает отчасти и в теле свое богообразие. вследствие чего, а также для того, чтобы разоблачить ложные взгляды еретиков-гностиков, считавших тело злом по природе, некоторые отцы учат, что образ Божий находится даже и в теле человеческом [32]. В этом смысле необходимо понимать и слова при отпевании "плачу и рыдаю, егда помышляю смерть, и вижду во гробех лежащую по образу Божию созданную нашу красоту, безобразну, безславну, не имущую вида".

Имея все это в виду, можно сказать, что образ Божий более или менее содержится во всем человеке, а не исключительно в одной части его существа, или свойстве, или силе. По мнению святого Григория Нисского, все целое человеческое естество, сотворенное в Адаме и продолжающееся через весь человеческий род, составляет образ Божий, который находится не в какой-либо его (естества) части, а в нем как целом [33].

Но и помимо всего этого, не может человек оторваться от волнующих слов святого Григория Нисского по этому поводу: "Каким образом человек, это смертное, преходящее, кратковременное существо, является образом того Естества, Которое бессмертно, чисто и вечно? - Правильный ответ на этот вопрос знает только Сама Истина" [34].

3. В библейском описании сотворения человека проведено известное различие между "по образу" и "по подобию". Говоря о совете Троичного Божества перед сотворением человека, святой Моисей повествует, что Бог решил сотворить человека по образу и по подобию Своему. Описывая же само сотворение, говорит: "И сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его (Быт.1:26-27), а опускает слова "по подобию". "Почему не осуществлено предполагаемое, - спрашивает святой Григорий Нисский. - Почему не сказано: "И сотвори Бог человека по образу Божию, и по подобию? Неужели Творец изнемог? - Безбожно говорить что-либо такое. Неужели Творец изменил Свое намерение? - Безбожно нечто такое и помыслить. Сказал и изменил намерение? - Нет. Священное Писание не говорит ни того, что Творец изнемог, ни того, что намерение осталось неисполненным. По какой причине тогда умолчано - "по подобию"? Причина та, что "по образу" мы имеем по сотворению, а "по подобию" приобретаем по своей воле. Быть по образу Божию свойственно нам по первому нашему сотворению, а стать по подобию Божию - зависит от нашей воли. И то, что зависит от нашей воли, находится в нас только как возможность, а приобретаем его действительно с помощью нашего самодействия. Если бы Господь, намереваясь сотворить нас, не сказал предварительно: "Сотворим человека… и по подобию" и не даровал нам возможности быть по подобию, мы не могли бы своими собственными силами стать подобными Богу. Мы при сотворении получили возможность быть подобными Богу. Но, дав нам эту возможность, Бог оставил нам самим устроять свое подобие с Богом, чтобы удостоить нас за наш подвиг приятной награды и чтобы мы не были подобны безжизненным картинам, которые делают живописцы"" [35]. "При самом сотворении моем, - рассуждает в том же сочинении святой Григорий Нисский. - я получил "по образу", а по свободной воле становлюсь "по подобию"... Одно дано, а другое осталось незаконченным, чтобы я, усовершенствовав самого себя, стал достойным награды Божией. А как мы становимся по подобию? - Через Евангелие. Что есть христианство? - Уподобление Богу, насколько это возможно для человеческого естества. Если ты решил быть христианином, то постарайся стать подобным Богу, облекись во Христа".

