Тема 12. Теория общественного выбора 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 12. Теория общественного выбора



1. Что принципиально нового внесли в понимание политики основоположники теории общественного выбора?

2. Приведите примеры из политической жизни страны, когда те или иные группы людей использовали органы исполнительной и представительной власти в целях получения политической ренты.

3. Чем объясняется то, что лоббисты, представляя интересы небольшой группы людей, могут провести в жизнь такие решения, которые носят ущерб значительно большому числу людей?

4. В чем заключается суть маржиналистского анализа проблемы оптимизации общественного блага в условиях прямой демократии (системы простого большинства)?

5. Каковы главные отличия государственных учреждений от частных фирм?

6. Возможна ли передача всех экономических функций государства в частные руки?

 


Приложение 2

Тематика курсовых работ

  1. Развитие идей либерализма и государственного вмешательства в истории экономической мысли и хозяйственной практике.
  2. Основные направления развития русской экономической мысли.
  3. Методы экономической теории.
  4. Права собственности и их роль в становлении рыночных отношений в современной России.
  5. Конкуренция и ее роль в рыночной экономике.
  6. Государственное регулирование рыночного ценообразования: цели, ограничения и последствия.
  7. Эластичность спроса и предложения и ее значение для предпринимательской практики.
  8. Сравнительный анализ теорий стоимости и цены.
  9. Концепция альтернативных издержек производства и предпринимательская практика.
  10. Основной капитал и проблема его обновления в современной России.
  11. Проблема снижения издержек на российских предприятиях.
  12. Факторы экономии и дезэкономии на масштабах производства: особенности российских предприятий.
  13. Банкротство предприятий в современной России и их влияние на экономику.
  14. Роль малого бизнеса в экономике России (Республики Башкортостан, района).
  15. Конкурентные стратегии малых предприятий в России.
  16. Общеэкономическое значение рекламы и ее особенности в России.
  17. Модели олигополии и их проявление в современной экономике России.
  18. Картели и их роль в современной экономике.
  19. Проблема эффективности крупных предприятий в России.
  20. Конкурентные стратегии крупных предприятий в России.
  21. Корпоративный контроль и управление на предприятиях в России.
  22. Естественные монополии и их роль в экономике России.
  23. Антимонопольная политика в России.
  24. Концентрация производства и ее историческая динамика.
  25. Проблема монополизации российского рынка.
  26. Х-неэффективность: теоретическое обоснование и проявление на практике.
  27. Факторы формирование спроса на труд и его предложения с учетом особенностей российской экономики.
  28. Дифференциация заработной платы на предприятиях России.
  29. Современные системы оплаты труда в экономике России.
  30. Государственное регулирование рынка труда.
  31. Рынок труда в России (в Республике Башкортостан, городе, районе): структура, функционирование, перспективы развития.
  32. Инвестиционная деятельность в современной России.
  33. Факторы спроса и предложения на инвестиционные ресурсы.
  34. Фирма в рыночной экономике.
  35. Проблемы собственности и управления в акционерных обществах.
  36. Процессы слияний в современной российской экономике.
  37. Особенности формирования и функционирования рынка труда в России (в Республике Башкортостан, городе, районе).
  38. Роль и функции государства в экономике.
  39. Эволюция капитала: его содержания и научных концепций.
  40. Интеллектуальный капитал, его формы и развитие.
  41. Роль экономических потребностей в экономической системе общества.
  42. Экономические интересы: сущность, классификации и механизмы взаимодействия.
  43. Экономические риски.
  44. Предмет и методология экономической науки: генезис, эволюция и перспективы развития.
  45. Этические основания рыночной экономики: эволюция взглядов.
  46. Современные концепции в теории потребления.
  47. Теория потребительского поведения и современная практика ценообразования.
  48. Современные направления в теории издержек.
  49. Теория и модели поведения доминирующей фирмы в отрасли.
  50. Теории и модели олигополии: взаимодействие и координация фирм в отрасли.
  51. Теория и модели монополистической конкуренции.
  52. Теория монополии и практика антимонопольного регулирования.
  53. Теория ренты и рынки невосполнимых природных ресурсов.
  54. Теории процента и капитала: генезис и эволюция.
  55. Экономическая теория неопределенности, риска и страхования.
  56. Основы неоинституциональной теории организации.
  57. Экономическая теория асимметричного распределения информации: ограниченная рациональность и проблема ухудшающего отбора.
  58. Неоинституциональная теория трансакционной экономики.
  59. Экономическая теория экстерналий (внешних эффектов).
  60. Провалы рынка (рыночное фиаско) в свете неоклассической микроэкономики и неоинституциональной теории организации.
  61. Координация процессов внутри организации: информационная эффективность и стратегия бизнеса.
  62. Неоинституциональная теория ренты: издержки влияния и принятие эффективных решений в организации.
  63. Трудовые отношения в контексте неоинституциональной теории организации: контрактация, мотивация, системы оплаты и карьеры.
  64. Экономическая теория человеческого капитала.
  65. Экономическая теория преступления.
  66. Экономика семьи: теоретический аспект.
  67. Структура активов организации: изменения в собственности, контроль над корпорацией и конфликт интересов.
  68. Природа и архитектоника современной фирмы с позиций неоинституциональной теории организации.
  69. Теория организационной интеграции: вертикальные границы, горизонтальное разнообразие и базовая компетенция фирмы.
  70. Экономическая теория прав собственности.
  71. Экономическая теория воспроизводства коллективных (общественных) благ.
  72. Проблемы использования общедоступных ресурсов: «трагедия общин».
  73. Основы экономической теории общественного выбора и коллективного принятия решений.
  74. Экономическая теория демократического государства: междисциплинарный подход.
  75. Экономическая психология: новый междисциплинарный подход.
  76. Право собственности и его роль в экономике. Основные исторические типы экономических систем.
  77. Государственное регулирование рынка. Внешние эффекты/внешние затраты. Общественные блага.
  78. Две основные системы антимонопольного регулирования в мире. Антитрестовское законодательство США. Демонополизация экономики и формирование системы антимонопольного регулирования в России.
  79. Заработная плата. Формы и системы заработной платы. Различия в заработной плате.
  80. Теории "человеческого капитала" и "эффективной заработной платы". Роль профсоюзов на рынке труда.
  81. Организационно-правовые формы предприятий. Коммерческие фирмы. Акционерные общества.
  82. Организационно-правовые формы предприятий. Некоммерческие фирмы.
  83. Оценка и анализ финансово-экономического состояния предприятия. Показатели финансово-экономического состояния предприятия.
  84. Внедрение достижений научно-технического прогресса как фактор повышения конкурентоспособности предприятий.
  85. Диверсификация хозяйственной деятельности как фактор повышения конкурентоспособности предприятий.
  86. Малое предпринимательство в России (в Республике Башкортостан, городе, районе): состояние, проблемы и перспективы.
  87. Маркетинг как фактор повышения конкурентоспособности предприятий.
  88. Математическое моделирование экономики: проблемы и перспективы.
  89. Эффективность производства: измерение и пути повышения.
  90. Роль малого бизнеса в экономике и социальной структуре общества.
  91. Малая фирма как сеть контрактов.
  92. Антимонопольное регулирование долгосрочных контрактных отношений крупного и малого бизнеса.
  93. Нестандартная контрактация в России (на примере франчайзинга).
  94. Опыт государственной поддержки инновационного малого бизнеса в развитых странах и в России.

