Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политическая роль интернет-технологийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Место и роль Интернета Несомненно, самой революцион- в политике нои черТОй политического облика Интернета является формирование с его помощью в политическом мире технологий виртуального пространства. Одновременно такой тип мыслимой политической реальности предполагает и образование соответствующих способов единения людей — виртуальных общин, свидетельствующих об объединении людей по интересам. Принципиально важно отсутствие цензуры на передаваемые сообщения. Ведь именно Интернет создал мировой рынок новостей, формируемый без контроля органов государственной власти. Сеть формировалась как абсолютно самостоятельный и самодостаточный механизм, который не терпит внешнего контроля. Впрочем, стихийно Интернет развивался лишь в первоначальный период. Постепенно ситуация изменилась, и государственные органы в ряде стран стали пытаться контролировать интернет-коммуникации. И хотя абсолютный контроль за сетью, так же как и ее закрытие, практически невозможен, все же Китай, Северная Корея и еще почти два десятка стран ввели у себя систему косвенного государственного контроля за интернет-коммуникациями. В США — в отличие от Европы — были приняты этические кодексы поведения пользователей в сети, следование которым носит добровольный характер. Там же в рамках Национальной информационной инфраструктуры был создан и Комитет по неприкосновенности частной жизни, рассматривающий вопросы неприкосновенности информации частного характера и корректного использования сведений. Но и эти меры оказались недостаточными, и сейчас в этой стране оживляется дискуссия о недопустимости свободного от государственного регулирования Интернета. Думается, что во многом на это повлияли события 11 сентября 2002 г., продемонстрировавшие трагические последствия дефицита информации об электронной переписке террористов. Сегодня возможности мирового интернет-сообщества более активно используются для отслеживания контактов преступных международных сообществ. Именно в силу неконтролируемости сетевого пространства впервые появилась возможность вынесения на политический рынок разнообразной, в том числе абсолютно эксклюзивной, информации. Известно, например, что информация об истории с Моникой Левински была взята из интернет-издания, куда она попала в результате случайного разговора сотрудника одного из авторитетнейших американских изданий — журнала «Ньюсуик» (знавшего, что эту информацию в редакции придерживают до определенного случая) с другом, который не постеснялся сообщить об этом в сети. Интернет-сообщения стали самым быстрым способом вброса в информационное пространство непроверенных и откровенно недостоверных сведений. Лишенная профессионального отбора и проверки, не проходящая через редакторские кабинеты информация нередко провоцировала весьма серьезные конфликты. Так что, ускоряя и обогащая информационный трафик, Интернет позволяет распространять самые невероятные и абсолютно безответственные сообщения. Это нередко превращает его в орудие политических провокаций. Вспомним организацию используемых для дезориентации избирателей сайтов-двойников, создание банков сетевого компромата на политических деятелей, а также другие приемы возбуждения политических страстей, ставшие для отдельных структур чуть ли не основными направлениями политической деятельности. Источник различных политических изменений — скандальная информация, размещаемая в Интернете и попадающая оттуда в большую прессу и на телевидение. Несмотря на то что Интернет крайне опасен в плане манипулирования потребителями сетевой информации, следует признать его несомненные достоинства. Он способствует интенсификации информационного трафика, а также максимальному удовлетворению индивидуальных, избирательных информационных запросов. Сетевые технологии стали мощным средством распространения любой информации как маркетингового, так и немаркетингового характера. Исключительно разнообразна интернет-реклама. Например, сегодня используются следующие ее разновидности: баннер-ная реклама (графическое изображение, рекламирующее сервер, продукцию или услугу); спонсорская реклама (спонсорские логотипы или текстовая ссылка на страницах сайта, по- священная данному проекту), контекст-реклама (форма рекламодателя регистрации документов в поисковых структурах); рор-ир и консольная реклама (при открытии или закрытии какого-либо сайта на экране появляется дополнительное окно с рекламной информацией); реклама по e-mail (персональная форма получения всеми пользователями благодаря четкому тематическому делению списков рассылок может воздействовать на целевую аудиторию). Поисковые системы дают человеку возможность в каждом конкретном случае получать именно те сведения, которые ему необходимы и в нужное ему время. Интернет способен оказывать гражданину и экспертную помощь при анализе политической ситуации. Даже профессионалы — политические технологи и аналитики — постоянно используют консультационные интернет-методики в своей работе. Интернет стал для них инструментом как оперативной диагностики, так и построения научных долгосрочных моделей развития институтов, отношений и даже политических биографий отдельных персон. Понятно, что политические структуры не могли не отреагировать на такие изменения в информационных потребностях граждан. Поэтому у партий и органов власти, а также отдельных государственных деятелей появились собственные электронные представительства в сети. Такие авторские сайты стали непременным атрибутом их присутствия на современном политическом рынке. Интерактивный характер Интернета не только способствовал уплотнению и насыщению информационных контактов граждан с властью, но и трансформировал систему представительства гражданских интересов. Интернет сегодня — это мощный дополнительный канал презентации людьми своих социальных потребностей, механизм давления на власть и использования потенциала политики для выражения своих потребностей. Конечно, на такой тип презентации интересов существенное влияние оказывает техническая оснащенность граждан, наличие у них соответствующих средств для включения в сеть. Например, только в Нью-Йорке телефонов больше, чем во многих африканских странах. Однако и в благополучных странах существует проблема доступности Интернета для всех слоев населения. Один из ее аспектов — медленное освоение возможностей массовым сознанием. Но самая серьезная сторона данной проблемы — преодоление цифрового неравенства, разрыва {digital divide). Для ее решения требуются не только значительные технические средства, но и развитие программного обеспечения (прежде всего для «чайни- ков»), банков данных, усиления совместимости различных сетевых пространств и т.