Облагодатствованным умом своим углубленные в библейское повествование о сотворении человека, святые отцы учат, что "по образу" находится в самой природе души человеческой, в ее разуме, в ее свободе, в ее чувствительности, а "по подобию" - в правильном развитии и богоцентричном совершенствовании всех психофизических свойств человеческого существа, т.е. в уподоблении Богу через все мысли и дела, слова и чувства, намерения и желания. А Святое Откровение - это не что иное как Божие наставление. Божие научение, Божие искусство о том, как человек, на основе богообразия души своей, может стать богоподобным во всей своей жизни. Вместе с возникновением человек от Бога получил богообразие; богоподобие же достигается упражнением в благодатных евангельских добродетелях, стяжанием даров Святого Духа. "Слова "по образу" обозначают разум и свободную волю, - говорит святой Дамаскин, - а "по подобию" означают уподобление добродетели, насколько это возможно" [36]. Под подобием Божиим святой Златоуст разумеет уподобление человека Богу, насколько это возможно, с помощью кротости, смирения и прочих добродетелей вообще [37]. "Образ Божий человек принял при сотворении, а подобие может стяжать упражнением себя в подражании Богу, потому что возможность достижения совершенства в начале дана человеку через богообразие, а осуществления богоподобия он достигает евангельскими делами" [38]. Тогда как нам образ дан как реальность, подобие дано как возможность; первое дано, второе задано. "В действительности "по подобию" как возможность, потенциально, является тем же самым, что и "по образу", - говорит св. Василий Великий, - а практикованием добродетелей, творением добра, евангельской жизнью достигается реальное подобие Божие" [39]. Сотворив так человека. Бог нам задал задачу, которую мы можем правильно решить, если только все содержание своей личности благодатными, евангельскими подвигами уподобим образу Божию, который - в душе нашей. Душа создана по образу Божию, чтобы стремлением и как можно более полным уподоблением Богу она могла сохранить свое благородство [40]. "Подобие Божие в человеке заключается, действительно, в том, что человек своей жизнью как можно больше уподобляется Богу, пока душа не станет совсем богоподобной" [41].

4. Поскольку Бог сотворил человека по образу Своему и дал ему возможность уподобляться Ему, Он тем самым определил и цель человеческого существования. В таинственной сущности своего существа человек носит богоданную цель своей жизни и средства к ее осуществлению. Образ Божий в человеке - это реальное сходство образа с Первообразом, а подобие - это цель человеческой жизни, осуществляя которую, человек должен во всем уподобиться Богу как своему Первообразу. Новый Завет весь сосредоточивается в этой мысли: цель человеческого существования - все содержание, все свойства существа своего уподобить Богу, стать совершенным, как Бог совершенен (Мф.5:48; ср.: 1Пет.1:16), достигнуть обожения ("феосис") всего своего естества общением в Божием естестве (2Пет.1:4). Постепенным уподоблением Богу через веру, любовь, надежду, молитву, пост, кротость, смирение, боголюбие, братолюбие и прочие добродетели человек в действительности переживает все большее и большее блаженство, участвует в нем всем своим существом, поэтому и прославляет Бога. Творца и Спасителя своего. Отсюда подобие Божие как цель человеческого бытия означает деннонощное совершенствование себя Богом и по Богу, служение Богу, прославление Бога, блаженствование в Боге. Своим благодатно-подвижническим возрастанием к Богу и божественному совершенству человек в то же время и выразительнее всего прославляет Бога и действительнее всего переживает божественное блаженство как содержание своего существования. Человек, несомненно, идет к своей богоданной цели, если каждую часть своей души, своего существа устрояет во имя Божие и ради славы Божией (ср.: 1Кор.6:20, 10:31; Мф.5:16), если живет достойно Бога (1Сол.2:12; Кол.1:10). Бог по благости Своей сотворил человека богообразным: и душа, будучи образом божественной благости и красоты, имеет целью как можно больше уподобиться своему Первообразу [42]. "Душа сотворена богообразной. чтобы человек всем существом своим стремился к соединению с Богом" [43]. По учению святого Василия Великого, и самое устройство человеческого тела свидетельствует об этом: "Устройство тела твоего для тебя - школа цели, ради которой ты сотворен стройным, для того чтобы не влачил всю свою жизнь по земле, а взирал бы на небо, к Богу, там пребывающему, и чтобы не бегал за скотскими наслаждениями, но, согласно с данным тебе разумом, жил небесной жизнью" [44]. "Люди сотворены для того, чтобы добрыми подвигами неутомимо стремиться к цели своего существования - обожению ("феосис") - и достигать ее" [45]. "Сотворяя людей по образу Своему, Бог дал им через Слово Свое силы жить святой жизнью и. таким образом, участвовать в блаженстве" [46]. "Бог сотворил человека богообразным, чтобы он, врожденным ему стремлением к Богу, постепенно возрастая в духовном и моральном совершенстве, достигал конечной цели своего таинственного существования - обожения" [47].