 

Приложение 3

Тестовые задания

Вариант 1.

1. Какое из утверждений является правильным? Экономическая теория является:

А) наукой о том, как правильно вести домашнее хозяйство.

Б) наукой о том, как эффективно управлять предприятием.

В) наукой о том, каким образом распределяются ограниченные ресурсы для наилучшего удовлетворения потребностей людей и хозяйствующих субъектов.

Г) наукой о том, как умело продавать и покупать, чтобы получить наибольшую прибыль.

Д) нет правильного ответа

2. Функция спроса населения на товар: Qd = 4 - P, функция предложения: Qs = -5 + 2P. Равновесный объем продаж составит:

А) 3 Б) 6 В) 5 Г) 1 Д) нет правильного ответа

3. Величина коэффициента эластичности спроса по цене равна 2. Это означает, что обязательно выполняется следующее соотношение:

А) если цена блага упадет на 1%, то величина спроса на него увеличится на 2%.

Б) если цена блага упадет на 1%, то спрос увеличится на 0,5%.

В) если цена блага упадет на 2%, то спрос также упадет на 2%.

Г) рост доходов потребителя на 1% увеличит его спрос на 2%.

Д) нет правильного ответа

4. При прочих равных условиях сдвиг линии предложения вправо приводит:

А) к росту равновесной цены и физического объема производства.