д. Распространение Интернета служит одним из показателей технологического разрыва между странами. Так, по данным Международного союза телекоммуникаций ООН и Фонда ООН по народонаселению, на тысячу жителей в Буркина-Фасо приходится менее одного пользователя, Южной Африке — 27, Чили — 38, Сингапуре — 172, Швейцарии — 348. В странах Африки к югу от Сахары, вместе взятых, — один пользователь на 5 тыс. жителей, а в Европе и Северной Америке — один пользователь на 6 жителей. Распределение Интернет-узлов в мире таково: США и Канада — 65,3%, развивающиеся страны — 5,9, Австралия, Япония и Новая Зеландия — 6,4, Европа — 22,4%. Интересно сопоставить эти цифры с численностью мирового населения: США и Канада — 5,1%, развивающиеся страны — 80,4, Австралия, Япония и Новая Зеландия — 2,5, Европа - 12%3. Увеличение информационных ресурсов населения способствует более массовому участию граждан в принятии решений. Расширение знаний о политических процессах и одновременно получение возможности сообщать свое мнение непосредственно центрам и институтам власти способствовали организации интернет-плебисцитов, массовых опросов граждан по актуальным вопросам политического развития. Однако развитие интерактивных интернет-форм политического дискурса не сводится только к повышению политических возможностей рядовых граждан. Власти также получают больше информации о социальных интересах, запросах, мнениях населения. Совместное возрастание политического потенциала рядовых граждан и правящего класса заставляет многих ученых говорить о назревающей «революции участия». По убеждению Л. Гроссмана, в результате этого технического переворота «люди станут четвертой ветвью власти». Таким образом, появление и развитие Интернета подтверждает идеи Д. Белла, Э. Тоффлера, 3. Бжезинского, Р. Даля, и особенно М. Маклюэна, раньше других высказавших мысль, что развитие техники и электронных средств коммуникации со временем станет наиболее действенным фактором, под влиянием которого будут формироваться как экономическое, так и политическое пространства общества, развиваться предпосылки дальнейшего развития демократии. В русле этих идей А. Этциони сформулировал концепцию «теледемократии», манифестировавшую становление новых исторических форм организации власти. В современном мире уже есть опыт применения технологий такой электронной демократии. В ряде западных государств на практике были опробованы технологии электронного голосования. Еще в начале 90-х годов прошлого столетия в США во время выборов была учреждена «электронная ратуша», с помощью которой избиратели получили возможность замещать своих представителей при выборе решений. Там же в 1994 г. впервые в истории была принята правительственная директива, обязывающая правительство открывать через Интернет информацию о своей деятельности. Конечно, перспектива интернет-демократии способствует более полному участию граждан в политическом процессе. Но такой тип принятия решений несет в себе и некие угрозы, причем не только привычному порядку формирования власти, но и самому механизму политического управления. Ведь многие проблемы, требующие компетентной оценки, а порой и принятия жестких, непопулярных решений, вряд ли получат одобрение на таком форуме. Кроме того, интерактивные формы взаимоотношений государства и гражданского общества могут нарушить баланс в правящем классе и права меньшинств или же привести к принятию политических решений, не отвечающих долгосрочным интересам общества. Таким образом, влияние Интернета на характер коммуникаций в сфере власти существенно изменило язык политического дискурса, стилистику политической конкуренции. С одной стороны, есть возможность повышения транспарентности политики, чему способствует открытие информации о деятельности властных структур, механизмах формирования политической повестки дня. С другой — возрастает информированность массового политического субъекта. Сочетание этих двух формирующихся на наших глазах тенденций ведет к росту капитала общественного доверия, повышению «морального авторитета» власти (А. Хиршман), т.е. нарастанию ресурсов власти, объемы которых в процессе использования увеличиваются. В результате повышается легитимность, укрепляется положение властных структур и, как следствие, происходит стабилизация государства и общества. Существенный вклад интернет-технологии внесли и в развитие системы государственного управления, укрепление тенденции постепенной трансформации вертикально-централизованной структуры макрорегулирования общества с полицентрическими формами его организации. Сегодня благодаря Интернету значительно снизились потребности в человеческих, материальных и организационных ресурсах для эффективного управления. С его непременным участием осуществляются и преобразования по перестройке системы государственного управления с точки зрения интересов рядового гражданина (потребителя информационных услуг государства). Интернет стал мощным механизмом децентрализации и деконцентрации власти и управления, дебюрократизации структур государства. Существенное влияние оказывает Интернет и на мировую политику, организацию международных отношений. С помощью, а нередко и под непосредственным влиянием сетевых технологий формируются транснациональные связи и институты глобального мира, складываются его нормы и традиции. Интернет помогает отдельным странам и политическим акторам встроиться в новые мировые взаимоотношения. Он, как показал М. Кастельс, не только распространяет информацию и формирует трансграничные потоки, но и обеспечивает главную ценность — высокую скорость доступа к необходимым сведениям, которые легче других связующих страны компонентов проникают через политические и социальные барьеры. В результате складываются сетевые структуры, связывающие между собой политические и социально-экономические структуры и локалитеты. Причем, будучи едва ли не самым мощным средством сбора, обработки, хранения и передачи информации, Интернет продолжает свою эволюцию, выступая ядром формирования новых технических средств связи, представляющих собой синтез телематических и сетевых элементов. А это в свою очередь становится предпосылкой для новых социальных и политических изменений в мире. § 3. Электронное правительство