Предназначение и отношение человека к видимой природе Господь Бог определил Своими словами, первыми сказанными первой человеческой паре: "Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле" (Быт.1:28). Это значит: люди должны богоподобно обладать всем, что в мире; богообразной душой своей светить всей твари, освещать ей путь к Трисолнечному Творцу; приводить ее к Нему, быть неким видом полномочных хранителей и посредников между тварью и Творцом; а все это делать через личное самоусовершенствование и возрастание возрастом Божиим в меру полного возраста Христова (ср.: Кол.2:19; Еф.4:13). "После того как сотворил видимую и невидимую тварь, - говорит блаженный Феодорит, - Бог, наконец, создал человека и поставил его как некий Свой образ посреди тварей живых и бездушных, видимых и невидимых, чтобы Ему твари живые и бездушные оказывали пользу как некую дань, а невидимые существа, имея попечение о человеке, засвидетельствовали тем самым любовь свою ко Христу" [48].

 

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Orat.38,11; P.gr.t.36; 321CD.

[2] De fid. 11,12; P.gr.t.94, col.921A.

[3] Св.Григорий Богослов. Orat.45,7; t.36, col.632В; соmр.Orat.2,75; Оrаt.32,27: Orat.14,23. Приводя слова Псалмопевца: "Что есть человек, что Ты помниши его?" (Пс.8:5). - св.Григорий восклицает: "Какая это новая тайна обо мне? Я мал и велик, незначителен и возвышен, смертен и бессмертен, земной и небесный. Одно во мне обще с дольним миром, а другое с Богом; одно - с телом, а другое - с духом" (Orat.7,23; t.35, col.785 В). Ср.: Свт.Афанасий Великий. Contra gent.32,27.

[4] Блж.Феодорит. Haeretic.fabul.compendium, lib.V,3. Эту истину Св. Откровения Церковь многократно исповедует через свои молитвы: "Яко создал еси мя по образу Твоему и по подобию, Богоначальная и Вседетельная Троице, неслиянная единице" (Канон ко Святей и Живоначальней Троице, песнь 4, в неделю утра, глас 1, Октоих). "Иже за благость создав человека, и по образу Твоему сотворь, во мне обитай, светле Боже мой" (Канон Святей и Живоначальней Троице, песнь 5, в неделю утра на полунощниие, глас 5). Человека Христос Господь "созда по образу Своему рукою Своею" (Богородичен на стихов, Стих., в субботу на вел и не и вечерни, глас 5).

[5] Степенна. Антифон первый, в неделю утра, глас 4.

[6] Defid.11,12, col.920 В.

[7] Свт.Григорий Нисский. Orat.catech. С.6; сотр. De infantib.qui praemature abiripiuntur; De hominis opific Ш.З; Св.Григорий Богослов. Orat.32,27.

[8] Contra haer.V,6,I.

[9] De resurrect.с.8; ср.: блж.Августин. De civit.Dei, ХШ,24,2; XXI.3,2.

[10] Defid. 11,12; Col.924 В-925 А; ср. Св.Максим Исповедник. De ап-ima, VI; Св. Макарий Великий, Homil.1,7.

[11] Св.Кирилл Иерусалимский, Catech.IV, 18 еt 23.

[12] Contra haer. 11,33,4.

[13] Свт.Афанасий Великий. Contra gent.32,33; p.gr.t.25, col.64 С.65 ВС; ср. Св. Иоанн Златоуст. In Rom.hom.13,2.

[14] Свт.Макарий Великий. Homil.30,5; сотр. Homil.1,10-11.

[15] Степенна. Антифон первый, в неделю утра, глас 4.

[16] Свт.Макарий Великий. Homil.46,5.

[17] Orat, 2.16 et 17; t.35. Col.425 AC; соmр. Orat.38,11.

[18] Homil.15,43.

[19] Orat.catech. C.5.

[20] Ср.: Свт.Афанасий Великий. Contra gent.2; De incarn. Verbi, 3,5,11.

[21] Св.Мефодий. De resurrect.I. 35.2; 36,2; 34,3.