Б) к снижению равновесной цены и объема продаж.

В) к росту цены и снижению объема продаж.

Г) к снижению цены и росту объема продаж.

Д) нет правильного ответа

5. Перекрестная эластичность - это …..

А) степень зависимости цены товара от доходов потребителей.

Б) степень зависимости спроса на один товар от изменения цены на товар-заменитель или на дополняющий товар.

В) степень зависимости спроса на товар от изменения спроса на другой товар.

Г) степень зависимости спроса на товар от изменения цены товара.

Д) нет правильного ответа.

6. Альтернативная стоимость - это …...

А) стоимость товаров и услуг.

Б) рыночная цена.

В) то, чем необходимо пожертвовать, чтобы получить товар или воспользоваться услугой.

Г) устанавливаемая государством цена.

Д) нет правильного ответа.

7. График производственных возможностей иллюстрирует -

А) влияние ограниченности и альтернативной стоимости на общество.

Б) преимущества при производстве одного товара вместо другого.

В) изменение цены различных продуктов.

Г) сочетания благ, которые могут быть произведены экономической системой при наличных факторах производства и уровне знаний.

Д) нет правильного ответа.

8. Если возрастут цены на ресурсы производства, то линия предложения:

А) сдвинется вправо. Б) не изменит своего положения. В) сдвинется влево. Г) нет правильного ответа.

9. Что является примером "внешних издержек"?

А) затраты на строительство дороги.

Б) затраты на содержание городского телевидения.

В) ущерб природе и здоровью людей, связанный с загрязнением окружающей среды химкомбинатом.

Г) затраты, связанные с обучением в институте.

10. Закон предложения утверждает, что

А) покупатели купят больше по низким ценам.

Б) продавцы производят больше по более высоким ценам.

В) количество, предлагаемое к продаже, не зависит от цены.

Г) потребители покупают больше по более высоким ценам.

Д) нет правильного ответа.

11. Средняя выручка фирмы от реализации продукции равна предельной выручке при любом объеме производства. Это означает, что:

А) имеет место условия совершенной конкуренции.

Б) фирма является чистым монополистом.

В) имеет место олигополистический рынок.

Г) фирма производит низкокачественный товар.

Д) нет правильного ответа.

12. Если оптимальный набор, выбранный потребителем, состоит их двух товаров, то можно утверждать, что:

А) цены обоих товаров равны.

Б) потребитель выбирает одинаковое количество и того, и другого товара.

В) потребитель максимизировал предельную норму замещения.

Г) предельные полезности товаров, приходящиеся на каждый рубль затрат на их покупку, равны.

Д) нет правильного ответа.

 

13. Бюджет покупателя позволяет купить 100 кг сахара по 7 руб. за кг или 200 кг риса. Уравнение бюджетной линии данного покупателя пишется как:

А) У = 7 + 3Х.

Б) У = 200 - 2Х.

В) У = 100 - 0,5Х.

Г) У = 100 + 2Х.

Д) нет правильного ответа.

 

14. Функция общих издержек имеет вид: ТС = 30 + 3Q + 3Q². Q меняется от 0 до 3 единиц. Предельные издержки при объеме выпуска Q = 3 равны:

А) 33. Б) 66. В) 18. Г) 48. Д) нет правильного ответа.

15. В теории производства коротким периодом называется:

А) любой промежуток времени меньше одного года.

Б) промежуток времени, в ходе которого только один фактор производства является постоянным.

В) время, необходимое для того, чтобы изменить выпуск продукции.

Г) период, на протяжении которого хотя бы один фактор производства остается постоянным.

Д) нет правильного ответа.

16. Необходимо обеспечить получение 1 млн. руб. через 4 года. Сколько потребуется для этого сегодня инвестировать, если вложенные деньги обеспечат 20% годовых?

А) 0,5 млн. руб. Б) 33, 4 тыс. руб. В) 482, 253 тыс. руб. Г) нет правильного ответа

17. Предположим, производитель не может повлиять на цену своей продукции. Рыночная цена равна 1000 руб. Допустим, увеличение выпуска на одно изделие вызывает рост общих издержек производства на 600 руб., еще на одно изделие - на 800 руб., еще на одно изделие - 1000 руб., еще на одно изделие - 1200 руб. и так далее. Что Вы можете ему посоветовать?

А) наращивать производство до тех пор, пока есть спрос на это изделие.

