Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пределы политической обязанности.

Поиск

Теория политической обязанности основана на взаимности обязательств гражданина и государства, взаимосвязи услуг, которыми они обмениваются. Предполагается своего рода договор между гражданином и государством. Он действует при обоюдном соблюдении. Неисполнение любой из сторон условий договора ставит под сомнение обязанности другой стороны.

История дает множество примеров, когда права и интересы гражданина, моральные, политические и социальные принципы вступают в противоречие с обязанностью повиноваться или сотрудничать с государством. Этот конфликт порождает вопрос о пределах политической обязанности.

3 варианта решения:

Первый вариант - повиновение объявляется абсолютным законом. Аргументы выдвигаются разные. Политической обязанности приписывается высшее моральное значение.

Второй вариант - она соблюдается до тех пор, пока государство верно своему долгу, не нарушает прав человека, не превращается в тиранию. Это наиболее распространенная ныне точка зрения, характерная для либеральных и демократических кругов и получившая широкое признание с XVII-XVIII веков

Третий вариант решения– провозглашение безусловной свободы личности, полное отрицание политической обязанности. Это позиция анархическая.

Первый и третий – крайности. Второй вариант представляется разумным решением проблемы. Свобода и права человека, справедливость, общее благо – все это ставит пределы политической обязанности. Гражданин должен проявлять лояльность по отношению к государству, если последнее выполняет свои обязательства. Это означает, что он действует в соответствии со свободой и правами человека, справедливостью, общим благом. При таком понимании проблемы государство не ставится над человеком, над государством учреждается своего рода моральный суд, а гражданин выступает в качестве инстанции, правомочной определять пределы своей политической обязанности.

35. Социологический позитивизм. Его возникновение, содержание и представители.

Социологическая школа придает первостепенное значение, в отличие от нормативистов, практике, реальному действию права (П). Применение П не всегда полностью соответствует его буквальному содержанию. Оно зависит от конкретных и постоянно меняющихся обстоятельств. П – реальные общественные отношения порядок, который создается деятельностью судей и иных представителе власти, т.к. поддерживается принуждением Г.

Теории возникает в к. 19 – н. 20 в., обновление системы, новые веяния экономики, появление крупных объединений, монополий и т.д. Законы консервативны, закон приняли и он омертвел, а жизнь развивается постоянно. До сер. 19. все правовые школы сходились на признании автономной природы П, вытекающей из метафизической сущности человеческой личности – нравственной свободы. Это мировоззрение нашло свое отражение в теориях естественно-правовой школы.

Предшественник – Иеринг, увидевший основу П не в тексте закона, а в мотивах поведения людей. Его теорию относят к реалистической школе П, которая во многом пересекается с социологическим позитивизмом. Новое учение изложено в трудах Иеринга «Цель в П», «Борьба за П» и устанавливает неправильность точки зрения, основанной на метафизическом понимании воли. Основная цель человеческого существа – удовлетворение материальных и духовных потребностей (питье, еда, жилье, одежда, размножение). Для их удовлетворения нужны орудия и средства производства, т.е. потребность в собственности. Имущественный интерес требует для своей охраны установления П и Г. П – защищенный интерес. П- средство достижения богатства. П – единство собственности и власти. Организация социального принуждения представляет 2 стороны: создание внешнего механизма и установление положений, определяющих применение этой силы, форма решения первой задачи – государственная власть, форма второй – П.

Термин "социология" принадлежит О. Конту. Конт считается основателем социологии, он ввел в научный оборот сам термин “социология” (“Курс позитивной философии”). За основу развития общества принимал изменения во взглядах личности. Он придерживался классификации этапов развития общества, разделяя развитие общества на: теологический, метафизический и позитивный периоды. В теологический период развития было характерно объяснение всех событий как результата проявления воли сверхъестественных существ; доминирование религиозного мировоззрения. Метафизическому периоду присущи такие черты, как уменьшение влияния религии; развитие наук; предоставление возможности управления всем классам. В позитивный период утверждается позитивное сознание, исчезает оборонительный военный дух и на смену аристократии приходит социократия. При социократии духовное руководство обществом принадлежит философам-позитивистам, ученым, призванным вырабатывать рекомендации для практики управления и заниматься воспитанием. Социальная солидарность – необходимая основа нормальной социально-политической жизни, исчезновение которой означает распад общества и Г. Сторонник сильной авторитарной власти. О правовой сфере Конт высказывал следующие идеи: П для всех едино - это необходимость исполнять свои долг; замена норм законов возможна только нормами позитивистской религии.