[22] De anima et resurrect.comp. De hominis opific. C.11,2.

[23] Он же. De hominis opific. С.5,1.

[24] Ibid. C.16,10.

[25] Ibid. C.20,5.

[26] Ibid. C.16,12.

[27] Haeres.70,2.

[28] Св. Кирилл Иерусалимский. Catech.IV,18; Св.Василий Великий. In Psalm.48,p.8; Св. Амвросий. Hexaemer. VI.8,45; Св.Иоанн Златоуст. In Genes.hom.8,2; Св.Григорий Богослов. Orat.45,7; Ориген. De pricip.U.7; Contra Cels.VIII.49; Св.Дамаскин. De fid.11,12 и др.

[29] Св.Ириней. IV.4,3; Блж.Августин. In Joan.trach.3; Тертуллиан. Advers.Prax.5 и др.

[30] Св.Иларий. Tract.in Psalm., 134,n.14; Блж.Иероним. Epist.146; Св.Иоанн Дамаскин. De fid.11,12 и др.

[31] Lib. De dignit.condit.human. C.2; ср. Блж.Августин, De Trinit.IV.4.5;XIV,8.

[32] Св.Иустин. De resurrect. n.10; Dialog.cum Tryph. C.4: Св.Ириней, Contra haer.11.33,4; IV.4,3.

[33] De hominis opific. C.I6,17,18.

[34] Ibid. С.16,4.

[35] Orat.in verba: faciamus homin...

[36] De fid. 11,12; Col.920 В; ср.: Св.Климент Алекс. Strom.11,22; Св.Ириней. Contra haer. IV, 38,4.

[37] In Genes.horn. 10,3.

[38] Ориген. De pricip. III,6,1; ср. Св.блж.Августин, De spirit. et anima. C.10.

[39] De homininb.struct.C.21; ср. Св.Кирилл Иерусалимский. Catech. XIV, 10; Св.Григорий Богослов. Orat.39,7; Orat.45,7.

[40] Свт.Григорий Богослов. Orat.6,14; t.35, Col.740В.

[41] Свт.Григорий Нисский, De anima et resurrect.

[42] Он же. De hominis opific. С.16,10; с.12,10.

[43] Свт.Григорий Богослов. Orat.45,7; t.36, Col.632ВС.

[44] De homin.structura. Orat.11.

[45] Свт.Григорий Богослов. Orat.4,124; t.35, Col.664 С.

[46] Свт.Афанасий Великий. De incarn. Verbi. 3; t.25 Col.101 В: сотр.ibid. 4 et 5.

[47] Св.Иоанн Дамаскин. De fid. 11,12; Col.924 А; ср. Св.Ириней. Contra haer. IV, 38,3.

[48] In Genes.quaest.20; ср. Свт. Григорий Нисский. De hominis opific. С.2,1-2.

[49] Св.Иоанн Дамаскин. De fid. 11,12, Col.921А; ср. Свт.Григорий Нисский. Orat.catech. С.5 et 8.

[50] Свт.Григорий Нисский. In funere Pulcheriae.

[51] Contra haer. IV,38,3; ср. Св.Климент Алекс. Strom. IV;12.

[52] Свт.Афанасий Великий. Contra Apollinar.lib. 11,5; 1,6, col.1140В.

[53] De fid. 11,12: Col.924AB.

[54] Ср.: Св.Иоанн Златоуст. De statuis.hom.11,2; In Genes.hom. 16,5; 17,1,2.

[55] De fid.11,11; col.912A-913A.

[56] De fid.11,11; Col.916 ВС; ср.: Свт.Григорий Богослов. Orat.38,12.

[57] Быт.1:8-30; 2:15-17,19.22; 3:8; Сирах. 17:6,9-12; ср. Свт.Афанасий Великий. De decret, Nic.synod. 5.

[58] Orat.catech., c.6.

[59] Свт.Афанасий Великий. Contra gent.7; t.25, col.16В; соmр.ibid.33 et 34.

[60] Ibid2; col.8B.

[61] Свт.Григорий Нисский. De infantibus dui praemat.abripiuntur.

[62] De fid. 11,30; col.976В-977A.