Б) увеличивать выпуск до тех пор, пока прирост издержек на одно дополнительное изделие не станет равным 1000 руб.

В) сохранять объем производства на таком уровне, при котором прирост издержек на одно дополнительное изделие не будет превышать 800 руб.

Г) свернуть производство данного изделия из-за его убыточности.

18. Монополия, при которой одна фирма по крайней мере на некоторое время становится единственным поставщиком товара, но не имеет специальной защиты от конкуренции называется ….

А) открытой монополией. Б) естественной монополией. В) закрытой монополией. Г) нет правильного ответа

19. Капитал в виде умственных способностей и практических навыков, полученных через образование, обучение и практический опыт, называется ….

А) оборотным капиталом. Б) основным капиталом. В) инвестицией. Г) человеческим капиталом.

20. Какой из перечисленных признаков не характерен для обществ с ограниченной ответственностью?

А) образуется путем объединения паев его участников.

Б) участники несут полную имущественную ответственность по долгам общества.

В) высшим органом является общее собрание участников.

Г) его деятельность регулируется уставом и учредительным договором.

21. В отрасли функционируют 1000 фирм. У каждой фирмы предельные издержки при производстве 5 единиц товара в месяц составляют 2 долл., 6 единиц - 3 долл., 7 единиц - 5 долл. Если рыночная цена единицы товара равна 3 долл., то отраслевой выпуск в месяц составит:

А) не более 5000 единиц. Б) 5000 единиц. В) 6000 единиц. Г) 7000 единиц. Д) более 7000 единиц.

22.Потребителю доступны следующие наборы благ, состоящих из разного количества молока и хлеба:

Молоко (литр) Хлеб(батоны)

А. 5 2

Б 4 4

В 3 7

Г 7 3

Д 2 6

Ничего не зная о его предпочтениях, кроме того, что они соответствуют положениям теории потребительского выбора, какой вывод можно сделать?

А) Потребитель предпочтет А при выборе между А и Г, а Д для него предпочтительнее В.

Б) набор А предпочтительнее набора Б, а набор Б предпочтительнее набора В.

В) набор Г предпочтительнее набора А, а набор В предпочтительнее набора Д.

Г) набор Г предпочтительнее набора Б, а набор Б предпочтительнее набора Д.

Д) нет правильного ответа.

23. Малые инновационные фирмы рискового характера, созданные для разработки и апробирования определенной научно - технической идеи и финансируемые крупными фирмами или специальными компаниями называются …..

А) сателлитами. Б) венчурными. В) франчайзами. Г) дочерними. Д) нет правильного ответа.

24. Линия зависимости средних издержек производства от объема выпуска пересекает линию зависимости средней выручки от реализации продукции в точке, где:

А) прибыль максимальна.

Б) прибыль равна нулю.

В) функция средних издержек достигает максимума.

Г) функция предельных издержек достигает минимума.

Д) нет правильного ответа.

25. Граница производственных возможностей страны, выпускающей два вида продукции,…

А) Может быть кривой произвольного вида.

Б) Является выпуклой вверх кривой в результате действия закона возрастания альтернативных издержек.

В) Является выпуклой вниз кривой в результате действия закона предельной полезности.

Г) Является выпуклой вверх кривой в результате действия закона предельной полезности.

Д) Нет правильного ответа.

26. Альтернативные издержки нового стадиона – это…

А) Оплата его охраны и другого персонала.

Б) Цена строительства персонала в будущем году.

В) Изменение реальной ставки налога, которая выплачивается из доходов стадиона.

Г) Цена других товаров и услуг, производство которых принесено в жертву строительству этого стадиона.

Д) Нет правильного ответа.

27. Натуральное хозяйство – это…

А) Организация производства натуральных продуктов для людей.

Б) Организация производства, при которой не применяются машины и приспособления, а используется ручной труд.

В) Хозяйство, при котором продукты производятся для продажи.

Г) Хозяйство, в котором практически нет товарного обмена и все необходимое для собственной жизни производят сами.

Д) Нет правильного ответа.

28. Общий уровень цен и безработицы в экономической системе изучается в курсе:

А) Микроэкономики. Б) Макроэкономики. В) Менеджмента. Г) Международных финансов.

Д) Нет правильного ответа.

29. Позитивная экономическая теория изучает:

А) «Что есть». Б) Что должно быть. В) Положительные тенденции в экономическом развитии.

Г) Оценочные суждения. Д) Нет правильного ответа.