Понятие электронного правительства довольно многозначно. Оно может отражать как деятельность одной — исполнительной — ветви власти, так и всего государства в целом, а в сочетании с термином selfgovernment (самоуправление) его значение расширяется, характеризуя уже отношения государства с общественными структурами, партиями и другими политическими акторами. И в этом смысле оно претендует на отображение едва ли не всего поля политики. Тем не менее концептуально это понятие отражает общий вектор движения современного общества в направлении перестройки функций власти и ее отношений с гражданами и их объединениями на основе широкого внедрения информационно-коммуникационных технологий. В широкой политико-исторической перспективе элек- 18 - 4386 тронное правительство может быть понято как новый этап в развитии современного государства. В узком же значении это понятие характеризует формирование определенной коммуникационной инфраструктуры, позволяющей государственным органам власти, гражданам, общественно-политическим и коммерческим организациям взаимодействовать на основе новых информационных технологий. Выделяются, как правило, три основных направления, или области задач, связанных с реализацией целей электронного правительства (государства): Первое — так называемое G2G {government to government), которое предполагает повышение эффективности работы органов государственной власти и органов местного самоуправления. Этому способствуют: обеспечение совместимости стандартов хранения информации и документооборота, подключение к компьютерным сетям органов государственной власти и органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, реализация отраслевых программ информатизации, создание межведомственных и местных информационных систем и баз данных. Достижение этих задач связано с развитием систем межведомственного электронного документооборота, обеспечивающих сокращение сроков обработки документов; разработкой и внедрением стандартов электронного делопроизводства и документооборота; координацией деятельности органов власти в сфере информатизации; разработкой и.внедрением комплексных систем обеспечения информационной безопасности. Благодаря этим мерам сокращаются издержки государственного управления, в том числе за счет высвобождения части технического персонала этих органов; повышаются возможности координации действий органов государственной власти при формировании единого порядка сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации; растет эффективность государственного управления и местного самоуправления благодаря созданию принципиально новых возможностей для мониторинга процессов в экономике и обществе и принятия своевременных решений по регулированию этих процессов. Второе направление — G2B {government to business). Оно связано с повышением эффективности взаимодействия органов государственной власти и коммерческих организаций, формированием условий, необходимых для развития механизмов электронной торговли и ускоренного развития конкурентоспособного производства товаров и услуг в сфере информационных и коммуникационных технологий; совершенствованием управления поставками продукции для государственных нужд. Речь идет о взаимоотношениях государства и бизнеса в сфере налогообложения, оформления та- моженной документации, регистрации и ликвидации юридических лиц, выдачи лицензий и сертификатов, подготовки и представления отчетной документации. Для решения этих задач требуется обеспечение совместимости стандартов обмена информацией, документооборота, принципов защиты информации, использования электронной цифровой подписи, а также стимуляция коммерческих организаций к повышению открытости их деятельности. Третье направление — G2C {government to citizen). Становление электронного государства предполагает реальное обеспечение прав граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, в том числе по таким важным вопросам, как законопроектная деятельность, бюджетный процесс, управление государственной собственностью, конкурсное замещение вакантных должностей; повышение информационной открытости органов государственной власти и органов местного самоуправления, эффективность их взаимодействия с гражданами, качество оказываемых им услуг; обеспечение равных возможностей подключения граждан к открытым информационным системам. Предлагаемые властью интерактивные медиатехнологии призваны заменить более пассивные формы политических коммуникаций, что должно способствовать формированию более информированного и активного гражданина. Отдельные избиратели получат возможность идентифицировать злободневные проблемы, активнее участвовать в работе органов общественного самоуправления. У них появятся лучшие возможности для контроля за действиями избранных официальных лиц и реагирования в ситуациях, когда власти не способны ответить на их запросы. Формами реализации данной перспективы выступают электронное голосование на референдумах и выборах, развитие гражданских горизонтальных связей и инфраструктур, формирование новых «виртуальных сообществ» с целью решения проблем регионального и локального характера. Многие из этих возможностей уже реализованы в малых масштабах посредством внедрения электронных технологий избирательных кампаний отдельными кандидатами и организациями, а также в рамках экспериментов на региональном и локальном уровнях государственного управления.
