Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пределы политической обязанности.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Теория политической обязанности основана на взаимности обязательств гражданина и государства, взаимосвязи услуг, которыми они обмениваются. Предполагается своего рода договор между гражданином и государством. Он действует при обоюдном соблюдении. Неисполнение любой из сторон условий договора ставит под сомнение обязанности другой стороны. История дает множество примеров, когда права и интересы гражданина, моральные, политические и социальные принципы вступают в противоречие с обязанностью повиноваться или сотрудничать с государством. Этот конфликт порождает вопрос о пределах политической обязанности. 3 варианта решения: Первый вариант - повиновение объявляется абсолютным законом. Аргументы выдвигаются разные. Политической обязанности приписывается высшее моральное значение. Второй вариант - она соблюдается до тех пор, пока государство верно своему долгу, не нарушает прав человека, не превращается в тиранию. Это наиболее распространенная ныне точка зрения, характерная для либеральных и демократических кругов и получившая широкое признание с XVII-XVIII веков Третий вариант решения– провозглашение безусловной свободы личности, полное отрицание политической обязанности. Это позиция анархическая. Первый и третий – крайности. Второй вариант представляется разумным решением проблемы. Свобода и права человека, справедливость, общее благо – все это ставит пределы политической обязанности. Гражданин должен проявлять лояльность по отношению к государству, если последнее выполняет свои обязательства. Это означает, что он действует в соответствии со свободой и правами человека, справедливостью, общим благом. При таком понимании проблемы государство не ставится над человеком, над государством учреждается своего рода моральный суд, а гражданин выступает в качестве инстанции, правомочной определять пределы своей политической обязанности. 35. Социологический позитивизм. Его возникновение, содержание и представители. Социологическая школа придает первостепенное значение, в отличие от нормативистов, практике, реальному действию права (П). Применение П не всегда полностью соответствует его буквальному содержанию. Оно зависит от конкретных и постоянно меняющихся обстоятельств. П – реальные общественные отношения порядок, который создается деятельностью судей и иных представителе власти, т.к. поддерживается принуждением Г. Теории возникает в к. 19 – н. 20 в., обновление системы, новые веяния экономики, появление крупных объединений, монополий и т.д. Законы консервативны, закон приняли и он омертвел, а жизнь развивается постоянно. До сер. 19. все правовые школы сходились на признании автономной природы П, вытекающей из метафизической сущности человеческой личности – нравственной свободы. Это мировоззрение нашло свое отражение в теориях естественно-правовой школы. Предшественник – Иеринг, увидевший основу П не в тексте закона, а в мотивах поведения людей. Его теорию относят к реалистической школе П, которая во многом пересекается с социологическим позитивизмом. Новое учение изложено в трудах Иеринга «Цель в П», «Борьба за П» и устанавливает неправильность точки зрения, основанной на метафизическом понимании воли. Основная цель человеческого существа – удовлетворение материальных и духовных потребностей (питье, еда, жилье, одежда, размножение). Для их удовлетворения нужны орудия и средства производства, т.е. потребность в собственности. Имущественный интерес требует для своей охраны установления П и Г. П – защищенный интерес. П- средство достижения богатства. П – единство собственности и власти. Организация социального принуждения представляет 2 стороны: создание внешнего механизма и установление положений, определяющих применение этой силы, форма решения первой задачи – государственная власть, форма второй – П. Термин "социология" принадлежит О. Конту. Конт считается основателем социологии, он ввел в научный оборот сам термин “социология” (“Курс позитивной философии”). За основу развития общества принимал изменения во взглядах личности. Он придерживался классификации этапов развития общества, разделяя развитие общества на: теологический, метафизический и позитивный периоды. В теологический период развития было характерно объяснение всех событий как результата проявления воли сверхъестественных существ; доминирование религиозного мировоззрения. Метафизическому периоду присущи такие черты, как уменьшение влияния религии; развитие наук; предоставление возможности управления всем классам. В позитивный период утверждается позитивное сознание, исчезает оборонительный военный дух и на смену аристократии приходит социократия. При социократии духовное руководство