30. В «классическую школу» экономической теории не входят труды:

А) В. Петти. Б) Д. Рикардо. В) К. Маркса. Г) А. Маршалла. Д) Нет правильного ответа.

31. Чем можно объяснить сдвиг кривой спроса на товар X?

А) Предложение товара Х по некоторой причине уменьшилось.

Б) Цена товара Х выросла, и как следствие этого потребители решили меньше покупать этого товара.

В) Вкусы потребителей вызвали интерес к товару X, и поэтому они хотят покупать его при любой данной цене больше, чем раньше.

Г) Цена товара Х упала, поэтому потребители решили покупать его больше, чем раньше.

32. Совершенствование технологии сдвигает:

А) Кривую спроса вверх и вправо.

Б) Кривую спроса вниз и вправо.

В) Кривую предложения вниз и вправо.

Г) Кривую предложения вверх и влево.

33. Если цена товара ниже точки пересечения кривой спроса и кривой предложения, то возникнет:

А) Избыток. Б) Дефициты. В) Растет безработица. Г) Все варианты неверны.

34. Олигополия — это рыночная структура, где оперирует:

А) Большое количество конкурирующих фирм, производящих однородный продукт.

Б) Большое количество конкурирующих фирм, производящих дифференцированный продукт.

В) Небольшое количество конкурирующих фирм.

Г) Только одна крупная фирма.

Д) Только один крупный покупатель.

35. Пусть AC – средние издержки фирмы на производство единица продукции, MC – предельные издержки. Какой из приведенных ниже графиков зависимости этих величин от объема производства может быть верным?

 

а

 

36. Карта безразличия потребителя, в предположении, что он потребляет два продукта, имеет вид, показанный на рисунке: все кривые безразличия получаются из одной из них параллельным сдвигом вдоль оси X. Как будет изменяться потребление каждого из продуктов при увеличении дохода потребителя и неизменности цен?

 

а) не изменится, б) снизится, в) возрастет, г) потребление одного товара снизится, а другого возрастет.

37 Функция спроса на товар описывается формулой QD=27-3P, а функция предложения QS = -9+6P, где QD, QS – объем спроса и предложения товаров, P – цена товара в ден. ед. Равновесный объем продаж в денежном выражении составляет:

А) 60; Б) 4; В) 15; Г) 42; Д) Все варианты неверны.

 

38 Предприятие использует капитал и труд. Капитал составляет постоянную величину, а труд – переменную. Изменение объема производства при изменении количества труда выглядит так:

 

Кол-во труда (L) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Объем произ-ва (Q) 100 220 360 480 580 660 700 720 720 700

 

Наивысшая предельная производительность труда достигается при использовании количества труда (L), равного:

 

А) 1; Б) 3; В) 4; Г) 9; Д) Все варианты неверны.

 

39. Коэффициент перекрестной эластичности спроса для взаимодополняющих благ является

А) положительной величиной; Б) отрицательной величиной; В) равным нулю; Г) как положительной, так и отрицательной величиной; Д) любым числом от 0 до 1.

 

40 Если цена единицы товара равна 2000, постоянные издержки – 1800000, переменные издержки (на единицу продукции) – 1100, то каково будет количество товаров, необходимое и достаточное для обеспечения безубыточности?

А) 1000; Б) 1500; В) 2000; Г) 2500; Д) Все варианты неверны.

 

Цена (руб) Объем спроса (кг.) Объем предложения (кг.)
     

41. На основе данных, приведенных в таблице, определите объем продаж при цене 45 руб.

 

 

А) 12; Б) 10; В) 2; Г) 0; Д) Все варианты неверны.

 

 

42. Общая полезность различного количества яблок и груш для потребителя равна:

 

 

Количество товара, в кг. 0 1 2 3 4 5
Полезность яблок, долл. 0 10 18 24 28 30
Полезность груш, долл. 0 20 38 54 68 80

 

Цена 1 кг яблок равна 2 долл., а цена 1 кг груш равна 3 долл. Всего денег у потребителя 19 долл. Какое количество яблок и груш купит рациональный потребитель?

А) 2 кг. яблок и 3 кг. груш; Б) 2 кг. яблок и 5 кг. груш; В) 1 кг. яблок и 5 кг. груш; Г) 4 кг. яблок и 4 кг. груш;

Д) Все варианты неверны.