[63] Свт.Афанасий Великий. Contra gent.2; t.25, col.8B; De incarn. Verbi.

[64] Свт.Иоанн Дамаскин. De fid. 11,30; col.976A.

[65] Свт.Иустин. Dialog.cum Tryph. C.124; Тациан, Contra Graec.7; Св.Иларий. In Psalm.1, n.13; Блж.Августин. De civit Dei, XIII, 15; Свт.Василий Великий. Homil.quod Deus non est auctor malorum, 6,7; Свт.Григорий Богослов. Orat.45,8; Свт.Григорий Нисский. Orat catech., с.6; Св.Иоанн Златоуст. In Genes, hom. 18,2.

[66] Свт.Афанасий Великий. De incarn. Verbi, 5; t.25, col.104-105A.

[67] Таким образом, даже предопределение на лучшее не сковывало свободы человека (Прим. ред.).

[68] Ad Autolic. 11,27; ср.: Афинагор. Legat pro christ.31.

[69] De Genes. Ad дitteram, VI, 36; соmр. De civit.Dei, VIII,11.

[70] Orat. 38,12; t.36, Col.324B.

[71] Defid. 11,11, Col.917BC.

[72] Defid. 11,30, Col.977ВС.

[73] Свт.Григорий Богослов. Oral.45,28; t.36,Col.661С.

[74] Свт.Афанасий Великий. De incarn. Verbi, 3; t.25, Col.103BC.

[75] Свт.Григорий Нисский. De infantibus qui praemat.abripiuntur.

[76] Contra haer. IV.38,3.

[77] Orat.44,4; t.36. col.612AB.

[78] Adv.Iudaeos. C.2.

[79] Блж.Феодорит пишет: Священное Писание утверждает, что и древо жизни, и древо познания добра и зла возникли из земли; следовательно, они по своей природе подобны прочим растениям. Подобно тому, как древо крестное - обычное древо, но вследствие спасения, которое приобретается верою в Распятого на нем, называется спасительным, так и эти деревья - обычные растения, возникшие из земли, но по Божию определению одно из них названо древом жизни, а другое, поскольку послужило орудием к познанию греха, - древом познания добра и зла" (In Genes.quaest.27).

[80] Ad Autilic. 11,25.

[81] In Genes.horn. 16,6.

[82] Orat.45,8, t.36, col.632CD: Orat.38,12. t.36. col.324BC.

[83] Св.Иоанн Дамаскин. De fid. 11,11; Col.913AВ; 916D; 917A.

[84] Contra haer. 1V,39,1.

[85] Tract.in Psalm. 70: De civit.Dei. ХIII,20; XIV,12.

[86] Св.Иоанн Дамаскин. De fid. 11,12; col.920A.

[87] In genes, hom. 16,2; соmр. ibid. 16,.1; hom. 17,.5-7; Блж.Августин. De genes ad litt. XI.34; De civit.Dei, XIV, 11,2; Св.Дамаскин. Defid. 11,10.

[88] Contra haer. V,24,. 4 et 3; ср. Св.Иустин. Dialog cum Tryph. C.103; Св.Амвросий. De paradis. C.11,9.

[89] Orat.catech., C.6.

[90] Стих. на Господи воззвах. Неделя сыропустная.

[91] Свт.Григорий Богослов. Orat.45,8; t.36, Col.633А; ср. Свт.Иоанн Златоуст. In Genes.hom.17,4.

[92] Свт.Григории Нисский, in Christi resurrect.Orat.I.

[93] Он же. Orat.catech. C.7; ср. Свт.Иоанн Златоуст. In Genes.hom. 17,5.

[94] Свт.Иоанн Златоуст. Ad Stagyrium, 1,5.

[95] Свт.Макарий Великий. De custodia cordis. 12; comp. De libert.mentis.3.

[96] Ср.: Св.Иоанн Дамаскин. De fid. IV.22; P.gr.t.94, col.1197С.

[97] De civit.Dei. XIV, 12; comp. In Psalm. 71.

[98] "Далече от Бога грех мя отрину", - скорбит православная душа в молитве Ангелу хранителю (Канон Ангелу хранителю, песнь 4).