обществом принадлежит философам-позитивистам, ученым, призванным вырабатывать рекомендации для практики управления и заниматься воспитанием. Социальная солидарность – необходимая основа нормальной социально-политической жизни, исчезновение которой означает распад общества и Г. Сторонник сильной авторитарной власти. О правовой сфере Конт высказывал следующие идеи: П для всех едино - это необходимость исполнять свои долг; замена норм законов возможна только нормами позитивистской религии. Спенсер сравнивал общество с биологической организацией животных, а его развитие – с биологической эволюцией, он исходил из постепенности общественных преобразований на основе изменений социальной наследственности, из способности общества к саморегуляции. Спенсер признает концепцию естественного П, в отличие от Конта. Если у Конта в соотношении общества, Г и личности приоритет принадлежит обществу и Г, то у Спенсера – личности. Он признавал за гражданами «П игнорировать Г», призванное обеспечивать автономию индивида. Г, политическая власть возникает и существует ради достижения общих целей и обязано выражать запросы и чувства народа. Делегирование власти правительству необходимо, т.к. функции управления обществом расширяются и усложняются. Он выделял следующие типы обществ: воинственный и промышленный. Обществу с воинствующим типом организации общества были присущи функции защиты своих членов от внутренней и внешней опасности. Отличительные черты общества воинствующего типа (характерно для ранних стадий развития истории): личность поглощается Г и обществом, принудительное объединение всех членов общества, как и военных в армии, в единую систему; построение государственной иерархии с четким разделением обязанностей; определение Г запретов и обязанностей каждого члена общества; подавление политической активности личности. Для промышленного типа общества характерны черты: уважение личности, свобода, инициатива, построение общества на началах равенства; определение Г только запретов для своих граждан. При воинствующем обществе индивиды служили для целей общества, а при промышленном обществе - оно само служит для целей индивидов. Переход к промышленному типу Г составляет суть закона эволюции. Представители: Эрлих, Канторович, в России – Муромцев, Ковалевский, в США – Холмс, Паунд. Основной элемент социологического понимания П - юридический плюрализм, вытекающий из перенесения центра тяжести с нормы закона на реальные общественные отношения. С законом сопоставляется «живое П» (Эрлих) или «П в действии» в отличие от «П в книгах» (Паунд). Муромцев понимал П как живой правопорядок, создаваемый правотворческой деятельностью судей и администраторов, практической жизнью и потребностям общества в противовес правовой норме, закрепленной в законе. Наряду с законом в П входят: - судебные и административные решения (особенно эта идея близка юристам стран «общего П». Решению судьи придается правотворческое значение. Он связан рядом прецедентов, законов, но его обязанность найти единственное решение, которое может находиться и в рамках старого П, и может создавать новое, зависит в значительной степени от свободы судейского усмотрения. Расхождения между П и конкретным решением, которое порождается, не только естественно, но и полезно. Норма П консервативна, сложно приводится в соответствие с эволюцией общества, а решение - более подвижно и приспособляемо.) - юридические факты (нормы, которые соблюдаются в реальной жизни, хотя они не закреплены в законе и не являются официально признанными обычаями.) - П различных объединений = корпоративное П (семья, предприятие, образовательное учреждение, коммерческая фирма и пр. Каждое объединение живет по своим «законам», которые соблюдаются всеми членами) Достоинства школы: 1. Ориентация на практику. Норма, не воплощенная и неспособная воплотиться в реальном правоотношении, не является правовой, решение всегда чем-то отличается от П. Для гражданина решение, вступившее в силу, важнее нормы, именно оно ассоциируется с П. Недостатки школы: 1.П не совокупность норм, а совокупность решений. П не то, что есть, а то, что должно быть. 2. произвольность интерпретации нормы П предопределяет возможность вынесения противоправных решений. 3. теория изложена с точки зрения судьи, абсолютной свободе судейского усмотрения, судья ничем не связан при принятии решения и руководствуется исключительно своей интуицией. 4. упор на подвижность П (а ведь стабильность П - один из хороших признаков) 5. разница между П и другими социальными нормами не проводится. 6. связь Г с П и его воздействие на «живое право» недооценивается. 7. естественное право не признается.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 388; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.13.24 (0.009 с.) |