43. Ценовая эластичность спроса на авиарейсы в г. М. составляет – 5 для студентов и 1,5 для бизнесменов. Допустим, что в равновесии монополия, занимающаяся ценовой дискриминацией, несет предельные издержки в 300 рублей на одного пассажира.

Вычислите цену за авиабилет, продаваемый студентам.

А) 150 руб; Б) 900 руб; В) 200 руб; Г) 250 тыс. руб; Д) Все варианты неверны.

44. Цены на магнитофонные кассеты в городе С. поднялись с 15 руб., до 25 руб., и соответственно, ежедневный объем их продаж упал от 50шт. до 25 шт. Рассчитайте коэффициент дуговой эластичности по цене.

А) 2 / 3; Б) 3 / 4; В) 4 / 3; Г) 5 / 3; Д) Все варианты неверны.

45 Фирма применяет два вида ресурсов: капитал (К) и труд (L). Зависимость предельного продукта капитала выражено формулой: МРк=1600-20К, где МРк – предельный продукт капитала, К – количество капитала в часах. Зависимость предельного продукта труда выражено формулой: MPL = 100+10L, где MPL - предельный продукт труда, L – количество труда в часах. Цена капитала r (арендная плата за час работы оборудования) равна 20 долл., цена труда w (часовая ставка зарплаты) составляет 10 долл. Какое количество капитала (К) и труда (L) применит фирма, добивающаяся оптимальной комбинации этих факторов, если общая сумма затрат на ресурсы не должно превышать 800 долл. в день?

А) 60 ч. труда и 10 ч. капитала; Б) 10 ч. труда и 50 ч. капитала; В) 30 ч. труда и 20 ч. капитала; Г) 40 ч. труда и 15 ч. капитала; Д) Все варианты неверны.

46. Для студентов альтернативную ценность обучения в университете отражает:

А) размер стипендии;

Б) максимальный заработок, который можно получать, бросив учебу,

В) затраты государства на образование среднестатистического специалиста;

Г) затраты родителей на содержание студента;

Д) транспортные расходы.

 

47. Прибыль равна…

А) выручка минус налоги и амортизация; Б) выручка минус заработная плата; В) актив минус пассив;

Г) доходы минус расходы.

 

48. Средние общие издержки производства продукции достигают минимальной величины при том объеме продукции, когда:

А) AVC=TFC; Б) прибыль будет максимальной; В) MC=AVC; Г) MC=ATC; Д) ни один из ответов не является верным.

 

49. Какое из следующих выражений представляет собой общие издержки?

А) Δ MC. Б) TVC – TFC. В) TFC + TVC. Г) TFC + TVC + MC. Д) (TFC + TVC): Q.

 

50. В точке минимума предельных издержек средние издержки должны быть:

А) убывающими; Б) возрастающими; В) постоянными; Г) минимальными; Д) максимальными

 

Приложение 4

Вопросы к экзамену

(1 семестр)

1. Что такое экономика? Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов. Кривая производственных возможностей.

2. Проблема выбора в экономике. Альтернативная стоимость. Эффективность производства. Рациональное экономическое поведение.

3. Пять фундаментальных вопросов экономики.

4. Институциональная структура экономики. Права собственности и их роль в экономике.

5. Экономическая система и ее три основных исторических типа.

6. Предмет микроэкономической теории. Цели и функции микроэкономической теории. Микроэкономика и макроэкономика.

7. Методология теоретического познания экономики. Экономические категории. Модели.

8. Общие и специальные методы экономических исследований.

9. Позитивная и нормативная экономические теории. Экономическая теория и экономическая политика. Связь теоретической экономики с другими науками.

10. Рынок, его структура и функции.

11. Спрос и факторы его определяющие. Закон спроса. Индивидуальный и рыночный спрос.

12. Предложение и факторы его определяющие. Закон предложения. Индивидуальное и рыночное предложение.

13. Рыночное равновесие. Проблема устойчивости равновесия. «Паутинообразная» модель равновесия.

14. Необходимость государственного регулирования рынка. Внешние эффекты и внешние затраты. Кривая Лоренца.

15. Кардиналистская теория потребительского спроса. Закон убывающей полезности.

16. Ординалистская теория потребительского спроса. Кривые безразличия. Бюджетная линия.

17. Оптимум потребителя. Потребительский излишек.

18. Кривые Энгеля. Особые ситуации потребительского поведения.

19. Ценовая эластичность спроса. Точечная и дуговая эластичность.