[99] De incarn. Verbi, 4; t.25. Col.104BC.

[100] Он же. Contra gent.8; t.25, Col.16D.

[101] Ibid.7; t.25; Col.16AC; ср. Св.Кирилл Иерусалимский. Catech. 11,1

[102] Свт.Кирилл Александрийский. In Psalm. 50. n.13; In Psalm. 78, n.8.

[103] De fid.IV,20; Col.1196BD; comp.ibid. 11,30; 11,4.

[104] Ср.: Свт.Иоанн Златоуст. In Genes.hom. 14,3; hom. 17,4: Блж. Феодорит. In Genes.quaest.38.

[105] Ср.: Свт.Иоанн Златоуст. In Genes.hom. 15,4: hom. 16,6.

[106] De civil.Dei. XIV,13,2; 11,2; 13,1; Dе Genes.ad litt.. XI,39; cp. Св. Амвросий. In Psalm. 118, Sermo VII,8.

[107] Свт.Иоанн Златоуст. In Matth.hom. 65,6.

[108] Ср.: Свт.Иоанн Златоуст. In Genes.hom. 16,4.

[109] Блж.Августин. Enchirid. c.45.

[110] Adversus Iudaeos. C.2.

[111] Блж.Августин. Contra Julian.. VI, С.23.

[112] De fid. 111,1; Col.981А; ср. Св. Иоанн Златоуст. In Genes.hom. 16,5; hom. 18,1.

[113] Св.Иоанн Дамаскин. De fid. 11,30; Col.977CD.

[114] Свт.Иоанн Златоуст. In Ephes.hom. 18,3.

[115] Свт.Григорий Богослов. Orat.18,42; t.35, 1041А.

[116] Свт.Василий Великий. Quod Dens non est auctor malor.7; ср. Тациан. Oral. ad Graec. C.2.

[117] In Genes.hom. 17,9.

[118] Contra Eunom.lib. 11,13.

[119] In Genes.hom. 17,2.

[120] Свт.Афанасий Великий. Contra Apollinar.lib. 11,6; P.gr.t.26, col.

[121] Ibid.

[122] De fid. IV, 22; col.1197-1200А.

[123] Sermo asceticus.1,1.

[124] Homil. in Psalm. 3.

[125] De vircmit., с.12.

[126] Ibid.

[127] Ср.: Тациан. Contra Graec. С.13.

[128] Св.Ириней. Contra haer. IV,17,3.

[129] "Православное исповедание". Член 1. вопрос 22.

[130] Там же. Вопрос 23.

[131] Член 6.

[132] Там же. Член 14.

[133] Свт.Иоанн Златоуст. In Genes. 17,9.

[134] Ad Autolic. II,25.

[135] Свт.Иоанн Златоуст. In Genes, hom.18,3.

[136] Свт.Григорий Нисский. Orat.catech. С.8.

[137] Рим.5:14,12; Блж.Феодорит. In Psalm.50,v.7.

[138] In Rom. ad vers.

[139] "Православное исповедание". Член 1, вопрос 24.

[140] Interpret, in epist.ad Pom. С.5, v.12.

[141] Dialog cum Tryph. C.88.

[142] См. главу 7 Послания к Римлянам.

[143] De fid. IV,22; Col.1200B.

[144] In Luc. hom. 14; ср. Св.Ириней. Cohtra haer. 11,22,4; Св.Амвро(типогр.брак).

[145] Apolog. proph. David. 11,12. В своем другом сочинении тот же отец Церкви пишет: Lapsus sur in Adam, de paradise eieclus in Adam, mortuus in Adam; quomodo revocet, nisi me in Adam invenerit, ut in illo culpae obnoxiun rnorti debitum. ita in Christo iustificatum? (De excessu fratrissui sui Satyri, 11,6).

[146] In Christi resurrect.

[147] Свт.Афанасий Великий, In Psalm. 50; Свт.Григорий Нисский, De beatitud. Orat.6.