В России, как и во многих других странах мира, Интернет получает все более широкое распространение, причем тенденции развития этих информационных технологий, как правило, общие для всех государств. Электронные коммуникации впервые заявили о себе в 18* 1991 г. во время «путча». Когда все традиционные СМИ либо были закрыты, либо произвольно приостановили свою деятельность, Редком выпустил 46 тыс. единиц информации по всей России и за рубеж. С тех пор развитие интернет-коммуникаций приобрело восходящий и позитивно развивающийся характер. Современная государственная политика направлена на всемерное развитие Интернета. К концу 1990-х крупнейшие интернет-издания стали составной частью медиаполитической системы (газета.га, lenta.ru, ntvru.com, страна.га и др.). Правительственная программа «Электронная Россия» нацелена на качественное расширение Интернета. В частности, как уже упоминалось, планируется в течение ближайших 9 лет оснастить все вузы и 60% школ интернет-связью, повести работу по совместимости корпоративных и государственных ресурсов, а также решить другие важные в этой области задачи. Однако нынешний объем отечественных пользователей сети, или аудитории Интернета, пока еще не позволяет считать его средством массовой информации. И хотя по темпам роста мы занимаем 4-е место в мире, сегодня всего лишь 5 млн эпизодических и около 2,5 млн постоянных пользователей обращаются к сетевым ресурсам, что конечно же несопоставимо с российским населением. Правда, через 5 лет, по прогнозам, их станет 6 млн, а в 2010 г. должно организоваться сетевое сообщество из 26 млн пользователей. Существенно сдерживает развитие интернет-технологий и то, что большинство пользователей сосредоточено в крупных городах, а село практически не охвачено этим средством передачи информации. Это свидетельствует о разрыве информационно-политического пространства страны. Есть основание полагать, что наиболее активная часть пользователей Интернета — специалисты в области информации, т.е. эти технологии востребованы в основном специализированными группами населения. Дальнейшее развитие российского сегмента мировой сети возможно при опережающей государственной поддержке. Техническое развитие сети должно быть дополнено развитием конституционных прав граждан на свободное получение и распространение информации, повышение полноты и доступности информационных ресурсов, эффективности их использования. Вопросы для обсуждения 1. Какие возможности для ведения политики, на ваш взгляд, открыл Интернет и какие сложности он создал для организации власти?
2. Как можно охарактеризовать долговременные последствия исполь 3. Какова должна быть политика стран, отстающих в политическом 4. Сможет ли Россия за счет развития политических интернет-техно 5. Что препятствует интенсивному становлению в Российском госу Рекомендуемая литература Белкин С, Воронин В., Устименко С. Интернет и власть // Власть. 1999. № 9. Воронина Т. П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы М, 1995. Кастелъс М. Информационная эпоха. М., 1999. Песков Д. Интернет как политический институт в России — http/www.isn.ru/ public/project.doc. Почепцов Г. Г. Коммуникативные технологии XX века. М., 1999. Туронок С. Интернет и политический процесс // Общественные науки и современность. 2001. № 2. The Digital Dilemma: Intellectual Property in the Information Age. 2000. National Academy Press. Gutstein D. Con: How Internet Undermines Democracy — http:/ www.wr.com. au/democracy/ Valovic T. Digital Mythologies: the Hidden Complexities of the Internet. New Jersey, 2000. Глава 12
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.201.46 (0.01 с.) |