20. Эластичность по доходу. Практическое значение эластичности.

21. Факторы производства. Производственная функция. Изокванта. Предельная норма технологического замещения.

22. Короткий период производства. Постоянный и переменный факторы производства. Средний и предельный продукт. Закон убывающей отдачи переменного фактора.

23. Длительный период производства. Выбор технологии. Изокоста. Оптимум производителя.

24. Экстенсивные и интенсивные факторы роста производства. Технический прогресс и его типы. Оптимальный путь роста.

25. Х- фактор эффективности производства. Бюджетное ограничение и его виды.

26. Бухгалтерские и экономические издержки. Бухгалтерская и экономическая прибыль. Безвозвратные издержки.

27. Постоянные и переменные издержки. График безубыточности.

28. Средние и предельные издержки: их взаимосвязь.

29. График долговременных издержек. Эффект масштаба производства.

30. Классификация рыночных структур.

31. Цена, выручка и прибыль в условиях совершенной конкуренции. Правило максимизации прибыли. Прекращение деятельности фирмы в краткосрочном периоде.

32. Характерные признаки чистой монополии. Цена и объем выпуска в условиях чистой монополии.

33. Социальные издержки монополии. Ценовая дискриминация. Дейдвейд – убытки.

34. Виды монополий. Показатели и источники монопольной власти.

35. Концентрация рынка. Индекс Херфиндаля – Хиршмана.

36. Особенности анализа олигополии. Олигополистическая взаимосвязь. Сговор: явный и неявный. Картель.

37. Ценовое лидерство. Жесткость цен. Дилемма олигополиста. Формальные модели олигополии.

38. Механизм монополистической конкуренции: кратковременный и долговременный аспекты. Неценовая конкуренция. Реклама.

39. Две основные системы антимонопольного регулирования в мире. Антитрестовское законодательство США.

40. Система антимонопольного регулирования в РФ.

(2 семестр)

  1. Рынок экономических ресурсов и его функции. Исходные предпосылки анализа рынка ресурсов. Предельная доходность и предельные издержки ресурсов.
  2. Спрос на ресурсы и факторы его определяющие.
  3. Индивидуальное и рыночное предложение труда. Равновесие на совершенно конкурентном рынке труда.
  4. Заработная плата. Формы и системы заработной платы. Различия в заработной плате.
  5. Теории "человеческого капитала" и "эффективной заработной платы".
  6. Человеческий капитал российской экономики: проблемы формирования и использования
  7. Экономическая роль профсоюзов: мировой и российский опыт.
  8. Современный рынок труда в РФ. Безработица.
  9. Капитал: основной и оборотный. Инвестиции. Амортизация. Норма процента и дисконтирование.
  10. Чистая экономическая рента. Дифференциальная рента.
  11. Природные ресурсы и их роль в экономике.
  12. Аграрные ресурсы и их особенности.
  13. Роль невозобновляемых природных ресурсов в экономике современной России.
  14. Предпринимательство и его роль в экономике. Функции и формы предпринимательства.
  15. Организационно-правовые формы предприятий. Коммерческие фирмы.
  16. Акционерные общества.
  17. Организационно-правовые формы предприятий. Некоммерческие фирмы.
  18. Малое предпринимательство: функции и преимущества.
  19. Оценка и анализ финансового состояния фирмы.
  20. Частичное и общее равновесие. Эффекты обратной связи. Двухотраслевая модель общего равновесия: краткосрочный и долгосрочный периоды.
  21. Метод экономического анализа «затраты – результаты».
  22. Межотраслевой баланс.
  23. «Провалы рынка»: монополия, асимметричная информация, общественные блага, внешние эффекты.
  24. Производство общественных благ. Чистое частное и чистое общественное благо. Проблема безбилетника.
  25. Спрос на общественные блага. Оптимальный объем общественных благ.
  26. Положительные и отрицательные внешние эффекты. Частные и социальные издержки и выгоды.
  27. Трансформация внешних издержек во внутренние (интернализация внешних эффектов). Теорема Коуза. Спецификация прав собственности.
  28. Риск и неопределенность в экономике. Измерение риска. Ожидаемое значение.
  29. Учет неопределенности и риска в экономической деятельности. "Мертвые издержки". Пути снижения риска.
  30. Превенция и репрессии. Премия за риск. Страховая премия.
  31. Принцип объединения риска. Страхование. Экономическая недобросовестность. Моральный риск.
  32. Ассиметричная информация. Проблема "лимонов". Рыночные сигналы. Цена информации.
  33. Спекуляция и ее роль в экономике. Срочные сделки. Фьючерсы. Опционы. Хеджирование.
  34. Применение экономической теории для анализа социальных и политических явлений и процессов.
  35. Экономический анализ политики. Поиск политической ренты.
  36. Принятие экономических решений при представительной демократии. Лоббизм.
  37. Рациональное невежество". Логроллинг. Конституционный выбор.
  38. Механизм общественного выбора в системе простого большинства. Метод анализа затрат и результатов.
  39. Пропорциональное распределение затрат в зависимости от получаемой выгоды.
  40. Экономика бюрократии. Общее и различия между государственными учреждениями и фирмами. Проявления личных интересов государственных служащих.