[148] Свт.Афанасий Великий. Contra gent.8-9; t.25. col.16С-21A; De incarn. Verbi. 5; t.25, Col.105В; ср. Свт.Григорий Богослов. Orat.38,13; Св.Ириней. Contra haer, V, 24,3; Св.Златоуст. In Rom. hom. 13,1: Свт.Макарий Великий. Homil. 11,5; Св. Дамаскин. De fid 111,1.

[149] Св.Иларий. In Matth. 18,6; In Psalm. 59,4: 126,13: 136,5; In Matth 10,23.

[150] Свт.Макарий Великий. Homil. 6,5.

[151] Свт.Василий Великий. Homil. dicta tempore famis et siccit., 7.

[152] Свт.Афанасий с. Cohtra arian. Orat.1,51; t.26, Col.117C.

[153] Он же. De incarnat.Verbi, 4; t.25, 104B.

[154] Св.Дидим. De Trinit.11,12; ср.: Св.Афанасий Великий. Contra pollinar, lib.11,8.

[155] Свт.Макарий Великий. De patientia et biscret., 9.

[156] Свт.Григорий Богослов. Carm. De seipso; comp. Orat.16,15; Orat.38,4.

[157] Свт.Макарий Великий. Homil. 43,7.

[158] Он же. Homil. 30, 8.

[159] Он же. Homil. 24,2.

[160] De nupt.et concup. 11,12. V,16,3; Св.Иустин. Dialog cum Tryph. С.95; Свт.Кирилл Александрийский. In Psalm. 50. v.12; In Rom. V, 18,20; Блж.Феолорит. In Psalm. 50, v.7; In Psaim 60. v.7,8; Macret.fabul. compend., lib. V,11. Свт.Макарий Великий. Homil. 46,2-3.

[161] Блж.Августин. De peccat.. merit et remiss., 1, 63,64.

[162] Он же. Contra Julian. VI, 67; 11,9.

[163] Он же. De civit.Dei, XIII, 14; ср. Св.Ириней. Contra haer. III, 22,4.

[164] Тертуллиан. De anima, c. 40 et 41; comp. De testimon. animae, 3.

[165] Ориген. In Rom. V,9; V,1.

[166] De moribus eccles. cathol. 1,40.

[167] Св. Киприан. Epist.59. ad Fidum.

[168] Ср.: Свт.Иоанн Дамаскин. De fid. 11,28; col.961.

[169] Homil. 2,1; comp. Homil. 50,5; Homil. 41,1.

[170] Канон Пресвятой Богородице. Песнь 6, ирмос; В субботу на повечерии, глас 2. Ср. "Греховный мрак покрывает мя. и студная моя дела без воздержания выну, и совестное томление непрестанно мучит мя: увы мне, где убо ныне скрыют?.." (Слава и ныне, Богородичен. седален; на утрени 16 июля. Минея).

[171] На Господи воззвах. Слава и ныне, Богородичен; в субботу на велицей вечерни, глас 4.

[172] Последование ко св.Причащению. Молитва Василия Великого, первая.

[173] Тропари непорочн. (мертвых), отпевание.

[174] Рим.1:21-31; Пс.13:1-3; 52:1-4; ср.: Свт.Афанасий Вел. Contra.

[175] Канон молебный Пресвятой Богородице, Песнь 4; в неделю на повечерии, глас 1.

[176] Ср.: Св.Кирилл Иерусалимский. Catech. 11, 1.3.4.

[177] Канон ко св.Иоанну Предтече. Песнь 6. Богородичен; во вторник утра, глас 2.

[178] Свт.Афанасий Великий. De incarn. Verbi, 8; t.25, Col.109A.

[179] Strom. V.

[180] Contra Ceis. IV,40.

[181] Пелагий у блж.Августина. De natura et gratia, 8.

[182] Пелагий. Ad Demetriadem. 3,7.

[183] De civit.Dei, XIV. 11; Contra duas epist.pelag. 1,2.

[184] Concil. Trid. sess. V,5.

[185] "Православное исповедание". Члены 6 и 14.

[186] Там же. Часть 1, вопросы 24 и 27.

 

Содержание

Возникновение человеческого мира


О первоначальном состоянии человека


Первородный грех, его причины и последствия



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.212.203 (0.026 с.)