Спенсер сравнивал общество с биологической организацией животных, а его развитие – с биологической эволюцией, он исходил из постепенности общественных преобразований на основе изменений социальной наследственности, из способности общества к саморегуляции. Спенсер признает концепцию естественного П, в отличие от Конта. Если у Конта в соотношении общества, Г и личности приоритет принадлежит обществу и Г, то у Спенсера – личности. Он признавал за гражданами «П игнорировать Г», призванное обеспечивать автономию индивида. Г, политическая власть возникает и существует ради достижения общих целей и обязано выражать запросы и чувства народа. Делегирование власти правительству необходимо, т.к. функции управления обществом расширяются и усложняются. Он выделял следующие типы обществ: воинственный и промышленный. Обществу с воинствующим типом организации общества были присущи функции защиты своих членов от внутренней и внешней опасности. Отличительные черты общества воинствующего типа (характерно для ранних стадий развития истории): личность поглощается Г и обществом, принудительное объединение всех членов общества, как и военных в армии, в единую систему; построение государственной иерархии с четким разделением обязанностей; определение Г запретов и обязанностей каждого члена общества; подавление политической активности личности. Для промышленного типа общества характерны черты: уважение личности, свобода, инициатива, построение общества на началах равенства; определение Г только запретов для своих граждан. При воинствующем обществе индивиды служили для целей общества, а при промышленном обществе - оно само служит для целей индивидов. Переход к промышленному типу Г составляет суть закона эволюции.

Представители: Эрлих, Канторович, в России – Муромцев, Ковалевский, в США – Холмс, Паунд.

Основной элемент социологического понимания П - юридический плюрализм, вытекающий из перенесения центра тяжести с нормы закона на реальные общественные отношения. С законом сопоставляется «живое П» (Эрлих) или «П в действии» в отличие от «П в книгах» (Паунд). Муромцев понимал П как живой правопорядок, создаваемый правотворческой деятельностью судей и администраторов, практической жизнью и потребностям общества в противовес правовой норме, закрепленной в законе.

Наряду с законом в П входят:

- судебные и административные решения (особенно эта идея близка юристам стран «общего П». Решению судьи придается правотворческое значение. Он связан рядом прецедентов, законов, но его обязанность найти единственное решение, которое может находиться и в рамках старого П, и может создавать новое, зависит в значительной степени от свободы судейского усмотрения. Расхождения между П и конкретным решением, которое порождается, не только естественно, но и полезно. Норма П консервативна, сложно приводится в соответствие с эволюцией общества, а решение - более подвижно и приспособляемо.)

- юридические факты (нормы, которые соблюдаются в реальной жизни, хотя они не закреплены в законе и не являются официально признанными обычаями.)

- П различных объединений = корпоративное П (семья, предприятие, образовательное учреждение, коммерческая фирма и пр. Каждое объединение живет по своим «законам», которые соблюдаются всеми членами)

Достоинства школы:

1. Ориентация на практику. Норма, не воплощенная и неспособная воплотиться в реальном правоотношении, не является правовой, решение всегда чем-то отличается от П. Для гражданина решение, вступившее в силу, важнее нормы, именно оно ассоциируется с П.

Недостатки школы:

1.П не совокупность норм, а совокупность решений. П не то, что есть, а то, что должно быть.

2. произвольность интерпретации нормы П предопределяет возможность вынесения противоправных решений.

3. теория изложена с точки зрения судьи, абсолютной свободе судейского усмотрения, судья ничем не связан при принятии решения и руководствуется исключительно своей интуицией.

4. упор на подвижность П (а ведь стабильность П - один из хороших признаков)

5. разница между П и другими социальными нормами не проводится.

6. связь Г с П и его воздействие на «живое право» недооценивается.

7. естественное право не признается.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 388; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.13.24 (0.009 с.)