 

 

Приложение 5

Задачи

Модуль 1

Задача 1. Отказавшись от работы столяром с зарплатой 40000 руб. в год или работы референтом с зарплатой 20000 руб. в год, Иван поступил в колледж с годовой платой за обучение в размере 6000 руб. Какова альтернативная стоимость его решения на первом году обучения, если Иван имеет возможность в свободное от занятий время подработать в магазине за 10000 руб. в год?

 

Задача 2.

Стоимость товаров и услуг, произведенных компанией за день, выросла к концу года в 3 раза. Цены за год выросли в 2 раза, а численность работающих увеличилась в 1,5 раза. Каковы изменения производительности труда?

 

Задача 3

Производственные возможности завода холодильных установок позволяют производить за год бытовые холодильники и морозильники в следующих соотношениях:

 

  А Б В Г Д Е
Бытовые холодильники, тыс. шт. 0 20 50 80 110 140
Бытовые морозильники, тыс. шт. 150 120 90 40 10 0

 

А) Постройте график производственных возможностей завода.

Б) Каковы альтернативные стоимости 120 тыс. шт. морозильников и 20 тыс. шт. холодильников?

В) Может ли завод производить 150 тыс. шт. холодильников?

Г) Что можно сказать об использовании ресурсов на заводе, если производится 25 тыс. шт. холодильников и 35 тыс. шт. морозильников?

Задача 4. Максимальный спрос равен 20. При повышении цены на 1 спрос всегда убывает на 3. При каких ценах спрос превышает 2?

 

Задача 5. Формула спроса QD= 11-P? Формула предложения QS = 2P-4?

а) Найдите равновесную цену и объем продаж.

б) Найдите избыток (дефицит) предложения при цене 4.

в) Постройте график.

Задача 6.

Отказавшись от работы барменом с зарплатой 60000 руб. в год или работы водителем с зарплатой 80000 руб. в год, Иван поступил в колледж с годовой платой за обучение в размере 8000 руб. Какова альтернативная стоимость его решения на первом году обучения, если половину платы за обучение Ивану компенсирует государство?

Задача 7.

Выпуск продукции в стоимостном выражении увеличился в 2 раза, а цены на продукцию предприятия за это же время выросли в 1,6 раза при неизменном числе работающих. Во сколько раз увеличилась производительность труда?

 

Задача 8.

В каких случаях слово “спрос” должно быть заменено словами “величина спроса”? Проиллюстрируйте свой ответ графически.

а) В результате снижения цен на земельные участки спрос на них увеличился.

б) Потребительские доходы возрастут, и спрос на ювелирные изделия увеличится.

в) В результате повышения стоимости стрижки волос спрос на услуги парикмахера упал.

г) Цена на белый хлеб выросла, и из-за этого возрос спрос на черный хлеб.

д) В результате снижения цен на цветы спрос на них увеличился.

е) Потребительские расходы возрастают, спрос на автомобили увеличивается.

ж) Цена на масло выросла, и из-за этого возрос спрос на маргарин.

з) В результате роста цен на холодильники спрос на них упал.

Задача 9.

Студентка во время летних каникул может заработать 5000 руб., выполняя работу машинистки, или пойти на двухмесячные курсы английского языка. В обоих случаях расстояние от дома значительное. Студентка выбрала курсы и составила смету своих расходов:

 

Плата за обучение на курсах 2000 руб.
Плата за учебные пособия на курсах 300 руб.
Расходы на питание 1800 руб.
Расходы на транспорт 600 руб.

 

Определите альтернативные издержки.

Задача 10.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 351; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.37.68 (0.229 с.)